Цель посещения неблагополучной семьи классным руководителем

В статье рассматриваются цели посещения семьи сотрудником ОО, приводится акт посещения на дому учащегося классным руководителем. Рассматриваются случаи, когда обязательно требуется протокол диагностики семьи при посещении квартиры.

Одной из распространенных форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи является посещение школьника на дому, когда классный руководитель или социальный педагог знакомится с условиями жизни ученика.

Процедура посещения семьи классным руководителем время от времени вызывает резонанс в обществе, поскольку не всегда ясны ее цели и задачи, либо они неверно трактуются.Некоторые родители расценивают визит педагога как посягательство на личное пространство семейства.

И все же процедура посещения семьи классным руководителем нужна, поскольку: 

  • позволяет выявить учащихся, проживающих в неблагоприятных условиях, как жилищных, так и эмоциональных;
  • помогает восстановить права ребенка путем воздействия на нерадивых родителей или изъятия из неблагополучных условий и передачи под опеку. 

По результатам наблюдений и бесед в ряде случаев в образовательное учреждение передается заполненный акт посещения семьи классным руководителем.

Содержание

Зачем организовывать посещение семьи классным руководителем

Как правило, учителя отправляются в гости к ученику для учета детей, проживающих в микрорайоне школы или для составления акта обследования жилищно-бытовых условий учащихся из неблагополучных семей, а также для обучения на дому детей, страдающих заболеваниями, исключающими их самостоятельное посещение учебного заведения.

Посещение семьи классным руководителем может проводиться с целью диагностики, когда учитель знакомится с условиями жизни подопечного, изучает возможные факторы риска (медицинские, бытовые, социальные), исследует сложившиеся в семье проблемные ситуации.

Также педагог может оценивать динамику решения проблем в семье школьника при повторном визите, контролировать выполнение реабилитационных мероприятий.

Кроме того, классный руководитель или социальный педагог при посещении ребенка может оказывать конкретную социальную, психологическую помощь, выступая в роли посредника.

При первом посещении квартиры  ученика, в первую очередь, это касается диагностики семей первоклассников,  классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • наличие у школьника собственного учебного места;
  • в каком виде содержаться учебные принадлежности;
  • выполняется ли режим дня;
  • какую литературу читает ребенок и читает ли он вообще, есть ли у него список книг для внеклассного чтения;
  • как ребенок помогает родителям по дому, какие обязанности выполняет в семье;
  • посещает ли ученик кружки, секции, чем увлекается в свободное от уроков время;
  • поощряют ли подопечного за успехи, какая система наказаний предусмотрена в семье;
  • едины ли мать и отец в своих требованиях к ребенку;
  • как часто родители проверяют успеваемость ребенка: проверяют дневники, тетрадки, выполнение домашних заданий;
  • какие формы отдыха предпочтительны для семьи: экскурсии, туризм, рыбалки, прогулки и т.д.

Когда составлять акт посещения семьи классным руководителем

Посещения семьи ученика классным руководителем на дому могут быть вызваны конкретными причинами: болезнь ребенка, пропуск по невыясненным причинам нескольких занятий. Если же школьник совершил безнравственный поступок, либо совсем забросил учебу, то классным руководителем заполняется протокол посещения семьи.

Протокол (акт) посещения семьи классным руководителем составляется в обязательном порядке в следующих случаях:

  • ребенок регулярно нарушает дисциплину, игнорируя правила поведения в школе, грубит одноклассникам и педагогам, прогуливает занятия, появляется на уроках в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения;
  • ученик состоит на учете в полиции или комиссии по делам несовершеннолетних;
  • школьник находится под следствием;
  • когда решается вопрос дальнейшего места жительства ребенка (стоит вопрос о переводе в интернат или детский дом при изъятии из семьи);
  • в рамках комплексной проверки семейной пары, планирующей усыновить несовершеннолетнего;
  • при смене места жительства для того, чтобы выяснить, не изменились ли в худшую сторону условия жизни ребенка;
  • при поступлении в школу (компетентные органы) жалоб со стороны соседей, родственников о том, что родители ненадлежащим образом относятся к ребенку, применяют силу, насилие и т.д.
  • в случае обращения учащегося за медицинской помощью (в том числе с членами семьи). В данной ситуации позволит оценить жилищно-бытовые условия, а также выяснить, при каких обстоятельствах школьник был травмирован – по неосторожности, по итогу несчастного случая, по причине небрежного, жесткого обращения со стороны взрослых.

Форма акта посещения семьи ученика классным руководителем является стандартной, однако допускается добавление дополнительной информации.

Перед тем, как составить протокол посещения семьи классному руководителю следует оценит общее состояние жилых помещений и наличие личного пространства у учащегося для игр, учебы, отдыха;

Во время диагностики семьи первоклассника или школьника старших классов  при посещении квартиры классному руководителю стоит обратить пристальное внимание на:

  • присутствие игрушек (пусть даже самых простых) в зоне личного пространства, книг, канцелярских принадлежностей, пособий, другой литературы, необходимых для решения домашних заданий, реализации внеурочной деятельности;
  • наличие у ребенка одежды для разных сезонов;
  • присутствие в доме животных, условия их содержания, обеспечение безопасности учащегося;
  • внешний вид ребенка, состояние его здоровья, эмоциональный фон родителей, других родственников, совместно проживающих с ним.

Акт посещения ребенка на дому классным руководителем: образец

После обследования жилищных условий ученика классному руководителю необходимо по образцу составить акт посещения учащегося на дому, и в трехдневный срок предоставить его в образовательное учреждение в двух экземплярах.

В акте следует указать:

  • состав комиссии, проводившей обследование с указанием Ф.И.О., должности;
  • объект посещения (“семья учащегося ___, проживающая по адресу…”);
  • характеристики жилого помещения (вид жилья, площадь, количество комнат, наличие удобств: газ, отопление, электроэнергия, телефон, интернет, водоснабжение, лифт и т.д.);
  • состав семьи школьника (Ф.И.О. матери, отца, других родственников, проживающих в доме, где работают, на какой должности, каков доход, наличие хронических заболеваний и т.д.);
  • наличие домашних питомцев;
  • сведения из пункта “На что обратить внимание” (перечислить в свободной форме);
  • заключение комиссии;
  • подписи всех участников комиссии;
  • дату посещения.

После составления акта посещения семьи оба его экземпляра заверяются классным руководителем, директором школы и специалистами, участвовавшими в диагностике. Один экземпляр отправляется в орган опеки, второй подшивается в личное дело учащегося. Родители получают копию документа по месту проживания.

В случае, если результаты визита оказались неудовлетворительными, то есть было выявлено, что учащийся проживает в плохих условиях, не имеет личного пространства, подвергается насилию со стороны родителей или других родственников, членов семейства, классный руководитель обязан в течение суток с момента посещения жилища школьника направить уведомление в органы опеки.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65391-qqq-17-m12-akt-poseshcheniya-na-domu-uchashchegosya-klassnym-rukovoditelem

Цель посещения неблагополучной семьи классным руководителем

В диалоге с семьей необходимо замечать многие мелочи и детали, а затем решать: придавать им значение или нет.

Во время беседы нужно обратить внимание на:

  • внешний вид,
  • поведение,
  • мимику,
  • жесты,
  • интонации,
  • другие особенности речи.

Во время беседы могут возникать и непредвиденные ситуации:

Социальный педагог должен быть психологически готов к такому развитию событий, при котором запланированная цель визита и актуальная ситуация несовместимы, т.е., возникает непредвиденная ситуация. При возникновении напряженной ситуации во время визита:

  • Приостановите обсуждаемую тему.
  • Предложите сделать паузу (например. Скажите о необходимости позвонить и т.д.).
  • Сохраняйте спокойствие на протяжении всей ситуации. Не продолжайте решение проблемы, начните с активного слушания.
  • При дальнейшем обсуждении используйте «я — сообщения» вместо «ты — сообщения».

Абдулино, ул.Ленина, д.8

(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)

место пребывания г. Абдулино, ул. Коммунистическая, д. 210-1

(адрес места фактического проживания и проведения обследования)

1. Сведения о родителях ребенка

1.1. Мать Молощенкова Елена Александровна, дата и место рождения, место жительства неизвестно

Сведения о трудовой деятельности — неизвестно.

Участие матери в воспитании и содержании ребенка — отсутствует

1.2.

Отец Молощенков Александр Васильевич, дата и место рождения, место жительства неизвестно

Сведения о трудовой деятельности — неизвестно.

Участие отца в воспитании и содержании ребенка — отсутствует

1.3. Родители лишены родительских прав

2. Сведения о ребенке

2.1. Состояние здоровья:

соответствует возрасту ребенка, хронических заболеваний нет, особых

потребностей в медицинском обслуживании нет, 2 группа здоровья, основная.

2.2.

Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка в норме.

2.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке.

2.4.

Семья может принять Ваше объяснение, а может и нет.

  • Спросите, в какой помощи семья нуждается и согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.
  • Обязательно проверьте, как члены семьи Вас поняли и как восприняли.
  • Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.
  • Оцените качество контакта с семьей.

4. Выслушайте ответы и примите их за основу вашего будущего диалога. Запомните, что ответы семьи могут Вам и не понравиться, но они должны быть для Вас тем, на чем придется строить диалог (налаживать отношения).

Поэтому не стоит «рисовать семье ее светлое будущее при условии, если она откажется от своих глупых установок».

И не стоит забывать, что налаживание контакта – это не «пустая трата времени», а необходимый компонент плодотворного сотрудничества.

В процессе первой беседы необходимо фокусировать внимание на ключевой проблеме. Социальный педагог, кроме того, должен мотивировать членов семьи на изменения. Это дает собеседникам новый взгляд на себя и свои возможности, придает клиенту уверенность в возможности самому изменить ситуацию к лучшему.

Цель посещения неблагополучной семьи классным руководителем заполненный

Согласие опекать больного ребенка кандидат в опекуны указывает в своем заявлении .

-документальные свидетельства того , что несовершеннолетний относится к категории детей , лишившихся попечения родителей .

· копия свидетельства о смерти родителей , заверенная у нотариуса ;

· выписка из решения суда о лишении родителей права на воспитание ;

· справка о заболевании родителей , заверенная главврачом ;

· в случае загранкомандировки родителей – справка из военкомата , с места работы .

-акт первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего , нуждающегося в защите , с заключением и мотивированным предложением о виде его устройства на дальнейшее воспитание ( Приложение № 10)

Акт предоставляется в отдел по образованию , копия хранится у социального педагога .

-заключение о здоровье несовершеннолетнего .

-опись имущества , оставшегося после смерти родителей , с указанием , кому оно передано на сохранность ( Приложение № 12)

Опись составляется социальным педагогом в 3-х экземплярах .

Цель посещения неблагополучной семьи классным руководителем заполненный образец

Опекуны (попечители) могут быть освобождены от своих обязанностей по личной просьбе, если органы опеки и попечительства признают, что эта просьба вызвана уважительными причинами.

Наблюдение за деятельностью опекунов (попечителей), условиями жизни подопечных детей, сохранением их имущества, жилья до достижения ими совершеннолетия осуществляется органами управления образованием с помощью социального педагога.

Личное дело опекаемого ребенка дополняется два раза в год следующими документами:

-актом контрольного обследования условий жизни (при выявлении неблагоприятных условий жизни и воспитания подопечного семья берется на особый контроль и посещается чаще) (Приложение №13).

М.

Директор МБОУ СОШ №38: Гаврилова М. В.

Утверждаю:

Начальник отдела образования С.В. Ивасюк _____________

М.П.

Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего

гражданина и его семьи

Дата обследования: 2 марта 2015 г.

Фамилия, имя, отчество, должность специалиста, проводившего обследование

Сальникова Л.П.
, общественный инспектор по охране прав детства

Филимонова А. В. , классный руководитель

Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина (далее — ребенок)

Молощенковой Кристины Александровны, дата рождения 19.01.01.

паспорт : серия №

(когда и кем выдано)

место жительства г. Абдулино, ул.Ленина, д.8

(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)

место пребывания г. Абдулино, ул. Коммунистическая, д. 210-1

(адрес места фактического проживания и проведения обследования)

1.
Сведения о родителях ребенка

1.1.

Посещение неблагополучной семьи классным руководителем заполненный

Примечание: данная памятка носит рекомендательный характер, при заполнении документов к каждому конкретному случаю подходить индивидуально.

Варианты рекомендаций:

  • обратиться за консультацией к врачу-наркологу, (при систематическом злоупотреблении родителями спиртных напитков) пройти лечение от алкогольной зависимости в Полоцкой областной психиатрической больнице;
  • конструктивно решать спорные вопросы;
  • создать благоприятные безопасные условия проживания несовершеннолетних: убрать спички, зажигалки, мелкие, режущие и острые предметы в недоступное для несовершеннолетнего место;
  • соблюдать правила пожарной безопасности: приобрести и установить АПИ, отремонтировать печь, убрать скрутки в электропроводке;
  • родителям обратиться в ТЦСОН для постановки на учет по безработице либо трудоустроиться в течение определённого срока;
  • произвести косметический ремонт помещений;
  • привести состояние жилого помещения в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями;
  • своевременно погашать задолженность по коммунальным услугам;
  • обратиться за консультацией к юрисконсульту СПЦ за правовой консультацией;
  • с целью восстановления детско-родительских отношений обратиться за консультацией к психологу.

7.

Посещение неблагополучной семьи классным руководителем

Орган управления образованием выплачивает опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды,обуви, мягкого инвентаря подопечным. Назначение данных выплат регулируется Положением о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденный приказом Министерства образования РФ от 16 февраля 1993г. №50.

Опекун несет ответственность за судьбу подопечного, обязан проживать совместно с ним. Если подопечный после установления опеки переезжает к опекуну, то вопрос о сохранении его жилой площади по месту ее нахождения решается органом опеки и попечительства администрации района по предложению органа управления образованием

Незаконные действия опекуна(попечителя) могут быть обжалованы в органы опеки и попечительства любым лицом, в том числе подопечным.

Такие семьи могут проявлять следующие формы защитного поведения в отношении к посещающим:

  • Игнорирование: не приходят на встречу, не соблюдают договоренности о ранее запланированных встречах на дому или в учреждениях.
  • Избегание: часто меняют место жительства; не открывают двери, запирают двери, закрывают шторы, гасят свет, чтобы было впечатление пустого дома.
  • Неучастие: во время посещения семьи занимаются посторонними делами; во время беседы не говорят ни о себе, ни о ребенке.
  • Агрессия: начинают ссоры, конфликты с другими членами семьи в присутствии специалиста; обвиняют специалистов в том, что происходит в семье, или в том, что они вмешивается в их жизнь.

С чего начинается посещение семьи? Ответ прост – с налаживания контакта.

Задача первого визита: снятие страха и напряженности у семьи.

1. Представьтесь, будьте при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе.

2. «Социальная беседа»: если волнуетесь, чувствуете, что сами или семья не готовы к содержательной части диалога, — не спешите (иногда первый визит может этой фазой и завершиться). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.

3.

Содержательная часть:

  • Объясните, что хорошего может получить семья от общения с Вами.

Обеспечить контроль за внеурочной деятельностью подростка 2. Уборка квартиры, комнаты ребенка с участием подростка. 3. Помощь в подготовке дом.заданий, контроль выполнения.

Мария Семья (мать, дочь Маша) проживает в 4 комнатной малосемейке, занимает одну комнату. В квартире неуютно. Материальное состояние семьи удовлетворительное. Выводы: 1.

Жилищно-бытовые условия удовлетворительные 2.

Внимание

Трудовое воспитание: уборка комнаты, приготовление еды подростком. 3. Помощь в подготовке дом.заданий продолжить, Руслан Семья (мама , сын Руслан, дедушка и сожитель мамы) проживает в двухкомнатной квартире. В квартире грязно, не убрано, накурено, запах алкоголя.

Мама не работает.

Справка посещение семей, находящихся в социально-опасном положении

Работает иногда сожитель мамы. Ремонта в квартире давно не было. Выводы: 1.Жилищно-бытовые условия неудовлетворительные 2.Не выполняются родительские обязанности 3. Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения, конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, контроль за выполнением дом.заданий не осуществляется.

Рекомендации: 1.

Возможно Вас так же заинтересует:

Источник: https://oooiskra.ru/tsel-poseshheniya-neblagopoluchnoj-semi-klassnym-rukovoditelem

Цель посещения семьи классным руководителем заполненный

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую классный руководитель может получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.

Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности.

Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями.

Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

Акт обследования условий проживания — это документ, описывающий жилищные условия заявителя или иного лица.

В нем указываются сведения:

  • тип планировки;
  • общее состояние дома и квартиры;
  • качество ремонта;
  • наличие и перечень коммуникаций;
  • тип отопления и т.д.

Также документ может содержать сведения о самой семье, о психологической обстановке в квартире, взаимоотношениях родителей и детей.

20 апреля 2017 г. г. Жуковский Московская область

Комиссия в составе: учитель МБОУ «Средняя школа № 125» г.

Важно

Высокой степени благоприятности, средней степени благоприятности, низкой степени благоприятности; начальная неблагоприятность, средняя неблагоприятность, низкая неблагоприятность.

Условия проживания. Наличие мебели, бытовой техники, спальных мест, постельных принадлежностей (в пригодном для пользования состоянии, в полном комплекте, либо требует обновления и пополнения, имеются ли запасы продуктов питания, приготовленная пища, одежда и обувь по сезону для детей). Соблюдены ли санитарно – гигиенические нормы проживания.

Наличие места (комнаты) для занятий и отдыха детей.

( Как оборудовано, есть письменный стол, компьютер, художественная литература, учебники, игрушки)

Доход семьи (ежемесячный)

Состояние здоровья членов семьи ( наличие хронических заболеваний, инвалидности).

5 шаг.

Цель посещения семьи классным руководителем заполненный образец

ЕЛЕЙ» ДОСТУПНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Похожие материалы

Технологии развивающего обучения используются мною на уроках биологии в течение 5 лет.

За этот период я увидела не только преимущества этих технологий, но и перспективы их использования в дальнейшей работе, поскольку они хорошо сочетаются и с другими педагогическими технологиями,а также являются универсальными методами развития ребенка и могут использоваться практически во всех образовательных областях школьной программы.

Более того, они подходят для работы и с «сильными», и со «слабыми» учениками.В работе представлены основные цели,методы развивающего обучения, система педагогической диагностики и мониторинга.Среди таких приемов и методов работы можно выделить личностно-ориентированный подход,интегрированное обучение,поэтапное обучение,созданию портфолио ученика.

Внимание

Ребенок обеспечен всем необходимым соответственно возрасту.

Цель и повод составления Акта обследования

Цель составления документа состоит в фиксации жилищно-бытовых условий и подготовке заключения: обеспечивают ли основные потребности ребенка лица, с которыми он проживает, или готовы ли они принять ребенка (при восстановлении родительских прав и др.). Или нуждается ли гражданин в улучшении жилищных условий и др. При причинении ущерба квартире правильным будет составить Акт осмотра квартиры.

От цели составления акта обследования жилищных условий зависит состав комиссии.
Это могут быть и сотрудники полиции (как правило, участковые уполномоченные), работники органов опеки и попечительства, педагоги школы, работники БТИ, жилищно-эксплуатационной организации и т.п.

Это просто может случиться, поэтому следует быть к этому готовым.

Фразы, препятствующие разговору (не рекомендуется произносить в беседах)

1. Распоряжения. Приказания («Вы должны. » или «Вам при­дется. » или «Вам надо будет. «).

2. Предостережения. Угрозы («Вам лучше. » или «Если Вы не.

тогда. «).

3. Нравоучения. Проповеди. Наставления («Это Ваш долг. » или «От Вас требуется. » или «Вам стоило бы. «).

4. Советы. Рекомендации. Предложения («Я бы сделала так. » или «Почему бы Вам не. » или «Мой Вам совет. «).

5. Аргументация. Логические убеждения («Факты таковы. » или «Позвольте Вам сказать.
«).

6. Осуждение. Критика. Обвинение («Вы не правы» или «Вы ленивы» или «Вы поступаете глупо»)

7. Унижения. Стереотипы. «Ярлыки» («Ты просто ис­порченный ребенок» или «Вы постоянно так поступаете» ).

8. Интерпретация. Анализ.

Посещение семьи классным руководителем заполненный

От других членов семьи – справки от терапевта .

-характеристика на кандидата в опекуны с места работы , заверенная администрацией .

-сведения о братьях , сестрах , близких родственниках кандидата в опекуны .

-автобиография кандидата в опекуны .

-письменное заключение органа управления образованием ( по месту жительства несовершеннолетнего или кандидата в опекуны ) о назначении гражданина (ФИО), проживающего ( адрес ), опекуном ( попечителем ) над несовершеннолетним (ФИО) и назначении опекунского пособия на подопечного ребенка , который не имеет родителей , способных его воспитывать и содержать .

Опека (попечительство) устанавливаются постановлением администрации района (города) по месту жительства несовершеннолетнего, лишившегося попечения родителей или по месту жительства кандидата в опекуны (попечителя).

Акт посещение семьи классным руководителем заполненный

Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта.

Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: http://infourok.ru/spraa-poseschenie-semey-nahodyaschihsya-v-socialnoopasnom-polozhenii.html

Цель посещения семьи классным руководителем. План индивидуальной работы с семьями учащихся

В настоящее время обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые люди, которые умеют строить достойную жизнь, базирующуюся на истине, добре, красоте.

В план работы классного руководителя входит воспитание полноценного гражданина страны, готового учиться, работать на ее благо, защищать ее в случае необходимости.

Важно сочетать разные формы работы, чтобы добиться оптимального результата.

Важные аспекты

Современная семья формируется и существует в условиях новой общественной ситуации. В качестве фундамента нравственных идеалов подростков и детей гарантом их индивидуальной и социальной защищенности выступает учебно-воспитательное учреждение.

Семья и окружающая среда воздействует на морально-нравственное формирование личности ребенка. Именно старшее поколение является важным звеном передачи младшему поколению исторического и социального опыта, деловых и эмоциональных взаимоотношений.

Родители, которые не владеют в должной мере информацией об индивидуальных и возрастных особенностях детей, осуществляют свои воспитательные функции «вслепую». Такой подход редко приносит позитивные результаты. Проблемы неполных семей состоят в отсутствии прочных межличностных связей между отцами и детьми. Решать проблемы удается только при тесном сотрудничестве родителей с педагогами.

План работы классного руководителя предполагает использование различных вариантов работы с родителями, направленных на укрепление взаимодействия семьи и школы.

Важно вовлекать их в досуговую внеурочную деятельность, организовывать сотрудничество между педагогами и детьми.

Для достижения максимального результата классный руководитель должен проводить работу в системе, то есть в совокупности и взаимной связи различных воспитательных мероприятий. Выделим следующие направления его деятельности:

  • изучение классного коллектива и его членов для получения медицинских, демографических, психологических, педагогических сведений (семья, бытовые условия учащегося, материальные возможности родителей, уровень развития, состояние здоровья, обученности и воспитанности, индивидуальные особенности);
  • планирование воспитательной деятельности (продумывание плана для взаимодействия с родителями, школьниками, коллегами с целями и задачами);
  • продумывание, организация, изменение разных видов деятельности согласно поставленным задачам и планам (организация классных часов, творческих дел, походов, экскурсий, родительских собраний);
  • информирование родителей школьников об успеваемости, поведении их детей (педагогическое просвещение);
  • анализ и оценка итогов воспитания (диагностика совместной деятельности школы и семьи).

Варианты контактов с родителями

Работа с семьями учащихся является важным элементом в работе классного руководителя. Существует множество форм взаимодействия родителей и педагогов: творческие отчеты по предметам, общественные смотры знаний, турниры знатоков, праздники творчества и знаний, открытые уроки. Во всех этих ситуациях осуществляется связь между педагогом, родителями, детьми.

Формы трудовой деятельности: сбор макулатуры, оформление кабинета, посадка цветов.

Варианты досуга: концерты, праздники, соревнования, спектакли, КВН, конкурсы, родительские школы по интересам.

Открытые уроки организуются для знакомства родителей с методикой работы педагога, его требованиями к классному коллективу. Такая форма взаимодействия практикуется в начальной школе.

Если мамы и папы 1-2 раза в год присутствуют на занятиях, это позволяет избегать многочисленных конфликтов, связанных с недопониманием родителями специфики учебной и воспитательной работы в ОУ. Отличным вариантом проведения дня открытых дверей является суббота.

Педагоги в необычной форме проводят занятия, стараясь не только показать свое мастерство, но и продемонстрировать родителям творческие и интеллектуальные способности их детей.

Завершить мероприятие можно творческим совместным концертом «Мама, папа, я, мои учителя», в рамках которого у всех участников образовательного процесса будет возможность продемонстрировать свой артистизм.

Родительские собрания

Это основной вариант работы классного руководителя с родителями своих воспитанников. На таких встречах обсуждаются разные вопросы, касающиеся учебной и внеурочной деятельности, ставятся определенные проблемы, намечаются действия по их решению, приглашаются специалисты: психологи, медицинские работники.

Иные варианты взаимодействия

Родительский лекторий призван знакомить мам и пап с вопросами воспитания, повышать их педагогическую культуру, помогать в разрешении конкретных проблем.

Отличным вариантом взаимодействия классного руководителя с родителями своих подопечных являются ролевые игры. Эта форма творческой коллективной деятельности позволяет выявлять уровень педагогических умений и навыков. В частности, тематика ролевых игр может быть следующей:

  • «Семейный совет»;
  • «Утро в доме»;
  • «Рабочее место школьника».

Методика проведения предполагает выявление темы, количества участников, разделение ролей, обсуждение разнообразных вариантов и позиций. Должны быть рассмотрены и положительные, и отрицательные варианты разрешения ситуации, затем выбран оптимальный способ действий.

Диспут — это размышление о проблематике воспитания, которое способствует повышению педагогической культуры родителей. Он проводится в непринужденной обстановке, дает возможность всем участникам включаться в обсуждение выбранной проблемы.

Поквартирный обход

Цель посещения семьи классным руководителем может быть различной. Эту форму работы психологи считают самой эффективной, так как происходит личностное общение педагога с мамой (папой) своего подопечного.

Классный руководитель изучает рабочее место школьника, анализирует условия его жизни. Он беседует с родителями о его характере, склонностях, интересах, дает полезные советы по выполнению домашнего задания.

Цель посещения семьи классным руководителем может быть и не очень приятной. К примеру, ребенок длительное время отсутствует в школе, причем ни он, ни его представители не отвечают на звонки педагога.

В таком случае составляется акт посещения семьи классным руководителем, который родители должны подписать. На его основании выносится решение о последующих действиях.

В частности, классный руководитель может инициировать вызов в семью органов опеки и попечительства.

Что нужно учитывать

Лист посещения семьи классным руководителем отдается директору школы. Тот, в свою очередь, принимает решение о дальнейших действиях, не нарушая конституционные права семьи. В последнее время многие родители негативно относятся к тому, что к ним приходят педагоги.

Они считают, что цель посещения семьи классным руководителем заключается в признании ее неблагополучной, изъятии из дома ребенка.

Именно поэтому многие мамы и папы просто не пускают учителей на порог своего дома, мотивируя подобные действия конституционными правами на неприкосновенность личной жизни.

Безусловно, далеко не каждый школьник из многодетной семьи является слабо успевающим учеником, злостным нарушителем дисциплины. Есть и такие семьи, в которых по 4-5 детей, которые поддерживают доброжелательные отношения с учителями.

В таком случае цель посещения семьи классным руководителем заключается в обсуждении каких-то конкретных вопросов, к примеру, касающихся организации школьного мероприятия, экскурсии.

Также учитель может заглянуть, чтобы проведать больного школьника, объяснить ему домашнее задание по своему предмету.

По правилам ФГОС раз в четверть или в полугодие (в зависимости от плана работы образовательного учреждения) подается администрации школы отчет классного руководителя о посещении семей учащихся, он влияет на целевые показатели работы педагога (влияет на размер заработной платы).

Переписка с родителями

Этот вариант предпочитают использовать многие классные руководители, особенно при работе с «проблемными» мамами и папами.

В российских школах принимается форма извещения, которое направляется родителям в следующих случаях: при систематических пропусках занятий их детьми без уважительной причины, нарушениях правил поведения в образовательной организации. Применяется деловой стиль, не допускается эмоциональных выражений.

Уведомление направляется по адресу фактического проживания ребенка с уведомлением о вручении письма родителям, либо, в исключительных случаях, по месту работы папы или мамы.

Переписка возможна и по более приятным случаям, к примеру, классный руководитель отправляет родителям приглашение на мероприятие, поздравление с праздником, благодарность за воспитание ребенка. В таком случае используется доброжелательный тон, демонстрируется уважительное отношение к семье.

Встречи с администрацией

Подобная форма работы особенно актуальна для выпускных классов.

К примеру, после введения новой формы итоговой аттестации для обучающихся девятых классов темой одной из таких встреч может стать знакомство заместителем директора по учебно-воспитательной работе мам и пап выпускников с особенностями ОГЭ.

К собранию готовится презентация, в которой отмечаются все нормативно-правовые акты, связанные с временными рамками экзаменационной сессии, а также с выбором предметов для сдачи в форме ОГЭ. Отдельное внимание завуч уделяет критериям оценивания, так как они отличаются в разных предметных областях.

Классный руководитель готовит список класса, чтобы родители расписались в бланке, подтвердив свою информированность по вопросам организации итоговой аттестации.

Аналогичная встреча, целью которой является ознакомление родителей с процедурой проведения выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, организуется и для 11 классов.

Совместные мероприятия

Эти формы работы родителей и педагога особенно актуальны для начальной школы. В классе выбирается актив из пап и мам, на которых возлагается задача — организация различных праздников и мероприятий.

Например, после того как первоклассники завершают знакомство с букварем, родители вместе с педагогом организуют для них праздник «Прощание с букварем».

Помимо торжественной части, в рамках которой и дети, и классный руководитель, и родители демонстрируют свои творческие способности, проводится совместное чаепитие с играми и конкурсами. Подобный вариант проведения совместного досуга позитивно отражается на сплочении коллектива класса.

Подведем итоги

В рамках модернизации отечественного образования актуальность приобретают вопросы, касающиеся взаимодействия школы и семьи. Детские психологи отмечают, что полноценное развитие ребенка возможно только в том случае, когда все его начинания поддерживают родители.

Именно поэтому в рамках ФГОС обязательным считается проведение различных проектов, участниками которых являются не только дети, но и их папы и мамы.

В начальной школе максимальную эффективность имеют формы, позволяющие активно вовлекать родителей в классные и школьные мероприятия, праздники, походы.

Классный руководитель, работающий в средних классах, старается организовывать для пап и мам своих воспитанников лектории, мастер-классы, направленные на рассмотрение важных вопросов воспитания подростков.

Наставники старшеклассников большую часть встреч с родителями посвящают профориентации, а также психологическим вопросам, связанным с подготовкой к выпускным экзаменам.

Источник: https://FB.ru/article/467645/tsel-posescheniya-semi-klassnyim-rukovoditelem-plan-individualnoy-rabotyi-s-semyami-uchaschihsya