Студент Высшей школы экономики Егор Жуков внесен в список экстремистов и террористов. Это внесудебная репрессия, которая надолго, если не навсегда отравляет жизнь человека и его родственников. Егор пострадал из-за того, что в отношении него возбуждено дело по статье 280.2 УК РФ — призывы к экстремистской деятельности с использованием Интернета.
А само это дело юридически стало возможным благодаря экспертизе, проведенной в спеццентре ФСБ экспертом Коршиковым. Мы публиковали этот документ и заключение на него, подготовленное по просьбе редакции ведущими отечественными филологами, в том числе академиками РАН.
Сегодня мы публикуем заключение, подготовленное группой лингвистов из Высшей школы экономики. По выводам оно согласуется с отзывом акдемиков, однако обращает внимание и на новый аспект, который позволяет иначе взглянуть на роль эксперта ФСБ Коршикова и специфику его работы над экспертизой по уголовному делу Егора Жукова.
Одно дело, когда эксперт интерпретирует реальные высказывания обвиняемого так, что в них якобы появляется экстремистская составляющая. И совсем другое, когда он дописывает в цитаты блогера собственные слова, не отделяя их специальными знаками препинания, так, что они становятся якобы высказываниями самого блогера.
И это не просто слова, а фактически скрытые цитаты из другого текста, а именно, ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
«м призыва Коршиков считает пересказ книги Шарпа в первых двух роликах. Из списка мирных методов протеста, эксперт выделяет несколько «незаконных». Например, № 90 — отказ от уплаты налогов, № 140 — изготовление фальшивых документов, № 144 — препятствие работе учреждений.
В последнем случае эксперт Коршиков самостоятельно дописывает уточнение: «частным случаем является воспрепятствование работе избирательных комиссий».
Так как избирательные комиссии являются учреждениями, то из пересказа Жуковым предлагаемой Шарпом формы ненасильственного протеста — препятствие деятельности учреждений, эксперт Коршиков делает вывод о том, что Жуков призывает к воспрепятствованию деятельности избирательных комиссий».
Еще раз – ни о каких избирательных комиссиях Жуков не говорил, эксперт самостоятельно «подбрасывает» их в текст. Очевидно, силовики сделали совсем неправильные выводы из дела Голунова.
А также из первого дела Егора Жукова (об участии в «массовых беспорядках»), которое пришлось прекратить после публикации «Новой газетой» фото- и видеосвидетельств, доказывающих: действия, инкриминируемые Жукову, 27 июля совершал совсем другой человек.
Безусловно, с таким качеством экспертизы никаких перспектив у «экстремистского» дела Жукова нет. Оно должно быть немедленно прекращено. Как и все дела против участников мирных акций протеста в Москве в июле-августе 2019 года.
4 сентября в интервью радиостанции «Эхо Москвы» адвокат Егора Жукова Илья Новиков обратился к лингвистам Высшей школы экономики с просьбой оценить результаты официальной лингвистической экспертизы видеороликов Егора, на основании которых ему предъявлено обвинение. Новиков подчеркнул, что речь идет о научной оценке качества лингвистического анализа: «Раз следствие пришло на территорию студентов, на территорию науки, то весь разговор идет о том, что наука лингвистика думает о тех или иных высказываниях».
Мы связались с Ильей Новиковым и предложили сделать научную рецензию на эту экспертизу.
Содержание
- 0.1 Экспертиза или часть следствия
- 0.2 Метод оптовой оценки
- 0.3 Принцип избыточной законности
- 0.4 Операция прикрытия
- 0.5 Заключение специалиста
- 1 Для уклонистов придумали ловушку
- 2 Повестка в военкомат 2019-2020: уточнение данных, медкомиссия и призыв
- 2.1 Виды повесток в военкомат
- 2.2 Повестка для уточнения данных
- 2.3 Повестка на медкомиссию
- 2.4 Повестка на призыв в ВСУ
- 2.5 Повестка «явиться с вещами»
- 2.6 Повестка «пропоную» и «наказую»
- 2.7 Мобилизационное предписание
- 2.8 Способы вручения повесток
- 2.9 Неявка по вызову в военкомат
- 2.10 Повестка из РВК на работу
- 3 Пост №2: Причины и способы вызова в военкомат
Экспертиза или часть следствия
Мы ожидали, что, возможно, мы будем не согласны с выводами эксперта, возможно, нам покажется не вполне убедительной доказательная база, наверное, мы как ученые сможем предложить альтернативные подходы к анализу материала…
То, что мы увидели в экспертизе, вообще не имеет отношения ни к лингвистике, ни к экспертизе, ни к науке. Здесь нет анализа высказываний, нет аргументации, нет инструментария, нет даже ссылок на авторитетные источники, хотя бы на словари.
Этот текст — подмена. За лингвистическую экспертизу выдается манипуляция, словесные фокусы с перемешиванием словосочетаний и цитат,
в результате которого «эксперт», как кролика из шляпы, вдруг извлекает утверждение, что Егор Жуков призывает к вооруженному восстанию и другой противозаконной деятельности.
Наша рецензия приобрела иной смысл. Она стала касаться не только конкретного дела Егора Жукова. Мы как ученые несем ответственность за то, что говорится от имени науки. Мы обязаны противостоять мракобесию, подменяющему научную экспертизу, в особенности если речь идет о жизни и свободе конкретных людей.
Наша рецензии написана тем профессиональным языком, которым обычно пользуются лингвисты, и потому, возможно, будет трудна для восприятия. Поэтому ниже мы объясняем в более доступной форме суть манипуляций, которые проделывает эксперт А.П. Коршиков, подписавший заключение официальной экспертизы.
Егор Жуков в суде. Влад Докшин / «Новая»
Прежде всего, следователь ставит перед экспертом вопрос о том, можно ли с точки зрения лингвиста найти в видеозаписях Жукова призывы к незаконной деятельности. Но почему и каким образом лингвист может ответить на этот вопрос?
Эксперт-лингвист исследует смысл, выражаемый с помощью языка. Этот смысл может быть выражен явно или имплицитно, но это всегда смысл языковых единиц — слов, предложений, текста.
И этот анализ не имеет отношения к правовой оценке смысла, переданного с помощью языковых единиц.
Иными словами, наука лингвистика не знает никаких методов анализа, позволяющего установить соответствие смысла языковых единиц Уголовному кодексу или каким-то иным понятиям законности. Это дело юристов. Однако эксперт Коршиков берется именно за такую задачу.
Метод оптовой оценки
Общая идея экспертизы проста и соответствует поставленной задаче: нужно найти призыв, а потом в призыве найти что-то незаконное.
Для того чтобы обосновать, что высказывание является призывом, эксперт должен показать, что цель высказывания была побудительная: автор имел целью, чтобы слушатель, услышав высказывание, сделал именно то, о чем в нем говорится.
Доказательство побудительности — тонкая и сложная процедура, требующая рассмотрения широкого контекста высказывания, речевой ситуации (к кому и как обращался автор), толкования значения слов, исключения альтернативных интерпретаций (например, что это не призыв, а просто мнение автора).
Доказательство наличия призыва чрезвычайно важно для дальнейшей юридической квалификации высказывания.
Коршиков поступает просто. Сначала он приводит подряд шесть цитат из разных роликов (в том числе тех, которые не будут в дальнейшем предметом экспертизы) и квалифицирует их как призывы.
В его списке смешаны вырванные из контекста высказывания, которые призывом являются, и те, которые являются выражением мнения, хотя и используют аналогичные грамматические формы.
Например, фраза «тебе нужно немедленно помыть руки», скорее всего, является побуждением и может быть в определенных коммуникативных обстоятельствах интерпретирована как призыв. А фраза «из этого следует, что нужно мыть руки» — нет, поскольку здесь всего лишь выражается мнение о причинно-следственных взаимосвязях.
Вместо скрупулезного анализа смысла каждого высказывания Коршиков смешивает их в одном списке, чтобы произвести их «лингвистическую квалификацию» оптом. Такая «оптовая» квалификация необходима, чтобы считать доказанным наличие призыва там, где могут быть разные прочтения, или его вовсе нет.
Коршиков использует еще один список из десяти цитат, в которых Жуков выражает недовольство властью, или, как пишет эксперт, испытывает «политическую ненависть».
Смысл выписывания цитат подряд состоит в том, чтобы далее сформулировать некое обобщенное отношение Жукова к власти — мотив «политической ненависти».
Заметим, что само понятие мотива, как и квалификация «политическая ненависть», находится за пределами лингвистической аргументации. Лингвисты могут говорить о значении определенных выражений или высказываний.
Коршиков, таким образом, выводит некий «архетип» высказываний Жукова: его ролики являются призывами-воззваниями к смене власти, сделанными по мотивам политической ненависти. Такой подход изначально некорректен: каждое высказывание должно оцениваться в его конкретике и контексте, смысл высказывания из одного текста не может быть выведен из смысла высказываний из других текстов.
После создания общей конструкции эксперт последовательно разбирает два кейса, которые лягут в основу его выводов.
Принцип избыточной законности
Первый вывод Коршикова состоит в том, что в одном из роликов Жукова есть лингвистически установленные призывы борьбы с властью в России путем ее насильственного захвата или вооруженного мятежа.
В ролике Жукова, который рассматривается как материал для представленного вывода, действительно присутствует призыв в лингвистическом понимании термина. Жуков призывает слушателей «хвататься за любые формы протеста и делать все, на что способны».
Но ни значение существительного «протест», ни смысл конструкции «делать все, на что способен» не подразумевают сами по себе насильственных действий. В словарном описании слова «протест» нет компонента со значением насилия. Протест — это (согласно словарям) «решительное возражение против чего-нибудь».
То же самое относится к конструкции «делать все, на что способен». Когда комментатор футбольного матча выражает надежду, что команда покажет «все, на что способна», это не значит, что он рассчитывает, что начнется мордобой и потасовка. Указание на насильственные действия должно быть выражено прямо.
В противном случае мы имеем дело с недопустимым вменением дополнительного смысла.
Влад Докшин / «Новая»
В лингвистической науке есть базовая теория об устройстве речевого общения, основные принципы которой в середине XX века сформулировал философ Герберт Пол Грайс. Один из них — принцип количества: изложи не больше и не меньше информации, чем нужно в данном речевом контексте.
Эксперт Коршиков, вступая в полемику с Грайсом, декларирует новый принцип общения — принцип избыточной законности. Если вы говорите приятелю «пойдем что-нибудь выпьем», необходимо добавить: «но не яду». Иначе вас можно заподозрить в покушении на отравление.
Блогер, призывающий писать «любые комментарии» под размещенным видео, безусловно, призывает к экстремизму, потому что «любые комментарии» могут быть в том числе и экстремистскими. Егор Жуков, по мнению эксперта, видимо, тоже должен был в своем призыве исключить все возможные насильственные формы уличного сопротивления.
Итак, в анализе первого ролика Коршиков корректно идентифицирует призыв, но произвольно вменяет Жукову смысл призыва. Обвинительный вывод номер один построен на произвольном вменении.
Операция прикрытия
Второй вывод Коршикова состоит в том, что Жуков в трех роликах осуществляет призывы к целому ряду незаконных действий: к отказу от уплаты налогов, изготовлению фальшивых документов, препятствованию работе избирательных комиссий и др. И делает это по мотивам политической ненависти или вражды.
Три ролика объединяются экспертом в одно высказывание — тематически связанный «единый объект». Они действительно связаны, сам автор говорит о том, что это серия видеозаписей.
Понятие «единый объект» нужно автору экспертизы, потому что в третьем ролике есть конструкция, похожая на призыв, но нет указания на «незаконные действия».
А в первых двух — нет призыва или какого-то подобия призыва, но есть указания на действия, которые эксперт считает незаконными.
Первые два ролика посвящены обсуждению списка из 198 методов ненасильственного (что особо подчеркнуто) протеста, опубликованного в книге Дж. Шарпа «От диктатуры к демократии», которая была переведена и издана в России. Перед каждым роликом Жуков размещает обращение к «товарищу майору»: «это видео носит ознакомительный характер и ни к чему не призывает».
Влад Докшин / «Новая»
В третьем ролике есть конструкция, похожая на призыв («для смены власти в России нужно использовать и другие мирные методы сопротивления»), но призывом не являющаяся. Наличие или отсутствие призыва доказывается с помощью специальных лингвистических тестов.
Однако Коршиков, опираясь на свои методы «оптовой квалификации», не только утверждает, что призыв есть, но и распространяет его сразу на все три ролика, игнорируя обращения к «товарищу майору». При этом содержанием призыва Коршиков считает пересказ книги Шарпа в первых двух роликах.
Из списка мирных методов протеста эксперт выделяет несколько «незаконных». Например, №90 — отказ от уплаты налогов, №140 — изготовление фальшивых документов, №144 — препятствие работе учреждений. В последнем случае эксперт Коршиков самостоятельно дописывает уточнение: «частным случаем является воспрепятствование работе избирательных комиссий».
Такая формулировка дословно совпадает с одним из определений экстремизма статьи 1 федерального закона №114 «О противодействии экстремистской деятельности».
Из текста экспертизы невозможно понять, что в исходном ролике Жукова нет слов про избирательные комиссии: уточнение Коршикова никак формально не отделено от выдержки из списка мирных методов.
В этой части экспертного заключения в целом происходит стилистический слом.
Экспертиза, и без того небогатая лингвистической терминологией, превращается в обличительный памфлет.
По мнению эксперта, Жуков использует декларацию необходимости мирных методов борьбы для «прикрытия соответствующей агитационной работы», т.е. для призывов к незаконной деятельности по причинам политической ненависти. Политическая ненависть, напомним, унаследована из первоначальных «архетипических» оптовых квалификаций, сделанных по другим роликам.
И если в начале экспертизы мы имеем дело не с лингвистическим исследованием, но хотя бы с некой манипулятивной игрой словами, то к ее финалу цель работы эксперта формулируется предельно ясно и открыто: Коршиков дает юридическую оценку гипотезе, которую заранее подразумевает доказанной, и подгоняет выводы под формулировку уголовной статьи.
Такой подход вступает в прямое противоречие с идеей лингвистической экспертизы.
Эта подмена, столь явная в финале исследования Коршикова, связана с тем, что в своей экспертизе он выполняет не лингвистическое исследование смысла языковых высказываний, а поставленную перед ним следователем задачу: найти в высказываниях Егора Жукова «незаконное» содержание и сформулировать для него обвинение.
Бонч-Осмоловская А.А., Левинзон А.И., Апресян В.Ю., Добрушина Н.Р.
11.09.2019 г.
Заключение специалиста
Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2019/09/13/81961-vypolnyaet-postavlennuyu-pered-nim-sledovatelem-zadachu
Для уклонистов придумали ловушку
Сегодня многие и рады бы служить, да не берут – в армии «нет мест» . ИНТЕРПРЕСС.РУ
На пленарном заседании Госдумы 20 марта планируют рассмотреть законопроект о новых правилах вручения повесток призывникам для вызова в военкомат. Предлагается разрешить вручать повестки не только лично, но и отправлять по почте — заказным письмом с уведомлением. Разработчики считают, что это поможет снизить число уклонистов от призыва на военную службу.
СЛУЖИТЬ БЫ РАД, НО УКЛОНИТЬСЯ ПРОЩЕ
Минобороны констатирует: если с начала 1990-х «уклонистов» было сотни тысяч, то сейчас многие и рады бы служить, да не берут — в армии «нет мест».
К примеру, в весеннюю призывную кампанию 2016 года в городе Первоуральске Свердловской области военкомату предстояло выбрать 166 человек из 808 кандидатов.
«Очереди» в военкомат уже несколько лет в Ставропольском крае, Чечне, Дагестане, Ингушетии.
При этом уклонистов тоже немало. По состоянию на 1 января 2017 года их было около 170 тысяч человек. Это значительный показатель, который, к примеру, выше того количества молодых людей, которые были призваны на военную службу осенью 2016 года (134 тысячи человек).
За первое полугодие 2017 года по статье об уклонении от призыва осудили 308 человек: все они наказаны штрафами.
В период проведения призывных кампаний 2016 года военные комиссариаты не смогли оповестить о явке на соответствующие мероприятия более 90 тысяч призывников (30 процентов от общего числа граждан, призванных на военную службу), более 16 тысяч призывников убыло на иное место жительства без снятия с воинского учета.
Группа депутатов Госдумы во главе с первым зампредседателя Комитета по обороне, Героем России Андреем Красовым подготовила законопроект, который позволит снизить число уклоняющихся от призыва.
Изменения коснутся статьи 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно которой, помимо традиционных способов вручения повестки, ее на адрес призывника можно будет прислать из военкомата заказным письмом.
Такая повестка будет считаться врученной, если уведомление о вручении подпишет не только призывник, но и любой совершеннолетний член его семьи.
По словам Андрея Красова, по ныне действующему закону значительное число граждан призывного возраста, не имеющих законных оснований для отсрочек, используют различные способы для уклонения от получения повестки из военкоматов: они не проживают по месту регистрации, скрывают сведения о своем местонахождении, отказываются открывать двери жилых помещений для получения повестки.
По действующему закону повестку можно вручить призывнику только лично под роспись. За уклонение от призыва (после получения повестки) предусмотрена уголовная ответственность с наказанием до двух лет лишения свободы. Разработчики предлагают распространить эту ответственность и на тех, кто сам не явился в военкомат из-за не вовремя доставленного письма.
«В советское время мы не ждали, что кто-то придет и принесет повестку, в 17 лет сами являлись на призывную комиссию, — отмечает заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
— Уровень патриотизма в стране был другим. Сейчас уровень правосознания граждан вновь становится высоким, у нас сегодня мощный запрос нашего общества именно на патриотическое воспитание.
Но изменения в системе призыва не помешают, число уклонистов надо сокращать».
Подготовленный законопроект — не первая попытка законодателей изменить правила призыва. Так, еще в 2010 году группа сенаторов во главе с тогдашним председателем Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктором Озеровым подготовила блок законопроектов, меняющих процедуру призыва граждан на военную службу.
В частности, предлагалось обязать призывников самим в так называемый день икс получать в военкоматах повестки о призыве на военную службу.
Новый порядок призыва тогда долго обсуждался в обществе, но изменения так и не были приняты в качестве поправок к Закону «О воинской обязанности и военной службе», так как не получили положительного заключения от Правительства.
ОТМЕНА ПРИЗЫВА: УЖЕ СКОРО ИЛИ НИКОГДА
По мнению военных экспертов, ужесточение правил призыва связано с тем, что по ряду причин Россия притормозила переход армии на профессиональную основу.
Разговоры о создании в стране контрактной армии ведутся уже давно, однако призыв до сих пор существует, хотя срок службы сократился до года. Еще президент Борис Ельцин, в рамках избирательной кампании 1996 года заявлял, что к 2000 году армия в России полностью перейдет на контрактную основу.
Но из-за дефолта 1998 года и экономического кризиса этим планам так и не суждено было реализоваться. Службу по контракту в Российской армии начали постепенно внедрять с 2004 года при министре обороны Сергее Иванове.
Одномоментный переход был невозможен по экономическим соображениям, так как повлек бы колоссальные бюджетные расходы.
Преемники Иванова — Анатолий Сердюков и Сергей Шойгу — продолжили начатый курс. С увеличением военного бюджета число контрактников в последние годы росло: в 2015 году — 352 тысячи человек, в 2016 году — 384 тысячи.
Это же количество контрактников было и в 2017 году, подтвердил Сергей Шойгу в декабре в рамках расширенной коллегии Минобороны.
При этом число срочников за последние пять лет уменьшилось на 50 тысяч, с двухсот девяноста до двухсот сорока тысяч человек.
384 тысячи контрактников было в 2017 году в Российской армии
В 2012 году Владимир Путин своим майским указом №604 поставил задачу иметь к 2017 году прослойку контрактников численностью 425 тысяч военнослужащих. Эти планы реализованы не были, 24 октября 2017 года президент страны заявил, что в России со временем будет полностью отменена военная служба по призыву. Однако конкретных сроков не называет никто.
Более того, министр обороны России Сергей Шойгу неоднократно заявлял, что Российская армия никогда не будет полностью контрактной. Он считает, что территория Российской Федерации слишком велика, чтобы иметь исключительно профессиональную армию.
«Для того чтобы иметь исключительно профессиональную армию, мы имеем очень большую территорию. В случае угрозы мы должны иметь возможность мобилизоваться. А для того чтобы мобилизоваться, мы должны иметь мобилизационный ресурс.
Для этого есть решение по созданию четырех резервных армий, и к 2020 году мы уйдем от боевого применения в боевых действиях призывников», — заявлял министр обороны несколько лет назад.
«Исходя из задач нашей армии, ей необходимо иметь резервистов — тех самых срочников, способных в случае военной необходимости встать в строй, — считает заместитель председателя Комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий. — Делать армию полностью контрактной бессмысленно, поскольку в этом случае военные останутся без организованного резерва, который можно задействовать при необходимости. Конечно, можно уповать на Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-космические силы, но должен быть в любой момент готовый солдат, который способен в любую минуту быть призванным, поставленным в свой штатный строй, исполнять обязанности без дополнительного отрыва на переподготовку. У нас таких возможностей просто в условиях мобильной войны не будет».
По его мнению, в этой связи возрастает роль ДОСААФ. «На сегодняшний день, с переходом на контрактную службу, войска в состоянии эту подготовку проводить сами. А вот технических специалистов, водителей и механиков-водителей, у нас на сегодняшний день потребность готовить в ДОСААФ достаточно большая», — уточнил он.
По данным Минобороны, в 2017 году ДОСААФ подготовило 29,5 тысячи человек по 15 специальностям для прохождения воинской службы, в том числе по новым специальностям для войск связи — 500 человек. ДОСААФ ведет подготовку граждан по различным специальностям более чем в 1,2 тысячи образовательных организациях, свыше 600 из которых задействованы в обучении по военно-учетным специальностям.
КСТАТИ
ПРИЗЫВНАЯ АРМИЯ РОДИЛАСЬ ВО ФРАНЦИИ
Рождением призывной армии считают французский закон 1793 года
Наиболее древней формой организации обороны является ополчение. C возникновением государств встает необходимость в более крупных и организованных военных формированиях. И вот во II тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте проходят первые известные нам рекрутские наборы в армию.
Следующий важный рубеж в трансформации воинской обязанности — появление прототипа призывной армии в городах — государствах Древней Греции. С началом железного века, в конце VIII в. до н.э.
, концепция военной обязанности, предполагавшая обязательную военную подготовку с 18 до 20 лет и дальнейшее участие в военных походах, связывается с идеей гражданства, т.е.
оборона Отечества становится привилегией полноправных граждан.
Древний Рим продолжает развивать эту традицию. Еще до установления республики царь Сервий Туллий вводит воинскую обязанность для всех граждан, владеющих недвижимостью. Только в I в. до н. э. происходит переход к добровольной комплектации армии, которая впервые становится полностью профессиональной.
Рождением призывной армии в современном ее понимании считают французский закон 1793 года о всеобщей воинской повинности (levee en masse), принятый Конвентом через четыре года после Великой французской революции. До революции армия комплектовалась на основе найма и была полностью профессиональной.
Теперь же она стала полностью призывной, причем призыв стал всеобщим (все холостые дееспособные граждане мужского пола от 18 до 25 лет) и обязательным (без права заместительства).
Это не просто создало новый тип «революционного гражданства» в противовес гражданству по крови или месту проживания, но и позволило претворить в жизнь передовые военные технологии того времени: новый боевой порядок, предполагающий сочетание стрелковой рассыпной цепи и колонн.
Кстати говоря, именно переход Франции на всеобщую воинскую повинность и позволил Наполеону собрать армию, которая оказалась очень успешна в войне против профессиональных армий старого типа.
В частности, благодаря почти десятикратному численному преимуществу армия Наполеона наголову разбила непобедимую до этого прусскую армию, спровоцировав ее реформу с переходом на призывную основу.
Формирование призывной армии происходит рука об руку с увеличением масштабов и длительности военных конфликтов, централизацией власти и формированием национальных суверенных государств.
Призывная армия оказалась настолько эффективной, что к 1914 году из всех крупных армий только британская и американская не провели соответствующие реформы.
Первая мировая война стала одной из самых кровопролитных за всю историю человечества. И призывная система этому только поспособствовала. Европейские государства с призывной системой были хорошо подготовлены к ней.
Благодаря большому резерву заранее подготовленных солдат, в августе 1914 года правительству Германии потребовалось всего 12 дней, чтобы мобилизовать более двух с половиной миллионов человек, увеличив численный состав армии с 808 280 до 3 502 700 солдат.
В ответ на это даже США и Великобритания были вынуждены впервые в истории объявить массовый призыв. На 1917 год Россия мобилизовала 14 миллионов человек; потеряла 2 миллиона убитыми и ранеными и столько же пленными. Суммарно воюющие страны мобилизовали более 70 миллионов человек, из них погибли от 9 до 10 миллионов.
В современном мире наблюдается тенденция отказа от воинского призыва. К примеру, в Китае при существующем призыве реально вступить в ряды вооруженных сил можно, лишь пройдя специальный отбор.
В США военный призыв последний раз был применен в 1973 году. Однако все жители США мужского пола (в т.ч. неграждане) в возрасте от 18 до 25 лет обязаны вставать на воинский учет. В Германии военный призыв приостановлен с 1 июля 2011 года. Последний срочник Нидерландов был уволен в запас в 1996 году. Италия окончательно перешла на профессиональную армию с 1 января 2005 года.
От принудительного воинского призыва также отказались: Япония, Индия, Канада, Великобритания, Ирландия, Бельгия, Франция, Испания, Швеция, Сербия, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор, Малайзия и Филиппины и еще 22 государства.
Источник: https://www.pnp.ru/top/site/dlya-uklonistov-pridumali-lovushku.html
Повестка в военкомат 2019-2020: уточнение данных, медкомиссия и призыв
В этой статье военного адвоката рассмотрены все существующие в Украине виды повесток в РВК, правила и порядок их вручения, а также неявка по повестке и ответственность за уклонение.
Виды повесток в военкомат
- Уточнение учетных данных
- Прохождение медкомиссии
- Призыв на военную службу
Повестка для уточнения данных
Уточнение военно-учетных данных (уточнення військово-облікових даних) — это самая распространенная в Украине формулировка повестки в военный комиссариат. В первую очередь, уточнение учетных данных в военкомате означает обновление информации о составе семьи и состоянии здоровья призывников и военнообязанных.
Естественно, РВК могут интересовать и другие ведомости (например, место работы), однако именно семейные обстоятельства и наличие заболеваний прямо влияет на возможность призыва и получение отсрочки от него.
К примеру, наличие ребенка до 3 лет освобождает от военной службы как срочников, так и офицеров запаса, а наличие заболеваний, входящих в список болезней, которые освобождают от армии, дает право на отсрочку от призыва.
Повестка на медкомиссию
Направление на медосмотр (медогляд) — это повестка за подписью военного комиссара, обязывающая призывника и военнообязанного пройти медицинское обследование. Вместе с повесткой на медкомиссию в военкомате часто выдается «картка дослідження та медичного огляду військовозобов’язаного», в которую заносятся результаты анализов и выводы врачей.
На обратной стороне этого документа имеется графа для записи окончательного заключения военно-врачебной комиссии (ВВК): о годности либо негодности к военной службе. Постановление медкомиссии подписывает секретарь и председатель ВВК.
Если военнообязанный или призывник не согласен с решением медицинской комиссии военкомата и хочет его оспорить, обжалование производится через вышестоящую комиссию или суд.
Повестка на призыв в ВСУ
Вызов в военный комиссариат для призыва на срочную службу (строкову військову службу) — это худшая формулировка для призывника. Неявка в РВК по такой повестке может повлечь ответственность по ст. 335 Уголовного кодекса Украины за уклонение от срочной службы.
Отличие этой формулировки от предыдущих видов повесток в том, что в данном случае уклоняясь от явки призывник точно понимает, что уклоняется от призыва (это важное условие для привлечения к уголовной ответственности).
Повестки в военные комиссариаты для призыва в армию, без предшествующего вызова на медосмотр, на практике встречаются часто, однако медкомиссия все равно проводится обязательно (после явки, зачастую формально). Все сказанное выше распространяется и на призыв офицеров запаса.
Повестка «явиться с вещами»
Требование явиться с вещами на пункт сбора — это не самостоятельный документ и такая повестка не означает немедленную отправку в войска. Перечень вещей обычно указывается на обратной стороне повестки о призыве на военную службу (срочную или по мобилизации). Проведение медкомиссии в этом случае является обязательным.
Как показывает практика, формулировка «при собі мати …» присутствует в 70-80 процентах повесток. Это зависит от имеющихся бланков и обычно не связано с перспективой призыва. Независимо от текста полученной повестки, при визите в военкомат необходимо обязательно иметь при себе военный билет или приписное свидетельство.
Требование прибыть с вещами в военный комиссариат встречается также при вызове на учебные сборы резервистов и военнообязанных.
Повестка «пропоную» и «наказую»
Последствия неявки в военкомат по повестке со словами «пропоную» и «наказую» — не отличаются (уголовная ответственность возможна в обоих случаях).
Важно отметить, что согласно Закона Украины «Про військовий обов’язок і військову службу», военком действительно имеет право отдавать приказы военнообязанным и призывникам до момента их отправки в расположение воинской части, однако и предложение, сделанное военным комиссаром в рамках действующего законодательства (и во его исполнение), тоже считается обязательным. Наступит ли уголовная или административная ответственность за неявку по повестке и уклонение от армии определяется умыслом уклониста и не зависит от формулировки повестки. Значение имеет цель вызова в РВК: сверка учетной записи или собеседование, направление на медкомиссию или непосредственно призыв на срочную службу.
Мобилизационное предписание
Мобилизационное распоряжение — это документ, который вручается военнообязанному после прохождения медкомиссии, при условии признания годным к службе в армии.
Мобилизационное предписание обязывает гражданина явиться на призывной сборный пункт в течении 12-24 часов после объявления мобилизации (общей или частичной).
В распоряжении также может указываться номер воинской части, к которой военный комиссар прикомандировал военнообязанного.
Способы вручения повесток
- Лично в руки под роспись (по месту жительства или работы)
- За повестку расписались родители либо другие родственники
- Оставили в двери или почтовом ящике (повестка не подписана)
Неявка по вызову в военкомат
Если призывник (военнообязанный) лично подписал повестку — это наиболее желаемый вариант для военкомата. Такой способ уведомления позволяет наложить взыскание, если гражданин впоследствии не явился в РВК в назначенную дату и время.
Наказание за неявку бывает в форме административного штрафа или уголовной ответственности (обычно дают условно, но встречаются исключения).
Конкретный вид наказания для уклонистов зависит от следующих факторов: возраст призывника и тип призыва; доказательства умысла избежать армии; цели, для которых вызывают в военкомат (указанные в повестке).
Это основные обстоятельства, используемые для разграничения уголовной и административной ответственности призывников и военнообязанных. Важным фактором является и продолжительность уклонения, а также наличие или отсутствие уважительных причин, повлекших невозможность прибытия по вызову в военный комиссариат.
Если призывник (военнообязанный) не подписывал повестку — вероятность открытия уголовного дела за уклонение от воинской обязанности сравнительно низкая.
Это не означает, что негативные последствия неявки в РВК не наступят вовсе, но перспектива стать обвиняемым по статье 335 УК не более 10 % (с ростом количества неявок этот процент будет увеличиваться). Такой вывод можно сделать из анализа обвинительных приговоров по ст.
335 в отношении уклонистов, которые размещены в Едином государственном реестре судебных решений Украины. С момента возобновления призыва на срочную службу к уголовной ответственности привлекли более одной тысячи уклоняющихся от армии граждан.
Случаи назначения наказания за уклонение без надлежащего уведомления призывников исчисляются десятками приговоров, что составляет менее 10% от их общего количества (для абсолютного большинства характерна сделка со следствием).
В любом случае, последствием неявки в военный комиссариат по полученной повестке, независимо от подписи в ней, может быть направление военкоматом письма в полицию и прокуратуру.
В случае получения такого письма из РВК, начальник райотдела и руководитель местной прокуратуры обязаны в течении 24 часов зарегистрировать сообщение о преступлении в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР) и приступить к следственным действиям. Такая процедура и сроки регламентированы частью 1 статьи 214 Уголовно-процессуального кодекса Украины.
Следует заметить, что сам по себе факт внесения ведомостей в Реестр ещё не означает вины гражданина — она должна быть доказана в установленном законом порядке. Для этого действующим УПК предусмотрены 2 стадии: досудебное расследование и судебное следствие.
Повестка из РВК на работу
Что делать военнообязанному, если в отдел кадров принесли повестку? Специфика вручения вызовов через работодателя заключается в невозможности отказа от росписи в уведомлении (корешке).
В отличии от случаев, когда повестка пришла по адресу проживания, не получить её крайне трудно. Если не взять этот документ, кадровики составят акт об отказе от подписи и отправят его в военкомат.
Подобное действие приравнивается к умышленному отказу от получения повестки и свидетельствует о сознательном уклонении от воинского учета. Делать так не рекомендуется.
Фактически, в Украине отсутствуют законные способы избежать вручения повесток, если они пришли сотрудникам по месту официального трудоустройства.
За ненадлежащее оповещение работника о вызове в военный комиссариат ответственность будет нести директор учреждения, руководитель кадровой службы либо сотрудник, ответственный за организацию и ведение воинского учета на предприятии.
В практике встречается 2 пути, с помощью которых военнообязанные уклоняются от получения повестки и избегают её вручения под роспись — это уход на больничный и увольнение с работы. Однако любой из указанных методов не освобождает от воинской обязанности.
Источник: https://www.lawportal.com.ua/povestki-utochnenie-dannyh-medkomissiya-prizyv.html
Пост №2: Причины и способы вызова в военкомат
Как должны вызывать в военкомат (ВК)?
1. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются (В соответствии с п.п. 1, 2 ст.7 Федерального Закона ” О воинской обязанности и военной службе” №53-ФЗ от 28.03.1998 г.) :
• заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
2. В соответствии с п.п. 2,3 ст. 9 Федерального Закона ” О воинской обязанности и военной службе” №53-ФЗ от 28.03.1998 г. должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.
В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.
3. Граждане обязаны (В соответствии с п.1 ст.10 Федерального Закона ” О воинской обязанности и военной службе” №53-ФЗ от 28.03.1998 г.) в целях обеспечения воинского учета:
• состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, – по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, – в указанных органах; • явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; • при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет; • сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания; • явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию; • бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
4 На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются ТОЛЬКО повестками военного комиссариата (В соответствии с п.3 ст.26 Федерального Закона ” О воинской обязанности и военной службе” №53-ФЗ от 28.03.1998 г.).
5 В соответствии с пп. «б» п.
50 Положения о воинском учете граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии;
6 В соответствии с п.6 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663) оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата.
Формы повесток:
• Для первоначальной постановки на воинский учет (Приложение № 10 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе) • Для остальных целей (Приложение № 30 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе): • для уточнения документов воинского учета (любое время года); • для проведения мероприятий связанных с призывом на ВС (только в призывное время);
Уважительные причины неявки по повесткам (ст.7 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28.03.1998 г.):
• заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом. По истечении уважительных причин необходимо явиться в ВК.
Требования к оформлению повестки (Приложение №30 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе):
• Пояснения по заполнению повестки • Повестка должна быть подписана военкоматом и заверена печатью ВК • Каждая повестка должна иметь серию и номер (например, СК 66 11 00001 и т.д) • Учет и регистрация повесток осуществляется по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в ВК и выдачи им повесток
Причины вызова в военкомат:
• Для уточнения документов ВУ; • Для прохождения мед. освидетельствования или мероприятий, связанных с ним; • Для прохождения ПК; • Для прохождения ПК субъекта РФ; • Для отправки к месту прохождения ВС; • Для направления на АГС; • Для получения ВБ.
Кто обязан вручать повестки? (Ст.4 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28.03.1998 г.):
• Органы местного самоуправления – если на территории нет структурных подразделений ВК; • Работники ВК; • По месту работы/учебы гражданина – руководители или другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица /работники организации; • Полиция;
Остальные лица не имеют права вручать повестки, включая дворников, слесарей и т.д. и при попытках вручения таких “неправильных” повесток вы имеете полное право отказываться от них.
Повестка вручается не позднее, чем за 3 дня до даты явки в ВК (п.п 6, 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663). При Вашем отказе в получении повестки составляется Акт (о необходимости явиться, но отказе подписывать повестку) при вас лично и в присутствии минимум двух свидетелей. Этот Акт равносилен вручению повестки. Акт должен составляться должностным лицом, имеющим право вручать повестки.
Если вызывают незаконно:
• Готовьте 3 экземпляра заявления о незаконном вызове; • В канцелярии сдаете 1 экземпляр, на 2-ом получаете отметку о принятии заявления; • 3 экземпляр берете в руки и идете к начальнику 1-го отделения ВК вести беседу; При действующих отсрочках не имеют права вызывать для проведения призывных мероприятий.
Если из ВК звонят, а не пишут:
• Скажите, что телефонный разговор к делу не приобщить; • Попросите вызвать вас повесткой установленного образца;
При разговоре нужно быть предельно сухим и вежливым. Спросить у звонящего и записать должность, звание, фамилию, имя, отчество, а также цель звонка и данные лица, по чьему указанию осуществлен звонок.
[моё] Военкомат Призывники Призыв Повестка Текст Длиннопост
Источник: https://pikabu.ru/story/post_2_prichinyi_i_sposobyi_vyizova_v_voenkomat_1989371