Ремонт автомобиля – дело хлопотное и затратное, именно поэтому автолюбители в поисках идеального соотношения цены и качества часто выбирают не официальные СТО, а мастерскую из разряда “знакомый посоветовал”, “рекомендации хорошие” и тому подобное.
Конечно, такой выбор – личное дело каждого, все понимают, чем рискуют. Например, можно получить некачественный ремонт. Но лишиться после этого своих “железных коней” – событие, выходящее за рамки даже для “серого” рынка услуг.
Иван рассказал ABW.BY, как самый настоящий ужас автовладельца стал реальностью:
“Помимо основной работы я являюсь волонтером поисково-спасательного отряда “Ангел”. Из-за постоянных поездок в свое время приобрел автомобиль Audi 80, старенький, конечно, но в технически хорошем состоянии.
Поскольку мне вместе с другими волонтерами из отряда кататься приходилось, мягко говоря, не по дорогам общего пользования, а по лесам и полям, то и необходимость ремонта возникала гораздо чаще, чем у обычного автомобилиста.
Конечно же, искали мастеров по рекомендациям, с адекватными ценами на услуги, ведь эксплуатировали авто в волонтерских целях, а платить приходится свои кровные.
В декабре 2017 года пришло время очередного ремонта. Мне посоветовали толкового автомеханика в поселке Колодищи, что под Минском, по имени Алексей. Оснований не верить рекомендациям товарищей не было, и я, предварительно созвонившись с мастером, пригнал автомобиль к нему. Все как обычно: сделай то-то и так-то, позвони, я приеду рассчитаюсь.
Время шло, звонков не было, поэтому начал уже названивать я. “Отмазки” были разные: то не успел, то докупить что-то нужно… И начал этот процесс затягиваться, а в душу стали закрадываться подозрения.
Озвучив свое беспокойство в социальных сетях, я, к удивлению, обнаружил, что у меня есть “товарищи по несчастью”, которые столкнулись с такой же проблемой, причем у этого же автомеханика.
Вести разлетелись по Сети, и результат не заставил себя ждать – один пользователь прислал мне на телефон фото до боли знакомого автомобиля, вернее того, что от него осталось.
Как мне пояснили, это находилось в поселке Усяж Смолевичского района, на “авторазборке”. Оперативно прибыв на место, я сразу понял: это мой автомобиль, вернее – это был когда-то мой автомобиль. Жалкие остатки моей Audi напоминали сцену из апокалиптического кино. Снаружи, конечно, жесть, но внутри было еще хуже.
Вывод напрашивался сам собой: восстановлению автомобиль уже не подлежит, он попросту разобран на запчасти. Отдал, называется, отремонтировать. Телефон автомастера Алексея был недоступен.
У меня же сразу возникло несколько вопросов. Как мог мой автомобиль попасть на “разборку”, когда документы все у меня? Почему индивидуальный предприниматель, которому эта “разборка” принадлежит, принял автомобиль без документов? Да и зачем VIN-номер вываривать? Тут попахивает криминалом.
Владелец “авторазборки” ничего внятного пояснить не смог. Конечно, я вызвал милицию. Сотрудники ОВД приехали, к слову, оперативно, поговорили, описали остатки Audi – и все.
Материалы проверки до сих пор бродят где-то у правоохранителей, их пересылают туда-сюда, а “разборка” в поселке Усяж работает до сих пор – как с гуся вода! Ну как можно распилить на запчасти авто без документов, если по процедуре перед утилизацией автомобиль нужно снять с учета, а сделать это может только собственник, то есть я? Разве владелец “разборки” этого не знал? Знал, иначе и быть не могло. Сижу вот теперь и жду, чем все закончится”.
Иван оказался не единственным пострадавшим собственником в этой истории. Нам удалось найти и других автолюбителей, которые также стали жертвой этого автомеханика.
Елена сама написала нам, как было дело:
“В 2015 году наша семья столкнулась с неприятной ситуацией, которая тянется до сих пор. Мы отдали автомобиль Volkswagen Transporter Алексею из поселка Колодищи подварить и покрасить, его нам рекомендовали знакомые.
В срок машина не была готова, а показания спидометра на нашем авто сильно отличались от показаний на момент передачи.
Ремонтник просил у нас еще недельку на выполнение всех обязательств, а потом еще и еще… В сентябре 2015 года нам пришлось обратиться в Боровлянский ОВД. Там, рассмотрев нашу ситуацию, сказали обращаться в суд.
До декабря мы пытались решить этот вопрос через медиацию, что не дало никаких результатов.
Медиация – переговоры сторон с участием медиатора с целью урегулирования спора путем выработки взаимоприемлемого медиативного соглашения.
В декабре 2015-го мы подали иск об изъятии нашего имущества из чужого владения и компенсации причиненного ущерба. Первое заседание состоялось в июне 2016 года, ответчик на него не явился, да и на второе тоже.
На третье и четвертое заседания ответчик был вызван судом (милицией). Так в судах мы провели до 21 декабря 2017 года. Решение суда было заочным, так как ответчик больше на суды не приходил.
За это время мы сделали оценку автомобиля (судебную автотехническую экспертизу), суд вынес решение в нашу пользу.
По интересному стечению обстоятельств мы 27 декабря познакомились с группой пострадавших от действий Маталыги А.А. (такова фамилия того самого Алексея. – Прим. ред.). Все пострадавшие, как и мы, отдавали этому человеку свои авто в ремонт и в лучшем случае забирали их “с кулаками”, но неотремонтированные.
Тем пострадавшим, которые смогли забрать свои автомобили, пришлось восстанавливать их на других СТО. Всем этот ремонтник в качестве гарантии писал расписки и просил отсрочки под разными предлогами. Некоторые автовладельцы больше свои машины так и не увидели – те просто исчезли.
До этого мы были уверены, что наш автомобиль находится в гараже у Алексея, но один из пострадавших сказал, что осенью гараж был пуст… Одним из последних пропавших автомобилей был Audi 80.
В свете этих событий 17 января 2018 года я и мой муж поехали искать свой Volkswagen по возможным “разборкам”. И чудо – мы находим пропавшую Audi 80 на “авторазборке” в Смолевичском районе. Как в итоге оказалось, эта “разборка” принадлежит ИП.
Владелец Audi (а это и есть Иван, о котором написано выше. – Прим. ред.) приехал в течение часа и узнал свое авто. Подтянулись и другие пострадавшие. Вызвали наряд милиции Смолевичского ОВД.
На этой “авторазборке” были найдены также запчасти от других пропавших машин, которые были переданы для ремонта Маталыге А.А., Ford Transit и наш Volkswagen Transporter. И это только те автомобили, хозяева которых смогли приехать, узнать свои авто или то, что от них осталось.
Владелец “разборки” всячески отрицает свою вину и считает себя таким же пострадавшим и обманутым, как и мы.
Но возникает вопрос: как честный предприниматель может приобретать автомобили безо всяких документов, хранить их, разбирать на запчасти, вырезая VIN-номер, и сбывать? Самое удивительное во всей этой истории то, что всем пострадавшим, кто обращался с заявлениями в ОВД относительно Алексея, на протяжении нескольких лет давались отказы в возбуждении уголовного дела. Почему все эти заявления, а их было очень много, не объединялись в одно дело? Мы просто хотим уберечь других доверчивых людей от подобной ситуации. Ведь эта “разборка” до сих пор работает, а Алексей, возможно, продолжает свою деятельность”.
Для полноты картины приведем историю еще одного пострадавшего – Дмитрия:
“В июне 2017 года я столкнулся с необходимостью кузовного ремонта собственного автомобиля Fiat. Знакомых мастеров кузовных дел у меня не было, я решил разместить объявление на одной интернет-площадке. Откликнулись несколько человек, я проехал около 5 мест, показывая авто и собирая информацию о стоимости ремонта. Одним из откликнувшихся был Алексей.
Встретились мы с ним в поселке Городище, улица 8 Марта, 12, где он на тот момент производил сварочные работы. Договорились о стоимости работ и о сроках. Хорошо подвешенный язык Алексея убедил меня, что передо мной хороший специалист. Буквально на следующий день я пригнал автомобиль, оставил его и дал аванс, обозначив запрет на эксплуатацию.
Документы на машину не передавал.
Заезжая ежедневно в Городище, я убеждался, что машина моя не делается, а через 2 дня вообще пропала, однако появилась днем позже. На вопрос, где находится автомобиль, Алексей ответил, что перегнал к соседу, показать отказался.
Такой “ремонт” продолжался около 7-8 дней, после чего я вызвал милицию, так как Алексей отказался отдавать авто и возвращать деньги. Приехавший участковый мягко и ненавязчиво убедил меня “дать возможность автомастеру закончить ремонт”. Я согласился, дал ему 3-4 дня на то, чтобы все завершить.
Через 2-3 дня я снова убедился, что ремонт не идет никак, поэтому решил забрать авто. Приехав по известному мне адресу, увидел, что из гаража пропало все оборудование.
Тут начался цирк и чудеса. Алексей сказал, что машину не отдаст и деньги вернуть не может. Эта пустая беседа продолжалась около часа. Затем он куда-то исчез на полчаса. В это время во двор зашел неизвестный мне человек и протянул… ключи от моего авто со словами: “Извините, это я взял ключи, так как Леша должен мне 50 долларов”.
Я выглянул на улицу и увидел автомобиль Opel с опознавательными знаками “такси”, в котором сидел Алексей на пассажирском сиденье. Он соизволил вернуться в гараж, где продолжилась беседа, в которой я предложил ему написать расписку. Он долго отказывался, однако после предложения вызвать милицию согласился. Но…
у него не было документов, подтверждающих личность. Сославшись на это, он уехал в неизвестном направлении, появился примерно через полтора часа, предъявил свидетельство о браке, написал расписку, в которой указано, что он должен мне деньги и что не произвел ремонт автомобиля.
Дома я начал поиски в интернете и наткнулся на других пострадавших от его рук. Мне стало понятно, что это уже дело милиции, и я написал туда заявление.
Одномоментно мне пришли штрафы из ГАИ с камер фотофиксации, из чего выходило, что без моего ведома Алексей катался на моем автомобиле, в чем он, собственно говоря, и сознался при опросе в милиции. А не угон ли это?
Статья 214 УК РБ. Угон транспортного средства или маломерного водного судна
1.
Неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения (угон) – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. То же действие, совершенное повторно, либо с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, или с угрозой его применения, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере…
Милиция отказала в возбуждении уголовного дела по статье “Мошенничество”, отказала также и в угоне, хотя Алексей использовал мое авто в личных корыстных целях.
Еще я был вынужден заплатить штрафы за превышение скорости, когда он разъезжал на моем автомобиле по дорогам Беларуси. Через некоторое время я обратился в прокуратуру Минского района с жалобой.
На нее последовал ответ, что все законно, оснований для привлечения Алексея к уголовной ответственности нет. Рекомендовано было обращаться в суд.
Примерно в середине декабря я и несколько пострадавших от рук Алексея повторно обратились в прокуратуру Минского района. Ответ пока ждем, время у нас есть.
Судя по сказанному выше, явно прослеживается серия покушений на чужую собственность и чужие деньги, причем не одним человеком, а целой группой.
Одни “разводили” людей на деньги и по возможности загоняли автомобили в поселок Усяж на “разборку”, а другие разбирали автомобили и продавали по запчастям, имея точки продаж.
К сожалению, в данный момент ни прокуратура, ни милиция не видят фактов, которые нам, пострадавшим от рук Алексея, кажутся очевидными”.
От редакции
ABW.BY не будет давать оценку вынесенным органами милиции решениям. Проверки в настоящий момент продолжаются, и вполне возможно, что правовой статус горе-механика может измениться не в лучшую для него сторону. А вот порассуждать мы можем.
Поскольку лица добровольно передавали свое имущество, то речь о мошенничестве может идти только в том случае, когда будет понятен умысел принимавшего это имущество.
Иными словами, с какими мыслями автомеханик принимал автомобили: собирался он их ремонтировать или нет? Либо изначальной целью было заполучить машину под предлогом ремонта и затем сбыть ее на “разборку”? В последнем случае ст.
209 УК РБ имеет место быть со всеми вытекающими последствиями.
Статья 209. Мошенничество
1.
Завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Мошенничество, совершенное повторно либо группой лиц, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Что касается поездок на чужом автомобиле без ведома владельца, то фактов, при которых в аналогичных случаях возбуждали уголовные дела, достаточно.
Например, истории о том, как сотрудник автомойки или СТО попадал в ДТП на автомобиле клиента, не раз заканчивались привлечением виновного к уголовной ответственности именно по статье “Угон”.
Возможно, и в нашем случае эта правовая норма будет применена. Пока же Алексея ищут, а мы проследим за развитием ситуации.
Евгений ГРАЧЁВ
ABW.BY
Источник: https://www.abw.by/novosti/law/202638
Содержание
Минск: СТО уже месяц не отдает машину владельцу
В жизни каждого автолюбителя есть два счастливых момента: когда он покупает автомобиль и когда он его продает. Герой этого сюжета вновь мечтает сесть за руль своего автомобиля. Но почему мечта пока не осуществима, расскажет Ольга Пискарева, корреспондент СТВ.
Месяц назад автомобиль нашего героя перестал быть средством передвижения и не без участия одной из столичных СТО превратился в причину головной боли и переживаний.
Максим Капанжи:
Я обратился на стоянку технического обслуживания для диагностики клапана ЕГР в моем автомобиле, мы составили заявку-заказ, в которой была записана стоимость данных работ в размере 750 000 белорусских рублей.
Максим — начинающий автомобилист. Стаж вождения у него составляет около года. Опыта общения с мастерами из СТО молодой человек прежде не имел. Поэтому со спокойной душой он оставил машину для выполнения работ в автомастерской. Надо полагать, что мастера сразу смекнули, что перед ними «чайник».
Максим Капанжи:
Через несколько дней мне позвонили и сказали, что необходимо отремонтировать еще и турбину, стоимость точную не назвали, сказали, что будет в районе $560.
Скрепя сердце Максим согласился и оставил залог 3 500 000 рублей. При этом попросил назвать более точную окончательную стоимость ремонта. Увы, вопрос повис в воздухе, как и просьба выдать чек на внесенную сумму.
В кадре Максим Капанжи:
Еще через несколько дней мне позвонили и сказали, что стоимость будет $810, я отказался, так как счел этот ремонт непомерно дорогим.
Наблюдая эту историю, Остап Бендер наверняка ощутил бы приступ неконтролируемой желчной зависти. Невзирая на то, что Максим отказался от дорогостоящих ремонтных работ, сотрудники СТО произвели ремонт турбины.
В конечном итоге стоимость ремонта выросла в 20 раз. Каким образом, на СТО объяснить отказались. Даже такой чайник, как Максим понял, что за эти деньги логично было бы приобрести и установить новую запчасть.
Максим Капанжи:
Когда я на следующий день приехал забрать свой автомобиль и сказал, что оплачивать незаказанные работы не буду, они отказались отдавать мой автомобиль, пока я не передам необходимые деньги. Вот уже в течение месяца я пользуюсь общественным транспортом, мой личный автомобиль стоит на чужой автостоянке.
Уяснив, что оплачивать ремонт Максим не собирается, мастер отказался устанавливать отремонтированную турбину. 29 октября молодой человек приехал на своей машине лишь на диагностику, а сейчас она находится на чужой стоянке в разобранном состоянии. Что об этом думает руководитель СТО? Как оказалось, у него своя правда.
Дмитрий Блонский, директор СТО:
К нам поступила машина, мы контрольно-диагностические работы произвели, пригласили Максима, указали на истинные неисправности.
После этого, Максим якобы согласился на ремонт, а потом, когда его уже произвели, отказался платить. Все вроде гладко, вот только своим поведением директор явно себя выдавал. Комментируя ситуацию, мужчина пытался выставить все в розовом свете вплоть до абсурда, объясняя невыдачу чека хорошими отношениями мастера и заказчика:
Дмитрий Блонский, директор СТО:
Все было мирно-дружелюбно, взяли и взяли.
Вновь и вновь подтверждал некомпетентность мастера. А на наш вопрос, оговаривалась ли сумма ремонта, Дмитрий дал четкий ответ…
Дмитрий Блонский, директор СТО:
Нет, Вы что, никто ничего не оговаривал.
Пытался сбросить ответственность…
Дмитрий Блонский, директор СТО:
Я не утверждаю, я не присутствовал. Делали не мы, а организации, с которыми у нас договор подряда.
Путался в показаниях…
Дмитрий Блонский, директор СТО:
Норма-час работы мастера стоит у нас 400 000, но мы на данный момент мы его опустили до 300 000. Считаем по 300.000, но по закону 400.000.
И сам себе противоречил…
-Не усматриваете ли Вы вину мастера?
-Нет, перепроверил все. Ни со стороны меня, ни со стороны сотрудников никаких противозаконных действий в отношении этого гражданина.
Постойте, а как же невыдача чека на круглую сумму и несогласование стоимости ремонта? И как можно требовать деньги за несогласованный ремонт, да еще и удерживать машину? На эти вопросы ответов мы не получили.
Директор СТО Максима старался избегать и отказывался ему смотреть в глаза. Мастер, который проводил манипуляции с машиной молодого человека, оказался на больничном. Вероятно, сильно переживал неудавшийся «развод». Директор ретировался, сообщив нам, что очень спешит.
Но через 10 минут, не ожидая нас увидеть «на том же месте в тот же час», вернулся.
Максим Капанжи:
Я много раз от своих знакомых слышал о том, что на СТО могут обмануть или развести, но я не ожидал, что попаду сам в такую ситуацию.
Несмотря на заверения Дмитрия, что недовольный Максим — единственный негативно настроенный клиент, репутация у СТО оставляет желать лучшего. «Лохотрон», «развод», «выкачка денег», «директор — хам» — яростно сообщают пользователи в сети. Более того, организация занесена в «Черный список СТО» одного из популярных интернет-порталов.
Анна Кришань, юрист:
В настоящее время люди достаточно часто обращаются с вопросами по СТО. В их числе и вопросы по несогласованным с потребителями проведением работ, незаконным требованием денег, с некачественными работами.
В течение месяца Максим пытался решить ситуацию мирным путем, однако руководство СТО не пожелало идти навстречу заказчику и вернуть автомобиль, требуя оплатить незаказанные услуги.
А книгу замечаний и предложений Максиму предоставили лишь после того, как он вызвал сотрудников правоохранительных органов.
Молодой человек составил обращение в Миноблисполком, где изложил свою ситуацию, а затем обратился в Минское общество защиты потребителей.
Анна Кришань, юрист:
В ходе изучение документов, представленных потребителем, нами были установлены следующие нарушения, допущенные СТО: не был составлен акт осмотра транспортного средства, не выдан чек на оплаченную сумму потребителем, не согласован срок исполнения работ, а также в настоящее время СТО незаконно удерживает транспортное средство перед потребителем.
Опытные автовладельцы, дабы не попасть в сети тотального обмана, советуют по возможности обращаться только в проверенные СТО, присутствовать при проведении ремонта и требовать оформления всех документов и выдачи чека. Что же касается Максима, то, испробовав все возможные пути досудебного урегулирования конфликта, он готовится к суду.
Анна Кришань, юрист:
После обращения потребителя нами в адрес СТО была направлена претензия с требованиями о возврате автомобиля, возврате излишне уплаченных денежных средств потребителем, на что мы получили отказ. В настоящее время мы направили исковое заявление в суд.
Таким образом, проявляя завидное упрямство и отказываясь решить ситуацию мирным путем, организация испортила свою репутацию. А доводя дело до суда, руководитель СТО, надо полагать, потратит еще немало времени, сил и денег. Непонятно только, ради чего?
И в завершение сюжета небольшая ремарка: «Чтобы в стране стало больше богатых, нужно чтобы было очень много — доверчивых».
Источник: http://www.ctv.by/novosti-minska-i-minskoy-oblasti/minsk-sto-uzhe-mesyac-ne-otdaet-mashinu-vladelcu
Самоуправство автосервиса, что можно и что нельзя делать сотрудникам автосервисов
«При ремонте в автосервисе без моего согласия в автомобиле заменили некоторые запчасти на новые. Могут ли работники салона так поступать, а затем требовать оплаты своей самодеятельности?»
Нет, автосервис не может навязывать дополнительные услуги или выполнять работы, не согласованные с вами, поэтому можно отказаться от их оплаты. Подайте претензию автосервису, сославшись на ст. 16 Закона «О защите прав потребителей».
При отказе, если ремонтная организация все же будет настаивать на оплате навязанных услуг или включит в стоимость ремонта, подайте жалобу в Роспотребнадзор или суд.
Это оградит вас от материальных притязаний и может обернуться хозяевам автосервиса крупным штрафом.
Можно ли обойтись без кассовых чеков?
«После ремонта автосервиса моя машина вскоре сломалась. Брак устранили в другом сервисе, где вину за поломку возложили на предшественников. Есть ли резон подавать претензию к первому сервису, если не сохранился кассовый чек?»
Отсутствие кассового чека вас не лишает как потребителя права предъявить претензии к первому автосервису, не освобождает последний от ответственности за недоброкачественную услугу (п.5 статьи 18 Закона “О защите прав потребителей”).
При недостатках в работе вы вправе потребовать возместить убытки полностью, причиненные недостатками такой услуги.
Правда, для установления того факта, что именно первый сервис был виновен в браке, повлекшем новую поломку автомобиля, придется произвести экспертизу.
Нужно подать письменную претензию виновнику, потребовав возмещения понесенных убытков и предупредив его о обращении в Роспотребнадзор или суд, если претензия не будет удовлетворена. Возможно, все это заставит виновника добровольно возместить ваши убытки.
Как действовать при неправомерном отказе?
«Официальный дилер устранил неисправность проводки, возникшую по вине работников автосервиса. Ремонт был произведен за мой счет, так как поломка негарантийная. Сервис отказал в возмещении затрат, сославшись, что не было надлежащей экспертизы. Как поступить?»
Придется обращаться в суд. Отказ сервиса удовлетворить вашу претензию, потому что вы не провели экспертизу, неправомерен. Направление машины на эту процедуру является вашим правом, а не обязанностью. А вот исполнитель (автосервис) в случае разногласий по качеству оказанной им услуги должен сам или вашему требованию автомобиль направить на экспертизу, оплатив ее проведение.
Как вернуть деньги при отказе в оказании услуги?
Частный автосервис затянул ремонт моей машины и не выполнил основную часть работ. Договора не было, есть только расписка о получении салоном энной суммы. Возвратить деньги за невыполненные работы мне отказались. Как их получить?
Автосервис должен был с вами заключать письменный договор – он же Наряд-заказ.
Так как, кроме расписки о получении денег автосервисом, других документов, свидетельствующих о ваших взаимоотношениях с исполнителем работ, нет, вам придется подать иск о признании договора незаключенным.
В его рамках можно предъявить требования о взыскании с сервиса неосновательного обогащения размером переданной по расписке суммы (Глава 60 ГК РФ).
Незаконное удержание автомобиля: как действовать в подобных конфликтных ситуациях?
«Мой автомобиль некачественно окрасили. Я отказался платить автосервису за брак, но мне не хотят возвращать машину. Что предпринять?»
Работники автосервиса рискуют. Они незаконно удерживают ваш автомобиль, это чревато привлечением к уголовной ответственности по ст. 330 УК РФ («Самоуправство»). Перед обращением к правоохранителям, рекомендуем вам предупредить виновников самоуправства о неблагоприятных последствиях, которые их ожидают. Вполне возможно, этот аргумент сработает, и автомобиль вам вернут.
Иначе вызывайте по «02» наряд полиции в связи с противоправным завладением вашим имуществом посторонними лицами, подавайте заявление, чтобы возбудить уголовное дело в отношении самоуправщиков.
Замена запчастей в автосалоне: кто – прав, а кто – виноват?
Купил в автосалоне машину с ксеноновыми фарами, но ГИБДД требует их снять, потому что они запрещены к использованию. Обязан ли автосалон заменить фары?
Автосалон должен был вам как потребителю своевременно предоставлять достоверную информацию про автомобиль, его агрегатах, деталях, комплектующих.
Она содержать должна наименование техрегламента или иное обозначение, которое подтверждает соответствие товара, его основные потребительские свойства, правила и условия безопасного использования.
Так как информация о запрете использования ксеноновых фар предоставлена не была, вы вправе потребовать от автосалона незамедлительного и безвозмездно устраненить недостатки товара (автомобиля) — ксеноновых фар на надлежащие. Если это уже сделано за ваш счет, возмещения расходов.
Источник: https://xn--80aagwcmqkqjjc5b8c.xn--p1ai/stati/93-kak-dobitsja-spravedlivosti-v-nedobrosovestnom-avtoservise
Ваш домашний юрист
Если вы отдаете свой автомобиль в ремонт, то нужно знать права в отношении с автосервисом.
Ведь зачастую бывает, что СТО слишком долго ремонтирует машину и даже не дает проследить ход ремонта, отвечая на вопросы хозяина машины, что запчасти заказаны и долго идут или подвел поставщик.
Тысячи раз бывали случаи, когда из-за некачественного ремонта автомобиль сгорал или происходили поломки, ремонт которых обходится гораздо дороже, чем первоначальный.
А сколько автовладельцев обнаруживали некачественный ремонт после приемки? К тому же вам могут отремонтировать и то, что вы не заказывали, а потом удерживать автомобиль и не отдавать пока не оплатите весь комплекс, даже навязанных услуг.
Можно ли в подобных ситуациях предъявлять претензии автосервису? Какую ответственность несет СТО за свои действия? На что можете рассчитывать вы, как автовладелец, при затягивании сроков, некачественном ремонте и других нарушениях ваших прав ?
Ремонт автомобиля на СТО регулируется Законом «О защите прав потребителей» и «Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототраспортных средств».
Для начала давайте усвоим, как «Отче наш», что у Вас должно быть на руках, когда вы отдали машину в автосервис.
Что выдает СТО на руки хозяину машины при приеме автомобиля?
Автосервисом выдается договор в письменной форме. Это может быть заказ-наряд, квитанция или другой документ с обязательными содержанием наименования исполнителя и его место нахождения, ФИО владельца ТС и телефон, дата приема заказа и сроки выполнения ремонта. Если работы осуществляются по частям, то должны быть прописаны промежуточные сроки исполнения.
Если вам не укажут сроки выполнения ремонта, вы не сможете предъявить претензии о просрочке!
Также должны быть установлены цена услуги и порядок оплаты (единовременно, в рассрочку, срок, наличными, безналичным путем).
В обязательном порядке указываются данные ТС: марка, модель, госномер, номера агрегатов, а также цена самого автомобиля, которая устанавливается соглашением сторон.
Обязателен перечень оказываемых услуг (работ), запасных частей и материалов, их стоимость и количество. Если запчасти и материалы предоставляете вы сами, то в договоре должен быть указан их перечень.
Если на работы и запчасти устанавливаются гарантийные сроки, то они также должны быть прописаны в договоре.
Когда автомобиль остается на СТО, то обязательно должен подписываться акт приема-передачи, в котором указывается комплектность и повреждения, а также список запчастей, которые привезли вы сами.
На акте должна быть печать СТО и подписи обеих сторон: и ваша, и сотрудника СТО.
В итоге на руках у вас должно оказаться 2 документа: договор (квитанция, заказ-наряд) с обязательным содержанием и акт.
Права и обязанности автосервиса.
Вам не могут оказать дополнительные услуги за плату без вашего согласия. Если все-таки что-то сделали без вашего согласия, вы можете и не оплачивать не оговоренную в договоре работу.
СТО не может обусловливать оказание одной услуги оказанием другой: «Мы вам поменяем эту запчасть, только если вы ее купите у нас!»
Если предоставленные вами материалы или запасные части непригодны или недоброкачественны, то автосервис обязан уведомить вас об этом и приостановить работы до получения ваших указаний. Если в случае соблюдения ваших указаний работы не будут выполнены в срок или будет снижено их качество, то и об этом вас должны предупредить.
Исполнитель, не предупредивший автовладельца об указанных выше обстоятельствах или не дождавшийся ответа в установленные сроки, не может потом ссылаться на наличие этих обстоятельств.
Например, вы отдали для установки некачественную деталь. Автосервис не уведомил вас об этом или сообщил, но не дождался окончания срока, установленного в договоре для ответа. В результате подобных ремонтных работ машина сломалась. Вы можете предъявить претензию СТО, а для нее в свою очередь не может являться оправданием предоставление вами некачественной детали.
Зато автосервис может расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если вас обоснованно предупредил о недоброкачественном материале (запасной части), сообщил о том, что соблюдение ваших указаний снизит качество работы, а вы при этом отмахнулись, не заменили деталь на другую, не устранили обстоятельства, препятствующие выполнению услуги качественно.
Автосервис обязан сообщить вам о выявленных неисправностях, угрожающих безопасности дорожного движения. Если вы при этом не согласитесь на выполнение дополнительных работ по устранению этих недостатков, то СТО должно внести запись о наличии неисправностей в акты приема-передачи (во все экземпляры). Эти записи должны быть удостоверены ответственным лицом СТО и вами.
По вашему требованию СТО может составить смету. Также и автосервис может требовать составления сметы. Как только вы подтверждаете смету своей подписью, она становится частью договора.
Если в смете не указано, что приблизительная, то она считается твердой.
СТО не имеет права требовать увеличения твердой сметы, а вы ее уменьшения.
Исключение составляют случаи, когда невозможно было предусмотреть заранее ее увеличение: удорожание запасных частей, увеличение стоимости работ, выполняемых третьими лицами по заказу автосервиса.
Если в этом случае вы отказываетесь от увеличения твердой сметы, то СТО имеет право расторгнуть договор, но только в судебном порядке.
СТО должна предупредить вас о существенном превышении приблизительной сметы, если потребовались дополнительные работы.
Если при этом вы не дали своего согласия на дополнительные работы, то автосервис имеет право отказаться от исполнения договора и потребовать оплаты уже оказанной услуги, произведенных работ.
Если же вас не предупредили о превышении сметы, то и требовать оплаты сверх установленной суммы не могут.
Автосервис обязан соблюдать сроки оказания услуги.
После выполнения работ вам обязаны выдать справки-счета на вновь установленные номерные агрегаты.
Автосервис обязан дать отчет о расходе запасных частей и материалов, которые вами оплачены, а остатки возвратить или уменьшить цену на стоимость остающихся у него деталей и материалов.
Также вам должны вернуть замененные (неисправные) запчасти.
Если между вами и автосервисом возникли разногласия по поводу качества работ, то экспертиза проводится изначально за счет автосервиса. Инициатива экспертизы может быть как ваша, так и СТО.
При этом, если будет установлено, что нарушений договора нет, исполнитель все выполнил качественно в соответствии с условиями договора, то расходы несет та сторона, по чьей инициативе проводилась экспертиза.
Когда она назначается по соглашению сторон, то расходы поровну.
СТО отвечает за качество запчастей и материалов, которые предоставляет.
На что имеете право вы при ремонте автомобиля?
Помимо того, что вы имеете право требовать оказания качественной услуги и соблюдения сроков, вы имеете право и на другие действия.
Вы имеете право проверять ход работ и их качество, не вмешиваясь в деятельность исполнителя. А СТО обязано обеспечить вам возможность нахождения в производственных помещения.
Вы имеете право расторгнуть договор в любое время, оплатив работы, произведенные до момента расторжения, и возместив расходы. Только не забываем, что если произведены работы, которые вы не заказывали, в договоре не указаны, своего письменного согласия не давали на увеличение сметы, то и оплачивать самоуправство автосервиса вы не обязаны.
Получить автомобиль вы можете только после полной оплаты работ. Вы вправе не оплачивать услуги, оказанные без вашего согласия.
При получении машины вы должны проверить, все ли на месте, проверить техническое состояние машины, объем работ и качество, проверить работу узлов и агрегатов, подвергавшихся ремонту.
Если вы обнаружили что-то несоответствующее договору, подмену деталей, отсутствие каких-либо частей или недостатки работ, то нужно обязательно и немедленно заявить об этом СТО.
Все недостатки должны быть оговорены в акте-приема передачи. Если вы напишете, что претензий нет, то потом не сможете доказать, что они фактически были.
Не нравится, как покрасили, отремонтировали, плохо работает – не пишите, что претензий нет.
Когда недостатки работ были обнаружены не сразу и не могли быть обнаружены при обычной приемке, или когда исполнитель скрыл недостатки работ, тогда при их обнаружении нужно сообщить об этом автосервису в разумный срок в письменном виде.
В случае полной или частичной утраты вашего автомобиля, запасных частей или материалов автосервис обязан в течение 3-х дней отдать вам безвозмездно другой автомобиль, запчасти или материалы аналогичного качества или возместить вам стоимость указанного имущества в двухкратном размере, а также возместить ваши расходы.
Если вы считаете, что работы проведены некачественно или с нарушением условий договора, то можете требовать назначения экспертизы или организовать и оплатить ее сами.
Вы имеете право на неустойку за просрочку выполнения работ.
Рекомендуем почитать:
Страховые выплаты по ОСАГО при обоюдной вине с 2014 года.
Неустойка по ОСАГО с 2014.
Нужна ли досудебная претензия по ОСАГО или сразу в суд?
Вынесен судебный приказ. Как отменить?
Сделан некачественный ремонт автомобиля. Что делать?
Забыл внести очередной платеж по КАСКО. Отказали. Что делать?
Как отказаться от права на годные остатки по КАСКО при тотальной гибели машины?
Сроки предъявления требований к продавцу и сроки удовлетворения требований.
Как возместить ущерб при заливе квартиры? Порядок действий.
В каких случаях и в каких размерах отвечает виновник ДТП?
Неустойка по Закону о защите прав потребителей при покупке товара.
Источник: http://domyurist.ru/prava-voditeley/poryadok-remonta-avtomobilya-avtoservisom
Автосервис: как избежать обмана – ilex
Как показывает практика, не все СТО действуют в рамках законодательства. Случается, некоторые из них обманывают своих клиентов. На что обратить внимание, отдавая свой автомобиль на техобслуживание или в ремонт (далее — ремонт), чтобы избежать такого обмана?
До ремонта
Предварительная запись
Большинство СТО работает по предварительной записи. Эта схема удобна как самим СТО, так и клиентам. Вы заранее информируете СТО о работах, которые вам необходимы, или же о неисправностях, которые следует устранить.
И если данный автосервис сможет вам в этом помочь, с вами согласуют дату и время, когда необходимо пригнать свой автомобиль. Как правило, это делается по телефону.
За такое «бронирование» с вас не должны требовать дополнительную плату.
Обратите внимание!
Старайтесь не опаздывать к назначенному времени. Иначе СТО будет вправе принять другого клиента в порядке общей очереди .
Оформляем заказ
До проведения ремонта должен быть составлен документ, подтверждающий заказ. Это так называемый договор между вами и СТО (далее — договор-заказ). С его образцом вы можете ознакомиться на информационном стенде. Если такого образца там нет, это будет нарушением требований, предъявляемых к работе автосервиса .
Обратите внимание!
Договор-заказ не оформляется, если в вашем присутствии СТО проводит следующие виды услуг: шиномонтажные, шиноремонтные, уборочно-моечные, полировочные, смазочно-заправочные, регулировочные и диагностические. В таком случае о необходимых работах с автосервисом можно договориться устно, а по окончании работ попросить выдать акт выполненных работ .
Договор-заказ должен содержать :
— наименование документа. Например, заказ, договор-заказ и т.п.;
— наименование и место нахождения СТО. А если вас обслуживает ИП, то должно быть указано его ФИО, место жительства, а также сведения о госрегистрации;
— ваше ФИО, место жительства и контактный телефон;
— информацию о вашем автомобиле (марка, модель, год выпуска, регистрационный знак (при наличии), пробег (при наличии), номер кузова (код VIN) и иная дополнительная информация);
— описание работы, которая будет осуществляться;
— предварительную стоимость заказа;
— дату оформления заказа и планируемый срок его выполнения;
— порядок согласования перечня, стоимости и сроков дополнительных работ, необходимость выполнения которых может возникнуть во время ремонта.
Обратите внимание!
Нередко СТО в данном пункте предусматривают возможность согласования дополнительных услуг в устной форме, а потом «разводят» клиентов на крупные суммы. Лучший вариант — указать, что согласовывать с вами дополнительные услуги нужно только письменно. Вы можете собственноручно вписать это условие в договор-заказ;
— информацию о запчастях, «расходниках» и иных материалах или изделиях, которые вы передаете на СТО для ремонта (их наименование, описание, количество и стоимость). Отметим, что автосервис не вправе указывать стоимость таких изделий и материалов без согласования с вами;
— стоимость материалов СТО, которые будут использоваться при ремонте;
— подписи сторон (ваша и уполномоченного представителя СТО).
Договор-заказ представитель СТО оформляет только в вашем присутствии. Для этого вам надо пригнать свой автомобиль и предъявить :
документ, удостоверяющий личность (паспорт);
свидетельство о регистрации автомобиля (техпаспорт).
Договор-заказ составляется в двух экземплярах (для вас и СТО) .
Если вы оставляете автомобиль
В случае если вы не будете присутствовать при проведении ремонта, одновременно с оформлением договора-заказа автосервис должен составить приемо-сдаточный акт (далее — акт) .
Обратите внимание!
Присутствие клиента при ремонте автомобиля вовсе не дополнительная услуга. Брать с вас за это деньги СТО не вправе.
Однако СТО самостоятельно устанавливает порядок нахождения клиента в месте, где проводится ремонт. Иными словами, вам могут отказать в присутствии, даже если вы этого хотите .
Вы можете попросить представителя СТО показать документ, на основании которого вам отказано.
Акт должен содержать сведения :
о комплектности (например, наличие «запаски», аптечки, магнитолы, а также информация о передаче ключей от автомобиля);
видимых наружных неисправностях автомобиля (к примеру, трещины на лобовом стекле);
материалах, переданных потребителем (их наименование, описание и цена);
наличии топлива;
рабочих и эксплуатационных жидкостях в автомобиле.
Отметим, что в акте целесообразно указать и пробег автомобиля.
Акт подписываете вы и уполномоченный представитель СТО. Акт оформляется в двух экземплярах (для вас и для СТО) .
Во время ремонта
В ходе проведения ремонта СТО может выявить неисправности, которые не были обнаружены ранее. Самостоятельно их устранить автосервис не вправе. Любую дополнительную работу, а соответственно, и увеличение стоимости он должен согласовать с вами. Если дополнительная работа сделана без вашего ведома, то :
— вы не обязаны ее оплачивать;
— вы вправе требовать возврата денег, в случае если вы уже оплатили несогласованную работу;
— автосервис не вправе не отдать вам автомобиль при неоплате такой работы.
Во время ремонта работник СТО не должен выезжать на вашем автомобиле на дороги общего пользования. Если это необходимо для проверки выполненной работы, он обязан получить ваше согласие .
После ремонта
Если вы оставляли автомобиль
Чтобы забрать оставленный на СТО автомобиль, вам необходимо предъявить: договор-заказ, акт, свой паспорт, а также техпаспорт автомобиля. О том, что вы получили свой автомобиль, необходимо расписаться в акте (на обоих экземплярах) .
Обратите внимание!
При получении автомобиля обязательно осмотрите его на предмет комплектности и внешнего вида.
Если вы обнаружили какие-либо изменения (например, появилась царапина на двери, которой ранее не было) — сразу же пишите письменную претензию .
В трехдневный срок автосервис будет обязан :— заменить испорченный или отсутствующий материал (изделие) материалом (изделием) аналогичного качества или
— возместить его двукратную стоимость (если замена не представляется возможной).