С января кадровые военные будут получать увеличенное жалованье. Причем рост их денежного довольствия продолжится и в следующие два года. Как сказали корреспонденту «РГ — Недели» в Минобороны России, соответствующее решение принято и пересмотру не подлежит.
Повышение армейского жалованья не проводили последние пять лет. Зато теперь оно будет расти ежегодно — вплоть до 2021-го. Размер индексации, по словам замминистра обороны Татьяны Шевцовой, составит 4 процента в год. На эти цели в оборонный бюджет нынешнего года заложили 18 миллиардов рублей, а само повышение произойдет с января.
В 2019-м перерасчет армейского жалованья выполнят с 1 октября, на повышение денежного довольствия планируется потратить 22,6 млрд. Аналогичный срок и процентное повышение запланировано на 2020-й — под эту индексацию военных выплат в бюджете предусмотрено 41, 2 миллиарда рублей.
ВКС России получат модернизированные перехватчики МиГ-31БМ
Как все это будет выглядеть на практике, Шевцова объяснила на примере ежемесячного жалованья командира батальона в звании подполковник.
Сейчас вместе с различными доплатами он получает 85 345 рублей в месяц. С учетом январского повышения его денежное довольствие вырастет до 88 759 рублей. Таким образом, прибавка составит 3414 рублей. Еще через год она увеличится почти до семи тысяч, а в 2020-м составит 9 тысяч 239 рублей.
Заметно потяжелеет кошелек не только у офицеров, но и у кадровых сержантов, а также рядовых контрактников. Скажем, командир отделения с тремя лычками на погонах вместо прежних 45 982 рублей с января станет получать 47 821 рубль. Осенью 2019-го его суммарное жалованье увеличится до 49 734 рублей. А еще через год — до 51 723 рублей.
Соответствующие показатели у стрелка рядового контрактной службы выглядят так. В декабре — 30 781 рубль в месяц. С января нынешнего года — 32 012 рублей. 33 292 рубля — в 2019-м и 34 624 — в 2020 году.
Известно, что кроме денег за воинское звание и должность кадровые военные получают еще различные выплаты и надбавки — они составляют до половины суммарного жалованья служивого.
Денег добавляют за классную квалификацию, за особые условия службы, за работу с секретными сведениями и т.д. Какие-то суммы начисляют ежемесячно, другие — раз в год или время от времени.
Всего в армии насчитывается до полутора десятков всевозможных дополнительных выплат.
Корреспондент «РГ» поинтересовался у Татьяны Шевцовой, планируется ли в ближайшее время увеличивать эти доплаты и вводить новые? Замминистра сказала, что пока все останется в прежнем виде. «Главное, что нам удалось сохранить данные выплаты в бюджете 2018 года», — заявила Шевцова.
Содержание
Отставники пошли в рост
В отличие от служивых кошельки военных отставников потяжелели еще в конце декабря, когда бывшим офицерам и прапорщикам начислили уже увеличенную январскую пенсию.
Суммы, которые в ближайшие три года предусмотрены в бюджете на индексацию военно-пенсионных выплат, ранее обнародовались. Но теперь каждый отставной служивый наверняка определил свою персональную надбавку.
Для этого размер прежней пенсии нужно было умножить на 4 процента. Именно такую цифру назвала замминистра обороны Татьяна Шевцова. Причем этот же показатель значится и в планах пересчета отставных выплат не только на 2018 год, но и на последующие два года.
Однако если все те же 4 процента роста у действующих военных отражают увеличение окладов по воинскому званию и должности, то у военных пенсионеров соответствующий перерасчет сделан по графе «за выслугу лет».
Повысится жалованье не только у офицеров, но и у контрактников
В минобороны уже произвели необходимые арифметические действия по некоторым категориям отставников. Например, бывший комбат, уволившийся в звании подполковника, вместо прежних «усредненных» 23 633 рублей с января получает 24 610 рублей в месяц. С учетом других повышений этому отставнику с октября 2019-го станут начислять уже 25 595 рублей, а еще через год — 26 619.
По словам Шевцовой, размер коэффициента, применяемого для определения размера военной пенсии с января 2018-го, составляет 72,23 процента от денежного довольствия, которое берется для исчисления таких выплат.
«Подтягивание» отставных выплат к пенсиям тех, кто расстался с погонами после 2012 года, дело небыстрое. В идеале процесс мог бы ускорить двойной перерасчет — по увеличенным окладам служивых и индексации самой пенсии.
Однако в минобороны признают: сделать это пока нет возможности. Изменится экономическая ситуация в стране, появятся в казне дополнительные средства — тогда, быть может, удастся вернуться к подобной практике.
Сэкономили на жилье
На чем могут, военные экономят. А полученные средства в том числе идут на решение социальных проблем служивых. К примеру, в конце прошлого года по решению главы минобороны Сергея Шойгу на предоставление положенных бесквартирным офицерам жилищных субсидий дополнительно выделили 5 миллиардов рублей.
Эти деньги ведомство сэкономило на денежном довольствии кадровых военнослужащих.
Законного жалованья солдат и офицеров, конечно же, никто не лишал. Речь, главным образом, шла об ускоренном расчете с людьми, чье пребывание в армии в последнее время носило формальный характер.
Де-юре так называемые распоряженцы числились в строю, а де-факто давно осваивались на гражданке.
По закону, командование не имело права уволить их из армии без предоставления бесплатной квартиры, жилищного сертификата или целевой субсидии.
Пока эта проблема не была решена, люди получали от минобороны деньги, которые заранее заложили в бюджет ведомства на целый год. Как только вопрос по конкретному военнослужащему закрывался, а вместе с этим официально завершалась его армейская биография, ведомственным выплатам наступал конец.
Российские крейсеры вооружат гиперзвуковыми ракетами за полгода
Так месяц за месяцем копились сэкономленные средства, которые Шойгу ближе к концу года «перенаправил» на жилищные субсидии.
В итоге удалось решить вопрос о дополнительной выплате квартирных денег 777 военнослужащим. С учетом их домочадцев собственную крышу над головой теперь смогут обрести почти две с половиной тысячи человек.
Всего же в прошлом году такой формой решения жилищной проблемы в Вооруженных силах воспользовались без малого 7 тысяч кадровых военных, которым минобороны суммарно перевело 42,78 млрд рублей.
Самую крупную сумму получил очередник с Северного флота — его семье начислили 15,2 млн рублей. Что же касается среднего размера военно-жилищной субсидии, то она составила 6,2 млн рублей.
По данным минобороны, более 70 процентов готовящихся к увольнению служивых другим формам жилищного обеспечения предпочитают деньги. За четыре года, что в армии практикуется выплата квартирных субсидий, на счета почти 25 тысяч военных очередников было переведено более 142 млрд рублей.
Инфографика РГ / Антон Переплетчиков / Михаил Шипов / Борис Голкин
Параллели
До революции жалование подпоручика (лейтенанта) вместе с «добавочными» деньгами составляло около 80 руб.
Современный лейтенант в месяц получает 66 тыс. рублей.
Поручик мог купить на эти деньги: 170 кг мяса; 230 кг сахара; 66 кг сливочного масла; 100 кг тульских пряников; 115 кг сыра «Российский»; 200 бутылок (0,61 литра) казенной водки.
Современный лейтенант: 260 кг мяса; 1600 кг сахара; 110 кг сливочного масла; 120 кг тульских пряников; 130 кг сыра «Российский»; 260 (0,5 л) бюджетной водки.
Надо иметь в ввиду, что подпоручик в армии Российской империи, в отличии от современных лейтенантов, должен был за свои кровные покупать обмундирование (парадный мундир — 70 руб., шпоры — 14 руб., и т. д.).
Но при царе выпускникам военных училищ, с хорошими оценками сдавшим выпускные экзамены, выдавали единовременное пособие на форму и снаряжение в размере 300 рублей. То есть один раз одевали по полной фактически за казенный счет.
Источник: https://mse116.ru/pensii/nadbavka-voennosluzhashhim-za-vyslugu-let-v-2020-godu-protsentnaya-s-1-yanvarya-2020-ezhemesyachnaya.html
Постановление о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту
В соответствии с Федеральным законом “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат” Правительство Российской Федерации постановляет:
1.
Утвердить прилагаемые Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
2.
Производить выплату военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на денежное довольствие военнослужащих в составе расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г., а в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат”, – с 1 января 2013 г.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин
Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту
1.
Настоящие Правила определяют порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (далее – военнослужащие), в соответствии с Федеральным законом “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат” (далее – надбавка).
2.
Надбавка выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, который установлен в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации (далее – государственные органы) для обеспечения военнослужащих денежным довольствием.
3. Надбавка выплачивается в следующих размерах:
а) до 100 процентов месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее – оклад по воинской должности) военнослужащим:
в экипажах подводных лодок (крейсеров);
в экипажах автономных глубоководных (подводных) аппаратов, размещенных на надводных кораблях (судах);
в технических экипажах глубоководных станций;
в экипажах строящихся подводных лодок;
привлекаемым к опытной эксплуатации подводных лодок (крейсеров, глубоководных станций);
инструкторского состава учебных заведений и подразделений, занимающимся обучением специалистов атомных подводных лодок;
летного состава, выполняющим полеты по планам боевой (специальной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов (воздушных пунктов управления, летающих лабораторий, сверхлегких воздушных судов), при условии выполнения нормы налета часов;
в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации;
в Главной военной прокуратуре;
б) до 70 процентов оклада по воинской должности военнослужащим: в экипажах надводных кораблей (судов, катеров), в том числе строящихся;
в управлениях корабельных соединений (до эскадры надводных кораблей (катеров) включительно), постоянно размещенных на кораблях, а также в управлениях подводных лодок (до командования подводных сил включительно);
замещающим воинские должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает выполнение водолазных работ под водой (нахождение в водолазных барокамерах под повышенным давлением), при условии выполнения ими установленных государственным органом норм часов работы под водой (спусков);
проходящим военную службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения;
проходящим военную службу в органах управления разведкой, разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях), по перечню, утверждаемому государственным органом;
проходящим военную службу на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым связано с выполнением прыжков с парашютом, при условии выполнения ими установленной государственным органом нормы прыжков с парашютом;
в) до 50 процентов оклада по воинской должности военнослужащим:
в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (за исключением центрального аппарата) в зависимости от особых условий военной службы, связанных с обеспечением функционирования специальных объектов;
проходящим военную службу на отдельных воинских должностях специалистов медицинской службы в особых условиях, по перечню, утверждаемому государственным органом;
воинских частей (учреждений, организаций, подразделений), выполняющим задачи по обеспечению космических программ, по перечню, утверждаемому государственным органом;
несущим боевое дежурство (дежурство в дежурных боевых сменах);
проходящим военную службу на специальных объектах (в воинских частях, организациях, учреждениях и на отдельных должностях), по перечням, утверждаемым государственным органом;
осуществляющим специальные виды работ (выполнение специальных заданий), по перечням, утверждаемым государственным органом;
г) до 30 процентов оклада по воинской должности военнослужащим:
на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями;
замещающим воинские должности в органах военной прокуратуры и в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации по перечням, утверждаемым соответственно Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета Российской Федерации;
д) до 20 процентов оклада по воинской должности военнослужащим:
в авиационных воинских частях (авиационно-спасательных центрах), проходящим военную службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими – наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов, по перечню, утверждаемому государственным органом;
в экипажах штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси (специальных транспортных средств федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации), а также инструкторского состава учебных воинских частей и подразделений, входящим в расчеты экипажей техники на гусеничном и колесном шасси и занимающимся обучением вождению на этих боевых (специальных) машинах;
на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым связано с работами по перезарядке ядерных реакторов кораблей, обращению с ядерным топливом и радиоактивными отходами, по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба;
на воинских должностях, которые при исполнении должностных обязанностей применяют знания иностранных языков, по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба;
на воинских должностях спасателей в спасательных воинских формированиях;
е) до 10 процентов оклада по воинской должности военнослужащим:
проходящим военную службу в г. Москве и Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области;
пограничных органов, непосредственно осуществляющим охрану государственной границы.
4.
В случае если специфика военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах требует исполнения обязанностей военной службы в особых условиях, не предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, надбавка может устанавливаться в размере до 50 процентов оклада по воинской должности по перечням, утверждаемым руководителем соответствующего государственного органа.
5. Размер надбавки определяется по каждому из оснований в пределах, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании настоящих Правил.
6. Военнослужащим, имеющим право на получение надбавки по двум и более основаниям, размер надбавки определяется путем суммирования процентов по каждому основанию. При этом выплата надбавки производится в размере не более 100 процентов оклада по воинской должности военнослужащего.
7. Военнослужащим, имеющим право на увеличение (повышение) окладов по воинским должностям, выплата надбавки производится исходя из оклада по воинской должности с учетом этих увеличений (повышений), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими данные увеличения (повышения), не установлено иное.
8. Военнослужащим, на которых в установленном порядке возложено временное исполнение обязанностей по вакантной воинской должности, за исполнение обязанностей по которой производится выплата надбавки, ее выплата производится за весь период временного исполнения обязанностей.
Надбавка не выплачивается военнослужащим, имеющим право на ее получение по занимаемой воинской должности, в случае временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности, по которой выплата надбавки не производится.
Источник: https://rg.ru/2011/12/30/nadbavki-dok.html
Революцию разведка не заметила –
О том, что ближайшего союзника ждет неминуемая катастрофа, советские разведчики своего президента не предупредили. Не потому, что хотели утаить — просто ни в КГБ, ни в МИДе сами, кажется, не сознавали, что ГДР исчезает с политической карты мира. Об этой парадоксальной ситуации рассказывает Леонид Млечин.
9 ноября 1989 года советские дипломаты и разведчики в Берлине не оценили значение пресс-конференции члена политбюро и первого секретаря столичного окружкома партии Гюнтера Шабовски, после которой сотни тысяч восточных немцев ринулись к контрольно-пропускным пунктам, разделявшим город. И о том, что Берлинская стена рухнула, президенту СССР Михаилу Горбачеву доложили на следующее утро. Но все равно еще не сознавали, что социалистическая Германия скоро исчезнет.
Каждый день в шесть утра по аппарату междугородной правительственной ВЧ-связи докладывали в Москву ситуацию. Но попытки прогноза оказались безуспешными. Почему советская разведка, обладавшая в Восточной Германии всеми оперативными возможностями, не смогла предсказать скорый крах ГДР?
Работа под колпаком
Представительство КГБ в ГДР было крупнейшим аппаратом госбезопасности за рубежом. Там находилась Группа советских войск, и ее надо было, говоря профессиональным языком, «обслуживать»: следить, чтобы наших офицеров не завербовали и чтобы они не убежали на Запад.
Наши разведчики использовали ГДР как плацдарм для проникновения в НАТО и для вербовки американцев на территории Западной Германии.
Вторая задача — сбор информации о том, как ведут себя друзья — восточные немцы.
Всю информацию о положении в стране представительство КГБ получало официальным путем от местных коллег. Однако же восточные немцы свели к минимуму сообщения о своих секретных операциях, потому что занялись деятельностью, которую хотели бы утаить прежде всего от советских друзей. А Москва, конечно же, хотела знать больше того, что ей считали нужным сообщать немецкие товарищи.
Формально сотрудникам КГБ было запрещено вербовать агентуру среди граждан ГДР. В ЦК КПСС решили, что нельзя шпионить за братьями по социалистическому лагерю.
Поэтому в соцстранах создавали разведывательные подразделения, о которых друзьям ничего не рассказывали.
Председатель КГБ Юрий Андропов распорядился перевести на это направление лучших работников Первого главного управления (внешняя разведка).
В последние годы существования ГДР внутри разведывательного аппарата представительства КГБ сформировали оперативную группу, которая полностью сосредоточилась на анализе положения дел внутри Восточной Германии.
В группу, насколько известно, включили разведчиков, которые не были официально представлены немцам как сотрудники КГБ,— тех, кто работал под журналистским или коммерческим прикрытием.
Впрочем, руководство разведки это никогда не подтверждало.
Министр госбезопасности ГДР Эрих Мильке не позволял советским коллегам вмешиваться в его дела. Так что сотрудники представительства КГБ в Берлине исходили из того, что немцы за ними присматривают, слушают их телефонные разговоры, ставят аппаратуру в квартирах, и старались не сделать ни одного неосторожного шага.
В западной стране разоблачение разведчика опасно только для него самого: если нет дипломатического паспорта, могут посадить в тюрьму. В социалистическом государстве пойманному с поличным разведчику ничего особенного не угрожало, но скандал мог достичь уровня политбюро.
https://www.youtube.com/watch?v=T3ENYa1gLU4
Присматривали даже за послом
Восточные немцы действовали жестко. Однажды полиция задержала офицера из представительства КГБ. Руководитель представительства генерал Анатолий Лазарев пожаловался на генсека Хонеккера в Москву, но проиграл, потому что Хонеккер сам пожаловался на него, и генерала отозвали.
— Мы делали то, что было необходимо,— рассказывал мне генерал Виктор Буданов, который был первым заместителем главы представительства КГБ СССР в ГДР,— но никогда восточным немцам не раскрывали до конца нашу работу. Так же, как и они перед нами, к сожалению. Это более всего проявилось в последние годы. Более того, был даже период, когда у нас возникли подозрения, что они за нами следят.
— А зачем немецкие друзья следили за своими старшими братьями — за советскими разведчиками?
— Потому что они боялись, что мы будем работать с их людьми, и приняли определенные меры. Не без оснований. Но то, что мы делали, не было нарушением соглашений о статусе представительства комитета в Берлине, которые были подписаны между КГБ и МГБ.
Немцы раздражались и в отместку подлавливали советских чекистов на разных проступках. Если кто-то увлекался выпивкой или заводил роман на стороне, немецкие братья доносили об этом в советское посольство и радовались, когда незадачливого сотрудника КГБ в 24 часа отправляли домой.
Немецкие чекисты следили не только за своими советскими коллегами, но даже за советским послом.
Этим ведал сам министр госбезопасности ГДР Эрих Мильке. Наш посол в Берлине Вячеслав Кочемасов рассказывал мне, как это происходило:
— Я знал, когда меня Мильке записывал, когда перестал это делать. Вначале он следил за каждым моим шагом. Он в каждый конкретный момент знал, где я нахожусь. Еду в Вюнсдорф, в ставку нашей группы войск — он точно знал, куда и к кому я еду, сколько там пробыл, когда вернулся в Берлин. Один раз он даже похвалился тем, что он все знает обо мне. Поэтому я был с ним очень осторожен.
— Выходит, люди министра госбезопасности постоянно следили за советским послом?
— У него были свои методы наружного наблюдения,— усмехнулся Кочемасов.— Это сложнейшая система, дорогой мой! Надо было поискать такую разведку и контрразведку, как в ГДР.
Особые связи
Главным секретом руководства ГДР были тайные отношения с ФРГ. Еще в конце 1970-х посол в Бонне Валентин Фалин сообщал о неизвестных Москве интенсивных контактах между двумя Германиями: «Помимо активнейших экономических связей между ГДР и ФРГ в обе стороны идут невидимые, но мощные потоки.
По всем линиям: профсоюзной, научной, технической, культурной. Но особенно важны лично-семейные связи и межпартийные, политические — сверхтайные. Десятки, сотни эмиссаров с разными заданиями ездят взад-вперед ежедневно. От нас это скрывают в первую очередь…
Обратите внимание: гэдээровцы упорно отказываются принять нашу систему ГОСТ и пользуются западногерманской, общеевропейской системой стандартов».
Один из лучших знатоков Германии, Александр Богомолов, который попеременно работал то в аппарате ЦК КПСС, то в посольстве в Восточном Берлине, считал, что Эрих Хонеккер никогда и не был другом Советского Союза. К Леониду Брежневу и его соратникам генеральный секретарь ЦК СЕПГ относился без всякого пиетета.
Он поставил своей целью улучшить жизненный уровень ГДР за счет денег, получаемых от Западной Германии. После критических замечаний Валентина Фалина — в узком кругу, среди своих! — в адрес Эриха Хонеккера, за ним самим установили слежку спецслужбы ГДР. Советские разведчики предупредили посла: будь поаккуратнее, помни, что находишься под прицелом.
Но рычагов влияния на Берлин у Москвы не осталось.
Разговор в бане
В июне 1987 года в Дрезден приехал начальник советской разведки Владимир Крючков. Его интересовал первый секретарь окружного комитета СЕПГ Ханс Модров, перспективный политик, которому прочили большое будущее.
Ханс Модров вспоминал: «Маркус Вольф, в то время уже оставивший службу в разведке, спросил меня, не хочу ли я встретиться с ним и Крючковым за дружеским ужином. Я не был диссидентом, фракционером или уклонистом. Меня выводил из себя все возрастающий формализм, удручала атмосфера чинопочитания и пропагандистского угара.
Государство поникших голов, тяжелых век, заткнутых ртов, онемевших языков, опущенных плеч. МГБ ГДР получило указание пристально присмотреться к моим связям с КПСС. Я почувствовал это по критическим оценкам Эриха Хонеккера моих «чересчур пылких» контактов с Ленинградом, которые якобы затуманивают мой взгляд на СССР и перестройку.
Откуда он мог знать, что и где я сказал?»
У Ханса Модрова сложились хорошие отношения с советским товарищами, что не нравилось руководству ГДР. «Я чувствовал,— вспоминал сам Модров,— что за мной следят, пытаясь выяснить, как я эти контакты осуществляю и что обсуждается на этих встречах».
Присматривать за Модровым в Дрезден прислали генерала Хорста Бема, жесткого и ортодоксального офицера госбезопасности. Модров вспоминал: «Мне казалось, что Бем постоянно держит передо мной зеркало и говорит при этом: дела твои плохи, мой друг».
Быт и нравы
Представительство КГБ СССР по координации связи с Министерством государственной безопасности ГДР размещалось в помещении бывшей больницы в берлинском пригороде Карлсхорст. Сотрудники КГБ занимали большой комплекс зданий, окруженный колючей проволокой и тщательно охраняемый.
https://www.youtube.com/watch?v=HEV032ErCAY
Советские товарищи находились в материальной зависимости от немецких коллег, рассказывал мне бывший начальник информационно-аналитического отдела представительства полковник Иван Кузьмин.
Министерство госбезопасности ГДР организовало в Берлине закрытый магазин для советских чекистов.
Но это заведение превратилось в «лавку самообслуживания» для самих немецких офицеров, которые выносили через черный ход лучшие продукты.
Служба в ГДР считалась приятной и комфортной. Особенно ценились должности, позволявшие посещать Западный Берлин с его магазинами, ресторанами и кинотеатрами. Но таких счастливчиков было немного.
«Западный Берлин оставался табу для большинства советских граждан, работавших в ГДР, кроме тех, кто состоял в органах разведки,— вспоминал известный дипломат Юлий Квицинский, ставший первым заместителем министра иностранных дел СССР.— Не очень разрешалось ездить туда и нашим дипломатам, даже работавшим в группе, которая в посольстве занималась Западным Берлином… Твердили, что Западный Берлин — гнездо шпионажа».
Тогдашний начальник четвертого (немецкого) отдела внешней разведки рассказывал мне, что каждый приезд Эриха Мильке в Москву становился событием.
Министр госбезопасности ГДР привозил целую телегу с колбасами и бочонками с пивом, устраивал роскошный прием. Мильке обожал получать награды.
Его маленькую слабость в Москве поощряли, отметив в общей сложности шестью орденами Ленина и золотой звездой Героя Советского Союза.
«Они ничего не понимают»
Министр считал себя лучшим другом Советского Союза, но покровительственно, а иногда и пренебрежительно относился к сотрудникам представительства КГБ, особенно к тем, кто не знал немецкого языка.
Мильке попросили выступить перед большой группой офицеров из управления особых отделов группы войск, армейскими контрразведчиками. Он говорил три часа с небольшим перерывом, внимательно следя за реакцией аудитории.
Когда командующий группой войск и глава представительства КГБ пригласили его выпить по рюмочке, министр снисходительно заметил:
— По-моему, некоторые из ваших офицеров просто ничего не понимают.
Мильке был самым большим работодателем в ГДР. Аппарат Министерства госбезопасности состоял из 92 тыс. штатных сотрудников. Существовали еще офицеры особого назначения (у нас они назывались офицерами действующего резерва), и они занимали важные должности во всех серьезных госучреждениях.
Оперативникам помогали еще и 170 тыс. неофициальных сотрудников, осведомителей.
«Философия министра Мильке такова,— писал бывший начальник разведки ГДР генерал-полковник Маркус Вольф,— госбезопасность должна знать все, что происходит в стране. Из-под ее опеки не исключалась ни одна сфера, в том числе партия и ее руководящие органы».
Создали почти идеальную систему слежки за собственным народом, а революцию в собственной стране не заметили! ГДР исчезла в считаные дни. Вот уж от ГДР никто этого не ожидал! Она была самым процветающим социалистическим государством. Советские руководители любили ездить в Восточную Германию, чтобы, вернувшись, торжествующе сказать: «Вот как способна работать социалистическая модель!»
И вдруг зримое доказательство правоты передовых идей исчезло с политической карты мира. Людям просто не нравилось, как устроена жизнь в стране, им надоел социалистический режим.
А немецкие чекисты пребывали в уверенности, что это вражеские вылазки на деньги империалистических спецслужб, искали иностранную агентуру. Полицейские и переодетые в штатское сотрудники госбезопасности отбирали у демонстрантов плакаты с неприятными лозунгами, хватали вожаков…
Так же оценивали происходящее и советские разведчики в Восточном Берлине, поэтому все происшедшее 9 ноября 30 лет назад оказалось для них сюрпризом.
* * *
Когда в Восточном Германии начались революционные перемены, Ханс Модров возглавил новое правительство ГДР. А генерал Хорст Бем не смог сохранить контроль над городом.
5 декабря 1989 года в Дрездене толпа захватила здание окружного управления госбезопасности. Сопротивления не встретили. Часть толпы перешла через дорогу и попыталась захватить и здание, которое занимали советские чекисты.
К толпе вышел молодой офицер. Дрезденцы потом вспоминали его слова:
— Не пытайтесь проникнуть на эту территорию. Мои товарищи вооружены, и у них есть право в случае крайней необходимости применять оружие.
Это был подполковник Владимир Путин, служивший тогда в составе группы советских офицеров связи при окружном управлении госбезопасности. Толпа остановилась.
Потом командующий советской 1-й гвардейской танковой Краснознаменной армией, дислоцированной по соседству, прислал солдат для охраны представительства.
Надо полагать, будущий президент навсегда запомнил день, когда на его глазах в одночасье рухнула казавшаяся незыблемой политическая система и с карты исчезла целая страна.
Леонид Млечин
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4135360
Стипендии, социальная поддержка
Общая информация
В соответствии со Статьей 36. «Стипендии и другие денежные выплаты» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
Виды стипендий:
- государственная академическая стипендия студентам;
- государственная социальная стипендия студентам;
- государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;
- стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;
- именные стипендии;
- стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;
- стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Размеры государственных стипендий устанавливаются в соответствии с приказами по университету.
Государственная академическая стипендия студентам
Размер базовой государственной академической стипендии составляет 2200 рублей (для студентов ИСПО – 800 рублей).
Данная стипендия назначается по итогам экзаменационной сессии студентам, имеющим оценки «хорошо» или «отлично».
При этом в период с начала учебного года до прохождения первой промежуточной аттестации базовая стипендия выплачиваются всем студентам первого курса.
Студентам, обучающимся только на «отлично», назначается государственная академическая стипендия отличника в размере 4400 рублей (для студентов ИСПО – 1600 рублей).
Студенты, имеющие только отличные оценки по итогам трех предшествующих сессий, могут претендовать на государственную академическую стипендию, назначаемую решением Ученого совета Университета (установлено 100 таких стипендий), составляющую 6600 рублей (для студентов ИСПО – 2400 рублей).
В целях совершенствования мер по стимулированию и привлечению в СПбПУ талантливых абитуриентов в университете введены специальные стипендии и гранты студентам 1 курса.
Специальные стипендии студентам 1 курса назначаются взамен базовой государственной академической стипендии студентам 1 курса бакалавриата и специалитета очной бюджетной формы обучения, поступившим в университет без вступительных испытаний либо получившим по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по сумме трех предметов, установленных в качестве вступительных испытаний в университет, 270 баллов и более, за исключением студентов, которым в установленном порядке назначаются выплаты специальных грантов студентам 1 курса.
Специальные стипендии студентам 1 курса ИСПО в размере 2000 рублей назначаются до прохождения первой промежуточной аттестации взамен базовой государственной академической стипендии студентам 1 курса, обучающимся по программам среднего профессионального образования (СПО), очной бюджетной формы обучения, поступившим в Университет на основании аттестата об основном общем образовании с отличием (средний балл по аттестату – 5,0).
Повышенная государственная академическая стипендия за достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности
Данная стипендия назначается студентам, обучающимся по образовательным программам высшего образования, имеющим особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой или спортивной деятельности и выплачивается в размере 10000 рублей в дополнение к иным видам назначенных стипендий.
Государственная социальная стипендия
В соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная социальная стипендия назначается:
- студентам, являющимся:
- детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,
- лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
- лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя,
- детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства,
- студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
- студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий,
- студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных органах, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами “б” – “г” пункта 1, подпунктом “а” пункта 2 и подпунктами “а” – “в” пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.
Государственная социальная стипендия назначается также студентам, получившим государственную социальную помощь.
Размер государственной социальной стипендии равен полуторакратному размеру базовой стипендии и составляет 3300 рублей (для студентов ИСПО – 1200 рублей).
Государственная социальная стипендия назначается студентам на основании заявления и справки, выдаваемой органом социальной защиты населения по месту жительства (постоянной регистрации), подтверждающей назначение государственной социальной помощи, или иного документа, подтверждающего принадлежность к одной из категорий граждан, указанных в части 5 статьи 36 Закона об образовании.
Студенты, получающие государственную социальную стипендию, имеют право на получение государственной академической стипендии на общих основаниях.
Студентам первого и второго курсов бакалавриата и специалитета, имеющим оценки успеваемости «отлично» или «хорошо» и относящимся к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии, назначается государственная социальная стипендия в повышенном размере. (в настоящее время – 10000 рублей).
Именные и специальные стипендии
Стипендии Президента Российской Федерации и специальные стипендии Правительства Российской Федерации назначаются студентам, достигшим выдающихся успехов в учебной и научной деятельности, в соответствии с положениями, утвержденными Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Стипендии, назначаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, например, стипендия Правительства Санкт-Петербурга, стипендия Фонда Потанина, стипендия Ученого Совета СПбПУ, назначаются в соответствии с их Регламентами.
Студенты могут претендовать на различные именные стипендии, учреждаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в том числе, стипендии Президента Российской Федерации и специальные стипендии Правительства Российской Федерации, именные стипендии Правительства Санкт-Петербурга, стипендии Благотворительного фонда Владимира Потанина, стипендии ОАО «КАМАЗ», банков ВТБ и Альфа-банка и другие. Порядок назначения и выплаты именных стипендий для студентов, а также количество и размеры этих стипендий определяется учредителями этих стипендии.
Лицам, проявившим выдающиеся способности и поступившим на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов открыта регистрация претендентов на получение грантов Президента Российской Федерации 2016/2017 учебного года.
О грантах
Претендентами на получение грантов Президента Российской Федерации могут быть лица, удовлетворяющие всем ниже перечисленным критериям:
- включены в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, созданный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (включены в список победителей и (или) призеров мероприятий, утвержденный Министерством культуры Российской Федерации, Министерством спорта Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации);
- имеют гражданство Российской Федерации;
- поступили в текущем году на обучение по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности»:
- учреждено с 1 сентября 2015 года 5000 грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- ежегодно предоставляется не более 1200 грантов в размере 20 000 рублей в месяц;
- организационно-техническое обеспечение и информационное сопровождение предоставления и выплаты грантов, мониторинг выполнения получателями грантов обязательств, организация выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития лиц, проявивших выдающиеся способности, осуществляет Образовательный Фонд «Талант и успех» (далее – оператор).
Со списком претендентов на получение грантов Президента Российской Федерации, утвержденных Федеральными органами исполнительной власти в 2016 – 2017 учебном году, а также с порядком действий претендента на получение гранта Президента Российской Федерации можно ознакомиться на информационном ресурсе – http://грантыпрезидента.рф/.
Сроки предоставления документов оператору, включая регистрацию претендентов на сайте по грантамhttp://грантыпрезидента.рф/ до 01 ноября 2016 г.
Конкурс на получение именной стипендии является компонентом Стипендиальной программы Владимира Потанина.
https://www.youtube.com/watch?v=D23CxPTxQKg
В конкурсе могут принимать участие студенты 1 и 2 курса магистратуры вузов-участников.
Победители конкурса – это профессионалы в своей предметной или научной области. Это творческие личности, способные делиться полученными знаниями и навыками, генерировать идеи, воплощать их в жизнь и брать на себя личную ответственность за результат. Это лидеры, готовые объединить вокруг себя команду и вдохновить ее на достижение общей цели.
Размер ежемесячной стипендии – 20 000 рублей.
Конкурс проходит в два этапа.
Первый этап – заочный, на основании письменной заявки, включающей мотивационное письмо и научно-популярное эссе на тему предполагаемой магистерской диссертации.
Второй этап – очный, в формате деловых игр, интервью, решения кейсов и других групповых и индивидуальных форм оценки.
График конкурса:
- Прием заявок на конкурс до 20 ноября 2019
- Объявление результатов заочного этапа до 20 декабря 2019
- Очные отборы один день в период с 22 января по 10 февраля 2020
- Подведение итогов конкурса до 20 февраля 2020
- Объявление победителей конкурса не позднее 25 февраля 2020
Консультации по организации конкурса проводятся представителями Фонда социальных инвестиций (www.soc-invest.ru), который выступает оператором конкурса в 2019/2020 году, по телефонам +7 (929) 531-20-45, +7 (929) 508-60-94 и электронному адресу sp@soc-invest.ru.
Нормативно-правовые документы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Постановление Правительства Российской Федерации 17.12.2016 № 1390 «О формировании стипендиального фонда»
Источник: https://www.spbstu.ru/students/social-security/social-support/