Формальные неточности в документах, по общему правилу, не могут быть основанием для органов пенсионного фонда относительно ограничения лица в реализации конституционного права на социальную защиту.
К соответствующему заключению пришел Кассационный административный суд Верховного Суда по делу № 638/18467/15-а по иску претендующего на пенисию гражданина к Шевченковскому объединенному управлению Пенсионного фонда г. Харькова об обязательстве совершить определенные действия.
Ознакомиться с полным текстом решения ВС можно в VERDICTUM.
Истица обратилась к Пенсионному фонду с заявлением о назначении пенсии по возрасту, в которой ей было отказано.
Отказ в назначении пенсии по возрасту мотивируется тем, что истица не предоставила документы, которые подтверждают необходимый стаж (20 лет).
Кроме того, ответчик указал, что в трудовой книжке истицы содержатся неточности в части названия предприятия, на которое она принята на работу и с которого ее уволено.
Верховний Суд поддержал решение судов предыдущих инстанций, которыми были удовлетворены исковые требования.
В ст. 46 Конституции указано, что граждане имеют право на социальную защиту, включающую право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери работоспособности, потери кормильца, безработицы по независимым от них обстоятельств, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом.
Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и иных источников социального обеспечения; созданием сети государственных, коммунальных, частных заведений для ухода за неработоспособными.
Так, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Порядок подтверждения имеющегося трудового стажа при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается Кабинетом Министров (cт. 62 Закона “О пенсионном обеспечении”).
Постановлением Кабмина № 637 утвержден Порядок подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней.
Пунктом 1 этого Порядка предусмотрено, что при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней трудовой стаж устанавливается на основании иных документов, выданных по месту работы, службы, учебы, а также архивными учреждениями.
Суд указал, что в тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников, для подтверждения специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий, учреждений, организаций или их правопреемников. В случае отсутствия правопреемника подтверждение периодов работы, засчитываемых в трудовой стаж для назначения пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленных для отдельных категорий работников, осуществляется в порядке, определенном Пенсионным фондом по согласованию с Минтруда и Минфином. Механизм подтверждения таких периодов работы определен Порядком подтверждения периодов работы, засчитываемых в трудовой стаж для назначения пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда № 18-1.
Кроме того, коллегия судей указала, что, принимая документы, орган, назначающий пенсию проверяет:
1) правильность оформления заявления, соответствие изложенных в нем сведений о лице данным паспорта и документам о стаже;
2)содержание и надлежащее оформление предоставленных документов;
3) копии соответствующих документов, фиксирует и удостоверяет выявленные расхождения (несоответствия).
Орган, назначающий пенсию, при наличии сомнений имеет право требовать от предприятий, учреждений и организаций, физических лиц дооформление в трехмесячный срок со дня подачи заявления, принятых и подачи дополнительных документов, предусмотренных законодательством, а также проверять обоснованность их выдачи.
Однако, как установлено судами, органом Пенсионного фонда не осуществлено никаких действий, направленных на получение сведений или дополнительных документов, на основании которых можно было бы убедиться в достоверности поданных документов в подтверждение льготного стажа истца.
Выбрать юриста, который поможет вам составить исковое заявление и процессуальные документы для подачи в суд можно в Национальном юридическом каталоге Украины Liga:BOOK.
Источник: https://jurliga.ligazakon.net/news/190207_kak-podtverdit-stazh-raboty-bez-zapisi-v-trudovoy-knizhke-vs-razyasnyaet
Содержание
- 1 Как подтвердить трудовой стаж советского времени и 90‑х годов для пенсии
- 2 Подтверждение льготного стажа в комиссиях
- 2.1 Состав комиссий
- 2.2 Основные задачи комиссий
- 2.3 Заседание комиссий
- 2.4 Документы, которые необходимо предоставить для подтверждения льготного стажа
- 2.5 Помощь в розыске необходимых документов
- 2.6 Порядок обращения за подтверждением льготного стажа
- 2.7 Случаи, когда комиссия принимает решение о неподтверждении льготного стажа
- 2.8 Обжалование решений комиссии, если лицо не соглашается с заключениями
- 3 Вс о праве подтвердить стаж работы документами, выданными на оккупированной территории
- 4 Подтверждение и доказательство стажа – Центр социально-трудовых прав
- 5 Калькулятор стажа работы: трудовой, страховой, пенсионный
- 5.1 Какой стаж нужен для пенсии?
- 5.2 Что входит в пенсионный (страховой) стаж?
- 5.3 Какие документы подтверждают пенсионный стаж?
- 5.4 Как рассчитывается пенсионный стаж при начислении пенсии?
- 5.5 Размер страхового взноса в 2019 году для физического лица?
- 5.6 Учитывается непрерывность стажа при расчете пенсии?
- 5.7 Будет ли учитываться стаж, полученный за рубежом при оформлении пенсии в Украине?
- 5.8 Что делать, если не хватает минимального страхового стажа для назначения пенсии?
- 5.9 Как и за сколько можно купить стаж для пенсии?
Как подтвердить трудовой стаж советского времени и 90‑х годов для пенсии
Трудовой стаж – одно из самых важных условий для назначения пенсии. Он к тому же серьезно влияет на размер пенсионных выплат. О том, как подтвердить стаж, выработанный в советское и постсоветское время, читайте в материале «РИАМО в Королеве».
Доплаты к пенсии, о которых не все знают>>
Учет стажа
сайт ТФ ОМС Тюменской области
Система персонального учета трудового стажа застрахованных лиц начала формироваться в России в 1996 году.
Тогда россияне начали получать страховые свидетельства государственного пенсионного страхования (ССГПС).
В 2003 году им на смену пришли страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования (ССОПС). Оба документа содержат страховой номер индивидуального лицевого счета – привычный нам СНИЛС.
Стаж, выработанный после включения гражданина в систему обязательного пенсионного страхования, сразу попадает в базы данных Пенсионного фонда России. Работодатели направляют эти сведения в ПФР ежемесячно, так что уже не нужно подтверждать стаж, начиная с конца девяностых и далее.
А вот с тем временем, которое гражданин честно отработал до 1996 года, могут, к сожалению, возникнуть проблемы. Учитывая, что с 1 января 2002 года стаж напрямую влияет на размер пенсии, «терять годы» не захочется никому.
Чтобы проверить, как выглядит «одобренный» Пенсионным фондом стаж, можно запросить извещение о состоянии лицевого счета с помощью портала госуслуг. В этой справке будет указано все, что зачтется к пенсии. Однако если чего-то не хватает, то подтвердить стаж советского времени и девяностых годов помогут документы.
Как пенсионеру получить налоговый вычет при расчете земельного налога в Королеве>>
Трудовая книжка
Пресс-служба администрации Балашихи
Первый документ, по которому определяется стаж, – это, разумеется, трудовая книжка. Правда, даже при ее наличии пускать дело на самотек не стоит – лучше всего обратиться в ПФР заранее, чтобы там проверили все записи в трудовой. Это позволит сэкономить время и собрать документы, если Пенсионный фонд потребует дополнительное подтверждение стажа.
Подтверждать стаж, прописанный в трудовой книжке, придется, если в ней указаны неточные сведения, присутствуют исправления или неправильно оформленные записи.
Тогда Пенсионный фонд вправе потребовать предоставить дополнительные документы. Это могут быть справки от работодателя, выписки из рабочих приказов и зарплатных ведомостей.
Этих доказательств хватит на окончательное подтверждение стажа, прописанного в трудовой.
Иногда бывает, что стаж не подтверждается из-за банальной технической ошибки. В таком случае после обращения в ПФР ошибка будет исправлена, и состоится доначисление к пенсии.
Что делать, если работодатель не выплачивает декретные>>
Если нет трудовой книжки
© pixabay.com, kaigraphick
Но что делать, если работа была, а трудовой книжки не было? В постсоветский период многие граждане занимались предпринимательством, работали в фермерском хозяйстве или по гражданско-правовым договорам. Ведь это тоже трудовой стаж, и подтвердить его тоже можно, хоть и потребует определенных усилий.
Понадобятся документы о перечислении обязательных платежей в эти периоды работы. Так, работу, совершенную до 1 января 1991 года, подтвердят архивные документы об уплате налогов. Более поздний стаж подтверждается справками из налоговой службы или ПФР о перечислении единого социального налога, единого налога на вмененный доход или страховых взносов.
Как пенсионерам оформить льготу на участок в 6 соток в Подмосковье. ИНФОГРАФИКА>>
Без документов
© РИАМО, Николай Корешков
Девяностые не зря называют «лихими» – время было очень непростое. Случаев, когда документов того периода не сохранилось, немало. Что делать в такой ситуации?
Закон позволяет подтверждать стаж с помощью показаний как минимум двух свидетелей.
Правда, сначала придется доказать, что документы о рабочем стаже не сохранились не по вашей вине, а из-за форс-мажора, ликвидации организации, нарушений со стороны работодателя, небрежности в делопроизводстве.
Такими доказательствами могут стать выписки из архивов рабочей организации, документы из налоговой, подтверждающие ликвидацию фирмы, и так далее – в зависимости от конкретного случая.
После этого гражданин должен представить в орган ПФР заявление об установлении периода его работы по свидетельским показаниям. С их помощью можно установить не более половины всего необходимого для назначения пенсии общего трудового стажа.
Стоит помнить, что свидетели не могут подтвердить льготный стаж, дающий право на досрочное получение пенсии. В этом случае помогут лишь документы. Также свидетели бессильный, если человек работал без трудовой книжки.
Маятник труда Королев – Москва: почему жители города предпочитают работать в столице>>
Обращение в суд
© РИАМО, Корешков Николай
В крайних случаях – при отсутствии документов и свидетелей – придется обратиться в суд. Чтобы «пенсионное дело» приняли в производство, нужно получить в Пенсионном фонде справку об отказе включить какие-либо периоды трудовой деятельности в стаж. Они и станут основой для исковых требований.
Если Пенсионный фонд использует для определения стажа только трудовые книжки и документы, подтверждающие записи в них, то у судов более широкие полномочия.
Так, например, обращаясь в суд, работник вправе представлять любые доказательства стажа, не запрещенные законом. Главное, чтобы из документов можно было сделать вывод о честности заработка трудящегося.
К таким документам относятся и партийные билеты, и расчетные книжки, и сохранившиеся в налоговой службе декларации.
Так как суды принимают к рассмотрению более широкий список доказательств, шансы на подтверждение трудового стажа весьма высоки. После положительного решения в пользу гражданина стаж будет засчитан, и состоится доначисление к пенсии.
Источник: https://korolevriamo.ru/article/193916/kak-podtverdit-trudovoj-stazh-sovetskogo-vremeni-i-90-h-godov-dlya-pensii.xl
Подтверждение льготного стажа в комиссиях
В редакцию «Вестника» поступают письма от лиц, когда-то работавших на предприятиях с вредными условиями труда, а теперь они ликвидированы, и подтвердить льготный стаж невозможно, а следовательно, такие лица не имеют возможности выйти на пенсию со снижением пенсионного возраста.
Редакция обратилась к специалистам Пенсионного фонда Украины и выяснила, что существует порядок подтверждения льготного стажа в комиссиях, действующих при главных управлениях Фонда в каждой области, АР Крым, городах Киеве и Севастополе.
Какие полномочия имеет такая комиссия, кто входит в ее состав и что необходимо знать будущим пенсионерам-льготникам, рассмотрим в этой статье.
Нередко встречаются случаи, когда лицо работало на предприятиях с вредными условиями труда по Спискам № 1 и № 2 или на других работах, дающих право на снижение пенсионного возраста (доярки, трактористы и т. п.
), но в настоящее время эти предприятия ликвидированы, и невозможно получить льготную справку о работе в течение полного рабочего дня во вредных или особо вредных условиях труда либо о выполнении установленных норм обслуживания животных, о занятости в производстве сельхозпродукции в течение полного сезона или в течение года. В соответствии с законодательством такую справку следует подавать в органы Пенсионного фонда, а в трудовой книжке, как правило, отсутствуют данные, в частности, о работе в течение полного рабочего дня, не указан характер выполняемых работ, раздел, подраздел списков, действовавших в период работы лица. Тем более отсутствуют сведения, дающие право на льготную пенсию дояркам (свинаркам), трактористам.
Так, для решения вопроса подтверждения периодов работы, засчитываемых в трудовой стаж для назначения пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленных для отдельных категорий работников, при ликвидации предприятия, учреждения и организации без определения правопреемника, созданы и действуют комиссии по вопросам подтверждения стажа работы на должностях, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях или за выслугу лет (далее — комиссии).
Эти комиссии действуют при главных управлениях Пенсионного фонда Украины в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе в соответствии с Порядком № 18-1.
Действие этого Порядка распространяется на лиц, работавших на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по Списку № 1 и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 2, на должностях, дающих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях или за выслугу лет, которые согласно законодательству, действовавшему ранее, имели право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, а также на лиц, которым назначена пенсия до вступления в силу этого Порядка.
Состав комиссий
В состав комиссии обязательно включаются представители органов социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Украины, Государственной инспекции Украины по вопросам труда, и по согласию — представители членских организаций Федерации профессиональных союзов Украины и региональных организаций работодателей и их объединений.
Основные задачи комиссий
Основными задачами комиссии являются:
- рассмотрение заявлений о подтверждении стажа работы и принятие решений о подтверждении стажа работы или об отказе в его подтверждении в установленном порядке;
- участие в подготовке методических пособий по рассмотрению вопросов о подтверждении стажа работы на должностях, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях или за выслугу лет.
Для выполнения возложенных на комиссию задач ей предоставляется право:
- заслушивать на своем заседании лицо, подавшее заявление о подтверждении стажа работы, или его законного представителя, или представителя, действующего на основании выданной ему доверенности, удостоверенной нотариально;
- приглашать на заседание в качестве консультантов и экспертов специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций;
- получать от заинтересованных органов информацию, необходимую для подтверждения стажа работы, в установленном порядке;
- информировать органы Пенсионного фонда Украины по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.
Заседание комиссий
Заседание комиссии проводится по мере потребности, но не реже двух раз в месяц. Комиссия правомочна принимать решение при участии в заседании не менее 2/3 ее членов.
Комиссии уведомляют заявителя о времени, дате и месте рассмотрения заявления о подтверждении стажа работы и рассматривают его не позднее двух месяцев со дня обращения за подтверждением стажа работы.
Решение о результатах рассмотрения заявления принимается большинством членов комиссии, присутствующих на заседании, подписывается председателем или его заместителем. Решение о результатах рассмотрения заявления вступает в силу с момента его принятия.
Документы, которые необходимо предоставить для подтверждения льготного стажа
Для подтверждения стажа работы заявитель представляет в управление Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах, а также в городах и районах по месту жительства (регистрации) следующие документы:
- заявление о подтверждении стажа работы;
- извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, а для предприятий, учреждений, организаций, ликвидированных до 01.07.2004 г. и/или о которых отсутствуют данные о проведении регистрационных действий в Едином государственном реестре, — другие документы, которые должны подтверждать факт прекращения предприятия, учреждения, организации в результате их ликвидации;
- трудовую книжку;
- документы, выданные архивными учреждениями, в частности:
- справку о заработной плате;
- копии документов о проведении аттестации рабочих мест (для подтверждения льготного стажа работы по Спискам № 1 и 2 в периоды работы после 21.08.92 г.);
- копии документов о переводе на другую работу, на работу с неполным рабочим днем, предоставлении отпусков без сохранения заработной платы (в случае отсутствия — справка об их отсутствии).
При необходимости заявитель может представлять другие документы, которые могут подтверждать выполнение работ, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях или за выслугу лет (копии документов о начислении и выплате заработной платы, кадровые документы, журналы учета, извлечения из приказов, должностные обязанности и т. п.).
Помощь в розыске необходимых документов
Управление Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах, а также в городах и районах и главные управления Пенсионного фонда Украины в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе предоставляют заявителям помощь в сборе необходимых документов для подтверждения стажа работы.
Порядок обращения за подтверждением льготного стажа
Управления Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах, а также в городах и районах принимают документы, необходимые для подтверждения стажа работы, проверяют правильность их оформления, соответствие изложенных в них сведений о заявителе данным паспорта и документам о стаже, фиксируют и удостоверяют выявленные расхождения и не позднее трех рабочих дней со дня поступления заявления о подтверждении стажа работы направляют в главные управления Пенсионного фонда Украины в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.
Главные управления Пенсионного фонда Украины в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе рассматривают заявления о подтверждении стажа работы и с соответствующим предложением об удовлетворении или отклонении заявления вместе с мотивированным заключением направляют комиссии.
Комиссии рассматривают заявления о подтверждении стажа работы по желанию заявителя в его присутствии либо в присутствии его законного представителя, либо представителя, действующего на основании выданной ему доверенности, удостоверенной нотариально.
Комиссии принимают решение о подтверждении стажа работы или об отказе в его подтверждении и не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия направляют в управление Пенсионного фонда Украины в районе, городе, районе в городе, а также в городах и районах, и уведомляют заявителя о принятом решении.
Случаи, когда комиссия принимает решение о неподтверждении льготного стажа
Если первичные документы не сохранены или сохранены, но еще продолжается ликвидационная процедура предприятия, где выполнялись работы, комиссия вынуждена отказать в подтверждении льготного стажа, поскольку не выполняются требования Порядка № 18-1.
Кроме того, неединичны случаи, когда имеющиеся документы не подтверждают работу лица во вредных условиях (в частности, отсутствуют сведения о занятости в течение полного рабочего дня во вредных условиях, документы о характере выполняемых лицом работ и т.
п.). Очень часто встречаются случаи, когда на предприятии не была проведена аттестация рабочих мест или проводилась, но с нарушением сроков ее проведения. В связи с этим невозможно подтвердить весь льготный стаж после 21.08.92 г. или отдельные периоды.
Обжалование решений комиссии, если лицо не соглашается с заключениями
Решения комиссий могут быть обжалованы в Пенсионном фонде Украины или в судебном порядке.
Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/6652
Вс о праве подтвердить стаж работы документами, выданными на оккупированной территории
ВС о праве подтвердить стаж работы документами, выданными на оккупированной территории
Ирина Тодоренко, ЮРИСТ&ЗАКОН
Выход на пенсию – процедура не из легких, и сопровождается немалой бумажной волокитой, к тому же имеет ряд особенностей, продиктованных постоянным реформированием системы.
И, к сожалению, нарушения, связанные с оформлением, начислением и выплатой пенсий, – далеко не редкость в наше время.
Пенсионеры сталкиваются и с невозможностью доказать свой страховой стаж Пенсионному фонду, и с необоснованным отказом ПФ принять заявление о назначении пенсии, и, конечно же, с нарушениями при определении размера пенсии.
С еще большими трудностями сталкиваются переселенцы и жители оккупированных территорий. В качестве примера рассмотрим постановление Верховного Суда по делу № 235/2357/17.
Суть дела
При оформлении пенсии по возрасту заявитель представляет Пенсионному фонду документы, подписанные органами власти оккупированной территории. ПФ отказывает в назначении пенсии по возрасту, ссылаясь на то, что к стажу заявителя нельзя отнести период, подтвержденный архивными справками, подписанными должностными лицами “ДНР”.
В первый раз заявитель, обратившись в ПФ, предоставил все необходимые документы, но фонд отказал в назначении пенсии по возрасту, ссылаясь на то, что согласно предоставленным документам страховой стаж заявителя составляет 12 лет, а необходимый страховой стаж – 15 лет. В страховом стаже заявителя не учтен период работы, указанный в трудовой книжке колхозника за 1976. И свой отказ ПФ обосновал отсутствием уточняющих справок предприятия для подтверждения трудового стажа колхозника.
Заявитель подал уточняющие справки в ПФ, но последний снова отказал в назначении пенсии, сославшись на то, что уточняющие справки не могут быть приняты во внимание, поскольку они предоставлены организациями, которые отсутствуют в ЕГР.
Заявитель обратился в суд с целью обжаловать отказ ПФ. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали отказ фонда неправомерным, и обязали ПФ рассмотреть заявление истца с учетом уточняющих справок.
Фонд обратился в ВС с кассацией, потребовав отменить предыдущие судебные решения, настаивая на том, что архивные справки, подписанные должностными лицами так называемой “ДНР”, не могут быть признаны.
Решение ВС
Верховный Суд напомнил, что основы и механизмы назначения, перерасчета и выплаты пенсий из средств Пенсионного фонда регулируются Законом об общеобязательном государственном пенсионном страховании и Законом о пенсионном обеспечении.
В соответствии со статьей 56 Закона о пенсионном обеспечении трудовая книжка является основным документом, который подтверждает стаж работы.
При отсутствии трудовой книжки трудовой стаж устанавливается на основании других документов, выданных по месту работы, службы, учебы, а также архивными учреждениями.
Истец для подтверждения периода работы в колхозе, в том числе сведений о количестве отработанных дней, дополнительно представил справки из архива.
Относительно утверждения Пенсионного фонда о том, что справки, выданные на временно оккупированной территории, не могут быть приняты во внимание, Верховный Суд разъяснил следующее.
К указанным правоотношениям должны применяться исключения Международного суда ООН. Названные исключения предполагают, что документы, выдаваемые на оккупированных территориях или оккупационными властями, должны признаваться, если их непризнание влечет за собой серьезные нарушения или ограничения прав граждан.
Также Верховный Суд подчеркнул, что практика Европейского суда по правам человека также подтверждает принцип признания решений оккупационных властей, если они влияют на интересы граждан.
Так, в делах “Лоизиду против Турции”1, “Кипр против Турции”2 обязательства игнорировать, не принимать во внимание действия существующих de facto органов и институтов оккупационной власти далеки от абсолютного, – для людей, проживающих на этой территории, жизнь продолжается.
Действия данной власти, касающиеся сказанного, не могут просто игнорироваться третьими странами или международными организациями, особенно судами, если они лишают людей, проживающих на этой территории, их прав.
Таким образом, Пенсионный фонд должен принять архивные справки, подтверждающие стаж работы, даже если они выданы и подписаны органами оккупационной власти. Поскольку отказ принимать такие документы влечет за собой серьезные нарушения прав, в частности права заявителя на оформление пенсии.
Тем не менее ВС отметил, что акты оккупационной власти принимаются в исключительных случаях (когда отказ от признания таких актов нарушает права граждан). Признание в ограниченном контексте защиты прав жителей оккупированных территорий никоим образом не легитимизирует оккупационную власть.
_____________________________________________
© ТОВ “ІАЦ “ЛІГА”, ТОВ “ЛІГА ЗАКОН”, 2019
У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов’язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ “ЛІГА ЗАКОН” заборонено.
Источник: http://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA012646
Подтверждение и доказательство стажа – Центр социально-трудовых прав
- Общие правила
- При работе в особых условиях
!!! Что такое индивидуальный (персонифицированный) учет и когда происходила регистрация в нем работников в качестве застрахованных – см. раздел «Разъяснение гражданам их пенсионных прав. Превентивные меры по устранению нарушений пенсионных прав».
Общие правила
При подсчете стажа периоды работы или иной деятельности, которые в него включаются, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г.
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
При ее отсутствии, а также в случае, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, а если он не установлен, то – исходя из периода уплаты за работника обязательных платежей.
Периоды работы на территории России до регистрации гражданина в системе персонифицированного учета могут устанавливаться пенсионным органом на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
Подробно правила подсчета и подтверждения стажа изложены в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555. Ими, в частности, установлено, что:
– продолжительность установленного по свидетельским показаниям стажа не может превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии (это 5 лет при назначении трудовой пенсии по старости на общих основаниях и страховой стаж при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, указанный в соответствующих подпунктах пункта 1 ст.ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях);
– при установлении периода работы по свидетельским показаниям он учитывается, начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения трудовых правоотношений;
– свидетельские показания учитываются только за тот период совместной работы, когда свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих трудовых правоотношений.
После регистрации гражданина в системе персонифицированного учета стаж должен подтверждаться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета[1].
Эти сведения за каждого работника обязан предоставлять в пенсионные органы его работодатель по правилам и в сроки, которые установлены Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах[2].
Если за подтверждением стажа (не важно, имел он место до или после регистрации в системе персучета) гражданин обращается в суд, то он вправе представлять любые доказательства, подтверждающие стаж, в том числе и показания свидетелей.
При работе в особых условиях
Сложнее решается вопрос с подтверждением стажа и характера работы в особых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение (спецстажа).
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Минздравсоцразвития России, в свою очередь, предоставлено право[3] по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ устанавливать тождественность наименований профессий рабочих и профессий, с учетом которых предоставляется право на льготное пенсионное обеспечение, а также тождественность должностей и организаций (структурных подразделений) в отношении всех категорий работников, которым трудовая пенсия по старости устанавливается досрочно в соответствии со ст.27 и 28 Закона о трудовых пенсиях (не путать с тождественностью фактически выполняемой работы, которая устанавливается в каждом конкретном случае индивидуально). Основанием для установления тождественности могут служить документы, представляемые федеральными органами исполнительной власти, и сведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, из которых должно быть видно, что характер работы по профессии (должности) аналогичен характеру работы по профессии (должности), предусмотренной статьями 27 и 28 Закона или Списками соответствующих видов работ.
Калькулятор стажа работы: трудовой, страховой, пенсионный
Калькуляторы
Порядок заполнения и представления формы № Д5
Пенсионное и социальное законодательство, а также связанные с ними нормативные акты, содержащие несколько разновидностей стажа работы, в том числе:
- трудовой (общий) – это периоды официальной трудовой деятельности, подтверждающиеся записями в трудовой книжке. Трудовой стаж может включать в себя такие понятия как общий, льготный и специальный стаж работы. В Законе Украины «О пенсионном обеспечении» понятие общего стажа работы в основном применяется для отличия его от стажа, дающего право на льготы по назначению пенсии;
- страховой (пенсионный) – это отрезок времени, в течение которого лицо подлежало общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачивались взносы в сумме не менее минимального страхового взноса (ст. 24 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»);
- специальный – это суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии;
- льготный – это период трудовой деятельности во вредных, опасных или специфических условиях в течение полного рабочего дня. Перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым период трудовой деятельности может быть отнесен в льготный стаж, утвержденный постановлениями Кабинета Министров Украины.
С введением страхового стажа (01.01.2004 года) стало не важно, сколько человек фактически работал – значение имеет течение какого периода и сколько платил работодатель за нее в Пенсионный фонд. Трудовой стаж, полученный по январь 2004 года, автоматически приравнивается к страховому стажу. После указанной даты для расчета пенсии важно период уплаты страховых взносов.
Какой стаж нужен для пенсии?
Пенсионная реформа существенно изменила условия выхода на пенсию для Украинской. В частности, были пересмотрены требования к пенсионному возрасту и количества лет страхового стажа. По состоянию на текущий год уйти на пенсию граждане Украины могут в 60, 63 или 65 лет в зависимости от накопленного за годы трудовой деятельности страхового стажа.
1 из 1
Что входит в пенсионный (страховой) стаж?
В соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» без уплаты взносов в Пенсионный фонд в страховой стаж пенсионера засчитывается:
- срочная служба в армии
- уход за ребенком-инвалидом
- военная (не срочная) служба
- отпуск по беременности и родам
- отпуск по уходу за ребенком до 3 лет
- срочная альтернативная (невоенной) служба
- пребывания на фронте или участие в боевых действиях
- период пребывания за границей жен или мужей дипломатов во время службы
- инвалидность в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания
- выполнения обязанностей родителей-воспитателей детских домов семейного типа
- служба в военизированных формированиях, горноспасательных частях и аварийно-спасательных подразделениях, созданных в соответствии с законодательством Украины
- срок получения материальной помощи на профессиональную подготовку/переподготовку и повышение квалификации, а также период получения пособия по безработице
- уход за инвалидом I группы, престарелым, что требует постоянного ухода (по МСЭК) или лицом, достигшим 80 лет, если такой уход осуществляет неработающая трудоспособный человек
Дополнительно к вышеуказанным пунктам в период до 1 января 2004 года в пенсионный стаж согласно действующему тогда Закона «О пенсионном обеспечении» включаются:
- обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, училищах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре
- период проживания жен офицеров, прапорщиков и мичманов, а также военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности (не более 10 лет)
Какие документы подтверждают пенсионный стаж?
Начисление и подтверждения страхового стажа за период трудовой деятельности до 1 июля 2000 года осуществляется на основании записей в трудовой книжке, а также других документов (справок предприятий, учреждений и организаций, а также данных госархива). После 1 июля 2000 года расчет пенсионного стажа производится сугубо по данным персонального учета в Пенсионном фонде.
Как рассчитывается пенсионный стаж при начислении пенсии?
Пенсионный стаж в Украине исчисляется в месяцах. При этом, неполный месяц работы может быть зачислен в страховой стаж в полном объеме, если сумма уплаченных за этот месяц взносов в Пенсионный фонд не меньше минимального страхового взноса.
Если по каким-либо причинам страховой взнос был уплачен в меньшем размере, этот период засчитывается в страховой стаж как полный месяц при условии осуществления соответствующей доплаты (проводится сотрудниками ПФ по обращению работника).
Без осуществления доплаты, страховой стаж определяется пропорционально уплаченным взносам (по установленной законодательством формуле).
Размер страхового взноса в 2019 году для физического лица?
С января 2011 года в Украине действует Единый соцвзнос на общеобязательное государственное социальное страхование (Единый социальный взнос), который заменил собой четыре ранее существовавших обязательных государственных социальных сборы: пенсионный, соцстрах (больничные), «безработица» и «несчастный случай» .
С 01.01.2016 года для всех категорий плательщиков установлена единая ставка ЕСВ – 22%. Таким образом, с 1 января 2019 все предприниматели, как на общей системе, так и на едином налоге, платят взнос в размере 918,06 гривен в месяц. Для ФЛП первой группы единого налога с прошлого года отменена возможность уплаты ЕСВ в сумме не менее 1/2 минимального страхового взноса.
Учитывается непрерывность стажа при расчете пенсии?
На данный момент непрерывность стажа работы при назначении пенсии не дает никаких льгот.
Сейчас продолжительность непрерывной работы важно разве что для медицинских и социальных работников, так как за непрерывность стажа им предусмотрены надбавки к зарплате.
Кроме того, некоторые предприятия для удержания ценных кадров за свой счет проводят выплаты различных премий: лучший работник, вознаграждение за выслугу лет, дополнительный отпуск и тому подобное.
Будет ли учитываться стаж, полученный за рубежом при оформлении пенсии в Украине?
Особенности учета стажа, полученного за рубежом, зависят от наличия международных договоров о пенсионном обеспечении между Украиной и государством, в котором украинцы работают.
Так, например, при назначении пенсии в Украине учитывается страховой стаж, полученный в странах ближнего зарубежья: Армения, Грузия, Казахстан, Российская Федерация, Беларусь, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Туркменистан, Кыргызстан.
С этими государствами у нас заключены так называемые территориальные договоры, то есть пенсия назначается в соответствии с действующим законодательством государства, на территории которого пенсионер проживает.
Между Украиной, Латвией, Эстонией, Литвой, Болгарией, Словакией, Польшей, Румынией, Испанией, Португалией, Венгрией, Чехией и Монголией действуют так называемые пропорциональные договоры о пенсионном обеспечении.
Эти соглашения предусматривают пропорциональное финансирование пенсионных выплат, то есть каждая страна платит пенсию за часть трудового стажа, полученного на ее территории, пропорционально пенсионным взносам и заработной плате. При этом, размер дохода (заработка) определяется исходя из официально установленного курса на момент назначения пенсии.
Проверка и подтверждение стажа компетентными органами соответствующей страны осуществляется Пенсионным фондом по запросу пенсионера, с указанием точного адреса предприятия и его названия.
Работа за рубежом не учитывается при начислении пенсии, если между Украиной и иностранным государством нет договора о социальном и пенсионном обеспечении (Германия, Италия, Израиль).
Что делать, если не хватает минимального страхового стажа для назначения пенсии?
Согласно ст. 26 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» наличие у человека минимально необходимого страхового стажа дает ему право на оформление пенсии по достижении установленного возраста.
При отсутствии нужного трудового стажа для назначения пенсии, можно заключить договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. Это даст возможность докупить страховой стаж.
Приобретение недостающего страхового (пенсионного) стажа путем доплаты ЕСВ в Пенсионный фонд Украины проводится в соответствии с ЗУ «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Перечень лиц, имеющих право на добровольное участие в солидарной и/или накопительной пенсионной системе определен статьей 12 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», а именно:
- лица с 16 лет, не подлежат общеобязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст. 11 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»
- иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающих и работающих в Украине
- граждане Украины, постоянно проживающие или работающие за рубежом
Таким образом, период, за который были выплачены единые страховые взносы, будет засчитан в пенсионный стаж. Условия такого участия, размер взносов и периодичность их выплаты определяются соответствующим договором с ПФ.
Если пенсионер не получил необходимого для пенсии страховой стаж, органами социальной защиты населения ему может быть назначена госпомощь согласно ЗУ «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию».
Как и за сколько можно купить стаж для пенсии?
Купить стаж в Пенсионном фонде не сложно – главное правильно рассчитать сколько лет страхового стажа нужно докупить чтобы иметь возможность получать пенсию, а не социальные выплаты.
Определиться с количеством отсутствующего стажа помогут сотрудники ПФ при проведении предварительной калькуляции размера пенсии (по обращению пенсионера).
Также провести вычисления можно самостоятельно с помощью программы «Пенсионный калькулятор».
Сколько нужно заплатить за пенсионный стаж? Вопрос актуален и интересует многих украинцев, особенно в связи с проведенной пенсионной реформой и увеличением количества страхового стажа для приобретения права выхода на пенсию. Поэтому, для большей наглядности, приведем пример расчета:
Предположим для получения пенсии человеку не хватает 1 года (то есть 12 месяцев) страхового стажа. Исчисление размера доплаты производится по формуле:
Д = С × К × М, где:
- Д – доплата за недостающий пенсионный стаж
- С – страховой взнос с минимальной заработной платы по ставке ЕСВ – 22%
- К – коэффициент стоимости компенсации, который применяется при единовременной уплате
- М – количество месяцев стажа, которых не хватает для пенсии
Итак, с 01.01.2019 по 31.12.2019 минимальная зарплата составляет 4 173 гривны. Минимальный страховой взнос за 22% ставкой ЕСВ (918,06 грн.) С учетом коэффициента, который применяется при единовременной уплате (за 1 год – 2) равна 1836,12 грн.
Таким образом, сумма, которую необходимо в 2019 году уплатить в ПФ за покупку одного года стажа составляет 22033,44 грн. (12 месяцев × 1836,12).
Обратите внимание, что из-за повышения минимальной заработной платы, размер компенсации за каждый купленный год страхового стажа будет увеличиваться.
Источник: https://uteka.ua/publication/news-14-ezhednevnyj-buxgalterskij-obzor-39-kalkulyator-stazha-raboty-trudovoj-straxovoj-pensionnyj