США попросили греческих коллег арестовать владельца крупнейшей платформы по торговле битконами в связи с обвинением в отмывании денег. Биржа закрыта, предъявлен штраф на 110 миллионов долларов. Самому владельцу выписан штраф на 12 миллионов.
25 июля в Греции арестовали Александра Винника, гражданина РФ, который создал и управлял крупнейшей биткоин биржей BTC-e. Сразу же после этого биржа заявила о том, что ушла на технические работы на несколько часов, которые продолжаются до сих пор. С 26 июля обновлений в портала не было.
По мнению аналитиков все деньги, которые в данный момент были внутри системы, уже или в ближайшее время будут украдены.
Содержание
Охота за преступниками
Винник отдыхал в Греции, когда его арестовали сотрудники греческой полиции. Однако за ним уже давно наблюдали, как греки, так и американское ФБР. По версии американских правоохранительных органов, Винник с партнёрами создал в 2011 году платформу и через неё отмыл порядка 4 миллиардов долларов.
Общий список нарушений Винника и его компании насчитывает 21 пункт. До последнего времени постановления суда о выдаче ордера было засекречено, хотя сам он был выдан 17 января 2017 года.
Проблема платформы не в том, что она занималась криптовалютами, а в том, что действовала на территории США незаконно, отмывала деньги и помогала обходить закон другим лицам.
По имеющимся данным, администрация сайта в личном общении через чат давала конкретные советы, как проводить незаконные денежные операции, как отмывать доходы и выводить прибыль от незаконной деятельности при торговле наркотиками, оружием и т.п.
При этом платформа сохраняла высокую степень анонимности своих клиентов, требуя предоставить лишь е-мейл адрес, пароль и имя пользователя. Это в отличие от других популярных и расположенных в тех же США платформ, которые просят пройти полную идентификацию и прислать копию паспорта.
Биткоин не признаем, но налоги заплатите: Колумбия хочет обложить криптовалюты налогом, не признавая их
По версии следователей BTC-e отмывала и прятала нелегальные средства, в том числе украденные на других платформах или полученные от вымогательства программами наподобие «Cryptolocker» и «Locky». Даже к Liberty Reserve, которую США закрыли в 2013 году, платформа имела отношение – она была клиентом LR, а затем переняла часть активов.
Возможно ситуация не стала бы столь явной и не дошла бы до арестов в гостиницах, если компания заранее начала выходить из тени и отмывать свою репутацию, а не деньги. Как оказалось, у компании не было реального юридического лица, владельцы оставались в тени, плюс не было лицензии для проведения финансовой деятельности. При том, что сервера стояли в США и работали с американскими гражданами.
Таким образом система нарушала базовые принципы Anti Money Laundering (AML) законодательства и это не вспоминая о непосредственно самом отмывании.
Bitcoin должен стать легальным в России: мир признает биткоин легальным платёжным средством
К чему приведёт расправа?
Представители финансовой спецслужбы США FinCEN, которая активно подключилась к расследованию, не скрывают, что происходящее сегодня послужит уроком другим и сдержит наглое использование криптовалют при отмывании преступных доходов.
По крайней мере в таких масштабах.
Пока что понятно, что компания получила штраф на 110 миллионов, а Александр Винник – 12 миллионов. При этом он находится на территории Греции и ждёт экстрадиции в США, которая в организуется в данный момент.
Скорее всего в США ему грозят дополнительные штрафы и тюремное заключение от 5 до 20 лет по разным нарушениям. Если сложить все сроки вместе, то выйдет до 55 лет.
При этом остаётся вопрос: вернут ли деньги тем вкладчикам, которых привлёк масштаб и продолжительная история платформы и которые оставались законопослушными гражданами?
Есть подозрение, что денег они лишились. Скорее всего сейчас их средства перекачиваются в другие платформы и кошельки, если конечно ФБР и FinCEN физически не отключили сервера BTC-e от Интернета.
К сожалению, главное преимущество криптовалют – скорость и анонимность – в таких ситуациях играет против владельцев цифровых активов. Это риск, который накладывается в связи с минимальным регулированием цифровых валют и высокой степенью независимости от государств и Центральных банков.
С другой стороны, где выше риск, там и выше потенциальные заработки. Если бы биткоин не оставался бы рискованным капиталовложением, то вряд ли бы он продолжал стремительный рост. Аналитики банков, бизнес-изданий и даже государственные деятели предсказывают рост биткоина до 5-10 тысяч долларов с примерно 3 тысяч сегодня.
Оформляем в Антигуа и Барбуде гражданство за инвестиции в 2017 году, расплачиваясь биткоинами и пользуясь другими преимуществами
Биткоин в законе
Несмотря на то, что крупная биржа рухнула и вызвала ажиотаж в правоохранительных органах размахом своей нелегальной деятельности, биткоин всё ещё остаётся игроком на поле финансовых и инвестиционных продуктов.
Его статус до конца не определён в мире (кроме, как в Японии, которая признала криптовалюты легальным средством платежа, но не валютой).
Это не мешает изучать его, инвестировать в него и даже использовать для развития бизнеса.
Всё больше сфер бизнеса, даже оффлайн, используют биткоин для привлечения внимания и увеличения доходности. Если хотите прокатиться на такси за биткоины, то приезжайте в Таллинн – там предприимчивый таксист, который узнал о существовании биткоина по телевизору, увеличил свой доход втрое после введения платежей в криптовалюте.
В России с биткоинами пока двояко: часть властей говорит о возможной легализации. Другая, как судебные власти в Петербурге, блокируют сайты с информацией о криптовалюте и крипто-обменники пачками по сорок штук.
Как передать биткоин по наследству: опасности, возможности, планирование
Использовать биткоины можно и нужно, но осторожно. Если же вы используете биткоин как инвестиционный продукт, то выбирайте платформы, где выполняются правили AML и KYC. Иначе США закроют и конфискуют ваши деньги «за отмывание».
Если же биткоины вам непонятны, то открывайте иностранный банковский счет: это не так прибыльно, как рискованные инвестиции, но стабильно, удобно и безопасно. Записывайтесь на бесплатную консультацию прямо сейчас!
Источник: https://internationalwealth.info/asset-protection/the-owner-of-the-largest-stock-of-bitcoins-btc-e-was-arrested/
Можно ли в России сесть за биткоин
Пока все государства мира решают, что делать с криптовалютами, в России вокруг этой темы установилась особенно тревожная неопределенность. Все знают, как власть привыкла решать проблемы сплеча. Слухи о запрете биткоина вплоть до уголовного наказания идут давно.
Благодаря им у обывателя уже сложилось представление о биткоине как о чем-то опасном даже для виртуального хранения, чуть ли не грозящем тюрьмой. Свою роли играет и закрепившаяся за ним репутация расчётной единицы для покупки наркотиков и всякого прочего нелегального товара.
Размытость юридического статуса этой, да и любой другой криптовалюты, нередко ставит в тупик профессиональных экономистов и юристов — с одной стороны все что не запрещено, то разрешено, с другой чтобы понять, что разрешено, а что запрещено тоже нужно потрудиться. News.
ru попытался разобраться, оправданы ли опасения по поводу безопасности вложений в биткоин и расчетов с его применением. И ответ вряд ли кому-то понравится.
«Есть два основных способа использований криптовалют — это, во-первых, инвестиции, — поясняет News.ru Роман Иванов (фамилия изменена по просьбе респондента), бывший криптовалютный инвестор, — То есть купить дешевле, продать подороже. Во-вторых, теневые покупки.
Это могут быть случаи, когда бизнес просто не хочет показывать налоговикам свой оборот и покупает за криптовалюту, например, какие-нибудь невинные стройматериалы. И вплоть до покупки наркотиков и оружия. Сейчас 60−70 процентов оборота биткоина это наркота.
Что же касается использования биткоина как инвестиционного инструмента, то эта история уже теряет актуальность, время, когда каждая домохозяйка покупала биткоины, прошло».
Точно не известно, что именно больше всего государству не нравится в «крипте» — возможности, которые она открывает для нелегального рынка или таящаяся в том же биткоине чисто гипотетическая угроза национальной валюте.
Однако хронология действий и публичных заявлений российских должностных лиц по теме криптовалют производит впечатление то ли шизофрении, то ли борьбы финансовых башен, то ли просто полной растерянности.
Генеральная линия меняла направление множество раз.
В январе 2014 года Центробанк опубликовал письмо, в котором объявил вне закона услуги по обмену виртуальных валют, в том числе биткоина, на деньги, а также на товары или другие услуги.
То есть ответственность за получение такой валюты от клиента будет нести продавец. ЦБ считает это нарушением закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
За нарушения этого закона может быть, например, отозвана лицензия банка, наложен крупный штраф на организацию.
Однако по поводу частных лиц в этом законе весьма размыто говорится, что лица «виновные в нарушении настоящего закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Другими словами, надо чтобы ваши действия попали под одну из статей. Если речь об уголовном кодексе, то вариантов несколько.
Например, статья «Финансирование терроризма» с биткоинами как таковыми никак не связана. Хотя если счет, на который вы переведете деньги за ту или иную услугу совпадет со счетом террористической организации, либо со счетом человека, который обвинен в терроризме, вам легко смогут вменить и ее. Но совершенно неважно — реальная эта валюта или виртуальная.
Есть статья «Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем». Ключевое слово «преступным». Чтобы быть по ней привлеченным, надо вложить, например, украденные деньги в биткоины, а затем их обналичить.
Ryu Seung-Il/ZUMAPRESS.com/ Global Look Press
Статья УК о незаконном обналичивании вряд ли применима к биткоину.
Наказывают за уклонение от налога при снятии денег с банковского счета, а какой может быть налог с биткоина и какое отношение он имеет к банкам? Другое дело, что криптовалютные биржи теоретически могут стать каналом бесконтрольного вывода средств за рубеж, но развивать эту мысль мы не будем, чтобы не повторить судьбу некоторых посвященных биткоинам «просветительских сайтов».
Своим распоряжением, ЦБ поставил вне закона само обналичивание биткоина, только распространяется это фактически лишь на юридические лица под угрозой штрафов и отзыва лицензий.
Государственной финансовой системе было важно блокировать распространение биктоина в обычном потребительском обращении, в то время как некоторые кафе и магазины уже начинали принимать его для расчетов.
Собственно, в 2014 году Банк России прямо говорил, что его послания адресованы именно организациям.
Что касается лиц физических. Поймать человека, занимающегося обналичиванием криптовалюты пока малореально, да и не совсем понятно, что ему можно предъявить в разрезе уголовного кодекса. Правда, есть исключения.
В июле 2018 года в Костроме за обналичивание криптовалюты к срокам от двух до полутора лет колонии приговорена группа из трех человек.
Они оформляли на своих друзей и знакомых банковские и сим-карты, через которые обменивали и переводили криптовалюты, всего на сумму 500 млн рублей.
Но осудили их не за это, а за то, что они брали за свои услуги комиссию в 0,1% от перевода. Поэтому сперва обвинения предъявлялись по статье «Незаконная банковская деятельность».
Во время расследования статья была переквалифицирована на «Незаконную предпринимательскую деятельность» из-за того, что криптовалюта, участвующая в деле, не считается денежным средством, поэтому операции с ней не квалифицируются как банковские.
Так или иначе, уголовное дело возбудили не за действия с криптовалютой со стороны клиента, а за действия при предоставлении услуги — обмена биткоина на рубли.
При этом, крупные корпоративные сервисы, к примеру Webmoney, который с 2013 года и по сей день дает возможность содержать кошелек в криптовалюте, эти угрожающие процессы почему никоим образом не касались.
Не вызывала вопросов и возможность обналички с его помощью.
Ск на страже рубля
Однако в том же 2014 году Минфин России озвучил планы введения уголовного наказания за оборот биткоина, в том числе за его продажу обычными гражданами. При этом в УК могли ввести статью «Оборот денежного суррогата». Иными словам, попытка поменять биткоин на деньги уже считалась бы преступлением, грозящая судимостью и большим штрафом.
Для этого предполагалось расширить понятие так называемых «денежных суррогатов», запрещенных в стране. В своем законопроекте Минфин так разошелся, что под понятие суррогатов могли попасть даже бонусные талоны торговых сетей.
Поэтому Минэкономразвития дало сначала негативный отклик на документ, потом поддержало его исправленную версию, но в итоге его даже не внесли в Госдуму. Тем не менее, слухи вокруг законопроекта привели к ожидаемому психологическому эффекту. Так, опрошенный News.
ru коммерсант, ранее активно вкладывавший в биткоин, был уверен, что в уголовном кодексе уже существует статья за использование криптовалют, до тех пор, пока ему не было предложено найти ее с помощью гугла.
Надзорные и контролирующие органы также трактовали эти тенденции по-своему. В январе 2015 года Роскомнадзор через суд заблокировал семь интернет-сайтов, через которые проводились операции с биткоином.
Вскоре блокировка была отменена второй инстанцией. В том же году Роскомнадзор внес в список запрещенных сайтов портал «Цукерберг позвонит» за статью, рассказывающую о возможностях применения биткоинов.
В последующие годы блокировки профильных сайтов продолжались достаточно стабильно.
Кирилл Зыков/АГН
Летом 2015 года стало казаться, что Банк России передумал и рассматривает возможность признать биткоин допустимым расчетным средством. Зампред ЦБ Георгий Лунтовский заявил, что «нельзя отвергать этот инструмент, возможно, за ним будущее». А его коллега Ольга Скоробогатова сообщила, что создана рабочая группа по изучению технологии криптовалют и блокчейн.
Как раз тогда в защиту виртуальных денег высказался глава Сбербанка Герман Греф, который признал, что сам владеет биткоинами и уверен, что запрещать их нельзя.
Он высказал мнение, что криптовалютная система вполне может быть контролируема, при этом дает рыночным механизмам новый потенциал.
Но уже через год о желании ввести уголовную ответственность за биткоины и иже с ними, заявил в интервью «Российской газете» глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.
«Анонимность платежей мотивирует к использованию виртуальной валюты для совершения преступлений, в том числе таких, как торговля наркотиками, оружием, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов», — сказал Бастрыкин.
Председатель СК не стал скрывать, что видит в криптовалюте и другую опасность. По его словам, денежные суррогаты более конкурентоспособны по сравнению с легальными деньгами, что влечет их стремительное распространение.
Якобы на тот момент их оборот в России достигал одного процента от ВВП.
Как заявил Бастрыкин, если эта доля вырастет еще немного, рубль начнет обесцениваться и вытесняться с валютного рынка, а государство потеряет денежную монополию.
Охота на майнера
На этой волне, в марте 2016 года Минфин выдал еще более жесткое предложение по наказанию за псевдовалюты. За выпуск и оборот денежных суррогатов, включая биткоины, предлагалось сажать на срок до 4 лет. Правда, кого считать производителем биткоинов не совсем понятно, скорее всего имеются в виду «майнеры», а участниками оборота уже является как покупатель биткоина, так и его продавец.
В апреле 2016 года так же самая Ольга Скоробогатова, которая объявляла о создании рабочей группы Центробанка по изучению криптовалют, сказала, что биткоины надо запрещать.
«Мы подтверждаем ту позицию, которая у нас уже заявлена в законодательстве сейчас — денежные суррогаты запрещены», — заявила она с таким видом, будто в законодательном смысле в этом вопросе поставлена точка.
Как же в России наказывают за распространение денежных суррогатов? Есть знаковое дело 2015 года, которое рассматривалось в Егорьевском городском суде Подмосковья.
Местная прокуратура подала иск к фермеру Михаилу Шляпникову, который выпускал в своем кооперативе собственную валюту — «колионы».
Надзорное ведомство требовало признать выпуск незаконным и запретить его, при этом дело было гражданским, никаких других требований или взысканий к Шляпникову не предъявлялось. Третьим лицом в суде выступал Банк России. В итоге суд запретил выпуск и оборот колионов.
Фермер Шляпников сделал выводы и возобновил выпуск колионов уже в форме оригинальной электронной криптовалюты, распродав ее на сумму 510 тыс. долларов. На этот момент все что смогло с ним сделать государство — запретить выпускать частные деньги в бумажном виде.
В апреле 2017 года директор департамента финансовых технологий, проектов и организации процессов Банка России Вадим Калухов уже начал говорить, что ЦБ, мол, никогда не выступал за запрет криптовалют, а в 2014 году лишь выпустил предостережение в форме пресс-релиза.
Сказано это было на форуме «Блокчейн: диалог бизнеса и власти». Как раз после этого ФСБ ловит в Костроме вышеупомянутую «банду», которая занималась обналичкой биткоина. Правда, как говорилось выше, формально дело там не в биткоине, а в незаконной комиссии с операций.
20 ноября 2017-го года замглавы Минфина Алексей Моисеев выступил в том духе, что власти пока буду наблюдать за эволюцией криптовалют, не предпринимая попыток регулирования. Позже он заявил, что рассматривается вариант патентной системы налогобложения майнинга криптовалют, добавив что «в принципе, майнер биткоина ничем не отличается от человека, который золото моет».
Кирилл Зыков/АГН
А уже в начале декабря того же года, тот же Моисеев сказал, что криптовалюты можно покупать, но оплачивать ими покупки на территории России незаконно, за это нужно ввести ответственность, и соответствующие поправки в законодательство уже готовятся.
«В случае, если люди их (криптовалюты) где-то купили — ну, купили и купили. Мы их не наказываем, но и не защищаем. Это не разрешено, но и не запрещено», — объяснил замглавы Минфина.
Грабли ни для кого
Некоторую ясность перспективы криптовалют в России приобрели в начале 2018 года, когда Минфин, передумав сажать криптовалютчиков, все-таки разродился законопроектом о регуляции этой сферы.
Законопроект «О цифровых финансовых активах» предусматривает, что юрлицам и обычным гражданам можно будет создавать, хранить и обмениваться криптовалютой, покупать и продавать ее за деньги.
Но делать это можно только через специальные обменники, где придется пройти идентификацию личности, а счет может быть заморожен по запросу госорганов. Законным обязательным для приема средством платежа криптовалюта по закону стать не сможет.
Первоначально, разработчики документа еще и планировали сделать майнинг предпринимательской деятельность и облагать его налогом, однако после первого чтения в Госдуме, от этого отказались.
Законопроект проходит второе чтение в Госдуме. Вслед за его принятием, а это — если новые соображения в очередной раз не отклонят рандомно «генеральную линию» — ожидается в 2019 году. Вероятно, к этому времени будет подготовлен и пакет мер, прописывающих конкретную ответственность за попытки обойти систему криптовалютного контроля.
И судя по опасениям, которые тот же рынок биткоинов вызывает у высших государственных чиновников, наказание может быть необоснованно жестоким.
Нельзя исключить, что в качестве посильной компенсации за ограничение расчетов в биткоине, государство предложит любителем альтернативных денежных систем «крипторубль», некогда уже анонсированный вице-премьером Игорем Шуваловым.
«В реальности, что делать с криптовалютами государство пока не знает. Оно готовит такие, знаете, грабли, только пока непонятно для себя или для других оно их готовит», — заключат собеседник News.ru, Роман Иванов, ранее связывавший с биткоином некоторые инвестиционные надежды.
Обсуждаемый Госдумой законопроект имеет как минимум одно явное слабое звено.
Он вводит идентификацию личности для вновь заводимых биткоиновых кошельков, но непонятно, что помешает обмениваться криптовалютой между старыми, анонимными кошельками и делать с их помощью расчеты.
То есть, похоже, по аналогии с недавним прошлым, дело идет к становлению двух параллельных криптовалютных рынков — официального и теневого. Может напомнить кое-что из сравнительно недавнего прошлого нашей страны.
Источник: https://news.ru/society/mozhno-li-v-rossii-sest-za-bitkoin/
Какие трудности могут возникнуть при переводе работы госсектора на блокчейн
Какие трудности могут возникнуть при переводе работы госсектора на блокчейн
2017 год стал переломным в сознании не только представителей криптосообщества и финтеха, но и ознаменовался трансформацией правовых систем многих стран при переходе некоторых отраслей и деятельности госсектора на блокчейн-платформы.
Потенциально технология блокчейн может быть адаптирована для совершения любых операций, так или иначе связанных с регистрацией, учетом или передачей различных активов (финансовых, материальных и нематериальных). При этом тип блокчейн-сервиса, количество участников, а также их географическое расположение значения не имеют.
В теории и в перспективе с помощью работающих блокчейн-платформ можно будет просто, недорого и безопасно регистрировать юридические лица, права на недвижимое и движимое имущество, интеллектуальную собственность, составлять завещания, осуществлять сбор налогов, выплачивать пенсии, выдавать гражданские паспорта и многое другое. Внедряемая новая архитектура поддерживает множество различных операций – от эскроу-транзакций и гарантийных контрактов до трехстороннего арбитража и многосторонней электронной подписи.
Что же касается имеющихся примеров использования блокчейна в реформировании государственных реестров, то пилотные проекты в этой сфере появились в 2016 году в Швеции, Грузии, Гане, Эстонии, отдельных префектурах Японии, некоторых штатах и муниципалитетах США (Делавэр и Чикаго).
Так, в Швеции Национальное земельное управление запустило проект для сделок с недвижимостью на базе блокчейна. Грузинский Минюст заявляет о готовности полного перехода ведомства на блокчейн уже в 2017 году.
Однако более системно подошла к этому Эстония, где данная технология успела найти применение даже в сервисе нотариальных услуг и медицине.
В этом списке есть и Украина. Отмечу,что 3 октября 2017 года, в Киеве прошла презентация обновленного Государственного земельного кадастра Украины, который теперь будет работать на технологии блокчейн.
Согласно концепции, сочетание прозрачности и защищенности блокчейна делает эту технологию привлекательной для использования в электронных государственных услугах (e-Government). Например, гражданин оплачивает административный штраф или налог, а информация о погашении мгновенно появляется и обновляется у всех участников блокчейн-платформы.
Помимо стабильности такая система отличается низкими транзакционными издержками: в итоге нет необходимости содержать большую структуру чиновников, что значительно удешевляет административные расходы, минимизирует и исключает коррупцию.
Информация об объектах недвижимости, сделках, регистрации прав собственности, обременениях и состоянии объектов должна будет заноситься в распределенные реестры, доступ к которым можно будет получить и с персональных компьютеров, и через мобильные приложения.
Однако тут стоит напомнить, что еще в прошлом году шведский земельный реестр начал проводить масштабное исследование, целью которого было выяснить потенциал блокчейна для перевода земельного реестра на эту технологию. То есть в Швеции проводят только тестовые испытания и выясняют все плюсы и минусы данной технологии.
Шведы думают над тем, чтобы каждый объект регистрации смог получить «блокчейн-паспорт», в котором будут указаны его технические характеристики. В частности, это предполагает упростить и ускорить оценку объекта недвижимости, поскольку сейчас для каждой сделки готовятся заново соответствующие документы.
В данной юрисдикции прорабатывают на техническом уровне порталы и базы MLS, где объекты регистрации будут сопровождаться блокчейн-паспортами.
Принимая во внимание такой сложный западный подход, отметим, что в Украине в ускоренном порядке чиновники заявляют о немедленном внедрении данной технологии. Помимо эксперимента земельного кадастра, пилот применения блокчейна уже внедряется в Украине в Систему электронных торгов арестованным имуществом (СЕТАМ).
Несомненно, что технология блокчейн инновационна и перспективна, но в то же время следует выделить и отметить следующие риски и особенности ее внедрения в госсектор, о чем говорят технические специалисты:
Продолжительность
Время добавления транзакции в цепочку сети биткоина составляет от минуты до получаса. В Ethereum транзакция добавляется быстрее, но в любом случае довести время до долей секунды невозможно. Нечего и думать о том, чтобы сделать добавление данных в блокчейн частью OLTP-транзакции (обработка транзакции в реальном времени).
Проблемы нехватки мощности
Вследствие ресурсоемкости процесса узлы блокчейн-сети должны обладать мощностью, достаточной для обеспечения деятельности государства. Следовательно, узлы цифровой экосистемы даже небольшого государства должны размещаться в современных мощных Data-центрах. Вопрос в другом — а сколько надо такой мощности государству?
Технология тяжело масштабируется в рамках системы
Если нужно построить систему, которая будет регистрировать миллиарды записей ежедневно, блокчейн пока не вполне подходит.
Помимо указанных выше известных технических неудобных характеристик блокчейна, многие понимают, что задача построения единой цифровой экосистемы в рамках отдельной страны в принципе решаема, однако ответы на ключевые вопросы о типе блокчейна, необходимой степени трансформации законодательной и регуляторной систем остаются весьма открытыми.
Думается, что блокчейн – лишь инструмент, который может идеально справляться с задачами в определенной области государственного управления и экономики, но при этом не обеспечивать полного и автоматического решения проблем в других сферах.
Так, использование блокчейна в качестве базовой технологии для e-Government в части функционирования государственных реестров возможно только при выполнении ряда требований и решения некоторых проблем, в том числе правового характера.
Риск ввода данных
Важно понять, что сама по себе информация, занесенная в блокчейн-реестры, не является достоверной. Блокчейн гарантирует неизменность данных, а не их истинность. Поэтому для перехода государственной системы на блокчейн-технологию очень важно разработать юридически выверенный и предельно контролируемый механизм перевода офлайн-данных в госреестры.
Эффективная работа прежде всего зависит от точности заполнения реестров граждан, недвижимости, компаний. Дело в том, что ни поддержание целостности данных в ситуации случайных сбоев или атак, ни предотвращение манипуляций с уже внесенными данными не являются основными вызовами для публичных IТ-систем.
Настоящим бедствием является практика внесения в реестры заведомо недостоверных данных. Очевидно, что здесь блокчейн-сервис бессилен. Он всего лишь инструмент. Нарушения установленных регламентов должны пресекаться. Если это не выполняется, доверие к системе обрушится вновь.
Регуляторное внедрение и доступность блокчейн-платформы должны стимулировать развитие и прозрачность компетенций в стране, что позволит избежать риска technology-lock.
Риск управления доступом
Для обеспечения достоверности данных и полного контроля за их изменением цифровая экосистема e-Government должна исходно, на уровне программного ядра, содержать механизм управления правами доступа к госреестрам и контрактам. Причем существенно, чтобы права доступа приписывались не узлам сети или пользователям, а смарт-контрактам.
Риск идентификации потребителей
Для реализации механизма управления правами доступа, а также для взаимодействия граждан с блокчейн-платформой необходимо создание надежной, многофакторной системы идентификации пользователей, желательно на основе биометрических личных параметров. Задача достижения строгого соответствия записей в реестрах офлайн-объектам, в том числе гражданам, является по большей части юридической и организационной и не решается на уровне блокчейна.
Риски при глобальной синергии (синхронизации) базы данных
Для реализации однозначности работы смарт-контрактов необходимо обеспечить синхронизацию всех реестров в системе.
В успешно работающих блокчейнах (к примеру, блокчейне биткоина) эта синхронизация достигается с помощью механизма консенсуса, обеспечивающего абсолютную тождественность баз данных всех валидирующих узлов.
Проблема однозначности предельно актуальна для платформ, предлагающих цифровую архитектуру со множеством блокчейнов: помимо согласования баз данных внутри каждого блокчейна, в них необходимо еще решать задачу общей синхронизации всех реестров.
Для работы e-Governmet необходима абсолютная гарантия того, что выполнение некоторой операции в любой момент времени на любом из узлов даст одинаковый результат. Без этой синхронизации все преимущества блокчейн-технологии сведутся к нулю.
Проблемы валидации интерфейсов
Также должна быть решена проблема достоверности отражения информации на стороне пользователя.
Ведь умышленно фальсифицировать данные, к примеру, выборов, можно не только модификацией записей в базе данных, но и искажением экранного интерфейса — для этого достаточно подменить надписи на кнопках.
Чтобы защититься от этого, система должна иметь механизм валидации интерфейсов, которые для этого должны быть неотъемлемой частью системы и сохраняться в блокчейне.
Проблемы защиты системы в инфраструктуре сети
Все происходящее на серверах находится в полной власти администраторов, и эти администраторы с их человеческим фактором и материальными соблазнами являются слабым звеном. Поэтому функция контроля целостности госреестра частично возлагается на рабочие места пользователей. Реализуется принцип «не доверяй, а проверяй».
Администратор может сделать что угодно с расположенными на сервере данными, но он не в силах отследить, куда и по каким компьютерам (а также смартфонам, планшетам, флешкам и т.п.) распространились контрольные суммы цепи операций, фиксирующие целостность реестра.
Для того, чтобы исключить подделку ответа сервера на запрос и прочие неприятности, этот ответ должен быть защищен электронной подписью сервера.
Распределенные базы данных имеют те же проблемы, что и централизованные. И среди них – невозможность заранее предусмотреть все сценарии при программировании системы. Часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда чиновник не может провести определенное действие, потому что у него по каким-то причинам нет доступа.
Решением в этой ситуации может быть применение какого-то обходного протокола – внесение изменений на основании решения суда, приказа по департаменту, авторизованной правки, заверенной чиновником лично. Не предусмотреть такой возможности нельзя – без нее государственный реестр может стать неработоспособным буквально за один день, может, даже раньше.
Чтобы удостовериться в этом, достаточно посмотреть на карты cуществующего ныне электронного земельного кадастра Украины, где участки (объекты) накладываются друг на друга, а давно построенные на этих участках дома вдруг оказываются на территории лесного фонда. Такие ошибки многочисленны и в большинстве могут даже являться умышленными.
Но давая кому-то права исправлять базу, мы снова возвращаемся к вопросу о добросовестности конкретного чиновника и “чистоплотности госаппарата” в целом.
Остается надеяться, что 3 октября 2017 года украинские разработчики и профильные чиновники открыто укажут на эти риски и то, как они их будут минимизировать в случае обновления земельного кадастра Украины с помощью технологии блокчейн. Если это не будет освещаться, то замалчивание о таких рисках чревато в практической плоскости наступлением проблем в скором времени.
При решении перечисленных и некоторых других задач уже сегодня возможно создание единой цифровой экосистемы e-Government на базе блокчейн-технологии.
В результате государство получит значительное сокращение бюрократического аппарата, практическое устранение бумажного документооборота, существенное снижение транзакционных издержек, полный контроль над деятельностью чиновников, и самое главное, создание благоприятной среды для бизнеса и граждан.
Несмотря на вышеуказанные нюансы, преимущества использования такой технологии весьма очевидны:
Первое важное для e-Government преимущество блокчейна по сравнению со стандартными базами данных — это предельная защищенность информации от фальсификации.
Вторым преимуществом блокчейна для построения e-Government является возможность использования механизма смарт-контрактов для автоматизации операций с данными.
Если блокчейн-реестры содержат юридически правомочные записи, скажем, о собственности, то механизм передачи этой собственности, а по сути, процедуру внесения в госреестр записи о новом собственнике, можно поручить специальной программе — смарт-контракту.
В дополнение стоит отметить, что помимо инновационного совершенствования земельного кадастра Украины, блокчейн-технология может быть использована (исходя из экспериментальных опытов западных стран) в следующих направлениях государственного управления:
Как платформа для миграционного контроля.
Как система верификации товаров и продуктов питания.
Как система верификации драгоценных металлов и камней.
Как сводный реестр всех данных о прохождении квалификационных испытаний – от государственных экзаменов и заканчивая учеными степенями, званиями, наградами, и так далее.
Как сводный реестр с подробными медицинскими картами.
Как электронная система идентификации, где платформа позволяет владельцам идентификационных карт и цифровых ключей получать доступ к широкому спектру государственных, банковских и других услуг.
Как платформа системного контроля и организации избирательных процессов при проведении государственных и местных выборов.
Поэтому верить или не верить в успех внедрения блокчейн-платформы зависит прежде всего от качества подготовленного технического материала специалистами, правового нормативного регулирования и “экономической чистоплотности” профильных чиновников, решивших опередить ведущие страны мира в имплементации блокчейна в государственном секторе сферы услуг.
Резюмируя, стоит отметить, что внедрение в сферы госсектора технологии блокчейн требует существенного реинжиниринга процессов с формированием отдельного подготовленного окружения вокруг таких проектов.
Источник: https://zib.com.ua/ua/pda/130378.html
Правовой статус криптовалют в современном мире
История развития криптовалют в мире насчитывает не более десяти лет, однако уже сегодня идея существования замены традиционным валютам (так называемым «фиатным деньгам») набирает всё большую популярность среди прогрессивных слоев общества.
Наиболее убедительным тому подтверждением послужат сухие цифры: в 2008 году курс мало кому понятной и известной единицы Bitcoin (BTC) составил $1 за 1 309,03 BTC, то есть за более чем тысячу биткоинов давали всего доллар США. Курс биткоина на дату написания настоящей статьи составил $2467,3 за 1 BTC.
Причины возрастающей с каждым днем популярности криптовалют, а также правовые основы их функционирования рассмотрены ниже.
В самом обобщенном виде криптовалюту можно определить как разновидность электронного средства обмена, имеющего анонимный и децентрализованный характер, в основе которого лежат криптографические алгоритмы.
Более точным представляется определение виртуальной валюты, данное ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). В соответствии с ним виртуальная валюта представляет собой средство выражения стоимости, которым можно торговать в цифровой форме и которое функционирует в качестве:- средства обмена; – расчетной денежной единицы;
– средства хранения стоимости.
Наиболее известным видом криптовалюты является Bitcoin (в русской версии – биткоин или биткойн). Существуют и иные виды криптовалют: Litecoin, Namecoin, PPcoin и др., которые иногда обобщенно называют Altcoin (от англ.
alternative coin), но пока их популярность и рыночная капитализация не идут ни в какое сравнение с Bitcoin. Поэтому имеет смысл остановиться на рассмотрении именно этой валюты, принимая во внимание, что все иные децентрализованные платежные системы построены на схожих принципах.
Bitcoin был разработан программистом или группой программистов под псевдонимом Сатоши (Сатоси) Накомото, за авторством которого в ноябре 2008 года была опубликована «Белая книга» с описанием механизма функционирования Bitcoin и его протокола.
Bitcoin представляет собой основанную на свободном программном обеспечении (open source), децентрализованную пиринговую (peer-to-peer) цифровую валюту.
Ключевые отличия биткоина от фиатных денег заключаются в следующем:
Децентрализация. Bitcoin – это система, опирающаяся на децентрализованную одноранговую сеть, функционирующую без централизованной расчетной палаты или иного посредника. Сеть Bitcoin не контролируется каким-либо одним учреждением, подобно тому, как центральный банк контролирует хождение фиатных денег.
Каждый компьютер, участвующий в «добыче» биткоинов и обработке транзакций, является частью этой сети.
Примечательно, что «полулегальная» и не регулируемая каким-либо законодательством система Bitcoin представляет собой один из наиболее удачных примеров внедрения технологии Blockchain, которую с гораздо меньшим успехом внедряют российские государственные компании.
По сути блокчейн представляет собой распределенную между всеми участниками сети Bitcoin учетную книгу. Каждый пользователь Bitcoin-кошелька хранит на своем компьютере такую базу данных, содержащую историю всех операций, когда-либо осуществленных в системе. Это обеспечивает прозрачность каждой транзакции и возможность верификации происхождения каждого Bitcoin любым заинтересованным пользователем.
Неподверженность инфляции. В отличие от фиатных денег, которые можно допечатать, чтобы увеличить денежную массу, система Bitcoin разработана таким образом, что максимальное количество биткоин-монет в ней ограничено. Согласно заранее установленному алгоритму можно эмитировать лишь 21 млн монет. К настоящему времени уже эмитировано около 75% монет.
Анонимность. Пользователи могут иметь несколько биткоин-адресов, которые, однако, не привязаны к именам, фактическим адресам или иной идентифицирующей информации.
Прозрачность. Хотя транзакции с биткоинами в известной мере анонимны, они в то же время прозрачны. На самом деле биткоины – это всего лишь записи о транзакциях между различными адресами в системе Bitcoin, из которых и состоит цепочка блоков. Каждый, кто находится в сети, может видеть, сколько биткоинов хранится по каждому публичному Bitcoin-адресу.
Невозможность отмены транзакций. Отменить транзакцию с биткоинами невозможно, если только получатель фактически не отправит монеты обратно отправителю.
Указанные особенности криптовалют, в особенности анонимность, безусловно, по достоинству были оценены лицами, преследующими заведомо противозаконные цели. Так, криптовалюты широко используются для торговли предметами, ограниченными в обороте или вовсе запрещенными к продаже.
Данный вопрос стал особенно актуальным после того, как 2 октября 2013 года была закрыта анонимная торговая интернет-площадка Silk Road, находившаяся в зоне Onion анонимной сети Tor и работавшая с 2011 по 2013 годы. В качестве валюты продавцы и покупатели использовали биткоины, так как это средство расчетов гарантировало анонимность. Через данную площадку прошло торговых операций на сумму около $1,2 млрд.
Такое использование виртуальных валют стало предметом тщательного анализа со стороны регулирующих организаций по всему миру.
Как следует из Отчета FINMA – Швейцарской службы по надзору за финансовыми рынками – о слушаниях к финальной версии их постановления о борьбе с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, обязанность проявлять осмотрительность при передаче виртуальных валют приравнивается к такой же обязанности, как при передаче денег и ценностей. Косвенно это означает, что виртуальные валюты будут регулироваться законом Швейцарии «О противодействии отмыванию денежных средств, полученных преступным путем». Обязанности проявлять должную осмотрительность, включающие в себя, в частности, идентификацию контрагента и установление бенефициарного владельца, начиная с 1 января 2016 года распространяются в Швейцарии и на обращение виртуальной валюты. Так, новые обязанности проявлять должную осмотрительность будут распространяться на онлайн-торговцев, которые принимают биткоины в качестве оплаты.
Само по себе использование криптовалюты (выпуск, приобретение и сбыт) по швейцарскому законодательству в настоящее время допускается и не является преступным.
Между тем уже в начале текущего года германские политики предложили в рамках борьбы с финансированием терроризма создать международное правовое регулирование виртуальных валют, которое предусматривало бы действенные механизмы для правоохранительных органов при проведении расследования и возможности принятия обеспечительных мер.
Основные претензии со стороны государственных органов вызывает возможность использования данной валюты для совершения противоправных действий: финансирования терроризма; отмывания средств, полученных преступным путем; приобретения изъятых из оборота товаров вроде наркотиков, оружия и т. п.
Российские власти, между тем, до сих пор не определились с тем, как относиться к криптовалютам.
Еще в начале 2014 года ЦБ РФ сделал заявление, согласно которому «в связи с анонимным характером деятельности по выпуску “виртуальных валют” неограниченным кругом субъектов и по их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно, вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Банк России предупреждает, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену “виртуальных валют” на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Вторит Центральному банк и Генеральная прокуратура РФ, по мнению которой «анонимные платежные системы и криптовалюты, в том числе наиболее известная из них – биткоин, являются денежными суррогатами и не могут быть использованы гражданами и юридическими лицами».
Уже существуют решения судов РФ, в которых данные идеи получают свое логическое развитие.
Так, в решении Невьянского городского суда Свердловской области от 13 января 2015 года отмечается, что «свободное распространение информации об электронной валюте обусловливает активное использование криптовалют в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами и иной преступной деятельности. Данные факты, а также возможность бесконтрольного трансграничного перевода денежных средств и их последующего обналичивания служат предпосылками высокого риска потенциального вовлечения криптовалют в схемы, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма». Как следствие, данным решением в единый реестр запрещенных сайтов было включено семь сайтов, связанных с биткоин-тематикой, в том числе сайт bitcoin.org.
В Апелляционном определении Мосгорсуда от 26 марта 2018 года рассматривался вопрос о ликвидации некоммерческой организации, которая не смогла подтвердить целевое использование поступающих анонимно средств в виде биткоинов.
После появления этих разъяснений многие российские интернет-магазины и иные организации, которые до этого принимали Bitcoin к оплате, прекратили принимать эту криптовалюту, опасаясь возможного преследования.
Еще в июне 2015 года Минфин России внес на рассмотрение правительства более жесткую версию законопроекта об ответственности за использование денежных суррогатов, запрещающую такие криптовалюты, как биткоины.
Так, предложено детализировать наказание и дополнить КоАП РФ статьями «Выпуск денежных суррогатов» и «Оборот денежных суррогатов». В результате за выпуск виртуальных валют физлица могут заплатить штраф в размере от 20 тыс. до 40 тыс. рублей. Должностные лица могут быть оштрафованы на 40–80 тыс. руб., юрлица – на 300–500 тыс. рублей.
За умышленное распространение информации, позволяющей эмитировать виртуальные валюты или проводить операции с ними, Минфин России предлагает штрафовать граждан на 5–30 тыс. руб., а компании – на 100–300 тыс. рублей.
Но самое тяжкое правонарушение, с точки зрения министерства, – это создание и распространение гражданами, должностными лицами и компаниями соответствующего программного обеспечения. В этом случае штрафы составят для физлиц 30–50 тыс. руб.
, для должностных лиц – 60–100 тыс. руб., а для юрлиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей.
Появится и уголовная ответственность за оборот криптовалюты. В частности, за изготовление денежных суррогатов, их приобретение в целях сбыта, а также их сбыт предусматривается штраф до 300 тыс. руб.
или в размере зарплаты или доходов осужденного за период до года или обязательные работы до 360 часов или исправительные работы до года. На момент написания настоящей статьи указанные поправки не приняты.
Попытки законодательного закрепления самого статуса криптовалют в России также не увенчались успехом: подготовлен (и даже прошел первое чтение в Госдуме РФ еще в весеннюю сессию – 2018) пакет законопроектов «О цифровых финансовых активах», «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах)». Но, увы, документы даже во втором чтении еще не рассматривались.
Несправедливым видится тот факт, что законодатель делает основной акцент на использовании криптовалют для незаконных целей.
Это некая типовая реакция определенного тревожно-консервативного сегмента аналитиков, абсолютно аналогичная реакции на появление электронных денег, мобильных платежей и других инновационных инструментов, сейчас перешедших в разряд привычных и чуть ли не консервативных на фоне очередных новаций.
По существу, децентрализованные частные валюты уязвимы для злоупотреблений не более, чем национальные деньги – в наличной или безналичной форме (что и подтверждается реальной статистикой преступлений).
Основная особенность биткоина и его аналогов заключается в том, что их создателям удалось полностью отказаться от центрального эмитента, в чём и состоит, пожалуй, единственное, хотя и революционное, отличие от валют, гарантированных государством.
Таким образом, хотя долгосрочное будущее криптовалют до сих пор представляется туманным, в настоящее время их популярность – в том числе благодаря широкому освещению в прессе – растет.
Эта новация уже породила целый рынок для компаний, которые вовлечены в деятельность по обмену, хранению, защите криптовалют, агрегации операций для интернет-магазинов и предоставляют иные услуги, востребованные потребителями.
К сожалению, в России за последние годы не было достигнуто какого-либо результата в части придания криптовалютам правового статуса: до сих пор не сформирована позиция законодателя в отношении законности использования рассматриваемой технологии в качестве средства расчета наравне с «фиатными» денежными средствами.
Артем Палеев
Юрист, управляющий
партнер, Korpus Prava
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Источник: https://www.cyprusrussianbusiness.com/index.php/articles/4921-pravovoj-status-kriptovalyut-v-sovremennom-mire