Отдел организации труда и заработной платы (далее – отдел, ООТиЗ или ОТИЗ, отдел труда и заработной платы) занимается вопросами совершенствования организации труда, нормирования и оплаты труда, а также организационно-штатными вопросами.
Предлагаемая вашему вниманию тематическая подборка содержит размещенные в АПС «Бизнес-Инфо» аналитические материалы по различным аспектам деятельности ОТИЗ.
Подборка структурирована таким образом, чтобы заинтересованным лицам (руководителям организаций, экономистам, бухгалтерам и др.) было легко получить развернутую информацию по каждой выполняемой задаче в области нормирования, организации и планирования труда.
Содержание
1. Задачи и функции ОТИЗ
Основными задачами отдела являются организация работы по нормированию труда и контроль за соблюдением штатной дисциплины и трудового законодательства в вопросах заработной платы и организации труда.
Кто отвечает за организацию учета труда и заработной платы на предприятии, зависит от многих факторов: от размера и структуры организации, численности и отраслевой принадлежности, формы оплаты труда и др.
Часть работы может выполнять бухгалтерия (бухгалтер по зарплате), часть функций может быть возложена на планово-экономический отдел (экономист по труду), или на предприятии создается самостоятельный отдел организации труда и заработной платы.
На ОТИЗ могут быть также возложены и обязанности по расчету заработной платы, исчислению налогов и страховых взносов, выплатам работникам, а также кадровый документооборот. Таким образом, ОТИЗ может отвечать и за организацию оплаты труда на предприятии, и за учет персонала и расчеты с ним.
Для решения задач на ОТИЗ возложены функции по организации и нормированию труда и заработной платы, при выполнении которых ОТИЗ, взаимодействуя со всеми подразделениями организации, имеет право:
• требовать и получать от подразделений необходимые документы и сведения;
• проводить проверки структурных подразделений на предмет соблюдения трудового законодательства, трудовой загрузки работников, установленных нормативов труда и его оплаты и др.
На практике каждая организация выстраивает удобную для себя систему документооборота в зависимости от выполняемых функций и поставленных перед отделом задач.
Рассмотрим в таблице примерный документооборот между службами.
Взаимоотношения с подразделениями
Наименование подразделения | Отдел труда и заработной платы | |
получает документы от подразделения, указанного в графе 1 | отправляет документы подразделению, указанному в графе 1 | |
1 | 2 | 3 |
Бухгалтерия | Сведения:- о фактически начисленной заработной плате;- отработанных человеко-часах по организации и структурным подразделениям;- об использовании добавочных фондов;- по выручке от реализации товаров, продукции, работ;- по затратам от реализации товаров, продукции, работ и структурным подразделениям;- доходам и расходам организации;- отчеты о финансовой деятельности организации | Информация о среднесписочной численности работников организации;свод по налогу на прибыль и недвижимость;свод по инновационному фонду и фонду стабилизации;основные показатели хозяйственной деятельности организации, прогноз социально-экономического развития;свод по использованию добавочных фондов |
Отдел кадров | Сведения:- о приеме, перемещении и увольнении работников;- списочной численности работников;- текучести кадров | Сведения о среднесписочной численности по организации и ее структурным подразделениям;информация по выполнению основных финансовых показателей |
Ведущий инженер по качеству | Документы системы менеджмента качества, изменения и дополнения к ним, другие документы по управлению качеством | Планы и отчеты по выполнению корректирующих и предупреждающих действий по результатам аудитов и ревизий, другие документы по управлению качеством |
Ведущий юрисконсульт | Сведения об изменениях трудового законодательства;нормативные правовые акты Республики Беларусь;согласованные проекты организационно-распорядительных документов, договоров;проект положения об отделе труда и заработной платы | Приказы на правовую экспертизу, положения и должностные инструкции, нормативы по труду и заработной плате, иные локальные акты для правовой экспертизы и визирования, заявки на поиск необходимых нормативных правовых актов |
Структуру и штатную численность отдела утверждает руководитель организации исходя из условий и особенностей ее деятельности.
СправочноДля расчета нормативной численности работников служб организации труда и заработной платы коммерческих организаций воспользуйтесь калькулятором. |
Дополнительно по теме:
Алгоритм кадровых действий при проведении подготовительных мероприятий по созданию секторов в составе отдела.
Какая служба готовит отчет об использовании календарного фонда времени и рассчитывает среднесписочную численность работников в организации?
Какая служба (отдел) на предприятии должна разрабатывать сдельные расценки на оплату труда?
На предприятии установили электронную пропускную систему. Можно ли ее данные использовать вместо ведения табеля учета рабочего времени?
Как можно отразить в штатном расписании и приказе о приеме на работу форму оплаты труда работника, например сдельную?
Контракт нанимателя с работником-надомником (пример).
2. Организация труда
Организация труда направлена на согласование деятельности работников с целью выполнения поставленных производственных задач. На этом участке ОТИЗ:
• разрабатывает коллективные договоры, штатное расписание, положения о структурных подразделениях организации, должностные инструкции работникам;
• изучает использование рабочего времени всеми категориями работников;
• выявляет и анализирует причины потерь рабочего времени;
• разрабатывает организационные меры, предупреждающие необоснованное сокращение численности занятых в организации, в случае изменения объемов производства;
• разрабатывает мероприятия, связанные с высвобождением работников при избыточной численности трудовых ресурсов, изысканием возможностей обеспечения рабочими местами, финансовыми ресурсами работников избыточных профессий и специальностей.
Производительность труда – это один из важнейших показателей, характеризующих эффективность затрат труда в материальном производстве как отдельного работника, так и коллектива организации в целом.
Отдел труда и заработной платы участвует совместно с отделом кадров и другими подразделениями организации в анализе причин текучести кадров и т. д.
Отдел проводит работу по совершенствованию организационных структур управления, организации и механизации труда служащих.
Дополнительно по теме:
Источник: http://bii.by/tx.dll?d=361329
Типовые нарушения при оплате труда в бюджетных учреждениях
Типовые нарушения при оплате труда в бюджетных учреждениях
На практике проверке оплаты труда ревизоры уделяют особое внимание. Этот вопрос включается в программу почти каждой ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Однако, несмотря на такой системный контроль, нарушений при оплате труда, к сожалению, не становится меньше. Итак, о самых распространенных из них…
Как мы уже сказали, нарушения, связанные с использованием средств на оплату труда и соблюдением штатной дисциплины, — почти всегда на первом месте. Чтобы руководители и бухгалтеры допускали их меньше, а по возможности и исправили некоторые из них, приведем в таблице самые типовые нарушения, выявленные ревизорами во время проверки обоснованности выплат и начислений на зарплату.
Вид нарушения | нарушения (пример) | Какая норма нарушена |
сверхурочных штатных единиц | В клинической больнице за средства общего фонда бюджета содержались сверхурочные штатные единицы. Таким образом не соблюдены типовые штатные нормативы | п.п. 28, 32, 33, 35 Порядка № 228, приказ № 33 |
Безосновательное завышение должностных окладов | Региональный центр оценивания качества образования утвердил в штатном расписании должностные оклады выше, чем предусмотрено нормативными актами Кабмина | постановление N° 268 |
Начисление и выплата премии в больших размерах, нежели предусмотрено нормативными актами и колдоговором | Судьям выплачивали премии по результатам работы текущего месяца в размере, превышающем 100% должностного оклада с учетом надбавки за квалификационный класс | абз. 2 п. 2 постановления № 865 |
Специалистам и служащим суда премии начислены и выплачены в суммах, превышающих предельные размеры, установленные положением о премировании | пп. 2 п. 2 постановления № 268 | |
Излишне выплаченные суммы надбавок за выслугу лет и индексации при погашении кредиторской задолженности за 1997—2002 гг. – | Надбавки за выслугу лет педагогам за 1997—2002 гг. начисляли не за фактически отработанное время, а с учетом времени их пребывания в ежегодном отпуске и на больничных | п. 2 Порядка № 934 |
Проведена индексация сумм реструктуризированной задолженности по выплатам педработникам | ч. 1 ст. 2 Закона об индексации, п. 2 Порядка № 1078 | |
Установление надбавок в больших размерах, нежели предусмотрено нормативными актами | Работникам хозяйственного и общего отделов назначена надбавка за высокие достижения в труде или исполнение особо важной работы — в размере 100% должностного оклада с учетом надбавок за специальное звание и выслугу лет | абз. 2 пп. “в” пп. 1 п. 2 постановления № 268 |
Неправильное исчисление средней зарплаты для отпускных | При расчете средней зарплаты для отпускных не учтены коэффициенты повышения зарплаты в течение расчетного периода | п. 10 Порядка № 100 |
При исчислении отпускных в заработок для расчета среднемесячной зарплаты включена компенсация за неиспользованный отпуск, материальная помощь и выходное пособие | п. 4 Порядка № 100 | |
Излишние выплаты из-за индексации зарплаты без изменения базового месяца | Работникам таможни индексировали зарплату при ее повышении за счет постоянных выплат (увеличение надбавки за выслугу лет) на сумму, большую чем индексация, не определяя заново базового месяца | п. 5 Порядка № 1078 |
Непроведение индексации зарплаты | Не начислены и не выплачены суммы индексации зарплаты, вследствие чего работники недополучили доходы | ст. ст. 2, 4 Закона об индексации, п. 2 Порядка № 1078 |
Недоплата вследствие занижения размеров должностных окладов (тарифных ставок) | Педработникам горного санатория по тарификации установлена доплата за классное руководство и проверку тетрадей без учета 25%-ного повышения тарифных ставок за работу в горной местности | Инструкция № 102 |
Занижен размер повышения должностных окладов в связи с вредными и тяжелыми условиями труда | Медработникам и хозяйственному персоналу туберкулезного санатория повышены должностные оклады за вредные и тяжелые условия труда на 15% вместо 30% | приложение 3 к Условиям № 308/519 |
Установление должностных окладов ниже минимального уровня | Должностные оклады работникам установлены ниже уровня минимальной зарплаты, установленной законодательством | ст. ст. 2, 95, 96 КЗоТа |
Напоследок озвучим, какие меры применяют работники государственной контрольно-ревизионной службы (далее — ГКРС), когда выявлены нарушения по оплате труда:
1) привлечение к админответственности за нарушения по финансовым вопросам с наложением штрафа от 136 до 255 грн — когда следствием является нарушение ведения бухучета и внесение неправдивых данных в финотчетность;
2) информирование правоохранительных органов о фактах выявленных нарушений — при установлении нарушений, которые привели к убыткам;
3) направление материалов ревизии в правоохранительные органы — если выявлены нарушения, имеющие признаки, по которым наступает уголовная ответственность;
4) инициирование перед руководством учреждения или прокуратуры предъявления гражданских исков в суд по возмещению работниками незаконно израсходованных средств или самостоятельное предъявление органами ГКРС исков в суд в интересах государства.
Список использованных нормативно-правовых актов:
1. КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины.
2. Закон об индексации — Закон Украины “Об индексации денежных доходов населения” от 03. 07. 91 г. № 1282-ХII (в редакции от 06. 02. 03 г. № 491-IV).
3. Постановление № 268 — постановление КМУ “Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов” от 09. 03. 06 г. № 268.
4. Постановление № 865 — постановление КМУ ” Об оплате труда и ежемесячном денежном содержании судей” от 03. 09. 05 г. № 865.
5. Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08. 02. 95 г. № 100.
6. Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28. 02. 02 г. № 228.
7. Порядок № 934 — Порядок погашения кредиторской задолженности государственного бюджета педагогическим и научно-педагогическим работникам учебных заведений и учреждений образования по выплате надбавки за выслугу лет и помощи на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска, утвержденный постановлением КМУ от 19. 09. 05 г. № 934.
8. Порядок № 1078 — Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 1707. 03 г. № 1078.
9. Инструкция № 102 — Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования Украины от 15. 04. 93 г. № 102.
10. Условия № 308/519 — Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденные приказом Минтруда Украины, Минздрава Украины от 05. 10. 05 г. № 308/519.
11. Приказ № 33 — приказ Минздрава Украины “О штатных нормативах и типовых штатах заведений здравоохранения” от 23. 02. 2000 г. № 33.
Все о бухгалтерском учете
Источник: http://advocat-cons.info/index.php?newsid=9726
Кадровые документы организации
Каждый руководитель вполне справедливо рассчитывает, что должностные обязанности со-трудниками будут исполняться добросовестно и в срок. Но для этого нужно эти обязанности как ми-нимум грамотно сформулировать. А еще лучше – правильно оформить трудовые взаимоотношения с работником.
Учет труда и заработной платы в организациях ведется на основании первичных документов, формируемых в кадровой службе.
Недобросовестное или неграмотное ведение кадровой документации может привести к несвое-временной оплате труда сотрудников, больничных листов, несвоевременной подготовке документов для представления в государственные социальные органы.
Составление, оформление, хранение докумен-тов регламентированы законодательными и нор-мативными правовыми актами, выполнение норм которых обязательно для любой кадровой службы.
Кроме того, в каждой организации разрабатыва-ются локальные нормативные акты, регламентирующие работу кадровой службы данной орга-низации.
Ежегодно кадровой службой готовится номенклатура дел, формирование которой также признается обязательным для сотрудников кадровой службы.
Документирование охватывает все процессы, относящиеся к оформлению и обработке кадро-вой документации по установленным правилам, и решает следующие кадровые задачи:
– организация труда работников;
– заключение трудового договора и прием на работу;
– перевод на другую работу;
– предоставление работникам отпусков;
– поощрение работников;
– наложение на работников дисциплинарных взысканий;
– аттестация работников;
– ведение штатного расписания;
– учет использования рабочего времени;
– привлечение работников к работе в выход-ные и нерабочие праздничные дни;
– оформление служебных командировок;
– прекращение трудового договора, увольне-ние с работы и т.д.
Работник должен быть ознакомлен с основ-ными условиями работы: во сколько начинается заканчивается рабочий день, какие конкретно должностные обязанности возлагает на него наниматель, какие у него есть права, на какой срок он принят и на каких условиях, за что несет ответственность и в каком размере, когда ему смогут предоставить трудовой отпуск, каков размер заработной платы, когда и каким образом происходит ее выплата, какие виды поощрения предусмотрены нанимателем, какие требования по соблюдению правил охраны труда к нему предъявляются.
Ответственность за несоблюдение требований законодательства в сфере трудовых правоотношений
Кроме того, за несоблюдение нанимателем требований законодательства в сфере трудовых правоотношений установлена ответственность.
В качестве примера можно привести нормы Кодекса РБ об административных правонарушениях, где предусмотрена ответственность нанимателя за нарушение законодательства о пенсионном обеспечении, о занятости населения, в сфере коллективных трудовых отношений, о труде (в т.ч.
нарушение порядка и сроков выплаты зара-ботной платы, непроведение нанимателем в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, иные нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику), а также правил по охране труда, в случаях отказа в приеме на работу, сокрытия страхового случая, нарушения порядка и условий трудоустройства граждан за границей.
Поэтому наниматель должен соблюдать требования трудового законодательства на каждом из этапов трудовой деятельности своих работников. В частности, он должен ознакомить работника с условиями принятия на работу и исполнения своих трудовых обязанностей.
Ведение кадровой документации
Давайте определим основную кадровую документацию, которая обязательно должна вестись в организации. К ней относятся:
– правила внутреннего трудового распорядка;
– должностные и рабочие инструкции работников;
– штатное расписание;
– положение об оплате труда и премировании;
– трудовые договоры (контракты);
– распорядительная документация по личному составу (приказы, распоряжения);
– документы персонифицированного учета работников (анкеты застрахованных лиц, сведения о приеме и увольнении и др.);
– договоры о полной (индивидуальной или коллективной) материальной ответственности;
– личные дела работников, книга учета личных дел;
– личные учетные карточки работников;
– трудовые книжки;
– табель учета рабочего времени;
– положения и инструкции по охране труда и технике безопасности;
– положение о коммерческой тайне;
– графики сменности;
– графики отпусков;
– документация по учету военнообязанных.
Кроме того, в зависимости от размера организации, специфики деятельности, распределения обязанностей между кадровой службой и секретариатом (канцелярией) и т.д.
в кадровой службе организации должны вестись и храниться следующие документы: список работников предприятия,номенклатура дел кадровой службы, документы о работе с кадрами (сведения, справки, переписка и др.
), документы, послужившие основанием для издания приказов по личному составу (заявления, уведомления, докладные записки и др.), журнал учета выдачи справок (о трудовом стаже, заработной плате и др.
), положение о системе обучения, положение об аттестации работников, книги учета (журналы регистрации) приказов по основной деятельности, личному составу, отпусков и т.д., журнал учета работников, направленных в служебные командировки; журнал регистрации командировочных удостоверений; книга регистрации расписок в получении трудовых книжек;
протоколы заседаний, постановления аттестационных квалификационных комиссий; списки работающих на производстве с вредными условиями труда; списки работников, выходящих на пенсию в текущем году; журнал прохождения работниками обязательного медицинского освидетельствования; акты о несчастных случаях; акты расследования профессиональных отравлений и заболеваний и т.д.
А теперь рассмотрим общие требования к основным из названных документов.
Правила внутреннего трудового распорядка
Правила внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) – локальный нормативный правовой акт, в котором устанавливаются основные условия взаимоотношений между работником и нанимателем, такие как: распорядок дня, режим рабочего времени, виды и порядок применения мер дисциплинарных взысканий, нормы и обязательства по охране труда и др.
Типовая форма документа содержится в постановлении Минтруда и соцзащиты РБ от 05.04.2000 № 46 «Об утверждении Типовых правил внутреннего трудового распорядка» (с изменениями и дополнениями).
Правила устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов на основании типовых правил внутреннего трудового распорядка, утверждаемых Правительством РБ или уполномоченным им органом (ст.
195 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Что касается принятия Типовых правил за основу, то данное требование определяет, что при разработке Правил наниматель обязан определить основные требования к процедуре приема, увольнения, изменения существенных условий труда, закрепить основные права и обязанности сторон, а также отразить иные требования, которые могут быть установлены в организационно-правовых условиях деятельности нанимателя.
ПВТР состоят из следующих основных разделов:
– раздел 1. Общие положения (определение внутреннего трудового распорядка, цели их установления, необходимость вывешивания правил на видном месте);
– раздел 2. Порядок приема и увольнения ра-ботников (документы, обязательные для представ-ления работником при приеме, обязательные дей-ствия нанимателя при приеме, переводе, увольне-нии);
– раздел 3. Обязанности работника (общие по-ложения исходя их положений ТК);
– раздел 4. Обязанности нанимателя (общие положения исходя из положений ТК);
– раздел 5. Рабочее время и его использование (режим рабочего времени – 5-дневная (6-дневная) рабочая неделя, режим сменного, гибкого рабоче-го времени);
– раздел 6. Поощрения за успехи в работе;
– раздел 7. Ответственность за нарушение тру-довой дисциплины (меры дисциплинарного взы-скания, порядок взыскания, иные меры за совер-шение дисциплинарного проступка).
Правил, установленных нанима-телем, может быть шире содержания Типовых пра-вил и включать в себя дополнительные условия. При этом важно знать, что Правила не могут ухуд-шать положение работников по сравнению с зако-нодательством о труде, регулирующим соответст-вующие отношения в социально-трудовой сфере.
Как и все локальные нормативные акты, ПВТР утверждаются и вводятся в действие на основании приказов (распоряжений) руководителя. Это каса-ется и принятия новых редакций ПВТР. В Правилах необходимо закрепить порядок внесения предло-жений: круг полномочных лиц, порядок согласова-ния изменений.
Закрепляя в Правилах права, обязанности и ответственность сторон, руководствуйтесь ТК. Важно знать: ПВТР должны быть вывешены в орга-низации на видном месте.
Должностная или рабочая инструкция
Должностная или рабочая инструкция – локаль-ный нормативный правовой акт, которым нанима-тель утверждает характеристику выполняемой ра-боты (обязанностей) работника.
Вообще должно-стная инструкция разрабатывается под должность (рабочая инструкция соответственно под профес-сию).
Однако если в рамках одной должности есть несколько работников, которые делят общие обя-занности должности между собой неравномерно, то возможно утверждение инструкций с разделением обязанностей по одной должности (профес-сии) для каждого из работников.
Должностная инструкция, как правило, не разрабатывается на руководителя организации и ру-ководителей структурных подразделений.
Конкретные обязанности работника по его профессии, должности, а также отнесение выпол-няемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) определяются рабочей инструкцией, разработанной нанимателем на основе Единого та-рифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуски которого утвержде-ны постановлениями Минтруда и соцзащиты РБ (далее – ЕТКС), – для рабочих и должностной инструкцией, разработанной на основе Единого квалификационного справочника должностей слу-жащих, выпуски которого утверждены постановле-ниями Минтруда и соцзащиты РБ (далее – ЕКСД), – для служащих с учетом организационной структу-ры предприятия, особенностей процессов труда и распределения обязанностей.
Таким образом, должностные (рабочие) инст-рукции утверждаются нанимателем на основании положений ЕТКС и ЕКСД с учетом реального объ-ема трудовых обязанностей, который наниматель планирует поручить работнику.
Штатное расписание
Штатное расписание – локальный нормативный правовой акт, который содержит сгруппированный определенном порядке перечень структурных подразделений организации, должностей служащих и профессий рабочих с указанием количест-ва единиц по каждому их наименованию, тарифных разрядов (кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда) по ЕТС, классов, категорий, размеров должностных окладов (тарифных ставок), надбавок, доплат. Иными словами, в штатном расписании со-держатся сведения обо всех работниках, их месте структуре организации, размере и составляющих их заработной платы. Хотя штатное расписание должно вестись в каждой организации, единой типовой формы в законодательстве не содержится.
Отдельные министерства утверждают примерную или типовую форму штатного расписания для своей отрасли, которую можно взять за основу для разработки собственной. Штатное расписание представляет собой таблицу, в которой есть такие графы:
– наименование структурных подразделений, должностей служащих, профессий рабочих, коли-чество штатных единиц;
– тарифный разряд по ЕТС;
– тарифный коэффициент по ЕТС (кратный размер тарифной ставки 1-го разряда);
– тарифный оклад служащего (тарифная ставка рабочего);
– коэффициент повышения;
– повышение тарифного оклада (тарифной ставки);
– должностной оклад служащего (тарифная ставка рабочего);
– примечание.
Кроме того, в штатном расписании устанавли-вается размер ставки 1-го разряда.
Для удобства работы практикуется дополни-тельно к утвержденному штатному расписанию ведение штатной книги. Она содержит в основном ту же информацию, что и штатное расписание. В штатной книге вводится дополнительная графа, которой приведены фамилии сотрудников. Также штатную книгу можно внести дополнительную информацию.
Например, при наличии штатного расписа-ния, где отображены основные показатели, кото-рые формируют месячный фонд заработной пла-ты, допускается ведение штатной книги, содер-жащей подробное штатное расписание по видам увеличений, коэффициентов и т.д. (приведена методика расчета заработной платы по каждо-му работнику со ссылками на нормативные до-кументы), фамилии работников, их адреса и т.д. Единой формы штатной книги законодательством не установлено.
При составлении штатного расписания необ-ходимо руководствоваться Инструкцией о поряд-ке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержден-ной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60.
Источник: https://www.spok.by/izdaniya/ya-spok/kadrovye-dokumenty-organizatsii_0000000-0
Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда
Нарушение требований охраны труда может стать предметом уголовного преследования, если в результате него потерпевший получил тяжкий вред здоровью или умер.
Нарушение требований охраны труда: характеристика преступления
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности. Она включает в себя комплекс лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, организационно-технических, экономических, правовых, реабилитационных и иных мероприятий (согласно ч. 1 ст. 209 ТК РФ). Их базовая цель – сохранение жизни и здоровья работников.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-33-98.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Действующие в России правила по охране труда обязаны соблюдать все юридические и физические лица в процессе проектирования, строительства и эксплуатации механизмов и машин, разработки техпроцессов, организации производства и пр. Существует также группа специальных правил по охране труда беременных или несовершеннолетних.
Они прописаны в следующих нормативных актах:
- федеральных законах: в частности, основы охраны труда прописаны в ст. 20-231 Трудового кодекса, ст. 21 Основ законодательства РФ об охране здоровья от 1993 года;
- иных нормативно-правовых актах субъектов РФ;
- законах органов местного самоуправления;
- локальных нормативно-правовых актах.
Нарушение техники безопасности и правил охраны труда предусматривает следующие виды ответственности для лиц, которые уполномочены следить за этим:
- дисциплинарное взыскание – оно подразумевает объявление выговора работнику (возможно, с занесением в личное дело);
- материальную – наложение работодателем штрафных санкций на работника;
- административную (по КоАП) – наложение штрафа контролирующими инстанциями;
- уголовную – при наиболее тяжелых нарушениях, имеющих высокую общественную опасность.
Субъект преступления по нормам Уголовного кодекса – специальный. Это лицо, на которое наложены обязанности по соблюдению требований охраны труда.
Такая ответственность может вытекать из закона или подзаконного акта, договорных условий, занимаемой должности и пр. Обычно субъектом данного преступления является специалист по охране труда.
Но также это может быть иное лицо: руководитель организации или работодатель-физлицо.
Если же действия других категорий работников причинили вред здоровью из-за несоблюдения правил охраны труда, то их действия квалифицируются по ст. 109.
Общественная опасность преступления состоит в нарушении конституционного права на безопасный труд (по ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Оно также препятствует внедрению правил государственной политики в области ОТ, приоритету жизни и здоровья работников, закрепленных в 210 ст. Трудового кодекса.
Таким образом, объектом данного преступления являются общественные отношения, которые возникли по вопросам соблюдения безопасности в процессе труда. В качестве дополнительного объекта правонарушения выступает жизнь и здоровье человека.
Состав преступления имеет место, если нарушение требований по охране труда привело:
- к причинению тяжкого вреда здоровью;
- к смерти одного или нескольких лиц.
Если нарушение требований охраны труда привело к причинению тяжкого вреда здоровью, то оно образует состав преступления небольшой тяжести, смерти – средней тяжести. Состав данного преступления материальный. Моментом его завершения является причинение тяжкого вреда или время смерти.
Нарушение правил охраны труда может иметь форму активного действия или бездействия. Ответственность по ст. 143 УК РФ может быть предусмотрена в случае бездействия руководителя компании по созданию специальной службы охраны труда, выделению штатной единицы по охране труда и пр.
Данное преступление не предполагает прямого умысла. Вина правонарушителя имеет форму неосторожности. Если речь идет об умышленном причинении вреда здоровью, то подобные действия квалифицируются по другой статье (Гл. 16 УК РФ).
Объектом преступления (потерпевшим) может выступать только лицо, которое состояло на момент его совершения в официальных трудовых отношениях с виновным.
Ответственность за нарушение требований по охране труда
В Уголовном кодексе выделена отдельная статья, которая предусматривает ответственность за нарушение требований по охране труда. Она прописана в 143 ст. УК РФ.
Статья УК РФ | Квалифицирующий признак | Штраф | Обязательные работы | Принудительные работы | Исправительные работы | Лишение свободы |
143 ч. 1 | Нарушения требований ОТ, повлекшие по неосторожности тяжкий вред здоровью | До 400 тыс. р. или в размере дохода за 18 мес. | От 180 до 240 часов | До 1 года | До 2 лет | До 1 года с лишением права заниматься определенной деятельностью до 1 года или без такового |
143 ч. 2 | Нарушения требований ОТ, повлекшие смерть человека | Не предусмотрено | Не предусмотрено | До 4 лет | Не предусмотрено | До 4 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового |
143 ч. 3 | Нарушения требований ОТ, повлекшие смерть двух и более лиц | Не предусмотрено | Не предусмотрено | До 5 лет | Не предусмотрено | До 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового |
Квалифицирующими признаками преступления является нарушение, повлекшее смерть одного или нескольких лиц.
Если указанные отягчающие обстоятельства в виде тяжкого вреда здоровью или смерти отсутствовали, то должностным и юридическим лицам грозит ответственность по нормам КоАП (ст. 5.27.1).
Разновидности административных правонарушений в области охраны труда и ответственность за них приведены в таблице.
Вид нарушения | Размер штрафа, руб. | |
для должностных лиц | для юрлиц | |
Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение | 5-10 тыс. р. | 60-80 тыс. р. |
Допуск работника без прохождения медосмотра, психиатрических освидетельствований, обучения и проверки знаний работников в области ОТ | 15-25 тыс. р. | 110-130 тыс. р. |
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты | 20-30 тыс. р. | 130-150 тыс. р. |
Нарушение госнормативов охраны труда | 2-5 тыс. р. | 50-80 тыс. р. |
Если нарушения совершены лицом повторно | 30-40 тыс. р. | 100-200 тыс. р. |
Можно видеть, что штрафы за несоблюдение охраны труда сегодня достаточно велики, поэтому работодатель крайне заинтересован в их выполнении. В 2015 году величина штрафов существенно возросла.
Таким образом, нарушение требований по охране труда может грозить уголовной ответственностью, если в результате был нанесен тяжкий вред здоровью, или наступила смерть работника.
Ответственность в данном случае наступает по ст. 143 УК РФ. При не отягченном преступлении правонарушителю может грозить штраф до 400 тыс. р.
и лишение свободы до года, в случае смерти работника – до 4 лет лишения свободы, двух и более лиц – до 5 лет лишения свободы.
Если же последствия несоблюдения правил охраны труда были менее существенными, то к нарушителю могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. Если нарушения выявлены специальной контролирующей вопрос соблюдения безопасности комиссией, то руководитель и должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности в виде крупного штрафа.
Источник: https://dk-kupavna.com/ugolovnaya-otvetstvennost-za-narushenie-trebovaniy-ohrany-truda/
Бухгалтерская работа: кто может ее выполнять и какова ответственност
30.07.11
Формы ведения бухгалтерского учета
Закон о бухучете — основополагающий закон в сфере бухучета. Поэтому не удивительно, что именно день его принятия был определен днем празднования профессионального праздника всех бухгалтеров нашей страны.
Бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием.
Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, которые используют денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 3 Закона о бухучете).
В настоящее время актуальность надлежащего ведения бухгалтерского учета диктуется еще и сближением налогового и бухгалтерского учета согласно нормам НКУ.
Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Также собственник (уполномоченный орган) несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, отражение операций в первичных документах, хранение обработанных документов, регистров и отчетности (ч. 2 и 3 ст.
8 Закона о бухучете).
Однако в нормальной организации бухгалтерской работы на предприятии заинтересован также и сам бухгалтер, поскольку ведение бухучета входит в его трудовые обязанности и к нему могут быть применены меры ответственности за промахи в учете, которые привели к нарушениям действующего законодательства.
Таким образом, качество бухгалтерской работы на предприятии во многом зависит именно от собственника (уполномоченного органа), который выберет оптимальную форму организации бухучета и главное — сумеет подобрать квалифицированных бухгалтеров, а в дальнейшем будет способствовать профессиональному росту своих работников.
Для обеспечения ведения бухгалтерского учета собственник (уполномоченный орган) самостоятельно выбирает одну из форм его организации (табл. 1).
Таблица 1. Формы организации бухгалтерского учета на предприятии
Форма организации бухучета |
Характер отношений |
Ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей |
Введение в штат должности бухгалтера |
Трудовые отношения, регулирует КЗоТ |
Дисциплинарная, материальная, административная, уголовная |
Создание бухгалтерской службы во главе |
||
Пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного в качестве ФЛП |
Гражданско-правовые, регулируют ГКУ и ХКУ |
Гражданско-правовая согласно ГКУ и ХКУ |
Ведение на договорных принципах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой |
Гражданско-правовые, регулируют ГКУ и ХКУ |
Гражданско-правовая согласно ГКУ и ХКУ |
Самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности собственником или руководителем предприятия(1) |
|
Административная, уголовная. Если трудовые отношения — дисциплинарная, материальная, административная, уголовная |
(1) Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться и в бюджетных учреждениях. |
Выбор формы организации бухгалтерского учета обычно зависит от размеров и возможностей предприятия.
Небольшие предприятия зачастую обходятся без дополнительного работника, а учетом занимается руководитель или собственник (при наличии необходимых навыков), или обращаются к предпринимателю либо к услугам аудиторских фирм.
Как совместить директору бухгалтерские функции, читайте в Почте недели «Директор и бухгалтер в одном лице» // «БН», 2011, № 12, с. 46.
Если же объемы деятельности предприятия достаточно высокие, то в штатное расписание вводят еще одну должность — должность бухгалтера, а то и целую группу бухгалтеров во главе с главным бухгалтером.
Если на предприятии бухгалтерскую работу выполняет один человек, то его принимают на должность бухгалтера, а не главного бухгалтера. Это следует из ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете и разъясняется в письмах Минтруда от 30.03.10 г. № 3200/0/14-10/13
Источник: https://buhgalter.com.ua/articles/details/148722/