Каковы последствия для тренера, если ребенок получил травму на соревнованиях?

– Тренер сделал это не специально! Он хотел блага детям. Ну просто немного перестарался, – искренне не понимает, из-за чего сыр-бор, Лилия Терещенко, мама Илюши из 11-й школы Ставрополя. Рядом, сидя на больничной койке, улыбается, болтая забинтованными ножками, ее сын.

Неделю назад шестеро ребят, занимавшихся в школьной секции кикбоксинга, попали в больницу с обморожением ног 1-й и 2-й степени. Педагог на разминке гонял детей босиком по снегу. На дворе трещал 25-градусный мороз.

Ребята провели на улице около 20 минут. На учениках были только шорты, сверху наброшены куртки и надеты шапки. Медики сейчас говорят, что самому нужно быть совершенно «отмороженным», чтобы решиться на подобное «закаливание». Тренер Вадим Хорев (он вместе с учениками тоже бегал босой по снегу) с больничной койки недоумевает: «Как это могло получиться?»

Но самое странное в этой истории по крайней мере для меня: родители пострадавших детей благодушно отказались предъявлять претензии педагогу.

Впрочем, уже могла бы и не удивляться…

КУВЫРОК НАЗАД

Как раз когда пришло сообщение из Ставрополя, я занималась похожей историей, произошедшей в московской школе. На уроке физкультуры во втором классе две девчушки заработали компрессионный перелом позвоночников. Гибкая учительница выполнила кувырок назад. Вслед за ней стала повторять упражнение малышня. Девчонки почувствовали резкую боль…

– Болит… – побежали они жаловаться физкультурнице.

– Не страшно – мышцу потянули, – успокоила она.

«Растяжение» закончилось в палатах Института скорой помощи им. Склифосовского.

Мы узнали о ЧП из звонка потрясенного врача:

– У нас две девочки лежат. Обе покалечились на одном и том же уроке физкультуры. Что там у них за учитель?! Говорю родителям: поднимайте шум, жалуйтесь! Такого физкультурника опасно к детям подпускать. А они ничего делать не хотят!

«ДЕТЕЙ ЗАТРАВЯТ!»

Я решила поговорить с родителями травмированных девочек. Действительно ведь ситуация странная – как можно давать на уроке упражнения, которые приводят к страшным травмам? Может, нужна помощь адвокатов, психологов, может, нужно вмешательство чиновников Департамента образования? Не ноготь сломан – позвоночник! Последствия такой травмы непредсказуемы.

«Комсомолка» год назад писала о смерти восьмиклассника на уроке физкультуры в воронежской школе. Комиссия выяснила – причиной остановки сердца стал перенесенный компрессионный перелом. Нет, дай бог, чтобы у второклассниц не было в будущем проблем со здоровьем.

Но как быть другим детям, которые ходят на урок «опасного педагога»? Хотя бы ради остальных малышей надо поднимать шум!

Но обе мамы не сговариваясь на контакт с редакцией идти отказались.

– Вы сделаете только хуже! – похожими фразами отбивались они от меня. – Нам еще в этой школе учиться. Затравят!

Что же такого страшного-звериного в этой школе, где покалечившихся на уроке детей еще готовы затравить?

Звоню директору школы № 639, где произошло ЧП, Ларисе Ивановне Клюткиной. Разговор вышел вменяемый и ответственный. Она не отбивалась от «настырной прессы», не пыталась перевести стрелки. Да, была трагедия на уроке. Да, школа виновата. Но виноваты и родители – к врачу отвезли девочек только через несколько дней. За это время класс даже съездил на экскурсию в Сергиев Посад…

Учитель физкультуры от переживаний взяла больничный. А потом и вовсе уволилась…

В общем, в школе ЧП разобрали и, как мне показалось, урок усвоили. Никаких признаков обиды Лариса Ивановна не почувствовала. Напротив, было неподдельное переживание за девочек.

ПРОМОЛЧИ!

«Нам еще здесь учиться…» Кто не слышал эту жуткую по своей сути фразу?

«Нам еще здесь учиться…» Значит, нельзя конфликтовать с учителем, даже если он не прав. Если незаслуженно ставит ребенку плохие оценки. Если, невзлюбив ученика, отпускает обидные замечания. Если вынуждает брать платные дополнительные занятия…

И дело не только в ЧП на уроках физкультуры. Просто они более явные – вот травма, вот ее последствия… Травмы психологические, которые случаются на других уроках, могут привести к не менее трагическим (хотя, может, и не таким явным) последствиям для детской души.

«Нам еще здесь учиться…» Почему же папы и мамы так боятся школы? Почему считают, что лучше не высовываться, иначе затравят? Опыт собственного школьного детства подсказывает такой метод поведения? Или знание жизни?

– Родители действительно стараются не выносить скандалы за пределы школы, боясь худшего для ребенка, – говорит психолог «Школы для мам и пап» Ольга Годлевская. – Я их понимаю. У самой была похожая ситуация. Бороться с упертыми учителями, считавшими, что у них в учебном заведении все хорошо, уже не было сил. Поменяли школу.

Сколько раз приходилось наблюдать, как успешные, уважаемые, состоявшиеся в жизни люди – на своей работе большие начальники, умеющие вмиг разрулить сложные ситуации, – в школе своего ребенка вдруг начинали двигаться на полусогнутых, краснеть, опускать глаза и говорить виноватым тоном. Просто автоматически, по привычке, по школьной собственной памяти…

Почему? Что такого в нас сидит? Что мы уже чуть ли не на генетическом уровне передаем детям?

Психологи утверждают: педагог – особая профессия, она зачастую приводит к особым деформациям психики. из них – неумение слушать других. Учитель по определению уже знает ответ, даже если вы еще не начали отвечать. И не обязательно это ответ по предмету.

Причем опасение, что учителю не докажешь его неправоту, что за строптивость родителей он потом плохими оценками отыграется на ребенке, срабатывает даже тогда, когда школа готова на диалог. Готова – признаем, что это, увы, редкий случай, – к сотрудничеству.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Прикольнулись

…Недавно встретила на улице первоклассника – сына моей знакомой. Спрашиваю: интересно учиться? Он взахлеб рассказывает, как «прикольнулись» на уроке физкультуры.

Учитель дал задание на пятерку – подтянуться на перекладине и провисеть так 30 секунд. Ученик-отличник поднатужился и повис. Шальной сверстник с воплем «Петух!» подбежал и стянул с него шорты вместе с трусами. В ужасе мальчонка бросил перекладину, пытаясь поймать штаны, и рухнул на стоящий под ним стул.

– Все ржали, даже Евгень Михалыч…

А у меня удушливый ком подкатился к горлу.

– А если б с тобой так?

– Я бы повесился, – отрезал ребенок.

Вместо пятерки отличник получил сломанную челюсть, сотрясение мозга, трещину лодыжки и тяжелейшее психическое потрясение.

…Почему под ребенком оказался стул, когда по технике безопасности физрук должен был сам подсадить ребенка на перекладину и страховать? Почему, вместо того чтобы угомонить оголтелых малолеток, он стоял и скалился вместе со всеми, пока не понял, что дело дрянь?

Я поинтересовалась у приятельницы: чем закончилась история? Мальчик поправился, и родители перевели его в другую школу. Куда – никто не знает. Шума в школе они не поднимали. По-тихому ушли, чтобы история не дошла до нового класса – «задразнят».

Весельчак-физрук продолжает преподавать…

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Что делать, если школьник получил травму на уроке или на перемене?

Пока ваше чадо находится в пределах школы, за его жизнь и здоровье отвечают те работники, которые с ним занимаются в данный момент. На уроке – это учитель, на перемене – дежурный педагог. Общую ответственность за всех учащихся несет директор школы. Так прописано в законе «Об образовании».

– В случае ЧП в первую очередь необходимо написать письменное заявление на имя директора школы с просьбой провести служебное расследование несчастного случая, – говорит адвокат Сергей Ферзев. – Потребовать акт, что ЧП зафиксировано.

Если же вы просто побеседуете с директором, то такая беседа никаких юридических последствий для школьной администрации по закону не имеет. И еще: нужно обязательно взять справку об увечье в травмпункте.

Если ребенок получил травму на уроке физкультуры, надо выяснить: не была ли установлена ученику чрезмерная нагрузка, находился ли рядом с ним преподаватель, был ли исправен и соответствовал ли нормам безопасности спортивный инвентарь? Соблюдалась ли техника безопасности?

В случае, если школа «не заметила» травмы ученика и никак не отреагировала на несчастный случай, родители, после того как будет зафиксирована травма, вправе подать иск в суд в интересах ребенка с требованием о возмещении материального и морального вреда. Но в этом случае они должны доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины. Например, он сам полез по канату и прыгнул вниз, хотя учитель его пытался удержать.

Другой вопрос: прежде чем затевать конфликт, родитель должен постараться проанализировать сложившуюся ситуацию, выслушать не только свое дитя, но и педагога.

Кстати, в Ставрополе, несмотря на благодушное отношение родителей к школьному тренеру, отморозившему ученикам ноги, прокуратура возбудила дело по признакам статьи «умышленное причинение вреда здоровью». Наказание по ней – до года исправительных работ.

А как думаете вы? Давайте это обсудим

Источник: //www.kp.by/daily/24435/602072/

Травма у ребенка на тренировке: кто ответит?

«Мой ребенок (10 лет) на тренировке по греко-римской борьбе в схватке с соперником под наблюдением тренера получил серьезную травму локтевого сустава со смещением. Была проведена операция, вставлены три спицы, наложен гипс. Всё очень серьезно».

«Вчера младший на тренировке сломал руку. И это не просто типичный перелом нижней трети лучевой кости – это перелом локтевого сустава со смещением. Получилось так, что тренер отвлекся на страхование детей от несчастного случая, ковырялся в бумагах, а мой почему-то боролся с большим мальчиком».

Описаний подобных случаев на родительских форумах в тематических сообществах в соцсетях можно найти сотни. Дети, особенно младшие школьники, часто получают на спортивных тренировках серьезные травмы. И речь не только о боксе или борьбе.

Маленькие спортсмены уезжают в больницу с занятий по хоккею, футболу, конному спорту, художественной гимнастике и даже с танцев. Родители переживают подобные происшествия всегда достаточно тяжело.

А вот руководители секций и спортивных школ реагируют по-разному: кто-то не отходит от выздоравливающего ребенка, а кто-то отмахивается, говоря, что это не его дело, и просто не идет на контакт.

Некоторые педагоги даже целенаправленно распространяют в соцсетях утверждение о том, что тренеры, инструкторы и сотрудники ДЮСШ якобы не несут никакой ответственности за здоровье своих воспитанников. Так ли это? Что входит в зону ответственности тренера, и что еще полезно знать родителям о спортивной секции, прежде чем записать в нее ребенка?

Ответственность родителей

Стоит подчеркнуть, что практически любой вид спорта, кроме, разве что, шахмат, в большей или меньшей степени травмоопасен, так как по определению связан с большими физическими нагрузками.

Существует несколько рейтингов травмоопасности, составленных медиками и физиологами. Эти списки отличаются в деталях, но практически в каждом из них есть: хоккей, футбол, бокс, лыжи, мотоспорт, скалолазание.

Некоторыми из этих видов спорта ребенку до 10–12 лет, в принципе, не разрешат заниматься. Относительно других вы должны принять ответственное решение сами.

Отдавая своего наследника в футбольную или хоккейную секцию, вы должны осознавать, что те или иные травмы будут практически неизбежны, и это будет вашей личной ответственностью.

Что говорит закон

Существует ряд юридических моментов, осознать которые важно и родителям, и тренеру: это позволит максимально снизить риск травматизма и предотвратить неприятные последствия, если избежать травмы все-таки не удастся.

Далеко не все аспекты занятий детей спортом охвачены профильными нормативно-правовыми актами, однако богатая юридическая практика позволяет найти ответы на любые вопросы, которые могут у вас возникнуть по теме спортивных секций для детей, если не в законе «О физической культуре и спорте», то в законе «Об образовании» и кодексах РФ.

Для начала нужно отчетливо понимать, кому вы доверяете своего ребенка. В интернете даже на юридических формах иногда можно встретить мнение, что для организации спортивных секций не нужно получать лицензию.

Однако в Федеральном законе «Об образовании» черным по белому написано, что лицензия не нужна только тренеру – индивидуальному предпринимателю, работающему самостоятельно (статья 91).

Если у ИП есть наемные работники или секция создана юридическим лицом, лицензию в органах образования нужно получать обязательно.

Согласно статье 46 того же закона, у любого педагога (в том числе и у спортивного) должно быть профильное высшее либо среднее профессиональное образование.

Не могут быть тренерами или инструкторами лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью (в связи с состоянием здоровья или судимостью).

Набирая детей на занятия в спортивную секцию, ее организатор обязан уведомлять родителей будущих воспитанников о своей квалификации и юридическом статусе.

Место проведения тренировок должно соответствовать нормам противопожарной, санитарно-эпидемиологической, техногенной безопасности, требованиям охраны труда. Речь идет о состоянии пола, потолка, стен и коммуникаций, качестве отделочных материалов, наличии посторонних предметов, здоровье сотрудников, исправности спортивных снарядов и т. п.

Ответственность тренера

Немало мифов ходит в интернете и относительно того, что тренер или инструктор, в отличие от школьного учителя, якобы не несет никакой ответственности за жизнь и здоровье детей. Это, естественно, не так.

В случае возникновения чрезвычайного происшествия, в результате которого ребенок получил травму, правоохранительные и контролирующие органы должны разобраться, при каких обстоятельствах это произошло.

Практика показывает, что, в случае если тренер или руководитель секции тщательно соблюдал все требования техники безопасности и несчастье произошло из-за обстоятельств непреодолимой (со стороны тренера) силы, правоохранительные органы, как правило, не возбуждают уголовное дело и признают случившееся несчастным случаем.

Однако если тренер, инструктор или организатор занятий нарушали требования законодательства РФ или техники безопасности, то против них с большой долей вероятности может быть возбуждено уголовное дело по статье 239 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

Кроме того, у родителей после получения ребенком травмы есть возможность обратиться в суд в гражданском порядке. Если сам факт вреда здоровья подтвержден документально (например, справкой из травмпункта), то суд, как правило, становится на сторону ребенка и его родителей.

Страховка или расписка?

Чтобы избежать спорных ситуаций, спортивные федерации, ассоциации и секции прибегают сегодня к практике обязательного страхования маленьких спортсменов. Эта мера обычно работает, и затраты, связанные с лечением ребенка, получившего травму на тренировке, как правило, погашаются в полном объеме.

А вот расписки родителей о том, что они предупреждены о возможном вреде здоровью ребенка в ходе тренировки, никакой особой юридической силы не имеют. Они не избавляют тренера от обязанности наблюдать за самочувствием детей на занятии, обеспечивать ремонт потолка и пола в спортивном зале и совершать другие надлежащие шаги с целью свести к минимуму потенциальный травматизм.

Иногда родители из уважения к тренеру отказываются комментировать в лечебном учреждении обстоятельства, при которых ребенок получил травму.

Это ошибка! Дело в том, что законодательство обязывает врачей сообщать обо всех подобных происшествиях в полицию.

Если родитель внятно не объяснит медику, откуда у ребенка появился вывих или растяжение, то на следующий день вопросы ему будут задавать не врачи, а сотрудники полиции и служб по делам несовершеннолетних. Стоит ли доводить до этого?

Сарафанное радио и здравый смысл

Прежде чем отдать ребенка на занятия в какую-то секцию, родителям стоит почитать отзывы о ней в интернете, поговорить со знакомыми, лично посмотреть зал и поприсутствовать на первом занятии, пообщаться с тренером и задать ему все вопросы, которые они посчитают нужным. Если сразу сложилось не очень хорошее впечатление, то рисковать не нужно.

Когда ребенок уже занимается, обращайте снимание, как тренер выстраивает уроки, какое поведение учеников поощряет, что разрешает, а что нет. Весьма опасной тенденцией является, когда тренер просто «отрабатывает» свою программу, не уделяя внимания воспитательной составляющей педагогического процесса.

Либо когда бросает на самотек вопросы межличностных отношений детей, устраняясь в случае конфликтов и оставляя за детьми право разбираться самим. Баловство и потасовки в месте, где хранится спортивный инвентарь и стоят спортивные снаряды, могут привести не только к обычной травме, но и к более тяжелым последствиям.

С тренерами и инструкторами, допускающими это, лучше расставаться без сожаления.

Соблюдение таких простых мер предосторожности позволяет предотвратить до 90 % неприятностей, потенциально угрожающих вашему ребенку.

Олег Полевой

Источник: //www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/travma_u_rebenka_na_trenirovke_kto_otvetit/

Затрещина для чемпиона

— Хотелось бы разобраться и решить вопрос цивилизованно и демократично, как в приличном обществе… — так, почти жалобно, заявил цель своего визита мой клиент, весьма импозантный мужчина лет сорока с небольшим. — Вы ведь мне поможете?

Разузнав побольше о ситуации, я отнюдь не преисполнилась радужных надежд по поводу своих возможностей в данном случае. Скорее наоборот.

Во-первых, в деле участвует слишком много людей, которых я никогда не увижу и не смогу узнать их точку зрения — что и как произошло на самом деле, каковы причины иследствия.

Во-вторых, ситуация связана не столько с темой возрастной психологии, в которой я худо-бедно разбираюсь, сколько с темой гражданского общества, в которой я разбираюсь весьма слабо. А моему клиенту хочется действовать непременно цивилизованно, в соответствии с лучшими демократическими традициями.

Он знает, что я пишу на сайте «Сноб» и что среди участников проектаесть люди, не понаслышке знакомые с западной системой образования.

С его согласия я рассказываю вам эту историю и надеюсь на советы читателей

Итак. Частная, относительно молодая, довольно дорогая школа. Возможен полный пансион. Коллектив детей собрался пестрый, разновозрастный и непростой. Это понятно: кто может, отдает детей в муниципальные школы, традиционно считающиеся в городе хорошими.

В российские частные школы, особенно молодые, особенно с пансионом, как правило, попадают дети, у которых где-то что-то с образованием уже не сложилось. Иногда — не по одному разу.

Ну или у семьи какие-то особые соображения по поводу обучения чада, что на ребенке, конечно же, тоже отражается.

Помимо разных дополнительных образовательных услуг в школе есть занятия весьма специфическим спортом, которые организовал и ведет молодой воспитатель, увлеченный этим видом спорта и сам неплохой спортсмен (назовем его Владиславом).

Педагогические достижения Владислава заключаются в том, что буквально за несколько месяцев он создал из числа детей школы команду и натренировал их так, что они уверенно победили в городских соревнованиях по этому виду спорта и весьма достойно выступили на соревнованиях международных.

Директору школы это очень-очень понравилось, детям и родителям тоже: мы лучшие, ура-ура, у детей поднимается самооценка, они бросают курить, пить энергетики и играть целыми днями в компьютерные игры, занимаются спортом и улучшают свое здоровье, у школы — престиж, есть что предъявить в качестве рекламы.

Дисциплина в школе в среднем стала лучше, директор чувствует «надежное плечо» нового сотрудника.

Некоторые педагоги замечают, что методы, которыми наш спортсмен тренирует своих подопечных, не очень демократические. «Демократии в природе не существует в принципе, — благодушно отшучивается фаворит директора. — А спорт — он все же, как ни крути, близок к природе».

Некоторые дети нового воспитателя тоже откровенно не любят. С ними ожесточенно спорят другие. «Подумаешь, не разрешает все время в интернете сидеть! — говорят сторонники Владислава.

— А тем, кого поймал с сигаретами, выдает по нераспечатанной пачке, оставляет на веранде, а потом требует хабарики по счету предъявить… Так это даже полезно: и-нет всех дебилами делает, и сами считайте — уже трое у нас после таких упражнений вообще курить бросили…»

В общем, кто-то за, кто-то против. И вдруг разгорелся ужасный скандал.

Один из старших школьников обвинил Владислава в том, что во время тренировок он бьет юных спортсменов.

И, весьма квалифицированно ссылаясь на права ребенка, неприкосновенность личности и прочие международные протоколы, потребовал расследования и публичных извинений.

Пикантность ситуации заключалась в том, что лично обвинителя (назовем его Сашей) Владислав пальцем не тронул. Вступился же он за честь одноклассника — лидера тех самых соревнований, который сам никаких жалоб не предъявлял.

Вызванный на ковер к директору Владислав моментально во всем признался: да, действительно, пару затрещин отвесил, но оно было очень за дело, да вы сами у него спросите.

— Все нормально, — угрюмо пробормотал юный чемпион (пусть он будет Васей).

— Да скажи ты ему! Ты же человек! Нельзя же вот так позволять себя опускать! — завопил Саша.

— Да вы понимаете, чем эти ваши разборки могут кончиться для школы?! — воздел руки директор.

— Посмотрим, — философски пожал плечами Владислав. — А пока во избежание отстраняю обоих от тренировок.

— Но ведь соревнования на носу! — взвыл Вася (очень сложный на самом деле юноша, которого отдали в эту школу после подозрений в употреблении наркотиков. Все видели, что спортивные победы буквально преобразили его).

— Учись выбирать заступников, — жестко отреагировал Владислав.

— Я тебя не просил! — едва ли не с кулаками бросился на Сашу Вася.

* * *

С тех пор жизнь в школе бурлит, как котел с кашей. Дети и родители разделились на два лагеря.

Одни вопрошают: вы знаете, какие тут дети? Они ангелы, что ли? Вас самих никогда не доводили? Воспитатель наши же ошибки исправляет, отвлекает от плохого, приучает к хорошему, и спасибо ему! Другие заявляют, что в цивилизованном обществе рукоприкладство (особенно взрослого к ребенку!) категорически недопустимо и воспитателя надо немедленно уволить. Если нет, мы уходим из этой школы. Зачинщик Саша, как ни странно, из школы уходить не хочет, но по-прежнему требует, чтобы Владислав публично извинился перед Васей. Вася, отлученный от любимого спорта, перестал разговаривать вообще и явно вот-вот пустится во все тяжкие. Владислав продолжает выполнять свои обязанности воспитателя плюс тренировать юных спортсменов, успешно готовя их к следующим международным соревнованиям. Готов вернуть Васю (но не Сашу) в секцию в случае благоприятного окончания всех разборок.

Директор школы (как вы, наверное, уже поняли, именно он ко мне и обратился) в полной панике и не видит никакого благополучного выхода из ситуации. Как говорится, «оба хуже». Никто из участников событий к психологу идти категорически не хочет, все требуют немедленных действий.

Директору нужен конкретный совет: что делать? — а у меня его нет, о чем я ему честно сказала. И вот, прошу «помощи зала». Вдруг в коллективном снобском разуме родится что-то дельное? Ведь на кону судьба если не школы в целом, то по крайней мере двух-трех молодых людей.

Источник: //snob.ru/selected/entry/58330

Расписка родителей за ребенка

Добрый вечер. Я — классный руководитель 11-го класса. Приближается Выпускной бал.

Родители наших одиннадцатых классов проводят выпускной вечер в одном из ресторанов соседнего города, на нас, классных руководителей, возлагают ответственность за жизнь и здоровье детей на время мероприятия.

Правомочно ли это. Аттестаты выпускникам вручат 22 июня, выпускной состоится 28 июня, мы уже будем в очередных отпусках. Спасибо.

За безопасность детей во время торжественной части отвечает школа. Если потом класс идет в ресторан, родители должны написать расписку, что берут

ответственность на себя. Не дай Бог, что-то случится!! Я двумя руками за сладкий стол, чтобы дети могли перекусить, но выпускной не превращался в ресторанное шоу с приключениями.

Как пишется расписка от родителей?

Ответственные и любящие родители, в процессе воспитания попробуют донести до своего малыша, что он несет ответственность за поступки. Впрочем, зачастую груз процесса, сбрасывается родителями на работников ОУ, тренеров или того интереснее – на самого ребенка.

А так как в конвенции о правах ребёнка заявлено, что за воспитательное образование ребёнка ведущую обязанность несут его родители, их наиважнейшей целью обязаны быть его интересы. В случае, когда родители не хотят исполнять, как положено свои обязательства, то несут юридическую ответственность.

Особенности регулирования отношений между родителями и детьми

В последнее время, в связи с ужесточением контроля над соблюдением прав, не достигших совершеннолетия, детей, некоторые ОУ ввели в практику использование официально оформленных документов для регулирования отношений между родителями и ОУ. Образовательные и воспитательные учреждения имеют право регулировать отношения с родителями, для разделения ответственности в процессе воспитания.

Для этого ОУ используют такой документ, как родительская расписка. Расписка, как правило, применяется при необходимости обозначить что-то конкретное. Или это документ, свидетельствующий о том, что какое-то конкретное лицо берет на себя какие-то обязательства. Расписку составляют от первого лица.

Когда требуется предоставление расписки от родителей?

Как таковой, формально закреплённой формы, нет. Имеются некоторые требования: наличие названия и адреса ОУ, фамилия, имя, отчество руководителя ОУ (или лица, назначенного им ответственным); собственно сам предмет (тема) документа; фамилия, имя, отчество родителей (опекунов, законных представителей, лиц, назначенных ответственными).

В каких случаях ОУ может настаивать на получении этого документа? Рассмотрим варианты:

  • При поступлении малыша в воспитательное или образовательное учреждение родители дают расписку о персональной ответственности (если это предусмотрено уставом школы)Безопасность, поведение и поступки ребенка во внеурочное время, при условии, что ребенку разрешено добираться домой от школы самостоятельно. Ответственность родителей или их представителей за безопасность, поведение и поступки ребенка при условии, что родители или их представители будут встречать и сопровождать ребенка во внеурочное время. В такой расписке, кроме уже указанных выше сведений, родители извещают администрацию УО, о своем разрешении добираться до дома ребенку без сопровождения, и полностью принимают на себя всю ответственность за его поведение и поступки во внеурочное время. Или ставят в известность о том, что ученика будут встречать или сами законные представители, или лицо, назначенное ими с указанием данных из документа, удостоверяющего личность встречающего.
  • Воспитательный процесс не заканчивается получением образования, ребенок в процессе обучения занимается в кружках по интересам, спортивных секциях, посещает экскурсии и культурные и оздоровительные мероприятия. Это могут быть поездки на соревнования, олимпиады, экскурсии и другие мероприятия. На время таких поездок родители обязаны давать разрешение.
    В нём указывается, что законные представители не возражают против участия школьника в спортивных соревнованиях, олимпиаде, экскурсии и т.д. и принимают на себя все обязанности по обеспечению безопасности ребенка, и не будут иметь никаких материальных и моральных претензий к организаторам мероприятия.
  • Так же возникают ситуации, когда ОУ на собственные средства или на средства, выделенные бюджетом, приобретает дорогостоящее оборудование, технику, материалы (например: компьютеры, оборудование и химикаты в кабинеты химии и физики, дорогостоящие книги в библиотеку и /или, спортивный инвентарь, форма и т.д.). Вот тогда, для полной уверенности в сохранности школьных активов, ОУ может обязать родителей написать расписку об ответственности и возмещении, в случае порчи их ребенком какого либо школьного имущества.
  • Наконец в обучающем процессе наступает период, когда полное/начальное среднее образование получено, и во всех ОУ проходят выпускные балы. За празднования по случаю вручения документа об образовании, несет ответственность ОУ и, обычно, проводится совместно с местной администрацией. Во время этих празднований ответственность за их содержание, жизнь и здоровье и поведение участников несет администрация школы.
  • По окончании торжественной части, руководство ОУ и преподаватели, уже не отвечают, в юридическом аспекте, за не достигших совершеннолетия выпускников.

    После выхода приказа об отчислении, обе стороны образовательного процесса (преподаватели, выпускники школы и их родители (законные представители), уже не состоят в образовательных отношениях.

    Но если выпускной проходит непосредственно в ОУ, то ответственность за жизнь и здоровье детей, будет полностью лежать на директоре, или на лице, назначенном руководителем ответственным за обеспечение безопасности выпускного вечера, работнике ОУ.

    Как и в предыдущем случае, родители проходят инструктаж и дают расписку о принятии полной ответственности за здоровье и поведение ребенка после завершения торжественной части.

    В этом случае расписка должна содержать полный перечень обязательств, которые родители должны соблюдать, и так же ранее указанные сведения о них и/или их представителей, в том случае, когда выпускной проводится в УО, руководство школы назначает ответственных за обеспечение безопасности выпускников и выпускает приказ, где прописывается вся надлежащая информация.

    Требования к составлению документа

    • ФИО ребенка;
    • Подпись родителя.
    • При этом в документе стоит указать, что родитель осознает всю риск и опасность мероприятия. И всю ответственность за наступление негативных событий во время проведения мероприятия и по дороге на него он берет на себя. И что не собирается предъявлять никаких материальных претензий по поводу здоровья и материальных ценностей ребенка.Примерный образец:Расписка от родителей.(разрешается как заполнение готовой формы, так и написание от руки)Я, такой-то, прописанный (ая) по адресу, номер для связи, будучи законным родителем (опекуном, представителем) сына (дочери), подтверждаю, что несу самостоятельно полную ответственность за принятое решение, разрешив своему сыну (дочери) участвовать в соревнованиях, которые состоятся «____»____________20___г. (место проведения), дата проведения: «____»______________20___г.).Жизнь и здоровье моего ребенка на момент поездки доверяю (Фамилия, Имя, Отчество).В полной мере, без каких либо исключений, сознаю все предполагаемые возможности и риск здоровью, в процессе прохождения соревнований (олимпиады, экскурсии) и по дороге к месту прохождения соревнований (олимпиады, экскурсии).Не имею намерения предъявлять какие-либо материальные претензии к оргкомитету по поводу состояния здоровья моего ребенка, а также испорченных или утерянных во время соревнований личных вещей, оборудования, или иных предметов, необходимых для участия в данном мероприятии.Позволяю моему сыну (дочери) участие в соревновании (олимпиаде, экскурсии и т.д.).«_____» ________ 20___ г. по теме:

      Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

    Источник: //vmalevany.ru/raspiska-roditelej-za-rebenka/

    Защищаем права ребенка в школе

    Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

    Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

    Гендерное равенство

    Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

    Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

    Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

    Что делать?

    Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

    Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

    Школа и религия

    Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

    Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

    Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

    В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

    Что делать?

    Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

    Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

    В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

    Уважение чести и достоинства школьника

    Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

    Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

    Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

     Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

    Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

    Что делать?

    Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

    В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

    Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

     Право на охрану здоровья

    Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

    Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

    Что делать?

     Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

    Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

    Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

    Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

    Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

    Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

    Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

    Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

    Что делать?

    Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

    Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

    Общественно полезный труд

    «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

    Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

    Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

    Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

    Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

    Что делать?

    Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

    Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

    Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

    Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

    Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

    Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

    Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

    Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

    Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

    Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

    Право на образование

    Все граждане России имеют конституционное право на образование.

    Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

    Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

    Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

    Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

    Что делать?

    Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

    //www.youtube.com/watch?v=theXSDprwuU

    Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

    Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

    Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

    При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

    Защищаем права ребенка в школе

    Источник: //eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/