Распространенная ситуация из жизни: собственник земельного участка (имеет оформленное в соответствии с законодательством право собственности на данный участок) решил очистить его от деревьев, растущих на нем. Данный участок не связан никакими обременениями, аресты отсутствуют, предметом залога и т.п. участок не является.
Участок не принадлежит в категории селитебных, парковых, охраняемых (водо-охранных и др.), заповедных и иных аналогичных зон. Участок предназначен для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), на нем имеется жилой дом и, быть может, иные, разрешенные законом, строения.
Деревья, находящиеся на участке, не относятся к категории реликтовых, особо ценных пород.
Может ли при таких обстоятельствах собственник участка (единолично или воспользовавшись услугами сторонних лиц) ликвидировать все или часть деревьев, растущих на нем? Грубо говоря, имеет ли он право, как хозяин участка и всего того, что на нем находится, спилить эти деревья?
Для дилетанта в современном российском «праве» (в т.ч. для рядового кабинетного юриста) данный вопрос может показаться банальным и даже смешным. Ну, какой, мол, разговор, на то и собственник участка, чтобы распоряжаться им и всем тем, что на нем находится, по своему усмотрению, если это не противоречит закону, в частности, интересам третьих лиц.
Юристы-ученые (имеющие дипломы о высшем юридическом образовании, а то и являющиеся авторами публикаций, диссертаций, свидетельствующих о высоком уровне их теоретической квалификации), особенно, далекие от практики, могут начать научные рассуждения о том, как ДОЛЖНО быть в данном случае. Однако, не все так уж просто.
Отправной точкой рассуждений с целью ответить на данный вопрос является тот факт, что в России действует РОССИЙСКОЕ ПРАВО. А оно, это «право», является достаточно особенным и, местами, даже оригинальным. Правда, пресловутая «оригинальность» смотрится хорошо лишь в том случае, пока она не задела кого-нибудь лично.
А тот, кого затронет сия оригинальность на практике, имеет, в 99,9% случаев, совершенно иное мнение. Теория – это одно. А вот то, что предлагает практика, в том числе и судебная, вообще говоря, – другое. Но, попробуем разобраться.
Необходимость в сносе (рубке) деревьев может возникнуть по целому ряду причин.
Например, перед окном жилого дома на участке выросло дерево. Пока оно было маленькое, хозяин не обращал на него внимание. В его тени играли дети, на ветвях сидели птицы, от него веяло прохладой. Но вот, пролетели годы. А деревья, как и дети, растут быстро.
Не успеешь оглянуться – вроде только-только ребенок научился говорить «мама», только научился оправляться на горшок… – а вот он уже и школу закончил и, того и гляди, сам будет такого же, как он, приучать к горшку, учить говорить это сладкое слово «мама».
Так и деревья. Вот, вроде недавно был малюсенький ствол, еле-еле пробивались побеги через почву. Вроде недавно его высота составляла от силы метр – полтора. И вдруг – вот Вам – оно уже стоит огромное, могучее, диаметром от полуметра и даже более. Все бы ничего, но та тень, которую оно создавало раньше, теперь уже начинает мешать.
И вот то листья сыплются с верху, то ветками оно задевает по крыше дома, то отломавшаяся ветка (а то и ветвь), ринувшись вниз, громит все, что попадается на ее пути: крышу дома, забор, грядки. Ладно, если повезет и никого не окажется в этот момент рядом. Хотя, бывает, когда и не везет. Но, не будем об этом.
Или же собственник участка наметил сделать пристрой к дому, или решил сделать, скажем, футбольное поле, ну, мало ли что еще. В любом случае, как бы ни жалко было это дерево, но приходится его спиливать. Насколько технически тяжела эта работа, обсуждать опять-таки не будем.
Ибо, кто этим занимался хоть раз, тому никакие комментарии не нужны. Ну, а те, кто привык по жизни заниматься пустой болтовней, все равно не поймут (ну, что, мол, тут такого сложного – подумаешь – вызвал бригаду и уберут они это дерево). Поэтому обсуждать технические моменты также не будем.
Ибо есть еще, быть может, более существенное: юридический аспект а именно, коллизия правомочности, возникающая при сносе такого дерева.
Итак, что же может сказать здесь рядовой юрист? Не утруждайтесь, мол, ст. 209 ГК РФ Вам в помощь. В ней, в этой статье, сказано: Статья 209. права собственности 1.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, …
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Т.е. смысл этой статья очевиден: собственник земельного участка может пользоваться своей землей, а также природными ресурсами по своему усмотрению в том и только в том случае, если это не противоречит закону и интересам других лиц.
В силу п. 2 ст. 261 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Но законодательство РФ состоит не только из одного гражданского кодекса.
Есть множество других кодексов, федеральных законов. А также, есть еще и региональные, местные нормативно-правовые акты.
Есть, к примеру, Лесной кодекс (ЛК РФ). И вот что там сказано: Статья 16. Рубки лесных насаждений 1.
Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. 2. Для заготовки древесины, если иное не установлено настоящим Кодексом, допускается осуществление рубок:
3.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно ст. 3 ЛК РФ, лесной кодекс регулирует лесные отношения. Ст. 5 ЛК РФ называется «Понятие леса»: это экологическая система и природный ресурс. Не будем останавливаться на том, что данная статья никоим образом не раскрывает суть понятия «лес».
В самом деле, скажем, озеро – это тоже экологическая система и природный ресурс. Впрочем, многим тем, кто живет в РФ, подобные «нюансы» законодательства знакомы. Когда, вроде бы, есть правовая норма, но она АБСОЛЮТНО ничего раскрывает. Потому, что придумана наспех, по недомыслию.
Или же, напротив, специально для того, чтобы больше было судебных заседаний, прений и толкований (в том числе и неверных).
Как следует из преамбулы ЛК РФ, лесные отношения регулируются с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Очевидно, что это не юридическое, а биологическое представление о лесе. К тому же, эта совокупность регулируется не только лесным, но еще и иными отраслями законодательств.
Что же, знакомо. Но, пойдем дальше.
В ст. 6 ЛК РФ устанавливается, что леса могут располагаться на землях лесного фонда и землях иных категорий. Согласно ст.
7 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), существуют, в частности, земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения, а также земли населенных пунктов.
А это означает, данная статья допускает возможность нахождения лесов на земельных участках ИЖС, входящих в состав населенных пунктов.
Согласно ст. 8 ЛК РФ, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством, в частности, на основе ст. 15 ЗК РФ «Собственность на землю граждан и юридических лиц».
Тем самым, лес, растущий на участке ИЖС, является частной собственностью и принадлежит собственнику этого участка.
Согласно ст. 6 ЛК РФ, использование лесов производится в соответствии с целевым назначением земельного участка, на котором они располагаются.
Стало быть, использование леса (деревьев), расположенных на участке ИЖС, должно осуществляться в соответствии назначением этого участка, т.е. для ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.
Можно ли, к примеру, использовать дерево, растущее на таком участке, для строительства индивидуального жилого дома? Судя по букве ст. 6 ЛК РФ, вроде бы, можно.
Но, пойдем далее. Ст. 7 ЛК РФ определяет, что такое лесной участок. Лесной участок должен иметь площадь, границы, реестровый номер. Это такой земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Резонный вопрос: может ли лесной участок располагаться на земельном участке ИЖС?
В свою очередь, ст. 67 ЛК РФ устанавливает общие положения о проведении лесоустройства, которое проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ. Однако, в ст.
23 нет оговорки про земли, отведенные под ИЖС. В этой связи в ней упоминаются разве что земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Однако, в соответствии со ст. 8 ЛК РФ, ст.
15 ЗК РФ деревья, растущие на участке ИЖС, не являются городским лесом (тем более, если такой участок расположен за городом, ибо загородный лес не является городским). Следовательно, лесоустройство на землях ИЖС лесным кодексом не регламентируется.
То же касается и ст. 69, 92 ЛК РФ. Там тоже отсутствуют признаки, по которым деревья, находящиеся на участке ИЖС, можно было бы характеризовать как находящиеся на лесном участке.
Итак, ЛК РФ не содержит оснований считать часть участка ИЖС с растущими на ней деревьями в качестве лесного участка. Так как участок ИЖС не подпадает под «иные категории земель» (в порядке ст.
6 ЛК РФ) и не может считаться в части или полностью лесным участком. Лесным фондом он тем более не является.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 6 ЛК РФ, на землях ИЖС может располагаться лес.
В соответствии со ст. 10 ЛК РФ, леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 – 109 ЛК РФ. Тем самым, лес, расположенный на землях ИЖС, может быть отнесен (только) к защитному лесу. Однако, в ст. 102-109 ЛК РФ отсутствует категория защитных лесов, которая соответствовала бы землям ИЖС.
Тем самым, имеется возможность отнесения леса, произрастающего на участке ИЖС, к защитному, но конкретная категория, к которой можно было бы отнести такой лес, отсутствует.
Источник: //www.dissertacii-diplom-ufa.ru/informacija/derevo/srubit-1.html
Содержание
Лесные участки
Перейти к следующей статье
Что такое лесной участок установлено в одноименной Статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) от 04.12.2006 № 200-ФЗ.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями: 67 («Общие положения о проведении лесоустройства»), 69 («Проектирование лесных участков») и 92 («Государственный кадастровый учет лесных участков») ЛК РФ.
Лесной участок ─ это не только участок лесного фонда. Лесоустройство проводится как на его землях, так и на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий.
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ) к землям лесного фонда наряду с лесными относятся нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. К лесным принадлежат земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, ─ вырубки, гари, редины, прогалины и др. К числу нелесных земель ─ просеки, дороги, болота и др.
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. По целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяют на защитные, эксплуатационные и резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Лесной участок можно рассматривать как земельный участок, на котором проводится лесоустройство. На земельных участках, где леса не произрастают, лесоустройство не проводится.
По отношению к лесным участкам предусмотрена деятельность по их проектированию, в процессе которой выполняется проект лесного участка, содержащий информацию о границах, площади, местоположении и иных качественных и количественных параметрах.
Лесные участки ─ это самостоятельные природные объекты, имеющие специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством. Кроме того, порядок использования и охраны земель лесного фонда регулирует земельное законодательство.
Правовой режим земельных участков из состава земель лесного фонда и лесных участков из состава иных категорий земель не является тождественным, поскольку, например, по-разному происходит их налогообложение земельным налогом.
Что такое лес
Следует отметить, что, несмотря на свою кажущуюся очевидность, понятие «лес» не является таким однозначным. Наряду с его научным толкованием необходимо четко сформулировать юридическое. А даже научное толкование служит поводом для дискуссий.
Если рассматривать лес как совокупность лесной растительности, возникает вопрос количественных параметров, позволяющих определить, когда эта совокупность может называться лесом, а когда до этого названия «не дотягивает».
Разграничить лесную и нелесную растительность, например, участок с лесными деревьями и участок с «не лесными» кустарниками или редко стоящими деревьями, кроны которых не смыкаются, ─ не так-то просто.
В лесном законодательстве понятие леса определено как через экологическую систему, так и природный ресурс.
Некоторые специалисты считают, что разделение понятия «лес» на две части ─ землю и древесную растительность приводит к тому, что лесные отношения подменяются земельными.
С другой стороны, если лес отделить от земли, на которой он растет, лес перестанет быть лесом, превратившись в древесину.
Лесные участки в зеркале статистики
Как известно, в соответствии с ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий. Это:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) земли лесного фонда занимают 1 121 928 га (65,6% всех земельных ресурсов). Т. е. существенно больше, чем земли всех остальных категорий вместе взятые. А их доля в составе земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, еще выше ─ 71,1%.
Помимо этого, в составе земель населенных пунктов 13,7% приходится на покрытые лесом земельные участки ─ лесные площади (10,4%) и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд (3,3%). В составе земель особо охраняемых территорий и объектов лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, занимают свыше 40%.
Земли, покрытые лесом, составляют значительную часть (почти 1/6) земель сельскохозяйственного назначения.
Что касается земель лесного фонда, то их распределение по угодьям выглядит следующим образом:
- лесные площади ─ 72,6%;
- лесные насаждения, не входящие в лесной фонд ─ 0,01%;
- участки, находящиеся под водой ─ 1,7%;
- земли застройки ─ 0,01%;
- участки под дорогами ─ 0,1%;
- болота ─ 9,9%;
- нарушенные земли ─ 0,02%;
- прочие земли ─ 15,3%;
- сельскохозяйственные угодья ─ 0,4%;
- участки в стадии мелиоративного строительства ─ 0,00004%.
Пользование лесными участками
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
К числу видов использования лесов относятся: заготовка древесины; заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов (пищевых, лекарственных); ведение охотничьего и сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений; рекреационная деятельность. На лесных участках могут выполняться работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительству и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений (морских и речных портов, морских терминалов, речных причалов); строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Очевидно, что всякий, использующий лесные участки, будь то произрастающая на них растительность или земля, должен обладать правом пользования лесными участками.
Права на лесные участки
Право пользования участками лесного фонда может быть различным.
Согласно Статье 8 «Право собственности на лесные участки» ЛК РФ, право собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда принадлежит государству.
Федеральная собственность на леса призвана служить гарантией выполнения государством своей обязанности по соблюдению и защите прав граждан РФ на благоприятную окружающую среду.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ЗК РФ).
Постоянно поднимается вопрос установления частной собственности на леса. Этот вопрос актуален не только для тех, кто построил дом на лесном участке, он имеет значительный общественный резонанс.
Обсуждая его, нельзя не принимать во внимание естественные природно-экономические свойства леса как природного объекта. Прежде всего, очень длительные сроки лесовосстановления.
Капитал, затраченный на приобретение лесов и ведение в них хозяйства, принесет прибыль лишь спустя многие десятилетия, поэтому для собственника, заинтересованного в получении прибыли, выгодной будет исключительно рубка леса, а не лесное хозяйство.
Статья 9 ЛК РФ предусматривает постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, аренду лесного участка, безвозмездное срочное пользование лесным участком, а также ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут).
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникают и прекращаются, если иное не предусмотрено ЛК РФ, по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
Самовольное занятие лесного участка преследуется по закону. В соответствии со Статьей 7.9.
«Самовольное занятие лесных участков» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наказание. На граждан накладывается административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей. На должностных лиц ─ от одной тысячи до двух тысяч рублей. На юридических лиц ─ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предоставление лесных участков
Лесные участки в составе земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам передаются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а гражданам ─ в аренду и безвозмездное пользование.
После 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения установленных лесохозяйственными регламентами видов и параметров использования лесов.
После 1 января 2015 года не допускается предоставление в пользование лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
Лица, которым предоставлены лесные участки, за некоторыми исключениями не вправе препятствовать доступу граждан на эти участки. В т. ч. для сбора пищевых и не древесных лесных ресурсов. Огораживание лесных участков допускается только в случаях, предусмотренных ЛК РФ.
Гражданам и юридическим лицам, осуществляющим заготовку и сбор не древесных лесных ресурсов на предоставленных им лесных участках разрешается возводить навесы, сушилки, грибоварни, склады и иные временные постройки.
На лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства или сельского хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.
Отдельного внимания заслуживает аренда лесных участков.
Аренда лесного участка
Оформление лесных участков в аренду в отличие от других оснований использования лесов, как правило, имеет целью осуществление предпринимательской деятельности.
Предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.
Если иное не установлено ЛК РФ, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Арендаторы лесных участков получают участок для одной или нескольких целей, предусмотренных Статьей 26 ЛК РФ.
Объектом аренды могут быть лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет. В случаях использование лесов для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства, срок аренды лесного участка составляет от двадцати до сорока девяти лет.
Срок договора аренды лесного участка, используемого для выполнения работ по геологическому изучению недр или для разработки месторождений полезных ископаемых; а также для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается равным до сорока девяти лет. Также на срок до сорока девяти лет без указания нижнего предела возможна аренда лесного участка для заготовки древесины.
Аренда участков лесного фонда для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, портов, терминалов, причалов, а также для переработки древесины и других лесных ресурсов возможна на срок от одного года до сорока девяти лет.
Арендная плата за лесные участки устанавливается в соответствии со Статьей 73 «Арендная плата» ЛК РФ.
Аукционы по аренде лесных участков
Продажа права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений происходит на аукционах.
Предоставление лесных участков в аренду осуществляется по результатам аукционов за исключением участков, предназначенных для ведения охотничьего хозяйства, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, линейных объектов и еще некоторых установленных законодательством случаев.
Организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является продавец права ─ органы государственной власти или местного самоуправления, либо действующая на основании договора с ними специализированная организация.
Купить лесной участок
Правовой формой оборота лесных участков являются гражданско-правовые сделки (купля-продажа, мена, дарение, аренда), которые могут быть реализованы путем заключения договоров, если иное не предусмотрено нормами действующего законодательства. Лесной земельный участок является предметом гражданского оборота в той степени, в какой оборот лесных участков допускается нормативными актами о земле и других природных ресурсах.
Порядок заключения и форма сделок с лесными участками определяется общими нормами Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных земельным и лесным законодательством (например, фактически исключена продажа лесных участков, находящихся в федеральной собственности).
В соответствии с требованиями Статьи 93 «Государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними» ЛК РФ, право собственности и иные вещные права на лесные участки, равно как возникновение, переход, прекращение, ограничение этих прав подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Огромное значение, которое имеют лесные участки в России, обусловлено не только огромной долей, которую они занимают в составе земельных ресурсов, но и их ролью в обеспечении благополучной экологической ситуации и качества жизни людей.
17 марта 2015 г.
Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье
Источник: //zakadom.ru/lesnye_uchastki
Статья 20 ЛК РФ. Право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы
1. Граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством.
2. Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 – 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации.
3. Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 – 46 настоящего Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.
См. все связанные документы >>>
В соответствии с Лесным кодексом РФ леса, расположенные как на землях лесного фонда, так и на иных категориях земель, могут использоваться для разных целей (виды использования лесов). Это заготовка древесины, живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 25 ЛК РФ).
Комментируемой статьей устанавливается, что независимо от того, о каких лесах идет речь, во всех случаях их возможного использования при законном изъятии лесных ресурсов из окружающей природной среды, эти добытые ресурсы, в том числе древесина, поступают в режим права собственности лица (физического или юридического), использующего соответствующий лес. При этом речь может идти только о законном использовании соответствующей части лесного участка, поскольку, во-первых, только лесной участок может быть предметом лесопользования, а во-вторых, это использование должно носить законный характер. Так, например, если вам предоставлен лесной участок для осуществления рекреационной деятельности, а в договоре (правоустанавливающем документе) не оговорено право рубки лесных насаждений, формулировка п. 1 ст. 20 ЛК РФ в отношении приобретения вами права собственности на древесину не действует. Право собственности является институтом гражданского права, поэтому все правомочия собственника на этот счет содержатся в Гражданском кодексе РФ. Законодателем предусмотрен порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений, особенности которого также являются предметом регулирования гражданского законодательства.
Так, в соответствии со ст.
221 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем в лесах, водных объектах или на другой территории допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.
Из общего правила п. 2 ст. 20 ЛК РФ устанавливает исключение, говоря о том, что право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43 – 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации.
Статья 43 касается использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; ст.
44 – использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; ст.
45 – использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; ст. 46 – использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Древесиной является основная масса ствола, ветвей и корней древесных растений, состоящая из тканей, выполняющих проводящие, механические и запасающие функции в дереве:
деловая – круглые и колотые лесоматериалы, кроме дров, пневой осмол, а также технологическая щепа;
дровяная – древесина, используемая для топлива (дрова) и технологической переработки (технологические дрова);
ликвидная – древесина, которая может быть использована в хозяйственных целях; включает в себя деловую древесину и дрова;
неликвидная – древесина, которая не может быть использована в хозяйственных целях вследствие утраты технических качеств из-за повреждений гнилью, а также в результате пожаров и других стихийных бедствий .
——————————–
См.: Лесное хозяйство: Терминологический словарь / Под общ. ред. А.Н. Филипчука. М.: ВНИИЛМ, 2002. С. 85.
Источник: //rulaws.ru/Lesnoy-kodeks/Glava-1/Statya-20/
Так все-таки, можно ли рубить дерево, не спрашивая никого?
Последнее обновление: 04.08.2019
Вместе с тем, все виды использования лесов без существенных ограничений могут производиться лишь в эксплуатационных лесах, которые, собственно, и являются предназначенными для этого. Однако, эксплуатационные леса находятся только на землях лесного фонда, на землях ИЖС их быть не может.
Далее. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170): п. 3.8. Озеленение
п. 3.8.2. Пересадка или вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, без соответствующего разрешения не допускается.
Характерно, что цитируемые Правила и нормы не содержат указания на характер собственности земельного участка, на котором находятся деревья и кустарники. Т.е. данная норма может быть применена и к участкам ИЖС.
Согласно Преамбуле к Правилам создания, охраны и содержания зеленых насаждений (…), утв. Приказом Госстроя №153, они являются рекомендательным документом. Т.е. необязательным. Кстати, это косвенно подтверждается мнением Верховного суда Российской Федерации, высказанным им в определении №44-АПГ16-7 от 6 апреля 2016 г.
В соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (утв. приказом Госстроя РФ 15 декабря 1999 г. №153): п. 1.1.2.
Выделяются три основных категории озелененных территорий, каждая из которых имеет свои особенности по отношению к гражданскому обороту (отношения к собственности, продажа, аренда), режимам пользования и способам хозяйствования: – озелененные территории общего пользования – территории, используемые для рекреации всего населения города (в крупнейших городах-“миллионерах” – жителей планировочных и жилых районов). Расчет потребности в них рассчитывается на все городское население или население планировочного или жилого района плюс так называемое “временное население” – приезжие, туристы, иногородние торговцы и т.д.;
– озелененные территории ограниченного пользования. Это территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения. Есть сведения, что контролирующие органы считают, что в последнюю группу входят земли ИЖС.
В тех же Правилах указывается, что: п. 6.1. Землепользователи озелененных территорий обязаны:
– обеспечить сохранность насаждений;
– обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, крупногабаритных бытовых отходов и т.д.;
– принимать меры борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях;
– в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники; – не допускать вытаптывания газонов и складирования на них материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.;
– новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке со строгим соблюдением агротехнических условий;
– во всех случаях снос и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с технологическим регламентом, ущерб возмещается по установленным расценкам; – при наличии водоемов на озелененных территориях содержать их в чистоте и производить их капитальную очистку не менее одного раза в 10 лет; – предусматривать в годовых сметах выделение средств на содержание насаждений. 6.2. Все землепользователи озелененных территорий обязаны вносить в паспорт ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать оценку состояния своей территории согласно требованиям раздела 7.
6.4. Запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.
6.5. За незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком.
6.6. Учет и клеймение сухих деревьев независимо от их местонахождения производится силами и средствами специализированных предприятий зеленого хозяйства.
Т.е., еще раз: Правила (…), утв. Приказом Госстроя №153, являются рекомендательным, т.е. необязательным документом. Поэтому правомочность вырубки деревьев на земельном участке, принадлежащем собственнику – физическому или юридическому лицу, не может определяться этими правилами.
Примечание. Интересно, что если посмотреть указанный документ в правовых системах в интернете (Например, legalacts, Консультант плюс и т.п., то далеко не во всех из них приводится Преамбула к этому нормативному акту. А без нее может создаться впечатление, что документ является обязательным. Так что, уважаемые читатели, будьте внимательны!
Далее. Согласно ст. 4 федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”: Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: – земли, недра, почвы; – поверхностные и подземные воды;
– леса и иная растительность
Источник: //www.dissertacii-diplom-ufa.ru/informacija/derevo/srubit-2.html
Земли лесного фонда
Больше половины территории Российской Федерации, а именно 59%, занимают леса. Это и обуславливает значение лесного фонда для страны. Общая площадь лесных угодий составляет 839 миллионов гектар. Правовой режим территорий лесного фонда практически полностью зависит от правового режима лесов, расположенных на данной территории.
В соответствии с третьей статьей Земельного кодекса РФ в процессах по охране вод и лесов применяют лесное и водное законодательство, соответственно. В земельных отношениях данный вид законодательства может применяться только в тех ситуациях, когда вопрос не урегулирован ни одним другим правовым актом.
Лесной кодекс РФ – это базовый акт лесного законодательства. Основанный на конституционных нормах, он устанавливает и регулирует правовые нормы охраны, рационального использования, воспроизводства и защиты лесов, стимулирования экологического и ресурсного потенциала.
Исходя из статьи 129 Гражданского кодекса РФ, природные ресурсы можно передавать от одного владельца к другому любым способом из предусмотренных в законодательстве или даже отчуждаться.
Объектами лесного пользования является лесной фонд – право пользоваться им, а также леса, не входящие в него, участки, древесно-кустарниковая растительность.
То есть, это все леса, кроме тех, что расположены на территории военных баз или на землях населенных пунктов, а также земли фонда без древесной растительности. Земли лесного фонда состоят как из лесных, так и не лесных территорий.
Понятие лесного фонда и его типы
Лесные земли – это такие территории, которые покрыты лесной растительностью или же не покрыты ею, но предназначенные для восстановления лесного хозяйства – гари, вырубки, пустыри. Нелесные земли – территории, отведенные под нужды лесного хозяйства – просеки, сельские угодья, дороги – а также другие земли лесного фонда: неудобья, болота.
Согласно законодательству, выделяют леса первой, второй и третьей категории. На таких участках лесопользования могут быть выделены особые земли – берего- и почвозащитные участки вблизи водоемов, оврагов, склонов, опушек лесов и на границах с безлесными территориями, где обитают редкие и находящиеся под угрозой вымирания животные или растения.
Первую группу лесов составляют территории, главное назначение которых – выполнение защитных функций. В такую группу включены:
- Береговые линии рек, водохранилищ, озер, запретные зоны нерестилищ ценных промысловых сортов рыб, государственно защищенные лесные полосы, противоэрозионные лесные массивы, ленточные боры.
- Лесные полосы вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог областного, республиканского и федерального значения, леса, находящиеся в пустынях, полупустынях, степях, лесостепях; лесные массивы на малолесных территория, если они защищают окружающую среду.
- Памятники природы, земли государственных природных заповедников, природных и национальных парков.
- Леса 1 и 2 зон санитарной охраны курортов и источников водоснабжения.
- Наиболее ценные леса, лесоплодовые насаждения.
Во вторую группу включены леса, расположенные в регионах с высокой плотностью населения, с развитой сетью транспортных путей, а также леса, выполняющие защитные и оздоровительные функции, имеющие определенное эксплуатационное значение; леса в регионах, где испытывается нехватка ресурсов.
Третью группу лесов составляют лесные массивы многолесных регионов, имеющие эксплуатационное значение. Такие леса делят на резервные и освоенные.
Границы лесного фонда, согласно Лесному кодексу, определяются по отграничению иных земель от территории лесного фонда. Участки территорий лесного фонда должны быть выделены специальными опознавательными знаками или быть указанными в картографических материалах – лесных картах. Изъятие или включение земель в лесной фонд происходит только согласно действующему законодательству.
Кому принадлежат леса и что с ними можно делать?
Все земли лесного фонда находятся в собственности государства. Только на основании закона федерального уровня допускается передача некоторых территорий в пользование субъектов России. Каждый гражданин имеет право находиться на землях лесного фонда, охотиться (если это не нарушает закона), собирать грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения для собственных нужд.
Земли лесного фонда могут быть переданы физическим или юридическим лицам на следующих правах пользования:
- Аренды;
- Безвозмездного пользования;
- Концессии;
- Недлительного пользования.
Арендаторы должны всецело соблюдать условия договора, проводить лесовосстановительные мероприятия и соблюдать санитарно-гигиенические требования, им запрещается оставлять недорубы и заготовленную древесину на месте рубок после истечения срока вывозки
На арендованной территории лесного фонда разрешено заниматься следующим видом лесопользования:
- Заготовка коры, бересты, живицы;
- Заготовка древесины;
- Вырубка новогодних елок;
- Пастьба скота;
- Сенокошение;
- Размещение пасек и ульев;
- Сбор опавших листьев и камыша;
- Организация культурно-оздоровительных, спортивных и туристических мероприятий;
- Проведение научно-исследовательских работ.
Обязанности леспользователей
Лесопользователи имеют право получать достоверную информацию об участках, которые передаются ему в аренду, осуществлять полный перечень разрешенных действий, установленный в договоре, возводить на территории лесного фонда сооружения и строения, которые указаны в документах и напрямую связаны с лесопользованием.
Учитывая тот факт, что лес – это земли, совокупность растительности и других компонентов окружающей среды, основные требования по использованию лесного фонда полностью совпадают с правилами лесопользования:
- Лесопользователь обязан обеспечивать непрерывное, многоцелевое и рациональное использование лесных продуктов для покрытия потребностей местной экономики и населения в древесине и других ресурсах.
- Обязан сохранять и усилять средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и защитные функции лесов с целью охраны здоровья населения, улучшения фона окружающей среды, развития местной экономики.
- Обеспечивать соблюдение надлежащего лесопользования на основе технической политики, применения передовых технологий.
- Улучшать породный состав и качество лесного покрова, повышать его продуктивность, охранять и защищать лес.
- Рационально использовать богатство лесного фонда.
- Сохранять биологическое многообразие, объекты историко-культурного наследия.
Возможные изменения статуса лесных территорий
Перевод территории из одной группы в другую осуществляется на основании материалов специальных обследований и лесоустройства. Проводится данная экспертиза по представлению федерального органа управления.
В настоящие время вопрос о переводе лесных территорий в группу нелесные доя использования, не связанного с лесным хозяйством, стоит наиболее остро. Каждый год больше десятка тысяч гектаров леса используется для строительства коммуникаций, дач, градостроительства – в особенности в Ленинградской и Московской областях.
Если перевод лесного хозяйства переводится в интересах граждан или юридического лица, должны быть взята плана, основанная на кадастровой оценке переводимого или изымаемого участка лесного массива. Данная плата направляется в лесное хозяйство для возмещения убытков. 28,07,1999 в Московской области был принят специальный закон «О плате за перевод лесных участков…».
На основании разрешения лесхоза на лесных участках возможно проведение строительных работ, прокладка коммуникаций, добыча полезных ископаемых и выполнение других работ, не переводя земли в другую группу.
В таком разрешении должны быть указаны название работы, сроки, условия выполнения, требования к охране окружающей среды. Если для выполнения работ необходимо вырубать лес, лесхоз должен выписать лесорубочный билет.
Строительство недвижимости и других не относящихся к недвижимости сооружений на этих участках возможно только при положительном заключении федеральной экологической экспертизы.
Территория, на которой будет осуществляться строительство недвижимости, не может быть больше 10% общей площади лесного массива, предоставленного доя туристических, спортивных или культурно-оздоровительных целей.
Обратите внимание на статьи: право собственности на земли лесного фонда и право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут).
Согласно Федеральному закону 21,11,2003 «Об изменениях и дополнениях в Лесной кодекс РФ» переход земель лесного фонда в другую категорию осуществляется только в случае невозможного их дальнейшего использования по назначению из-за утраты лесами полезных природных свойств, а также при необходимости обеспечения обороны и безопасности государства, нужд энергетики, сельского хозяйства, размещения объектов здравоохранения, культурного, социально-бытового, жилищно-коммунального назначения и в других установленных законодательством случаях.
Новым правовым институтом, закрепленным в законодательстве Российской Федерации, предоставляет гражданам широкий спектр полномочий в области земельных отношений, является древесно-кустарниковая растительность. Такой тип растительности не входит в состав лесного фонда, однако является объектом лесных отношений. Древесно-кустарниковую растительность можно встретить на:
- Землях транспортных путей (на отводах железнодорожных магистралей, автомобильных дорог);
- Землях сельскохозяйственного назначения, а также землях, предназначенных доя личного подсобного хозяйства и садоводства;
- Территории населенных пунктов, а также на землях дачных и жилых участках.
- Землях водного фонда.
- Землях иных категорий.
Основное последствие исключения древесно-кустарниковой растительности из состава лесного фонда сказывается на правовом режиме владения, распоряжения и пользования древесно-кустарниковой растительности.
Если оборот лесного фонда – купля-продажа, залог или другие сделки, ведущие к отчуждению лесного фонда – не допускают, то древесно-кустарниковая растительность можно передавать другому лицу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Источник: //www.landatlas.ru/kategorii-zemel/zemli-lesnogo-fonda/zemli-lesnogo-fonda.htm