Президент России Дмитрий Медведев внес изменения в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения.
А принятый Госдумой новый закон №435-ФЗ от 29.12.2010г.
«О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» установил принудительный порядок изъятия у юридических лиц и граждан земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые не использовались или используются ненадлежащим образом в течение 3-х и более лет.
Срок вступления в действие указанного закона – 1 июля 2011 года.
Согласно закону, земли сельхозназначения могут быть принудительно изъяты только в судебном порядке у тех собственников и арендаторов, которые используют их нерационально.
Изъятию должны подлежать те земельные участки, где выявлено существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки.
Вместо налогового ужесточения, как меры «наказания» за нерадивое использование земель, как планировалось изначально, законом введена усиленная административная ответственность владельцев таких земель (граждан, должностных лиц, юридических лиц), которые не ведут сельскохозяйственных работ.
Ставка же земельного налога, определённая законом, должна составлять 1,2 % кадастровой стоимости земельного участка.
Новый закон уточняет, что земельные участки могут быть изъяты и в случае, если они не используются в течение 3-х лет для ведения сельхозпроизводства и связанной с этим деятельности. В срок 3 года не включается срок освоения сельхозземель, который не может превышать двух лет, и период стихийных и иных бедствий.
Если рассматриваются участки под строительство, то критический срок повышается до 5 лет.
Положение дел у частных собственников будет контролироваться региональными и муниципальными органами.
Перед изъятием земельного участка собственнику (арендатору) администрацией муниципального образования должно быть предложено проведение конкретных для его случая мероприятий по улучшению ситуации на его земельном объекте. В случае невыполнения предложенных условий в указанные сроки участок будет изыматься.
Изъятые земельные участки могут быть проданы с аукциона на публичных торгах.
Участки могут предоставляться в собственность сельхозорганизации без проведения торгов по цене, не превышающей 15% кадастровой стоимости, или аренду с платой 0,3% кадастровой стоимости.
Новый закон коснулся и невостребованных земельных долей (не выделенных в натуре в счёт долей), предоставив возможность отказа от собственности на такие земельные доли . Упрощена процедура выдела долей.
Новый закон, получивший негласное название «передела земли», по словам Руководителя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям и одного из активных инициаторов его продвижения Мартина Шаккума, нацелен на изъятие в пользу государства земельной собственности тех граждан, которые скупили десятки и сотни гектаров земли и не используют или используют их не по назначению.
А главной целью нового закона является задача вернуть в Агропромышленный комплекс страны порядка 20 миллионов гектаров земель «под паром»,заставить все пахотные земли работать, поскольку качество неиспользуемых земель ухудшается из-за эрозии.
3 декабря 2015 года в послании Федеральному собранию Президент страны Владимир Путин предложил изымать простаивающие земли сельскохозяйственного назначения у недобросовестных владельцев и продавать их на аукционах:
По мнению экспертов, определённая часть земельных инвесторов потеряет свои земельные наделы.
Но уйти от обвинения в неиспользовании земли можно будет и после вступления закона в силу: собственники просто выборочно засеют такие площади, или соберут необходимые лекарственные травы, которые вообще засеиваются раз в 3-5 лет, или перепашут участки, засадят картошкой и заявят, что у них всё развивается, земля «работает».
Если человек проводит сенокос каждый год или просто на этой земле пасёт скот – он обрабатывает землю или нет? Фермер всегда сможет доказать и показать, что «деятельность» ведётся. Он будет вне подозрений.
Немаловажным фактором станет и тот, что 5 лет простоя для земель сельхозназначения – это довольно приличный срок для того, чтобы начало снижаться их качество. Есть так называемая угроза «не возврата», то есть фиксация состояния, когда вернуть этим землям именно сельскохозяйственное назначение станет бешено накладным и экономически невыгодным процессом.
Представляется, что готовится чёткий и ограниченный перечень оснований для изъятия земель сельхозназначения. В противном случае, у должностных лиц появится «соблазн» и возможность для злоупотребления данным правом.
Если в законе не будет прописан исчерпывающий список возможностей использования земли, то он станет основой постановки «под удар» тех земель, которые как раз и используются, с помощью «найденной закорючки», за которую можно зацепиться и отобрать землю.
Можно только надеяться, что новый закон не приведёт всё-таки к крупному земельному переделу, не разрушит агропромышленный комплекс и не нанесёт сокрушительный удар по собственникам земельных участков, которые, возможно, и не в полной мере осваивали свои земельные владения, но налоги государству платили.
Содержание
- 1 Государство с 1 июля сможет отбирать земельные участки, используемые не по назначению
- 2 Право собственности на землю: что и кому положено?
- 3 Право на землю: оформление права собственности на земельный пай, акт на землю
- 4 Как собственник пая может защитить свои права против недобросовестного арендатора земли
Полезная информация
- С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
- Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно здесь
- О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте здесь.
- С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
- С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь.
- С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться здесь.
- Новое в земельном законодательстве – выпуск ФЗ” О ведении гражданами садоводства и огородничества…”. с особенностями которого можно ознакомиться здесь.
- Проверить состояние вопроса и уточнить статус своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации – кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные здесь.
- С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволит ознакомиться эта статья.
Источник: //www.zemvopros.ru/page_4307.htm
Государство с 1 июля сможет отбирать земельные участки, используемые не по назначению
С 1 июля вступает в силу Закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения”, который позволит местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, государство сможет наконец разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями , которые были в свое время щедро розданы колхозникам. Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.
Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены. Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций.
В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).
Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.
Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.
Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу. Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей. Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.
Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.
Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать.
Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.
Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.
Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании “Приоритет”, основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии: если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния.
Конкретизировать критерии на “изъятие” еще предстоит правительству РФ. И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ.
При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков. Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
Собственники могут избежать негативного сценария “расставания с земельным ресурсом”, если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.
“На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии “ненадлежащего использования” и “неиспользования” земель сельхозназначения, – уверен Виталий Бородкин.
– Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит.
У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории”.
Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом.
Законом установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.
“Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), – пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы “Муранов, Черняков и партнеры”. – Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка”.
Особо, по словам эксперта, следует выделить положения закона о невостребованных земельных долях.
“Так, неосуществление сельскохозяйственных работ собственником или иным лицом, владеющим земельным участком на законном праве в течение трех и более лет подряд, а также земельная доля, о которой отсутствуют сведения в решениях органов местного самоуправления, принятых до введения в действие Федерального закона “О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним”, будет считаться невостребованной долей, – отметил эксперт. – Орган местного управления составляет списки таких невостребованных земель, списки утверждаются общим собранием участников долевой собственности”.
Для нормального развития земельного рынка, по мнению экспертов, безусловно, обозначенные проблемы нужно было решить. Более того, представляется, что соответствующие изменения произведут определенный позитивный эффект на земельном рынке. Однако насколько сильным он будет, зависит от правоприменительных органов, а также от самих пользователей соответствующих земельных участков.
“Для эффективной работы предлагаемых норм нужна сильная и квалифицированная исполнительная власть на местах, – говорит Эдуард Олевинский, председатель совета директоров правового бюро “Олевинский, Буюкян и партнеры”.
– Не сомневаюсь, что снова встанет вопрос о качестве системы управления, сбалансированности различных ветвей власти, их ответственности и компетентности, состоятельности органов государственной власти и местного самоуправления”.
В равной степени, по мнению эксперта, это относится и к компетенции и ответственности различных собраний граждан, в данном случае владельцев земельных паев в общей долевой собственности.
“Чтобы собрание не только состоялось, но еще приняло решение, требуется большое и, кажется, теперь забытое “искусство”, которое раньше называлось умением работать с людьми, – отметил Эдуард Олевинский.
– Проблему иллюстрирует сложившаяся с ТСЖ ситуация, когда результаты собрания жильцов нередко просто фальсифицируются, а их отмена требует длительных судебных тяжб.
Полагаю, что закон оставляет возможность обойти предлагаемые нормы юридическими способами: перед правительством встанет весьма непростая задача установления критериев плодородия которые в принципе можно измерять и по ржи, и даже по камышу, если мода на камышовые крыши для бунгало докатится до России”.
Источник: //rg.ru/2011/06/28/zemlya.html
Право собственности на землю: что и кому положено?
ПРОЦЕС ПОЛУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, УДОСТОВЕРЯЮЩИХ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН НА ЗЕМЛЮ
Вопрос оформления права собственности на земельные участки не утрачивает своей актуальности. Особо интересен он в ракурсе обмена земельных сертификатов на акты на право собственности на землю.
Процесс получения документов, удостоверяющих право собственности граждан на землю, в целом был завершен в 2008 году, однако несколько процентов паев до сих пор ищут своих владельцев.
Как считают в Госземагентстве, среди главных причин, не позволяющих завершить обмен сертификатов на акты: смерть владельцев и ненаследуемое право на их паи, отсутствие средств для оплаты землеустроительных работ, нежелание становиться собственниками земли через последующую потерю государственных субсидий, а также пребывание граждан на заработках в других странах.
//www.youtube.com/watch?v=2Xqh9BbPy7s
Кроме того, существует проблема и осведомленности в процедуре обмена земельных сертификатов.
Но без окончательной замены сертификатов на госакты процесс приватизации земель в Украине, который является первым этапом земельной реформы, не может считаться завершенным.
В связи с этим Госземагентство планирует до конца этого года окончательно завершить обмен земельных сертификатов на государственные акты всем желающим гражданам.
Закон Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных частей (паев)» от 5 июня 2003 года (с изменениями от 17.11.2009 года) определил категорию лиц, имеющих право на земельную часть (пай). Так, согласно ст. 1 Закона право на земельную часть (пай) имеют следующие категории лиц:
- бывшие члены коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, сельскохозяйственных акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и иных государственных сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеры из их числа, которые получили сертификаты на право на земельную часть (пай) в установленном законодательством порядке;
- граждане – наследники права на земельную часть (пай), удостоверенного сертификатом;
- граждане и юридические лица Украины, которые в соответствии с законодательством Украины приобрели право на земельную часть (пай);
- граждане Украины, эвакуированные из зоны отчуждения, выселенные из зоны безусловного (обязательного) или зоны гарантированного добровольного отселения, а также граждане Украины, которые самостоятельно переселились из территорий, которые были радиоактивно загрязнены, и которые на момент эвакуации, отселения или самостоятельного переселения были членами коллективных или иных сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеры из их числа, которые живут в сельской местности.
Согласно статье 2 Закона основным документом, который удостоверяет право на земельную часть (пай), является сертификат на право на земельную часть (пай), выданный районной (городской) государственной администрацией.
Обратите внимание на то, что земельный сертификат – это в первую очередь документ, который удостоверяет право его владельца на земельную часть и определяет её условный размер и стоимость. Сертификаты выдает государственный орган. Получив такой документ, гражданин еще не знает, где конкретно размещена его часть земли и не может самостоятельно её обрабатывать.
Но, свое право на земельную часть гражданин может передать по наследству, продать кому-нибудь или обменять. Кроме того, гражданин имеет право выделить свою земельную часть из состава земель и хозяйствовать на этой земле самостоятельно. Закон требует, чтоб земельный сертификат был выдан собственнику лично. Не стоит передавать сертификат на хранение другим лицам.
«Право на земельную часть (пай) не зависит ни от стажа работы, ни от производственных показателей, ни от личных заслуг, ни от места проживания и так далее.
Даже, если после получения сертификата человек уволился с предприятия или переехал куда-нибудь, он не теряет право на земельную часть.
Это право гарантировано законодательством Украины (для лиц, определенных выше), и никто не может быть лишен этого права иначе, как по решению суда.
Собственник земельного сертификата имеет право на часть земли хозяйства. Но, получить землю в пользование, так сказать, можно только после выделения части в натуре на местности и получения государственного акта на право собственности на земля. Осуществляется такая процедура таким образом.
Согласно статье 3 Закона, собственники сертификатов, которые изъявили желание получить принадлежащую им земельную часть (пай) в натуре (на местности), должны подать в соответствующий сельской, поселковый, городской совет или в районную государственную администрацию заявление о выделении им земельной части (пая) в натуре (на местности). К такому заявлению собственники добавляют и свой сертификат на право собственности на земельную часть (пай). На основании такого заявления сельской, поселковый, местный совет или районная государственная администрация принимает решение.
Сельские, поселковые, городские советы принимают решение относительно выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных частей (паев) в пределах населенных пунктов, а районные государственные администрации – за пределами населенных пунктов.
Далее, сельской, поселковый, городской совет или районная государственная администрация:
1. уточняют списки лиц, которые имеют право на земельную часть (пай);
2. уточняют расположение, границы и площади сельскохозяйственных угодий, которые подлежат разделу между собственниками земельных частей (паев);
3. заключают с землеустроительными организациями договора на исполнения работ по землеустройству относительно выделения земельных частей (паев) в натуре (на местности) и изготовление технической документации, которая необходима для составления документов, которые удостоверяют право собственности на земельный участок, если такие работы исполняются за счет местного бюджета;
4.
способствуют в заключении договоров на исполнение землеустроительными организациями работ по землеустройству относительно выделения земельных частей (паев) в натуре (на местности) и изготовление технической документации, которая необходима для составления документов, которые удостоверяют право на земельный участок, если такие работы исполняются за счет лиц, которые имеют право на земельную часть (пай), или за счет денежных средств предприятий, учреждений и организаций, которые арендуют земельные части (паи), проектов технической помощи и т.д.;
5. передают землеустроительным организациям уточненные списки лиц, которые имеют право на земельную часть (пай).
После осуществления таких действий, в работу вступают землеустроительные организации (должны иметь лицензию на проведение землеустроительных работ), которые:
1. проводят рекогносцировку местности – уточняют на местности земельные массивы, которые подлежат паеванию, и определяют места установления межевых знаков;
2. проводят геодезические работы – устанавливают межевые знаки на местности. Границы земельных массивов и межевые знаки определяются в государственной системе координат;
3. проводят кадастровое картографирование – выполняют кадастровую съемку земельных массивов, которые приватизируются.
4.
разрабатывают проект организации территории земельных частей (паев) – на основании выполненной кадастровой съемки разрабатывают проект организации территории земельных частей на территории соответствующего совета. Проект разрабатывается с учетом плодородия грунтов, рельефа, дорожной сети и т.д.
На проекте организации территории обозначаются границы запроектированных земельных участков, их кадастровые номера, площади в физических гектарах, лесозащитные полосы, защитные гидротехнические сооружения и т.д.
Проект землеустройства относительно организации территории земельных частей (паев) рассматривается и согласовывается определенным сельским, поселковым, городским советом или районной государственной организацией и утверждается на собраниях большинством собственников земельных частей (паев).
Проект землеустройства относительно организации территории земельных частей (паев) – это документ, которым проектируются земельные участки, которые должны быть выделены в натуре (на местности) собственникам земельных частей (паев).
Такой проект землеустройства относительно организации территории земельных частей (паев) хранится в соответствующем сельском, поселковом, городском совете по месту проживания большинства собственников земельных частей (паев) и в районном отделе земельных ресурсов
5. Последний этап – отвод земельных участков в натуре и выдача государственных актом на право собственности. После утверждения разработанного проекта землеустройства собранием собственников земельных участков, землеустроительная организация изготавливает государственные акты, которые после регистрации передаются в соответствующий совет для вручения гражданам.
Собственнику одной или более земельной части (пая) в пределах земель, которые пребывают в пользовании одного сельскохозяйственного предприятия, выдается один акт на право собственности на земельный участок, отмечают юристы правовой палаты.
Собственникам земельных частей (паев), которым земельные участки выделены в натуре (на местности) единым массивом, выдается государственный акт на право собственности на земельный участок, который удостоверяет их право совместной частичной собственности или совместной общей собственности.
После выдачи гражданину государственного акта на право частной собственности на земельный участок сертификат на право на земельную часть (пай) возвращается в районную государственную администрацию.
Источник: //blog.liga.net/user/asamoylenko/article/9095
Право на землю: оформление права собственности на земельный пай, акт на землю
Как переоформить сельскохозяйственную землю. «Ракурс» уже писал о том, что 63 % сельских голов констатируют существование невостребованных земельных паев, в среднем на каждую сельскую общину их приходится по 35 единиц. А есть и такие села, где невостребованными остаются более 100 паев. В целом по Украине еще не нашли своих хозяев около 100 тыс.
земельных паев, то есть сегодня бесхозными остаются почти 3 млн га земель сельскохозяйственного назначения! И это при том, что земля — ценный ресурс и неизменный капитал Украины. «Ракурс» решил узнать, с чем связана такая загадочная ситуация.
Что это, равнодушие к земле и сельскому хозяйству, нежелание вступать в любые правоотношения с государством или что-то еще? Оказалось, все очень просто.
«Невостребованный пай — это земельная доля, закрепленная за определенным человеком, который по какой-то причине не подтвердил свое право собственности. Надо вернуться во времени к тому моменту, когда осуществлялось распаевание коллективного сельхозпредприятия.
Тогда составлялся государственный акт на право коллективной собственности, а к нему было приложение — список граждан, членов этого предприятия и пенсионеров из их числа. Но в жизни бывает всякое. Например, владелец пая умер, не подтвердив свое право собственности на землю, а его дети уехали куда-то за границу на заработки.
То есть наследники просто физически не могли оформить право собственности на этот участок.
Но они могут исправить ситуацию, как только появятся в Украине, обратившись в соответствующий орган земельных ресурсов для оформления своего права собственности на землю», — объясняет начальник управления землеустройства, использования и охраны земель Государственного агентства земельных ресурсов Александр Краснолуцкий.
Что интересно, законом не определен срок, в течение которого можно обращаться за своим наследством в виде земельного пая. Конечно, лучше это сделать в течение шести месяцев после смерти родственника, как это делается согласно закону при наследовании чего-либо.
Для принятия наследства прежде всего нужно обратиться к нотариусу для открытия наследственного дела. Это может быть государственный или частный нотариус по месту открытия наследства, то есть по последнему месту жительства умершего.
Если оно неизвестно, наследственное дело открывают по месту расположения пая.
Нотариусу необходимо подать заявление на получение наследства, к которому приложить свидетельство о смерти наследодателя. Его выдают отделы ЗАГСа на основании врачебной справки о смерти. Также необходимо приложить документы, подтверждающие родство наследника с наследодателем, паспорт, идентификационный код получателя и завещание (если оно есть).
На втором этапе оформления свидетельства о праве на наследство необходимо предоставить нотариусу оригиналы документов, подтверждающих факт обладания наследодателем земельным паем: государственный акт на право собственности на наследуемый земельный участок или сертификат, справки о нормативной денежной оценке; выписку из Поземельной книги и справки об отсутствии обременений или ограничений.
В случае, если участок не имеет кадастрового номера и, соответственно, Поземельная книга не открыта, нотариус делает запрос, которым определяет наследника на основании заведенного им наследственного дела.
Наследник, определенный в запросе, подает заявление о государственной регистрации земельного участка. В процессе регистрации участку присваивают кадастровый номер, и при этом открывается Поземельная книга, из которой и выдают выписку наследнику.
С этого момента нотариус может выдавать свидетельство о праве на наследство на земельный участок. На государственном акте нотариус делает отметку о переходе права собственности. После чего наследник может зарегистрировать свое право на пай в органах земельных ресурсов.
Право собственности на земельный участок (пай) приобретается с момента государственной регистрации прав на него.
Неунаследованный земельный пай можно получить и после указанного шестимесячного периода, но в случае опоздания с оформлением наследственной земли родственнику умершего придется доказывать свое право на наследство в суде. К счастью, такое наследство государство не отбирает, оно «аккуратненько» ждет своего нового владельца столько, сколько нужно. Если наследник действительно есть.
После соответствующего решения суда наследник сможет оформить на себя правоустанавливающий документ на земельный участок.
В случае, если умерший гражданин был внесен в государственный акт на право коллективной собственности, но по каким-то причинам не получил сертификат, его наследники все же могут получить пай-наследство.
Они, как и в вышеупомянутом случае с просрочкой, должны обратиться в суд, чтобы получить право собственности на земельную долю.
В случае, если суд возобновит это право наследника, он сможет оформить правоустанавливающий документ на земельный участок на себя.
До того момента, пока не появится правопреемник, земельным участком распоряжается соответствующая районная государственная администрация (если этот участок расположен за пределами населенного пункта) или сельский, поселковый или городской совет (если участок в пределах населенного пункта).
И только в том случае, если нет наследников, предусмотренных завещанием или законом, или наследники были устранены от права на наследование, или же они отказались от наследства или не приняли его, суд по заявлению соответствующего органа местного самоуправления по месту открытия наследства признает такое наследство выморочным.
А территориальные общины могут распоряжаться им по своему усмотрению, например, отдать кому-то в собственность или сдать в аренду.
Может ли новый владелец сразу же начать пользоваться своим участком? Только в том случае, если он не сдается в аренду, отмечает Андрей Харченко, начальник отдела разъяснения применения законодательства Государственного агентства земельных ресурсов.
Отметим, что в настоящее время подавляющее большинство земельных участков, полученных селянами во время распаевания, отдано в аренду сельскохозяйственным предприятиям и фермерам.
А смена собственника, в соответствии с законодательством, не является основанием для прекращения договора аренды земли.
Это возможно только в случае, если в договоре аренды изначально было прописано, что смерть арендодателя является основанием для прекращения действия договора, а это — довольно редкое условие. Таким образом, к новому собственнику переходят права и обязанности, возникшие у наследодателя по договору аренды.
«Новый владелец не имеет права в одностороннем порядке расторгнуть этот договор, если в договоре не было соответствующего пункта, предоставляющего владельцу такое право. Он должен ждать окончания указанного в договоре срока.
Когда срок действия договора аренды истекает, новый хозяин пая должен уведомить арендатора о том, что договор не будет продлен из-за желания собственника земли самостоятельно обрабатывать ее», — объясняет Андрей Харченко.
Однако нужно учесть, что, как правило, украинские селяне-землевладельцы владеют правами на некий клочок земли определенного размера, который на самом деле существует только на бумаге, так как в действительности не выделялся.
Такие бумажки-паи зачастую сдаются в аренду скопом, получается большое поле, а вот где чья доля на этом поле — никто знает.
Поэтому сначала нужно установить границы земельных участков в натуре (на местности) и закрепить их межевыми знаками, советует господин Харченко.
Впрочем, наследник земельного пая все же может внести изменения в действующий договор аренды. По крайней мере в части, касающейся личности арендодателя.
Для этого необходимо предоставить арендатору копию свидетельства о наследстве, копию государственного акта и копию документов, удостоверяющих личность нового владельца земельного участка, подписать с ним дополнительное соглашение к договору и обязательно его зарегистрировать. С января 2013 года вместо копии госакта можно предоставлять выписку из Государственного земельного кадастра.
«Арендная плата за пользование земельным участком должна быть выплачена наследнику в полном объеме согласно условиям договора аренды, но только после переоформления права собственности на земельный участок.
Если новый владелец хочет внести изменения в пункты об условиях аренды (например об арендной плате) до окончания срока действия договора, то это делается в судебном порядке», — отмечает Андрей Харченко.
Таким образом, закон довольно лояльно относится к владельцам (или даже потенциальным владельцам) земли и их наследникам. Но бывают случаи, когда закон не отражает принцип справедливости…
Александр Краснолуцкий отмечает, что в Госземагентство зачастую обращаются граждане, родители которых всю жизнь проработали в колхозе и умерли именно перед распаеванием.
Он говорит: «Они, к сожалению, не имеют права на земельную долю (пай), потому чтозакон четко определяет, что такое право есть только у тех, кто на момент дележа был членом коллективного сельхозпредприятия или пенсионером из их числа.
Бывают и случаи, когда человек проработал всю жизнь в колхозе, потом вышел из него, а через день начался дележ. Этот человек тоже, к сожалению, уже не имеет права на долю (пай) с колхозных земель».
Есть еще одна категория людей, обделенных законом. Не могут по закону владеть в Украине землями сельскохозяйственного назначения (пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения) иностранные граждане.
Так получается, что дети селян-землевладельцев, которые уехали за границу работать и получили там иностранное гражданство, не могут наследовать земельные паи? И да, и нет. Как и все остальные, они имеют право на наследство, в частности могут наследовать земельные участки.
Однако земли, унаследованные ими, в течение года должны быть отчуждены.
«В течение года иностранные граждане могут пользоваться унаследованным земельным участком (паем) по своему усмотрению, но до завершения годового срока обязаны продать, подарить или любым другим способом отчудить эти участки», — объясняет Андрей Харченко.
По материалам совместного проекта Госземагентства Украины и Всемирного банка «Выдача государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра».
Источник: //racurs.ua/298-pravo-na-roditelskuu-zemlu.html
Как собственник пая может защитить свои права против недобросовестного арендатора земли
В связи с действующим мораторием на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, основная масса земли аграриев, формирующая их земельный банк, пребывает в аренде.
Ежегодно агрохолдинги расширяют свой земельный банк в среднем на 30%. Для того чтобы расширить и удержать свой земельный банк, фермерам зачастую приходится бороться с недобросовестной конкуренцией и отставать свои права в суде.
Классические риски потери права аренды земли определены достаточно давно. Начиная от недействительности сделок по аренде и заканчивая затягиванием процесса регистрации права аренды в реестре вещных прав.
Подпишитесь на канал DELO.UA
Договор аренды
Обязанности сторон по договору аренды земли определяются Законом Украины “Об аренде земли” и непосредственно положениями заключенного между сторонами договора.
Практически в каждом договоре аренды земли фигурируют такие обязанности арендатора, как: соблюдение севооборота, сохранность плодородия почв, использование современных технологий, принятие мер по уменьшению вредного техногенного влияния на землю, инвестирование в развитие и модернизацию мелиоративных систем и объектов инженерной инфраструктуры.
Следует отметить, что термин “севооборот” встречается практически во всех специальных законодательных актах по теме землепользования, в частности в Земельном кодексе Украины, Законах Украины “О землеустройстве”, “Об аренде земли”, “Об охране земель”, постановлении КМУ “Об утверждении нормативов оптимального соотношения культур в севообороте в разных природно-сельскохозяйственных регионах”.
Что же такое севооборот? Как необходимо сохранять плодородие почв? И чем грозит аграриям не соблюдение подобных обязательств?
И самое главное, как эти понятия соотносимы с желанием арендатора выжать максимум из переданной во временное пользование земли, с одной стороны, и желанием арендодателя вернуть себе после окончания срока аренды земельный массив, способный в дальнейшем быть конкурентным и востребованным, с другой стороны?
Вышеуказанные вопросы напрямую зависят от долгосрочности и серьезности намерений фермера по осуществлению уставной деятельности.
Если относительно земельного актива имеются масштабные и стратегические цели, арендатор не в меньшей степени, чем собственник заинтересован в обеспечении максимального уровня урожайности земли, профилактике распространения болезней, вредителей, сорняков — а именно эти цели и преследует севооборот.
При этом в хозяйственную деятельность вливаются инвестиции, в том числе, в форме современных технологий, необходимых для качественного проведения посевов, уборки урожая, соблюдения требований по экологической безопасности и т. д. — наличие которых является одним из ключевых факторов, обеспечивающих, в том числе, конкурентную себестоимость продукции.
Напротив фермер, который не планирует долгосрочной сельскохозяйственной деятельности, чувствует, что в ближайшее время он будет вытеснен с рынка или просто намерен агрессивно увеличить доходность своего предприятия — не видит для себя необходимости обеспечивать максимальную сохранность актива, использовать его рационально и бережно, не допускать истощения грунтов.
Судебные споры
Очевидным инструментом защиты интересов собственника переданной в аренду земли во втором случае есть судебный иск о расторжении договора в связи с существенными нарушениями его условий.
Факты нарушения обязательств в подобных спорах могут выражаться в:
– показаниях свидетелей;
– актах, составленных в момент выявления нарушения, с обязательным привлечением в состав комиссии представителей местных органов власти, компетентных организаций и учреждений, общественности;
– экспертных заключениях, свидетельствующих об уменьшении уровня плодородности земли, о деградации земель, причинении вреда окружающей среде и арендованному земельному участку в частности и т. д.
Ярким примером подобной ситуации есть цепочка судебных решений в деле № 173/527/14-ц по иску собственника земли к арендатору (юридическому лицу), деятельность которого заключалась в ежегодном (на протяжении пяти лет) выращивании подсолнечника.
Согласно условиям севооборота в повторных посевах эту культуру можно возвращать не ранее чем через 7–8 лет.
В результате судебного разбирательства были установлены факты критического состояния грунтов земельного массива, что легло в основу соответствующего судебного решения, оставленного в силе по результатам пересмотра в апелляционном порядке.
Кроме того, примерами расторжения договоров аренды земли в связи с нарушением арендатором требований закона и договорных обязательств относительно порядка использования земли и условий ее надлежащей сохранности, можно считать судебные решения Верховного Суда Украины от 20 января 2016 года и 3 февраля 2016 года в делах № 6-1998цс15 и № 6‑1999цс15 соответственно.
Согласно правовой позиции Верховного Суда, изложенной в постановлении по делу № 6-1998цс15, установление фактов нарушения условий договора аренды земли, в части надлежащего использования и сохранности объекта аренды, вследствие которых был нарушен режим использования земли, повлекший за собой засоренность и залеснение земельного массива — является основанием для расторжения договора аренды.
Необходимо отметить, что указанные нарушения шли в связке с невыполнением арендатором обязательств по выплате арендной платы, но, тем не менее, на мой взгляд, каждое из таких нарушений в отдельности может являться достаточным основанием для удовлетворения соответствующих исковых требований истца.
Выводы
В итоге, несмотря на свою некую декларативность по мнению многих арендаторов, надлежащее исполнение вышеуказанных обязательств в последнее время выходит на первый план, наравне с такими знаковыми обязательствами как выплата арендной платы.
С учетом этого фермерам, желающим сохранить имеющийся земельный банк, следует внимательно отнестись к анализу состояния выполнения ими соответствующих договорных обязательств и, как следствие, оперативно принять меры к снижению рисков возникновения подобного судебного спора и передачи его на рассмотрение в суд.
По моему мнению, большая вероятность того, что в ближайшем будущем такие споры будут иметь существенный удельный вес в общем массиве земельных споров, рассматриваемых в судах Украины.
Источник: //delo.ua/business/kak-sobstvennik-paja-mozhet-zaschitit-svoi-prava-protiv-nedobros-335094/