Можно ли изменить период годов для отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с первым ребенком?


Рассказываем, как рассчитывать в 2018 году ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и начислять его в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» редакции 3.

Одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком (Федеральный закон от 19.05.

1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в частности, матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

При этом следует учитывать, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется и в том случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

Если в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком у матери наступает отпуск по беременности и родам, то она имеет право выбрать, какое пособие ей получать в период совпадения отпусков.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,5 лет.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяет статья 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Расчет среднего заработка

Пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, т. е. при назначении пособия в 2018 году – за 2016 год и за 2017 год.

В средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, включаются все виды выплат в пользу застрахованного лица, на которые были начислены страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (начиная с 01.01.2017).

Средний заработок для расчета пособия учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с пунктом 6 статьи 421 НК РФ предельную величину базы для начисления страховых взносов.

Максимальная величина учитываемого при исчислении пособия годового заработка составляет для: 

  • 2018 г. – 815 000 руб.; 
  • 2017 г. – 755 000 руб.; 
  • 2016 г. – 718 000 руб.; 
  • 2015 г. – 670 000 руб.; 
  • 2014 г. – 624 000 руб.; 
  • 2013 г. – 568 000 руб.; 
  • 2012 г. – 512 000 руб.;
  • 2011 г. – 463 000 руб.; 
  • 2010 г. – 415 000 руб.; 
  • 2009 г. и более ранних периодов – 415 000 руб.

В случае если в 2 календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работницы могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В среднем заработке для исчисления пособий учитывается не только заработок, полученный у данного страхователя, но и в общем случае заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Для подтверждения заработка, полученного у другого страхователя, работник должен представить справку о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (либо копию справки, заверенную в установленном порядке), и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы.

В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособием справки (справок) о сумме заработка пособие назначается и выплачивается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя сведений и документов. После представления застрахованным лицом справки (справок) производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за 3 года, предшествующих дню представления справки (справок).

Если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких работодателей, то пособие по уходу за ребенком ему назначается и выплачивается по одному из последних мест работы по его выбору (в отличие от пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, которые в определенных случаях могут выплачиваться по всем местам работы).

Среднедневной заработок определяется путем деления суммы заработка застрахованного лица за 2 предшествующих календарных года начала отпуска (с учетом ограничения его максимального годового размера) на число календарных дней в расчетном периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

  • периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату не начисляются страховые взносы.

При расчете пособия по уходу за ребенком среднедневной заработок не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком.

В 2018 году максимальный размер среднедневного заработка для пособия по временной нетрудоспособности составляет (ст. 14 Закона № 255-ФЗ):

(718 000 руб. + 755 000 руб.) / 730 = 2 017,81 руб.

В связи с этим предельный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году равен (ст.ст. 11.2, 14 Закона № 255-ФЗ):

2 017,81 руб. х 30,4 х 40 % = 24 536,57 руб.

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев, пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов.

Если застрахованное лицо не имело заработок за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени, – неполной рабочей недели, неполного рабочего дня, – средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Источник: https://buh.ru/articles/documents/72979/

Минтруд выступил против сложившихся правил переноса расчетного периода при выплате пособия в ситуации «из декрета в декрет»

Чтобы вычислить величину пособия, бухгалтер должен сначала определить расчетный период и заработок работника за этот период. Расчетный период составляют в общем случае два календарных года (с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году, в котором начались болезнь, декрет или отпуск по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Для расчета пособия нужно учесть все выплаты в пользу работника, на которые в расчетном периоде были начислены взносы в ФСС (ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). При этом величина выплат, учитываемых при расчете пособия, за каждый год расчетного периода не может превышать предельную базу для начисления взносов в ФСС в соответствующем году (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Определив размер выплат, перечисленных работнику в расчетном периоде (с учетом предельного значения базы), бухгалтер сможет рассчитать средний дневной заработок и окончательную величину пособия (ч. 3 — 5.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Таким образом, размер зарплаты работника в расчетном периоде непосредственно влияет на величину пособия.

(Более подробную инструкцию по расчету пособий можно найти в материале «Больничные и «детские» пособия: актуальные правила расчета, выплаты и возмещения»).

Замена расчетного периода: положения закона

Из общего правила определения расчетного периода законодатели сделали исключение для женщин, которые в указанном периоде находились в декрете либо в отпуске по уходу за ребенком, и потеряли из-за этого в зарплате.

В описанном случае можно перенести один год (или оба года) расчетного периода на более раннее время.

Из части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ следует, что произвести замену лет в расчетном периоде можно при соблюдении трех условий.

  1. В двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая (болезни, декрета или отпуска по уходу за ребенком), либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком (вне зависимости то того, какой продолжительности были эти отпуска);
  2. От работника поступило заявление о замене календарных лет (года);
  3. Замена календарных лет (года) приведет к увеличению размера пособия.

Пример

Предположим, что Иванова И. И. работает в организации с 2009 года и планирует уйти в декретный отпуск в октябре 2015 года. По общему правилу, в расчетный период для вычисления пособия по беременности и родам нужно включить 2013 и 2014 годы. Однако в 2013 году женщина находилась в предыдущем декретном отпуске, а в 2014 году — в отпуске по уходу за первым ребенком.

Вполне возможно, что в этой ситуации ей невыгодно учитывать для расчета пособия заработок за два года, непосредственно предшествующих году, в котором она собирается уйти во второй декретный отпуск. Если Иванова И.И.

подаст заявление о замене расчетного периода, то бухгалтер будет вправе перенести один год (или оба года) расчетного периода на тот год (или годы), когда заработок женщины был больше.

В Законе № 255-ФЗ не установлено, на какие именно годы можно перенести расчетный период женщинам, которые находились в «материнских» отпусках.

В частности, не сказано, что календарные годы расчетного периода можно заменить только на два идущих подряд года. Также не установлено, что это должны быть годы, непосредственно предшествующие расчетному периоду.

Поэтому возможны любые варианты переноса календарных лет (года) расчетного периода на более раннее время, если это приведет к увеличению размера пособия.

В нашем примере для расчета пособия Иванова И. И. может выбрать любые два календарных года за период с 2009 года по 2014 год, если такая замена позволит увеличить сумму пособия (например, 2011 и 2014 гг., 2012 и 2014 гг., 2010 и 2011 гг., 2009 и 2011 гг. и др.)

Заметим, что расчетный период можно перенести на более раннее время и в том случае, если прежде женщина трудилась у другого работодателя.

В этой ситуации для подтверждения заработка за те годы, которые войдут в расчетный период, работница должна предъявить справку по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 30.04.13 № 182н, с прежнего места работы.

В этой же справке должно быть также указано, сколько дней в течение этих лет женщина была на больничном, в декрете, в отпуске по уходу за ребенком.

До сих пор практика замены лет расчетного периода в целях увеличения суммы пособия не вызывала особых нареканий со стороны ФСС, независимо от того, на какие годы переносился расчетный период. Арбитражные суды также не высказывались о том, что перенос расчетного периода на любые предшествующие годы является незаконным. 

Замена расчетного периода: позиция Минтруда

Однако Минтруд выпустил разъяснение, которое способно изменить эту практику. В недавно обнародованном письме № 17-1/ООГ-1105 чиновники признали неверным утверждение о том, что календарные годы (год) расчетного периода можно заменить любыми предшествующими календарными годами (годом), если это приведет к увеличению размера пособия.

Авторы комментируемого письма решили, что замена лет возможна «не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая». Данный вывод чиновники пояснили следующим примером.

В 2013-2014 годах женщина находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком. Новый страховой случай (болезнь, декрет, отпуск по уходу за ребенком) наступил в 2015 году.

В такой ситуации 2013 и (или) 2014 годы можно заменить только на 2012 год и (или) на 2011 год, а не на вообще любые годы, предшествующие 2013 и (или) 2014 годам. Свою позицию Минтруд обосновал тем, что пособия направлены на частичную компенсацию утраченного дохода.

В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, полученный непосредственно перед наступлением страхового случая, а не тот, который был получен несколькими годами ранее.

Вернемся к нашему примеру. Напомним, что Иванова И.И. значительную часть времени в 2013-2014 годах находилась в «материнских» отпусках, а в 2015 году собирается уходить во второй декретный отпуск.

Если ее доход за 2013-2014 годы был маленький, либо его не было вовсе, она может обратиться в бухгалтерию с заявлением о переносе календарных лет расчетного периода. Согласно позиции Минтруда, новым расчетным периодом для нее может быть только период времени с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно.

Перенести хотя бы один год расчетного периода на более раннее время (например, выбрать в качестве расчетного периода 2010 и 2011 гг. или 2010 и 2012 гг.) нельзя.

Отметим, что в комментируемом письме не разъясняется, как следует поступить, если женщине выгодно заменить только один год расчетного периода? Например, Иванова И.И. может написать заявление с просьбой исключить из расчетного периода только 2013 год.

На какой год его можно заменить, руководствуясь письмом № 17-1/ООГ-1105, — только на 2012 год, только на 2011 год или на любой из них? И какой из перечисленных годов выбрать для замены, если Иванова И. И.

захочет исключить из расчетного периода только 2014 год?

Татьяна Ильюхина, начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС России считает, что и в первом, и во втором случае перенос возможен только на 2012 год. Обоснование такое: именно этот год непосредственно предшествует расчетному периоду (то есть тем годам, которые составляют расчетный период по общему правилу).

К каким последствиям может привести применение письма минтруда

Как видно из примеров, чиновники серьезно уменьшили возможность выбора лет для замены расчетного периода. Однако, на наш взгляд, позиция Минтруда не основана на законе.

Ведь норма части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ позволяет женщинам, которые в течение расчетного периода были в «материнских» отпусках, переносить этот период на любые предшествующие годы.

Закон не ограничивает работниц в выборе лет для замены, причем независимо от того, меняется один год или оба года расчетного периода. Единственное требование — такая замена должна привести к увеличению размера пособия.

Если же следовать рекомендациям Минтруда, то бухгалтер будет вынужден отказать в начислении пособия исходя из максимального заработка женщины, если этот заработок получен не в том периоде, который непосредственно предшествует новому страховому случаю.

Можно предположить, что некоторые работники будут недовольны таким подходом и потребуют от работодателя официального отказа, чтобы его обжаловать.

Однако заметим, что законодательство не обязывает работодателей давать работникам письменные объяснения о порядке расчета пособий. Поэтому бухгалтеру нужно просто объяснить сотрудникам, что он действует в соответствии с новыми разъяснениями Минтруда.

Если же рассчитать пособие в том порядке, против которого выступил Минтруд, то велика вероятность, что ФСС откажет в возмещении такого пособия за счет средств фонда.

А как быть с теми пособиями, которые были рассчитаны, выплачены и приняты к зачету до выхода комментируемого письма Минтруда? Нужно ли их пересчитывать, руководствуясь новой позицией чиновников о переносе лет расчетного периода? Официальных разъяснений на этой счет нет.

Мы считаем, что пересчитывать пособия не нужно. Если работодатель назначил и перечислил пособие, а ФСС принял выплаченные суммы к зачету, то тем самым фонд фактически признал, что пособия были рассчитаны правильно. Данный вывод нам подтвердила и Татьяна Ильюхина из ФСС.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2015/10/10394

Минтруд намерен изменить правила выплаты детских пособий

Родителя, который оформил отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года, но продолжает подрабатывать и не занимается в это время малышом, могут лишить детского пособия от Фонда социального страхования.

Об этом говорится в законопроекте Минтруда России, который размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов обращает внимание, что пункт о “невыплате пособий” сформулирован так, что на практике родителей могут лишить их за сам факт подработки.

Женщины в декрете смогут повысить квалификацию за счет государства

Логика минтруда такова: если, к примеру, мать трудится на полставки, а в это время за малышом ухаживает кто-то другой, ее право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет прекратится.

Но в минтруде “РГ” не ответили, кто и как будет определять, ухаживает за ребенком кто-то другой, пока мать подрабатывает, или ей удается самой и им заниматься, и выполнять трудовые обязанности, скажем, на дому, когда малыш спит.

Кстати, сегодня по действующему закону, если мать, отец, другой родственник или опекун, находясь в отпуске по уходу за ребенком, работает неполное рабочее время, детское пособие ему платят.

В Минтруде России пояснили, что “предлагаемая к обсуждению норма, содержащаяся в законопроекте, дополняет положения действующего законодательства”. То есть уточняется условие о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком только тому, кто фактически осуществляет уход за ребенком.

Положение, которым предлагается дополнить федеральный закон, утверждают в ведомстве, никак не ущемляет права граждан, поскольку и на сегодня родители, не осуществляющие уход за ребенком, права на пособие не имеют. А предлагаемое дополнение направлено на упорядочение регулируемых правоотношений.

Работающие женщины с детьми до 1,5 года “экономят” деньги по программам переобучения и трудоустройства мам

“В случае принятия законопроекта, – сообщили в минтруде “Российской газете”, – пособия, как и сейчас, будут выплачиваться работающим в период отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени и продолжающим осуществлять уход за ребенком. То есть в том случае если за ребенком фактически ухаживает один из работающих близких родственников (мама, папа, бабушка или дедушка) ребенка. Этот родственник и будет получать пособие”.

Правовые аспекты соцобеспечения эксперты “РГ” разбирают в рубрике “Юрконсультация”

Однако, по мнению профессора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, пункт о “невыплате пособий” в законопроекте все-таки не совсем точен. И он не исключает, что, когда норма вступит в силу, могут возникнуть случаи, когда родителей лишат пособий просто за сам факт подработки.

“Разберем данную ситуацию на реальных схемах, – продолжает собеседник “Российской газеты”. – Мама, папа и ребенок. Например, каждый из родителей сидит по полдня дома, а полдня работает. В этом случае семья может полностью лишиться пособия по уходу за ребенком. Пропорции распределения времени по уходу внутри семьи могут быть какими угодно!”

Может ситуация быть еще круче, продолжает профессор Финансового университета. Например, мама-одиночка, вынужденно подрабатывающая из-за низкого размера пособия, может просто лишиться его, волнуется Сафонов.

“При этом проверить реальность работы можно двумя способами: через отчеты работодателей по уплаченному налогу на доходы физических лиц в налоговую службу или самозанятого гражданина, либо через слежку за родителями. Но понятно, что такие формы контроля не могут доказать факта отсутствия ухода за ребенком”, – говорит Александр Сафонов.

Во-первых, может быть удаленная занятость в часы, когда ребенок спит.

Минтруд предупредил о фейковых пособиях в 115 тысяч рублей

Во-вторых, это может быть выполнение работы в периоды нахождения ребенка в гостях у дедушки с бабушкой.

“Предложенная конструкция имеет слабую техническую реализацию. Возникнет масса обращений в суд, где доказать “отсутствие ухода” окажется невозможным. Кроме того, как только такая норма появится, можно будет ожидать дальнейшего ухода работников в тень”, – добавляет эксперт.

По словам Сафонова, сейчас минтруд пытается решить важную задачу по возвращению женщин, находившихся в отпусках по уходу за ребенком, на рынок труда. Специалистам известна проблема потери рабочих мест женщинами из-за снижения уровня компетенции. Тратятся деньги на их переобучение.

Но женщины, сочетающие уход за ребенком и работу, сохраняют свои позиции на рынке труда и “экономят” деньги по программам переобучения, трудоустройства и выплате пособий по безработице. Нельзя обходить вниманием и проблему снижения доходов семей с детьми из-за данной инициативы, констатировал Сафонов.

А теперь о цене вопроса. В этом году минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком до 1,5 года составляет 3277,45 рубля, при рождении второго – 6554,89 рубля. Максимальное – 26 152,27.

Источник: https://rg.ru/2019/10/14/mintrud-nameren-izmenit-pravila-vyplaty-detskih-posobij.html

Минтруд решил изменить условия выплаты пособия по уходу за ребенком :: Экономика :: РБК

«Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по продолжительности неполного рабочего времени для застрахованного лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, но право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется за ним только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода», — пояснили в ведомстве.

  • Пособие по уходу за ребенком выплачивается ежемесячно застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком со дня начала отпуска и до достижения ребенком возраста полутора лет. Хотя ухаживать за ним могут несколько членов семьи, пособие выплачивается только одному из них.
  • Размер ежемесячного пособия составляет 40% среднего заработка застрахованного лица, но не может быть меньше 3,3 тыс. руб. на первого ребенка и 6,6 тыс. руб. на второго. Максимальный размер пособия — 26,2 тыс. руб.
  • Пособие назначается трудоспособным гражданам, которые берут отпуск по уходу за ребенком (то есть на бабушку старше пенсионного возраста оформить пособие нельзя). Родитель, который находится в трудоспособном возрасте, но, к примеру, никогда не работал, может обратиться за пособием в органы социальной защиты и получать выплаты в минимальном объеме.
  • За 2018 год выплачено 16,5 млн пособий по уходу за ребенком до полутора лет, а за первое полугодие 2019 года — более 7 млн пособий, сообщили РБК в Фонде социального страхования. Расходы фонда на 2019 год на выплату этого пособия запланированы в объеме 167,1 млрд руб.

Борьба со злоупотреблениями

Инициатива направлена против злоупотребления правом на пособие, объяснили в министерстве. Максимальная продолжительность неполного рабочего времени сейчас никак законодательно не регламентирована, отмечают в Минтруде.

Такое время устанавливается по соглашению между работником и работодателем в каждом конкретном случае.

Но если мать или отец, формально работая неполный рабочий день, фактически проводят на работе больше времени, чем это нужно для полноценного ухода, пособие в таком случае они получать не должны, считают в Минтруде.

«Сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком и повлекшая утрату заработка», — считают в министерстве.

При незначительном уменьшении рабочего времени, причем в некоторых случаях сокращение рабочего дня имеет только документальное оформление, застрахованное лицо работает практически полный рабочий день и не осуществляет фактически уход за ребенком, эквивалентный тому, который мог бы быть, если бы он не работал, уточнили в Минтруде.

«У застрахованного лица остается право как на получение заработной платы практически в полном объеме, так и на получение пособия», — отмечает ведомство, выступающее против такой практики.

«В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом», — считают в Минтруде, отмечая, что аналогичной позиции придерживается Верховный суд.

Очевидно, что, если родитель работает почти полный рабочий день, за ребенком в это время должен ухаживать кто-то другой.

https://www.youtube.com/watch?v=3DFqyRl0Kzo

В ответ на запрос РБК в Минтруде уточнили, что получателя пособия можно менять, если фактический уход за ребенком начинает осуществлять другой родственник вместо того, кто выходит на неполный рабочий день.

Экономия бюджетных средств

Размер пособия сегодня недостаточен для того, чтобы семья могла бы полностью освободить женщину от работы; ее продолжение во время отпуска по уходу за ребенком — это во многом вынужденная мера, утверждает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «Доказать наличие злоупотребления правом не представляется возможным, в данном случае инициатива связана с экономией бюджетных средств. Если бы власти хотели добиться того, чтобы женщины полноценно воспитывали детей, то нужно было бы повышать пособие», — считает он.

Предложенная Минтрудом мера может снизить расходы государства на выплаты пособий, полагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

«Такие изменения призваны усложнить пути получения пособия со стороны работающих родителей, однако они не являются панацеей в этом вопросе, поскольку родители и работодатель могут договориться между собой и документарно рабочие отношения не оформлять, а в таком случае по факту поправка бессильна», — заметил РБК эксперт.

Естественная убыль населения признается властями катастрофической, и в 2019 году она продолжает ускоряться: за январь—август текущего года убыль оценивается в 219,2 тыс. человек против 169,1 тыс. человек за аналогичный период 2018 года, следует из данных Росстата. причина — значительное падение рождаемости при низких темпах снижения смертности.

Рождаемость сокращается из-за снижения числа женщин в репродуктивном возрасте, сейчас в основном это представительницы малочисленных поколений 1990-х годов.

Преимущественный возраст первых рождений для матерей сейчас составляет 25–34 года, что сокращает возможности рождения вторых и третьих детей.

«Важно стимулировать первые рождения, чтобы женщины не боялись рожать в молодом возрасте», — заявила вице-премьер Татьяна Голикова.

Юлия Старостина

При участии: Антон Фейнберг

Источник: https://www.rbc.ru/economics/11/10/2019/5d9ef0f59a794711a69ff9f3

Как изменился расчет пособий с 2019

Еще до расчета пособия важно внимательно изучить больничный лист и проверить отметки, которые в нем сделаны. Если медицинская организация допустила нарушения при оформлении больничного, то такой документ работодатель принимать не должен. Медицинская организация в этом случае обязана выдать дубликат с учетом исправления ошибок.

Только при наличии правильно оформленного документа можно приступать к расчету, поскольку работодателю принципиально важно, чтобы ФСС возместило пособия, которые были выплачены работникам в календарном году.

Расчет пособий в 2019 году 

В 2019 году произошло несколько изменений в расчете пособий, на которые нужно обратить внимание.     

Во-первых, важно учитывать размер максимальной базы для исчисления страховых взносов, который был установлен в 2017 и 2018 годах.

О нем стоит помнить при расчете больничного и пособия по материнству (пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет), так как выплаты работникам сопоставляются с предельными базами.

ФСС возместит только сумму в пределах лимита, даже если она превышает его.   

Во-вторых, следует обратить внимание на то, что с 1 февраля 2019 года единовременные детские пособия выросли на 4,3 %. Таким образом, пособие по уходу за первым ребенком сейчас составляет 3 277, 45 руб., а пособие по уходу за вторым ребенком — 6 554,89 руб.

В-третьих, произошло увеличение МРОТ, которое повлияло на размер минимальных пособий. В частности, для пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, рассчитанное исходя из МРОТ, минимальный размер в 2019 году составляет 4 512 руб.

Основные правила для расчета больничного

Прежде чем приступить к расчету больничного листа, нужно проверить правильность заполнения строк этого документа и убедиться в том, что он корректно оформлен и не требует изменений.

  • От работника (даже от совместителя) принимается только оригинал больничного

Пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам рассчитывается на основании оригинала больничного листа. Если работодатель имеет дело с совместителем, то от него он тоже должен получить оригинал. Никаких копий больничного принимать от сотрудника нельзя.  

  • Работник может предоставить больничный «с опозданием»

Обратиться за пособием работник вправе в течение шести месяцев, и работодатель обязан удовлетворить его просьбу. То есть если работник вышел на работу после больничного, но по каким-то причинам сразу не принес больничный лист, а предоставил его только спустя один-два месяца, то работодатель должен принять у него больничный и оплатить его.

Бывают ситуации, когда работники после увольнения обращаются уже к бывшему работодателю с просьбой оплатить больничный лист. Работодатель в этом случае обязан удовлетворить просьбу, если она последовала в течение 30 календарных дней после увольнения (ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ).

При этом бывают случаи, когда работники пользуются лазейками в трудовом законодательстве и ведут себя недобросовестно — например, получают при увольнении окончательный расчет, трудовую книжку и в течение 30 дней приходят с больничным листом, который был открыт в последний рабочий день, и просят бывшего работодателя изменить дату увольнения и выплатить на основании предоставленного больничного пособие. Как быть в такой ситуации? Работодателю придется выплатить пособие, поскольку в последний день работы сотрудник состоял с ним в трудовых отношениях. Просьбу работника придется удовлетворить, то есть изменить дату увольнения в трудовой книжке. Но оплатить пособие нужно на общих основаниях — в зависимости от стажа, который был у работника на день увольнения.

По этому вопросу можно ориентироваться на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2. В п. 27 уточняется, что при реализации гарантий, предоставляемых работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны самих работников.

«При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе (изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения), поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника».

  • Размер пособия зависит от страхового стажа работника

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в следующем размере: если работник имеет страховой стаж 8 и более лет, то берется 100 % среднего заработка; если страховой стаж от 5 до 8 лет, то 80 %; если страховой стаж до 5 лет, то 60 %.

  • Следует учитывать, болел ли работник сам или осуществлял уход за больным членом семьи

В этом случае нужно обращаться к ст. 7-8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Если работник болеет не сам, то важно уточнить детали: за каким членом семьи он осуществляет уход (если за ребенком, то сколько ему лет, где осуществлялся уход — в стационаре или амбулаторно, ребенок инвалид или нет и т.д.), по какому случаю уход и др.

Обращать внимание на отметки в больничном листе (более ли сотрудник сам или осуществлял за кем-то уход) нужно еще и потому, что законодательство устанавливает ограничения по количеству дней и по размерам пособий.

Так, в ситуации, когда работник ухаживает за больным ребенком, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается следующим образом: при лечении ребенка в амбулаторных условиях — за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, за последующие дни — в размере 50 % среднего заработка.

  • Существуют ситуации, когда пособие выплачивается исходя из МРОТ

Исходя из МРОТ пособие выплачивается не только в тех случаях, когда у работника был заработок меньше, чем исходя из МРОТ в расчетном периоде, или данный работник работал у другого работодателя, но не смог предоставить справку о сумме заработной платы (Приказ Минтруда РФ от 30.04.2013 № 182н) на момент расчета. Также есть и другие случаи:

  • когда работник нарушил без уважительных причин режим, предписанный лечащим врачом;
  • если работник не явился в назначенный срок на осмотр к врачу;
  • если работник получил больничный в результате алкогольного или наркотического опьянения.

Все эти факты отражаются в больничном листе.

Если в больничном листе есть перечисленные выше основания, то размер пособия может быть снижен. С одной стороны, это требование Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ. С другой стороны, по этому вопросу есть судебная практика, в частности Постановление Президиума ВАС от 14.02.

2012 № 14379/11. В нем описывается ситуация, когда работодатель разобрался в том, что работник не мог явиться на прием к врачу по уважительным обоснованным причинам.

В этом случае можно оплатить больничный в соответствии с выплатами, которые были произведены в расчетном периоде, и не снижать пособие.

​Даже если пособие рассчитывается исходя из МРОТ, оно все равно зависит от страхового стажа. В ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.

2006 № 255-ФЗ говорится, какие периоды включаются в страховой стаж: периоды трудовой деятельности по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой работник подлежал обязательному социальному страхованию.

Как подтвердить страховой стаж?

Страховой стаж можно подтвердить по трудовой книжке. Но бывает, что в трудовой указаны только годы работы, без обозначения точных дат. Что делать в таком случае? Согласно п.

 27 Правил, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.

2007 № 91, если в представленном документе о периодах работы указаны только годы без точных дат, то за дату следует считать 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым является 15 число соответствующего месяца.

https://www.youtube.com/watch?v=V1Ttr5xHOjs

Периоды гражданской муниципальной службы тоже включаются в страховой стаж. Что касается военнослужащих, то их стаж подтверждается отметками о военной службе в военном билете.

Также страховой стаж можно подтвердить с помощью трудового договора, даже если нет соответствующей записи в трудовой книжке.

Еще один способ — сделать запрос в ПФР.

Все периоды, когда за работника перечислялись страховые взносы, и это можно подтвердить документально, должны быть включены в трудовой стаж. В ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ уточняется, что периоды прохождения военной службы тоже включаются в страховой стаж.

Обратите внимание на Федеральный закон от 27.12.2018 № 536-ФЗ, который внес некоторые изменения в ч. 1.1 ст. 16: появилось дополнение о том, что в страховой стаж включается служба в войсках национальной гвардии РФ.

Как рассчитать пособие совместителю?

Во многих организациях есть совместители, работающие не в одной, а в двух или больше организациях. В связи с этим возникает вопрос — какие периоды при расчете пособий учитывать? Четкий ответ дается в ст.

13 Федерального закона от 29.12.

2006 № 255-ФЗ: если работник на момент наступления страхового случая занят у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах был занят у тех же страхователей, то:

  • пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам — назначаются и выплачиваются по всем местам работы;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком — назначается и выплачивается по одному месту работы по выбору работника.

Пособия исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 14 Федерального закона, за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

Рассмотрим несколько ситуаций с совместителями:

1. В текущем году работник трудоустроен у нескольких работодателей и в предыдущих двух годах работал тоже у них.

Если в 2019 году работник трудится у двух работодателей — в ООО «Икс» и ООО «Игрек», при этом в 2017 и в 2018 годах он работал у них же, то больничных листов у него будет два.

Пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам будет рассчитано отдельно в ООО «Икс» и отдельно ООО «Игрек».

А пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет будет выплачено в одном рабочем месте, по выбору работника.

2. В текущем году работник задействован у нескольких работодателей, а в двух предшествующих годах работал в других компаниях.

Случаются ситуации посложнее, когда, например, на момент наступления страхового случая (болезнь, уход по беременности и родам) работник занят у нескольких работодателей, а в двух предшествующих годах он трудился в других компаниях.

И в таких ситуациях пособие по беременности и родам и по временной нетрудоспособности, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается по одному из последних мест работы. Работнику придется выбрать, к какому работодателю обратиться (ч. 2.1 ст. 13 от 29.12.

2006 Федерального закона № 255-ФЗ). Следовательно, ему потребуется только один больничный лист.

Допустим, в 2019 году человек работает в ООО «Икс» и ООО «Игрек». Ранее, в 2017 и 2018 годах, он работал в ООО «Зэт» и ООО «Зеро» соответственно.

Чтобы получить пособие, ему нужно будет обратиться только в одну организацию, в которой он осуществляет трудовую деятельность в 2019 году.

При этом включать выплаты, произведенные другими работодателями, допустимо, если работник предоставит справку № 182н с других мест работы.

3. В текущем году работник задействован у нескольких работодателей, а в двух предшествующих годах работал как у этих, так и у других работодателей.

Бывают ситуации, когда работник на момент наступления страхового случая трудоустроен у нескольких работодателей и в двух предыдущих годах был занят как у этих, так и у других работодателей. Тогда можно применять либо сценарий, описанный в первом пункте, либо сценарий из второго пункта (ч. 2.2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

В такой ситуации работнику нужен либо один больничный лист, если он обратится к одному работодателю, у которого трудоустроен в 2019 году, либо несколько больничных, если он обратится к нескольким работодателям.

При этом если работник будет обращаться за пособием только к одному работодателю, то в расчет среднего заработка будут включаться выплаты, которые были произведены в данной организации, и выплаты, произведенные за время работы в других организациях.  

Источник: https://kontur.ru/articles/5433