Заявитель может обратиться в Европейский Суд, исчерпав внутригосударственные средства правовой защиты, но только те из них, что соответствуют критериям доступности и эффективности п. 1 ст. 35 Конвенции.
Что бы обратиться в ЕСПЧ, в Вашем деле должно присутствовать нарушение Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Вы должны быть пострадавшим от этого нарушения и предпринять все доступные на внутригосударственном уровне меры (но только те которые ЕСПЧ считает эффективными), что бы восстановить нарушенное право.
Если восстановить или компенсировать нарушенное право не получилось, то можно обращаться в ЕСПЧ.
По арбитражным и гражданским делам, рассматриваемым по правилам, предусмотренным ГПК РФ, а также по делам из публичных вытекающим правоотношений (КАС РФ), жалобу в Европейский суд по правам человека следует подавать после кассационного определения Верховного суда РФ.
При этом обращение к Председателю Верховного Суда РФ в расчет, при исчислении сроков не берется (пресс-релиз секретаря Европейского Суда по правам человека № 184 (2015) от 04.06.2015).
По уголовным делам, а также делам по административным правонарушениям, рассматриваемым по КоАП, жалобу в ЕСПЧ необходимо подавать после суда второй (апелляционной) инстанции (Kashlan v. Russia, N 60189/15).
Жалоба подается, только на формуляре, в срок не превышающий шесть месяцев, в Европейский суд по адресу: European Court of Human Rights Council of Europe 67075 STRASBOURG CEDEX FRANCE, формуляр жалобы (с 01 января 2014 года краткие и не по форме составленные жалобы ЕСПЧ не принимаются).
Когда-нибудь этот срок может быть сокращен до 4 месяцев, но это будет ещё не скоро.
24 июня 2013 года в Страсбурге составлен Протокол № 15, вносящий изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
11 июня 2016 г. Президентом В.В. Путиным дано распоряжение подписать Протокол № 15 к Конвенции от имени Российской Федерации.
19 сентября 2016 г. во Дворце Совета Европы в г. Страсбурге Франция, Министром юстиции Российской Федерации А.В. Коноваловым подписан Протокол № 15, в отношении которого, наибольшее внимание граждан привлекают изменения, вносимые в пункт 1 ст. 35 Европейской Конвенции, применительно срока обращения в ЕСПЧ, который сокращается с 6 месяцев до 4 месяцев.
Реально, подписание Россией 19 сентября 2016 года Протокола № 15 в ближайшее время (2018-2019 г.г.) ничего не изменит.
Для вступления Протокола в силу необходимо, чтобы его подписали и ратифицировали все 47 государств – членов Совета Европы, а потом прошло ещё не менее трёх месяцев.
Пока же, протокол ещё не ратифицировали ряд стран — Словения, Португалия, Хорватия, Украина, Италия, Испания, Исландия, Бельгия, Австрия, при этом некоторые даже не подписали (и не известно подпишут ли когда-нибудь) – это Мальта, Латвия, Греция, Босния и Герцоговина.
Так же следует учитывать, что, норма об уменьшении срока для обращения в ЕСПЧ с шести месяцев до четырех месяцев вступит в силу еще через полгода после вступления в силу самого Протокола № 15, что случится после подписания и ратификации его Европейским Советом.
Таким образом, срок обращения в ЕСПЧ, по прежнему, остается 6 месяцев.
Так же нужно учитывать, что по ряду нарушений Европейской Конвенции (таких как пытки, незаконное лишение свободы и проч.) в России отсутствуют эффективные средства правовой защиты.
В таких случаях, можно не предпринимать попыток судебного обжалования, а сразу обращаться в ЕСПЧ, пока не прошло 6 месяцев с момента нарушения, при этом важно ссылаться так же на ст.
13 Конвенции, отсутствие эффективных средств правовой защиты.
Порядок рассмотрения жалобы Европейским Судом.
После поступления жалобы в Суд член секретариата производит ее первичный анализ. Он решает следующие вопросы: Есть ли в тексте поступившего формуляра данные, дающие основания полагать, что в рассматриваемом деле действительно могут быть нарушения прав и свобод, защищаемых Конвенцией.
Второй вопрос – это приложены ли к формуляру необходимые документы. И третий вопрос – отвечает ли формуляр жалобы формальным требованиям Конвенции. Если формуляр жалобы не отвечает перечисленным требования, то он направляется в секцию Суда, Единоличному судье или Комитету для принятия решения о признании жалобы неприемлемой.
Решение оформляется официальным письмом Суда. На этом этапе отклоняется порядка 90% жалоб. Если формуляр жалобы не признан неприемлемым, то он закрепляется за секцией Суда и включается в список подлежащих рассмотрению. Согласно Правилу 52 Регламента («Передача жалоб в ведение Секций») п.
1 Об этом решении заявитель информируется письмом Суда, в котором говорится, что жалоба будет рассмотрена в соответствии с очередностью.
С момента принятия решения о том, что жалоба будет рассмотрена, Единоличный судья, Комитет, Палата или ее Председатель вправе уведомить о жалобе Высокую Договаривающуюся Сторону-ответчика и предложить ей представить письменные замечания по жалобе, а после получения таких замечаний, предложить заявителю представить свои ответные возражения. Данная стадия ведется на официальном языке Суда – английском или французском
По каким категориям дел можно успешно составить жалобу без помощи адвоката?
Человеку, изучившему Инструкции ЕСПЧ, вполне по силам самостоятельно составить жалобу на условия содержания под стражей, нарушение ст. 3 Конвенции, а так же на длительные сроки содержания под стражей до вынесения приговора суда ч. 3 ст. 5 Конвенции.
По другим категориям дел, обжалованию приговора по ст.
6 Конвенции, по нарушениям в ходе рассмотрения гражданских и экономических споров, самостоятельно составить качественную жалобу, которую Европейский Суд признал бы приемлемой, довольно сложно, либо потребуется длительное время на освоение прецедентной практики ЕСПЧ.
Сроки рассмотрения в ЕСПЧ.
Срок рассмотрения в ЕСПЧ зависит от категории, которая была присвоена Вашему делу. Наиболее быстро рассматриваются жалобы на нарушения ст. 3 и ст. 5 Конвенции, по некоторым категориям дел ст. 2 и ст. 8 Конвенции так же часто бывает приоритетное рассмотрение. Решение ЕСПЧ в таких случаях можно получить в течении года.
В нашей практике бывали случаи, когда оспаривая продление срока содержания под стражей на стадии следствия, человек получал постановление ЕСПЧ признающее нарушение ч. 3 ст. 5 Конвенции, ещё до того как уголовное дело поступило в суд.
В основном в таких случаях, это списочные решения, которые выносятся сразу в отношении нескольких человек, по типовым нарушениям Конвенции, где сформирована многочисленная прецедентная практика ЕСПЧ.
В отношении других категорий дел, сложных нетипичных дел, жалоб содержащих целый список нарушений Конвенции, рассмотрение может быть довольно длительным и занять несколько лет.
Особенно в этом не повезло тем, кто подавал жалобы в 2009 – 2011 годах, тогда работа ЕСПЧ ещё не была налажена таким образом, что бы справляться с большим потоком обращений, не было удобных формуляров, что создало завалы нерассмотренных жалоб.
Сейчас работа ЕСПЧ организована гораздо эффективнее, завалы старых жалоб постепенно тают, сроки рассмотрения вновь поступивших жалоб сокращаются. Из постановлений ЕСПЧ за 2018 год, мы видим, что предметом рассмотрения являются жалобы поступившие в 2016 – 2017 году. Так же более эффективно стала работать и фильтрационная секция. Если раньше мы ориентировали, людей, что ответа из ЕСПЧ нужно ждать минимум 3-4 месяца (иногда этот срок увеличивался даже до 6-8 месяцев), то теперь, по отдельным категориям жалоб, поданных в ноябре – декабре 2017 года, а так же в январе 2018 года, мы получаем положительные ответы фильтрационной секции буквально через 2 недели.
В чем сложности самостоятельного обращения в Европейский Суд по правам человека?
1. Нужно знать различия Российского законодательства и Европейской Конвенции. Далеко не всё, что является нарушением законов Российской Федерации – является нарушением Европейской Конвенции, и наоборот.
2. Нужно знать прецедентную практику Европейского суда. При вынесении своих решений Европейский суд опирается не на содержание статьи Конвенции, а на практическое толкование содержащиеся в практике Суда.3. Нужно суметь с точностью определить момент, когда нужно обращаться в суд и какие действия требуется выполнить перед этим, что бы жалоба была признана приемлемой.4.
Нужно суметь найти в практике Европейского суда одно или несколько решений под каждый аспект вашей жалобы, точно повторяющих вашу ситуацию и указать их в формуляре.
Подводя итог: Людям рассматривающим ЕСПЧ, в качестве средства правовой защиты могу пожелать – изучать практику Европейского Суда и читать Конвенцию, а так же помнить, что ЕСПЧ является одним из самых эффективных, действующих правовых механизмов, которые работают в России и позволяют получать результат.
Кроме того, старайтесь избегать мифов и непроверенной информации о ЕСПЧ, поскольку государство несущее огромные расходы на выплаты по решениям Европейского Суда и стремящееся свести эти расходы к минимуму, делает всё что бы уменьшить число людей обращающихся с жалобами в Страсбург. Успехов Вам и Побед!
Источник: //european-court-help.ru/
Содержание
- 1 ECHR: litigation manual, chapter 6
- 2 Как вести себя при задержании и оформлении административного правонарушения
- 2.1 Оглавление
- 2.2 Общие положения
- 2.3 Права полиции: когда полицейский может остановить гражданина
- 2.4 Ваши действия в случае, если к вам подошел полицейский:
- 2.5 Проверка документов
- 2.6 Как вести себя при административном задержании
- 2.7 Привлечение к административной ответственности
- 2.8 Вернуться в раздел помощь
- 3 Меня задержали. Что делать? — Meduza
ECHR: litigation manual, chapter 6
Глава 6.Критерии приемлемости, Филип Лич.
Из учебного пособия “Обращение в Европейский Суд по правам человека”, Москва 2006 г.
6.1 ВВЕДЕНИЕ
Критерии процессуальной правоспособности и приемлемости, используемые Европейским Судом, изложены в ст. 34 и 35 Конвенции, которые устанавливают следующее:
Ст. 34
Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.
Ст. 35
1. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.
2. Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со статьей 34, если она:
а) является анонимной; или
б) является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.
3. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со статьей 34, если сочтет ее несовместимой с положениями настоящей Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалоб.
4. Суд отклоняет любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой в соответствии с настоящей статьей. Он может сделать это на любой стадии разбирательства.
Правила приемлемости являются ключевым аспектом системы Европейской Конвенции, не в последнюю очередь потому, что очень большая доля дел объявляется неприемлемыми. Например, в 2003 г. Суд объявил приемлемыми 753 жалобы, при том, что 17 270 дел было признано неприемлемыми (или исключено из списков Суда) — т.е. 96% дел1. Ст.
34 (бывшая ст. 25) излагает требования, касающиеся процессуальной правоспособности. Ст. 35 (бывшая ст.
26) устанавливает критерии приемлемости, из которых наиболее важными в практическом отношении являются требование исчерпать внутренние средства защиты и подать жалобу в Суд не позднее шести месяцев после окончательного решения во внутреннем разбирательстве.
В этой главе рассматриваются следующие аспекты ст. 34 и 35:
6.2 Правоспособность — кто может обращаться в Суд? 6.3 Кто может считаться потерпевшим? 6.4 Исчерпание внутренних средств защиты. 6.5 Шестимесячный срок. 6.6 Анонимные жалобы. 6.
7 Жалобы по существу аналогичные уже рассмотренным Судом. 6.8 Жалобы, уже являющиеся предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования. 6.9 Несовместимость с положениями Конвенции. 6.
10 Явная необоснованность. 6.11 Злоупотребление правом подачи жалобы.
Изменения, вносимые Протоколом 14: дополнительный критерий приемлемости
Согласно Протоколу 14 к Конвенции (см. Примечание на стр. xv), в ст. 35 Конвенции будет включен новый критерий приемлемости. Этот новый критерий носит троякий характер — Суд моu001fжет признать дело неприемлемым, если сочтет, что: (i) заявитель не понес существенного ущерба, и
(ii) если соблюдение прав человека не требует исследования суu001fщества жалобы, и
(iii) при условии, что никакое дело не может отклоняться на этом основании, если оно не было должным образом рассмотреu001fно национальным трибуналом (ст. 12 Протокола 14, вносящая изu001fменения в ст. 35 Конвенции).
6.2 ПРАВОСПОСОБНОСТЬ — КТО МОЖЕТ ОБРАЩАТЬСЯ В СУД?
Правила Европейского Суда о правоспособности не являются строгими, хотя они неразрывно связаны с требованием, что заявитель должен указать, что пострадал в результате нарушения одного или более прав по Конвенции (что рассматривается ниже в п. 6.3). Суд не считает себя связанным национальными критериями, относящимися к locus standi, на том основании, что такие правила могут служить цели, отличной от указанной в ст. 34 Конвенции2.
Ст. 34 гласит, что Суд может принимать жалобы от «любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц».
Соответственно, частные лица или группы частных лиц, НПО3, компании (даже ликвидированные)4, акционеры, фонды, профессиональные объединения, профсоюзы, политические партии и религиозные организации — все они могут подавать жалобы в Суд.
В зависимости от характера предполагаемого нарушения Конвенции, жалобу по Конвенции может подать сама компания, либо ее управляющий и исполнительный директор5, а также — в исключительных обстоятельствах — отдельные акционеры6.
Однако определенные права по определению могут быть заявлены только физическими лицами и не распространяются на организации — например, свобода мысли, совести и религии7, право на образование8 и право не подвергаться унижающему обращению или наказанию9.
Некоторые примеры различных типов заявителей приводятся ниже.
6.2.1 Группы частных лиц
Гуэрра и др. против Италии (Guerra and others v Italy10): 40 жителей итальянского города подали жалобу по ст. 2, 8 и 10, жалуясь на риск загрязнения или крупной аварии на химическом заводе, находящемся на расстоянии километра.
Бальмер-Шафрот против Швейцарии (Balmer-Schafroth v Switzerland11):
десять заявителей, проживающих поблизости от атомной электростанции в Мюлеберге, обжаловали предоставление лицензии на использование, ссылаясь на ст. 2, 6(1), 8 и 13.
6.2.2 Деревни
Деревня Муонио Саами против Швеции (Muonio Saami Village v Sweden12): жалоба была подана саамской деревней в Швеции в связи с неудовлетворением требования жителей на право выпаса оленей.
6.2.3 Компании и акционеры
Санди Таймс против Соединенного Королевства (Sunday Times v UK13):
издатель, редактор и группа журналистов газеты «Санди Таймс», ссылаясь на ст. 10, обжаловала запрет генерального прокурора на публикацию статей о лекарстве «талидомид», ставшем предметом судебных разбирательств.
«Тиннелли и сын Лимитед» и др. и Макэлдафф и др.
против Соединенного Королевства (Tinnelly & Son Ltd and others and McElduff and others v UK14): заявители оспорили непредоставление им правительством контрактов, утверждая, это было проявлением дискриминации по религиозным основаниям, а также жаловались на проблему министерских сертификатов, сделавших фактически невозможным обжалование решения, ссылаясь на ст. 6(1), 8, 13 и 14.
Прессос Компаниа Навьера А.О.
и другие против Бельгии (Pressos Compania Naviera SA and others v Belgium)15: заявители — судовладельцы, ассоциации взаимного страхования судовладельцев и управляющий по делам о несостоятельности жаловались на имеющую обратную силу поправку в законодательство, влияющую на дела о неосторожности при проведении судов, ссылаясь на ст. 1 Протокола 1 и ст. 6(1).
Autronic AG v Switzerland16: заявитель — национальная компания-производитель электронной техники, — ссылаясь на ст. 10, обжаловала отказ в предоставлении лицензии на прием телевизионных программ с советского телеспутника,
Каплан против Соединенного Королевства (Kaplan v UK17): заявитель —председатель и исполнительный директор страховой компании был вправе утверждать, ссылаясь на ст. 6(1) и 13, что пострадал от нарушения прав компании, так как это нарушение затронуло его финансовые интересы, связанные с деятельностью компании и его интересы как должностного лица.
6.2.4 Строительные общества
Национальное и провинциальное строительное общество и др. против Соединенного Королевства (National & Provincial Building Society and others v UK18): три строительных общества требовали возвращения денег, выплаченных согласно утратившим силу налоговым нормам, ссылаu001b ясь на ст. 1 Протокола 1 и ст. 6 и 14.
6.2.5 Профсоюзы
Шведский профсоюз машинистов против Швеции (Swedish Engine Drivers’ Union v Sweden19): профсоюз-заявитель опротестовал систему переговоров о заключении коллективных договоров, которая действовала только в отношении Союза государственных служащих, ссылаясь на ст. 11, 13 и 14.
Национальный союз полицейских Бельгии против Бельгии (National Union of Belgian Police v Belgium20): профсоюз-заявитель жаловался на отказ властей признать его в качестве представительной организации, что привело к отстранению его от государственных консультаций, со ссылкой на ст. 11 и 14.
Уилсон, Национальный союз журналистов и др.
против Соединенного Королевства (Wilson, NUJ and others v UK21): заявители (в том числе Национальный союз журналистов и Национальный союз железнодорожных, морских и транспортных рабочих) обжаловали национальное законодательство, позволяющее работодателям отказывать в признании ранее признанных профсоюзов, опираясь на ст. 10, 11 и 14 (см. также замечания третьей стороны в Приложении 26).
6.2.6 Религиозные объединения
Католическая церковь Ханьи против Греции (Canea Catholic Church v Greece22): церковь обжаловала отсутствие права на участие в судебном
разбирательстве в результате отказа гражданского суда признать, что она обладает статусом юридического лица, со ссылкой на ст. 6 (1), 9, 14 и ст. 1 Протокола 1.
Святые монастыри против Греции (Holy Monasteries v Greece23): восемь греческих православных монастырей обратились с жалобой на лишение собственности и невозможность предпринять разбирательство в национальных судах против греческого государства, ссылаясь на
ст. 1 Протокола 1 и ст. 6(1).
Бессарабская митрополия против Молдовы (Metropolitan Church of Bessarabia v Moldova24): церковь-заявительница жаловалась на отказ в государственном признании, ссылаясь на ст. 6, 9, 11, 13 и 14.
X. и церковь саентологии против Швеции (X and Church of Scientology v Sweden25): заявители жаловались на запрет определенных формулироu001b вок в рекламе товаров, продаваемых саентологической церковью, ссылаясь на ст. 9.
6.2.7 Неправительственные организации (НПО)
«Христиане против расизма и фашизма» против Соединенного Королевства (Christians Against Racism and Fascism v UK26): организация-заявитель обжаловала полицейский запрет на все публичные демонстрации в Лондоне, ссылаясь на ст. 5, 10, 11 и 14.
Платформа «Врачи за жизнь» против Австрии (Plattform ‘Ärzte für das Leben’ v Austria27): организация-заявитель, объединение врачей, борющихся против абортов, оспаривали отказ полиции предоставить охрану их демонстраций от срыва со стороны групп, поддерживающих аборты, ссылаясь на ст. 9, 10, 11 и 13.
«Ферайн геген Тирфабрикен» против Швейцарии (Vgt Verein gegen Tierfabriken v Switzerland)28: заявитель — организация, борющаяся против вивисекции, — обжаловала запрет на телевизионную рекламу, ссылаясь на ст. 10, 13 и 14.
6.2.8 Политические партии
Станков и Объединенная македонская организация «Илинден» против Болгарии (Stankov and the United Macedonian Organisation Ilinden v Bulgaria29): заявители обжаловали меры, принятые властями для воспрепятствования демонстрациям объединения-заявителя, отстаивающего права национального меньшинства, ссылаясь на ст. 11.
Рефах Партиси (Партия благоденствия) и другие против Турции (Refah Partisi (the Welfare Party) and others v Turkey30): заявители жаловались на решение Конституционного Суда о роспуске Партии благоденствия и на ограничение политических прав других заявителей, ссылаясь на ст. 9, 10, 14, 17 и 18 Конвенции и ст. 1 и 3 Протокола 1.
6.2.9 Национальность и место жительства
Национальность и место жительства не влияют на право обращения в Суд с жалобой на нарушения Конвенции, что является отражением обязательства сторон, изложенного в ст. 1, обеспечивать права, гарантированные Конвенцией, любому, находящемуся в их юрисдикции. Проверке подвергается лишь право заявителя считаться жертвой нарушения его (ее) прав по Конвенции.
6.2.10 Правоспособность
Отсутствие правоспособности в целом не сказывается на праве подачи жалобы, однако заявители могут быть представлены родственником или иным подходящим лицом.
Например, в деле Винтерверп против Нидерландов (Winterwerp v Netherlands31) жалоба была подана человеком, получившим тяжелое повреждение мозга в аварии и насильственно содержавшимся в психиатрической больнице в соответствии с нидерландским законодательством о психическом здоровье. Аналогичным образом заявительница по делу Ван дер Леер против Нидерландов (Van der Leer v Netherlands32) пыталась оспорить свое принудительное содержание в психиатрической больнице. Однако там, где заявителей в Суде представляют их родственники или другие лица, Суд требует доказательств их полномочий для представления заявителя.
6.2.11 Право представлять другое лицо
Суд признает, что близкий родственник может подать жалобу от имени «жертвы» предполагаемого нарушения Конвенции, особенно ввиду уязвимости33 или плохого состояния здоровья жертвы34.
Кроме того, Суд может позволить подачу жалобы от имени другого лица (например, ребенка), даже если согласно внутреннему законодательству оно не имеет на это права35
Источник: //hrlibrary.umn.edu/russian/euro/Rlitigationmanual_ch6.html
Как вести себя при задержании и оформлении административного правонарушения
Вас останавливает на улице полицейский. Это самый обычный случай контакта с полицией. Наша памятка перечисляет законные причины, по которым полицейский может вас остановить.
На основе практического опыта гражданских активистов мы расскажем, что именно вы можете предпринять в такой ситуации или в случае, если по итогам встречи с полицией вас намереваются привлечь к административной ответственности.
Помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе.
Оглавление
Общие положения
Права полиции – когда полицейский может остановить гражданина
Ваши действия
Проверка документов
Как вести себя при административном задержании
Привлечение к административной ответственности
Общие положения
Закон «О полиции» обязывает полицейского соблюдать права и свободы гражданина и человека.
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации и должна незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите.
На полицию возложены такие функции как противодействие преступности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Исполнение этих функций невозможно без постоянного взаимодействия с гражданами, именно поэтому полиция наделена рядом властных полномочий, в том числе правом на проверку документов и задержание. При этом закон требует от полицейских соблюдать определенную процедуру, начиная с момента обращения к гражданину и заканчивая задержанием последнего в случае необходимости.
Права полиции: когда полицейский может остановить гражданина
Закон предусматривает четыре причины, по которым полицейский может обратиться к гражданину:
1. имеются основания подозревать его в совершении преступления;
2. есть данные о том, что гражданин находится в розыске;
3. есть повод для возбуждения против гражданина дела об административном правонарушении;
4.
у полицейского есть основания задержать гражданина (т. е. он совершил правонарушение, к примеру, проник на охраняемый объект или нарушил правила комендантского часа).
Полицейский не вправе проверять ваши документы, если вы, к примеру, показались ему «подозрительным». Если же сотрудник ссылается на наличие ориентировки – попросите ее представить либо описать. В ориентировке должна содержаться информация, которая позволяет идентифицировать преступника: черты лица, особые приметы, а не просто общие описания, под которые подойдет каждый второй.
Ваши действия в случае, если к вам подошел полицейский:
1. попросите сотрудника назвать свои должность, звание, фамилию, а также предъявить служебное удостоверение (п.1 ч.4 ст.5 № 3-ФЗ «О полиции»);
2. перепишите в блокнот или в телефон его фамилию, имя, звание и должность, после чего внимательно выслушайте причину и цель обращения к вам;
3. если сотрудник полиции по каким-либо причинам отказывается выполнить ваши законные требования и не предъявляет служебное удостоверение, вежливо поясните, что полицейский этим нарушает закон.
Перепишите номер нагрудного знака сотрудника полиции.
Помните, любой полицейский, несущий службу в общественном месте, независимо от должности или звания, обязан носить на форменной одежде нагрудный знак, позволяющий идентифицировать его (ч. 5 ст. 25 ФЗ «О полиции»);
4.
если вы предполагаете, что требования полицейского носят незаконный характер, позвоните по телефону вашим родным или близким, а также адвокату и сообщите о том, что к вам подошел полицейский, кратко изложите суть его претензий, продиктуйте сведения, идентифицирующие сотрудника, а также сообщите, где вы находитесь. Вы также можете сразу позвонить по телефону 112 и оставить жалобу на действия полицейского;
5. помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе.
6. кроме того, полезно спросить у сотрудника полиции, задержаны ли вы и узнать законные причины и основания для этого действия. Если ваши аргументы не помогают, не стоит усугублять положение и продолжать требовать от полицейского соблюдения закона;
7. в случае если законный повод для обращения к вам все же нашелся, полицейский обязан разъяснить вам причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (п.2 ч.4 ст.5 № 3-ФЗ «О полиции»).
Проверка документов
Закон не предусматривает за полицейским права на произвольную проверку документов у граждан. Это означает, что полицейский не может без наличия на то весомых оснований попросить вас предъявить паспорт.
Зачастую сотрудники полиции ссылаются на то, что вы якобы могли нарушить регистрационный учет (проживаете без условной «прописки») или, к примеру, объявлены в розыск военкоматом.
Среди незаконных аргументов также существует «профилактика» или вы похожи на «ориентировку».
Ситуация №1. Полицейский подошел к вам и просит предъявить паспорт.
После вашей просьбы представиться и предъявить удостоверение, а также разъяснить, что такое «профилактика» и каковы всё же законные основания для обращения, полицейский говорит, что вы похожи на разыскиваемое лицо и у него якобы есть ориентировка.
Попросите полицейского описать ориентировку и уточните, почему он первоначально обратился к вам с другой целью, ничего не упомянув про наличие ориентировки. Если полицейский начинает выдумывать причины – сообщите ему о неправомерных действиях. Действуйте также согласно нашей инструкции.
Ситуация №2. Полицейский просит вас предъявить документы, ссылаясь на то, что вы можете разыскиваться военным комиссариатом или якобы проживаете в городе без регистрации. В такой ситуации важно уточить у полицейского, в связи с какими обстоятельствами он пришел к подобным выводам.
Сообщите сотруднику, что вы являетесь добропорядочным гражданином.
Поясните, что законом предусмотрены четко сформулированные основания для обращения к гражданину и необоснованные подозрения в нарушении регистрационного учета позволяют вам сделать вывод о неправомерности действий сотрудника, которые вы будете вынуждены обжаловать в прокуратуре. Действуйте согласно нашей инструкции.
Важно: ни при каких обстоятельствах не отдавайте паспорт сотруднику полиции – демонстрируйте из своих рук, чтобы не стать «заложником» документа.
Если полицейский требует отдать ему документ, откройте последнюю страницу паспорта и зачитайте положение, которое обязывает вас бережно хранить документ и запрещает его изъятие.
Также вы можете напомнить полицейскому о том, что вы не трогали его служебное удостоверение, а паспорт – это ваше удостоверение.
Как вести себя при административном задержании
Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч.1 ст.27.3 КоАП РФ). Однако в действительности почти в 100% случаях сотрудники полиции задерживают граждан для составления протокола.
Если есть возможность – включите диктофон или видеосъёмку на телефоне.
Полезный совет: если вас задерживают с целью составления протокола об административном правонарушении – спросите у полицейского, почему он не может составить протокол на месте, как это делают сотрудники ГИБДД. В дальнейшем это может помочь обжаловать незаконное задержание.
1. Ведите себя вежливо и тактично. После того, как вам разъяснили основание и причины задержания, в первую очередь вам необходимо уточнить у сотрудника полиции, в какой отдел полиции вы будете доставлены. По возможности сразу же сообщите об этом своим близким или родственникам, позвоните вашему юристу или адвокату.
2. Если сотрудник полиции, который вас задерживает, не представился – перепишите номер его нагрудного знака. Попробуйте запомнить особые приметы, а также номер служебного автомобиля.
3. Не сопротивляйтесь требованиям сотрудника полиции, за исключением случаев, когда они являются явно незаконными – но и в этом случае постарайтесь максимально зафиксировать происходящее или сообщить кому-то. Сопротивление даже незаконным действиям на практике может привести к возбуждению уголовного дела против вас. По возможности позвоните по телефону 112 и оставьте жалобу.
4.
Запомните время, когда вас доставят в отдел полиции – с этого момента отсчитывается срок задержания равный 3 часам (ч. 1 ст.27.5 КоАП РФ). В исключительных случая, четко определенных законом (ч.ч.2, 3 ст.27.5 КоАП РФ) этот срок может быть продлен до 48 часов. Сразу же по прибытии в отдел полиции обратитесь к сотруднику с просьбой сделать отметку о вашем задержании в журнал задержанных, а также уведомить ваших родственников, администрацию по месту работы/учебы или защитника о факте задержания (ч.3 ст.27.3 КоАП РФ).
Отдельно вам должно быть предоставлено право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания (ч.7 ст.14 ФЗ «О полиции»).
5. С момента задержания вы имеет право на помощь защитника (ч.2 ст. 48 Конституции РФ).
6. Если вам требуется медицинская помощь – уведомите об этом дежурного. С момента задержания охрана здоровья гражданина становится обязанностью полиции.
7. Помните, полиция обязана уважать ваше достоинство (ст.21 Конституции РФ).
Привлечение к административной ответственности
Если вас обвиняют в совершении административного правонарушения, сотрудник полиции обязан составить протокол об административном правонарушении.
Протокол, как правило, – это основное доказательство вашей вины, на основании которого будет рассматриваться само дело об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).
Именно поэтому важно наиболее эффективно пользоваться своими правами на этапе составления протокола.
При составлении протокола об административном правонарушении вы вправе:
1. Давать объяснения, излагать свое видение версии произошедшего. Эти сведения должны быть занесены в протокол, в том числе вами лично (ст.26.3 КоАП РФ). Это значит, что вы можете сами написать в протоколе – как минимум в разделе «объяснение» – всё, что считаете нужным. После вашей записи поставьте прочерк буквой «Z». Подпишите перед прочерком.
2. Помните, объяснения – это ваше право, а не обязанность. Вы вправе отказаться от дачи любых объяснений (ст.51 Конституции РФ).
3. При составлении протокола об административном правонарушении вы имеете право пользоваться юридической помощью защитника [i] (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ). Это означает, что вы можете согласиться давать объяснения только в его присутствии.
4.
Кроме того, за вами сохраняется право давать показания и объясняться на родном языке, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).
5. Если вам необходим защитник, но полицейский отказывается предоставить возможность его вызова – напишите об этом в протоколе («мною заявлено о вызове адвоката, в приглашении адвоката отказано»).
6. При составлении протокола вы также имеете право на ознакомление со всеми материалами дела (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ) – посчитайте документы, перепишите их названия, впишите в протокол «мне дали ознакомиться с таким-то документами/не дали». Это не позволит дополнить материал после.
7. Попросите как копию протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст.28.2 КоАП РФ), так и копию протокола о задержании (ч.2 ст.27.4 КоАП РФ). При необходимости вы можете внести в протокол необходимые объяснения и уточнения, а также отказаться от подписи (ч.ч.4,5 ст.28.2 КоАП РФ).
8. Вы всегда можете получить разъяснение своих прав при составлении протокола сотрудником полиции (ч.5 ст.27.3 КоАП РФ). Если ваши права не были разъяснены – напишите «мне не были разъяснены мои права» в протоколе.
Уже после составления протокола будет решаться вопрос о привлечении вас к административной ответственности: начальник отдела МВД самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности или все материалы передадут в суд, который будет принимать решение по существу. О дате и месте рассмотрении дела вас должны уведомить в письменном виде – обычно такого рода отметка имеется в протоколе.
Если же начальник отдела МВД начинает рассматривать дело сразу же – сделайте отметку в протоколе о необходимости переноса даты рассмотрения дела в связи с необходимостью консультации и получения помощи вашего защитника.
После того как сотрудник полиции составит протокол об административном правонарушении, протокол со всеми материалами дела передается для разрешения вопроса о привлечении вас к административной ответственности уполномоченному должностному лицу либо в суд. О времени и месте рассмотрения дела вас должны уведомить надлежащим образом.
[i] В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (ч.2 ст.25.5 КоАП РФ).
Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Иными словами, защитником может быть любой гражданин, однако его полномочия должны быть удостоверены доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ст.185–189 ГК РФ).
Скачать инструкцию (29,5 KБ)
Скачать инфографику (2,9 MБ)
Вернуться в раздел помощь
Источник: //www.openpolice.ru/pages/pomosh/kak-vesti-sebya-pri-zaderzhanii-i-oformlenii-administrativnogo-p/
Меня задержали. Что делать? — Meduza
Соблюдение вами законов не гарантирует, что их будут соблюдать по отношению к вам.
Известно множество случаев, когда людей не просто задерживали, а арестовывали и приговаривали к реальным срокам по абсурдным обвинениям.
А в административном порядке, как показывает мониторинг ОВД-Инфо, задержать вас могут вообще без каких-либо веских оснований — например, если вы играете в петанк в парке или пускаете мыльные пузыри.
Первым делом нужно сообщить родственникам или друзьям о том, что случилось, и где вы находитесь. В январе 2016 года вступил в силу закон о «праве на звонок» для задержанных по уголовному делу.
Раньше закон требовал уведомлять родственников подозреваемых в совершении преступления в течение 12 часов с момента задержания, причем это мог сделать и следователь. Новый закон предоставляет право на телефонный звонок самому подозреваемому и не позже, чем через три часа после того, как его доставили к следователю.
Звонить можно только в присутствии сотрудника правоохранительных органов. Неуспешные попытки дозвониться не учитываются — закон дает право на разговор, а не на звонок.
Для задержанных по административным делам ничего не изменилось: как и раньше, они имеют право позвонить своим близким «в кратчайший срок», но не позднее трех часов с момента задержания.
Кроме того, по просьбе задержанного сотрудники полиции обязаны сообщить, где он находится, его защитнику, а также по месту работы или учебы задержанного.
Де-факто, полиция как правило не забирает мобильные телефоны у задержанных в административном порядке — так что право на звонок ограничено разве что зарядом телефона.
Первые часы после задержания самые ценные для следствия и самые страшные для задержанного. Если ни родственники, ни адвокаты не знают, где вы, на вас легко оказать давление и вы можете признаться в таких преступлениях, о существовании которых даже не подозревали.
Пока вы изолированы от внешнего мира, вам могут даже не говорить, где именно вы находитесь — если с вами случится что-то плохое, установить, где это случилось и кто виноват, будет почти невозможно.
Сигнал наружу о том, как и где вас задержали, где вы находитесь, хоть как-то гарантирует вам безопасность. А в лучшем случае — и свободу.
По закону человек, которого задержали по подозрению в уголовном преступлении, может звонить только родственникам и близким, так что лучше им и звонить — если понадобится, они, в свою очередь, должны найти юридическую помощь.
Определение понятия «близкие» можно найти в Уголовно-процессуальном кодексе.
Если вас задержали на публичном мероприятии или из-за вашей политической или общественной деятельности — звоните на горячую линию ОВД-Инфо, это увеличит ваши шансы выйти на свободу целым и невредимым.
В законе это не оговорено. Там сказано, что право на звонок предоставляется «в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения». Так что едва ли вам позволят обсуждать подробности или говорить на другие темы.
Не более двух суток. Задержание — временная мера, поэтому прежде всего надо следить за часами. Если вас задержали в рамках уголовного дела, то задержание не может длиться более 48 часов: в этот срок вам должно быть предъявлено обвинение и суд должен или принять решение о мере пресечения, или отпустить вас на свободу.
Срок административного задержания не может превышать трех часов с момента доставления задержанного в отдел полиции — до 48 часов оно может длиться только в том случае, если вам предъявляют административное правонарушение, предусматривающее административный же арест, или в случае если не удалось установить вашу личность.
На бумажки. Всякое дело — административное или уголовное — состоит из документов. Шансы на положительное решение вашего дела в суде многократно возрастают, если какие-либо документы оформлены с нарушением процессуальных норм. Во всем остальном, с высокой долей вероятности, суд будет опираться на слова полицейских, а ваши слова признает не заслуживающими доверия.
Любой полицейский документ — протокол об обыске, задержании или административном правонарушении — содержит множество обязательных полей, а времени на их грамотное и своевременное заполнение у сотрудников полиции мало.
Ваша задача — добиться того, чтобы ваши показания — если вы их даете — были переданы верно, а все остающиеся свободными места были заполнены прочерками.
Также вы имеете право — и это важно — на получение копии протоколов: это позволит вам и вашим юристам подготовиться к суду и не позволит полицейским создать подложный документ уже без вашего участия.
Если в ходе составления протоколов вы обнаружили ошибку — например, сотрудник полиции не попросил вашей подписи, не написал дату или написал ее неверно и т. д. — не поправляйте его: каждая ошибка играет вам на руку.
Самое важное право — молчать.
Сославшись на 51-ю статью Конституции (никто не обязан свидетельствовать против себя самого), вы можете ничего не сообщать задержавшим вас сотрудникам полиции или следователям.
При прочих равных, до консультаций с опытным юристом не стоит давать правоохранительным органам вообще никакой фактологической информации о себе и своих действиях. Нет информации — нет дела.
Закон гарантирует задержанным множество других прав (о которых, по закону о полиции, им должны сообщить при задержании): право на защиту, переводчика, медицинскую помощь, получение передач с едой и предметами первой необходимости, если задержание длится более трех часов — на горячую еду, а в ночное время — на место для сна. Разработанные правительством нормы регулируют бытовые аспекты содержания задержанного, включая температуру в камере, рацион питания и порядок выхода в туалет.
Самые разные. Если вы не знаете своих прав, то даже самые базовые из них могут быть нарушены сотрудниками полиции. В докладах правозащитников описаны различные нарушения при административных задержаниях — от превышения сроков задержания до недопуска скорой помощи и юристов.
Часто сотрудники полиции норовят взять у задержанных отпечатки пальцев — соответствующие аппараты стоят в каждом ОВД, но по закону проводить дактилоскопию, если ваша личность установлена, можно только в случае выдвижения уголовных обвинений или после решения суда о вашем административном аресте.
В своих ежегодных докладах Уполномоченный по правам человека регулярно отмечает систематическое нарушение норм о предоставлении горячего питания, постельных принадлежностях и бытовые условия содержания, таких как доступ к туалету и метраж камеры (см. доклады за 2011 и 2012 годы).
Любое задержание несет угрозу вашему здоровью и даже жизни: как свидетельствует статистика «Комитета против пыток», избиения, издевательства и выколачивание признаний по-прежнему входят в повседневный арсенал российской полиции.
Звонить дежурному прокурору по вашему городу (он никогда не спит) и в службу собственной безопасности МВД.
Соответствующие телефоны должны быть на информационном стенде в отделении полиции — но лучше знать эти номера заранее, помогать вам их искать никто не будет.
Если вы задержаны в административном порядке и у вас не отобрали телефон, позвонить сможете вы сами. В других случаях сообщить о происходящем в контролирующие органы могут ваши родственники или друзья.
Наталия Смирнова, Григорий Охотин (оба — ОВД-Инфо)
Источник: //meduza.io/cards/menya-zaderzhali-chto-delat