Соблюдение трудового законодательства обязательно для всех работодателей независимо от формы собственности. Однако не все организации работают ради прибыли, а значит, не у всех есть возможность оплачивать отпускные, больничные и другие социальные гарантии. Как быть?
Третий сектор
В нашем обществе, условно разделенном на четыре сектора экономики, есть так называемый «третий сектор» – негосударственные некоммерческие организации, которые не получают ни прибыли, ни поддержки из госбюджета. Тем не менее они работают за счет пожертвований иных организаций и частных лиц, выигранных грантов, а также самостоятельных небольших заработков.
Общественные, неправительственные некоммерческие, автономные организации, партнерства и фонды создаются не ради прибыли, а для социальной поддержки людей в зависимости от направления своей деятельности. В последнее время Правительством РФ уделяется все больше внимания этому сектору экономики путем выделения денежных субсидий под конкретные социальные проекты.
Одна организация – одно штатное расписание
Оформляем на работу в НКО
Для осуществления задуманных проектов и освоения полученных денег некоммерческим организациям (НКО) нужны люди.
Иногда для этого достаточно привлечь волонтеров, а иногда – высококвалифицированных специалистов, труд которых должен быть оплачен соответствующим образом.
Получив одобрение правительства в виде денег на реализацию своего проекта, многие руководители НКО начинают сразу же искать себе работников, чтобы как можно скорее оформить их на работу…
Ошибки трудоустройства
Оформляя на работу по трудовому договору новых сотрудников в неприбыльную организацию, необходимо помнить, что если после завершения проекта работник останется в штате, его придется обеспечивать и работой, и зарплатой.
А поскольку прибыли у НКО, как правило, нет, то начнутся проблемы, связанные с нарушением прав работника.
Итак, одной из самых распространенных ошибок работодателя НКО является прием на работу работника по бессрочному трудовому договору на заведомо определенный срок – период действия проекта.
Трудовой или подрядный?
Лучше всего оформлять договоры подряда (гражданско-правовые договоры), избавляющие от выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении или оплаты временной нетрудоспособности. Но если будущий работник очень хочет иметь запись в трудовой книжке, тогда можно принять его по срочному трудовому договору. Благо, Трудовой кодекс РФ также не запрещает это делать в данной ситуации (статья 59 часть 1 ТК РФ): «Срочный трудовой договор заключается:( …) для проведения (…) работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг». А проекты, одобренные и профинансированные правительством, создаются как раз только на несколько месяцев. Главное, не забыть письменно предупредить работника об окончании срока договора, избежав тем самым еще одну ошибку. И сделать это лучше всего не за три дня до окончания, а недели за две.
Два проекта – две «штатки»?
Трудовой кодекс един для всех работодателей.
Иногда руководители НКО, планирующие работу над разными проектами, составляют разные штатные расписания. Это уже третья и, к тому же, грубейшая ошибка. Правило едино для всех: одна организация – одно штатное расписание! Если вовремя не учли какую-то штатную единицу для будущего проекта, всегда можно внести изменения.
Договор с волонтером
Довольно часто некоммерческие организации привлекают к работе волонтеров – лиц, добровольно и безвозмездно готовых помогать организации в осуществлении ее благих целей.
Отношения с ними надо тоже оформлять, но ни в коем случае не трудовые! В данной ситуации подойдет волонтерский договор (договор об оказании добровольческих, безвозмездных услуг). Еще одной ошибкой НКО является оформление с волонтером срочного трудового договора.
Если по какой-то причине руководитель не предупредит вовремя о его окончании, то срочные отношения перейдут в разряд бессрочных. И если работник обратится в суд или в ГИТ, то придется оплачивать ему работу как за весь прошедший период, так и далее.
Ведь отныне он будет признан именно работником, а не добровольцем. И тот факт, что у НКО нет денег, не будет никому интересен: Трудовой кодекс един для всех работодателей.
Надо отметить, что договоры оформлять нужно абсолютно со всеми. Это необходимо хотя бы для того, чтобы в случае возникновения травмы на работе или по пути следования на работу, а также любой другой непредвиденной ситуации, в ходе которой будет идти расследование случая, документы были в порядке. Кроме работников, принимаемых для осуществления конкретного социального проекта, в штате некоммерческих общественных организаций вполне с успехом могут трудиться люди по бессрочным трудовым договорам, поскольку, кроме целевых проектов, у НКО всегда есть и ежедневная работа.
Мнение
Председатель АОАНКО «Юрист-информ» Ольга Петайчук:
– Наша организация всегда оформляет отношения как с волонтерами, так и с работниками, которые трудятся за плату. Когда на реализацию конкретного проекта нужны люди, ищем их через все возможные пути поиска сотрудников: службу занятости, объявления в интернете, газетах.
С волонтерами, работающими на добровольной основе, заключаем волонтерские договоры. В них прописан срок действия договора, который, как правило, совпадает со сроком действия проекта, обязанности обеих сторон, паспортные данные, словом, все, как в любом другом договоре.
Только вместо оплаты – безвозмездная (добровольческая) основа труда. С теми специалистами, которые привлекаются на конкретный проект, и труд которых будет оплачен, заключаем срочные трудовые договоры.
Ну и, конечно же, в нашей организации только одно штатное расписание, в которое приказом вносятся изменения, когда это необходимо для реализации проекта. Так что, соблюдать трудовое законодательство в НКО совсем несложно, тем более что оно едино для всех.
Сколько у нас НКО?
По данным сайта Общественной палаты Амурской области, в Приамурье зарегистрирована 941 некоммерческая организация по состоянию на 31.12.2013 года (по данным Минюста). Но наиболее активными можно считать не более половины социально-ориентированных некоммерческих организаций из общего числа.
В основном это те организации, которые участвуют в конкурсах на получение субсидий, ежегодно отчитываются в Министерство юстиции о своей работе, реализовывают проекты, проводят какую-либо постоянную работу, участвуют в общественной жизни области, посещают семинары и встречи в рамках институтов гражданского общества, выступают в СМИ.
Источник: https://2x2.su/job/article/trudovye-voprosy-dlya-nko-53545.html
Государственная инспекция труда (ГИТ) – главный «выявитель» нарушений норм трудового законодательства, допускаемых работодателями. Частота обнаружения нарушений зависит не только от специфики деятельности работодателей, но и от уже выработанной линии проверочных мероприятий государственных инспекций труда. Рассмотрим более подробно, где именно работодатели допускают ошибки.
В целом нарушения, выявляемые за последние три-четыре года, можно классифицировать по нескольким группам, сделав это аналогично разделам ТК РФ.
Самые «популярные» нарушения выявляются в области:
- заключения, изменения и прекращения трудового договора;
- оплаты труда, в том числе при увольнении;
- охраны труда;
- режима труда и отдыха;
- непредоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
- дисциплины труда и применения взысканий;
- гарантий, предоставленных ТК РФ отдельным категориям работников;
- повышения квалификации;
- нарушений при принятии локальных нормативных актов;
- исполнения требований законодательства при применении иностранной рабочей силы.
Содержание
- 0.1 1. Нарушения при заключении, изменении и прекращении трудового договора
- 0.2 2. Нарушения в области оплаты труда, в том числе при увольнении
- 0.3 3. Нарушения в области охраны труда
- 1 Нулевая отчётность НКО, не ведущей деятельность
- 1.1 1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
- 1.2 А. Единая декларация по налогу на прибыль и по НДС при отсутствии движений на счете
- 1.3 Б. Налог на прибыль при наличии движений по счету
- 1.4 В. НДС при наличии движений по счету
- 1.5 Г. 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, если весь год не производились выплаты сотрудникам
- 1.6 Д. Декларация по налогу на имущество организаций, по земельному и транспортному налогу
- 1.7 Е. Сведения о среднесписочной численности работников
- 1.8 Ж. Бухгалтерская отчетность
- 2 Гражданско-правовой статус автономной некоммерческой организации, государственной корпорации, некоммерческого партнерства
- 3 Вопрос 19. Гражданско-правовой статус автономных некоммерческих организаций, государственных корпораций, государственных компаний
1. Нарушения при заключении, изменении и прекращении трудового договора
Поскольку трудовые отношения с работниками начинаются с момента заключения трудового договора, именно здесь встречаются первые нарушения. По данным проверок ГИТ, наиболее часто они состоят в следующем:
- трудовой договор в нарушение требований ст. 67 ТК РФ не заключен в письменной форме;
- в трудовой договор не включены обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ (чаще всего не указываются условия оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты));
- при приеме на работу работника не ознакомили с Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, Положением об оплате труда и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника (ст. 68 ТК РФ);
- прием на работу не был оформлен приказом (распоряжением) работодателя или не был объявлен под роспись в трехдневный срок со дня подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ);
- лица, не достигшие 18 лет, были приняты на работу без прохождения обязательного медицинского осмотра (ст. 69 ТК РФ) или на работу с вредными условиями труда (ст. 265 ТК РФ);
- нарушен порядок ведения и хранения трудовой книжки (не внесены сведения о переводах, награждениях, увольнениях, формулировки записей об увольнении не соответствуют формулировкам ТК РФ, иного федерального закона; в день увольнения не выдана трудовая книжка) (ст. 66 ТК РФ);
- не соблюден двухмесячный срок уведомления работника об изменении определенных сторонами условий трудового договора (введение новых форм оплаты труда, изменение режима работы и пр. – ст. 72, 74 ТК РФ);
- установлено испытание при приеме на работу лицам, которым испытание не устанавливается (поступающие на работу по конкурсу, беременные женщины, несовершеннолетние, избранные на выборную должность на оплачиваемую работу, впервые поступающие на работу после окончания учебных заведений профессионального обучения);
- вместо трудового договора заключен гражданско-правовой (подряда, оказания услуг, поручения и др.), или заключен срочный трудовой договор в случаях, не предусмотренных ст. 59 ТК РФ.
В большинстве случаев выявление нарушений происходит либо при проведении плановой проверки ГИТ, либо внеплановой на основании письменного обращения-жалобы работника. Зачастую ее инициатором может выступать и прокуратура, в которую работники обращаются не реже, чем к государственному инспектору труда.
При заключении трудового договора самым распространенным является отсутствие письменного трудового договора и/или приказа о приеме на работу (ст. 67 и 68 ТК РФ).
Одним из частых видов нарушений при заключении трудового договора является его специфический подвид: прием работников без наличия обязательных для них документов, установленных как ТК РФ, так и иными законодательными актами.
Такими документами, например, являются водительское удостоверение для водителя, удостоверение о допуске к работам по определенной группе электробезопасности – для электрика, справка об отсутствии судимости – для лиц, претендующих на работу в детских учреждениях.
Пример 1
Показать
ГИТ квалифицировала прием на работу в ГУ «МДОЦ» «Лесная сказка» работников, не представивших справки о наличии (отсутствии) судимости и/или фактах уголовного преследования в личные дела, как нарушение ст. 65, 351.1 ТК РФ. В отношении юридического лица вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа1.
Нарушения в области изменения трудового договора чаще всего заключаются в неправильном оформлении переводов работников на другую работу. Работодателем, как правило, нарушается требование о наличии письменного согласия работника на перевод.
Пример 2
Показать
В ООО ЧОП «Регион» работников переводят без письменного согласия в нарушение требований ст. 72 ТК РФ. Работодателю выдано предписание об устранении нарушения2.
Еще чаще, по данным проверок ГИТ, встречаются нарушения при изменении определенных сторонами условий трудового договора, в части порядка оплаты труда и составных частей заработной платы.
Пример 3
Показать
В нарушение ст. 74 ТК РФ работодатель не уведомил в письменной форме работников об изменении системы оплаты труда в МУК «Белоярский ЦДиТ». Руководителю выдано предписание, он привлечен к административной ответственности3.
При расторжении трудового договора инспекторы нередко констатируют нарушения порядка расторжения (например, срочного трудового договора или по основанию, предусмотренному ст.
71 ТК РФ, – по результатам неудовлетворительного испытания), а также требований ТК РФ о совершении определенных действий работодателя в день увольнения – о выдаче трудовой книжки и проведении окончательного расчета.
2. Нарушения в области оплаты труда, в том числе при увольнении
Нарушения в области оплаты труда занимают, пожалуй, второе место по частоте встречающихся нарушений норм трудового законодательства. В данном случае ГИТ фиксируются следующие виды:
- выплата заработной платы один раз в месяц (ст. 136 ТК РФ);
- задержка выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);
- невыплата всех сумм, причитающихся при увольнении (ст. 140 ТК РФ).
Статья 136 ТК РФ устанавливает, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Однако на многих предприятиях, имеющих финансовые проблемы и малочисленный состав трудового коллектива, а также применяющих «черный нал» при расчетах с работниками, такое нарушение – обычное дело.
Бывают даже случаи, когда работодателю просто лень выплачивать зарплату дважды в месяц, нагружая и бухгалтера, и кассира, проводя операции по расчетному счету и т.д.
Отметим, что невыплата сотрудникам всех сумм, причитающихся при увольнении, в день увольнения с работы, – очень распространенное нарушение требований ТК РФ. При этом нарушается требование ст. 140 ТК РФ: при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся сотруднику, производится в день его увольнения.
Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Чаще всего данное нарушение устанавливается не в ходе плановых проверочных мероприятий, а в результате внеплановой проверки, проводимой на основании обращения уже уволенного работника, в отношении которого допущено нарушение.
Пример 4
Показать
В ООО «Производственный центр «Поиск» 12.11.2011 ГИТ выявила нарушения ст. 140, 183 ТК РФ в части невыплаты полного денежного расчета при увольнении, в том числе пособия при временной нетрудоспособности. Руководителю выдано предписание, он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа4.
Практика показывает, что по нарушению ст. 136 ТК РФ, выражающемуся в задержке оплаты труда, очень часто фиксируются рецидивы. Такое положение вещей обычно связано с нестабильной финансовой ситуацией на предприятии. При этом организация не обязательно находится в стадии банкротства.
Частой причиной являются неплатежи со стороны контрагентов, ситуация конфликта с налоговыми, таможенными органами, возникшего в результате недоначисления налогов, неуплаты таможенных платежей. И, как результат, – приостановление операций по счету.
А это препятствует своевременному проведению расчетов с собственными работниками по оплате труда без выполнения определенных сложных и длительных действий для получения денежных средств с собственного счета на оплату труда работникам.
Однако указанное «бедственное» положение предприятия-работодателя никак не влияет на его обязанность по своевременной оплате труда, а также на ответственность, к которой оно может быть привлечено за данный вид нарушения ТК РФ.
Пример 5
Показать
18.11.2011 ГИТ провела проверку исполнения ранее выданного предписания о выплате работникам МУП «Безенчукское коммунальное хозяйство» задолженности по заработной плате. Предписание не исполнено. Составлен протокол о привлечении к административной ответственности юридического лица по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, который был направлен в суд5.
Задолженность перед работниками может быть небольшой по размеру и срокам, но это не влияет не только на возможность привлечения работодателя к административной ответственности, но и на размер санкции.
3. Нарушения в области охраны труда
Виды нарушений в сфере охраны труда едва ли не превышают по численности выявляемые нарушения при заключении, изменении и расторжении трудового договора. Их разнообразие связано с большим количеством требований ТК РФ в данной области. Поэтому практически на каждое установленное ТК РФ требование находится свое нарушение и свой нарушитель.
Чаще всего работодатели игнорируют требования по проведению аттестации рабочих мест, установленные ст. 209–212 ТК РФ.
Напомним, что аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда в настоящее время проводится в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.
2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
Следует отметить, что сроки проведения аттестации устанавливает работодатель, но аттестация не может проводиться реже, чем каждые пять лет для каждого рабочего места.
Проведение аттестации рабочих мест – мероприятие затратное, довольно долгое и имеет множество нюансов, которые могут привести к ее недействительности. Не желая связываться с таким сомнительным с точки зрения продуктивности, необходимости, делом, работодатели часто игнорируют требования законодательства в данной области охраны труда.
Пример 6
Показать
Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=10141
Нулевая отчётность НКО, не ведущей деятельность
НКО не может «приостановить» сдачу отчетности даже когда приостанавливает свою деятельность на год.
Адвокат Марина Агальцова подготовила обзор о том, какие документы необходимо сдавать «нулевой» НКО в проверяющие органы – в Федеральную налоговую службу (ФНС), в Пенсионный фонд (ПФ), в Фонд социального страхования (ФСС), в Росстат и в Минюст России, чтобы избежать претензий с их стороны.
1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
За несвоевременную сдачу отчетности в Федеральную налоговую службу (ФНС) НКО и ее лидера могут привлечь к ответственности. ФНС не удовлетворит объяснение, что организация фактически не осуществляет никакой деятельности, Поэтому ряд документов все же необходимо представить.
А. Единая декларация по налогу на прибыль и по НДС при отсутствии движений на счете
При нулевой деятельности, то есть при отсутствии каких-либо движений на счете, необходимо заполнить единую упрощенную декларацию по налогу на прибыль и НДС (п. 2 ст. 80 НК РФ). Бланк отчета и способ его заполнения утверждены письмом Минфина от 10.07.2007 № 62н.
Срок предоставления декларации — до 20-го числа месяца, который следует за отчетным периодом (п. 2 ст. 80 НК РФ).
Б. Налог на прибыль при наличии движений по счету
НКО, у которых не возникает обязательств по уплате налога, то есть — нет прибыли, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме [1] по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ). В налоговую необходимо предоставить:
— заполненный титульный лист (лист 01) с кодом «229» по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)»,
— лист 02,
— приложения N 1 и N 2 к налоговой декларации при наличии подлежащих отражению в них доходов и расходов,
— лист 07 при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК.
Налоговым периодом является год (ст. 285 НК РФ),
Срок предоставления — не позднее 28-го марта следующего года.
В. НДС при наличии движений по счету
Нужно подать декларацию по НДС в обновленной форме[2]. Налогоплательщики, в том числе являющиеся налоговыми агентами, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).
Г. 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, если весь год не производились выплаты сотрудникам
Даже если НКО не осуществляет деятельность, у нее все равно сохраняется руководящий орган, например, председатель. Обычно в этом случае председатель работает без оплаты.
Но как показывает наша практика, невыплата зарплаты может вызвать претензии у проверяющих органов.
В этой ситуации мы рекомендуем заключить гражданско-правовой договор о безвозмездном оказании услуг между НКО и председателем.
Если работающие в НКО лица не получают заработную плату или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, то отчёты 2-НДФЛ и 6-НДФЛ сдавать не нужно (п. 2 ст. 230 НК РФ (п. 2 ст. 230 НК РФ [3]).
Но если организация опасается, что ее счет могут заблокировать из-за не сдачи нулевой отчетности, то можно направить в ФНС письмо об отсутствии обязанности предоставлять расчет 6 НДФЛ с уведомлением о том, что НКО не является налоговым агентом, а значит, не должна предоставлять расчет 6-НДФЛ.
Д. Декларация по налогу на имущество организаций, по земельному и транспортному налогу
Организация, не имеющая имущества, признаваемого объектом налогообложения, декларацию не сдает [4]. Налоговую декларацию по налогу на имущество, земельному и транспортному налогу должны представлять только налогоплательщики (ст. 386 НК РФ, п. 1 статьи 388 НК РФ и абз. 1 статьи 357 НК РФ).
Е. Сведения о среднесписочной численности работников
Если НКО не вело работы, то это не освобождает ее от необходимости подать сведения. Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ, налогоплательщиком представляются в налоговый орган не позднее 20 января текущего года сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме, утвержденной приказом ФНС от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.
Ж. Бухгалтерская отчетность
Источник: https://hrdco.org/manual/reports/nulevaya-otchyotnost-nko-ne-vedushhej-deyatelnost/
Гражданско-правовой статус автономной некоммерческой организации, государственной корпорации, некоммерческого партнерства
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Учредительным документом автономной НКО согласно п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» является устав, утвержденный ее учредителями (участниками). Там же предусмотрено, что учредители (участники) автономных НКО вправе заключить учредительный договор.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации.
Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.
Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
Высшим органом управления автономной НКО в соответствии с п. 1 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» является коллегиальный высший орган управления, образованный в соответствии с учредительными документами этой организации.
Согласно п. 5 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» для автономной НКО лица, являющиеся работниками этой НКО, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной НКО.
Согласно п. 3 ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» автономная НКО вправе преобразоваться в фонд.
Решение о преобразовании автономной некоммерческой организации принимается ее высшим органом управления в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» в порядке, предусмотренном уставом автономной некоммерческой организации.
Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 части первой ГК РФ, т.е. учредительного договора или устава. Иначе говоря, в качестве учредительного документа государственной корпорации выступает федеральный закон, предусматривающий создание государственной корпорации.
Часть 2 п. 3 ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает требования федерального закона, предусматривающего создание государственной корпорации. В частности, в таком федеральном законе должны быть определены:
- наименование государственной корпорации;
- цели деятельности государственной корпорации;
- место нахождения государственной корпорации;
- порядок управления деятельностью государственной корпорации (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения);
- порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации;
- порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях».
Некоммерческое партнерство не может быть учреждено одним лицом, что закреплено в п. 2 ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях».
Учредительным документом некоммерческого партнерства согласно п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» является устав, утвержденный его учредителями (участниками). Там же предусмотрено, что учредители (участники) некоммерческих партнерств вправе заключить учредительный договор.
В пункте 3 ст.
14 Закона установлено, что учредительные документы некоммерческого партнерства должны содержать помимо прочего условия о составе и компетенции его органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством , и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации некоммерческого партнерства.
Высшим органом управления некоммерческого партнерства согласно п. 1 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» является общее собрание членов некоммерческого партнерства.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.
Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
Члены некоммерческого партнерства вправе:
- участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
- получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
- по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
- если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;
- получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.
Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.
Как создать автономную некоммерческую организацию:
(1 5,00 из 5)
Загрузка…
Источник: https://legalquest.ru/grazhdanskoe-pravo/grazhdansko-pravovoj-status-avtonomnoj-nekommercheskoj-organizacii-gosudarstvennoj-korporacii-nekommercheskogo-partnerstva.html
Вопрос 19. Гражданско-правовой статус автономных некоммерческих организаций, государственных корпораций, государственных компаний
Автономныенекоммерческие организации относятсяк виду некоммерческих юридических лиц,не являющихся корпорациями (как иучреждения, фонды, и др.
Автономнойнекоммерческой организацией признаетсяне имеющая членства некоммерческаяорганизация, учрежденная гражданами и(или) юридическими лицами на основедобровольных имущественных взносов вцелях предоставления услуг в областиобразования, здравоохранения, культуры,науки, права, физической культуры испорта и иных услуг.
Учредительнымдокументом автономной НКО согласно п.1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»является устав, утвержденный ееучредителями (участниками). Там жепредусмотрено, что учредители (участники)автономных НКО вправе заключитьучредительный договор.
Имущество,переданное автономной некоммерческойорганизации ее учредителями (учредителем),является собственностью автономнойнекоммерческой организации.
Учредителиавтономной некоммерческой организациине сохраняют прав на имущество, переданноеими в собственность этой организации.
Учредители не отвечают по обязательствамсозданной ими автономной некоммерческойорганизации, а она не отвечает пообязательствам своих учредителей.
Автономнаянекоммерческая организация вправеосуществлять предпринимательскуюдеятельность, соответствующую целям,для достижения которых создана указаннаяорганизация.
Надзорза деятельностью автономной некоммерческойорганизации осуществляют ее учредителив порядке, предусмотренном ее учредительнымидокументами.
Высшиморганом управления автономной НКО всоответствии с п. 1 ст. 29 ФЗ «О некоммерческихорганизациях» является коллегиальныйвысший орган управления, образованныйв соответствии с учредительнымидокументами этой организации.
Согласноп. 5 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»для автономной НКО лица, являющиесяработниками этой НКО, не могут составлятьболее чем одну треть общего числа членовколлегиального высшего органа управленияавтономной НКО.
Согласноп. 3 ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях»автономная НКО вправе преобразоватьсяв фонд.
Решениео преобразовании автономной некоммерческойорганизации принимается ее высшиморганом управления в соответствии с ФЗ«О некоммерческих организациях» впорядке, предусмотренном уставомавтономной некоммерческой организации.
Учредителиавтономной некоммерческой организациимогут пользоваться ее услугами толькона равных условиях с другими лицами.
Государственнойкорпорациейпризнается не имеющая членстванекоммерческая организация, учрежденнаяРоссийской Федерацией на основеимущественного взноса и созданная дляосуществления социальных, управленческихили иных общественно полезных функций.Государственная корпорация создаетсяна основании федерального закона.
Имущество,переданное государственной корпорацииРоссийской Федерацией, являетсясобственностью государственнойкорпорации.
Государственнаякорпорация не отвечает по обязательствамРоссийской Федерации, а РоссийскаяФедерация не отвечает по обязательствамгосударственной корпорации, еслизаконом, предусматривающим созданиегосударственной корпорации, непредусмотрено иное.
Вслучаях и порядке, которые установленыфедеральным законом, предусматривающимсоздание государственной корпорации,за счет части ее имущества может бытьсформирован уставный капитал. Уставныйкапитал определяет минимальный размеримущества государственной корпорации,гарантирующего интересы ее кредиторов.
Государственнаякорпорация использует имущество дляцелей, определенных законом,предусматривающим создание государственнойкорпорации. Государственная корпорацияможет осуществлять предпринимательскуюдеятельность лишь постольку, посколькуэто служит достижению целей, ради которыхона создана, и соответствующую этимцелям.
Государственнаякорпорация обязана ежегодно публиковатьотчеты об использовании своего имуществав соответствии с законом, предусматривающимсоздание государственной корпорации.
Длясоздания государственной корпорациине требуется учредительных документов,предусмотренных ст. 52 части первой ГКРФ, т.е. учредительного договора илиустава. Иначе говоря, в качествеучредительного документа государственнойкорпорации выступает федеральный закон,предусматривающий создание государственнойкорпорации.
Государственнаякомпания.Государственной компанией признаетсянекоммерческая организация, не имеющаячленства и созданная РФ на основеимущественных взносов для оказаниягосударственных услуг и выполненияиных функций с использованиемгосударственного имущества на основедоверительного управления.
1.Государственная компания создается наосновании ФЗ.
2.ФЗ, предусматривающим созданиегосударственной компании, должны бытьопределены цели ее создания, а такжевиды имущества, в отношении которыхгосударственная компания можетосуществлять доверительное управление.
3.
Имущество, переданное государственнойкомпании РФ в качестве имущественныхвзносов, а также имущество, созданноеили приобретенное государственнойкомпанией в результате собственнойдеятельности государственной компании,за исключением имущества, созданногоза счет доходов, полученных от осуществлениядеятельности по доверительномууправлению, является собственностьюгосударственной компании, если иное неустановлено федеральным законом.
4.Государственная компания не отвечаетпо обязательствам РФ, а РФ не отвечаетпо обязательствам государственнойкомпании, если федеральным законом,предусматривающим создание государственнойкомпании, не предусмотрено иное.
5.Государственная компания используетимущество для целей, определенныхфедеральным законом, предусматривающимсоздание государственной компании.
Государственная компания можетосуществлять предпринимательскуюдеятельность лишь постольку, посколькуэто служит достижению целей, ради которыхона создана, и соответствует такимцелям.
Государственная компания обязанапубликовать отчеты о своей деятельностив порядке, установленном федеральнымзаконом, предусматривающим созданиегосударственной компании.
6.В ФЗ, предусматривающем созданиегосударственной компании, должныопределяться наименование государственнойкомпании, цели ее деятельности, порядокуправления ее деятельностью, порядокгосударственного финансированиягосударственной компании, порядок еереорганизации и ликвидации, порядокиспользования имущества государственнойкомпании в случае ее ликвидации.
7.ФЗ, предусматривающим созданиегосударственной компании, должно бытьпредусмотрено формирование советадиректоров или наблюдательного советагосударственной компании (далее – высшийорган управления государственнойкомпании).
Всостав высшего органа управлениягосударственной компании могут входитьчлены, не являющиеся государственнымигражданскими служащими. ПравительствоРФ устанавливает порядок участия членовПравительства РФ и государственныхгражданских служащих в высших органахуправления государственных компаний.
Ккомпетенции высшего органа управлениягосударственной компании относятся:
-
утверждение программы деятельности государственной компании на долгосрочный период, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, если иное не установлено фз, предусматривающим создание государственной компании;
-
утверждение системы оплаты труда работников государственной компании, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;
-
определение порядка использования прибыли государственной компании;
-
принятие решения о передаче части имущества государственной компании в государственную казну РФ.
ФЗ,предусматривающим создание государственнойкомпании, к компетенции высшего органауправления государственной компаниимогут быть отнесены также иные вопросы.
Высшийорган управления государственнойкомпании вправе создавать комитеты,комиссии по вопросам, отнесенным к егокомпетенции, для их предварительныхрассмотрения и подготовки. Порядокдеятельности указанных комитетов,комиссий и их персональный составустанавливаются решениями о созданиикомитетов, комиссий.
8.Годовая бухгалтерская отчетностьгосударственной компании подлежитобязательному аудиту, проводимомуаудиторской организацией, отобраннойпо результатам открытого конкурса иутвержденной высшим органом управлениягосударственной компании.
Годовойотчет государственной компании,публикуемый с учетом требованийзаконодательства РФ о государственнойтайне, должен содержать информацию овыполнении стратегии деятельностигосударственной компании, инуюпредусмотренную законодательством РФинформацию и быть утвержден не позднее1 мая года, следующего за отчетным годом.Правительство РФ вправе устанавливатьдополнительные требования годового отчета государственнойкомпании, в том числе в части инвестиционнойдеятельности.
Годовойотчет государственной компанииразмещается на официальном сайтегосударственной компании винформационно-телекоммуникационнойсети “Интернет” с учетом требованийзаконодательства РФ о государственнойтайне, коммерческой тайне в срок непозднее двух недель с даты принятиявысшим органом управления государственнойкомпании решения о его утверждении,если федеральным законом, предусматривающимсоздание государственной компании, неустановлен иной срок.
Наофициальном сайте государственнойкомпании в информационно-телекоммуникационнойсети “Интернет” должны быть размещеныстратегия деятельности государственнойкомпании, порядок закупки товаров,выполнения работ, оказания услуг длянужд государственной компании.
9.Инвестирование временно свободныхсредств государственной компанииосуществляется на принципах возвратности,прибыльности и ликвидности приобретаемыхею активов (объектов инвестирования).
Правительство РФ вправе установитьперечень разрешенных активов (объектовинвестирования), порядок и условияинвестирования временно свободныхсредств государственной компании,порядок и механизмы контроля заинвестированием этих средств, порядоксовершения сделок по инвестированиювременно свободных средств государственнойкомпании, формы отчетов об инвестированиивременно свободных средств государственнойкомпании, порядок их предоставления ираскрытия.
Предельныйобъем инвестируемых временно свободныхсредств государственной компании,порядок принятия решений об инвестированиивременно свободных средств государственнойкомпании определяются высшим органомуправления государственной компании.Высший орган управления государственнойкомпании вправе установить дополнительныеограничения и требования в отношенииопераций по инвестированию временносвободных средств государственнойкомпании.
10.Решения о заимствованиях, осуществляемыхв иностранной валюте, принимаютсягосударственной компанией в порядке,установленном Правительством РФ.
11.Счетная палата РФ и иные государственныеорганы в соответствии с законодательствомРФ вправе осуществлять контроль задеятельностью государственных компаний.
Источник: https://studfile.net/preview/6702015/page:19/