Ещё месяц – и учителя выйдут на работу (по крайней мере, большинство из учителей), так как в 20-х числах начинаются августовские секции. Но в данной статье речь пойдёт не об этом…
Основанием для написания данной статьи послужил прошлогодний конфликт «местного масштаба» в школе, где я работаю. Вопрос касался работы учителя-предметника в субботний день.
Что же такое субботний день в школе? Разберёмся, является ли он законным рабочим днём учителя, а если является, то в каких случаях?
Первое, на что следует обратить внимание: в трудовых контрактах (чаще всего, а может быть и абсолютно во всех) у любого школьного учителя один выходной день (воскресенье). Означает ли это, что учителя должны работать в субботу?
Начнём разбираться.
На сайте Минского областного комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки опубликован ответ на следующий вопрос:
Вопрос. Я работаю учителем с недельной нагрузкой 22 часа, которую выполнила в течение пяти дней недели. В субботу я привлекалась к внешкольному мероприятию с детьми в объёме 3-х часов. Должна ли за этот день производиться оплата или предоставляться отгул?
Ответ.
В соответствии со статьёй 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании образовательный процесс в учреждениях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий. В течение шестидневной рабочей недели учителя выполняют педагогическую нагрузку, а также другую педагогическую работу в соответствии с должностными обязанностями и в пределах установленной сокращённой продолжительности рабочего времени, не превышающей 36 часов в неделю. При этом оплате подлежит установленная педагогическая нагрузка (в вашем случае – 22 часа в неделю). За работу учителя в субботу дополнительная оплата и другой день отдыха не предоставляются. Основание: письмо министерства образования Республики Беларусь от 13.01.2012 года № 11–02–13/7317/дс.
Получаем, что учитель должен работать бесплатно. При всём при этом статья 57 ТК РБ указывает на следующее определение заработной платы:
Статья 57. Заработная плата
Заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.
Проще говоря, любой труд должен быть оплачиваемым (тем более, что эта статья касается всех нанимателей любой формы собственности)! Кроме того приведённый выше вопрос подразумевает собой сверхурочную работу, а тогда начинает действовать другие статьи Трудового кодекса:
Статья 119. Сверхурочная работа
Сверхурочной считается работа, выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности.
Не признается сверхурочной работа, выполненная сверх установленной продолжительности рабочего времени:
1) по инициативе самого работника без предложения, распоряжения или с ведома нанимателя;
2) работниками с неполным рабочим временем в пределах полного рабочего дня (смены);
3) работниками по совместительству у того же нанимателя при исполнении другой функции, а также у другого нанимателя сверх времени основной работы;
4) работниками-надомниками.
Статья 69. Оплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни
Каждый час работы в сверхурочное время оплачивается:
1) работникам со сдельной оплатой труда – не ниже двойных сдельных расценок;
2) работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады, – не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов).
По договоренности с нанимателем работнику за работу в сверхурочное время может предоставляться другой день отдыха.
Работа в государственные праздники, праздничные (часть первая статьи 147) и выходные дни оплачивается не ниже чем в двойном размере по правилам части первой настоящей статьи.
При этом для работников, получающих месячный оклад, оплата производится в размере не ниже одинарной часовой тарифной ставки (оклада) сверх месячного оклада, если работа производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не ниже двойной часовой тарифной ставки (оклада) сверх месячного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.
За работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные (часть первая статьи 147) и выходные дни премии начисляются на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку.
Разберёмся, что же является рабочим временем вообще и рабочим временем учителя в частности. Трудовой кодекс даёт следующее определение рабочего времени.
Статья 110. Рабочее время и его нормирование
Рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 05.09.2011 № 255 «Об установлении сокращённой продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников» конкретизирует предельную продолжительность рабочего времени учителя: 36 часов в неделю. При этом:
«Продолжительность рабочего времени учителей при выполнении должностных обязанностей, определённых квалификационными характеристиками по соответствующим должностям, утверждёнными в установленном порядке, состоит из нормируемой и ненормируемой частей рабочего времени.» Нормируемая часть рабочей недели выполняется педагогическими работниками в соответствии с должностными обязанностями.
Если учитель-предметник не имеет классного руководства, должен ли он проводить воспитательные мероприятия в субботний день? Однозначно, нет, так как учитель-предметник должен проводить лишь свои занятия в рамках отведённых часов на их проведение, методическую работу и проверку тетрадей (дополнительный контроль).
А воспитательная работа является прерогативой классного руководителя (в объёме до 5 часов в неделю). Главное, чтобы классный руководитель не выработал свою норму до субботы (что практически невозможно).
Поэтому, если Вы, как классный руководитель, отработали своё «воспитательное» время – имеете право полностью отказаться от работы в субботний день, так как она перейдёт в разряд сверхурочной.
Организационно-воспитательная работа в учреждениях образования осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в том числе в шестой школьный день, в соответствии с планами идеологической и воспитательной работы (класса, группы, учреждения образовании) и включает следующие виды работ: классное руководство или работа куратора учебной группы, индивидуальная и групповая работа с учащимися, идеологическая, культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа, пропаганда и формирование здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с учащимися и их родителями (Инструктивно-методическое письмо об организации работы классного руководителя …от 07.12.2009 № 12–01/295 дс)
Часто можно слышать от руководителей некоторых учебных заведений, что работа учителя является ненормированной. Однако ответ Комитета по образованию Мингорисполкома № 6Л-07/128 от 04.04.
2012 года на мой запрос говорит предельно ясно: «Работа учителя в средней школе не является работой с ненормированным рабочим днём».
А вот как раз руководители и их замы являются работниками, которым устанавливается ненормированный рабочий день (Постановление Совета министров Республики Беларусь от 18.03.2008 № 408).
А как же государственные праздники, спросите Вы? И приведёте пример 3 июля (парад). В законах нашего государства есть ответ и на этот вопрос (Ст. 146 ТК РБ):
Статья 146. Компенсация за работу в выходной день
Работа в выходной день может компенсироваться по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или повышенной оплатой в размере, установленном частями третьей и четвертой статьи 69 настоящего Кодекса.
Если привлечение к работе обязательно для работника (статья 143), но стороны не смогли договориться о форме компенсации за работу в выходной день, предоставляется компенсация в виде другого дня отдыха, если иное не предусмотрено в коллективном договоре, соглашении.
За каждый час работы в выходной день производится оплата в размере не ниже одинарной часовой тарифной ставки (оклада), если работа выполнялась в пределах месячной нормы рабочего времени, а если сверх месячной нормы, то в размере не ниже двойной часовой тарифной ставки работника.
Если работа в выходной день компенсируется предоставлением работнику другого дня отдыха, то оплата за этот день производится в размере дневной ставки работника. Законодательством не установлено, в течение какого времени работнику за работу в выходной день предоставляется дополнительный день отдыха.
Этот вопрос регулируется правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, приказом нанимателя, на основании которого работника привлекают в работе в выходной день (взято из методички Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки «Рабочее время и его использование»).
Предложения доплат, премий и т.д. принимайте на своё усмотрение. Если Ваше время позволяет работать сверх рабочего времени – соглашайтесь. Тогда нарушения закона не будет. Выводы делать Вам, уважаемые коллеги!
Но не забывайте тратить своё свободное время на себя 😉
Uri (Логунов Евгений Леонидович, учитель информатики), Блог учителей Беларуси
Источник: http://www.nastaunik.info/node/14217
Содержание
- 1 Учителя одной из школ не согласны с нагрузкой:
- 2 Работа педагога на каникулах
- 2.1 Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?
- 2.2 Каков график работы педагога на каникулах?
- 2.3 Что входит в ненормированную часть?
- 2.4 Может ли педагог, выполнивший работу руководителя, не являться на работу?
- 2.5 Как оплачивается труд во время каникул?
- 2.6 Как оплачивается переработка?
- 2.7 К чему могут привлечь педагога в период каникул?
- 2.8 Является ли привлечение педагога к работе в пришкольном лагере законным?
- 3 8 причин, почему учитель — абсолютно бесправное существо
- 3.1 1. Введение электронных журналов обещало избавить всех учителей от бумажной работы
- 3.2 2. «В народе» учителям не могут простить длинный отпуск
- 3.3 3. Учителей постоянно обвиняют в натаскивании к ЕГЭ
- 3.4 5. Учителя могут уволить по первому требованию высокопоставленного родителя
- 3.5 6. Не секрет, что в школе много сложных детей
- 3.6 8. Между самими учителями редко бывают нормальные отношения
- 4 Рабочее время педагогических работников – Освіта.UA
Учителя одной из школ не согласны с нагрузкой:
В Минской областной средней школе-училище олимпийского резерва учителей, по их словам, просят находиться на рабочем месте больше положенного. С этой инициативой согласны не все.
Фото носит иллюстративный характер. Александр Чугуев
«Если у вас 26 занятий в неделю, то к ним вы должны еще часов 20 отсидеть»
В редакцию TUT.BY обратились несколько учителей из Минской областной средней школы-училища олимпийского резерва. Они рассказали, что недавно им предложили находиться на рабочем месте не только во время уроков, а еще и проводить ненормированное время.
У каждого преподавателя оно оказалось разным и, по их словам, стало зависеть от того, сколько занятий они проводят в неделю. Например, учителя рассказывают, что если у педагога 27 занятий, то всего его просят провести в школе около 49 часов, если 33, то около 60 часов при шестидневном рабочем графике.
Учителя предполагают, что их ненормированную нагрузку рассчитали пропорционально, а за основу взяли то, что при ставке в 20 уроков в неделю находиться на рабочем месте нужно не более 36 часов.
Фотография документа с помеченными часами предлагаемой ненормированной нагрузки, который им показали в школе, есть в редакции.
— Например, если у вас 26 занятий в неделю, то к ним вы должны еще часов 20 отсидеть. В эти часы мы в том числе должны готовиться к урокам, но у нас нет условий для этого: негде все набрать и распечатать.
Поэтому мы и готовимся дома, — рассказывает одна из обратившихся учителей. — Мы говорим: хорошо, мы тогда не будем выполнять обязанности как классные руководители, потому что тебе и утром звонят, и днем, и ночью.
Это ненормированный рабочий график.
Учителя отмечают, что к урокам могут готовиться и в библиотеке, и дома. Также, по словам одного из преподавателей, во время ненормированной нагрузки они ходят на совещания, занимаются дежурствами, выезжают куда-то с детьми, остаются после уроков на субботники.
— Нас хотят привязать к пропускам, чтобы мы приходили в одно время и уходили в другое. Но у нас по-разному бывает. Мы по своим причинам тоже остаемся в школе, — объясняет учитель.
Фото используется в качестве иллюстрации. Александр Чугуев
В средней школе-училище олимпийского резерва учатся спортсмены, здесь готовят резерв национальных команд Беларуси. Дети занимаются с 7-го по 11-й класс, также здесь можно получить среднее специальное образование по специальности «спортивно-педагогическая деятельность» с присвоением квалификации «тренер по виду спорта».
Директор школы: учителя во время ненормированной нагрузки должны заниматься общественно полезным делом
Директор Минской областной средней школы-училища олимпийского резерва Владимир Тайников подробно комментировать ситуацию по телефону не стал, но обратил внимание, что учителя во время ненормированной нагрузки должны это время не отсиживать, а «готовиться к урокам, заниматься общественно полезным делом, участвовать в мероприятиях, готовить эти мероприятия».
— Мне нужны люди, которые работают. Мы создаем музей, в 2018 году училищу 30 лет, есть еще много мероприятий. А у меня есть группа лиц — «урокодатели». Провели урок и ушли… Они хотят так и работать, — заметил он.
Неважно, сколько уроков проводит учитель, общая нагрузка должна быть не больше 36 часов в неделю
Юлия Ошмян, адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА», рассказывает, что учитель должен находиться в школе не только непосредственно во время занятий, но и в то время, которое связано с выполнением других трудовых обязанностей. Это могут быть родительские собрания, совещания.
По ее словам, рабочее время учителей неоднородно: оно состоит из нормируемой и ненормируемой части. Согласно нормам постановления Министерства образования, нормированной частью рабочего времени учителя считается педагогическая нагрузка. В нее включается педагогическая деятельность по реализации образовательных программ, а также организационно-воспитательная работа и дополнительный контроль.
— Помимо непосредственно педагогической нагрузки, у учителя есть дополнительные функции, круг которых определяется трудовым договором, должностной инструкцией.
К должностным обязанностям учителя кроме всего прочего, например, отнесены планирование учебного процесса, участие в методической работе учреждения образования, повышение своей квалификации, — объясняет Юлия Ошмян. — Все это ненормированная нагрузка.
Продолжительность нормированной части рабочего времени связана с размером ставки и количеством часов, включаемых в одну ставку. Норма часов педагогической нагрузки за одну ставку в неделю — 20 часов. Соответственно, если нагрузка учителя — 1,2 ставки, нормированная часть его рабочего времени 24 часа.
Юлия Ошмян отмечает, что законодательство не устанавливает продолжительность ненормированной нагрузки. Понятно одно: в совокупности размер нормированной и ненормированной нагрузки учителя в течение одной недели не должен превышать 36 часов. Это касается и тех, кто работает на ставку, и тех, у кого в неделю более 20 уроков.
— Основная правовая проблема состоит в том, что нормы законодательства не дают четкого ответа на вопрос о том, сколько часов в день или в неделю учитель обязан посвящать ненормированной части рабочего времени.
На практике многие руководители учреждений образования считают, что учитель обязан отработать все 36 часов в неделю. Хотя на самом деле это не совсем так.
Продолжительность труда учителя «не более 36 часов в неделю» — это не общеустановленная и обязательная для всех учителей продолжительность рабочего времени, а всего лишь его предельная норма. Ни в одном нормативном правовом акте не указано, что учитель обязан отработать все 36 часов.
Фото используется в качестве иллюстрации. Александр Чугуев
При этом оплачивается учителям только нормированная часть рабочего времени — педагогическая нагрузка. Ненормированная часть нагрузки в ставку не включается и не учитывается при исчислении заработной платы.
Юлия Ошмян вспоминает, что аналогичный вопрос с трактовкой продолжительности ненормируемой части рабочего времени возникал и в России. Но там Министерство образования и науки дало официальные разъяснения, где обратило внимание, что фразу «не более 36 часов в неделю» нельзя понимать как безусловную обязанность учителя отработать все эти часы.
— Это понятно и логично, ведь кто-то готовится к урокам пять часов, а кому-то достаточно и одного часа, — говорит она.
Адвокат отмечает, что еще один важный вопрос — может ли учитель во время ненормированной нагрузки находиться дома, а не в школе.
— Большинство специалистов сходится во мнении, что может, хоть такая трактовка и не в полной мере соответствует законодательству. Согласно ч. 1 ст. 110 Трудового кодекса, для выполнения своих трудовых обязанностей в течение рабочего времени работник должен находиться на рабочем месте.
Так как ненормируемая часть рабочего времени — это все равно рабочее время, исходя из буквального толкования закона для подготовки к урокам и разработки заданий учитель должен находиться на рабочем месте. Это, кстати, влияет и на корректность учета рабочего времени учителя. Ведь наниматель обязан организовать учет фактически отработанного времени сотрудников.
Если в школе действует пропускная система, сделать это легко. Но как быть со временем, которое учитель тратит на работу дома, как его учитывать и как быть уверенным в корректности его учета? Это важно и для решения вопроса о сверхурочной работе — свыше 36 часов в неделю.
Если учителя привлекают к работе свыше 36 часов в неделю, а при этом 10 из 16 часов ненормируемого времени он отработал дома, доказать этот факт и добиться повышенной оплаты сверхурочной работы крайне сложно.
Собеседница отмечает, что из-за специфики работы учителя они не всегда могут выполнять свои должностные обязанности на рабочем месте.
— Кроме того, нередки случаи, когда учитель просто не может полноценно подготовиться к занятиям в школе. Например, там недостаточно компьютеров с выходом в интернет, необходимо поработать с источниками в Национальной библиотеке.
Обеспечить условия труда сотрудникам — в первую очередь задача нанимателя. И если по каким-то причинам он не может это сделать, у учителя нет другого выхода, кроме как работать вне школы.
Но в таком случае это время тоже будет рабочим, поскольку в это время работник выполняет свои трудовые функции.
— Могут ли учителей обязать «отсиживать» ненормированную нагрузку?
— Здесь нужно разбираться, для выполнения каких обязанностей наниматель просит учителя находиться в школе. Если для выполнения отдельных функций учителю нужно находиться в школе (методические совещания, родительские собрания), то они должны быть на своем рабочем месте.
Если речь идет о подготовке к занятиям, разработке планов уроков, то нельзя заставить учителей находиться в школе в течение конкретного времени. Суть ненормированной нагрузки в том, что каждый сам для себя определяет, сколько часов ему достаточно для выполнения тех или иных функций.
Плюс нужно помнить, что «не более 36 часов в неделю» не означает, что учитель обязан отсидеть в школе все 36 часов в неделю.
Источник: https://news.tut.by/society/564832.html
Работа педагога на каникулах
Jun 15, 2017 · 6 min readФото с сайта Педакадемия.рф
В последнее время педагоги все чаще жалуются, что в каникулярный период их заставляют присутствовать на рабочем месте гораздо больше времени, нежели в рядовые будни. Насколько это законно и с чем связано?
Начнем с того, что согласно ФЗ «Об образовании в РФ» каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством и календарным учебным графиком. Каникулы относятся исключительно к академическим правам обучающихся, но не работников образовательных организаций (п. 11 ч. 1 ст. 34).
Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?
Существует ли нормативный акт, который регламентирует график работы педагога в каникулы?
С 14 июня 2016 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ № 536 от 11.05.2016 года , которым введено новое правовое регулирование режима труда и отдыха работников образования. Данный документ содержит в том числе нормы, касающиеся работы педагогов во время каникул.
Данный Приказ также устанавливает, что «периоды каникулярного времени, не совпадающие для педагогов и иных работников с установленными им ежегодными оплачиваемыми отпусками, являются для них рабочим временем».
Каков график работы педагога на каникулах?
Согласно законодательству режим рабочего времени на каникулах регулируется локальными нормативными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера и особенностей (п. 4.6. Приказа № 536).
Отметим, что в качестве таких локальных актов могут выступать как коллективный договор, так и специальный график.
Чтобы составить необходимый локальный акт, нужно иметь в виду следующее:
- режим работы педагога до и во время каникул может различаться. Однако продолжительность работы для педагогов устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени — не более 36 часов в неделю;
- продолжительность рабочего времени педагогов в каникулы не ограничивается установленными для них часами учебной нагрузки, а включает также время, необходимое для выполнения иных работ, вытекающих из должностных обязанностей педагога (ненормированная часть).
Что входит в ненормированную часть?
Ненормированная часть работы педагогического работника определяется с учетом его должностных обязанностей, а также дополнительных видов работ, выполняемых с его письменного согласия за дополнительную оплату.
Внимание! Ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы.
Отметим, что такая работа включает в себя участие в деятельности методических советов, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся и т.д.
Внимание! Педагоги, осуществляющие обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением в каникулярное время, осуществляют работу с учетом количества часов обучения таких детей, установленного им до начала каникул.
Таким образом, в продолжительность рабочего времени педагога входит как время, затраченное на выполнение педагогической работы, в соответствии с учебной нагрузкой, так и выполнение другой педагогической работы, которая не конкретизирована по количеству часов (не относится к учебной нагрузке, но вытекает из должностных обязанностей).
Например, если для педагога установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу право прекратить работу.
Внимание! Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется «с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты» (занятия в группе продленного дня, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися).
Однако руководителю следует минимизировать такие доработки, распределяя нормируемую часть так, чтобы у педагогов в каникулы были свободные дни.
Может ли педагог, выполнивший работу руководителя, не являться на работу?
Отсутствие работника на рабочем месте во время каникул, вопреки закрепленной локальными актами обязанности находиться на рабочем месте, может расцениваться как прогул.
Некоторые сотрудники ошибочно полагают, что во время каникул они не обязаны находиться в образовательном учреждении. Это не так, и вот почему.
Время каникул, не совпадающее с периодом отпуска, — это обычное рабочее время педагога. Поэтому отсутствие на работе дает руководителю право зафиксировать прогул.
Внимание! Однако если в образовательном учреждении не разработаны локальные акты, регулирующие порядок работы педагогов в каникулы, и не утверждены графики работы педагогов либо не конкретизировано место выполнения таких работ, то педагог вправе выполнять такие работы вне рабочего места.
Как оплачивается труд во время каникул?
В каникулярный период все педагоги, включая тех, кто работает с обучающимися на дому, обеспечиваются педагогической нагрузкой, им выплачивается заработная плата.
Такой период являются рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством РФ. Поэтому наступление каникул не является основанием для уменьшения заработной платы.
Следовательно, если на указанный период неполное рабочее время сотруднику не устанавливалось, то заработная плата начисляется в общем порядке.
Внимание! Неполное рабочее время может устанавливаться только по соглашению работника и работодателя. В данном случае труд работника будет оплачиваться пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Отметим, что конкретные правила расчета оплаты труда зависят от типа образовательного учреждения.
За время работы в период каникул обучающихся оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.
Следует отметить, что в этот период изменяется характер работы педагогов, а, следовательно, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).
Установленная заработная плата выплачивается ежемесячно, исходя из фактического количества часов учебной нагрузки в неделю, а также размера ставки заработной платы, предусмотренной за норму часов педагогической работы.
Внимание! Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджета субъекта, выделенного на проведение и подготовку экзамена (ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Как оплачивается переработка?
Согласно трудовому законодательству сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться локальными нормативными актами учреждения (ст. 152 ТК РФ).
Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха (ст. 153 ТК РФ).
К чему могут привлечь педагога в период каникул?
В каникулы педагоги, как правило, заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям.
Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, может использоваться также и для дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.
Администрация учреждения может привлечь педагогов к выполнению обязанностей в рамках их трудовой занятости к более содержательной деятельности (например, к работе организатором на выпускных испытаниях).
Является ли привлечение педагога к работе в пришкольном лагере законным?
Если сроки лагерной смены не совпадают со сроками отпуска педагога, то руководство учреждения вполне может его привлечь к работе в таком лагере. Как правило, это определено в трудовом договоре или в должностной инструкции. Отметим, что дополнительно данная работа не оплачивается.
Необходимо знать, что такой педагог может выполнять обязанности только в рамках своей трудовой деятельности. От работника в данном случае требуется письменное согласие на назначение его начальником лагеря или воспитателем.
Внимание! Педагогические работники могут работать в лагерях, находящихся в другой местности, исключительно только в период своего отпуска и на условиях дополнительного трудового договора.
Таким образом, во избежание лишних проверок, а также установления своих «местечковых» правил расчета рабочего времени педагога, руководителю организации следует заранее предусмотреть возможность рационального использования рабочего времени своих работников.
“,”author”:”Ðлина УльÑнова”,”date_published”:”2017-06-15T15:01:01.644Z”,”lead_image_url”:”https://miro.medium.com/max/1200/1*FMapQVilcE6C-pm8AjTg-Q.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://medium.com/direktoria-online/the-work-of-a-teacher-on-vacation-9bdfaf6abde9″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”Ð’ преддверии летних каникул многих педагогов волнует Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¾ режиме работы образовательной организации в Ñтот период. Процедура…”,”word_count”:1162,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}
Источник: https://medium.com/direktoria-online/the-work-of-a-teacher-on-vacation-9bdfaf6abde9
8 причин, почему учитель — абсолютно бесправное существо
«Окончив пединститут, я пришла работать в ту же самую школу, в которой когда-то училась. Теперь мои бывшие учителя — мои коллеги. Первое время я их стеснялась и не могла избавиться от комплекса ученицы несколько лет.
По привычке слушала их и автоматически вставала при их появлении. Эти женщины продолжали казаться мне всемогущими. Но очень скоро я поняла, что ошибаюсь».
Школьный учитель математики рассказала «Мелу», почему учителям можно только посочувствовать.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Труд учителя лёгким не был никогда. Это работа с людьми, которые находятся в процессе становления: они активны, шумны, иногда драчливы, иногда ленивы, иногда грубы. А в общем — непредсказуемы.
Одним из плюсов советской школы, я, представитель нового поколения учителей, считаю уважение к профессии учителя. Уважение — не раболепство.
Учитель чувствовал за собой право что-то изменить, на что-то повлиять и, как ни странно звучит, чему-то научить.
Сегодня возможности учителя фиктивны. В действительности учитель — абсолютно бесправное и незащищённое существо. Вседозволенность со стороны учеников, неуважение со стороны родителей и непомерные требования со стороны начальства — не самые лучшие условия для того чтобы воодушевлённо заниматься педагогической деятельностью.
В сегодняшней школе сложно не только «старой гвардии», но и молодым. У нас просто запас физических и душевных сил больше, и есть на что переключиться за порогом школы. Хотя о себе скажу, что, когда приходишь домой после восьми-девяти рабочих часов, желание одно: упасть и проспать двое суток.
Пишу это текст и предвижу комментарии: «Пусть старпёры уходят на пенсию, их никто не держит». Или: «Вы сами выбрали такую профессию». Или: «Кто пришёл работать по призванию, тот не жалуется». Послушайте, но неужели желать для себя лучших (человеческих) условий труда — это преступление? Вам можно, а нам нельзя?
Как учитель математики не могу не разбавить эмоции конкретными фактами и начну с простого и очевидного.
1. Введение электронных журналов обещало избавить всех учителей от бумажной работы
Возможно, в каких-то очень топовых школах так и произошло. В нашей обычной бумаг стало вдвое больше, как и всевозможных мероприятий, которые требуют бумажной отчётности.
Кроме электронного журнала, есть ещё ИСКО (система качества оценки образования), куда ставят итоговые оценки по триместрам и куда за год вносят контрольные работы с полным анализом.
Это адская работа! И попробуй её не сдать вовремя.
Электронные журналы работают в топовых школах, в обычных школах по-прежнему существует бумажная отчётность
В обычных школах остались и бумажные дневники. Мы, как и прежде, обязаны собирать их по пятницам и проверять в выходные. То, что коллектив нашей школы добился делать это раз в две недели, — наша большая победа.
Ведь директоров-самодуров никто не отменял. Нас постоянно отчитывают на педсоветах за задержку этой отчётности, что неминуемо сказывается на мелких стимулирующих выплатах, которые крайне редко случаются в нашей школе.
2. «В народе» учителям не могут простить длинный отпуск
Сейчас я объясню, почему страсти вокруг этого сильно преувеличены. Учителя часто выходят работать в субботу и воскресенье. Например, в день какой-то олимпиады или поездки с классом на экскурсию. За это положен отгул. Поверьте мне, за 20 лет работы в школе я от силы дважды воспользовалась парой из них!
Каждый раз нам аргументировано объясняют, что сейчас не время брать отгул (а в школе всегда «не время»). Вот прямо сейчас у меня скопилось десять отгулов. И буквально через 11 дней они сгорят, потому что наступит новый год. Не воспользовалась. В общем, всё относительно.
3. Учителей постоянно обвиняют в натаскивании к ЕГЭ
Сколько раз ко мне приходили мамы и папы (почти с пистолетом) и просили прекратить это безобразие.
Объяснить далёким от образования родителям, что содержание программы не в полной мере соответствует содержанию экзамена и что для многих учеников требуется минимум в два раза больше часов — невозможно.
Не объяснишь им и то, что не только рейтинг школы, но и оценка работы учителя до сих пор зависит от результатов экзаменов.
Я очень ответственный педагог. Поскольку пишу анонимно, могу себя похвалить. Я из тех, кто будет до ночи сидеть в школе и объяснять ребёнку непонятый материал. К отсутствию похвалы я привыкла. Но быть обруганной напрасно — не хочу.
Родители часто обвиняют учителей в чрезмерной нагрузке на детей, связанной с подготовкой к ЕГЭ
Например, если его взгляды не совпадают со взглядами начальства. Недавно у нас вежливо убрали педагога, который возмутился, что каждую неделю на классные часы в нашу школу приходят батюшки и о чём-то говорят с детьми, превращая семейную тему в фарс. На самом деле мы все так думаем. Но он думал слишком громко.
5. Учителя могут уволить по первому требованию высокопоставленного родителя
За 20 лет помню минимум три случая, когда учителей доводили до нервного истощения и не оставляли выбора. Перечислять поводы сложно, потому что это больше длинный хвост из лжеповодов.
Чаще всего причина была в том, что учитель мешал ребёнку быть отличником и ставил честные оценки. А мою подругу три года назад уволили за то, что на перемене рядом с её кабинетом девочка поскользнулась, упала и сломала руку.
Директор посчитал, что убрать учителя — лучший выход из ситуации.
А сейчас самый вопиющий пример увольнения. На экзаменах учителей заставляют сидеть не шевелясь. Хотя это не входит в должностные обязанности.
Пугают административной и уголовной ответственностью и рассказывают, как «в какой-то школе учитель не заметил, что ребёнок списал, а камера зафиксировала, и учителя уволили.
А в другой школе чересчур ответственных премией наградили, выплатив 32 000». То есть «сдала» ребёнка — премия, не «сдала» — уволить!
6. Не секрет, что в школе много сложных детей
Сейчас об этом говорить не принято, мы все гордимся инклюзией (что полная фикция, кроме внешнего антуража). Если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда ученик, скажем, плюётся в учителя и детей, кидается книжками, ругается матом, учитель пишет докладную.
По идее, школа имеет право пойти с этой докладной к родителям, а дальше к уполномоченному по делам несовершеннолетних или в прокуратуру с требованием воздействовать на маму, или к специалисту, который сможет исключить или обнаружить проблему психического свойства. И так далее.
Но в 99% случаев директор школы не станет выносить сор из избы. Ведь это чревато штрафными баллами, лишением премии, средств на нужды школы и, конечно, падением в рейтинге.
Поэтому директор предлагает учителю «найти подход к ребёнку» и намекает на то, что в противном случае он — непрофессионал и в школе ему не место. Всё это на фоне бумажек, аттестаций, концертов, олимпиад, экзаменов и прочего.
В школе много проблемных детей, сложности с которыми администрация школы не спешит решать
И нередко сами дети. Строго посмотрел — в суд подам! Попросил выполнить задание — в суд подам! Как же сильно это выдаёт отсутствие воспитания, и в первую очередь — родителей детей.
8. Между самими учителями редко бывают нормальные отношения
Мы все — «не друг и не враг, а так». Дружить опасно. Сегодня дружба, а завтра (не дай бог, Сидорова в чём-то лучше Ивановой) — злорадство и злословие в учительской. Но этому я нашла простое объяснение: учителя — народ обиженный априори.
Они постоянно ждут удара в спину (от начальника, сторонних инстанций, детей, родителей) и защищаются самым доступным способом. Поэтому учителей бояться не надо. Скорее, их надо пожалеть. Впрочем, жалость унижает (а куда уж больше?).
Значит, посочувствовать.
iStockphoto (Wavebreakmedia), mos.ru
Источник: https://mel.fm/pedagogika/712964-poor_teacher
Рабочее время педагогических работников – Освіта.UA
Трудовые отношения в системе общего среднего образования регулируются Кодексом законов о труде, законами Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии со ст. 50 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ), нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с высокими интеллектуальными и нервными нагрузками (учителя, преподаватели, врачи и др.), статьей 51 КЗоТ Украины предусмотрено установление сокращенной продолжительности рабочего времени.
Правовые отношения, связанные с распределением педагогической нагрузки в учебных заведениях, урегулированы Законом Украины «Об общем среднем образовании», Положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27. 08. 2010 г.
№ 778, Примерным уставом общеобразовательного учебного заведения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 29. 04. 2002 г.
№ 284, Типовыми правилами внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений, утвержденными приказом Министерства образования Украины от 20. 12. 1993 г.
№ 455, Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15 апреля 1993 г. № 102, а также Отраслевым соглашением между Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины и ЦК Профсоюза работников образования и науки Украина на 2011‑2015 годы.
В соответствии со статьей 25 Закона Украины «Об общем среднем образовании» педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного заведения (время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса) включает 18 учебных часов в течение учебной недели, составляющие тарифную ставку, а также другие виды педагогической деятельности, в частности: классное руководство, проверка тетрадей, заведование учебными кабинетами.
Распределение педагогической нагрузки в учебном заведении осуществляется его руководителем и утверждается соответствующим органом управления образования. При этом педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного заведения объемом менее 18 часов устанавливается только с его согласия.
Перераспределение педагогической нагрузки в течение учебного года допускается в случае изменения количества часов по отдельным предметам, которые предполагается рабочим учебным планом, или с письменного согласия педагогического работника с соблюдением законодательства Украины о труде.
Итак, законодательством установлен минимально гарантированный объем педагогической нагрузки учителя общеобразовательного учебного заведения ‑ 18 часов, на основе которого руководитель учебного заведения и соответствующий орган управления образования обязаны осуществлять распределение педагогической нагрузки.
Права, предоставленные руководителю учебного заведения по распределению педагогической нагрузки, корреспондируются с его обязанностями соблюдения требований закона об обеспечении педагогической нагрузки учителя в объеме не менее 18 часов.
Согласно пункту 6.3.
1 Отраслевого соглашения между Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины и ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины на 2011‑2015 годы руководителям заведений и учреждений образования при установлении учителям, преподавателям учебной нагрузки на новый учебный год рекомендуется сохранять, как правило, ее объем, а также придерживаться принципа преемственности работы, преподавания предметов в классах, группах.
Согласно пункту 63 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования учебная нагрузка между учителями, преподавателями и другими педагогическими работниками распределяется руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от количества часов, предусмотренных учебными планами, наличия соответствующих педагогических кадров и других конкретных условий, сложившихся в соответствующем учебном заведении, и с обязательным соблюдением Кодекса законов о труде Украины.
Пунктом 20 Типовых правил внутреннего распорядка определено, что руководитель учебного заведения обязан сообщить педагогическим работникам в конце учебного года (до предоставления отпуска) объем их педагогической нагрузки на следующий учебный год.
Кроме педагогической нагрузки рабочее время учителя включает другие виды педагогической деятельности в таком соотношении к тарифной ставке:
- классное руководство – 20‑25 процентов;
- проверка тетрадей – 10‑20 процентов;
- заведование мастерскими – 15‑20 процентов;
- заведование учебными кабинетами – 10‑15 процентов;
- заведование учебно-опытными участками – 10‑15 процентов.
Размеры доплат за другие виды педагогической деятельности определены постановлением Кабинета Министров Украины от 25. 08. 2004 г. № 1096. В настоящее время законодательством не предусмотрены ограничения этого вида педагогической нагрузки максимальным или минимальным рабочим временем, необходимым для его выполнения.
Рабочее время учителей зависит от утвержденного расписания учебных занятий и планов воспитательной и методической работы.
Министерством образования и науки Украины предлагается внести изменения в Закон Украины «Об образовании», которыми предусмотреть продолжительность рабочей недели для педагогических работников 36 часов.
Контроль над распределением педагогической нагрузки между учителями осуществляют соответствующие органы управления образования.
Согласно пункту 21 Типовых правил внутреннего распорядка для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.
При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего распорядка или графиками сменности, которые утверждает руководитель учреждения образования по согласованию с профсоюзным комитетом учреждения с соблюдением продолжительности рабочей недели.
В тех учебных заведениях, где по условиям работы введение пятидневной рабочей недели нецелесообразно, устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем.
Пятидневная или шестидневная рабочая неделя устанавливается собственником или уполномоченным им органом совместно с профсоюзным комитетом с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива и по согласованию с местными органами исполнительной власти.
В рамках рабочего дня педагогические работники учебного заведения должны проводить все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответствии с должностью, учебным планом и планом научно-исследовательской работы.
Время начала и окончания работы и обеденного перерыва устанавливается для работников Правилами внутреннего распорядка конкретного учебного заведения. По согласованию с профсоюзным комитетом некоторым структурным подразделениям и отдельным группам работников может устанавливаться другое время начала и окончания работы.
Работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов. Перерыв не включается в рабочее время.
Перерыв для отдыха и питания должен предоставляться, как правило, через четыре часа после начала работы (статья 66 КЗоТ). Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Работники используют время перерыва по своему усмотрению. На это время они могут отлучаться с места работы.
Сверхурочная работа, работа в выходные и праздничные дни запрещается (ст. ст. 71, 73 КЗоТ, п. 23 Типовых правил).
Привлечение отдельных работников к работе в установленные для них выходные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, по письменному приказу (распоряжению) собственника или уполномоченного им органа (руководителя заведения) образования с разрешения профсоюзного комитета. Работа в выходной день может компенсироваться по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме в двойном размере.
Во время каникул, не совпадающие с очередным отпуском, педагогические работники привлекаются к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки до начала каникул (п. 25 Типовых правил внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденных приказом Министерства образования Украины от 20. 12. 93 г. № 455).
Вопрос о продолжительности рабочего часа педагога регулируется п. 64 Инструкции № 102, согласно которому ставки заработной платы устанавливаются исходя из затрат рабочего времени в астрономических часах (60 мин.). Короткие перерывы между уроками является рабочим временем педагогического работника.
Вопрос привлечения педагогических работников к дежурству в заведении регулируется п. 24 Типовых правил внутреннего распорядка. График дежурства и его продолжительность утверждает руководитель учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и профсоюзным комитетом.
Запрещается привлекать к дежурству в выходные и праздничные дни беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Юридический отдел ЦК Профсоюза
Юридический отдел ЦК Профсоюза
16.09.2013
Источник: http://ru.osvita.ua/school/method/37044/