1 апр. 2019
Практически все водители транспортных средств сталкивались со случаями, когда их останавливали сотрудники национальной полиции (ранее милиции) без каких-либо явных причин, просили предоставить документы, и в дальнейшем в случае если все в порядке желали водителю «доброго пути».
Но всегда ли обязан водитель предъявлять сотруднику полиции свои документы? В Постановлении по делу № 686/11314/17 от 15.03.2019г. Верховный Суд высказал свое мнение.
Немного теории. Всем известно, что сотрудник полиции имеет право останавливать транспортное средство лишь в строго определенных законом случаях, например при нарушении водителем Правил дорожного движения, или если транспортное средство пребывает в розыске и т.д. Все основания для остановки транспортного средства перечислены в ст. 35 ЗУ «О национальной полиции».
После остановки транспортного средства сотрудник национальной полиции обязан представиться, назвать свою фамилию, специально звание и по требованию лица предъявить удостоверение (ч.3 ст. 18 ЗУ «О национальной полиции). Также в соответствии с ч.2 ст. 31 данного закона сотрудник полиции обязан сообщить причину применения превентивных мер (причина остановки и проверки документов).
С правами и обязанностями сотрудника полиции вроде бы все ясно. Теперь по поводу водителя.
В соответствии с п.п. 2.4. ПДД Украины по требованию полицейского водитель должен остановиться с соблюдением этих правил, а также предъявить для проверки документы, указанные в п. 2.1 (удостоверение водителя, регистрационный документ на транспортное средство и др.
) дать возможность проверить номера агрегатов и комплектность ТЗ, дать возможность осмотреть ТЗ в соответствии с законодательством при наличии на то законных оснований, в том числе с применением специальных устройств проверку технического состояния ТЗ, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательному техническому контролю.
Аналогичные обязанности водителя закреплены и в Законе Украины «О дорожном движении». Так в ст. 16 данного закона закреплена обязанность водителя иметь при себе и по требованию полицейского предъявлять для проверки удостоверение водителя, регистрационный документ на транспортное средство, и в установленных законом случаях полис ОСГО.
Частью 1 ст. 126 КУпАП установлена административная ответственность водителя за управление транспортным средством лицом, которое не имеет при себе или не предъявило для проверки водительское удостоверение, техпаспорт и полис ОСАГО.
Так вот, главный вопрос состоит в том, обязан ли водитель выполнять свои обязанности, в данном случае предусмотренные п.п. 2.4 ПДР и ст.
16 ЗУ «О дорожном движении» в случае, если инспектором, к примеру, – не названа причина остановки; причиной остановки является отработка определённых «программ» без предъявления водителю соответствующих документов, или если причиной остановки является нарушение водителем ПДР, однако водитель отрицает данный факт и отсутствуют доказательства и т.д.
Другими словами, имеет ли право водитель ставить под сомнение право сотрудника полиции остановить ТЗ и проверять документы, и ставиться ли в зависимость обязанность водителя предъявлять документы с наличием у сотрудника полиции права останавливать ТЗ.
Вопрос достаточно актуальный, и ответ на него непрост. Ранее считалось, что законом и ПДР четко установлены обязанности водителя по поводу остановки и предъявления документов по требованию инспектора.
Если водитель считает, что инспектор не соблюдает требования закона водитель имеет право уже в дальнейшем, после предъявления своих документов пожаловаться в соответствующие инстанции.
Такой подход в принципе является нормальным, ведь если сотрудник полиции — это представитель власти и установить незаконность его действий может только вышестоящий орган или суд.
Вместе с тем, в указанном выше Постановлении ВС, суд стал на сторону водителя.
Согласно фабуле дела, патрульный остановил транспортное средство с целью проведения профилактической беседы и разъяснения водителю о нарушении последним п. 9.8 ПДР (движение без включенного ближнего света). Т.е.
полицейский имел право остановить ТЗ и потребовать предъявления документов.
Водитель же, предъявил лишь водительское удостоверение, регистрационный талон отказался предъявлять ввиду отсутствия доказательств совершения ним нарушения ПДР.
Сотрудник полиции составил протокол и вынес постановление о привлечении водителя по ч.1 ст. 126 КУпАП за управление ТЗ при отсутствии или непредъявлении регистрационного талона.
Водитель в свою очередь посчитал такие действия полицейского незаконными и обжаловал их в суд. Дело дошло до Верховного Суда. Следует учесть, что это одно из последних дел по КУпАП, которое дошло до кассационной инстанции, так как в соответствии с новой редакцией КАС Украины, рассмотрение таких дел завершается вынесением решения в апелляции.
Позиция ВС свелась к тому, что поскольку сотрудник полиции не привлек водителя к административной ответственности за нарушение п. 9.
8 ПДР и отсутствуют надлежащие и допустимые доказательства совершения водителем нарушения именно п. 9.8 ПДР, требования полицейского о предъявлении водителем документов являлись неправомерными.
Следовательно, отсутствуют и надлежащие доказательства совершения водителем нарушения, предусмотренного ч.1 ст. 126 КУпАП.
Что ж, данный случай показывает, что в суде можно добиться правды и доказать, что водитель не обязан предъявлять свои документы инспектору, если тот не может доказать факт нарушения водителем ПДД, однако стоит ли игра свеч.
Ведь предъявление документов сотруднику полиции у вас займет не более минуты, а судебные разбирательства как минимум несколько месяцев.
Безусловно идти данным путем будет иметь смысл если отказ водителя предъявить документы обусловлен поведением сотрудника полиции, в том числе «хамским отношением» и т.п.
Виталий Цвигун
руководитель судебной практики, адвокат АО “КФ “ДОМИНАНТА”
страницы: 3/5 на основе 4 оценок.
Адвокати в Україні ще з 2010 року являються суб’єктами фінмоніторингу
Чи не кожний вже натрапив у стрічці новин на «тривожне нововведення» – закон поклав на адвокатів функції суб’єкта первинного фінансового моніторингу.
Автори цих новин посилаються на прийнятий 6 грудня 2019 року Закон України № 361-IX «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення» (далі –Закон 361-IX), який з 28 квітня 2020 року вступить в силу.
Правила Інкотермс: які зміни принесе 2020 рік
Наразі переважна більшість суб’єктів зовнішньоекономічної діяльності для врегулювання обов’язків сторін за договорами поставки, купівлі-продажу товарів, розподілу ризиків між ними щодо поставок, страхування та митного очищення товарів використовують правила Інкотермс 2010. Однак, уже через декілька днів вступить в силу нова їх редакція – Інкотермс 2020 (надалі – Правила). Враховуючи важливість та значимість даних Правил в сфері правозастосування – не можемо не розглянути та проаналізувати їх основні зміни.
Источник: //dominanta.od.ua/news/objazan_li_voditel_predjavljat_dokumenty_inspektoru_
Кто имеет право на остановку транспортного средства
Сегодня я расскажу о том, кто имеет право на остановку транспортного средства.
Согласно пункту 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор в области безопасности дорожного движения являются работники ГИБДД и участковые уполномоченные полиции.
Однако нужно понимать, что остановить ваш автомобиль имеет право не любой сотрудник ГИБДД.
Смотрим пункт 2.4 Правил дорожного движения
Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
Кто такой регулировщик по смыслу ПДД? Согласно пункту 1.2. ПДД
Регулировщик — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование.
Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.
К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Таким образом, исходя из буквального прочтения вышеназванного пункта ПДД право на остановку транспортного средства предоставлено сотрудникам полиции и военной автомобильной инспекции.
Это что же, получается, на сегодняшний день остановить ваше транспортное средство имеет право любой полицейский на дороге, начиная от сотрудника патрульно-постовой службы и заканчивая каким-нибудь начальником какой-нибудь полицейской службы?
Правила дорожного движения в пункте 1.3 дают следующий ответ на указанный вопрос
Участники дорожного движения обязаны… выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Таким образом, чтобы понимать в каждом конкретном случае, имел ли право на остановку вашего транспортного средства тот или иной сотрудник полиции, не относящийся к ГИБДД, нужно, в первую очередь, знать права, предоставленные сотруднику конкретной полицейской службы (подразделения).
Так в соответствии с пунктом 93 части 2 ст. 28.3 КРФоАП сотрудники военной автомобильной инспекции вправе составить протоколы об административных правонарушениях
предусмотренных частью 4 статьи 12.2, частью 1 и частью 2 (за исключением случаев незаконной установки на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4, 5, 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.
7, статьями 12.8, 12.26 КРФоАП.
Что касается сотрудников полиции, то под определение регулировщиков подпадают, в первую очередь, инспекторы рот, батальонов и полков ДПС.
А на стационарном посту вы можете встретиться с инспекторами технического надзора.
Многие из вас, наверное, уже встречали на дороге так называемых стажеров ДПС. Как вы считаете, имеют ли право на остановку транспортного средства стажеры ДПС?
Отвечаю: нет, не имеют. Почему? Потому что согласно пункту 10 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, утв. Приказом МВД РФ от 15.08.2011 №942
10. При привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:
поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях;
Иными словами, стажер не является регулировщиком, которому предоставлено право на остановку транспортного средства.
Однако, это вовсе не означает, что если вас останавливает стажер, то вы можете не останавливаться. А откуда вам известно, что он стажер?
Вот если потом в результате остановки транспортного средства и выявления в ваших действиях признаков какого-либо административного правонарушения выяснится, что вас остановил стажёр, то у вас появится железный повод для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности.
Так согласно части 2 ст.1.6 КРФоАП
Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
А у стажера, как вы теперь знаете, нет компетенции ни регулировать дорожное движение (а значит, и останавливать вас), ни составлять протоколы об административных правонарушениях.
С этим разобрались, теперь давайте подробнее остановимся на ситуации, когда вас останавливает обычный инспектор ДПС.
На самом деле, если не знать некоторых нюансов, то кажется, что уж кто-то, а обычный инспектор ДПС имеет право на остановку транспортного средства. Право это у него безусловно есть, только вот не все автомобилисты знают, что действует оно лишь в то время, пока инспектор ДПС находится на службе.
Согласно пункту 32 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (далее, Административный регламент),
Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу.
Согласно пункту 38 Административного регламента
Основанием для осуществления контроля за дорожным движением является принятое руководителем органа внутренних дел, подразделения решение о заступлении сотрудника на службу.
Согласно п.
57 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД МВД РФ от 2.03.
09 года № 186 дсп (Далее, по тексту, Наставление)
Дежурный обязан… при подготовке сотрудников, заступающих на службу…выдавать сотрудникам в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России, … нагрудные знаки (по карточкам-заместителям установленного образца или под расписку в учетной документации).
Согласно п.65.2 Наставления
Заступающие в наряд сотрудники должны… иметь при себе: нагрудный знак и жетон с личным номером.
Согласно п.104.3 Наставления
При получении команды (разрешения) об окончании несения службы наряд ДПС: сдает в дежурную часть строевого подразделения, территориального органа внутренних дел…нагрудный знак….
Другими словами, нагрудный знак выдаётся инспектору ДПС только на время несения службы. К чему я клоню, наверное, догадались?
Правильно! Если вас останавливает сотрудник ДПС (или человек в форме сотрудника ДПС) обязательно посмотрите на его нагрудный значок.
У сотрудников ДПС значок круглый, в отличие от всех остальных служб полиции, у которых значок имеет овальную форму.
В центре значка под двуглавым орлом должно быть три буквы «ДПС». Снизу код региона и через тире личный номер самого инспектора.
Так вот, если на остановившем ваш автомобиль инспекторе ДПС не оказалось нагрудного значка, значит этот инспектор ДПС на данный момент не находится на службе, регулировщиком не является, а значит, не имеет права на остановку транспортного средства и не вправе составлять протокол об административном правонарушении.
Максимум, он может в этой ситуации выступать свидетелем совершенного вами административного правонарушения, но не более того.
Помимо нагрудного значка, советую обратить внимание вот на какие моменты.
Согласно пункту 41 Административного регламента
При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.
Понятие патрульного автомобиля приведено в пункте 35 Административного регламента
К патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, мотоцикл, автобус), состоящие на балансе в органах внутренних дел и включенные в постовую ведомость. Далее также — «патрульный автомобиль».
Патрульные автомобили могут использоваться в исполнении с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также без указанных специальных цветографических схем и устройств для подачи сигналов.
При этом, в соответствии с пунктом 44 Административного регламента
При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.
Другими словами, если инспектор во время патрулирования движется на автомобиле без специальной цветографической схемы, то он не имеет права на остановку транспортного средства.
Окей, с военной автомобильной инспекцией и ДПС разобрались. Давайте теперь, рассмотрим такой вопрос как остановка транспортного средства сотрудником полиции другой службы.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента
Сотрудники других подразделений полиции могут осуществлять в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью административные действия по исполнению государственной функции при проведении на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел совместно с сотрудниками Госавтоинспекции специальных мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности
То есть получается, что сотрудники полиции, не относящиеся к ГИБДД, могут нести службу на дороге только совместно с сотрудниками ГИБДД и то только по приказу руководителя органа внутренних дел.
Вместе с тем, автор статьи Евгений Волков, //evgeniyvolkov.ru согласно опубликованному позднее Приказу МВД РФ от 05.05.
2012 №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» составлять протоколы за нарушение правил дорожного движения могут и другие сотрудники полиции при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка.
Источник: //evgeniyvolkov.ru/kto-imeet-pravo-na-ostanovku-transportnogo-sredstva.html
Как разговаривать с
Что делать, если меня остановил инспектор? Это самый часто задаваемый вопрос.
Начнем с того, что есть масса причин, по которым ваше транспортное средство могут остановить сотрудники милиции. Но давайте не будем углубляться в подробности и разбирать каждый случай. Поговорим подробно о тех остановках транспортных средств, которые имеют место в 99 процентах случаев.
А это случаи, когда вы, возможно, нарушили ПДД или инспектору, может, это показалось. Случаи, когда проводятся рейдовые мероприятия, и случаи, когда действительно проводятся рейдовые мероприятия. Это важно отметить, тут большая разница.
Ведь есть разница, когда сотрудники милиции действительно ведут какую-либо профилактическую работу или оперативно-разыскные мероприятия или стоят “руки в брюки” и на вопрос о причине остановки говорят: “Рейд!”.
Теперь непосредственно о самих остановках.
Пункт 118. Для остановки граждан и участников дорожного движения сотрудник ПМ может использовать специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящую установку, жесты рукой или жезлом.
При остановке жестом руки или жезлом первоначальный жест сотрудника ПМ должен быть направлен на останавливаемого участника дорожного движения с указанием ему последующего места остановки. Требование об остановке должно быть понятно участникам дорожного движения.
При проверке граждан сотрудник представляется (называет должность, звание, фамилию), четко и ясно излагает причину проверки.
Пункт 119. Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.
Пункт 120. Основаниями для проверки граждан и остановки транспортных средств являются:
— нарушение ПДД всеми участниками дорожного движения;
— наличие данных (ориентировка, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности граждан, водителя и пассажиров к совершению преступления, административного правонарушения или ДТП;
— наличие данных (ориентировка, сведения, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях;
– необходимость привлечения гражданина и участников дорожного движения в качестве понятых;
— выполнение распорядительно-регулировочных действий;
— необходимость привлечения граждан и участников дорожного движения и их транспортного средства к оказанию помощи другим гражданам и участникам дорожного движения или сотрудникам ОВД при ДТП или чрезвычайных ситуациях;
— необходимость опроса граждан и участников дорожного движения об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
— выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или о запрещении движения конкретного автотранспорта;
— проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ПМ, за исключением периода проведения специальных мероприятий).
Пункт 208.
Сотрудник ПМ при обращении к гражданам и участникам дорожного движения должен поздороваться, приложив руку к головному убору, назвать свои должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции принимает меры по оказанию помощи либо разъясняет, куда следует обратиться для решения поставленного вопроса.
Пункт 209. При остановке граждан, транспортного средства или иного участника дорожного движения сотрудник ПМ должен сообщить гражданину, водителю остановленного транспортного средства, другому участнику дорожного движения, задержанному за нарушение ПДД или иное правонарушение, занимаемую должность, специальное звание и фамилию, а также причину остановки и (или) задержания.
Допустим, вас остановил инспектор и выполнил все, как перечислено выше из приложения 1 к приказу МВД Кыргызской Республики № 370. Если на вопрос о причине остановки он отвечает: “Проверка документов!”, можете спокойно ответить, что проверка документов осуществляется только на стационарных постах.
Если же инспектор будет настаивать на представлении документов и напомнит вам пункт 2.1.1, согласно которому водитель обязан передавать весь перечень необходимых документов инспектору для проверки, снова напомните ему о возможности передачи документов для проверки только на стационарных постах.
Если инспектор продолжит настаивать, сообщите ему, что передадите документы только для составления протокола об административном правонарушении.
Возможно, после этих доводов он сообщит вам, что проводится рейд и вы обязаны предъявить ему документы в рамках этого мероприятия. В этом случае поинтересуйтесь у него названием рейда и имеются ли документы, свидетельствующие о проведении упомянутых мероприятий.
Если вам представят документы, свидетельствующие о проведении рейда, выясните, каким образом вы можете иметь к этому отношение.
Например, если проводится рейд по выявлению затонированных автомашин, а ваша машина не затонирована, по какому праву вас останавливают и ссылаются на рейд?
Если же у инспектора нет никаких документов, позвоните в дежурную часть, выяснив номер телефона у инспектора, и спросите у дежурного, действительно ли проводятся рейдовые мероприятия. Если да, то как называется рейд и на что он направлен. Не сообщайте дежурному название рейда, упомянутое инспектором, заранее.
В тех случаях, когла инспектор после остановки вашего ТС сообщает о нарушении одного из пунктов ПДД и требует передать документы, спросите, собирается ли он составлять в отношении вас протокол об административном правонарушении.
Если да, то поинтересуйтесь у него возможностью ознакомления с какими-либо доказательствами по вменяемому нарушению, которые будут приобщены в качестве материалов дела. Таковыми могут быть показания с радара (фото, видео), наличие свидетелей и так далее.
При наличии таковых попросите, чтобы вас с ними ознакомили.
И если даже вам откажут в представлении каких-либо доказательств либо доказательств не будет вообще, передайте документы инспектору для составления протокола.
Наличие материалов дела, которые будут свидетельствовать о возможном правонарушении с вашей стороны, в первую очередь важно для самого инспектора.
Ведь если вы обжалуете протокол, то доказывать вину должен будет инспектор, так как в отношении вас будет действовать презумпция невиновности. А значит, если у инспектора нет никаких материалов дела, то и протокол легко обжаловать. Сообщите об этом инспектору.
К примеру, если вас обвиняют в превышении скоростного режима, ссылаясь на показания радара, но фото- и видеофиксации нет, о каком протоколе может идти речь? Конечно, вы обязаны передать документы для составления протокола, но какой в этом смысл? Обычно такое происходит, когда инспектор преследует не совсем законные цели. Поняв, что вы обжалуете протокол, он, скорее всего, вернет вам документы.
Важно отметить и то, что после остановки к вам должен подойти именно тот инспектор, который остановил ваше ТС. В случае составления протокола аналогично. А если в ходе диалога с инспектором присоединяются другие сотрудники милиции, требуйте и от них представиться и предъявить служебные удостоверения.
Бывает так, что сотрудники милиции требуют открыть багажник и называют это осмотром, вводя вас в заблуждение, ведь осмотром является лишь визуальный осмотр автомобиля снаружи. При осмотре даже стекло не опускают, не говоря уже о багажнике.
А вот досмотр ТС дает право требовать открыть багажный отсек или сам автомобиль. Также при досмотре ТС составляется протокол досмотра, приглашаются понятые (с документами, удостоверяющими личность), анкетные данные которых вносятся в протокол.
Закон четко гласит, что граждане должны подчиняться законным требованиям сотрудников милиции. Подчиняться незаконным требованиям вы не обязаны.
Фиксировать на видео диалог с сотрудниками милиции я считаю обязательным. Камера — это свидетель, которого невозможно подкупить, запугать или обмануть.
Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что данная статья не является способом уйти от ответственности или как-то помешать работе сотрудников ОВД.
P.S. Если вам стало известно, что произошло какое-либо преступление или террористический акт и в связи с этим вас остановили сотрудники милиции, требуя открыть багажный отсек, представить документы для проверки, отнеситесь к этому с пониманием.
Источник: //ru.sputnik.kg/columnists/20171211/1036770675/kak-razgovarivat-s-gaishnikom.html
Как вести себя с российскими пограничниками на «границе» с Крымом?
Сейчас масса людей пешком пересекает административную границу с Крымом. В связи этим возможно недопонимание между людьми и находящимися там российскими контролирующими органами. Оно возникает из-за незнания людьми их прав и обязанностей. И, к сожалению, нередко этим злоупотребляют в самих российских органах.
Это не блокпост самообороны, а вполне официальный (с точки зрения российского законодательства) пункт пропуска
Для начала нужно понять, что российские пограничники считают, что находятся на государственной границе России. Они являются представителями погранслужбы ФСБ Российской Федерации. Это не блокпост самообороны, а вполне официальный (с точки зрения российского законодательства) пункт пропуска.
Соответственно, пограничники должны действовать исключительно в рамках своих служебных прав и обязанностей. При общении с российскими пограничниками, в ряде случаев, знание законодательства России может повлиять на ситуацию. Действия или бездействие пограничников, повлекшие нарушения прав лиц, пересекающих границу, можно обжаловать (ст.
9 приказ ФСБ России от 08.11.2012 г. № 562).
В этой статье мы расскажем, как, с точки зрения российского законодательства, должен проходить пограничный контроль, если границу пересекает частное лицо, пешком, со своими личными вещами.
В пунктах пропуска могут применяться такие виды контроля: пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный
В пунктах пропуска могут применяться такие виды контроля: пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный. Также существует транспортный контроль и контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности.
Перечень видов контроля есть в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 94 «О видах контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». Других видов контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации не предусмотрено.
Причем таможенный и пограничный – обязательные. Остальные виды применяют при необходимости (Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г.
№ 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации»).
Есть документ, который устанавливает сроки и последовательность действий при проведении пограничного контроля в пунктах пропуска. Называется он приказ ФСБ РФ от 08 ноября 2012 г.
N 562 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (дальше – Приказ).
Пограничный контроль в отношении лиц состоит из проверки – можно ли лицу выехать из России или въехать в Россию
Пограничный контроль в отношении лиц состоит из проверки – можно ли лицу выехать из России или въехать в Россию (п. 22 Приказа). Проверка начинается с предоставления должностному лицу действительных документов, удостоверяющих личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве (п. 21 Приказа).
Длится пограничный контроль может не более 3-х минут с момента предъявления необходимых документов (п. 23 Приказа). По окончании контроля пограничник должен поставить отметку в документе и разрешить следовать дальше или отказать в пропуске.
В этом случае пограничник обязан сообщить основание и назвать госорган, принявший такое решение.
В п. 6 Приказа перечислено, что имеет право сделать пограничник в ходе контроля. Он может:
– проверять необходимые документы у лиц (список необходимых документов перечислен в п. 21 Приказа), производить осмотр (досмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов;
– осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима государственной границы, режима в пунктах пропуска. Доставлять таких лиц в расположение подразделений пограничного контроля пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения;
– приглашать лиц в подразделения пограничного контроля пограничных органов и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения государственной границы или иного нарушения режима в пунктах пропуска. В необходимых случаях получение объяснений об обстоятельствах указанных нарушений может осуществляться и в иных местах;
– делать в документах на право пересечения государственной границы соответствующие отметки и при необходимости временно изымать такие документы, а также изымать недействительные документы;
– продлевать действие просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в местах, где отсутствуют представительства федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области иностранных дел);
– аннулировать российские визы иностранных граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– временно ограничивать или запрещать в пунктах пропуска движение лиц и транспортных средств;
– временно ограничивать производство различных работ в пунктах пропуска, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями);
– вести необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем федеральному закону;
– применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных Законом;
– налагать штраф за незаконный провоз лиц через государственную границу;
На самом деле, это сокращенный вариант статьи 30 (Полномочия пограничных органов) Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон).
Если внимательно прочесть права пограничников, то видно, что досматривать вещи, а тем более прикасаться ним, если нет транспортного средства, пограничники могут только в случае задержания и личного досмотра. Все остальное касается только проверки документов, и на основании ее принимается решение, пропускать человека или нет.
Проводить осмотр багажа или его досмотр имеют право сотрудники таможни
Проводить осмотр (внешний, визуальный) багажа или его досмотр (действия связанные со вскрытием упаковки товаров, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей) имеют право сотрудники таможни (ст.
155 и 116 Таможенного кодекса Таможенного союза). При досмотре должны присутствовать понятые и владелец. В обоих случаях по требованию владельца должен быть составлен акт в двух экземплярах, один из которых передается владельцу.
Есть документ, описывающий, каким образом и при каких условиях контролирующие органы могут осуществлять пограничный контроль. Он, кстати, распространяется на все виды контроля – таможенный, санитарный, экологический и т.п.
Называется он Постановление Правительства РФ от 02 февраля 2005 г.
№ 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» (далее – Постановление).
В статье 7 Постановления перечислены методы контроля, которые применяют государственные контрольные органы в соответствии с федеральным законодательством при осуществлении пропуска через государственную границу.
Давайте рассмотрим подробнее, как обязаны, проводить контроль пограничники в рамках своих полномочий.
– Проверка документов (ст. 8 Постановления) осуществляется в целях установления подлинности документов и достоверности, содержащихся в них сведений, правильности их оформления, отождествления личности, законности въезда (выезда) в Российскую Федерацию.
Проверка подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе в результате осуществления иных методов контроля.
Например, устного опроса (названный личные не совпадают с паспортными) или наблюдения (Вы не похожи на фото в документе)
– Устный или письменный опрос (Ст. 9 и Ст. 10 Постановления) применяется для получения дополнительной информации или уточнения информации, полученной в ходе проверки документов.
Личный досмотр – исключительный метод контроля, проводится при наличии оснований предполагать, что физическое лицо нарушило федеральное законодательство о государственной границе
– Личный досмотр (ст. 15 Постановления) исключительный метод контроля, проводится при наличии оснований предполагать, что физическое лицо нарушило федеральное законодательство о государственной границе.
Решение о проведении личного досмотра принимается начальником государственного контрольного органа или лицом, его замещающим, путем наложения соответствующей резолюции на рапорт должностного лица государственного контрольного органа. По результатам личного досмотра составляется акт в 2 экземплярах по установленной форме.
Акт подписывается должностным лицом государственного контрольного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр, понятыми, а при обследовании тела досматриваемого – медицинским работником.
Второй экземпляр акта вручается лицу, в отношении которого был проведен личный досмотр. Проводить личный досмотр пограничники могут только при задержании (п.3 и п.4. Ст. 30 Закона)
Одновременно должностные лица при проведении пограничного контроля обязаны (п.8 Приказа):
– соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лиц, в отношении которых осуществляется пограничный контроль;
– осуществлять пограничный контроль только во время исполнения служебных обязанностей;
– учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов лиц;
– доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании лицами и организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– соблюдать сроки осуществления пограничного контроля, установленные Административным регламентом;
– не требовать от лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
– иметь соответствующие служебные удостоверения.
Т.е. если пешеход с вещами проходит через пункт пропуска Российской Федерации, то пограничник имеет право попросить документы. Он может задавать вопросы для принятия решения о пропуске пешехода и уточнения его личности. В течении 3-х минут после получения документов пограничник обязан сообщить, пропускает он человека или нет.
Просить человека без транспортного средства предъявить что-либо кроме документов, имеющих отношение к пересечению границы, он без подписанного руководством рапорта не имеет права. В этом рапорте должны быть указаны: запрос на проведения досмотра, обоснованные причины для проведения и резолюция начальника подразделения.
Если не пропускает, он обязан сообщить на основании чего.
Ни один из видов контроля в пункте пропуска не предусматривает право потребовать предъявить информацию, содержащуюся на ноутбуке, фотоаппарате или смартфоне
Ни один из видов контроля в пункте пропуска не предусматривает право потребовать предъявить информацию, содержащуюся на ноутбуке, фотоаппарате или смартфоне. Тем более забирать их на время «для проверки». Допустимо только включение устройства во время таможенного контроля как доказательство того, что это не муляж.
У пограничников, помимо контроля, есть еще право на задержание «лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, доставление таких лиц в расположение подразделений, частей пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения». (п.3 ст.30 Закона). Осуществлять административное задержание пограничники могут на срок до трех часов для составления протокола. Если более, то до трех суток «для выяснения личности» с сообщением об этом письменно прокурору, до десяти суток с санкции прокурора, если нет документов, удостоверяющих личность. О каждом случае административного задержания, личного досмотра задержанного, досмотра и изъятия находившихся при нем вещей составляется протокол. (п.4 ст.30 Закона).
При прохождении «границы» с аннексированным Крымом каждый сам для себя решает, как вести себя с пограничниками, но в любом случае знание законов поможет людям лучше разобраться, когда требования пограничников законны, а когда нет.
Источник: //ru.krymr.com/a/27130384.html