Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В 2019 году плательщики ЕСХН столкнулись с новой налоговой нагрузкой. Их обязали платить НДС, от чего они долгие годы были освобождены.
Специальным налоговым режимом при таком подходе называть уплату ЕСХН становится сложно. Правда, для данных налогоплательщиков предложен облегченный вариант освобождения от обязанностей плательщика НДС.
И многие из них такой возможностью воспользовались.
Но надо учитывать определенные нюансы данного освобождения, ведь его применение – не то же самое, что уплата ЕСХН в прошлые периоды, когда налогоплательщики не являлись плательщиками указанного налога по умолчанию.
Одно из упрощений, которое применяется к плательщикам ЕСХН, пожелавшим воспользоваться возможностью не платить НДС, – это повышенный порог, в пределах которого разрешается применять освобождение.
Согласно п. 1 ст.
145 НК РФ в общем случае организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.
А вот для плательщиков ЕСХН вообще не установлено никакого предельного уровня для получения такого освобождения, если в предыдущем периоде они находились на ином режиме налогообложения, а в новом календарном периоде стали применять спецрежим в виде уплаты ЕСХН одновременно с применением освобождения.
Но если налогоплательщик уже находится на данном спецрежиме и продолжает на нем оставаться в новом периоде, то он может получить освобождение при условии, что за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется этот спецрежим, без учета налога не превысила в совокупности:
Сумма дохода, млн руб. | Период (год), за который делается расчет | Период (год), в котором применяется освобождение |
100 | 2018 | 2019 |
90 | 2019 | 2020 |
80 | 2010 | 2021 |
70 | 2021 | 2022 |
60 | 2022 и последующие годы | 2023 и соответствующие последующие годы |
Таким образом, в любой расчетный год предельный порог для освобождения от НДС для плательщиков ЕСХН значительно превысит аналогичный порог для прочих налогоплательщиков.
Но общее для всех: учитывается в данном расчете только доход от реализации товаров (работ, услуг). Значит, эта величина будет отличаться от суммы дохода, которая учитывается для расчета собственно величины ЕСХН. Ведь последняя согласно п. 1 ст. 346.5 НК РФ включает в себя еще и внереализационные доходы, но уменьшается на доходы, названные в ст. 251 НК РФ.
Впрочем, как указывают налоговики в Письме от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@, все равно размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемым НДС.
Конечно, данный вывод был сделан еще тогда, когда специальных положений по освобождению от НДС для плательщиков ЕСХН еще не было. Но аргументы, использовавшиеся для получения такого вывода, применимы и к ним.
ФНС сослалась на Постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 10252/12 по делу № А06-1871/2011. В нем арбитры отметили: по смыслу ст.
145 НК РФ институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС.
В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.
https://www.youtube.com/watch?v=c_rBg8MbJJw
Также не учитываются при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров, поскольку на основании п. 2 ст. 145 НК РФ в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).
Обратите внимание: конечно, если налогоплательщик применял в 2018 году спецрежим в виде уплаты ЕСХН, то он правомерно не уплачивал НДС в отношении любой операции.
Но это не значит, что ни одна из них не может участвовать в расчете для получения права на освобождение от уплаты НДС.
Ведь налогоплательщик не уплачивал данный налог на том основании, что он вообще не считался его плательщиком, а не потому, что совершаемые им операции освобождались от обложения НДС.
Поэтому расчет за 2018 год следовало формировать таким образом, как если бы налогоплательщик являлся плательщиком НДС (тот же порядок для плательщика ЕСХН – при освобождении от обязанностей плательщика НДС).
При этом с учетом Постановления Президиума ВАС РФ № А06-1871/2011 в выручку надо включать только те операции, которые в соответствии с гл. 21 НК РФ признаются облагаемыми НДС.
А вот внереализационные расходы в расчете выручки в целях применения освобождения от обязанностей плательщика НДС в любом случае не участвуют.
Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a34/984930.html
Как подать уведомление на продление освобождения от НДС — Личный опыт на vc.ru
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, могут получить освобождение от НДС.
В данной статье рассмотрим условия, при которых данное освобождение можно получить, разберём, каким образом необходимо уведомить налоговый орган, приведем образец заполнения уведомления.
Какие условия необходимо соблюсти для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС?
Порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика предусмотрен ст.145 НК РФ.
Для освобождения должны выполняться следующие условия:
Во-первых, Сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать 2 миллиона рублей (без учёта НДС).
Например, организация планирует воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС с апреля отчётного года. За три предшествующих последовательных календарных месяцев выручка от реализации составила: * январь — 620 000 руб. ( в т.ч.
НДС — 94576 руб.); * февраль — 750 000 руб. (в т.ч. НДС — 114407 руб.); * март — 840 000 руб. (в т.ч. НДС — 128136 руб.).
Общая сумма выручки за три месяца без НДС составила: 620 000 – 94 576 + 750 000 – 114 407 + 840 000 – 128 136 = 1 872 881 руб.
В итоге сумма выручки за январь, февраль, март без учёта НДС менее 2 миллионов рублей, следовательно, с апреля организация имеет право получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС.
При этом, при определении размера выручки налогоплательщик не учитывает выручку от операций, не облагаемых НДС. Подтверждение данной позиции отражено в п.4 Пленума ВАС РФ Постановления от 30 мая 2014 г.
№33 «О некоторых вопросах, возникающих у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» «При разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения статьи 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций. Поэтому поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны».
Размер выручки определяется по данным регистров бухгалтерского учета.
Во-вторых, организации и индивидуальные предприниматели не должны реализовывать подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.
При одновременной реализации подакцизных и неподакцизных товаров налогоплательщик имеет право на освобождение от уплаты НДС по операциям с неподакцизным товарам (Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002г. №313-О). Чтобы воспользоваться правом на освобождение, организация должна вести раздельный учет продаж подакцизных и неподакцизных товаров.
При этом при определении выручки, дающей право на освобождение от налогообложения НДС, не включаются доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров (п.4 Пленума ВАС РФ Постановление от 30 мая 2014г. №33 «О некоторых вопросах, возникающих у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).
«Также не учитываются при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров, поскольку на основании пункта 2 статьи 145 Кодекса в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение».
Какие документы необходимо представить в налоговый орган для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика?
Для получения освобождения от уплаты НДС налогоплательщику необходимо направить в налоговый орган уведомление и документы, которые подтверждают право на освобождение.
Форма уведомления утверждена приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342.
Список документов, подаваемых с уведомление, определён в п.6 ст.145 НК РФ: * выписка из бухгалтерского баланса (для ООО); * выписка из книги продаж; * выписка из книги учёта доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей).
В случае, если ООО или ИП перешли на общую систему налогообложения с: * УСН, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
* ЕСХН, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Срок подачи уведомления и документов, подтверждающих право на освобождение от НДС
Срок подачи уведомления и документов, подтверждающих право на освобождение — не позднее 20 числа того месяца, с которого налогоплательщик использует право на освобождение.
В свою очередь, Пленум ВАС РФ в п. 2 Постановления от 30 мая 2014г.
№33 «О некоторых вопросах, возникающих у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указал, что «…налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения».
Организации и индивидуальные предприниматели, заявившие о своем праве на освобождение, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев (п.4 ст.
145 НК РФ) за следующим исключением: * превышение суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за любые три последовательных календарных месяцев свыше 2 миллионов рублей; * налогоплательщик начал реализацию подакцизных товаров без ведения раздельного учёта.
Сумма НДС подлежит к уплате в бюджет, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место или превышение выручки, или осуществление реализации подакцизных товаров.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие, что за этот период выручка от реализации товаров (работ, услуг) за каждые три последовательных календарных месяца не превысила 2 млн. руб., а также уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Стоит заметить, что если налогоплательщик не представит документы (или представит документы, которые содержат недостоверные сведения), то необходимо будет заплатить налог в бюджет за все время действия освобождения, а также налоговые санкции и пени (п. 5 ст. 145 НК РФ).
При использовании права на освобождение налогоплательщик должен восстановить НДС (п. 8. ст. 145 НК РФ).
Восстановлению подлежит НДС по неиспользованным товарам, работам, услугам, в том числе основным средствам (по не полностью самортизированным основным средствам пропорционально остаточной стоимости), ранее который правомерно был принят к вычету.
После отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение НДС подлежит восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение.
В случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение со второго или с третьего месяца квартала, восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение. Ещё много интересного в телеграмм-канале https://t.me/metodychka777
Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.
Написать
Источник: https://vc.ru/life/63717-kak-podat-uvedomlenie-na-prodlenie-osvobozhdeniya-ot-nds
Выгодно ли освобождение от НДС?
Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета, выбранных организацией.
На сегодняшний день большинство налогоплательщиков предпочитают уклонение от уплаты налогов.
Однако знание норм налогового законодательства помогает искать и находить оптимальные способы ведения бизнеса с целью снижения налоговых нагрузок и возможности продвижения компаний на рынке.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Согласно ст.
145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Для определения правомерности применения освобождения в соответствии со статьей 145 НК РФ в расчет включается выручка от всех операций по реализации товаров, работ, услуг, включая: операции, облагаемые НДС по нулевой ставке; операции, освобождаемые от налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых территория РФ не признается .
Лица, использующие право на освобождение, должны предоставить соответствующее письменное уведомление и следующие основные документы:
выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписка из книги продаж;
выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Организация должна уведомить налоговый орган о своем намерении не платить НДС не позднее 20-го числа месяца, с которого организация смогла бы использовать право на освобождение .
От уплаты НДС также освобождаются организации в части операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ.
Важно иметь в виду, что организация не вправе вернуться к общему порядку исчисления НДС до истечения 12 календарных месяцев с начала освобождения (п. 4 ст. 145 НК РФ) или, если совокупная выручка организации за три последовательных месяца не превысит 2 млн р., либо если осуществлялась реализация подакцизных товаров (п. 5 ст. 145 НК РФ).
В таких ситуациях право на освобождение утрачивается с 1-го числа месяца, в котором произошло указанное превышение или были реализованы подакцизные товары.
Организация имеет право отказаться от льгот по НДС только по операциям, перечисленным в п. 3 ст. 149 НК РФ, на срок более одного года. Льготы по НДС установлены и в других пунктах этой статьи, однако отказ по ним не предусмотрен.
Чтобы отказаться от льгот, в налоговый орган следует представить заявление по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого организация намерена осуществить отказ.
Статистика свидетельствует, что желающих получить освобождение довольно немного – не более 1% от общего числа плательщиков на- лога . Причин, по которым фирмы и предприниматели отказываются получать освобождение несколько:
слишком большое количество документов, которые нужно представить в налоговую инспекцию;
необходимо постоянно отслеживать сумму поступающей выручки, чтобы за три месяца она не превысила установленный предел в 2 млн р.;
получать освобождение от уплаты НДС иногда бывает невыгодно, если большинство клиентов фирмы – плательщики этого налога.
Дело в том, что если покупатель – плательщик НДС – приобретает товары у фирмы, имеющей налоговое освобождение, он не имеет возможности принять НДС по приобретенным ценностям к вычету. Следовательно, ему не имеет смысла работать с такой фирмой, если только она не снизит цену себе в убыток.
Таким образом, освобождение от налога в первую очередь выгодно получать фирмам, чьи основные клиенты не являются плательщиками НДС. Например, розничным магазинам и фирмам, которые оказывают услуги населению.
Ю. С. Баталова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 4. Направления: 6.
Правовые аспекты развития экономики, 8. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики, 20.
Бизнес и власть: модернизация отношений, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 4454
Источник: http://arbir.ru/articles/a_3480.htm
О применении освобождения от уплаты ндс экс-«упрощенцем»
Представим ситуацию. «Упрощенец» (организация или предприниматель – это не имеет значения) до момента утраты права на применение обозначенного спецрежима успел проработать как минимум 3 календарных месяца (срок важен!) и им соблюдено требование о 2 млн руб. выручки.
Но затем он утратил право на применение УСНО (из‑за несоблюдения ограничений, установленных гл. 26.2 НК РФ). В такой ситуации предприниматель признается плательщиком налога на прибыль и НДС постфактум, что называется, задним числом.
Может ли в такой ситуации экс-«упрощенец» освободиться от уплаты НДС тоже задним числом (разумеется, при условии подтверждения данного права)?
Правоприменительная практика показывает, что это возможно. Но есть риски, поскольку порядок реализации указанного права в ситуации, когда налогоплательщик утрачивает право на применение «упрощенки», ст. 145 НК РФ четко не определен.
Прежде чем анализировать условия реализации экс-«упрощенцем» права на применение освобождения от уплаты НДС задним числом, скажем несколько слов о самом освобождении, а также об условиях и классическом варианте (предусмотренном налоговыми нормами) процедуры его получения.
Освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ
Право на освобождение от обязанностей плательщика НДС закреплено в п. 1 ст. 145 НК РФ.
Отметим: названной статьей не предусмотрена возможность одновременного применения льготы в виде права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, по одним видам деятельности, подлежащим обложению по общей системе налогообложения, и исчисления и уплаты НДС в бюджет по другим видам деятельности. Такой вывод следует из Постановления АС ЦО от 01.11.2018 № Ф10-4556/2018 по делу № А23-7792/2017 (оставлено в силе Определением ВС РФ от 22.01.2019 № 310‑КГ18-23295).
Что значит для налогоплательщика это освобождение?
Преимущества использования освобождения
Таких явных преимуществ несколько.
Во-первых, не уплачивать НДС по операциям на внутреннем рынке в течение 12 календарных месяцев (п. 4 названной нормы)[1]. В этом случае «входной» и «ввозной» налоги не принимаются к вычету, а учитываются в стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ и услуг) (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Во-вторых, не отчитываться по этому налогу перед налоговой инспекцией. То есть налогоплательщику не нужно подавать декларацию по НДС в электронном формате по каналам ТКС.
В-третьих, возможность оформлять документы на отгрузку без указания отдельной строкой НДС. То есть в счетах-фактурах «освобожденные» лица делают надпись или проставляют штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ). За ними сохраняется лишь обязанность по ведению книги продаж на основании п. 3 ст. 169 НК РФ и п. 1, 3 Правил ведения книги продаж[2].
Однако ст. 145 НК РФ определено не только само право хозяйствующего субъекта на использование освобождения от обязанностей плательщика НДС, но и условия, которые необходимо соблюсти для освобождения, а также процессуальные моменты, связанные с его получением.
Условия
Освобождение от обязанностей плательщика НДС организация или ИП могут получить, если сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за 3 предшествующих последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).
Словом, для применения освобождения необходимо рассчитать сумму выручки за 3 месяца, предшествующих месяцу начала его применения. Подчеркнем: соблюдать данный лимит «освобожденным» лицам нужно и после получения этого права. В противном случае право на применение обозначенного освобождения будет утрачено (п. 5 ст. 145 НК РФ).
При определении размера выручки и исчислении трехмесячного срока нужно учесть следующие нюансы.
Алгоритм расчета размера выручки |
Порядок исчисления трехмесячного срока |
|
Порядок исчисления этого срока разъяснен в Письме Минфина России от 01.08.2018 № 03‑07‑14/54111: трехмесячный срок, указанный в п. 1 ст. 145 НК РФ, истекает в последний день календарного месяца, предшествующего месяцу, начиная с которого будет использоваться право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС |
|
|
– выручка от подакцизных товаров; – выручка от операций, не облагаемых НДС (освобожденных от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ; – выручка от операций, которые не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) либо местом реализации которых не является территория РФ (ст. 147, 148 НК РФ); – стоимость товаров (работ, услуг), переданных безвозмездно (см. Письмо Минфина России от 06.04.2016 № 03‑07‑11/19488); – суммы полученных авансов (предоплаты)** |
* Форма и порядок ведения этой книги утверждены Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.
** Такие платежи не подпадают под понятие выручки от реализации по смыслу ст. 39 НК РФ и, соответственно, не могут быть признаны выручкой для целей гл. 21 НК РФ. Кроме того, в бухгалтерском учете авансы (предоплата) не признаются доходом (выручкой) организации (п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).
Процессуальные моменты
Право на освобождение от уплаты НДС носит заявительный характер, поэтому для его реализации необходимо подать в налоговый орган уведомление (п. 3, 6 ст. 145 НК РФ) по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 26.12.2018 № 286н.
Кроме уведомления необходимо представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение такого освобождения (п. 6 ст. 145 НК РФ):
- для организаций – это выписка из бухгалтерского баланса и книги продаж (для экс-«упрощенцев» – выписка из КУДиР);
- для предпринимателей – это выписка из книги продаж и книги учета доходов, расходов и хозяйственных операций ИП.
Названные документы налогоплательщик может представить в инспекцию лично или направить их по почте заказным письмом[3] (п. 7 ст. 145).
В пункте 3 ст. 145 сказано, что уведомление и подтверждающие документы необходимо представить в налоговый орган по месту учета не позднее 20‑го числа месяца, начиная с которого субъект использует право на освобождение.
«Вишенка на торте»
Пунктом 5 ст. 145 НК РФ установлены негативные последствия (выражающиеся в обязанности восстановить НДС) лишь для случая непредставления налогоплательщиком соответствующих документов (уведомления и документов, подтверждающих правомерность освобождения от уплаты НДС).
Между тем нормами гл. 21 НК РФ не определена ответственность налогоплательщика (а также какие‑либо негативные последствия для него) за представление уведомления (с подтверждающими документами) с нарушением 20‑дневного срока.
Этот момент отмечен высшими арбитрами в п. 2 Постановления № 33: по смыслу п. 3 ст. 145 НК РФ налогоплательщик лишь информирует ИФНС о своем намерении воспользоваться правом на применение освобождения. В силу закона уведомить об этом можно и после начала применения освобождения от уплаты налога.
Здесь следует упомянуть и о Письме от 04.07.2019 № СД-4-3/13103@, в котором специалисты ФНС также признали право налогоплательщика применять освобождение от уплаты НДС вне зависимости от своевременности направления в ИФНС соответствующего уведомления (ранее аналогичные разъяснения были даны ведомством в Письме от 29.06.2015 № ГД-4-3/11238@).
Исходя из сказанного контролеры на местах обязаны учесть заявление налогоплательщика о праве на применение освобождения от уплаты НДС задним числом и определить наличие у него данного права на основании представленных им по существу документов.
В части применения освобождения от обязанностей плательщика НДС следует учесть два момента:
- Налоговым кодексом не предусмотрена какая‑либо ответственность за нарушение налогоплательщиками требований, установленных п. 3, 6 ст. 145 НК РФ.
- Из системного толкования положений ст. 145 следует, что нарушение срока представления налогоплательщиком уведомления и документов, предусмотренных п. 6 данной статьи и подтверждающих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не является основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику этого права.
Примечательно, что суды уже давно практикуют такой подход при разрешении споров относительно применения задним числом преференции, предусмотренной ст. 145 НК РФ. К примеру, АС СЗО в Постановлении от 18.01.
2018 № Ф07-15338/2017 по делу № А66-11862/2016[4] указал: если заявитель фактически использовал освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, то при условии его соответствия критерию, установленному п. 1 ст. 145 НК РФ, ему не может быть отказано в праве на такое освобождение.
Следовательно, субъектам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от обязанностей плательщика НДС, не может быть отказано в таком праве лишь по причине непредставления в установленный срок уведомления и подтверждающих документов (см. также определения ВС РФ от 19.
01.2018 № 305‑КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016, от 03.07.2018 № 304‑КГ18-2570 по делу № А70-907/2017).
С учетом вышесказанного, а также механизма уведомления, предусмотренного ст.
145 НК РФ (согласно которому уведомление подается уже после того, как право на это освобождение налогоплательщиком фактически реализовано), получается, что и экс-«упрощенцы» могут заявить о своем праве на применение освобождения от обязанностей плательщика НДС задним числом. Но это в теории. А как дела обстоят на практике? Начнем с разъяснений чиновников.
Позиция чиновников
Следует обратить внимание на Письмо ФНС России от 14.09.2015 № ГД-3-3/3436@.
В нем, в частности, говорится, что предпринимателю, утратившему право на применение ПСНО в связи с невыполнением условий по применению этого режима налогообложения, не может быть отказано в праве получения освобождения от уплаты НДС за тот период, в котором им утрачено право на применение ПСНО (то есть задним числом) (разумеется, если его выручка за три предшествующих календарных месяца не превысила 2 млн руб.).
Аналогичный вывод сделан в Письме Минфина России от 18.03.2015 № 03‑07‑15/14580[5].
Несмотря на то, что в приведенных письмах чиновники анализировали последствия утраты права на применение другого спецрежима – ПСНО, считаем, что подход чиновников, обозначенный в них, применим и для бывших «упрощенцев» (аналогичных разъяснений, адресованных экс-«упрощенцам», автору найти не удалось). Ведь применение каждого из названных режимов (УСНО и ПСНО) не является безусловным, для их применения налогоплательщикам необходимо соблюдать ряд ограничений. И последствие утраты права на их применение одно – переход на ОСНО (с уплатой НДС и налога на прибыль).
Но здесь есть еще один важный нюанс (который, кстати, не освещен в письмах официальных органов). Об утрате права на применение УСНО налогоплательщики нередко узнают только в ходе (или по результатам) мероприятий налогового контроля.
В связи с этим в настоящее время более острым является вопрос не о применении освобождения от обязанностей плательщика НДС как таковом (благодаря правовой позиции Пленума ВАС из п.
2 Постановления № 33 этот вопрос разрешается в пользу налогоплательщиков), а о моменте уведомления ИФНС о применении данного освобождения (до вступления в силу решения по проверке или после). На практике налоговики нередко отказывают в праве применения освобождения по ст.
145 НК РФ в ситуациях, когда уведомление о нем подается после вступления в силу решения по результатам проверки. А какова позиция арбитров по данному вопросу?
Ситуации из практики
Показательный пример – Постановление АС ВСО от 18.07.2018 № Ф02-2952/2018 по делу № А58-4357/2017. В данном деле рассматривался спор о правомерности применения экс-«упрощенцем» освобождения по ст. 145 НК РФ, о применении которого им было заявлено в суд (то есть уже после вступления в силу решения по результатам проверки и рассмотрения апелляционной жалобы по нему УФНС).
Вкратце о фабуле дела. В отношении компании была проведена проверка за 2013 – 2015 годы, в ходе которой был установлен факт утраты ею права на применение УСНО с 01.04.2013 (заметим, этот момент компания не оспаривала). Было произведено доначисление налогов, подлежащих уплате в рамках ОСНО (в частности, НДС). Решение по проверке принято 28.12.2016.
Решение ИФНС было обжаловано в УФНС, но по результатам рассмотрения жалобы (07.04.2017) были пересмотрены доначисления только в части налога на прибыль, не НДС (это важно!). Иными словами, при обжаловании результатов налоговой проверки в вышестоящем налоговом органе компания не заявляла (!) о своем праве на применение освобождения.
Источник: https://gaap.ru/articles/O_primenenii_osvobozhdeniya_ot_uplaty_NDS_eks_uproshchentsem_/