– Глава 19. ОТПУСКА
Статья 114. Ежегодные оплачиваемые отпуска
Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Статья 115. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статья 116. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Статья 117. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 118. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы
Отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 119. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем
Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.
Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, – органами власти субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, – органами местного самоуправления.
Статья 120. Исчисление продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков
Продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.
Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.
При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
Статья 121. Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска
В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются:время фактической работы;время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха;время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине;время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года.(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются:время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Кодекса;время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста;абзац утратил силу. – Федеральный закон от 22.07.2008 N 157-ФЗ.В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
Статья 122. Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков
Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.
До истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:женщинам – перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;работникам в возрасте до восемнадцати лет;работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;в других случаях, предусмотренных федеральными законами.Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.
Статья 123. Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя.
Статья 124. Продление или перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска
Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:временной нетрудоспособности работника;исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы;в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.Если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статья 125. Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части. Отзыв из отпуска
По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. Не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статья 126. Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией
Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части. Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).
Статья 127. Реализация права на отпуск при увольнении работника
При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска. При увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения также считается последний день отпуска. При предоставлении отпуска с последующим увольнением при расторжении трудового договора по инициативе работника этот работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении до дня начала отпуска, если на его место не приглашен в порядке перевода другой работник.
Статья 128. Отпуск без сохранения заработной платы
По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы: участникам Великой Отечественной войны – до 35 календарных дней в году; работающим пенсионерам по старости (по возрасту) – до 14 календарных дней в году; родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, – до 14 календарных дней в году; работающим инвалидам – до 60 календарных дней в году; работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников – до пяти календарных дней; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами либо коллективным договором. trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_glava_19.html?page_6160=6
13.10.2016 – Федор Крохалев
Источник: https://trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_glava_19.html?page_6160=6
«Врачи говорили: „Родите себе еще“». История мамы, чей ребенок умер в роддоме, прожив чуть больше суток
Мальчику придумали имя — Иван. Потом позвали священника, который крестил ребенка. Через три часа Ванечки не стало. Малыш прожил чуть больше суток… Его мама и папа в большой обиде на врачей.
Говорят, роженица мучилась схватками две ночи, а в ответ получала предложения выпить ношпы и невнимательность персонала.
Ее заявление с просьбой возбудить уголовное дело рассматривается Следственным комитетом, а родильный дом проводит собственную проверку. Onliner.by рассказывает грустную историю одних родов.
Игорь и Олеся познакомились на свадьбе друзей в 2013-м. Он был свидетелем, она — свидетельницей. Так и задружили, а через год поженились. После свадьбы пара задумалась о детях.
Беременность Олеси планировалась и совсем скоро стала реальностью.
Будущие родители дождались первых анализов, которые оказались хорошими, и только после этого сообщили о скором пополнении родственникам и друзьям. Все были рады.
Теперь в их квартире пусто. После смерти ребенка Олеся не захотела оставаться в ней жить. Вокруг все напоминает о Ване и щемит душу. В шкафах — так и не пригодившиеся залежи носочков, комбинезончиков и прочих вещей, к которым добавляются уменьшительно-ласкательные суффиксы. Есть даже радионяни.
Олесе нельзя сидеть. Она полулежит на диване в отцовском доме и до определенного момента без слез вспоминает все случившееся. Родственники говорят, что в семье самой стойкой на удивление оказалась главная героиня случившейся трагедии. Олеся просит закрыть дверь, чтобы мама не слышала.
— Все было настолько идеально, что мы даже подумать не могли об осложнениях. Спокойно доносила ребенка до декретного отпуска. На 40-й неделе поехали на плановый прием. Это было в один из последних дней марта. Врачи сказали, что все нормально, но решили перестраховаться и дали направление на госпитализацию в родильный дом. На месте меня проверили и рекомендовали новый осмотр в начале апреля.
Вечером у Олеси начало тянуть живот. Состояние было пограничным. К ночи стали ощущаться схватки.
— Совсем не спала. Утром поехали в роддом. Мало ли что, все-таки 40-я неделя беременности. Меня снова осмотрел гинеколог: «Нормально, схватки ложные, выпьешь таблеточку ношпы, и все пройдет. Смысла класть тебя нет».
Будущая мама написала отказ от госпитализации и вернулась домой, закупившись таблетками. Затем муж поехал на работу, а Олеся осталась наедине с ношпой, в итоге выпив от боли суточную норму лекарства.
— Врачи сказали мне, мол, если схватки происходят по три раза за десять минут, надо ехать в роддом. Боль усиливалась. Схватки не проходили. Сил терпеть больше не было. Ночью мы с мужем в третий раз отправились в роддом.
Когда приехали, на часах было 0:30. Игорь остался ждать снаружи. Внутри Олеся изначально никого не обнаружила.
— Походила, покричала, в итоге нашла медработницу. Она отвела меня к акушерке. Та спала. Женщина была сильно недовольна моим появлением: «Чего вы так рано приехали? С утра надо приезжать!» Как будто роды случаются по расписанию.
Объяснила ей, что уже была у них, что схватки усиливаются. Акушерка совсем рассердилась: «Ты что, каждый день по два раза приезжать будешь? Вы все, беременные, кипишные. Лишний раз хотите перестраховаться». Потом пришел врач.
Акушерка стала вести себя потише.
Врач осмотрела меня и сказала: «Родовой деятельности нет, просто ложные схватки. Ладно, сейчас наверху тебе сделают укольчик, поспишь, отдохнешь — все будет нормально».
Примерно в час ночи Олесю положили в отделение патологии. Сделанный укол не помог. Будущая мама вновь обратилась к врачу. Ответ был таким же: «Выпьешь пустырничка — полежишь, поспишь». Спать пришлось в коридоре, других свободных мест не оказалось. Сна не вышло. Олеся ходила по коридору, чтобы заглушить боль от схваток. В итоге получилась вторая ночь практически без сомкнутых глаз.
— До утра дотянула. Проснулась рано, попросила очередной осмотр. В 10:00 меня перевели в предродовую палату. Одна девочка родила в 11:00, другая — в 14:00. А я все ходила по коридору, периодически принимала теплый душ, но боли не уходили.
После шести часов ожидания я уже умоляла сделать хоть что-нибудь. В 20:00 ко мне пришел врач. На моем животе были датчики, которые считывали кардиотокографию плода. Доктор сказал, что сердцебиение ребенка не измеряется, так как датчики установлены неправильно.
Шли третьи сутки терпения. Мучилась я, мучился и ребенок.
Когда доктор отправил меня в родзал, я была уже никакая. Там из меня стали выталкивать ребенка. Я тужилась, а доктор клал руки мне на живот и давил. Ребенок крупный, рожать было тяжело. Я точно помню, как мне три раза давили на живот.
В 20:50 Олеся родила. Вес мальчика — 3,750 кг, рост — 56 см. Ребенок не плакал. Новорожденного сразу же отдали реаниматологу, который попытался завести его сердце.
— Все ушли, я осталась одна. Минут через 15—20 пришел реаниматолог и сказал, что ребенок в тяжелом состоянии. Тяжелые роды — тяжелый ребенок. Шансов мало. «Мне надеяться?» — «Не знаю, завтра с утра все будет известно». Наутро меня перевели в другую палату. Я пошла к реаниматологу и узнала, что ребенок в стабильно тяжелом состоянии, что улучшений пока нет.
https://www.youtube.com/watch?v=Pxy0MDKKP5M
Меня не пытались успокоить. Врач из реанимации сказал: «Ребенку становится все хуже, у вас один шанс на миллион. Если даже выкарабкается, останется инвалидом».
За время пребывания в больнице я не раз слышала фразы наподобие «Вам это надо? Вы молодые, родите еще». Когда приехал мой муж, он услышал примерно то же самое.
Но Игорь сказал: «Мы не будем отключать ребенка от аппарата, станем ждать до последнего. Как будет, так будет».
Прибежала акушерка: «Крестить будете? Сегодня надо обязательно крестить». Игорь поехал за священником, Олеся осталась ждать. Ребенка назвали Иваном и покрестили. Дело было вечером. Через три часа малыш умер. На часах было 23:50.
— Ко мне пришли где-то в полночь: «Ребенок умер. Будешь прощаться?» Я спустилась попрощаться. На это мне дали две минуты. И все закончилось… Не стала сразу звонить домашним. Только в 6 утра набрала мужу. В 8 часов приехали Игорь и мой папа.
Они пошли разговаривать с врачом: хотели забрать Ваню. Мы не заметили сострадания: «Оно вам надо — забирать ребенка? Зачем вы его будете забирать? Оставите себе рубец на всю жизнь». Муж объяснил: «Мы ребенка покрестили, дали ему имя, хотим сделать все как надо».
— «Ну, это ваше решение. Родите себе еще, не переживайте».
— В 9 утра сына забрали и завезли куда-то в Новинки, — включается в разговор Игорь. — Там произвели вскрытие. Затем отправили в холодильник. На следующий день утром я его забрал. Поехали хоронить ребенка.
Олеся хотела побывать на похоронах, но не смогла выписаться.
— Оказалось, что на следующий день после смерти ребенка никаких моих бумаг у врача не было. Он говорил: «Без истории ничего не вижу и ничего не знаю». До конца выписки моих документов у врача так и не появилось. Наверное, моя история уже находилась у начальства, которое занималось разбирательством смерти ребенка.
В какой-то момент к Олесе пришел психотерапевт.
— Он задавал вопросы вроде таких: как мы с мужем познакомились, в браке ли зачат ребенок, были ли в семье мертворожденные дети, благополучная семья или нет.
В тот же день стали поступать звонки в сельсовет, к которому мы с мужем относимся. Но никакой неблагополучности у нас нет. Я работаю сметчицей в Минске, муж — водителем на той же фирме.
У нас гармоничная семья. Мы любим друг друга и очень хотели ребенка.
В глазах Олеси появляются слезы. Но она быстро справляется.
— Я до сих пор не понимаю. Вроде бы психолог должен был поддержать и подбодрить меня, а в итоге он задавал такие странные вопросы. У врачей была версия о моем плохом сердце, почках. Но анализы оказались хорошими. Затем возникла версия инфекции…
Мне было очень неприятно. Один из врачей сказал: «Думаешь, ты тут одна такая? Вон в соседней палате у женщины тоже ребенок умер. Правда, у нее стафилококк нашли»…
В роддоме провели экспертизу. Сказали, что причина смерти — асфиксия. И все. Мы же направили заявление в Следственный комитет с просьбой возбудить по факту смерти ребенка уголовное дело. У меня были светлые воды, не наблюдалось удушения. Но три дня практически без сна… Любой ребенок не выдержит таких родов.
Нам всем очень не понравилось отношение медперсонала. Когда стало известно о смерти ребенка, ко мне приехал папа. Он задал вопрос в справочной: «Как пройти к заведующей?» — «По какому вопросу?» — «Мне он нужен». — «А где ваша больная лежит?» А я стою рядом.
Женщина переключается на меня: «В какой вы палате?» — «Четвертый этаж, акушерское реабилитационное отделение». Женщина разозлилась: «Знаете, как детей делать, а где лежите, не знаете?» Папа осек ее: «Вы чего кричите? Ее переводили из палаты в палату — нетрудно запутаться». «А где ребенок ваш лежит?» — сказала она повышенным тоном.
На что папа ответил: «Ребенок умер». Женщина попросила прощения и успокоилась.
Олеся заканчивает свой рассказ…
За комментарием мы обратились в родильный дом, о котором рассказывала Олеся. Узнать позицию его сотрудников, к сожалению, не удалось. Медики сослались на врачебную тайну.
— Эта информация касается медицинского здоровья. В здравоохранении есть такое понятие, как врачебная тайна. Это наша принципиальная позиция.
https://www.youtube.com/watch?v=T3ENYa1gLU4
Пояснение Следственного комитета оказалось таким:
— В настоящий момент Партизанским районным отделом Следственного комитета проводится доследственная проверка. Опрошен медицинский персонал, назначен ряд экспертных исследований. Следствие ожидает результатов проверки относительно своевременности оказания медицинской помощи, которую проводит Министерство здравоохранения, с целью последующего назначения комплексной комиссионной экспертизы.
Источник: https://people.onliner.by/2016/05/30/rebenok-umer-v-roddome
Защищаем права ребенка в школе
Как правило, с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».
Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.
Гендерное равенство
Гендерное равенство – это когда каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.
Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.
Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.
Что делать?
Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.
Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.
Школа и религия
Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.
Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.
Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.
В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».
Что делать?
Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин, вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.
Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.
В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к уполномоченному по праваам ребёнка.
Уважение чести и достоинства школьника
Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и достоинства.
Возможный вариант нарушения— разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.
Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.
Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.
Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.
Что делать?
Выяснить у учителя суть конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником и получил ли его согласие на публичное обсуждение его действий.
В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.
Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.
Право на охрану здоровья
Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.
Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание и поставил школьнику двойку.
Что делать?
Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.
Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.
Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.
Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.
Обязательные дополнительные занятия, факультативы
Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы, секции и т.д. могут быть только добровольными.
Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.
Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.
Что делать?
Исходим из того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.
Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.
Общественно полезный труд
«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».
Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по классу, по школе, убирать территорию и т.д.
Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».
Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»: школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.
Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.
Что делать?
Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители могут обжаловать действия школы.
Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.
Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.
Иногда ссылаются на Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.
Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.
Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам с просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.
Также заранее следует выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».
Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию, согласие родителей необходимо.
Если родители не согласны с привлечением детей к общественно полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.
Самообслуживание в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся, руководствуясь действующим законодательством.
Право на образование
Все граждане России имеют конституционное право на образование.
Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.
Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.
Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.
Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.
Что делать?
Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.
Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.
Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.
Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.
При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов
Защищаем права ребенка в школе
Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/
EVA.RU, Marasa
Муж Нины, пытаясь быть хорошим для всех, много времени уделяет своей дочки от бывшей жены. Вот только на маленького ребёнка ему, судя по всему, наплевать:«Девушки, посмотрите, может со стороны лучше видно, а то я сама устала уже вариться, совсем труба.
У моего мужа есть обожаемая дочка от первого брака, нашему общему ребенку скоро будет два года. Ребенка хотела больше я, муж как бы был “не против”, ну вот и расхлебываю. Свою старшую дочку он стабильно берет в пятницу вечером, все выходные проводит с ней, в воскресенье вечером возвращает к ее маме.
Я грешным делом ждала, пока у нее начнется шестидневка, шестидневка началась – и аллилуйя! Он берет ее все равно в пятницу вечером, в субботу везет в школу и сразу же оттуда ее забирает.У меня с ней нормальные ровные отношения, да и знакомы мы давно. Но у нее жуткое неприятие нашего общего сына. Она устроила форменную истерику, узнав о моей беременности.
Пока он был в коляске, его хоть как-то терпела, теперь категорически нет. Не хочет его видеть, не хочет о нем слышать, на все слезы “папа, ты меня больше не любишь”.Что мы имеем в результате? С пятницы по воскресенье муж проводит время со своей дочкой, на даче, нам на дачу поехать нельзя, потому что девочка обижается, ревнует и хочет быть с папой вдвоем.
Вечером муж приезжает домой около 8 вечера, в 9 часов мелкий падает спать. Он никогда с ним не гуляет, практически не играет, ребенок отца не видит. Муж расстраивается вроде бы, но ничего не меняет. Он хочет быть хорошим для всех, и для меня, и для дочки. Мне говорит, что она ребенок, что она скучает. Что для нее это травма, т.к.
у ее мамы тоже второй брак и там тоже есть дети. Что она устала быть старшей, что ее надо понять. Но мой ребенок – разве не ребенок? Я – разве не человек? Тошно мне девочки и обидно. поговорите со мной?»
злобная мачеха Нина
EVA.RU, Танютка ☀☀
Мнения женщин разделились. Многие заявили, что Нине вообще не следовало выходить замуж за разведённого мужчину, ведь с ним нельзя построить своё счастье. Автору также посоветовались действовать решительно и, в крайнем случае, разводиться:«Yе надо выходить замуж за мужчин “с прицепом” – старо как мир…»
Anony
«Я бы послала такого мужа. Вместе с его девочкой. Автор, ребенок у вас уже есть, вам решать, но девочка слишком много о себе думает, и ваш муж слишком много ей потакает.»
Anonymous
«Девочка уже поняла, что истериками можно добиться своего. Надо пресекать. Дальше запросы недетские начнутся. И что? Любое желание надо исполнять? Бред какой-то! Вы абсолютно не мешаете. Ни вы, ни сын.»
Anonymous
«Я бы давно уже такого мужа послала.»
Anonymous
«Ну когда же вы перестанете подбирать мужиков БУ? В любом разводе виноват мужик, как бы Вам не хотелось очернить БЖ.»
Anonymous
«Я бы поставила вопрос ребром. Я или она. Дочь дороже жены и сына – велкам, пусть живет один и воспитывает ее. Сына и жены у него больше нет.»
Anonymous
«Разведитесь и он начнет общаться с вашим ребенком.»
Anonymous
EVA.RU, AVA
Другие советчицы были более миролюбивы. Они предложили Нине обсудить этот вопрос с мужем и его дочерью, чтобы вместе прийти к компромиссу:«Только разговаривать и доносить безысходность такой ситуации.
Даже будучи когда-то на месте этой девочки не могу поддержать такое поведение. Подобное поведение отца просто ведет к дальнейшей капризности и проблемам и манипуляции. Не надо быть с ней врагами? не надо вставать на разные чаши весов.
Каждый вполне способен занимать свое место.»
Mifune Sato V.I.P.
«Говорите с мужем и говорите. Раз он не может подружить своих детей? то пусть делит выходные между ними.»
Anonymous
«Я бы вам посоветовала “улыбаемся и машем”. На все напряженные лица и истерики оглохнуть, ослепнуть и отупеть.»
Гараманта +
«Садитесь втроем: вы, муж и дочка и разговариваете – как взрослые. Предварительно план разговора обсуждаете с мужем.»
Придворная Молочница BRILLANT
«Автор, понимаю вашу позицию и обиду. Может быть предложить мужу: 1.Встречаться и проводить с девочкой время на неделе, вечером после работы, если это возможно, в счет одного из дней в выходные. 2.На неделе чаще созваниваться с ней по телефону или по скайпу, интересоваться ее жизнью. 3.Забирать ее на дачу не каждые выходные, а раз в две недели. 4.Отцу еще раз обсудить с девочкой место каждого из членов семьи в его и ее жизни.На понятном девочке языке. Самому папане донести мысль, что решение отца бросить свою семью и оградится от нее полностью под воздействием истерик и манипуляций, служит медвежьей услугой его дочери.Это пример плохого выхода из положения и оскорбление других членов семьи. Вам все-таки попытаться делать какие-нить минимальные шажки к тому, чтобы она спокойнее воспринимала вашего ребенка – начать с подарков, которые якобы передал ей младший брат или сам сделал. Девочке действительно может быть тяжеловато, ревность неподвластна даже взрослым теткам – новым женам, а тут ребенок в пубертате. С возрастом эта ревность пройдет – появятся свои интересы, друзья, потребность в папе рядом начнет постепенно отпадать и она станет относится к ситуации проще.»
АндрЭвна *
«Автор, в этой ситуации очень многое зависит от Вас. Вообще микроклимат в семье в большей степени зависит от женщины. Вам нужно мягко, неторопливо делать шажки к сплочению семьи. Очень хорошо понимаю Ваши чувства.
Для начала наладьте совместные выезды на дачу. Пусть у девочки там будет возможность куда-то сходить с папой вдвоём (в лес, на речку и т.п.
), но и какие-то сплачивающие мероприятия обязательно должны присутствовать (шашлыки, подвижные игры и т.п.). Удачи »
~~mous~~ +
«Автор, признайтесь себе в том, что не старшая дочь мужа – причина того, что “он никогда с вашим общим малышом не гуляет, практически не играет, ребенок отца не видит”. Это очень звонкий маркер отношений, когда мужчине лучше БЕЗ жены, в свое свободное время, нежели с женой.»
Utra Tumannaja *
Источник: https://eva.ru/relationship/parents-and-children/read-doch-muzha-ot-pervogo-braka-nenavidit-moego-syna-45573.htm