Полиция не заводит дело

Надо ли теперь носить с собой паспорт и может ли милиция без санкции вести тайное видеонаблюдение: The Village разбирался в новом Уголовном процессуальном кодексе, который вступил в силу с 20 ноября.

20 ноября Украина перешла на новое законодательство, по которому теперь будут расследовать преступления и проводить суды. Старый Уголовный процессуальный кодекс базировался на своде законов образца 1960 года с многочисленными изменениями. Новый УПК был подписан президентом ещё 13 апреля этого года, но отсрочен в действии.

В него внесли более 3 700 правок, ещё 2 000 изменений были проигнорированы. Авторы и сторонники нового УПК считают его эпохальным документом, который поворачивает всю правоохранительную систему лицом к людям. Противники, наоборот, бьют тревогу: новый кодекс, по их мнению, ущемляет гарантированные Конституцией права.

The Village сравнил старый и новый УПК и выделил главные новшества.

Нововведения

Соглашение с правосудиемВ старом УПК отсутствовало. Только суд по своему внутреннему убеждению мог смягчить наказание за явку с повинной или по другим смягчающим обстоятельствам. В новом УПК, если по завершении досудебного расследования обвиняемый полностью признал свою вину и договорился с потерпевшим и прокуратурой о наказании, которое согласен понести, то его фактически не будут судить. Функция суда сведётся только к утверждению соглашения с правосудием в виде приговора.Суд присяжныхОбвиняемые, которым грозит пожизненный срок, могут требовать, чтобы их судили двое судей и трое присяжных. Следственный судьяВо всех районных судах появились следственные судьи. В их полномочиях оценка собранных прокурором и адвокатом доказательств, а также решение о мере пресечения для фигуранта досудебного расследования (то есть быть ему на свободе или под стражей).Домашний арестОбвиняемые в преступлениях небольшой тяжести вместо ареста получат право находиться дома с электронным браслетом на ноге. Сотрудники милиции в отделении будут следить, чтобы он не вышел из дома далее чем на 100 метров.

Ключевые изменения

Заявление о преступлении

Старый УПК: Имело чёткую форму, не могло быть анонимным. В течение 10 дней проверялась изложенная в нём информация, и потом принималось решение, заводить уголовное дело или нет. О возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела уведомляли подозреваемого, вручая ему постановление. Проводить допросы, выемку документов и обыски следователь мог только после возбуждения уголовного дела. За ложное сообщение о преступлении предусматривалась уголовная ответственность.

Новый УПК: Не имеет чёткой формы, более того, установление личности заявителя теперь необязательно. В течение 24 часов с момента получения сообщения о преступлении следователь обязан внести эти данные в электронный Единый государственный реестр досудебных расследований и начать следствие.

Само понятие «возбуждение уголовного дела» упраздняется, поэтому, даже получив откровенный донос, следователь будет иметь право проводить допросы, обыски и изъятие документов.

Заявитель никак не может проверить, внесли ли его сообщение о преступлении в Единый реестр досудебных расследований, и не будет знать, какое решение принято: начали расследование или отказали.

Дополнительное расследование

Старый УПК: Если в суде выяснялось, что дело расследовано не в полном объёме, судья мог вернуть его прокурору для организации дополнительного расследования.
Новый УПК: Эта норма полностью отсутствует. Если материалы досудебного расследования попали в суд, на их основании судья должен вынести обвинительный либо оправдательный приговор.

Защитники в суде

Старый УПК: В их роли могли выступать родственники либо специалисты в области права. Количество не ограничивалось.
Новый УПК: Только дипломированные юристы с лицензией на осуществление адвокатской деятельности. Одному подсудимому можно иметь не более пяти адвокатов.

Показания с чужих слов

Старый УПК: Было чётко прописано: не могут быть доказательствами данные, озвученные свидетелем, если первоисточник информации неизвестен. Если же свидетель ссылался на слова других людей, их обязательно должны были допросить в качестве свидетелей.
Новый УПК: Показаниям с чужих слов посвящена целая статья. В ней прописано, что это высказывания в устной, письменной или другой форме относительно определённого факта, которые основываются на объяснениях другого человека. Суд может признать показания с чужих слов допустимыми доказательствами независимо от того, можно ли вызвать на допрос гражданина, который их произнёс, или нет.

Обыски, прослушка телефонов, скрытое видеонаблюдение

Старый УПК: Обыск должен был проходить в присутствии двух понятых и лица, занимающего данное помещение, или представителя жэка. Санкцию на эти действия давал любой судья.

Новый УПК: Для обыска теперь достаточно одних понятых. Санкции на обыск даёт только следственный судья.

Без его постановления следователь не имеет права проникать в жильё с обыском, прослушивать телефоны и производить выемку почты подозреваемого. Есть исключение: по ст.

250 УПК следователь имеет право до санкции судьи проводить негласные следственные действия — наблюдать за человеком, предметом, местом, но не записывать на видео.

Путь от подозрения
до приговора по новому УПК

В правоохранительные органы поступает заявление на гражданина К., которого сосед обвиняет в совершении преступления.
Не позднее чем через 24 часа после получения заявления соседа следователь вносит эту информацию в Единый реестр досудебных расследований и начинает действовать.
Следователь тайно проводит обыск в квартире гражданина К., прослушивает его телефон, читает письма, предварительно получив на это санкцию от следственного судьи (в случае, если гражданина К. подозревают в тяжком преступлении). Раньше нужно было сперва завести уголовное дело, известить об этом гражданина К., а разрешение на обыск получать в суде.
Милиция задерживает гражданина К. Следственный судья изучает доказательства его вины, материалы его адвоката и принимает решение: взять под стражу, поместить под домашний арест, отпустить «под честное слово» или под залог. Арест и помещение в СИЗО — крайняя мера.
В течение двух месяцев следователь должен завершить досудебное расследование и направить материалы прокурору для составления обвинительного акта. Срок расследования может продлеваться, но содержание под стражей не может длиться больше 12 месяцев. (Ранее были случаи, когда фигуранты дел сидели в Лукьяновском СИЗО по 10 лет и больше.)
Если гражданин К. совершил не тяжкое преступление (нанёс лёгкие телесные повреждения соседу) и при­знал себя виновным, он может до суда зак­лю­чить с соседом согла­ше­ние о примирении – документ, где про­пи­са­на мера наказания и размер ком­пен­са­ции. Если же преступление более тяжкое, гра­жда­нин К. может заключить соглашение только с прокурором — в этом до­ку­мен­те прописывают квалификацию вины, её признание и меру наказания.
Если между гражданином К. и прокурором подписано соглашение, суд проходит по упрощённому сценарию: на первом, подготовительном, заседании судья проверяет, заключалось ли это соглашение добровольно, и если так, суть соглашения превращается в приговор.

Начальник Главного следственногоуправления МВД Украины

Раньше следователю отводилось 10 дней на проверку информации о преступлении, и он на протяжении этого срока был фактически связан по рукам и ногам. Не мог проводить ни выемку документов, ни обыски, ни допросы без возбуждения уголовного дела. Сейчас по новому УПК сразу же после поступления заявления о преступлении следователь может проверить информацию в полном объёме и провести все эти следственные действия. По старому УПК людей приходилось сначала опрашивать, потом после возбуждения уголовного дела снова проводить допросы и фактически задавать те же вопросы.

Мвд уже проводит тендеры на закупку электронных браслетов для «домашних арестантов»

расширяются и права тех, кто пострадал от преступления: ранее им нужно было ждать постановления следователя, которое признаёт их потерпевшими, — сейчас же человек признаётся потерпевшим автоматически сразу после подачи заявления. существенно разгрузятся сизо из-за возможности применения судами домашнего ареста. сейчас мвд уже проводит тендеры на закупку электронных браслетов для «домашних арестантов». всего их нужно хотя бы 50 000 штук, для этого необходима сумма порядка 32 миллионов гривен. пока же граждан под домашним арестом будут контролировать участковые.

Юрист, правозащитник

Я не согласна с утверждениями коллег, будто у милиции появились какие-то новые полномочия по задержанию граждан без документов (сразу после вступления в силу нового кодекса в СМИ появились сообщения о том, что теперь гражданам следует всюду носить с собой паспорт. — Прим. ред.). По новому УПК, так же как и по старому, милиция имеет право задерживать граждан под различными предлогами на 72 часа без решения суда. То есть если человек похож на фоторобот, а у него в кармане есть паспорт — это не страховка от поездки в райотдел для подтверждения личности. Вообще, если анализировать новый кодекс, там на ложку мёда приходится приличный бочонок дёгтя. К примеру, сократили срок содержания под стражей на время досудебного следствия (с 18 месяцев до 12), но оставили неограниченным время содержания под стражей до вынесения приговора.

Если анализировать новый Кодекс, там на ложку мёда приходится приличный бочонок дёгтя

У следователей появилось право проникать в квартиры, офисы с разрешения следственного судьи. А это опасно тем, что во время первого, даже законного, проникновения у следователя есть возможность подбросить вещественные доказательства или запрещённые предметы, а затем провести обыск и найти это. Доказательством по новому УПК могут быть показания оперативников. Это очень плохо, потому что оперуполномоченные зависимы от следователя и могут сказать всё, что ему нужно. Отрицательным является также запрет пострадавшим назначать своими представителями в суде родственников или специалистов права. Теперь эти функции могут выполнять только адвокаты. Причём для потерпевших, в отличие от обвиняемых, бесплатных адвокатов не предусмотрено. Вот и выходит, что потерпевшие теперь в худшем положении, чем подозреваемые в преступлении.

Виктор Литвинов

«Украинское фото»

Источник: https://www.the-village.com.ua/village/city/city/119684-upk

Возбуждение уголовного дела, предъявление обвинения | Народный вопрос.РФ


+5 нравится [ 5 ] не нравится [ 0 ]

Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Порядок обращения в полицию с информацией о преступлениях мы уже описывали выше.

В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115 частью первой, 116 частью первой, 128.

1 частью первой УК РФ, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым за исключением случаев, когда дело возбуждает руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора в отношении преступлений, совершенных в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 УПК РФ.

К уголовным делам частно-публичного обвинения относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью первой, 132 частью первой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 частью первой, 145, 146 частью первой, 147 частью первой, статьями 159 – 159.

6, 160, 165 УК РФ, если они совершены предпринимателем в обстоятельствах, указанных в ч.2 ст. 20 УПК РФ.

Остальные уголовные дела считаются делами публичного обвинения. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

В некоторых случаях лицо может быть освобождено от уголовного преследования.

Так, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным. Лицо, совершившее преступление иной категории, освобождается от уголовной ответственности только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями УК РФ.

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьями 198 – 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частью первой статьи 171, частью первой статьи 171.1, частью первой статьи 172, частью второй статьи 176, статьей 177, частями первой и второй статьи 180, частями третьей и четвертой статьи 184, частью первой статьи 185, статьей 185.

1, частью первой статьи 185.2, статьей 185.3, частью первой статьи 185.4, статьей 193, частью первой статьи 194, статьями 195 – 197 и 199.

2 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

Уголовное дело также не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям:

1) отсутствие события преступления;

2) отсутствие в деянии состава преступления;

3) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия; орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 УПК РФ, производит дознание.

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/889

Стадии рассмотрения уголовного дела

Если вы оказались жертвой преступления, сообщите об этом в полицию. Заявление следует сделать как можно быстрее, чтобы облегчить полиции расследование преступления.

Кроме того, получение компенсации за понесенный ущерб может предполагать подачу заявления о преступлении.

Такое заявление можно сделать непосредственно полицейскому патрулю, прибывшему на место преступления, или же в отделении полиции, и по некоторым малозначительным преступлениям в Интернете (www.poliisi.fi), а также по телефону.

Заявление о преступлении принимается в любом отделении полиции, и его может подать также другое лицо от имени жертвы преступления. При наличии свидетелей преступления рекомендуется записать их контактные данные.

Полиция записывает в заявлении о совершении преступления ход событий, а также личные данные сторон и свидетелей. Как жертва преступления вы имеете право получить документ, подтверждающий факт подачи заявления.

В случае появления травм в результате преступления, рекомендуется в кратчайшие сроки обратиться к врачу. Медицинская справка может потребоваться в ходе судебного разбирательства или при обращении за компенсацией ущерба в страховые компании или государственные органы. В случае сексуального насилия до врачебного осмотра не следует мыться и менять одежду.

В случае квартирной кражи с взломом не нужно выполнять уборку до прибытия полиции.

Преступления, дела по которым возбуждаются только по жалобе потерпевшего, представляют собой преступления, расследование которых полиция осуществляет лишь в том случае, если жертва требует наказания в отношении лица, совершившего преступление.

К таким преступлениям относятся, в том числе, мелкие кражи и причинение вреда.

Если жертва преступления, дело по которому может быть возбуждено только по жалобе потерпевшего, впоследствии меняет свое решение и не требует наказания для лица, совершившего преступление, полиция прекращает уже начатое расследование.

При расследовании преступления полиция всегда задает жертве преступления вопрос о том, требует ли она наказания лицу, совершившему преступление.

Если жертва на этом этапе заявляет, что не требует наказания, или же впоследствии отказывается от своего требования, то в дальнейшем она может утратить право на возбуждение обвинения.

Это важно знать на тот случай, если прокурор примет решение о невозбуждении обвинения.

Большинство преступлений относится к сфере системы государственного обвинения, которые полиция всегда расследует по получении о них информации.

К таким преступлениям относятся, например, нанесение телесных повреждений и изнасилования также и в том случае, если они происходят дома или совершаются членом семьи.

Даже легкое насилие в отношениях с близкими является преступлением, относящимся к сфере системы государственного обвинения. Заявление о совершении преступления предоставляет полиции возможность вмешаться в насилие.

Предварительное следствие

Полиция обязана провести предварительное следствие при наличии оснований для подозрений в совершении преступления. В ходе предварительного следствия полиция выясняет ход событий, стороны дела, а также причиненный преступлением ущерб. Если полиция не будет проводить предварительное следствие, это должно быть доведено до сведения жертвы.

При необходимости полиция вызывает жертву для дачи показаний в качестве потерпевшей стороны. Если назначаемое время дачи показаний является неприемлемым, можно согласовать с полицейским, ведущим следствие, другое время. В простых и очевидных случаях полиция может получить показания также и по телефону.

В рамках дачи показаний о преступлении жертва обязана говорить только правду. Если после дачи показаний жертва вспомнит дополнительные факты по делу, рекомендуется сообщить их полиции.

После составления протокола предварительного следствия полиция передает его в прокуратуру. Жертва преступления в качестве потерпевшей стороны, равно как и лицо, подозреваемое в совершении преступления, имеет право на безвозмездное получение копии протокола. Если жертва не желает, чтобы ее контактные данные стали известны подозреваемому, она может запретить их внесение в протокол.

В случае легких преступлений, например, мелкой кражи и нанесения легких телесных повреждений, полиция с согласия потерпевшей стороны может назначить подозреваемому штраф.

В этом случае составление протокола предварительного следствия не является обязательным.

Если жертва дает согласие на процедуру наложения штрафа подозреваемому, дело не будет рассматриваться в суде и прокурору нельзя выдвинуть требование о компенсации причиненного ущерба от имени жертвы преступления.

Требования о компенсации ущерба

Лицо, совершившее преступление, обязано возместить причиненный им ущерб.

Полиции следует сообщить о причиненном ущербе, а также о том, требует ли жертва его компенсации лицом, совершившим преступление, в ходе предварительного следствия или не позднее чем в ходе судебного разбирательства.

Компенсацию можно потребовать, например, за испорченное или утраченное имущество, расходы на лекарства и медицинское обслуживание, а также за физическую боль и, в некоторых случаях, за моральные страдания, причиненные в результате насилия.

Размер ущерба может быть подтвержден квитанциями о тех расходах, которые возникли в результате преступления. Кроме того, следует сохранять документы, подтверждающие не покрываемые страхованием выплаты и расходы на поездки, которые могут возникнуть в связи с выяснением дела, поскольку по ним можно потребовать компенсации с лица, совершившего преступление.

Прокурор вправе предъявить в суде требование о компенсации от имени жертвы преступления, если оно является бесспорным и обоснованным.

Если жертва желает, чтобы ее требование о компенсации было выдвинуто прокурором, об этом рекомендуется сообщить полиции еще на этапе предварительного следствия. Если прокурор не предъявляет требование о компенсации, он должен сообщить об этом жертве в письменном виде.

В этом случае жертва может самостоятельно выдвинуть такое требование. Это может сделать также и юридически компетентный специалист от имени жертвы.

Возбуждение обвинения

После того, как прокурор получил из полиции протокол предварительного следствия, он принимает решение о возбуждении обвинения, то есть о передаче дела на рассмотрение суда.

Если, например, по преступлению отсутствуют доказательства, преступление является незначительным или по делу достигнуто примирение, прокурор может не возбуждать обвинение.

Жертва имеет право быть уведомленной о решении прокурора не возбуждать обвинение.

Если жертва еще на этапе предварительного следствия потребовала наказания, то она вправе самостоятельно возбудить обвинение, если этого не сделает прокурор.

Медиация

Медиация возможна по обоюдному согласию потерпевшего и подозреваемого. Кроме того предполагается, что подозреваемый в совершении преступления подтверждает основные обстоятельства хода событий, и что медиация соответствует интересам жертвы. Процедура является бесплатной и всегда добровольной, причем при желании ее можно прервать на любом этапе.

Специально подготовленные добровольные медиаторы помогают сторонам уголовного дела обсудить происшедшее и договориться о компенсации ущерба, возникшего в результате совершения преступления. Кроме того, медиаторы помогают им составить мировое соглашение.

Результатом медиации может быть, например, принесение извинений, соглашение о принципах поведения, денежная компенсация или компенсация в виде выполненной работы. Если стороны приходят к примирению, соглашение составляется в письменной форме, а бюро медиации контролирует его исполнение. Бюро медиации сообщает результат медиации полиции и органу юстиции.

Между тем, уголовное дело может быть рассмотрено в суде, даже если по нему достигнуто соглашение путем медиации.

https://www.youtube.com/watch?v=cFYT7W9DFqA

Дополнительную информацию о процедуре медиации можно получить, например, в полиции, местных бюро медиации, в Национальном институте здравоохранения и социального благосостоян.(www.thl.fi/sovittelu)

Судебное разбирательство

Помимо жертвы, выступающей в качестве потерпевшей стороны, в ходе судебного разбирательства сторонами по делу являются прокурор и обвиняемый.

Суд первой инстанции обычно вызывает на судебное разбирательство все стороны по делу, а также свидетелей. В судебной повестке указывается наличие или отсутствие необходимости личного присутствия в суде.

При неявке кого-либо из вызванных в суд судебное разбирательство может быть перенесено.

Вопросы, связанные с графиком и другими практическими моментами судебного разбирательства, можно до его начала обсудить с представителями персонала суда первой инстанции, а также прокурором или его секретарем.

Судебные заседания открыты для публики, однако, например, в случае преступления сексуального характера суд может рассматривать дело частично или полностью в закрытом режиме, то есть «за закрытыми дверями».

С соответствующей просьбой можно обратиться к судье первой инстанции.

Если суд обязал жертву лично присутствовать на заседании, ей выплачиваются суточные и возмещаются расходы на проезд и потеря заработка. В случае неявки на заседание без уважительной причины суд может назначить штраф.

Уважительной причиной считается, например, болезнь, которая не позволяет явиться в суд и впоследствии должна быть подтверждена справкой от врача. О таких причинах необходимо сообщить суду по возможности заблаговременно.

Часть уголовных дел может быть рассмотрена в суде первой инстанции исключительно в рамках письменной процедуры. В этом случае судья выносит решение по делу на основании письменных материалов. Устное разбирательство не проводится и стороны по делу не вызываются в суд.

В рамках письменной процедуры могут рассматриваться большинство легких и обычных преступлений. Условием ее применения является признание ответчиком своего деяния и его согласие на проведение письменной процедуры.

Кроме того, для ее применения необходимо получить согласие жертвы преступления. Жертва имеет право выдвинуть свои требования о компенсации также и в рамках письменной процедуры.

В этом случае она представляет их в письменной форме.

Информация о процедуре судебного разбирательства имеется, например, в Интернете по адресу www.oikeus.fi, а также в брошюре Министерства юстиции «Рассмотрение уголовного дела в суде первой инстанции» на сайте Минюста по адресу www.oikeus.fi, а также на сайте полиции www.poliisi.fi.

Судебное решение и его обжалование

Суд первой инстанции оглашает свое решение сразу после заседания или объявляет, когда решение будет вынесено. В случае применения письменной процедуры суд первой инстанции направляет сторонам по делу свое решение.

Решение суда первой инстанции можно обжаловать в суде второй инстанции. В основном необходимо получить разрешение на дальнейшее рассмотрение дела с тем, чтобы суд второй инстанции принял его на рассмотрение в полном объеме.

Если Вы не удовлетворены решением суда, об этом необходимо сообщить в суд первой инстанции в течение одной недели с даты вынесения решения. Жалобу в письменной форме следует подать в суд первой инстанции в течение 30 дней с даты вынесения решения. Инструкции по обжалованию прилагаются к решению суда первой инстанции.

Источник: https://oikeus.fi/ru/index/esitteitaoikeudellisistaasioista/eslivyokazaliszhertvojprestuplenija/stadiirassmotrenijaugolovnogodela_0.html

Уголовное дело не возбуждают: что делать?

Помните: чем больше у правоохранительных органов первоначальной информации от пострадавшего, тем меньше риск отказа в возбуждении уголовного дела.

Зазулин Анатолий Игоревич
Ведущий юрист

Достаточно часто в юридической практике встречаются случаи, когда при всей очевидности факта совершения какого-либо преступления правоохранительные органы не торопятся возбуждать уголовное дело.

Особенно сильна данная тенденция при полицейской проверке заявлений о преступлениях, не касающихся жизни и здоровья граждан, – таких, как, например, мошенничество, вымогательство, интернет-хищения и т.п.

В каждом подобном случае пострадавшим приходиться потратить время и силы на то, чтобы убедить правоохранителей в том, что их действительно обманули, а имущество – похитили.

Причина возникновения подобных ситуаций кроется в специфике отечественного уголовного процесса: любое нераскрытое уголовное дело негативно отражается на статистике следствия, в связи с чем еще на стадии проверки заявления о преступлении оно пытается заранее отсеять «бесперспективные» дела. Как говорится, нет дела – нет проблем.

Между тем, законодательством предусмотрен ряд механизмов (не всегда очевидных), позволяющих преодолеть подобное сопротивление. Однако прежде чем к ним перейти, необходимо немного поговорить о том, каким образом проводится проверка заявления о преступлении.

Проверка сообщений о преступлении: общий порядок

Уголовно-процессуальный кодекс РФ посвящает стадии проверки сообщения о преступлении катастрофически мало текста – всего несколько статей (ст.ст. 140-145 УПК РФ). Большая часть регулирования осуществляется подзаконными инструкциями и приказами МВД, Прокуратуры и Следственного комитета.

Отсюда произрастает самое распространенное заблуждение в том, что проверкой поступившего заявления о преступлении занимается следователь. Действительно, сообщения об особо опасных преступлениях отправляются в разработку напрямую к следователю.

В то же время большинство обращений граждан и организаций направляется для проверки в оперативно-розыскной отдел, обслуживающий район предполагаемого места происшествия.

Оперативный сотрудник (участковый или оперативник специального отдела) проводит проверку указанных в заявлении фактов, осуществляя оперативные мероприятия: опрос лиц, осмотр места происшествия и т.п.

По истечении установленного законом срока на проверку (3 дня как общее правило либо 10 дней для более сложных случаев), оперативный сотрудник представляет собранные им данные вместе с первоначальным заявлением пострадавшего (материал проверки) следователю.

Последний, изучив собранные материалы, принимает решение: либо возбудить уголовное дело, либо отправить его обратно оперативнику на доработку или попросту потому, что не видит состава преступления.

Во втором случае именно оперативник выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, хотя фактически данный вопрос решается следствием. В связи с этим, обжалуя подобный отказ, необходимо понимать, что, по сути, решение было принято не самовольно оперативным сотрудником (который лишь проводит проверочные мероприятия), а стоящим над ним следствием.

Далее отказ в возбуждении уголовного дела направляется оперативным сотрудником в прокуратуру для проверки на обоснованность.

Если следствием были выявлены недостатки в проведенной работе оперативника и материал был возвращен ему на доработку, однако сроки на проведение проверки истекли, то он также ходатайствует перед прокуратурой об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и просит возвратить ему материал на доработку, продлив срок проведения проверки. Если же следствие не установило наличия в установленных фактах состава преступления, то такое ходатайство не составляется.

Прокурор вправе отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или признать его законным. В большинстве случаев прокуратура отменяет такие постановления, если они были вынесены в первый раз по отдельному материалу проверки.

Зачастую материал начинает «вечное хождение» между оперативным сотрудником, следствием и прокуратурой, которые только выносят постоянно отменяемые постановления.

Как не допустить подобного замкнутого бюрократического круга? И если он уже есть, как разорвать его?

Суд или прокурор?

Статья 123 УПК РФ предлагает обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в суд или прокурору. Какой из этих двух способов будет более действенным? Логика подсказывает, что судебный порядок является более эффективным при обжаловании решений правоохранителей.

Но необходимо помнить, что суд не может предрешать вопросы виновности или невиновности лица, а также констатировать наличие или отсутствие каких-либо обстоятельств на стадии предварительного расследования (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19.12.2007 №482п07пр).

То есть при проверке постановления суд не имеет правомочий судить о его содержании и не соглашаться с выводами, указанными в нем, – он обязан проверить только, был ли надлежащим образом соблюден процессуальный порядок его вынесения.

В связи с этим надежды на то, что суд отменит постановление и обяжет органы возбудить уголовное дело, беспочвенны.

В данном аспекте более эффективным будет являться обращение в прокуратуру с соответствующей жалобой. В жалобе необходимо указать:

  • какое постановление обжалуется. В качестве идентификатора постановления используется номер КУСП (книги учета сообщений о происшествиях), который указывается в талоне при приеме сообщения о преступлении;
  • с какими выводами, изложенными в постановлении, не согласен заявитель;
  • какие еще проверочные мероприятия необходимо, по мнению заявителя, провести для того, чтобы не возникло сомнений в факте совершенного преступления. Не бойтесь предложить подробный план работы по проверке заявления – он может быть в дальнейшем использован прокуратурой при даче указаний правоохранительным органам.

Если у пострадавшего возникли подозрения в обусловленности отказа в возбуждении уголовного дела коррупционной составляющей или личной заинтересованностью проверяющего должностного лица, то подобные сомнения в беспристрастности также нужно отразить в тексте жалобы.

В таком случае, кроме отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, указывается требование о поручении проведения проверки сообщения о преступлении другому должностному лицу.

Этот принцип справедлив и в том случае, если заявитель считает, что оперативный сотрудник не обладает достаточной квалификацией для обнаружения признаков преступления: например, при проверке компьютерных преступлений.

Тогда от прокурора можно потребовать поручить проверку сообщения специализированному оперативному отделу (возвращаясь к примеру – отделы «К» при региональных управлениях МВД занимаются оперативной разработкой компьютерных преступлений).

К жалобе также можно приложить дополнительные документы, которые доказывают наличие преступления и причиненного вреда. Жалоба подается в районную прокуратуру по месту происшествия (ее наименование обычно указывается также в самом постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела).

Привлекаем внимание

Отмена очередного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не поможет прекратить бесконечный обмен материалом проверки между правоохранительными органами. Нужно не только добиться отмены, но и привлечь внимание к проблеме.

В этом направлении может помочь запись на личный прием к прокурору, где можно обратить более пристальное внимание надзорного органа на сложившуюся проблему. Также будет полезным записаться и изложить факты на приеме у начальства Управления МВД по городу или области:

  • Порядок записи и даты приемных дней публикуются на сайтах соответствующих прокуратур и органов МВД или предоставляются по справочным телефонам.
  • Явиться на прием необходимо с уже подготовленным письменным обращением: так будет легче обстоятельно рассказать о проблеме, а на сданный письменный экземпляр чиновнику будет легче ответить качественно и по делу.
  • Если существуют еще пострадавшие от аналогичных действий, необходимо постараться объединиться, записавшись и явившись на прием вместе (либо делегацией, если пострадавших больше пяти, – как, например, при мошенничествах в сфере строительства).

Порядок подачи и рассмотрения таких обращений регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан». Согласно ст. 12 указанного закона, должностное лицо, которому подано обращение, обязано ответить на него в течение 30 дней.

Подобный подход позволит привлечь внимание начальствующего состава к бездействию сотрудников правоохранительных органов и увеличит эффективность проводимых проверочных мероприятий вплоть до возбуждения уголовного дела: ведь правоохранители будут знать, что любое необоснованное желание «спустить все на тормозах» будет обнаружено и доведено до непосредственного руководства и далее.

Важно: при обжаловании действий правоохранительных органов или подаче письменных обращений стоит учитывать принцип иерархии рассмотрения обращений. Это означает, что вышестоящее должностное лицо не обязано ответить по существу обращения или жалобы, если до этого они не были рассмотрены нижестоящими инстанциями.

Так, например, обращения в центральные аппараты Следственного комитета или МВД, а также к Генеральному Прокурору останутся без ответа по существу, если до этого заявитель не обращался к руководителям данных государственных структур на региональном уровне.

В таком случае обращение просто «спустят» в соответствующий региональный орган, что только продлит сроки его рассмотрения по существу.

Если прокурор отменил возбуждение уголовного дела

Более редкими являются случаи отмены вынесенного следователем постановления о возбуждении уголовного дела прокурором. Согласно ч. 4 ст.

146 УПК РФ, копия постановления о возбуждении уголовного дела направляется прокурору, который в течение суток после получения акта может его отменить.

Обычно прокурор отменяет постановление о возбуждении уголовного дела в связи с нарушением процессуального порядка вынесения постановления либо специальным статусом лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело (например, депутатский, адвокатский, судейский статус).

Между тем, конкретного перечня оснований отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела УПК РФ не содержит, в связи с чем бывают случаи необоснованной отмены возбужденного дела.

Как и в ситуации с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, перед пострадавшим возникает дилемма ст. 125 УПК РФ: обжаловать отмену прокурора в суд или же вышестоящему прокурору.

К сожалению, необходимо помнить, что в данном случае обращение в суд невозможно, так как в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 «О практике рассмотрения жалоб в порядке ст.

125 УПК РФ», не подлежат обжалованию в суд решения прокурора, принятые им на стадии досудебного производства по делу. При подаче подобной жалобы суд возвратит ее, не принимая к производству.

Таким образом, единственным законным способом обжалования подобного решения прокуратуры является подача жалобы в порядке подчиненности: если постановление было вынесено заместителем прокурора – прокурору, если прокурором – вышестоящему прокурору.

В жалобе на постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела необходимо:

  • указать на обстоятельства, в соответствии с которыми принятое прокурором решение является необоснованным и незаконным;
  • отметить, что оснований для отмены возбуждения уголовного дела не имеется, а все вопросы могут быть решены уже в рамках расследования уголовного дела;
  • подчеркнуть, что принятое решение нарушает права пострадавшего, в том числе право на доступ к правосудию (ст. 46 Конституции РФ) и право на уголовно-процессуальную защиту лица, пострадавшего от преступления (ст. 6 УПК РФ).

Столкнувшись с отказом в возбуждении уголовного дела необходимо действовать и упорно защищать свои права как пострадавшего от преступления. Всецело полагаясь на возможности полиции и следователей, помните: чем больше у правоохранительных органов первоначальной информации от пострадавшего, тем меньше риск отказа в возбуждении уголовного дела.

Поэтому вместе с заявлением о преступлении в полицию могут быть сданы дополнительные материалы (таблицы предполагаемых подозреваемых с контактными телефонами, данные личных средств аудио- и видеофиксации и т.п.).

Указанные материалы можно предоставлять и на стадии обжалования постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в качестве дополнительного аргумента необходимости возбуждения дела.

Как уже было указано ранее, в ходе обжалования незаконного отказа в возбуждении уголовного дела обращение к вышестоящим должностным лицам и прокурору является более эффективным способом отмены такого решения, чем судебная жалоба. При этом необходимо использовать все возможности привлечения внимания к преступлению, дабы не допустить «бюрократического круговорота» постоянных отказов возбуждении уголовного дела и их отмен.

Источник: статья Анатолия Зазулина, ИНТЕЛЛЕКТ-С, в газете «Наше право» (март 2019)

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

полицейские проверки, уголовное право, экономические преступления

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/ugolovnoe_delo_ne_vozbuzhdayut_chto_delat/