Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге
15-летнего Пашу* в семье считали образцово-показательным парнем: учится на «хорошо» и «отлично», играет на скрипке, с одноклассниками не конфликтует.
Когда воскресным днем мальчик позвонил родителям и сообщил, что находится в отделении полиции, они подумали, что это розыгрыш. Когда выяснилось, что Пашу с приятелем задержали за порчу имущества, мама Альбина* отказалась верить в виновность сына.
К тому же она усомнилась в корректности поведения правоохранителей и решила искать поддержки у Уполномоченного по правам ребенка.
В заявлении, занявшем не один лист, она подробно изложила ход развития событий. К составлению обращения мама подошла творчески, обнаружив незаурядное литературное дарование. В предисловии она отметила, что специально не стала подгонять текст под казенную форму, поскольку писала его, в первую очередь, «для узкого круга близких людей».
Дело было так: Паша и его друг гуляли на территории заброшенного детского сада.
«Чудное старое здание, у меня сердце кровью обливается, видя, как оно разваливается с каждым днем всё больше, а реставрировать его не собираются что-то, крылечки совсем обвалились, – сделала Альбина небольшое лирическое отступление. – В этот садик ходил еще мой папа, Паша тоже в него успел походить…
В тот момент ему пришло сообщение от подруги, что она приезжает и они могут пойти на следующий день вместе гулять. Сын остановился в тенёчке дерева, чтоб солнце не светило в экран телефона, стал с подругой переписываться».
По рассказам мальчика, пока он был увлечен виртуальным общением, его спутник разбил окно в садике. Не подозревая о том, что сработала сигнализация, ребята продолжали оставаться возле здания, где их и застали сотрудники полиции.
Завидев служителей закона, приятель сначала попытался убежать, но был поймал и сознался, что стекло разбил умышленно. Паша утверждал, что ничего не видел, поскольку был занят телефоном.
На место происшествия приехала и заведующая дошкольного учреждения – вместе с полицейскими она прошлась по помещениям и обнаружила выбитую из окна фанеру. Эта находка позволила предположить, что подростки намеревались забраться внутрь.
«Зная Пашу, даже представить не могу, что у него было желание залезть в садик, – писала Альбина. – Уверена, о таком он не мог даже подумать!»
Товарищей доставили в отделение. Когда туда приехала Альбина, она немедля посоветовала мальчикам все отрицать. И нашла тому разумные доводы: доказательств-то нет! Камеры на здании садика не висят, прохожих в тот момент поблизости не было. Хотя отсутствие свидетелей Альбину как раз насторожило.
«Обычно в выходной день там полно народу: кто с собакой гуляет, кто загорает, – поделилась Альбина. – А тут – никого…Уж не потому ли свидетелей не нашлось, что их показания, подтверждающие невиновность Паши, были бы неудобны в «нарисованном» отчете?»
Спустя пару дней семейство вызвала для беседы инспектор по делам несовершеннолетних. Разговор не задался с самого начала.
«Она практически с порога заявила, что много работает с детьми, видит их насквозь и уверена, что «мы еще встретимся в недалеком будущем», – возмущалась мама. – Получается, в Паше она сразу узрела криминальный потенциал. И после таких слов я должна была сохранять спокойствие?!»
Далее камнем преткновения стал составленный протокол. Альбина утверждает, что документ заполнен небрежно, сотрудница допускала фактические ошибки, а на замечания реагировала резко и требовала «не придираться». Но главное, выходило, что Паша участвовал в порче имущества наравне с главным фигурантом дела. С этим мама никак не могла согласиться.
«Меня гложет несправедливость всей ситуации, – подытожила Альбина. – Эта женщина явно психически неуравновешенная! Да, каждая мама склонна идеализировать своего ребенка.
Всё равно, я лучше знаю его, чем такая особа, которая в силу своей профессии склонна видеть в каждом ребенке потенциального преступника. Пугает наша всеобщая незащищенность: подросток не виноват, но его всё равно ставят на учет, сообщают в школу. Все только обвиняют, никто не пытается разобраться и защитить.
Неудивительно, что у большинства людей, попавших в подобную историю, зарождается ненависть к сотрудникам правоохранительных органов!»
В конечном итоге семью вызвали на комиссию по делам несовершеннолетних. Пашу поставили на учет в полицию на полгода и направили к психологу.
«Возникает ассоциация со взрослой судебной системой: полгода условно с принудительным психиатрическим лечением», – мрачно шутит Альбина.
Впрочем, возможности пообщаться с психологом она даже обрадовалась, а визитом осталась довольна: специалист заверила маму, что по окончании полугода передаст инспектору ОДН положительное заключение на Пашу.
А вот жаловаться на «неуравновешенную» сотрудницу правоохранительных органов не советовала.
Однако Альбина решила все же попросить Уполномоченного по правам ребенка выступить нравственным арбитром ситуации. Больше всего она сокрушалась о том, что пятно на репутации Паши не позволит ему поступить в приличный вуз.
«Какой смысл быть хорошим, послушным, если ты уже на учете как юный уголовник? – негодовала Альбина. – Теперь путь в приличный институт нам заказан. Да и в школе при малейшей проблеме он в первых рядах подозреваемых. Пусть хотя бы проведут беседу с этой дамой! Сколько еще судеб она искалечит?!»
К сожалению, в данном случае линия поведения мамы изначально была выбрана не совсем верно. Если Альбина была категорически не согласна с составленным протоколом, ей не следовало его подписывать.
Также у родителей, чьих детей вызвали на комиссию по делам несовершеннолетних, есть неоспоримое право заранее ознакомиться со всем пакетом документов и, при необходимости, пригласить к участию в заседании юриста.
Ну а если решение уже вынесено и кажется несправедливым, его можно обжаловать в Городской комиссии по делам несовершеннолетних или в суде.
«Впервые сталкиваясь с правоохранительными органами и другими субъектами профилактики, родители могут растеряться, это естественно, – говорит Светлана Агапитова. – Особенно если на свет выходит неожиданная сторона личности ребенка, о которой мама с папой не подозревали.
Но здесь важно не дать волю эмоциям, постараться трезво оценить ситуацию и начать действовать. Что касается опасений Альбины по поводу будущего сына, то здесь все не так мрачно. Ограничения могут коснуться только учебных заведений, связанных с правоохранительными и военными структурами.
В целом, если отведенные комиссией полгода пройдут без происшествий, Пашу снимут с учета и на его жизни это никак не отразится».
…Разбираться в подобных случаях всегда сложно. Родители будут доказывать правоту своего ребенка, и это нормально – они главные защитники несовершеннолетнего гражданина. Сотрудники полиции тоже будут отстаивать свою позицию и правомерность действий – не реагировать они не могут.
Найти справедливость в этой череде взаимных упреков довольно сложно. Но главное, что и сухим из воды тут уже не выйти, даже если твоя правда самая правдивая. А самый лучший выход из таких ситуаций – научить ребенка в них не попадать. Кстати, это универсальное умение убережет от многих несчастий.
* – имена изменены.
Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/id6705
Источник: http://www.spbdeti.org/id6705/printversion
Содержание
Порча имущества в школе
Источник: https://ru-pravo.livejournal.com/5099528.html
Ответственность за порчу имущества в Украине
Действующее уголовное законодательство наряду с выделением преступлений, направленных против чужого имущество (то есть для завладения им из корыстных побуждений), имеет в своем составе и иные виды деяний в данной сфере. Среди них необходимо отметить порчу чужого имущества.
Определение фактически причиненного ущерба осуществляется назначенной экспертизой, в ходе которой устанавливается его размер на момент повреждения или утраты вещи с учетом амортизации.
При этом нельзя забывать о том, что полученный размер также должен иметь существенное значение для пострадавшего.
Ответственность за деяние может быть следующей:
- привлечение к уголовной ответственности;
- гражданско-правовая ответственность, связанная с возмещением вреда.
Есть вопрос к юристу?
Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут
Действующее уголовное законодательство наряду с выделением преступлений, направленных против чужого имущество (то есть для завладения им из корыстных побуждений), имеет в своем составе и иные виды деяний в данной сфере.
Среди них необходимо отметить порчу чужого имущества. При этом далеко не каждый человек понимает, что, помимо уголовной ответственности, за подобное деяние с меньшей общественной опасностью виновное лицо может быть привлечено к административной и гражданско-правовой ответственности.
Прежде чем приступать к рассмотрению основных вопросов темы, необходимо разобраться с определением некоторых терминов:
- уничтожение имущества – его ликвидация, приведение в негодность, когда объект уже не подлежит восстановлению;
- повреждение – невозможность полноценного использования вещи, но в то же время ее функциональные способности могут быть восстановлены благодаря ремонтным работам.
Умысел — это преднамеренные действия. Другими словами, это те действия, которые были совершены преступником осознанно. Согласно законодательству умысел может быть прямым и косвенным. Как правило, мотивы содеянного на применение данной статьи никакого влияния не имеют.
Однако если порча имущества была совершена преступником для того, чтобы можно было получить доступ к каким-то материальным ценностям с целью их хищения, такое деяние может быть переквалифицировано как хищение или попытка к нему.
В зависимости от того, кому принадлежит испорченное имущество, можно выделить несколько видов схожих по своей сути преступлений. И начнем мы с порчи государственного имущества.
Когда было повреждено имущество, находящееся в общественных местах (транспорт, парк и пр.), или на здании или сооружении появились надписи и рисунки, оскверняющие его, говорят о вандализме. Данное деяние рассматривается в отдельной статье.
- Ответственность и наказание за вандализм как за умышленную порчу чужого имущества ждет человека с четырнадцатилетнего возраста. Если деяние по осквернению или порче госимущества осуществлял один человека, максимальным наказанием для него будет трехмесячный арест.
- Если же имущество было обезображено, поломано или уничтожено группой лиц в ходе идеологических, расовых или прочих социальных противостояний, ее участники могут быть лишены свободы на три года. Теперь поговорим о порче личного имущества.
Уничтожению чужого личного имущества и его повреждению посвящены две статьи.
- В первой из них рассматриваются случаи умышленной, преднамеренной порчи чужого движимого или недвижимого имущества, например, при поджоге.
- Во второй – ситуации, в которых порча произошла по неосторожности обвиняемого.
Неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшее тяжкие телесные повреждения или гибель людей, – наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на срок до трех лет.
Уголовная ответственность за неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества наступает только тогда, когда это повлекло:
- человеческие жертвы – гибель хотя бы одного человека, или
- иные тяжкие последствия – значительные разрушения важных объектов, причинение особо крупного материального ущерба, тяжких телесных повреждений нескольким потерпевшим и т.д.
Есть вопрос к юристу?
Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут
Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее ущерб в крупных размерах, – наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Важно! То же деяние, совершенное путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом, или причинившее имущественный ущерб в особо крупных размерах, или повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Предметом преступления может быть любое имущество как движимое, так и недвижимое, кроме отдельных его видов, уничтожение или повреждение которых предусмотрено УК как специальный вид уничтожение или повреждение имущества.
Источник: https://uristy.ua/articles/criminal-law/otvetstvennost-za-porchu-imushhestva-v-ukraine/
«Сохранность имущества обучающихся, предупреждение случаев утери, краж и порчи имущества»
Семернина Наталья Владимировна, учитель начальных классов
МОУ«Яснозоренская СОШ»
п. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области.
ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ОБЩЕШКОЛЬНОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ НА ТЕМУ:
«Сохранность имущества обучающихся, предупреждение случаев утери, краж и порчи имущества».
С первых дней обучения в школе, учителя объясняют детям правила поведения в учебном заведении. Классные часы, внешкольные мероприятия, индивидуальные беседы с детьми нередко бывают посвящены тому, что можно делать в школе, а чего делать категорически нельзя.
На педагогах лежит большая ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка. Помимо этого на педагогах, администрации учреждения лежит ответственность за имущество, которое есть в школе.
Учитывая, что школа место массового посещения детей, то редко кому в образовательном учреждении удается избежать случаев, связанных с порчей, кражей ребенком школьного имущества и имущества других обучающихся.
Дети могут и сломать стулья, и изрисовать парты, и разбить стекло и взять чужие вещи т.д. В связи с этим нередко родителям приходится возмещать причиненный ущерб.
В настоящие дни основным предметом преступных посягательств является сотовый телефон и денежные средства. Предмет, который можно без труда отобрать и без труда продать. Зачастую родители, покупая ребенку дорогую вещь, не объясняют правила безопасности.
Случаи, когда ребенок сам отдает телефон, планшет знакомым или вообще незнакомым людям, занимают второе место после краж и грабежей. Нередко подростки, сами того не желая, становятся объектом преступления со стороны более взрослых детей.
Родители не забывайте, что купив сотовый телефон, дав большую сумму денег своему ребенку, проявив заботу и беспокойство о нем, может произойти наоборот – Ваш ребенок станет объектом преступления с тяжелыми последствиями.
Во избежание подобных ситуаций, хотелось бы еще раз напомнить родителям и детям правила безопасности пользования сотовыми телефонами и дорогостоящими вещами в общественных и людных места:
– в общественных местах, не надо демонстрировать имеющийся при себе сотовый телефон;
– подросткам-школьникам не оставлять без присмотра в доступных местах свои сотовые телефоны и другие дорогие вещи (в классах, раздевалках, спортзалах и т.д.);
– не отдавать в руки свои сотовые телефоны никому, даже одноклассникам;
– родителям необходимо, как можно чаще проводить разъяснительные беседы с детьми по правилам безопасности пользования дорогостоящими вещами в общественных и людных местах.
Ответственность обучающихся не достигших возраста 14 лет
За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине (п. 1 ст.107 ГК РФ).
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за кражу (ст. 128), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163).
Ст.
158 УК РФ – Кража, т.е. тайное хищение чужого имущества – наказывается штрафом в размере от 80 до 500 тысячи рублей, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо арестом на срок от 2 до 4 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 до 10 лет.
Ст.
159 УК РФ — Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, наказывается штрафом в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо арестом на срок от 2 до 4 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Ст.
161 УК РФ – Грабеж, т.е. открытое хищение чужого имущества -наказывается исправительными работами на срок от одного года до 2 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы от 4 до 12 лет.
Ст.
162 УК РФ – Разбой, т.е. нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия – наказывается лишением свободы на срок от 3 до 15 лет.
Ст.
213 УК РФ – Хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия – наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо лишением свободы на срок от 5 до 7 л.
Обязана ли школа возместить ущерб ребенку и его родителям, если в школе у ребенка украли вещи или денежные средства?
Часто педагоги на собрании объясняют родителям, что нет необходимости приносить в школу дорогие вещи, например, планшеты или дорогостоящие телефоны, большие суммы денег. Это связано с тем, что ответственность за сохранность данных вещей школа не несет.
Такие убытки школа возмещать не должна. Если у ребенка украли телефон в школе, а затем узнали, кто это сделал, то родители несовершеннолетнего ребенка, который украл вещь, должны возместить ущерб.
Ответственность за воспитание в данном случае лежит на родителях.
Действия школы при выяснении факта порчи школьного имущества
Если факт нарушения Устава школы и как следствие порчи имущества был установлен, то педагогам, которые были призваны обеспечивать присмотр за детьми, необходимо написать объяснительные записки. Если случай серьезный, то необходимо известить родителей.
Факт нанесения ущерба нужно зафиксировать. Можно собрать комиссию, которая оценит нанесенные убытки. Ущерб может быть незначительным, а может повлечь за собой и различные неблагоприятные последствия для класса, сложный ремонт, вызов различных специалистов и т.
д.
Во многом действия обучающихся, которые умышленно портят школьное имущество, воруют телефоны и денежные средства, связанны с воспитанием и усвоенными в семье правилами поведения. Родителям лучше не игнорировать факты плохого поведения их ребенка, тем более, если наступили какие-либо последствия.
Когда ребенок систематически нарушает Устав образовательного учреждения, стоит на внутришкольном учете или в комиссии по делам несовершеннолетних, то к такому учащемуся нужен особый подход различных специалистов школы.
Если дети случайно что-то сломали, взяли или испортили, то чаще всего бывает достаточно беседы классным руководителем и извещения родителей.
Спасибо за внимание!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Яснозоренская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
Доклад выступления на общешкольном собрании
30 ноября 2017 года на тему:
« Сохранность имущества обучающихся, предупреждение случаев утери,
краж и порчи имущества»
Выполнила: Семернина Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ«Яснозоренская СОШ»
Источник: https://infourok.ru/sohrannost-imuschestva-obuchayuschihsya-preduprezhdenie-sluchaev-uteri-krazh-i-porchi-imuschestva-2415730.html
Умышленная порча чужого имущества: статья УК РФ, наказание, ответственность
Для человека, всю жизнь накапливающего материальные блага, его имущество становится невероятно значимым. Неудивительно, что злодеяния против собственности рассматриваются в Уголовном кодексе.
Не все знают, какая статья отвечает за порчу имущества. Так, случаям полного уничтожения или частичного повреждения чужого имущества посвящены две статьи УК РФ – 167 и 168.
В первой из них речь идет о преднамеренно совершенных действиях, а во втором – о порче имущества, причиненной по неосторожности. УК рассматривает лишь ситуации, когда ущерб имеет значительный размер.
Незначительная порча имущества рассматривается в КоАП.
Разница между уничтожением, порчей и повреждением имущества
Прежде чем говорить о видах порчи имущества, неплохо будет определиться с терминами, ведь в статьях УК фигурируют понятия «повреждение» и «уничтожение», а когда речь заходит о вандализме, можно встретить понятие «порча имущества».
- Под повреждением понимается нанесение имуществу таких поломок, после которых оно может быть восстановлено путем ремонта. После повреждения пользоваться имуществом в полной мере невозможно, поскольку некоторые его функции нарушены. Например, разбит экран телефона, но после его замены, то есть ремонта, устройство будет вновь работать.
- При уничтожении имущества пользоваться ним уже вовсе нельзя, так как оно приведено в полную негодность (например, вещи и техника, находившиеся в квартире, сгорели во время пожара). Ремонт в данном случае не поможет.
- Порча – это обобщающее понятие. За ним скрывается и повреждение, и уничтожение. То есть, это вред, нанесенный имуществу в любом объеме (частичное или полное уничтожение).
Угроза совершением подобных действий
Как правило, злоумышленники прибегают к угрозам, когда им что-то нужно от определенного гражданина. Такое действие как угроза уничтожения или порчи чужого имущества классифицируется УК РФ как вымогательство в 163 статье.
Вымогатели могут требовать многих вещей (денег, получения должности, оказания какой-либо услуги и пр.). Но чтобы добиться желаемого, прибегают к одинаковым типам угроз. Всего их выделяют три:
- Угроза насилия в отношении подвергшегося вымогательству лица и его окружения;
- Угроза оглашения компрометирующей информации о потерпевшем или его родственниках, близких, партнерах;
- Угроза порчи имущества потерпевшего.
- Если вымогатель действовал один, он может отделаться ограничением свободы или арестом.
- В тяжелых случаях возможно наказание в виде лишения свободы (до 4 лет).
- Когда угрозы выдвигаются со стороны нескольких преступников или организованной группировки, лишение свободы становится основной мерой наказания (от 7 до 15 лет).
- К тому же, к тюремному заключению иногда добавляется штраф.
Виды злодеяния
В зависимости от того, кому принадлежит испорченное имущество, можно выделить несколько видов схожих по своей сути преступлений. И начнем мы с порчи государственного имущества.
Государственное имущество
Когда было повреждено имущество, находящееся в общественных местах (транспорт, парк и пр.), или на здании или сооружении появились надписи и рисунки, оскверняющие его, говорят о вандализме. Данное деяние рассматривается в отдельной статье УК РФ – 214.
- Ответственность и наказание за вандализм как за умышленную порчу чужого имущества ждет человека с четырнадцатилетнего возраста. Если деяние по осквернению или порче госимущества осуществлял один человека, максимальным наказанием для него будет трехмесячный арест.
- Если же имущество было обезображено, поломано или уничтожено группой лиц в ходе идеологических, расовых или прочих социальных противостояний, ее участники могут быть лишены свободы на три года. Теперь поговорим о порче личного имущества.
Личная собственность
Уничтожению чужого личного имущества и его повреждению посвящены две статьи УК – 167 и 168.
Самое время рассказать о порче школьного имущества.
Школьные вещи
Школьное имущество, в большинстве случаев, равняется с государственным, так как образовательные учреждения финансируются из бюджета.
Как правило, порча школьного имущества совершается в небольшом размере (поцарапанная парта, выбитое стекло). Подобные деяния квалифицируются как мелкое хулиганство, мера наказания за которое предусмотрена статьей 7.17 КоАП.
Ученик или его родители должны, по возможности, отремонтировать испорченный предмет или возместить ущерб предприятию — школе (по результатам акта о порче имущества). Штраф выплачивается родителями, если у ребенка нет собственных средств.
Что делать, если Вы пострадали?
Что же делать, если Ваше имущество пострадало от чужих рук? Если размер повреждений крупный, следует написать заявление в полицию с требованием призвать преступника к уголовной ответственности по 167 или 168 статье УК (в зависимости от наличия умысла).
Заявление, которым обидчика призывают к административной ответственности, также подается в отделение полиции. Чтобы возместить полученный ущерб, необходимо подавать иск в суд. В данной бумаге должны будут быть отражены требования пострадавшего. К иску прикрепляется результаты оценки убытков.
Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/sobstvennost/porcha-imushhestva
Ученик испортил имущество школы
Ноябрь 7, 2011
Если им нет 14 – за весь вред, причинённый ими в школе, школа и отвечает.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 “О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина”Пункт 14. … В случае причинения вреда малолетним (в том числе и самому себе) в период его временного нахождения в образовательной организации (например, в детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, лицее), медицинской организации (например, в больнице, санатории) или иной организации, осуществлявших за ним в этот период надзор, либо у лица, осуществлявшего надзор за ним на основании договора, эти организации или лицо обязаны возместить причиненный малолетним вред, если не докажут, что он возник не по их вине при осуществлении надзора. (Ответить) (Parent) (Thread)
Пленум подразумевает причинение любого вреда. В том числе и имуществу. Уточняется, что это правило работает, даже если вред он причинил себе. (Ответить) (Parent) (Thread)
судьи федеральные, город Новосибирск ) только что по телефону. (Ответить) (Parent) (Thread)
Добрый день! а как быть с учебниками школьными. Если они утеряны или испорчены это же тоже школьное имущество! Есть ли какой то нормативный акт правительства или постановление суда. (Ответить) (Parent) (Thread)
пальца или другого места, а руководствовался ст. 1073 ГК РФ, п.3. И доказать школе, что шкаф уронили не потому, что учителя допустили до такого безобразия в классе, не считаю возможным. (Ответить) (Parent) (Thread)
взыскать можно, но только через суд.
и суд не взыщет. Налицо недосмотр организации, которая обязана организовать надлежащий присмотр на время пребывания в ней детей. Шкаф мог и на голову кому-то упасть- тоже родителячм лечение оплачивать? (Ответить) (Parent) (Thread)
Я не юрист. Просто мама школьника. Мое мнение непрофессиональное и сугубо частное, однако волна обсуждений в очередной раз ставшей модной темы “в школе поборы!!! с нас требуют денег!” меня в очередной же раз удивляет.По-моему, всё просто: не хотите платить — не платите, никто заставить не сможет. Ни за разбитую плитку не платите, ни за дыру в стене. Да, при этом школа к концу учебного года будет всё сильнее и сильнее напоминать развалины. Да, пусть именно в таких условиях – с обваливающейся штукатуркой, сломанным шкафом, треснутой плиткой и так далее — и учится ребенок: ведь школа всё это отремонтировать не сможет, ей выделяют деньги только на капитальный (не на текущий и не на косметический) ремонт, да и то раз в год — летом. И учитель за свой счет, наверное, не сможет всё это отремонтировать и заштукатурить. (Точнее, сможет рано или поздно: после пятого выговора и вместо покупки свитера взамен вытянувшегося на локтях. Но это тоже будет нескоро.) Только не стоит, в таком случае, удивляться ни наплевательскому отношению ребенка к школе и к учебе: “а чё, школа эта — сарай сараем, там вообще бардак сплошной и хлам, находиться там невозможно”, — ни вообще безответственному его отношению к своим поступкам. Набедокурил? Ну и что, пусть кто-то другой отвечает, а я несовешеннолетний, с меня взятки гладки. Подумаешь, побегали, попрыгали, шкаф повалили, что-то там разбили — мы ж маленькие дети, нам хочется гулять… Кроме законов, есть все-таки и моральные нормы. И мне кажется, что чем раньше ребенок ощутит необходимость их соблюдать и нести ответственность за их нарушение, тем лучше. Но это — мне так кажется.
дык дети могли и на друг друга этот шкаф свалить, а не на стену, если администрации школы наплевать, что делают дети, за ними никто не присматривает, то это вовсе не значит, что родители должны за все отвечать. (Ответить) (Parent) (Thread)
Прежде всего мы должны научитеь детей соблюдать и уважать законы страны, нес па?Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 “О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина”Пункт 14. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), в соответствии со статьей 1073 ГК РФ несут его родители (усыновители), опекуны, а также организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он был помещен под надзор, если они не докажут, что вред возник не по их вине…. В случае причинения вреда малолетним (в том числе и самому себе) в период его временного нахождения в образовательной организации (например, в детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, лицее), медицинской организации (например, в больнице, санатории) или иной организации, осуществлявших за ним в этот период надзор, либо у лица, осуществлявшего надзор за ним на основании договора, эти организации или лицо обязаны возместить причиненный малолетним вред, если не докажут, что он возник не по их вине при осуществлении надзора. (Ответить) (Parent) (Thread)
Подумаешь дали детям на головах ходить, побегать, попрыгать, шкаф повалить, что-то там разбить – не мы ж сами это делали, а ваши дети, что с того, что мы за ними обязаны в школе смотреть? Платите и кайтесь. (Ответить) (Parent) (Thread) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт журнала «Учет в образовании» Электронный журнал «Учет в образовании» |
Какой может быть порча имущества
Ученик испортил имущество школы. Одна из обязанностей учащихся – бережное отношение к школьному имуществу. Об этом сказано в пункте 57 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196).
Однако поведение ребят не всегда предполагает соблюдение указанного требования. При этом отдельное место занимают ситуации, когда школьники совершают поступки, которые при всем желании сложно назвать детскими забавами. Например, делают различные надписи на школьной мебели или стенах здания, портят учебники.
Но бывают случаи, когда причинение вреда происходит по причинам, во многом зависящим от работников школы. К примеру, на уроке физкультуры при выполнении упражнений с мячом ученик разбил окно спортзала, не закрытое предохранительной сеткой, и потому ребенка вряд ли признают виновным в происшествии.
Таким образом, в каждой ситуации причинения вреда имуществу руководство образовательного учреждения должно принимать решение сугубо индивидуально.
Практически все школы отражают вопрос о сохранности имущества в своем уставе. А порча и уничтожение предметов признаются его нарушением.
Весьма распространенная формулировка, встречающаяся в школьных уставах, следующая: родители (законные представители) учащегося несут материальную ответственность за испорченное их детьми имущество школы.
Иногда этот тезис конкретизируется. Указывается, что школьные работники, ученики и родители (лица, их заменяющие) в соответствии с законодательством несут ответственность за порчу: – школьных помещений; – здания учебного заведения;
– оборудования, инвентаря, мебели и другого школьного имущества.
В частности, в уставе может быть предусмотрен прямой запрет писать на стенах, партах, стульях, шкафах, книгах, царапать и ломать школьную мебель, оборудование.
Ответственность
В пункте 3 статьи 52 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» говорится: родители (законные представители) учащихся обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
Разумеется, школьник вряд ли сможет возместить материальный ущерб. Следовательно, эта обязанность ляжет на его родителей. Поэтому многие школы предусматривают в уставе ответственность «согласно действующему законодательству» или оговаривают виды и размеры конкретных санкций.
Однако надо иметь в виду, что не всегда родители обязаны возмещать ущерб.
Обратимся к нормам действующего законодательства. В пункте 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ сказано, что вред, нанесенный имуществу организации, подлежит возмещению в полном объеме тем, кто его причинил. При этом обязанность компенсации потерь может быть возложена законом на иное лицо (например, родителей).
Законодательство четко разграничивает случаи ответственности за вред в зависимости от возраста несовершеннолетнего (ст. 1073 и 1074 Гражданского кодекса РФ).
Ученику менее 14 лет
Пунктом 1 статьи 1073 Гражданского кодекса РФ определено следующее. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекуны (но только если они не докажут, что ущерб возник не по их вине).
Именно этой нормой некоторые руководители учебных заведений обосновывают свои требования о возмещении вреда, предъявляемые к родителям школьника.
Это верно, но нужно помнить и о положении, предусмотренном пунктом 3 статьи 1073 Гражданского кодекса РФ. А именно: малолетний гражданин может причинить ущерб во время нахождения под надзором. В таком случае за причиненный вред отвечают именно те лица, которые были обязаны контролировать действия ребенка (опять же если не докажут, что ущерб возник не по их вине).
Поэтому важно определиться, кто виноват в том, что произошел инцидент.
Когда виновата школа. Итак, при рассмотрении этого вопроса немаловажную роль играет тот факт, что вред причинен во время нахождения ребенка под надзором учебного заведения.
Ведь ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха в образовательных учреждениях несут их должностные лица (в соответствии с законодательством РФ и уставом). Основание – пункт 7 статьи 51 Закона № 3266-1.
Поэтому руководителю предстоит получить объяснения от педагога, в чьи непосредственные обязанности входит обеспечение надзора за ребенком.
Оценке могут быть подвергнуты действия иных работников школы. Например, дежурных учителей, призванных обеспечивать необходимый порядок на переменах, в школьной столовой.
На практике возможна и такая ситуация. В результате неосторожных действий ребенка была разбита раковина. Однако, если она была плохо закреплена или не соответствовала требованиям к подобному оборудованию, вины ребенка нет. В данном случае ответственность лежит на работнике школы, в обязанности которого входит обеспечение надлежащего состояния оборудования.
Кроме того, в подобной ситуации может быть причинен вред здоровью ребенка. За него также отвечает школа.
Когда виноваты родители. Если школьником исцарапана парта, изрисованы учебники, то есть вред имуществу учебного заведения причинен сознательно, по мнению автора, постановка вопроса об ответственности родителей правомерна.
Действительно, объяснить ребенку, что для рисования и выжигания парты и стены не предназначены, – обязанность прежде всего родителей.
Разумеется, учитель должен следить за тем, как ведут себя на занятии его ученики. Однако педагогическая деятельность предполагает все-таки в первую очередь обучение предмету, а не контроль за тем, кто из учеников рисует на парте. Хотя, конечно, игнорировать эти факты учитель не имеет права.
Ученик старше 14 лет
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Об этом сказано в пункте 1 статьи 1074 Гражданского кодекса РФ.
Однако у ученика может не быть доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда. В таком случае ответственность несут его родители (усыновители, попечители). Конечно, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Основание – пункт 2 статьи 1074 Гражданского кодекса РФ.
Отметим, что в отношении ученика старше 14 лет положения о надзоре не предусмотрено. Исключение – ситуация, когда ребенок находится в организации для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Тогда именно она обязана возместить вред полностью или в недостающей части (опять же если не докажет, что вред возник не по ее вине).
Иными словами, законодатель исходит из того, что в 14-летнем возрасте человек уже может отдавать себе отчет о последствиях своих действий. Соответственно претензии школы по возмещению причиненного вреда первостепенно должны быть адресованы именно ему. А родителям и иным законным представителям лишь во вторую очередь.
Отдельные действия школьников могут быть квалифицированы правоохранительными органами как административные правонарушения или даже уголовные преступления. Следует учитывать то обстоятельство, что административная и уголовная ответственность наступает с 16 лет (исключение – ряд преступлений).
Вред от подобного рода деяний также должен возмещаться учащимися.
А при отсутствии у них возможностей – родителями.
Возмещение вреда
Ученик испортил имущество школы. Способы компенсации ущерба регламентированы статьей 1082 Гражданского кодекса РФ.
Так, суд в соответствии с обстоятельствами дела может обязать лицо, ответственное за причинение вреда, возместить его в натуре (например, представить вещь того же рода) или компенсировать убытки.
Однако законодательство не содержит препятствий и для добровольного, внесудебного порядка покрытия убытка. В этом случае школа, родители (учащийся, которому исполнилось 14 лет) должны выбрать взаимоприемлемую форму компенсации ущерба. Если же компромисс невозможен, следует обратиться в суд.
Подводим итоги: необходимые действия руководства школы
Итак, в первую очередь должны быть получены объяснения со стороны педагогических работников, призванных обеспечивать надзор за ребенком, причинившим вред. Одновременно с этим о факте порчи или уничтожения школьного имущества надо поставить в известность родителей ребенка, а в некоторых случаях и правоохранительные органы.
Следует учесть все обстоятельства причинения вреда, на основе которых требования о его возмещении могут быть адресованы: – работникам школы; – родителям или иным законным представителям учащегося;
– непосредственно самому учащемуся, достигшему 14-летнего возраста.
Обязательно нужно зафиксировать факт нанесения ущерба документально.
Ведь нельзя исключать и того обстоятельства, что родители могут отказаться возмещать ущерб, обвинив школу в неправомерных претензиях.
В таком случае документированное обоснование позиции школы будет отнюдь не лишним.
В заключение отметим, что на уровне локального акта школе целесообразно закрепить процедуру рассмотрения вопросов причинения вреда школьному имуществу.
– Как быть, если выявлен факт порчи или уничтожения учеником имущества школы?
– Если учащийся нанес ущерб школе, администрации учебного заведения необходимо собрать комиссию для оценки причиненного убытка.
В результате происшествия может произойти технологическая авария, последствие которой – причинение ущерба помещению. Например, прорыв трубы водопровода, канализации.
В таком случае в сумму, предъявляемую к возмещению, следует включить стоимость ремонта, необходимого для устранения последствий аварии.
Кроме того, взыскание суммы ущерба с учащегося, его родителей (усыновителей, опекунов) может оказаться невозможным. Скажем, вследствие малообеспеченности. Тогда руководство школы вправе принять решение о полном или частичном списании ущерба на убытки.
Источник: https://www.glavbukh.ru/art/56512-uchenik-isportil-imushchestvo-shkoly