Правомерность отказа в компенсациях при невозможности проживания в аварийном жилье

Антиаварийная программа в объективе «БИЗНЕС Online»: разруха, мародерство и борьба несогласных с переселением в «курятники» и «клетушки»

«Не испытывай судьбу!» — гласит надпись на двери зеленодольской бабки-самогонщицы. В ее бывшем доме уже бардак. Сама она получила новую квартиру, но возвращается на заработки, «окормляя» страждущих.

А тем временем градус страстей вокруг жилья для собственников дошел до Александра Бастрыкина.

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» оценили масштабы реновации, побывали там, где вовсю трудятся мародеры, заглянули в квартиры несогласных и в те 19-метровые «хоромы», куда выселяют из «двушек» и «трешек».

Масштабная программа по расселению аварийного жилья стартовала в Зеленодольском районе в 2013 году: тогда непригодными для проживания признали 314 домов.

Под бульдозер планировали пустить треть всех зеленодольских зданий в старой части города. Усилиями жителей и бизнеса список сократился до 190 домов.

И к 2019 году власти расселили и отключили от коммуникаций их большую часть — 147 объектов, снесли же пока только 10.

Но есть проблемы. Если коротко, то ситуацию можно описать знаменитым латинским выражением dura lex, sed lex (закон суров, но таков закон). Следует понимать, что есть две категории жителей «аварийки». Первая — люди, жившие по соцнайму.

В соответствии с законом им полагается равноценная жилплощадь вместо квартир под снос — условно, по принципу «метр в метр». Вторая категория — собственники. Им по закону полагается компенсация (согласно программе расселения аварийного жилья, это 11 тыс.

рублей за метр), а также может быть предложена другая квартира с зачетом стоимости старой. Разработчики республиканской программы решили, что это — жилье в соципотечных домах.

Эти условия не устраивают 254 семьи из 112 домов, рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе совета Зеленодольского муниципального района. Из них примерно сотня собственников (94 семьи в 42 домах), несогласных с расселением, остаются в своих квартирах.

Остальные чаще всего ютятся в съемном жилье. Они уже не раз выходили на многолюдные митинги.

Впрочем, устами официального представителя казанского Кремля Лилии Галимовой ситуация объясняется так: у каждого собственника есть право обратиться в суд, и они этим правом активно пользуются.

Но судебные тяжбы по большей части владельцы проигрывают (по данным исполкома Зеленодольского района, по решению суда из программы вывели 22 дома), оставаясь фактически на улице с правом на получение скромной компенсации, на которую равноценное жилье купить невозможно.

Что же происходит в аварийных (и, на первый взгляд, не очень!) квартирах Зеленодольска?

  1. Это дом на улице Декабристов, 3. Визуально аварийность незаметна. Из 18 квартир жилыми остаются только три: их владельцы не согласны с условиями расселения.

  2. А вот и «аварийная квартира» в этом доме. Семья Марины и Владимира Сапуновых тут с 1990 года, здесь выросли трое их детей. Помимо борьбы в судах, сейчас им приходится бороться с жуликами, вскрывающими пустующие квартиры ради чугунных радиаторов. Мародеров не останавливает даже то, что система отопления дома все еще находится под давлением.

    Сапуновы не согласны с предложенной компенсацией. Вместо «трешки» в 72 кв. м предложена квартира общей площадью 19 кв. м, жилая — 7,3 кв. метра. В этом же доме у Марины проживает 85-летний отец — бывший главный конструктор Завода им.

     Серго Альберт Кокорин. Ему из двухкомнатной квартиры в 53 кв. м предлагают переселиться в 17,9 «квадрата».

     Владимир и Марина, как выпускники КГАСУ, удивляются, почему их дом 1940 года постройки признан аварийным, а соседний (улица Декабристов, 1) этого же года постройки — нет.

  3. На фото почти целиком (за исключением прихожей и санузла) уместилась квартира площадью 19 кв. м в соципотечном доме на улице Гагарина, 12, которую предлагают Сапуновым взамен их «трешки».

    Такие квартиры «аварийщики» между собой называют «клетушками», а сам дом — «курятником».

    Всего для расселения аварийного жилья в городе возвели 11 таких многоквартирных жилых домов, включая первую в городе 18-этажку.

    Республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья утвердили в 2013 году. Изначально объем финансирования предусматривался на уровне 9,7 млрд рублей. 4,3 млрд рублей должен был выделить фонд реформирования ЖКХ, а республиканский бюджет — добавить 5,4 млрд рублей.

    Федеральные средства выделили. А республиканский вклад в последний момент был сокращен до 198 млн рублей. В результате цена, по которой «трущобникам» предлагали выкупить их старое жилье, рухнула почти вдвое: с 20 до 11 тыс. рублей за метр.

    Остальное людям предложили вносить через соципотеку, в том числе по схеме займа. Это теоретически.

  4. О том, что дом аварийный и подлежит сносу, Сапуновы узнали в 2016-м — тогда они активно вели ремонт. Хотя экспертиза была датирована 2011 годом. «Как гром среди ясного неба, ремонт встал, все планы полетели.

    Теперь только круглосуточная оборона, неравная борьба!» — говорит Владимир. Сапуновых устроило бы жилье по принципу «метр в метр».

    Но сейчас им не дают выбора — квартир большей площади (даже с согласием на соципотеку) в наличии просто нет.

  5. Пока некоторые владельцы ведут борьбу в судах, на других улицах неизвестные лица активно растаскивают бесхозные строения. Это десятки двухэтажных домов на улице Гоголя, Украинской, Мира, Паратской, Тургенева, Комсомольской, Мира, Солнечной.

    На фото — «скелет» крыш домов на улице Гоголя в знаменитом районе «Шанхая» (в 1950-е годы здесь жили рабочие из Китая, перенимавшие опыт на зеленодольских предприятиях).

    Железо уже растащили: в объектив «БИЗНЕС Online» попал один из авторов этого «погрома».

  1. Так сейчас выглядит читальный зал центральной библиотеки Зеленодольска на улице Гоголя, 18. Стеклопакеты разбиты, в помещениях разбросаны разломанные книжные стеллажи. Сама библиотека переехала ближе к окраине города, на первый этаж хрущевки на улице Тургенева, 6.

  2. Дом, где ранее располагалась библиотека, уже без металлической кровли. А рядом с ним на месте бывших сараев уже строится 9-этажка из силикатного кирпича.

  3. В одном из пока еще относительно целых домов на улице Паратской (есть электричество!) процветает активная торговля самогоном. Дорога к одному из подъездов заметно протоптана в отличие от других. За дверью с надписью «Не испытывай судьбу!» клиентов встречает пожилая женщина. Она плохо слышит и на все вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online» громко отвечает: «Чево?!»

  4. По словам клиентов, пришедших в данную квартиру за горячительным местного разлива, ее хозяйка уже получила новую жилплощадь. Но уж больно намоленным у клиентуры было это место…

  5. Уже расселенные дома на улице Паратской также активно разбираются: пластиковые рамы выставлены, деревянные выломаны или разбиты. Где-то уже горело — следы пожаров видны прямо на первой линии.

  6. В большинстве расселенных квартир — пустота и бардак. В некоторых владельцы оставляли отслужившую свой век мебель.

  7. Кое-где внутри валяются компакт-диски, но это редкость. Зато в изрядном количестве пустые бутылки из-под спиртного.

  8. Местами мародеры уже вырвали электропровода. Но это полбеды: главное, что регулярно режут интернет-кабели, паутина которых тянется от дома к дому. В результате без связи остаются другие, еще жилые объекты. На фото специалисты «Таттелекома» восстанавливают поврежденную линию.

  1. 5–6 лет назад начался снос исторического квартала «Полукамушки» — на месте снесенных объектов были построены дома №12 на улице Гагарина и №21 на улице Карла Маркса. Оба 10-этажные.

    Пенсионерка, 68-летняя Зайтуна Короткова вместе с мужем Борисом купила в 1990 году квартиру в доме на улице Красный переулок, 12. Сейчас она живет одна, муж, работавший водителем на заводе им.

     Горького (в городе его кратко называют «Металлист»), умер в 2015 году от рака крови. Именно к Коротковой в 2016-м заходил в гости президент РТ Рустам Минниханов вместе с Олесей Балтусовой.

    «Он только зашел и сказал, что у меня не аварийный дом, — прямо, резко и без затей говорит Зайтуна-апа (в прошлом — молотобоец „Металлиста“) об историческом визите. — На вертолете прилетел, на нем и улетел…»

  2. Взамен нынешних 35 кв. м Коротковой предлагают 389 тыс. рублей (11 тыс. рублей за квадратный метр). Покидать обжитое место ей не хочется — здесь у нее свой небольшой огород, погреб, веранда.

    В двухэтажном доме из четырех квартир пока остаются два хозяина, двое других согласились на переселение. В квартире Коротковой все свободное место в шкафу занимают бумаги. «У меня уже два мешка макулатуры. Скоро будет ровно три года, как я сужусь», — говорит она.

    Прибитую табличку со сроками сноса дома в 2015–2017 годах она оторвала лично.

  3. О расселении Зайтуна-апа узнала в 2015-м, но экспертиза была датирована 2011 годом. В документе указано, что износ дома составляет 70%, на первом этаже сквозные трещины, обнаружен грибок.

    После визита Минниханова «Татинвестгражданпроект» провел собственную экспертизу и подтвердил износ всего в 22%: жить можно. Впрочем, органы власти заявляют, что экспертиза ТИГП — для служебного пользования.

    На фото — дом в «Полукамушках», а за ним — тот самый 10-этажный «курятник» на улице Гагарина с «клетушками» по 19 м, куда расселяют «аварийщиков».

  4. А это трехкомнатная квартира, в которой вместе с дочерью Данией живет труженица тыла, 93-летняя Марфуга Гадиева. Квартиру в доме 1938 года постройки на улице Декабристов, 9 ее дочь купила в 2012-м после того, как вернулась для ухода за мамой из Москвы.

    В столице она окончила институт, а затем осталась там и работала дизайнером.

    Ранее председатель следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил руководству следственного управления СКР по РТ проверить информацию СМИ о нарушении жилищных прав Гадиевой, которой вместо трехкомнатной квартиры предлагают жилье в 19 «квадратов».

  5. «Это я хотела сделать ремонт в стиле прованс, домик у моря, такая имитация деревни. Сейчас руки опустились», — рассказывает Дания и не понимает, почему такой же соседний дом (Декабристов, 11) не признан аварийным, а ее — признан. 9-й дом на улице Декабристов той же серии, что и третий, в котором живет семья Сапуновых. Но на условия выселения пока согласились только 2 собственника из 18.

  6. Марфуга-апа передвигается с трудом, плохо видит, но регулярно читает намаз. После того как ситуацией заинтересовался Бастрыкин, Галимова заявила о некоем спонсоре.

    Имени его Дание в администрации города не называют, но он оплатит полную стоимость квартиры площадью 50 кв. м и даже не воспользуется выплатой по 11 тыс. рублей за квадратный метр. От лица мецената выступает мэр Зеленодольска Александр Тыгин.

    Дочь Марфуги-апы попросила предоставить жилье в другом городе, окончательного решения пока нет.

    Несогласные «аварийщики» также не понимают, почему к собственникам и тем, кто жил по соцнайму, закон подходит по-разному. Первым предлагают выкупать будущее жилье через соципотеку.

    Вторым же бесплатно выдали жилье «метр в метр». В том числе и тем, кого принято причислять к «деклассированным элементам» — они, по словам переселенцев, новые квартиры уже успешно приватизируют и продают.

    Видимо, это опять-таки dura lex?

  1. Те, кто уже переселился в новое жилье из числа «аварийщиков», не в восторге от его качества. Об этом рассказывает 35-летний Алексей Веревкин, менеджер по продажам и старший по дому №17 на проспекте Строителей. Сам он ранее жил в аварийном доме на улице Украинской.

    Напомним, что дом №17 на проспекте Строителей «с историей» — это его в 2016 году заселяли в присутствии Минниханова, а после его отъезда у соципотечников отобрали ключи.

    Президент РТ затем потребовал от Тыгина и главы ГЖФ Талгата Абдуллина извиниться перед новоселами за показуху.

  2. По словам Веревкина, дом только снаружи относительно красивый, но в подъездах на стенах трещины, штукатурка сыпется как в квартирах, так и в местах общего пользования.

    Окна установлены с нарушениями технологии (регулировка не помогает, поэтому во многих квартирах они проклеены малярным скотчем). Но это мелочи: куда хуже, что ряд жильцов жалуются на промерзание стен.

    Подрядчиком ГЖФ на строительстве этого дома выступало ООО «Народный дом».

  3. Но главный бич — новые соседи, собранные со всех «гнилых углов» Зеленодольска. По словам Веревкина, поначалу кое-кто из переселенцев не гнушался справлять в подъездах нужду, а уж о сломанных почтовых ящиках говорить не стоит. Пришлось ставить видеокамеры: помогло, но все равно не до конца.

  4. А это первые в городе 18-этажки, построенные на окраине города по программе социальной ипотеки, куда также переселяют людей из аварийного жилья. Там новые жильцы уже бьют стеклянные двери, снимают светильники и тоже используют подъезд под общественный туалет.

  5. В городе продолжается протестная активность несогласных «аварийщиков». Прошедший 10 марта митинг на площади у ДК «Родина» собрал, по данным полиции, около 150 человек, организаторы же насчитали примерно 400 участников.

    Участники митинга демонстрировали паспорта без прописки и взывали к полицейским в надежде спасти от разрушения собственные дома: кое у кого мародеры принялись снимать крыши по соседству, пока собственники высказывались с трибуны.

  6. Активная борьба с аварийным жильем в Зеленодольске еще в прошлом году поставила вопрос о новом генплане города. Где-то уже ведется застройка, но чаще всего земля под уже снесенными домами пустует. К слову, все земельные участки передаются Госжилфонду РТ — на месте «аварийки» построят жилые дома.

Отправить нам новость

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/418405

Обобщение судебной практики по спорам, связанным с предоставлением жилья гражданам в случае признания жилых помещений непригодным для проживания, включая дела по заявлениям граждан на неправомерные решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (обжалование действий (бездействие) межведомственных комиссий)

Обобщение судебной практики по спорам, связанным с предоставлением жилья гражданам в случае признания жилых помещений непригодным для проживания, включая дела по заявлениям граждан на неправомерные решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (обжалование действий (бездействие) межведомственных комиссий)

Судебной коллегией по гражданским делам Владимирского областного суда в соответствии с планом работы на 2 полугодие 2013 года проведено обобщение практики рассмотрения судами области гражданских дел по спорам, связанным с предоставлением жилья гражданам в случае признания жилых помещений непригодными для проживания, включая дела по заявлениям граждан на неправомерные решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (обжалование действий (бездействие) межведомственных комиссий).

Обобщение проведено по делам, которые рассмотрены городскими и районными судами Владимирской области в 2012 году и за 9 месяцев 2013 года.

Согласно представленным на обобщение делам судами Владимирской области в указанный период рассмотрено в порядке искового производства 35 дел, из которых вынесено 31 решение об удовлетворении исков, 4 решения об отказе в иске. В апелляционном порядке обжаловано 11 судебных решений, из которых отменены – 2 , оставлены без изменения – 9 .

13 дел (по заявлениям об оспаривании действий должностных лиц), из которых судами: удовлетворено – 8 заявлений, 3 – оставлены без удовлетворения, 2 – прекращены производством. Из них в апелляционном порядке обжаловано 5 судебных решений, из которых 3 решения отменены, 2 – оставлены без изменения.

В ходе обобщения установлено, что судьи при рассмотрении дел данной категории в основном правильно устанавливали обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленных требований, применяли нормы процессуального и материального права, применяли законные и обоснованные решения.

Частью 1 статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданам,

нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат

Статьёй 85 ЖК РФ предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, если:

1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;

3) жилое помещение признано непригодным для проживания;

4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму представления.

В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/19278231/

Жилищный кодекс Республики Узбекистан (новая редакция)

Статья 172. Территориальная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

1. Территориальной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) территориальным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Территориальная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается органом государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г.

Ташкента в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств МФИ, местных бюджетов (далее – муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, территориальным оператором.

2. Территориальная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – Территориальная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, и включает в себя:

перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с нормативным правовым актом Республики Каракалпакстан, областей и г.

Ташкента в территориальную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом органом государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения территориальной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом органом государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений. В соответствии с нормативным правовым актом органа государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента в территориальную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры. В соответствии с нормативным правовым актом органом государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента в территориальную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации территориальной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом органом государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, приняты решения о сносе или реконструкции;

перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом органа государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;

иные сведения, подлежащие включению в территориальную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом органа государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента.

3. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в территориальной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены нормативно-правовым актом органа государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.

Территориальной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации. Требования к порядку определения плановых периодов проведения указанных работ устанавливаются органами государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента.

4.

Внесение в территориальную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:

сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный территориальной программой капитального ремонта, не требуются;

изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 195 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

в порядке, установленном нормативным правовым актом органа государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г.

Ташкента, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;

внесение в территориальную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, в соответствии с требованиями абзаца 2 части 3 настоящей статьи.

Решения о внесении изменений в территориальную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными министерством жилищно-коммунального обслуживания, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Изменения в территориальную программу капитального ремонта по основанию, предусмотренному абзацем 5 части 4 настоящей статьи, должны предусматривать плановый период оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) после устранения соответствующих обстоятельств. Сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по основанию, предусмотренному абзацем 5 части 4 настоящей статьи, не допускается.

5. Территориальная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

6. Порядок подготовки и утверждения территориальных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются нормативно-правовым актом органа государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, законом в соответствии с настоящим Кодексом.

7.

В целях реализации территориальной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента обязаны утверждать краткосрочные планы реализации территориальной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом органа государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы государственной власти на местах (районы, города) обязаны утверждать краткосрочные планы реализации территориальной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом органа государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Краткосрочные планы реализации территориальной программы формируются исходя из принципов:

использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах территориального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных 191 настоящего Кодекса;

необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах территориального оператора;

актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 195 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

8. Территориальная программа капитального ремонта и краткосрочные планы реализации территориальной программы капитального ремонта подлежат размещению в системе органом государственной власти Республики Каракалпакстан, областей и г.

Ташкента или органом государственной власти на местах (район, город), утвердившими программу или соответствующий краткосрочный план, в порядке и в сроки, которые определены министерством жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен законодательством.

Источник: https://regulation.gov.uz/document/4303