Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”, статья 67 устанавливает требования к производственному контролю в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).
Согласно закону, производственный экологический контроль осуществляется для обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения законодательных требований в области охраны окружающей среды. Юридические лица и ИП, которые имеют объекты негативного воздействия I, II и III категорий, должны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля (далее – ПЭК), по данной программе проводить контроль, полученные данные документировать и хранить.
Требования к программе содержатся в приказе Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 “Об утверждении требований программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля”. Согласно требованиям статьи 67 и приказа № 74, программа должна содержать разделы:
- общие положения;
- сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Кроме того, программа для объектов I категории дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля.
Система должна быть создана не позднее чем через 4 года после получения комплексного экологического разрешения.
Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля, требования к средствам измерения и учета, фиксации и передачи информации в государственный реестр объектов ОНВ утверждаются Правительством Российской Федерации.
Система автоматического контроля должна представлять собой автоматизированный комплекс измерительного оборудования, снабженный системой считывания в постоянном режиме показателей выбросов и сбросов, сбора этих сведений, хранения и передачи в государственный реестр объектов ОНВ.
На данный момент подзаконные акты не приняты. Приказ № 74 на данный момент эти требования не включает, других нормативных актов, разъясняющих порядок разработки программы с учетом автоматических систем контроля пока нет.
При составлении и осуществлении ПЭК необходимо включать в программу в первую очередь вещества, характеризующие применимые технологии и особенности производства. Такие вещества называют маркерными.
В соответствии с ПНСТ 22-2014 «Наилучшие доступные технологии. Термины и определения», «Маркерное вещество — наиболее значимый представитель группы веществ, внутри которой наблюдается тесная корреляционная связь, выбираемый по определённым критериям. Особенностью маркерного вещества является то, что по его значению можно оценить значения всех веществ, входящих в группу»
Перечень маркерных веществ по каждой из отраслей промышленности, относящихся к сфере применения наилучших доступных технологий, приведены в справочниках НДТ, разрабатываемых Бюро НДТ и размещаемых в свободном доступе. Кроме того, в справочниках приведены описания этих технологий, передовой опыт предприятий, оборудование, соответствующее требованиям НДТ.
Согласно закону, документация по ПЭК должна содержать информацию:
- о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
- о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
- об обращении с отходами производства и потребления;
- о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
По результатам ПЭК составляется отчёт в уполномоченный орган. Для объектов федерального уровня надзора отчет направляется в Росприроднадзор, регионального уровня – в местный орган исполнительной власти субъекта РФ. Форма отчёта утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Отчет оформляется в 2 экземплярах, один экземпляр которого хранится у предприятия, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Таким образом, для составления отчетности по программе ПЭК необходимо провести ряд предварительных работ. Разберемся, что именно нужно сделать.
Содержание
- 0.1 Этап 1. Определиться с источниками воздействия
- 0.2 Этап 2. Расчеты и составление программы ПЭК
- 0.3 Этап 3. Выполнение производственного экологического контроля
- 0.4 Этап 4. Заполнение и подача отчёта по программе ПЭК
- 0.5 Как заказать отчет по программе ПЭК
- 0.6 Нормативная литература
- 1 Программа производственного экологического контроля в организации
- 1.1 Кто должен разработать программу
- 1.2 Для чего нужна программа
- 1.3 Что включает в себя ПЭК
- 1.4 Как разрабатывается
- 1.5 Новый отчет в Росприроднадзор — до 25 марта
- 1.6 Порядок внедрения программы на производстве
- 1.7 Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения
- 1.8 Пример производственного экологического контроля на предприятии (программа)
- 2 Как составить программу производственного экологического контроля
- 3 Производственный экологический контроль — Программа ПЭК (74 приказ Минприроды России)
- 4 Образец программы производственного экологического контроля
- 4.1 1. Общие положения
- 4.2 2.2. Показатель суммарной массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
- 4.3 2.3. Сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных
- 4.4 3. Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников
Этап 1. Определиться с источниками воздействия
Если у предприятия есть действующая разрешительная документация, а именно:
- проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (проект ПДВ);
- проект нормативов допустимых сбросов (проект НДС);
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
в этом случае данный этап уже пройден. В указанных проектах проведена инвентаризация источников выброса, сброса и образования отходов. Эта информация является базовой для дальнейшей работы.
И хоть сами проекты уже вышли из правового поля и будут действовать до конца установленного срока, но не могут быть по истечении срока переработаны, но результатами проектирования вы можете пользоваться еще долгое время.
Если таковых проектов на предприятии нет, необходимо провести отдельные работы, а именно:
- инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- инвентаризация источников сброса загрязняющих веществ с определением контролируемых веществ в сточных водах;
- определение номенклатуры образующихся отходов и способов обращения с ними.
Этап 2. Расчеты и составление программы ПЭК
Если в ходе проведения работы на первом этапе сделан вывод о том, что объект относится к I-III категории по НВОС, объект ставится на государственный учет и получает категорию и свидетельство о постановке на учет. На следующем этапе полученные первичные данные подвергаются аналитической обработке для составления соответствующих разделов программы ПЭК:
- проводится расчет рассеивания веществ в атмосферном воздухе;
- составляются планы-графики контроля и наблюдения;
- составляется программа мониторинга объектов размещения отходов (при их наличии), проводится организация и ведение первичного учета образования и обращения с отходами;
- заполняются разделы программы.
Этап 3. Выполнение производственного экологического контроля
На данном этапе согласно утверждённой программе выполняется непосредственный контроль выбросов, сбросов и отходов.
В зависимости от установленного метода контроль может проводиться расчетным путем с использованием методических рекомендаций по расчету тех или иных показателей либо инструментальным путем с привлечением аттестованной аккредитованной лаборатории. Полученные результаты контроля в виде расчетов и протоколов измерений необходимо хранить на предприятии.
Этап 4. Заполнение и подача отчёта по программе ПЭК
После окончания отчётного года результаты контроля анализируются, заполняются соответствующие таблицы и графы отчёта. Отчет формируется, утверждается руководителем и подается в уполномоченный орган до 25 марта года после отчетного.
Так выглядит общий алгоритм работы в рамках производственного экологического контроля. Для различных категорий объектов ОНВ он отличается, что будет определяться в ходе работы.
Для объектов, которые разработали программу ПЭК уже в 2019 году, сдавать отчёт по данной программе не требуются, однако нужно отчитаться по старой форме программы (если она была разработана) и/или провести аналитический контроль по планам-графикам, утверждённым в составе старой проектной документации (напрмиер, в проекте ПДВ).
Как заказать отчет по программе ПЭК
Вы можете перейти на страницу Отчетность ПЭК и доверить выполнение отчетности по программе ПЭК специалистам НПО Эксперт24.
Нормативная литература
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г.
N 2674-р Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р
Приказ Минприроды России от 28.02.
2018 N 74 “Об утверждении требований программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля”
Приказ Минприроды России от 14.06.
2018 N 261 “Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля” Приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522
Приказ Минприроды России от 07.08.
2018 № 352 (вступает в силу с апреля 2019 года)
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г.
N 205 Порядок ведения государственного кадастра отходов, утвержденный приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 Приказ Минприроды России от 14 марта 2007 г. N 56 Приказ Минприроды России от 4 марта 2016 г. N 66
Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721
19.03.2019
Источник: https://npo24.ru/articles/otchetnost-po-programme-pehk/
Программа производственного экологического контроля в организации
Программа производственного экологического контроля — это совокупность мероприятий по предотвращению неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Большинство производственных и обслуживающих предприятий в процессе деятельности сталкиваются с экологическим надзором со стороны государства.
Поэтому они должны соблюдать требования не только к охране окружающей среды, но и к администрированию своих обязанностей. У них обязательно должна быть разработана программа производственного экологического контроля.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления.
Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов.
Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.
Существуют следующие виды экологического контроля:
- производственный;
- государственный;
- муниципальный.
На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.
Кто должен разработать программу
Программа в качестве внутреннего документа представляет собой локальный нормативный акт, принимаемый во исполнение требований закона.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.
2002 № 7-ФЗ, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (ПЭК). Поэтому им необходима четкая программа действий. Рассмотрим подробнее образец программы производственного экологического контроля (2019).
Для чего нужна программа
Программа экоконтроля необходима для выполнения хозяйствующим субъектом требований законодательства.
В ней должно быть прописано, какие мероприятия в целях охраны окружающей среды проводит организация, а также как именно она документирует информацию и хранит полученные сведения и данные.
Требования этого документа, сроки предоставления отчетности по ней и надзора за исполнением устанавливает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росприроднадзор.
Грамотно составленная ПЭК позволит предприятию не только наилучшим образом организовать экоконтроль, но и избежать штрафов и других санкций со стороны надзорных органов. Поскольку сам контроль осуществляется непосредственно организацией, то и разработка ПЭК является ее задачей с учетом установленных требований.
Что включает в себя ПЭК
Для начала необходимо понять, для каких именно объектов должна быть разработана ПЭК, и определить перечень объектов, для которых обязателен такой контроль. Это, в частности:
- системы, предназначенные для очистки отходящих газов;
- системы для очистки сточных вод;
- склады для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
- источники образования производственных отходов (цеха, мастерские);
- источники выброса вредных веществ в атмосферу (передвижные и стационарные);
- источники загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты или систему канализации;
- загрязненные земельные участки и водные объекты;
- зоны особой санитарной защиты.
Если в организации применяются технологии и особенности производственного процесса, которые оказывают любое негативное воздействие на окружающую среду, ПЭК ей просто необходим.
Разработанный на предприятии документ должен соответствовать действующему законодательству, однако учитывать специфику деятельности, а значит, быть реальным для выполнения.
Сведения о мероприятиях контроля и проведенных проверках фиксируются в специальном журнале.
Как разрабатывается
При разработке программы экологического контроля на предприятии необходимо учесть следующие объекты:
- источники выброса загрязняющих веществ, как стационарные, так и передвижные;
- системы очистки использованных водных ресурсов и отходящих газов;
- подразделения, цеха, иные участки образования отходов производства и потребления;
- склады, хранилища и иные объекты хранения товаров, готовой продукции, материалов и оборудования.
Можно разработать его своими силами, а можно обратиться к компании, которая занимается этим профессионально. Главное, чтобы такой пример производственного экоконтроля на предприятии включал в себя:
- перечень уполномоченных лиц, которые несут ответственность за проведение производственного экологического контроля;
- графики обучения работников, непосредственно связанных с отходами, источниками загрязнения и т. д.;
- состав производственных отходов (качественный и количественный) и источники их образования;
- состав и источники загрязняющих выбросов в атмосферу и водные объекты;
- мероприятия по изучению источников загрязнения на предприятии;
- мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в фирме;
- сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и объектов их размещения, выбросов загрязнений в атмосферный воздух и источников;
- данные об улучшении экологической ситуации и снижении вредного воздействия технологического процесса (планируемые и осуществленные).
Форма или образец программы производственного экологического контроля на законодательном уровне не утверждены. Однако в Приказе Минприроды России № 74 от 28.02.
2018 перечислены требования документа, которые согласуются с перечнем, приведенным выше.
Программа производственного экологического контроля должна содержать и формальные реквизиты: наименование организации, место ее расположения, место утверждения документа, дата и иные сведения об утверждении и т. д.
Программа должна быть разработана отдельно для каждого из загрязняющих объектов. Кроме того, в документе обязательно должна быть определена структура экоконтроля. Выглядеть это может, например, так:
В ней должны быть перечислены все ответственные лица, определены их обязанности и меры ответственности.
Новый отчет в Росприроднадзор — до 25 марта
В Приказе Минприроды от 28.02.2018 ведена необходимость предоставления ежегодного отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на предприятии.
Он предоставляется в двух экземплярах в органы, осуществляющие контроль в области природопользования, и содержит конкретную информацию в виде таблиц с соответствующими данными об объемах загрязнений, методах их измерений, о взаимодействиях с территориальными органами Росприроднадзора по поводу мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и т. д.
Срок предоставления отчетности — 25 марта года, следующего непосредственно за отчетным.
Сдают такой отчет абсолютно все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых установлена обязанность по разработке ПЭК. Есть требования и к формату предоставления: экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе. При отправлении по почте нужно сделать опись вложения.
Порядок внедрения программы на производстве
После разработки ПЭК необходимо внедрить приказом по организации, а затем обязательно утвердить в территориальных органах производственного и экологического надзора. Обновляется этот документ ежегодно, поскольку содержит план мероприятий, который должен постоянно обновляться. Титульный лист с визами выглядит так:
После утверждения все структурные единицы и подразделения должны действовать в соответствии с разработанным планом мероприятий, а также соблюдать частоту всех проверок.
Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения
Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора.
Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.
43 КоАП, штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.
Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко.
При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей.
В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.
Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия.
При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.
Пример производственного экологического контроля на предприятии (программа)
Источник: https://ppt.ru/forms/rabora/eco-control
Как составить программу производственного экологического контроля
ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды.
Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.
Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).
Существуют такие объекты ПЭК, как:
- системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
- передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
- системы для очистки использованных вод;
- источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
- цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
- склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
- почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
- зоны, попадающие под санитарную защиту.
Пример производственного экологического контроля 2019 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.
Какие виды экологического контроля существуют
В России существуют такие виды проверок, как:
- производственные;
- государственные;
- муниципальные.
ПЭК зависит, в первую очередь, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит директор бюджетной организации, начальники функциональных служб (главный инженер, энергетик, технолог, механик и другие) и структурных отделов. На практике наиболее рациональным может быть контроль, производимый экологическими службами.
Федеральный закон от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения» установил более строгие требования к проверке того, как обеспечивается радиационная безопасность.
Алгоритм проведения этой процедуры определяется для каждой организации с учетом специфики и требований выполняемых ею работ и согласовывается со структурами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, надзор и мониторинг в сфере обеспечения радиационной безопасности (ст. 11 3-ФЗ).
Кем и когда разрабатываются
ПЭК осуществляется специальной службой, организованной в структуре предприятия. Она возглавляется главным инженером.
Программу ПЭК составляют каждый год, утверждает ее директор.
Пример производственного экологического контроля на предприятии, а точнее, соответствующей программы, может содержать следующие блоки:
- инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
- инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
- собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
- периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.
Для чего нужны
Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами.
Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность.
Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.
Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.
Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.
Ответственность за отсутствие
Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.
Компании, не обладающие индивидуальной программой производственного контроля, могут столкнуться со следующими трудностями:
- все нарушения, связанные с пищевой промышленностью, попадают под действие статьи 14.43 КоАП, штрафы по данной статье достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции;
- возможна полная приостановка деятельности предприятия на период до 90 дней;
- невозможность соблюсти регламент СанПиНов на производственном предприятии;
- без программы производственного контроля невозможно получить заключение от СЭС на вид деятельности и оперативно выполнить ее требования.
Образец программы производственного экологического контроля 2019 года
Скачать
Источник: https://gosuchetnik.ru/kadry/kak-sostavit-programmu-proizvodstvennogo-ekologicheskogo-kontrolya
Производственный экологический контроль — Программа ПЭК (74 приказ Минприроды России)
Все организации и предприятия, эксплуатирующие объекты негативного воздействия на окружающую среду с I по III категорию должны разрабатывать программу производственного экологического контроля и сдавать по ней ежегодный отчет (см. Ст. 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Подробно про необходимость разработки ПЭК можно посмотреть здесь.
Требования к структуре самой программы и ее содержанию, а также информация о порядке и сроках представления соответствующего отчета представлены в Приказе Минприроды России № 74 от 28.02.2018.
Показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте.
Сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.
Показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом.
Показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом.
Сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.
Сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов.
Сведения об инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49.
Сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов.
Как следует из таблицы для составления программы, по большому счету, достаточно взять готовую информацию из отчетов по инвентаризации выбросов, сбросов и отходов (если, конечно, они есть).
Ответственные лица
Раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать:
- Наименование подразделения и описание соответствующих полномочий по организации и осуществлению ПЭК на предприятии.
- Численность сотрудников подразделений. Желательно расписать все подразделение по должностям.
- Сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений. Сюда могут относиться не только сотрудники вышеуказанного подразделения, но и все руководство предприятия, в обязанности которых в той или иной степени входит обеспечение экологической безопасности. Отдельно прописать их функционал и подробно описать обязанности.
Лаборатории
В данном разделе обязательно указать, имеет ли предприятие собственную аккредитованную лабораторию или привлекает стороннюю лабораторию для выполнения аналитических исследований.
В обязательном порядке указывать наименования и адреса испытательных лабораторий (центров) и реквизиты соответствующих аттестатов аккредитации с указанием информации об области их аккредитации. Если сотрудничаете с несколькими испытательными центрами – пишите все, но удостоверьтесь в действительности аттестата аккредитации.
Осуществление производственного экологического контроля
Раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать: подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»; подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»; подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами».
Рассмотрим таблицу
Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников | Сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование. |
Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения | Сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов. |
Наименование подраздела | |
Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха | План-график контроля стационарных источников выбросов с указанием номера и наименования структурного подразделения, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов. В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК загрязняющих веществ на границе предприятия.План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений (Для объектов, включенных в перечень, предусмотренных пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».Перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха. |
Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов | Мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов*.Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод*. Программа должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.См. Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (Приказ Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205).План-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков. Периодичность — не реже двух раз в год.Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование. Программа содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.Перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов. |
Производственный контроль в области обращения с отходами | Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (Приказ Минприроды России от 4 марта 2016 г. N 66).Сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами. |
Заключение
По большому счету составление программы производственного контроля не представляет собой особой сложности, — всего лишь группировка в новый документ информации из разработанной ранее документации. Для вашего удобства мы сгруппировали в таблице исходные данные для разработки программы ПЭК.
Если вам надоело или не хватает времени разбираться в тонкостях ПЭК, — закажите ПЭК нам. Мы разработаем для вас программу и сдадим отчет.
Источник: https://normativ.org/lib/ekologiya/proizvodstvennyiy-ekologicheskiy-kontrol-programma-pek-74-prikaz-minprirodyi-rossii/
Образец программы производственного экологического контроля
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО «Пример»
_______________ И.И. Иванов
«____» ______________ 2018 г.
М.П.
ПРОГРАММА
производственного экологического контроля (ПЭК)
Общество с ограниченной ответственностью «Пример»
Филиал №1
г. Краснодар
2018 г.
1. Общие положения
Полное наименование юридического лица: |
Общество с ограниченной ответственностью «Пример» |
Сокращенное наименование: |
ООО «Пример» |
Организационно-правовая форма: |
Общество с ограниченной ответственностью |
Юридический адрес: |
350072, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Виноградная, 10-130 |
Фактический почтовый адрес: |
350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красная, 10 |
Наименование обособленного подразделения: |
Филиал №1 |
Адрес обособленного подразделения: |
352300, Краснодарский край, Усть-Лабинский р-н, |
ИНН: |
2312000045 |
ОГРН: |
1022303450000 |
Наименование объекта НВОС: |
Производственная территория филиала №1 ООО «Пример» |
Код объекта НВОС: |
03-0111-001111-П |
Категория объекта НВОС: |
III категория |
Местонахождение объекта НВОС: |
352300, Краснодарский край, Усть-Лабинский р-н, |
Наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК: |
Министерство природных ресурсов Краснодарского края |
|
Директор филиала, Сидоров Иван Степанович тел.: (861) 654-22-00, факс: (861) 654-22-00 eMail: primer-1@mail.ru |
Дата утверждения программы ПЭК: |
15.06.2018 |
Последняя инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников была проведена в октябре 2017 года при постановке объекта НВОС на учет. С тех пор корректировка не проводилась.
Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
Номер и наименование источника |
Тип источника |
Вид источника |
Географические координаты (WGS) |
Геометрические параметры |
Термодинамические характеристики ГВС |
||||
широта |
долгота |
высота, м |
диаметр или длина и ширина, см |
температура, °С |
скорость выхода, м/с |
расход, м3/с |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
0001, Котельная |
Организованный |
Точечный |
60,027996 |
30,620534 |
12 |
40 |
110 |
0,89 |
0,11 |
0002, Аккумуляторная |
Организованный |
Точечный |
60,028055 |
30,620859 |
12 |
12 |
20 |
4,7 |
0,05 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
6001, Грузовой двор |
Неорганизован. |
Площадной |
60,028225 |
30,621097 |
2 |
4600х1000 |
|||
6003, Автостоянка |
Неорганизован. |
Площадной |
60,027484 |
30,619316 |
2 |
13600х4500 |
|||
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
Список веществ, загрязняющих атмосферный воздух: |
Группы веществ с эффектом комбинированного воздействия: |
||
Код |
Наименование |
Код группа |
Список кодов загрязняющих веществ, входящих в группу |
0301 |
Азота диоксид |
6041 |
Серы диоксид и кислота серная |
0304 |
Азота оксид |
6204 |
Азота диоксид, серы диоксид |
0322 |
Кислота серная |
… |
… |
0328 |
Сажа |
||
0330 |
Сера диоксид (Ангидрид сернистый) |
||
0337 |
Углерода окись (углерода оксид) |
||
0703 |
Бенз(а)пирен (3,4-бензпирен) |
||
2704 |
Бензин (нефтяной, малосернистый в пересчете на углерод) |
||
2732 |
Керосин |
||
… |
… |
Суммарный валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет 6,315297000000 т/год.
2.2. Показатель суммарной массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Показатель суммарной массы выбросов загрязняющих веществ в разрезе их источников:
Загрязняющее вещество |
Масса выброса |
||
код |
наименование |
г/с |
т/год |
1 |
2 |
3 |
4 |
0001, Котельная |
|||
0301 |
Азота диоксид |
0,068394800000 |
1,078344000000 |
0304 |
Азота оксид |
0,011114200000 |
0,175230000000 |
0337 |
Углерода окись (углерода оксид) |
0,172363800000 |
2,717600000000 |
0703 |
Бенз(а)пирен (3,4-бензпирен) |
0,000000066000 |
0,000001000000 |
… |
… |
… |
… |
Всего по источнику 0001: |
0,282612866000 |
4,292255000000 |
|
0002, Аккумуляторная |
|||
… |
… |
… |
… |
Всего по источнику 0002: |
0,000002500000 |
0,000033000000 |
|
… |
… |
… |
… |
ИТОГО по объекту в целом: |
0,292612866000 |
6,315297000000 |
Показатель суммарной массы выбросов загрязняющих веществ по объекту в целом:
Загрязняющее вещество |
Масса выброса |
||
код |
наименование |
г/с |
т/год |
1 |
2 |
3 |
4 |
0301 |
Азота диоксид |
0,069655800000 |
1,117971000000 |
0304 |
Азота оксид |
0,011319200000 |
0,181670000000 |
0337 |
Углерода окись (углерода оксид) |
0,200695800000 |
3,820182000000 |
0703 |
Бенз(а)пирен (3,4-бензпирен) |
0,000000066000 |
0,000001000000 |
… |
… |
… |
… |
ИТОГО по объекту в целом: |
0,292612866000 |
6,315297000000 |
2.3. Сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных
Инвентаризация выбросов и их стационарных источников проводится не менее одного раза в 5 лет, а также при смене условий производства (наращивание или сужение объемов производства) и замене (капитальном ремонте) устаревшего оборудования.
Корректировка данных инвентаризации должна проводиться при обнаружении несоответствия объемов фактических выбросов с данными последней инвентаризации более чем на 10%.
3. Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников
Реквизиты документа, в соответствии с которым установлено право на сброс сточных вод и (или) дренажных вод: Решение № 50-09.01.01.017-Р-РСБХ-С-2015-0236/00 от 30.04.2015 выдано Министерством природных ресурсов Краснодарского края
Последняя инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников была проведена в октябре 2017 года при постановке объекта НВОС на учет. С тех пор корректировка не проводилась.
Источники (выпуски) сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду:
Наименование источника (выпуска) сбросов |
Географические координаты (WGS) |
Водный объект |
Водохозяйственный участок |
Качество воды |
||||
широта |
долгота |
вид |
наименование |
код |
наименование |
код |
наименование |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Выпуск №1 |
45,186801 |
39,690313 |
река |
Лаба |
Источник: http://www.airsoft-bit.ru/stati-po-ekologii/555-obrazets-programmy-proizvodstvennogo-ekologicheskogo-kontrolya-primer-programmy-pek