Штраф из за неявки в налоговый орган

Налоговое законодательство до сих пор не определилось с формой документа, которым вас могут вызвать на допрос. Инспекторы налоговой службы заполняют свои повестки по принципу «кто во что горазд».

Кто-то по аналогии с УПК незаконно грозит приводом в случае неявки, кто-то расплывчато поясняет, по каким вопросам предстоит давать свидетельские показания, а кто-то действует наоборот — цель допроса свидетеля не уточняет. Такая расплывчатость создается специально, чтобы налогоплательщик не успел подготовиться, его можно было бы застать врасплох и получить нужную информацию.

Зачастую свидетеля ожидает и еще один сюрприз — для более эффективного вытаскивания информации налоговики часто организуют «группы психологического давления» и, запугивая, вынуждают свидетеля давать показания.

Содержание

Проверяйте протокол

Протокол допроса свидетеля составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 №ММ-3-06/338. Протокол должен заполняться сотрудником инспекции дословно, от первого лица. Свидетель должен следить, чтобы в протокол занесли все его показания без искажений или добавлений.

Если при допросе будут использоваться какие-либо технические средства (аудио- или видеозапись), свидетеля должны об этом предупредить. В протоколе должна быть сделана соответствующая отметка об этом. Кроме того, если еще кто-то кроме свидетеля и инспектора присутствует при допросе, это также должно быть отражено в протоколе.

Если у свидетеля есть какие-либо замечания по записи свидетельских показаний, он имеет право отразить их в соответствующем разделе протокола.

Особо обратите внимание на то, что нарушение налоговиками порядка сбора доказательств, проведения допроса и заполнение протокола может привести к тому, что они не смогут использовать эти доказательства в суде. Так, бухгалтер одного из московских заводов был вызван на допрос в качестве свидетеля.

По завершении допроса по недосмотру налогового инспектора бухгалтер не поставил в протоколе подпись в разделе, где он подтверждает, что ознакомлен с ответственностью за дачу ложных показаний.

В суде такой протокол был вычеркнут из списка доказательств, и добытые налоговиками сведения в судебном разбирательстве не учитывались.

Подготовьтесь к вопросам налоговиков

Как правило, допрашивают в качестве свидетелей либо директоров проверяемой организации, либо руководителей компаний-контрагентов. Допросы свидетеля налоговики чаще всего используют, когда хотят доказать работу организации с фирмами-однодневками. На таких допросах налоговики задают следующие группы вопросов:

1) каков порядок взаимоотношений между юридическими лицами, а именно:

• как и когда был выбран данный контрагент,

• откуда получена информация о нем,

• как осуществлялись контакты,

• кто и как подписывал договор и прочие документы,

• какие имеются контакты, реквизиты и пр.

2) реальность осуществляемых хозяйственных операций, заключения и исполнения договора:

• какие услуги оказывались, какой товар поставлялся,

• как товары передавались, транспортировались, где хранились и пр.

3) вопросы к руководителю: кто, когда и как назначил его на эту должность, какие у него должностные обязанности, подписывал ли он договоры и прочие документы от имени организации.

Идти на допрос стоит с четко сформулированной версией событий.

Как себя вести на допросе

Вы пришли по повестке на допрос в налоговую, и группа налоговиков начала оказывать на вас психологическое давление, требуя определенных пояснений, давать которые вы не готовы. В ст.

51 Конституции сказано, что каждый может воспользоваться своим правом не давать свидетельские показания против своих близких родственников и самого себя. Не следует бояться налоговиков, потому что вы вправе не отвечать на их вопросы и в любой момент покинуть инспекцию.

Налоговая служба — это не правоохранительные органы: права задерживать вас они не имеют.

Присутствие на допросе грамотного адвоката не будет лишним.

Это помогает психологически и гарантирует занесение в протокол допроса именно тех сведений, которые свидетель захочет дать налоговой инспекции.

Налоговики могут выставить за дверь вашего бухгалтера, который захочет объяснить, «как было дело», но лишить вас права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ) они не смогут.

Что грозит при неявке

На допрос в налоговую был вызван финансовый директор предприятия. Свидетель на допрос явился только потому, что старательный налоговый инспектор, пытаясь добиться его явки для получения нужных показаний, стал угрожать свидетелю уголовным преследованием. Такие угрозы налоговиков юридически незаконны и косвенно говорят о том, что у налоговой ничего серьезного на вас нет.

Важно помнить: Уголовный кодекс неприменим в налоговых правоотношениях. Ответственность свидетеля, которого вызывают на допрос в налоговую инспекцию, предусмотрена только ст. 128 Налогового кодекса: «Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влечет за собой взыскание штрафа в размере 3000 рублей».

При этом свидетелю на допросе в налоговой инспекции следует помнить, что согласно ст. 51 Конституции вы имеете право не давать показаний. Привлечь свидетеля к ответственности за то, что он воспользовался конституционным правом, невозможно.

Иногда лучше промолчать

Протокол допроса в совокупности с другими доказательствами может служить в суде доказательством вашей недобросовестности. Нам известен случай, когда директор и бухгалтер транспортного предприятия путались, забывали и давали различные показания на допросе в налоговой, а потом и на допросе в суде. Все это оказало негативное влияние на мнение суда о налогоплательщике.

Решение было вынесено в пользу налоговой инспекции. Если у вас нет стопроцентно надежной версии событий, вы не помните что-то или не можете пояснить, лучше вообще не идти на допрос в налоговую инспекцию. Стоит пожертвовать несколькими тысячами рублей на штраф, чтобы ваши слова не были использованы против вас.

Лучше потратить это время на то, чтобы качественно подготовиться к судебному заседанию самому и подготовить своих сотрудников.

Автор — управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам»

[processed]

Источник: https://www.forbes.ru/svoi-biznes-column/biznes-i-vlast/71132-shest-sovetov-predprinimatelyam-i-naemnym-rabotnikam-poluchi

Директора вызвали на разговор в ФНС: выстраиваем линию защиты

В рамках выездной или камеральной налоговой проверки сотрудники ИФНС могут привлечь к «разговору» генерального директора организации, или же его главного бухгалтера. Насколько это известно, с августа 2016 года сотрудники Налоговой службы получили право проверять сведения компаний, указанные в ЕГРЮЛ, что дает им в руки несколько козырей против фирм, в той или иной мере нарушающих закон.

Сегодня мы расскажем нашим клиентам по услуге «1С 8 в облаке» о том, чем отличаются понятия «дача пояснений» и «допрос» в ИНФС, кто может принять участие в этом диалоге, о чем могут спрашивать, об особенностях беседы с фискальным органом для компаний, применяющих ОСНО и о многих других нюансах этого щепетильного вопроса.

На сегодняшний день мы работаем в достаточно «скользких» условиях, когда официальные органы заинтересованы в наших ошибках, в связи с чем, грамотно выстроенная линия защиты интересов компании станет хорошим подспорьем в сохранении бюджета коммерческой организации

Дача пояснений или допрос?

Разграничим для начала эти два понятия. Дача пояснений носит относительно «мягкий» характер. ИФНС направляет уведомление генеральному директору посетить Налоговую службу и объяснить ту или иную финансовую операцию, задать несколько вопросов о сданной отчетности 

В этом случае руководитель организации может самостоятельно посетить Налоговую инспекцию или же делегировать эту обязанность доверенному лицу, к примеру, главному бухгалтеру, юристу или же любому штатному сотруднику, располагающему сведениями о хозяйственной деятельности организации. Если по факту уведомления никто ИФНС не посетил, то на генерального директора налагается штраф в размере от 2000 до 4000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ)

Источник: https://dk-kupavna.com/otvetstvennost-za-neyavku-v-nalogovuyu-po-uvedomleniyu/

Свидетель в налоговом контроле

На практике часто случаются ситуации, когда работник сообщает работодателю о своём невыходе на работу, потому что его взывают в качестве свидетеля в рамках налогового контроля.

Как оформлять отсутствие на рабочем месте такого сотрудника? И кто будет оплачивать фактически не отработанное время сотруднику? Стоит ли ехать работнику на допрос в другой город, если в соседнем доме располагается местная налоговая, где, казалось бы, и можно провести допрос? Разберёмся с этими и другими вопросами.

В соответствии с п. 1 ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Налоговый кодекс чётко указывает основания, по которым физические лица могут отказаться от дачи показаний.

Это, прежде всего, неспособность в силу физиологических причин (малолетний возраст, психофизиологические недостатки) понимать и правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (пп. 1 п. 2 ст.

 90 НК РФ), а также факт обнаружения важных для налоговой проверки сведений в связи с исполнением лицом своих профессиональных обязанностей (профессиональная тайна), как, например, адвокаты и аудиторы (пп. 2 п. 2 ст. 90 НК РФ). Иных оснований для отказа в допросе свидетеля закон не содержит, в связи с чем отказаться от допроса сотрудник не может, например, по причине дальности проживания.

Однако закон предполагает возможность дачи показания по месту жительства сотрудника, если он (сотрудник) вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях (п. 4 ст. 90 НК РФ).

К последним, как показывает судебная практика, может относиться факт отбытия наказания в местах лишения свободы. Например, оспаривая незаконное, по мнению заявителя, решение, истец ссылался на нарушение п. 4 ст. 90 НК РФ, а именно на факт допроса лица не сотрудниками налоговой инспекции, а сотрудниками Управления Федеральной службы исполнения наказания России.

Суд определил этот довод несостоятельным, указав истцу, что в соответствии со ст. 36 НК РФ органы внутренних дел участвуют в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках по запросу налоговых органов. Оперуполномоченный допрашивал лицо на основании запроса налогового органа, что не нарушает вышеуказанную норму закона.

Аналогичная позиция содержится и в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2013 по делу № А41-5484/13. Интересен следующий момент: Девятый арбитражный апелляционный суд в своём Постановлении от 16.11.

2009 № 09АП-21614/2009-АК по делу № А40-45816/09-115-242 разъяснил следующее: пунктом 4 статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания: в случае если свидетель вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган; в других случаях по усмотрению должностного лица налогового органа. Под другими случаями понимаются любые иные случаи, по причине которых должностное лицо налогового органа может получить показания свидетеля по месту пребывания последнего. В этих случаях Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогового органа подтверждать каким-либо образом основания для проведения опроса вне налоговой инспекции. Тем самым возможность допроса свидетеля налоговым органом закреплена практикой максимально широко (где и когда угодно), тогда как изменение территории допроса свидетеля по его желанию практически невозможно, что ещё раз подтверждает обвинительный характер налогового контроля.

В соответствии со ст. 128 Налогового кодекса в случае неявки либо уклонения от явки по неуважительным причинам лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, лицо может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

При этом ответственность будет наступать каждый раз при каждой неявке на допрос в рамках одного и того же налогового правонарушения.

Так, согласно Постановлению Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2011 года по делу № А74-1519/2011 Арбитражного суда Республики Хакасия, предприниматель был повторно оштрафован в двукратном размере (2 000 рублей) за повторную неявку на допрос в рамках одного и того же налогового правонарушения.

Пытаясь признать данное решение незаконным, предприниматель, ссылаясь на положения ст. 108 НК РФ, указал в кассационной жалобе, что никто не может быть привлечён повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Однако суд посчитал, что положения ст.

 108 НК РФ в рассматриваемом случае соблюдаются, так как предприниматель, повторно не являясь на допрос, совершает новое налоговое преступление. При этом факт предыдущей неявки предпринимателя на допрос послужил обстоятельством, отягчающим ответственность в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, что и послужило основанием для двукратного штрафа.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа посчитал данную позицию суда законной и обоснованной (см. подробнее Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2012 по делу № А74-1519/2011). Таким образом, можно сделать следующий вывод: если свидетеля вызывают на допрос, то на него стоит явиться, даже если допрос состоится в другом городе. Факт оплаты штрафа за неявку на допрос не освобождает лицо от последующих вызовов на допрос в рамках того же налогового правонарушения.

Примечательно, что свидетель также может быть допрошен и вне рамок налогового контроля, но такие показания не всегда являются допустимыми доказательствами. В соответствии с письмом ФНС России от 23.04.

2014 № ЕД-4-2/79702, Налоговый Кодекс не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок, однако использование их в качестве доказательств совершённого налогоплательщиком правонарушения по уже завершённой налоговой проверке признаётся судами неправомерным, доказательства признаются недопустимыми в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается сложившейся судебной практикой Признаются допустимыми указанные доказательства только в случае принятия налоговым органом всех необходимых мер для их получения в пределах своих полномочий в рамках налоговой проверки. Эта позиция отражается в практике. Так, в рамках судебного разбирательства по делу № А51-13137/2007 Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил (см. подробнее Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009 по делу № А51-13137/2007), что показания свидетелей, опрошенных вне рамок выездной налоговой проверки, не могут быть приняты, в соответствии со статьей 68 АПК РФ, в качестве допустимых доказательств.

Теперь поговорим о том, как быть работодателю в данной ситуации.

Прежде всего, в соответствии со статьёй 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей в случаях, предусмотренных частью первой ст.

 170 ТК РФ, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определённом настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Тем самым за работником, который вызван на допрос в качестве свидетеля, как по основному месту работы, так и месту работы по совместительству, сохраняется место работы (должность). В соответствии с п. 3 ст.

 131 НК РФ за работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется на время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

Следовательно, за работниками, вызываемыми в качестве свидетелей, не сохраняется на время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по месту работы по совместительству. В соответствии со ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка) устанавливается единый порядок её исчисления (см. подробнее Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922). Таким образом, работнику по основному месту работу необходимо оплатить время отсутствия в соответствии с размером средней заработной платы, тогда как необходимость оплаты работнику времени отсутствия на месте работы по совместительству законодательством не предусмотрена.

Учитывая, что по своей правовой природе участие в качестве свидетеля в производстве действий по осуществлению налогового контроля является действиями по исполнению государственных обязанностей, то,как следует из формы табеля учёта рабочего времени и расчёта оплаты труда № Т-12, утверждённой Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, отсутствие сотрудника отражается в табеле цифровым кодом «23» или буквенным кодом «Г» (невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству).

В отношении компенсации расходов работника, связанных с его пребыванием по месту нахождения налогового органа, расположенного в другом городе, можно сказать следующее. В соответствии с положениями ст. 131 НК РФ выплаты свидетелям происходят по исполнении ими своих обязанностей и финансируются из средств федерального бюджета, соответственно, они не «лежат на плечах» работодателя.

Таким образом, при вызове сотрудника на допрос в рамках проведения налогового контроля, следует учитывать следующие рекомендации:

  1. Сотруднику необходимо явиться на допрос, даже если место допроса находится в другом городе. Факт оплаты штрафа за неявку на допрос не освобождает сотрудника от обязанности явиться на допрос при последующих вызовах в рамках того же налогового правонарушения.

  2. Работодатель сохраняет за работником место (должность) как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству на время допроса работника.

  3. За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется на время их отсутствия на основной работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата в размере среднего заработка, тогда как за работниками, вызываемыми в качестве свидетелей, не сохраняется на время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по месту работы по совместительству.

  4. Компенсация расходов работника происходит по выполнении им своих обязанностей, финансируется из средств федерального бюджета и не подлежит оплате работодателем.

Источник: https://www.top-personal.ru/lawissue.html?2493

Ответственность свидетеля за неявку на допрос в налоговый орган и отказ от дачи показаний (дачу ложных показаний)

1. Неявка свидетеля на допрос в налоговый орган  без уважительных причин, может повлечь взыскание штрафа в размере тысячи рублей. 

Перечень уважительных причин для неявки на допрос, в НК не названы. Как правило,  к таким причинам могут быть отнесены: болезнь, тяжелое стечение личных обстоятельств, командировка, неполучение повестки и т.д. 

Необходимо иметь в виду, что каждый раз, не являясь либо уклоняясь от явки без уважительных причин, лицо, привлеченное в качестве свидетеля,  совершает новое (а не повторное)  налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена в виде штрафа в размере тысячи рублей. 

Право налогового органа вызывать лицо в качестве свидетеля ничем не ограничено, таким образом, налоговый орган может вызывать одно и тоже лицо в качестве свидетеля (и оштрафовать за неявку) неограниченное количество раз. 

Кроме того,  неявка в качестве свидетеля после вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за аналогичное правонарушение, может быть истолковано, как грубое (увеличение штрафа в 2 раза – до двух тысяч рублей). 

Привлечение к ответственности (штрафу) за неявку свидетеля  возможно только при наличии двух условий:

– у налогового органа  есть документальное подтверждение получения повестки свидетелем;

– отсутствуют уважительные причины для неявки.

 2. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, либо дача заведомо ложных показаний может повлечь взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

Свидетель имеет право законно отказаться от дачи показаний в случае, если ему предлагают давать показания против самого себя, своего супруга и  близких родственников, либо в случае, если его показания составляют профессиональную тайну (адвокатскую, аудиторскую, врачебную, религиозную). 

Привлечение к ответственности (штрафу) за отказ от дачи показаний либо дачу заведомо ложных показаний возможно при условии, что свидетеля перед допросом, под роспись, предупредили об ответственности за отказ (уклонение) от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. 

3. Уголовная ответственность свидетеля за дачу заведомо ложных показаний в рамках налоговой проверки не предусмотрена. За дачу заведомо ложных показаний свидетеля возможно привлечь к уголовной ответственности только в том случае, когда свидетель дает свои показания по делу о налоговом преступлении  в суде или при проведении уголовного расследования по налоговому преступлению.

  • Камеральная проверка           Порядок проведения камеральной проверки регулируется статьей 88 НК РФ. Данный вид  проверок проводится без какого-либо специального решения в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, а декларации по НДС – 2…Подробнее…
  • Требование о представлении документов при камеральной проверке           При проведении камеральной налоговой проверки инспекция вправе истребовать документы и информацию у проверяемого лица. Для истребования документов используется  утвержденная приказом  ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@…Подробнее…
  • Пояснения в налоговую инспекцию           Налогоплательщик представляет пояснения в налоговую инспекцию по собственной инициативе или  по запросу.           По инициативе налогоплательщика  пояснения в инспекцию предоставляются чтобы снять возможные вопросы инспекторов о причинах заявленных…Подробнее…
  • Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган Решение о привлечении к ответственности по итогам налоговой проверки вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения проверяемой организации.           Если до наступления срока вступления в силу данного решения…Подробнее…
  • Адрес организации для налогового контроля Если при налоговой проверке выясняется, что проверяемая организация осуществляла хозяйственные операции с «проблемными» контрагентами-однодневками, перед контролерами  встает вопрос: проверяемая организация…Подробнее…
  • Работодатель может не начислять страховые взносы на сумму прощеного займа своему сотруднику Организация, выдавшая займ своему сотруднику, может полностью или частично простить задолженность  по займу, включая проценты по нему.  Сумма прощеного долга сотруднику не облагается страховыми взносами, но…Подробнее…
  • Малые предприятия могут сэкономить на оплате кадровику или аутсорсинговой компании за ведение кадрового документооборота. В соответствии с ТК РФ, организации и ИП – работодатели обязаны разрабатывать и утверждать локальные нормативные акты по вопросам регулирования трудовых отношений: правила внутреннего трудового…Подробнее…
  • Как налоговый орган доказывает наличие связей проверяемой организации непосредственно с иностранными поставщиками товара Налоговый орган провел выездную налоговую проверку дистрибьютора импортной бытовой техники ООО «К», г.Москва. Основные усилия налоговой инспекции были направлены на доказательство того, что ООО «К»…Подробнее…
  • Вкладывать средства в обучение своих сотрудников стало выгодно и безопасно. Работодатель может взыскать с увольняющегося сотрудника средства за обучение, даже если ученический договор не заключался. Работодатель может направить на обучение (повышение квалификации)  сотрудника за счет собственных средств.  При этом, в соответствии  со ст.198 ТК РФ,  с работником можно заключить ученический договор, предоставляющий  гарантии…Подробнее…
  • Работодателю выгодно оказать помощь своему сотруднику, компенсируя проценты по кредитам на приобретение или строительство жилого помещения Работодатель (организация или индивидуальный предприниматель), может оказать помощь своим сотрудникам в виде возмещения им  затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или)…Подробнее…

Источник: https://enexfin.ru/novost/396-otvetstvennost-svidetelya-za-neyavku-na-dopros-v-nalogovyj-organ-i-otkaz-ot-dachi-pokazanij-dachu-lozhnykh-pokazanij

Если вызывает на допрос налоговый орган — 12 советов от юриста — Право на vc.ru

Советник и адвокат юридического бюро DS Law Денис Зайцев о порядке действий до, во время и после беседы с инспектором.

Денис Зайцев

Статистика ФНС и Верховного суда уже какой год рапортует о росте доначислений по результатам налоговых проверок.

Количество контрольных мероприятий уменьшается (в 2016 году проведено 26 тысяч проверок — на 15% меньше показателя предыдущего года), а их результативность растет: по сравнению с 2015 годом по результатам налоговых проверок в бюджет поступило на 103 млрд рублей больше, на 54% вырос средний «ценник» проверки, с 44% до 82% за пять лет увеличился процент решений, принятых в пользу налоговых органов.

При этом один из самых действенных механизмов в выявлении недоимки, который может перечеркнуть все старания собственника бизнеса, привлеченных консультантов и все бумажные доказательства, — это допрос.

Допрашивают топ-менеджеров и собственников, текущий персонал и уволенных сотрудников, руководство и сотрудников контрагентов. Нередко почву для доначислений дают не «отказные» свидетельства и «доносы» обиженных контрагентов и бывших работников, а вполне лояльные бизнесу показания.

1. Убедитесь, что это именно вызов на допрос

Часто сотрудники налогового органа звонят по телефону и высылают приглашения с целью «просто пообщаться». В таких приглашениях часто указывается «просим явиться» и тому подобное.

Здесь следует отметить: единственное основание для приглашения — повестка о вызове на допрос, оформленная в виде официального документа за подписью руководителя и с печатью инспекции со строгим требованием явиться для дачи показаний в качестве свидетеля. От всех остальных приглашений можно отказаться, ответственность за такую «неявку» не наступит.

Также нередко сотрудники инспекции пугают принудительным приводом в случае неявки. Это не так. Налоговый орган вызывает на допрос только в рамках Налогового кодекса, который такой процедуры, как привод, или иной похожей меры не содержит. Привод возможен только в рамках дела об административном правонарушении, о котором вас обязаны предварительно уведомить.

2. Оцените, стоит ли вообще идти

Даже если вызвали по всем правилам, решение, идти или нет, остаётся за вами. Цена вопроса — штраф в 1000 рублей. Такое решение принимается, как правило, с учетом того, понимаете ли вы цель вызова, готовы ли вы ответить на все вопросы, как такие ответы могут повлиять на вас или, к примеру, на ваших деловых партнеров и допустимы ли такие последствия.

3. Уточните цель вызова

В повестке о вызове на допрос в качестве свидетеля должна быть указана причина вызова. Так вы поймете, для чего вас вызывают и о чём возможно будут спрашивать. Чаще всего вызывают, чтобы получить показания в отношении вас самих как налогоплательщика (организации, акциями или долями которой вы владеете), либо в отношении ваших контрагентов.

Также вызывают работников организации, реже — бывших сотрудников для дачи «уличающих» показаний. Если цель непонятна, вы можете позвонить исполнителю (обычно указывается в повестке) или написать письменное обращение. Не получив вразумительного ответа, можете смело возвращаться ко второй рекомендации.

4. Соберите документы по предмету допроса

Если цель вызова ясна, соберите документы по предмету допроса. Эту рекомендацию практически никто не выполняет. И напрасно: ведь на самом допросе документы под рукой помогут точнее вспомнить обстоятельства дела, дать более корректный ответ.

Это поспособствует тому, что вас повторно не вызовут на допрос (а это случается достаточно часто), а также не позволит инспектору додумать что-то за вас. Так, налоговые органы могут сознательно использовать прием по дискредитации показаний в случае, когда вы не можете дать ответ на совершенно очевидный вопрос.

К примеру, отвечая на вопросы вроде «известен ли Вам Иванов Иван Иванович», «подписывали ли Вы документы?» фразами «нет» или «не помню», вы даете налоговому органу шанс заявить о недействительности таких отношений, о создании фиктивного документооборота.

Подобный аргумент может позволить налоговому органу как исключить расходы для целей налогообложения для вашей организации, так и сделать то же самое для вашего контрагента.

5. Согласуйте время визита в инспекцию

Если назначенное для вызова время вас не устраивает, вы можете попросить о переносе. Причина неявки в назначенное время должна быть объяснена, но прикладывать подтверждающие документы не обязательно.

При этом новое время для вызова строго формально должно сообщаться самостоятельно повесткой — её при вашем благосклонном отношении могут вручить непосредственно в инспекции. Однако вы можете потребовать предъявления такой повестки по установленному порядку (почтой, по месту жительства).

6. Определитесь, нужно ли брать с собой юриста

Ответ на вопрос о возможности или целесообразности участия юриста на допросе в рамках Налогового кодекса достаточно неоднозначный. Закон прямо не предусматривает, но и не запрещает пользоваться услугами юриста в налоговых правоотношениях.

При этом совершенно точно юрист не может пойти на допрос вместо самого свидетеля, так как здесь важна именно личность вызываемого. По этой же логике юрист не может отвечать вместо свидетеля, но может перед каждой репликой давать слышные только свидетелю советы по каждому из ответов.

Закон не предусматривает и четкой процедуры проведения допроса, что опять же не запрещает представителю свидетеля делать замечания на протоколе от имени своего доверителя (тем более что такая графа в протоколе допроса предусмотрена), а также иным образом защищать его интересы (например, уточняя вопросы сотрудников инспекции, их применимость к цели вызова и тому подобное).

Однако наличие юриста при всей очевидной пользе может сыграть злую шутку:

  • Это может привлечь больший интерес к свидетелю или к предмету допроса.
  • Всё сказанное свидетелем в присутствии представителя (в том числе в интерпретации налогового органа) будет восприниматься как аргумент, имеющий большую доказательственную силу (как «прошедший через юриста»).

Юриста также не стоить брать с собой, если предмет допроса не соответствует уровню ответственности. К примеру, если вызывают, чтобы получить пояснения по контрагенту, с которым заключен договор на незначительную сумму.

Если для этого дела вы приглашаете с собой юриста или адвоката, это может означать, что вы не уверены или даже испытываете страх перед чем-то. Поэтому присутствие юриста в такой ситуации может привлечь больший интерес к свидетелю или к предмету допроса.

Если вы всё-таки приняли решение о привлечении представителя, сделайте следующее: уведомите налоговую о том, что прибудете с представителем, сообщив его ФИО и паспортные данные для пропуска; оформите на представителя нотариальную доверенность (даже если вас вызывают как руководителя организации, который во всех остальных случаях вправе действовать без доверенности).

7. Старайтесь отвечать строго на заданные вопросы

Здесь поможет использование наиболее коротких фраз. Избегайте оценочных суждений, предположений. Если что-то непонятно — задавайте инспектору уточняющие вопросы. Держите в памяти причину вызова и помните: на вопросы, не относящиеся к предмету вызова, вы вправе не отвечать.

Завершайте свою мысль. Ответы «не помню», «не знаю» лучше не использовать. Вместо этого старайтесь использовать предложения «не знаю, так как это не входит в мои должностные обязанности» или «не могу пояснить, у меня нет перед собой необходимых документов».

9. Используйте свои права правильно

Да, вы вправе воспользоваться 51 статьей Конституции РФ и не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников. Однако это право нельзя использовать повсеместно и по любому поводу.

К примеру, если вас вызвали для допроса в качестве руководителя организации-налогоплательщика и спрашивают про взаимоотношения с контрагентами, которые никак с вами не связаны, пользоваться 51 статьей весьма неуместно.

С другой стороны, если при ответе на вопросы вы каким-либо образом способствуете формированию налоговой претензии, которая может быть ретранслирована на вас лично как на руководителя организации — тогда смело ссылайтесь на Конституцию РФ.

10. Не забудьте про протокол

После того, как вопросы у инспектора закончились, не спешите расслабляться, так как далее следует не менее ответственная часть допроса — оформление протокола. Перед тем, как подписать протокол, проверьте текст ваших показаний на предмет правильности и полноты. При необходимости требуйте внести дополнения или изменения.

Подписывайте протокол только в тех местах, на которые укажет сотрудник налогового органа. Не уточняйте, «где ещё нужно подписать».

Важно: получите собственный экземпляр протокола допроса. В некоторых случаях, например, если вас вызвали в качестве руководителя организации-налогоплательщика, протокол допроса не предоставляется. Так у вас на руках останется подтверждение посещения налогового органа.

11. Всё сказанное можно уточнить

Бывает так, что сказанное вами и записанное в протоколе искажается в изложении налоговым органом. Чтобы устранить недопонимание, лицо, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля, может попросить вас пояснить, что означают эти показания. Не отказывайте в такой просьбе — предоставьте письменные пояснение о том, что имелось в виду на самом деле.

12. Проявите вежливость к контрагентам

Если вас вызвали на допрос по делам вашего контрагента, постарайтесь связаться с представителями контрагента и сообщите о проведенном мероприятии. Это поспособствует налаживанию доверительных связей с вашим контрагентом и создаст позитивную практику b2b-поддержки.

Источник: https://vc.ru/legal/25242-tax-audit-12-tips

Последствия неявки в налоговую для дачи пояснений

Чем грозит налогоплательщику неявка в налоговый орган для дачи пояснений – читайте в статье.

Вопрос:В уведомлении о вызове в налоговый орган налогоплательщика указано, что он вызывается ” для дачи пояснений по вопросам легализации объектов налогообложения (Задолженность по страховым взносам)”.

Какие последствия могут наступить при неявке налогоплательщика в налоговый орган по такому уведомлению по причине неверной формулировки (имеющаяся задолженность по страховым взносам по нашему мнению никак не относится к термину “легализация объектов налогообложения”)? 

Ответ:Лучше все-таки посетить налоговую, даже если Вы не согласны с формулировкой причины вызова. Возможно, это опечатка.

За неявку по вызову для дачи пояснений руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа на сумму от 2000 до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Поэтому директору Вашей организации (либо представителю с доверенностью) лучше прийти в инспекцию в срок, указанный в уведомлении о вызове.

Обоснование

Дача пояснения ИФНС. Что это может означать и есть ли право у налоговиков вызывать по этому вопросу в 2017 году?

«Нам пришло уведомление в 2017 году о вызове директора в налоговую для дачи пояснений по вопросам ведения финансово-хозяйственной деятельности организации в 2014 году. Что это может означать и есть ли право у налоговиков вызывать по этому вопросу в 2017 году? Как нам следует поступить?

У налоговой инспекции есть такое право.

Налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (пп.4 п.1 ст. 31 НК РФ).

Налоговый контроль налоговыми органами проводится не только посредством проверок, но и посредством получения пояснений налогоплательщиков, налоговых агентов.

Нормами налогового кодекса не установлено ограничений по периоду времени, в отношении которого налогоплательщик может быть вызван в налоговый орган для дачи пояснений.

Нужно обратить внимание, что положение пп.4 п.1 ст. 31 НК РФ дает налоговым органам право вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений на основании письменного уведомления, но не содержит требований о том, что соответствующие пояснения (как и уведомление) должны быть представлены налогоплательщиком исключительно в письменном виде.

За неявку по вызову руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности.

По заявлению инспекции суд может вынести предупреждение или оштрафовать руководителя на сумму от 2000 до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Поэтому директору (либо другому представителю организации с доверенностью от организации) нужно прийти в инспекцию в срок, указанный в уведомлении о вызове.

Обоснование

1. Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@
О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками

2. Вызов налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений

2.1. Налоговые органы на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений:

в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;

в связи с налоговой проверкой;

в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@.

2.2. Вызов налогоплательщиков может осуществляться в следующих случаях (но ими не ограничивается):

1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы. Сведения, включаемые в Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в этом случае приведены методических рекомендациях ФНС России по данному вопросу;

 Настоящие рекомендации не распространяются на работу комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы. Приведено справочно.

2) если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (пункт 3 статьи 88 Кодекса). Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения, указываемые при заполнении Сообщения (с требованием представления пояснений) согласно рекомендациям ФНС России о проведении камеральных налоговых проверок (письмо от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@), а также требование о явке налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений;

3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, акт налоговой проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, иные документы). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документом и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;

 Настоящие рекомендации не распространяются на процедуру привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, но под иными документами могут также пониматься документы, принимаемые в рамках и по результатам данной процедуры. Приведено справочно.

4) в иных случаях.

2.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.

4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

2. Налоговый кодекс РФ
Часть первая

Статья 31. Права налоговых органов

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

Статья 82. Общие положения о налоговом контроле

1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
Особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга устанавливаются разделом V_2 настоящего Кодекса».

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг.

Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг.

Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Главбух»

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/223784-posledstviya-neyavki-v-nalogovuyu-dlya-dachi-poyasneniy