– Как отличить электрика от водопроводчика?
– Водопроводчик крутит гайки газовым ключом, а электрик – пассатижами.
Народная мудрость
Присматриваясь к работе слесарей в мотомастерских, порой поражаешься, сколько проблем приходится им решать! Вместо того чтобы просто их не создавать… Вот понадобилось открутить болт с внутренним шестигранником (звездочкой).
Человек в комбезе берет покореженный китайский ключ из неизвестного набора, кое-как прилаживает его к болту и, ударяя по ключу молотком, пытается стронуть крепеж. Ключ пружинит, сворачивается, срывается, сминая кромки болта.
И только когда крепеж почти окончательно испорчен, выясняется, что в ящике верстака есть хороший набор инструмента, с битами нужного размера, и если болт к тому же почистить от грязи (чтобы шестигранник вошел как полагается), он откручивается с первого раза безо всякого молотка.
Почему у нас так любят работать покореженным, дешевым инструментом, а дорогой и хороший держат в загашнике «на черный день»? Наверное, берегут. И неспроста: посмотрите, сколько валяется в ящиках сломанных головок, заточенных, как холодное оружие, отверток, раскрытых рожковых ключей!
Конечно, если ключ «пластилиновый», то долго он не продержится. Но зачем же его покупать? Здоровье дороже! Ведь сорвавшийся ключ – полбеды. Хуже, что он срывается вместе с рукой, которая его держит.
В хорошем наборе обычно найдется немало укромных местечек для дополнительных «тулзов» – обычно удлинителей и переходников.
Итак, правило первое: всегда используйте лучший инструмент из того, что у вас имеется. А чтобы он служил долго – правило второе: используйте по назначению. Вот на этом остановимся подробнее. Пожалуй, самая распространенная ошибка любителя – использование рожкового ключа там, где можно взять кольцевой (накидной) или головку.
Отчасти любовь к рожковым ключам подогревали (и делают это до сих пор) производители техники, комплектуя ими штатный набор инструмента. Главное их преимущество – компактность. Но во-первых, большое усилие этим ключом не создашь. А во-вторых, когда губки начинают расходиться, они «слизывают» грани гайки, и потом открутить ее будет куда сложнее.
Но иногда без него не обойтись – например чтобы придержать гайку крепления зеркала. Да и вообще там, где усилие невелико, он вполне уместен. А вот для ответственных соединений, где использовать накидной ключ или головку мешает трубка или провод, есть специальные разрезные ключи (со стяжным винтом или без него) и даже раскрывающиеся, – но по передаваемому усилию до кольцевых им далеко.
Сегодня в наборах и в розницу продают комбинированные ключи – рожковый с одной стороны, накидной – с другой. Хороший вариант, тем более что на рожок еще можно надеть трубчатый удлинитель.
По технике безопасности это, конечно, недопустимо.
Но если удлинитель надевается достаточно плотно и на правильный (по направлению) зуб и металл ключа хороший, то это позволяет лучше контролировать усилие (из-за большего плеча) и обезопасить руки (по той же причине).
Наборы инструмента грубо можно поделить на две больших категории: «от скуки на все руки» и «тематические». Первые включают всего понемногу – от молотка и пассатижей до ключей и отверток. Вторые – с узкой специализацией, но широкими возможностями – «для тех, кто понимает».
Главное, не тянуть со всей дури и не наклоняться к ключу. Вторая ошибка, которую допускают и многие «сервисмены» – использование трещотки для силовых операций.
Да, трещоточный ключ удобен, это самый ходовой инструмент, но прочность его механизма – даже у самых титулованных моделей – все равно ниже, чем у стального прута.
Поэтому не стоит лениться, и, чтобы стронуть с места закисший крепеж, лучше взять прочный вороток и хороший удлинитель.
Третья ошибка – неподходящий размер инструмента. В основном это относится опять же к трещоткам и вороткам.
Самый ходовой размер присоединительного квадрата, безусловно, ½ дюйма: под него выпускают головки от 10 до 34 мм и более, а также различные спецключи и съемники (масляного фильтра и т.п.).
При прочих равных головки для ударного инструмента прочнее (они обычно черного цвета – с воронением).
Но в моей практике был случай, когда головка «на 17» именитого бренда лопнула при попытке отвернуть закисший намертво болт.
(К счастью, инструмент был с пожизненной гарантией, и головку заменили – конечно, не разгадав мой секрет – полутораметровый удлинитель ключа.
) Но этот случай – иллюстрация редкой ситуации, поскольку уже от 19 мм (а у некоторых фирм – от 18 мм) головки выпускаются под более «силовой» квадрат ¾ дюйма, да и сами они толще и прочнее.
У хорошего механика такие головки и воротки должны обязательно быть. Особенно удобен вороток, поворачивающийся на оси: стронув крепеж, им можно вывернуть его почти так же быстро, как трещоткой. Вообще же ходовых размеров – четыре: ¼, ⅜, ½ и ¾ дюйма, причем первые три (вместе с нужными удлинителями) входят во многие наборы инструмента.
Залог аккуратности – чистота. Грязный инструмент и быстрее портится, и хуже работает. Поэтому сразу после работы протирайте все ключи и отвертки масляной ветошью.
А вот с переходниками в наборах хуже. Стоят они недорого, а нужны бывают часто. Причем не только с большего на меньший (например чтобы отвернуть мелкий винт большим ключом), но и наоборот (к примеру когда нужен тонкий удлинитель из-за ограниченного места). Иногда переходники можно использовать и в качестве коротких удлинителей.
Полезно приобрести к набору и дополнительные шарниры (обычные «карданы» там уже, как правило, есть). Очень удобны так называемые качающиеся шарниры – фактически обычные присоединительные квадраты со слегка скругленными гранями.
Угол отклонения у них небольшой, но в отличие от «кардана» они не складываются и не перекручиваются (то есть ключ на гайку надевается легче)и передают усилие практически без потерь.
(Замечу, что принцип качающегося шарнира реализован во многих наборах внутренних шестигранников, заканчивающихся «граненой сферой».)
Значительно реже бывают полезны гибкие удлинители (в основном небольшого диаметра, под ¼ дюйма). Шарниры и трещотки бывают и в накидных ключах.
Причем трещотка – это действительно удобно, особенно если приходится работать в стесненных условиях, когда перехватить пальцами ключ трудно. Тут главное – легкость обратного хода механизма.
Именно большим усилием возврата и грешат дешевые изделия. А это сводит на нет все преимущества ключа.
При «силовых» операциях всегда следите за траекторией возможного отскока инструмента и сохраняйте равновесие. Безопаснее тянуть ключ, чем нажимать на него, особенно вблизи других деталей. А то и мотоцикл можно уронить!
Шарнир же в плоских ключах на практике используется редко, но он не менее прочен, чем трещотка, поэтому если есть возможность приобрести набор ключей с шарниром и трещоткой – он пригодится.
Сегодня все больше появляется всевозможных комбинаций инженерных решений.
Например, рожковый или раздвижной «шведский» ключ с обратным ходом, ключ, заполненный роликами и принимающий форму гайки – хоть самой хитрой, две разнонаправленные трещотки в одном кольце и т.п. (некоторые из них – на фото).
Нужен ли тот или иной девайс, зависит от того, где и для чего его использовать. Например, переключение направления на кольцевой трещотке не влияет на основной функционал, но ускоряет работу.
Для личных нужд – опция лишняя, на потоке – пригодится. Или же «шведский» ключ с дополнительными шестигранными отверстиями – в мастерской они не нужны, а в походе, где инструментов немного, – могут быть полезны.
А правильно воспользоваться всем этим инструментарием поможет наша памятка.
10 советов как открутить крепеж
1.Тщательно отчистите крепеж от грязи. При необходимости используйте шило или остро заточенный нож. Нередко грязь скрывает истинный размер крепежа…
2. Не жалейте проникающей смазки. Пусть она хорошенько пропитает соединение. Чем меньше на нем осталось грязи, тем быстрее смазка доберется до резьбы.
3.Пользуйтесь только исправным инструментом, всегда надевайте (вставляйте) его полностью. Если есть люфт, ищите причину. Возможно, вы пытаетесь использовать метрический ключ на дюймовой детали (или наоборот) или деталь повреждена.
4. Если гайка (болт) уже со смятыми гранями, не применяйте больших усилий. Можно по пробовать спилить наволоченный на грани металл или даже спилить сами грани под ближайший размер хорошего ключа (можно дюймового, или же как на фото на с. 83). Или перейти к п. 7.
5.Держите головку строго по оси болта (накидной ключ – перпендикулярно оси), при необходимости используйте удлинитель с дополнительной опорой.
6. По возможности выбирайте самый лучший ключ, желательно головку с наибольшим присоединительным размером и удлинителем.
7.Если крепеж не поддается, постучите тяжелым молотком вдоль оси (по головке болта). Не рекомендуется делать (или делать очень осторожно) на тонкостенных алюминиевых деталях (картеры), валах, консольных креплениях и т.п. Можно также попробовать напрягать ключ и на затяжку – иногда это помогает снять напряжение.
8.Если детали позволяют (рядом нет нужных сальников, пыльников, проводов и т.п.), нагрейте крепеж промышленным феном или горелкой. Температура – 100-150 °С. Нагревать желательно болт, но не деталь, в которую он вкручен.
9. «Упрямую» гайку проще разрезать.
«Болгаркой» спиливаем одну грань почти до резьбы (она проявляется по потемнению перегретого металла), после чего она часто откручивается обычным ключом, особенно если ее смочить жидкой смазкой (керосином).
Если диаметр велик, можно помочь зубилом – только не забудьте под другую сторону гайки подставить металлический упор, чтобы не погнуть болт (шпильку).
10.Иногда лучше оставить закисший крепеж напоследок. Когда все остальные точки освобождены, часть напряжений снимается.
Набор бит самых ходовых размеров. Толстый держатель ограничивает «жизненное пространство», зато позволяет прикладывать большие усилия.
Короткая резиновая петля из автомобильной камеры позволяет не
бояться, что ключ провалится в недра агрегата, и всегда иметь его
под рукой. Положите ее в набор!
Этот «бантик» не надругательство слесарей над ключом, а задумка конструкторов: так ключ меньше врезается в руку при работе.
У этого ключа направление трещоток можно переключать.
Хороший комбинированный ключ с мелкой трещоткой с легким ходом.
Рожковая часть этого комбинированного ключа позволяет орудовать ей как трещоткой – на обратном ходе ключ обегает гайку (головку болта).
На первый взгляд обычный комбинированный ключ на самом деле способен справиться даже с немного поврежденными гайками: его рожковая часть – с вырезами напротив ребер и с зубчиками для лучшего сцепления с гранями.
Разрезной накидной ключ, да еще с шарниром – редкая вещь. Для трубок и проводов – незаменима.
Двойная трещотка позволяет менять направление вращения, просто передвинув ключ по гайке. Хотя передаваемое усилие у «полномерной» трещотки, конечно, выше.
Переходники на другой размер – вещь необходимая.
Обычный вороток из набора на ½ дюйма и очень удобный поворотный на ¾.
Полусферическая головка шестигранника – ключ и шарнир «в одном флаконе».
Закругления на конце удлинителя позволяют ему работать как шарнир.
Гибкий удлинитель должен быть достаточно жестким.
Коротенькая трещотка (½ дюйма) незаменима в тесноте.
Есть и отдельные трещоточные головки – под квадрат.
Компактность трещоточной головки – большой плюс при прочих равных.
Поворотная головка – накидной ключ.
Это специальная головка для откручивания «слизанного» крепежа: ее плотно забивают прямо на проблемную деталь. Держит крепко!
Вставка и головка…
…превращают накидной ключ с трещоткой в торцевой.
А этому ключу добавили универсальности. И правда: что ручке зря пропадать!
Этот «шведский» ключ способен переключаться в режим обратного проскальзывания, по типу трещотки: губки раздвигаются при смене направления усилия. Редкая опция.
Источник: https://moto-magazine.ru/service/workshop/na-khitruyu-gayku/
Содержание
Где купить красивый брелок на ключи в Украине?
В современном мире немало внимания уделяется различным повседневным аксессуарам.
Одним из них стал брелок на ключи, который можно без труда найти у каждого человека.
Практика показывает, что люди уделяют не так уж много внимания при покупке брелока, однако в будущем подобная неосмотрительность может привести к некоторым трудностям.
Особенно тщательно следует выбирать брелок в том случае, если планируется использовать его ежедневно. При выборе подходящей модели следует уделять внимание:
- его функциональности;
- весу, размерам и прочим габаритам;
- внешнему виду.
К сожалению, не всегда можно найти брелок на ключи, который полностью удовлетворял бы всем пожеланиям. В таком случае рекомендуется отказаться от покупки в обычных магазинах и ознакомиться с ассортиментом в интернете. Будьте уверены, что таким образом вы гарантированно найдете подходящий вариант!
Можно ли обойтись стандартным брелоком?
Многие люди считают, что красивый брелок на ключи — это банальность и ненужная трата денежных средств, так как необходимый набор ключей можно носить и на обычном кольце. Подобный подход возможен, однако он скрывает в себе ряд недостатков:
- связка ключей имеет неаккуратный внешний вид;
- ключи часто могут теряться;
- владелец путает ключи друг с другом;
- при утере брелока не будет никаких опознавательных знаков.
Таким образом, следует более тщательно относиться к такой покупке. Кроме того, владелец будет каждый раз ощущать приятные эмоции от обладания интересным и нестандартным брелоком. Будьте уверены, что подобные преимущества многократно окупят возможные финансовые затраты!
В обычных магазинах часто можно найти брелок на ключи, который крайне непрочен. Подобные изделия и вовсе недопустимо покупать, так как в будущем оно может сломаться или прийти в негодность. В таком случае возникает риск потери ключей или повреждения одежды, окружающих предметов и т. п.
Как можно отметить, красивый брелок на ключи — это не просто желание как-либо выделиться, но и возможность более комфортно и безопасно хранить ключи. Будьте уверены, что вы оцените все преимущества от факта обладания действительно качественным аксессуаром!
Актуальность брелоков ручной работы
Нередко в сети интернет можно встретить рекомендации и даже пошаговые инструкции, с помощью которых возможно сделать красивый брелок на ключи своими руками. Подобный вариант нередко воплощается в жизнь, однако вряд ли он подойдет для каждого.
Одной из наиболее важных проблем становится тот факт, что для изготовления требуемого брелока вы потратите часы личного времени. Практика показывает, что гораздо дешевле и проще приобрести подходящий вариант в интернет-магазине.
Более того, следует помнить, что вряд ли удастся с первого раза воплотить вашу затею в реальность. В таком случае вы также потратите немало денежных средств, чтобы получить удовлетворительный результат.
Из-за вышеупомянутых причин рекомендуется купить брелок на ключи в интернет-магазине согласно вашим пожеланиям и требованиям. Так, например, при выборе вы можете определиться с:
- необходимым материалом (металл, дерево, пластик и т. п.);
- дизайном изделия;
- желаемыми размерами.
Будьте уверены, что выбор брелоков огромен, поэтому каждый желающий подберет для себя подходящий вариант. В интернет-магазине всегда есть возможность воспользоваться автоматическим фильтром, чтобы сэкономить свое время. Всего за несколько минут вы найдете именно тот вариант, который полностью удовлетворит вас.
Не забывайте, что каждая позиция имеет полноразмерные фотографии, на которых заметна каждая деталь. Именно по этой причине вы не будете разочарованы после получения, так как сможете полностью изучить изделие до заказа. Сотни людей уже успели приобрести красивые брелоки для ключей, которые продолжают их радовать изо дня в день.
Особенности брелоков в разной ценовой категории
В профильных магазинах можно найти брелоки по различной цене: от нескольких десятков до сотен гривен, что вызывает большое количество вопросов у потенциальных покупателей. Многим из них кажется, что единственным объяснением подобного разброса цен становится лишь жадность продавцов, однако на самом деле это не так.
Главной причиной, по которой брелок на ключи может стоить дорого, является качество его выполнения. Так, например, частыми проблемами более дешевых вариантов становятся:
- полная поломка брелока и появление осколков;
- выцветание или исчезновение краски;
- ухудшение внешнего вида брелока через несколько недель после начала эксплуатации.
Именно по этой причине покупатели и относятся к данным аксессуарам как к расходному материалу, который потребуется заменить уже через несколько месяцев.
Практика показывает, что более дорогие модели могут служить годами, поэтому не следует экономить на таких «банальных» вещах. В том случае, если вы будете ежемесячно менять дешевый брелок, вы потратите гораздо больше денежных средств. Хватит тратить свои деньги впустую — успейте купить красивый брелок на ключи, который прослужит много лет!
Помните, что дешевые брелоки могут не только прийти в негодность, но и испортить вашу одежду. Выбирайте более качественные изделия, чтобы не допустить неблагоприятных последствий!
Красивый брелок — отличный подарок для каждого!
Нередко мы сталкиваемся с необходимостью преподнести друзьям, коллегам или просто знакомым людям интересный подарок. Сделать это бывает достаточно непросто, так как действительно интересных и необычных подарков не так уж и много.
Красивый брелок на ключи становится приятной неожиданностью, так как он способен по-настоящему удивить каждого человека. Благодаря необычному внешнему виду и высокому качеству он будет дарить положительные эмоции долгие годы.
Вариантов дизайна действительно много. Можно найти брелоки с:
- символикой различных автобрендов;
- в виде оружия или транспортных средств;
- в виде мотошлемов или аксессуаров.
Вариантов действительно много, поэтому можно найти подарок в соответствии с интересами и пожеланиями одаряемого. Благодаря возможности выбора непосредственно на сайте интернет-магазина вы сэкономите часы личного времени и собственные физические силы.
Не забывайте, что сегодня доставка из интернет-магазина в Украине занимает не более 2—3 рабочих дней, поэтому желаемый аксессуар будет у вас вовремя. Больше нет никакой необходимости заказывать действительно интересные и качественные вещи у иностранных компаний.
В случае необходимости вы всегда можете получить персональную консультацию у представителей интернет-магазина, чтобы разобраться во всех особенностях представленных изделий. Всего за несколько минут вы получите ответы на все интересующие вопросы, чтобы разобраться, какой вариант брелока подойдет вам лучше всего!
В целом брелок на ключи — это аксессуар, который будет полезен каждому. Его можно и нужно использовать в различных условиях. Покупка действительно качественного варианта не разочарует вас, но поможет навсегда забыть о проблемах хранения и использования больших связок ключей.
Источник: https://motodvk.com.ua/stati/gde-kupit-krasivyj-brelok-na-kljuchi/
« Мотоциклы Уссурийск
О МОТОЦИКЛАХ Мир мотоциклов – мир незабываемых ощущений и высоких скоростей. Ни одно другое средство передвижения не может привнести в повседневность столь яркие ощущения, как мотоцикл.
Только на нем можно ощутить ветер, обдувающий Ваше лицо, несущуюся дорогу в полуметре от Ваших ног, природу, которая совсем рядом, а не за стеклом автомобиля. Поворот ключа – и повседневность с ее заботами остается позади. Единожды прокатившись на мотоцикле, забыть или отказаться от этого ощущения просто невозможно.
Искатели новых острых ощущений прыгают с парашютом, катаются на сноубордах и водных лыжах, гоняют на спортивных автомобилях и покоряют горные вершины.
Но те, кто попробовал мотоцикл, всегда, как бы между делом, признаются: ничто не может сравниться с вечерним “прохватом”, когда летнее солнце жарит уже не так сильно, но еще освещает дорогу впереди.
Размеренная езда на чопперах в составе веселой, шумной тусовки, гонки на ярких спортбайках по свободному ночному шоссе, покорение лесных троп и полей на эндуро или городской слалом среди неповоротливых джипов на стритфайтере – каждый выбирает то, что ему по душе.
Можно услышать вопрос, – “Что такое спортбайк, классика, чопперы, эндуро в конце концов? И чем они друг от друга отличаются?”
Классификация мотоциклов
Все мотоциклы можно разделить на четыре класса:
- классик;
- спортбайки;
- эндуро;
- чопперы.
Каждый класс мотоциклов создан для езды по определенной местности. Эндуро показывает лучшие результаты на бездорожье, спортбайки хороши для скоростной езды по хорошему асфальту, а на чоппере лучше ездить по загородным трассам. Классик является разумным компромиссом, совмещая в себе (в той или иной степени) качества всех четырех классов.
Классик (дорожные мотоциклы)
Классик — это дорожные мотоциклы без облицовок. Часто по техническому оснащению они приближаются к спортбайкам. Характеризуются прямой посадкой и простотой в управлении.
Большинство «классиков» хороши как универсальные машины «на каждый день». Западные производители техники нещадно эксплуатируют любовь к ретро, успешно выпуская мотоциклы этого класса. Но под внешней старомодностью скрывается суперсовременная начинка: электроника, эффективные тормоза и мощный четырехцилиндровый мотор.
Спортбайки
Мотоциклы, «упакованные» в яркий пластик облицовок — самые мощные и динамичные машины на двух колесах.
Управляемость их доведена до абсолюта, поэтому спортбайки не слишком подходят для обучения вождению: в неопытных руках они могут быть просто опасны.
От других мотоциклов отличаются самой прогрессивной конструкцией с массой технических изысков, широким применением легких сплавов и своеобразной посадкой с наклоном корпуса вперед.
Спортбайки делятся на три подкласса:
- спортивные кольцевые мотоциклы — наиболее экстремальные представители класса,
- спортивно-туристические мотоциклы, отличающиеся высоким уровнем комфорта для водителя и пассажира,
- простые дорожные мотоциклы, доступные даже для начинающих.
Спортбайк незаменим, если нужна бешеная скорость и экстремальные ощущения. Супердорогие мотоциклы предоставляют наездникам минимум комфорта, но спортбайкеры в мотоциклетных костюмах за несколько тысяч долларов все равно готовы сидеть скрючившись в позе эмбриона, чтобы развить максимальную скорость. Некоторые модели спортбайков способны развить скорость до 330 км/ч.
Стоит отметить, что в Японии введено строгое ограничение скорости для мотоциклов, выпускаемых для внутреннего японского рынка, — 180 км/ч. Поэтому, если нужна скорость выше этой цифры, при покупке модели, не предназначенной для экспорта, приходится менять электронную начинку мотоцикла.
Эндуро
Эндуро (по-английски «живучий») — это мотоцикл двойного назначения, способный ездить как по асфальту, так и по бездорожью. Своими уникальными характеристиками эндуро обязаны особенностям конструкции — длинноходным подвескам, большому дорожному просвету и двигателям, адаптированным для работы в любых режимах.
Эндуро делятся на три подкласса:
- жесткие — спортивные машины,способные преодолевать кроссовые трассы, лес, неглубокие реки; они оборудованы двухместным седлом и комплектом оптики;
- мягкие — скорее дорожные мотоциклы;
- туристические — тяжелые мотоциклы, оснаженные мощными двигателями; они очень удобны для дальних поездок по грунтовым и асфальтовым дорогам.
Чопперы
Чопперы не приспособлены для езды на высоких скоростях и выполнены в американском стиле с оглядкой на легендарный Harley-Davidson. Они не отличаются выдающимися техническими характеристиками, их задача — произвести неизгладимое впечатление массой хромированных деталей.
Конструкции чопперов консервативны, двигатели не форсированы. Они берут другим: высшим уровнем комфорта за рулем и плавной работой двигателя.
Комфорт обеспечивается за счет высокого руля, двухуровневого седла, которого часто есть спинка, и отнесенных вперед подножек. Амортизаторы чопперов обычно мягче, чем на других мотоциклах. Крутящий момент чопперов огромен.
Он позволяет тронуться почти без прибавления газа, а затем не спеша на высшей передаче.
Определить такой мотоцикл просто: если ездок сидит гордо откинувшись назад, передняя вилка его «железного коня» с большим вылетом, а бензобак своими формами напоминает каплю — это и есть чоппер. Чопперы можно подразделить на три вида:
- кастомы — дорожные мотоциклы с легким налетом американского стиля;
- круизеры — крупногабаритные и тяжелые машины с массивными металлическими деталями и широкими колесами;
- дрегстеры — длиннобазные мотоциклы с форсированными двигателями.
Источник: https://www.veles-moto.ru/
Разговор со священником, который ездит на мотоцикле: об авариях, мотоклубах и байкерской символике
Отец Сергий служит в Боровлянах больничным священником. Под его опекой четыре больницы, в том числе две онкологические — детская и взрослая. А еще он любит мотоциклы, проезжает на них в год тысяч по 30 километров и состоит в крупном мотоклубе.
У него свой уравновешенный взгляд на дорожную обстановку, на взаимоотношения автомобилистов и мотоциклистов, на максимализм, присущий молодым байкерам.
Чтобы пообщаться с ним, священником-мотоциклистом, мы приехали в РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии, где отец Сергий помогает тем, кто в нем нуждается.
— Мотоциклами я увлекся в детстве. Наверное, у всех есть такая история. Помню свой первый «ИЖ Планета-5» — он был очень крутой. Литой диск (большая редкость по тем временам), дисковый тормоз… Конечно, он ехал через раз — дедушка подарил мне его уже убитым. Но было здорово.
В сознательном возрасте, после того как я женился, увлечение подавить не удалось. И я купил себе мотоцикл. Вернее, даже два — так получилось. Один был дешевле, а другой мне просто очень понравился. Один я подарил брату, а другой оставил себе.
И очень много на нем отъездил, пока не попал в аварию…
Мы общаемся в небольшом церковном помещении в самой больнице. Внутри тихо и спокойно, отец Сергий говорит негромко, трудно представить его на мотоцикле.
— В ту пору я еще священником не был. Страшно вспомнить, как я водил, — только на заднем колесе и ездил. Первый мощный мотоцикл — Yamaha YZF-R6, он провоцирует. В тот день я ехал не быстро — 45—50 км/ч.
А мужчина решил выехать со второстепенной дороги. Из-за другого автомобиля мы друг друга не заметили — я врезался ему прямо в бок. Травмы были достаточно серьезными, но я остался жив.
Значит, здесь я еще для чего-то нужен.
— Получается, молодых мотоциклистов подводит излишняя самоуверенность и отсутствие опыта?
— Самоуверенность — да. И она присутствует не только у начинающих. В ДТП чаще всего попадают либо новички, либо люди со стажем — когда кажется, что ты все умеешь и все у тебя под контролем. Но мотоцикл падает, и вместе с ним падает мотоциклист.
А учиться, к сожалению, практически негде. Я считаю, что очень правильным шагом было разделить категории и обязать новичков ездить на мотоциклах мощностью до 125 кубов.
Два года достаточно и для того, чтобы получить опыт на дороге, и для того, чтобы научиться в первую очередь управлять даже не мотоциклом, а самим собой.
— А станут молодые люди терпеливо ждать два года, прежде чем пересесть на мощный байк?
— Конечно, всем хочется выделяться на дороге: громким ревом, ярким цветом, скоростью. А найти 125-кубовый мотоцикл, который бы симпатично выглядел, очень сложно. Как правило, это старые, несуразные модели. Даже наш Минский мотовелозавод делает привлекательные мотоциклы от 150 кубов.
Разница небольшая, но молодым гонщикам нельзя на таких ездить. Большие производители, такие как Yamaha, Suzuki, Kawasaki, выпускают подходящие модели. Но мало кто станет отдавать $7 тыс.
в эквиваленте за мотоцикл, на котором проездишь два года, а потом будешь думать, как от него избавиться.
Тем не менее я вижу, что молодежь становится осмысленнее, осторожнее. И у меня есть знакомые, которые начинали со 125 кубов, а затем пересаживались на более мощные модели. Они говорят, что для них этот опыт был весьма полезен.
— Прошлый сезон выдался непростым для мотоциклистов. Были страшные аварии. Как в мотокругах оценивают дорожную обстановку?
— Так получается, что каждый сезон начинается с ДТП. Причем очень часто — с летального. И заканчивается ДТП. Конечно, все воспринимают это тяжело, особенно если погибший был твоим товарищем или просто знакомым.
Сейчас мотоциклистов становится все больше, а раньше это была довольно тесная тусовка — все друг друга знали. Остается надеяться, что тех, кто продолжит ездить, такие происшествия заставят задуматься о безопасности.
Знаете, я не отношу себя к числу оптимистов. Я понимаю, что нам не удастся сделать так, чтобы аварий не стало вовсе. Происшествия с мотоциклистами будут, так же как и с другим транспортом — это нужно принять как должное.
Но аварий может быть куда меньше. Дело в нас самих. Конечно, любое происшествие — это совокупность факторов. Но нельзя винить только одну сторону. Допустим, водитель не показал поворотник или не уступил дорогу.
Но значит, и мотоциклист не уследил за дорожной обстановкой.
Раз уж мы сели на мотоцикл, то должны потянуть эту ответственность. У байкеров, как и у военных летчиков, есть такое банальное правило: все равно все хотят тебя сбить. Это значит, что нужно думать и за себя, и за того парня. Тем более что каждый мотоциклист — он же все равно водитель, зимой он садится за руль автомобиля. И он должен оценивать дорожную ситуацию с обеих точек зрения.
— Могут ли повлиять на ситуацию мотоклубы или отдельные авторитетные личности?
— Я думаю, что да. Сам я состою в минском отделении клуба из Санкт-Петербурга — «OST MC ». Его формат предусматривает определенную иерархию и строгое соблюдение правил, среди которых и определенные нормы поведения на дороге. Если ты носишь цвета клуба, то ты не должен попадать в плохие истории, так как представляешь весь клуб. Иначе принимаются меры вплоть до исключения.
Среди фрирайдеров также есть люди, которые могут быть настоящими авторитетами в этой среде. Потому как только личным примером можно привить какую-то культуру молодежи. Если ты чему-то учишь других, ты сам должен быть безупречен. Поэтому я сам никого не учу — я просто не имею морального права это делать.
— Существует ли конфликт мотоциклистов с автомобилистами или споры возникают только на форумах?
— Я замечаю, что взаимоотношения улучшаются. И, как ни странно, Минск отстает в этом отношении не только по сравнению с Европой, но даже если сравнивать его с Москвой.
Для меня это стало настоящим откровением: там, стоя в пробке, водители брали чуть-чуть в сторону, когда видели, что между рядов движется мотоцикл. Таким образом, появлялся коридор, по которому можно было беспрепятственно проехать, никому не помешав.
Что творится с некоторыми нашими водителями, я не понимаю. У меня был случай, когда я проезжал затор по междурядью и один из водителей специально вырулил, чтобы преградить мне дорогу.
«Я стою, и ты постой!» Он притер меня так, что, стартуя со светофора, сам зацепил своим автомобилем мотоцикл — на машине по всему кузову осталась царапина. Я постоял, думал, что он вернется. Но водитель уехал.
Думаю, что всем нужно быть доброжелательнее друг к другу. Ведь никогда не знаешь, кто скрывается под шлемом. Может быть, это твой знакомый или сосед? У моего друга на скутере ездит 60-летняя мама. Вначале сама была против такого увлечения. А теперь просит записать ее в мотошколу.
Пора выйти на улицу. Уже тепло, многие мотоциклисты открыли сезон. Отец Сергий снимает свое церковное облачение и надевает кожаный жилет. Последние сомнения развеялись. К слову, сестер, которые помогают священнику, его увлечение совершенно не смущает.
— Я стараюсь понемногу ломать стереотипы. Знакомые, прихожане уже привыкли к тому, что я езжу на мотоцикле. Хотя сразу, конечно, были косые взгляды.
Но каждый раз я стараюсь разговаривать с людьми, объясняю, что парень в татуировках или с тоннелями в ушах ничуть не хуже того, кто ходит в церковь и ставит свечку.
К тому же изначально я стремлюсь строить общение на искренности. Любое недопонимание можно разрешить, обратившись напрямую.
— А как же байкерские увлечения своеобразной символикой?
— Я бы не хотел заниматься подменой понятий. Христианская вера — это любовь, а не набор определенных символов. Это все, что нам нужно знать. И это то, чему я учу своих прихожан.
Мы выходим на парковку, где стоит Yamaha TDM отца Сергия. Мужчина говорит, что это мотоцикл его выбрал.
— Так бывает. Приезжает, скажем, человек в магазин за огромным чоппером. А уезжает совсем на другом байке. Потому что он приглянулся, лег на душу. Или, скажем иначе, — мотоцикл выбрал себе хозяина.
У меня за все время было два таких: тот первый Yamaha, на котором я попал в аварию, и этот. Я очень долго хотел такой, но не позволяли финансы, все покупал то, что подешевле. А потом, наверное, разозлился.
Сказал, что куплю, и купил — на ночь глядя отправился за ним на автобусе, до утра время не терпело.
Мотоциклист показал новое ветровое стекло, которое пришло под заказ из Польши. На Yamaha установлены кофры, дуги безопасности. Отец Сергий готовит его для путешествий.
— На своем первом мотоцикле я проехал за сезон 34 тыс. км. С тех пор совершал поездки по 2—3 тыс. км. Исходя из опыта, выбрал для себя тур-эндуро. Он хорошо ездит и по городским дорогам, и по трассам. При желании может пройти по легкому бездорожью. Для меня это золотая середина.
На мотоцикле я езжу до самой зимы, только потом пересаживаюсь на автомобиль. Езжу по делам церковным и по личным. Вместе с клубом совершаю путешествия по Беларуси, России, Европе.
— Для чего мотоциклистам объединяться в клубы?
— Каждый мотоциклист рано или поздно понимает, что ездит, в сущности, бесцельно. Катается от заправки до заправки или от кафе до шаурмы. Очень скоро это наскучивает. Поэтому люди стремятся найти себе какое-то увлечение. Кто-то начинает путешествовать, кто-то ездит по благотворительным мероприятиям, кто-то выбирает что-то еще.
Я очень долго присматривался к клубам, интересовался их направленностью. В конце концов выбрал то, что мне близко. Клуб «OST MC» занимается увековечиванием памяти воинов Великой Отечественной войны. Работы много. Мы уделяем внимание мемориалам, местам захоронений. На благотворительной основе собираем на это средства, проводим мотопробеги, чтобы привлечь внимание к проблеме.
Отец Сергий рассказывал много. О мотоциклах, о делах своего клуба и непростых взаимоотношениях в среде мотоциклистов. И то, что поначалу казалось странным — священник, гоняющий на байке, — стало выглядеть вполне естественным.
Мотошлемы в каталоге Onliner.by
Источник: https://auto.onliner.by/2017/03/16/moto-221