Спор за земельный участок

Земельные споры возникают на практике на земельных участках различного целевого назначения: для коллективного садоводства, дачного строительства,  ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома.

Причины данных споров могут быть порождены как неправильным установлением границ земельных участков на местности, из-за чего фактические границы не соответствуют юридическим, и возникает наложение одного участка на другой, так и неправомерными действиями самих земплепользователей и собственников земельных участков, выражающимися, например, в самовольном занятии части смежного земельного участка, возведении жилых домов, хозяйственных построек, посадке насаждений в нарушение действующих строительных, пожарных, санитарно-гигиенических норм.

Так, например, согласно ТКП 45-3.01-117-2008 «Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства» расстояние от окон жилых помещений до стен дома и хозяйственных построек, расположенных на соседних (смежных) участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее 6 м.

Однако если строения возводились ранее, то необходимо руководствоваться правовыми нормами на момент строительства. Например, если строения возводились в 1967 году, нужно исходить из норм СНиП II-К.2-62 (Планировка и застройка населенных мест).

В вышеуказанных случаях могут нарушаться права землепользователей и собственников, которые имеют свое конкретное выражение.

Например, если хозяйственная пристройка на соседнем земельном участке расположена слишком близко к границе смежного участка и стоящему там жилому дому, из-за чего собственник дома лишен возможности доступа к одной из стен дома и не может из-за этого полностью обслуживать строение, производить необходимый ремонт – налицо нарушение права собственности на строение, когда собственник не имеет возможности осуществлять все предусмотренные законом правомочия собственника. Кроме того, в результате указанного нарушения смежный участок может постоянно заливаться из-за стока воды с крыши неправомерно возведенной хозяйственной постройки.

Для установления фактов нарушения соответствующих правовых норм при возведении строений, несоответствия фактических границ земельного участка юридическим, фактов наложения одного участка на другой и т.д. могут назначаться геодезическая, строительно-техническая и иные экспертизы.

При разрешении соответствующего земельного спора лицу, чьи права нарушены, необходимо указать способ устранения препятствий в осуществлении его права собственности (пожизненного наследуемого владения): оборудовать надлежащую систему слива (дренажной системы) на хозяйственной постройке, исключающую залитие смежного земельного участка, снести незаконно возведенное строение и т.д.

Следует также отметить, что само по себе нарушение строительных и иных норм не обязательно влечет снос незаконно возведенных строений.

На практике необходимо доказать, что из-за соответствующих нарушений законодательства при установлении границ земельного участка или возведении строений права собственника (владельца, пользователя ) объекта недвижимого имущества нарушаются настолько, что для их восстановления не существует иного варианта, чем снос.

Нарушение порядка установления и закрепления границ земельного участка на местности, ошибки в исчислении площади земельного участка и установлении границ, обозначенных в правоудостоверяющих документах, либо нарушения прав других землепользователей в результате отвода земельного участка могут являться основанием предъявления требований о признании недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения, возникновения, перехода прав на земельный участок.

Также необходимо отметить, что земельные споры, по общему правилу, разрешаются областным, Минским городским, городским (города областного, районного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией и (или) в судебном порядке.

Однако споры , связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между участниками совместного домовладения, лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются в судебном порядке (ст.

92 Кодекса Республики Беларусь «О земле») .

Согласно ст.ст.7,8 Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» от 22.07.2002 г.

государственная регистрация создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества а также государственная регистрация возникновения, переход, прекращение права собственности, или ограничения (обременения) права на недвижимое имущество может быть признана недействительной только в судебном порядке.

Источник: //xn--80aabg8cg0c.xn--90ais/blog/91-zemelnye-spory-i-ikh-razreshenie

35 Разрешение земельных споров

Спор —надлежащим образом оформленное несогласиеодной стороны с действиями другойстороны, поступившее на рассмотрениеорганов, уполномоченных подтвердитьили опровергнуть это несогласие. Инымисловами, это — такое разногласие,рассмотрение которого передано вадминистративные или судебные органы.

Оспариваемые действия граждан иорганизаций, в том числе государственныхили муниципальных органов, составляютпредмет спора. Спорсчитается разрешенным после вынесенияуполномоченным органом решения попредмету спора. Кземельным относятся споры, предметомкоторых являются земельно-правовыеотношения или отношения, связанные сиспользованием и охраной земель.

Земельные споры разрешаются вадминистративном илисудебном порядке. Вземельном законодательстве правовоерегулирование разрешения земельныхспоров претерпело существенные изменения.В частности, для земельных споровприоритет дан судебномупорядку.

Предусмотрено,что все споры, связанные с отчуждениеми приобретением земельных участков, атакже другие земельные споры рассматриваютсяв судебном порядке . Земельныйкодекс предусматривает возможностьразрешения спора третейским судом.

В спорах с государственными илимуниципаль­ными органами или ихдолжностными лицами право на прямоеобращение в суд не исключает альтернативыпо желанию спорящей стороны обратитьсяс жалобой в вышестоящий административныйорган или к вышестоящему должностномулицу.

Так, предусмотрено право граждани организаций в связи с наложением наних административного штрафа обжаловатьрешение (постановление о наложенииштрафа) административной комиссии илиоргана госземконтроля в вышестоящийорган либо к вышестоящему должностномулицу в 10-дневный срок. Рассмотрениежалобы приостанавливает исполнениеоспариваемого решения.

Судебноерассмотрение земельных споровосуществляется в порядке вынесенияжалоб на действия должностных лицгосударственных и муниципальных органов,в том числе связанные с принятиемнормативных или ненормативных актов,либо в порядке искового судопроизводства.При рассмотрении земельных споров всудах применяются все общие процессуальныеправила, никаких исключений для земельныхспоров не установлено. Споры в связи сотказом местной администрации предоставитьземельный участок разрешаются судом .Убытки, причиненные лицу изданиемнормативного или ненормативного акта,признанного судом недействительным,подлежат возмещению.

36. Плата за пользование землей ( земельный налог, арендная плата). Оценка земли

Использование земли в РФ являетсяплатным (земельный налог и аренднаяплата).Правовое регулирование порядкаисчисления и уплаты земельногоналога осуществляетсяНалоговым кодексом РФ.Формами платы за использование землиявляются земельныйналог и арендная плата.

За земли, переданные варенду, взимается арендная плата.

 Порядокопределения размера арендной платы,порядок, условия внесения аренднойплаты за земли, находящиеся в собственностиРФ, субъектов РФ или муниципальнойсобственности, устанавливаютсясоответственно Правительством РФ,органами государственной властисубъектов РФ, органами местногосамоуправления.

Размер арендной платыявляется существенным условием договорааренды земельного участка.

Если поистечении 3 лет с даты предоставленияв аренду земельного участка, находящегосяв государственной или муниципальнойсобственности, для жилищного строительства(за исключением индивидуального жилищногостроительства) не введен в эксплуатациюпостроенный на таком участке объектнедвижимости, арендная плата за такойучасток устанавливается в размере неменее двукратной налоговой ставкиземельного налога. Порядок, условия исроки внесения арендной платы за участки,находящиеся в частной собственности,устанавливаются договорами аренды.

Земельный налог являетсяформой платы за землю и устанавливаетсяНК РФ и нормативными правовыми актамипредставительных органов муниципальныхобразований, вводится в действие ипрекращает действовать в соответствиис НК РФ и правовыми актами представительныхорганов муниципальных образований иобязателен к уплате на территориях этихмуниципальных образований.

Аналогичныйпорядок установления и введения налогадействует в городах федеральногозначения. Устанавливая земельный налог,представительные органы муниципальныхобразований (городов федеральногозначения) определяют налоговые ставкив пределах, установленных НК РФ, порядоки сроки уплаты налога, налоговые льготы,основания и порядок их применения.

Налогоплательщиками признаютсяорганизации и физические лица, обладающиеземельными участками на правесобственности, праве постоянного(бессрочного) пользования или правепожизненного наследуемого владения.Не признаются налогоплательщикамиорганизации и физические лица в отношенииземельных участков, находящихся направе безвозмездного срочного пользованияили переданных им по договору аренды.

Объектомналогообложения признаютсяземельные участки, расположенные впределах муниципального образования(городов федерального значения), натерритории которого введен налог.

Непризнаются объектом налогообложенияземельные участки: изъятые из оборотав соответствии с законодательством РФ,ограниченные в обороте в соответствиис законодательством, которые занятыособо ценными объектами культурногонаследия народов, объектами, включеннымив Список всемирного наследия,историко-культурными заповедниками,объектами археологического наследия,ограниченные в обороте в соответствиис законодательством Российской Федерации,предоставленные для обеспечения обороны,безопасности и таможенных нужд, изсостава земель лесного фонда, ограниченныев обороте в соответствии с законодательствомРФ, занятые находящимися в государственнойсобственности водными объектами всоставе водного фонда.

Налоговая база определяетсякак кадастровая стоимость земельныхучастков, признаваемых объектомналогообложения. Кадастровая стоимостьземельного участка определяется всоответствии с земельным законодательствомРФ.

Налоговая база (кадастровая стоимостьземельного участка) определяется вотношении каждого земельного участка(долей в праве общей собственности наземельный участок) по состоянию на 1января года, являющегося налоговымпериодом. Налоговая база определяетсяотдельно в отношении земельных участков,собственниками которых признаютсяразные лица или установлены различныеналоговые ставки.

Организации ииндивидуальные предприниматели (вотношении земельных участков, используемыхв предпринимательской деятельности)определяют налоговую базу самостоятельнона основании сведений государственногоземельного кадастра о каждом земельномучастке, принадлежащем им. Налоговаябаза для каждого физического лицаопределяется налоговыми органами.

Вотношении участков, находящихся в общейдолевой собственности, база определяетсядля каждого из налогоплательщиков,являющихся собственниками данногоземельного участка, пропорциональноего доле в общей собственности.

Кадастровая и рыночная стоимостьземли.

Определение стоимостиземельных участков требуется приосуществлении сделок с землей, а такжепри взимании земельного налога.Для установления кадастровойстоимости земельныхучастков проводится государственнаякадастровая оценка земель. Порядокпроведения государственной кадастровойоценки земель устанавливаетсяПравительством РФ.

Органы исполнительнойвласти субъектов РФ утверждают среднийуровень кадастровой стоимости помуниципальному району (городскомуокругу). В случаях определения рыночнойстоимости земельного участка кадастроваястоимость участка устанавливается впроцентах от его рыночной стоимости.

Кадастровая стоимость земельных участковприменяется в целях налогообложения ив отдельных случаях продажи участковиз земель, находящихся в государственнойили муниципальной собственности.Рыночная стоимость земельного участкаустанавливается в соответствии сфедеральным законом об оценочнойдеятельности.

Проведение оценки земельныхучастков является обязательным в случаевовлечения в сделку участков, принадлежащихполностью или частично РФ, субъектамРФ либо муниципальным образованиям, втом числе:1) приопределении стоимости участков,принадлежащих РФ, субъектам РФ илимуниципальным образованиям, в целях ихприватизации, передачи в доверительноеуправление либо передачи в аренду;2) при использованииучастков, принадлежащих РФ, субъектамРФ или муниципальным образованиям, вкачестве предмета залога;3) при продаже илиином отчуждении участков, принадлежащихРФ, субъектам РФ или муниципальнымобразованиям;4) припереуступке долговых обязательств,связанных с участками, принадлежащимиРФ, субъектам РФ или муниципальнымобразованиям;5) припередаче объектов оценки, принадлежащихРФ, субъектам РФ или муниципальнымобразованиям, в качестве вклада вуставные капиталы, фонды юридическихлиц, а также при возникновении спора остоимости объекта оценки, в том числе:– при национализацииимущества;– при ипотечном кредитованиифизических и юридических лиц в случаяхвозникновения споров о стоимостиучастка;– присоставлении брачных контрактов и разделеимущества разводящихся супругов потребованию одной из сторон или обеихсторон в случае возникновения спора остоимости этого имущества;– при выкупе илиином предусмотренном законодательствомРФ изъятии участков у собственниковдля государственных или муниципальныхнужд;– припроведении оценки участков в целяхконтроля за правильностью уплаты налоговв случае возникновения спора об исчисленииналогооблагаемой базы.

Настоящие правила не распространяетсяна отношения, возникающие при распоряжениигосударственными и муниципальнымиунитарными предприятиями, учреждениямиимуществом, закрепленным за ними, заисключением случаев, если распоряжениеимуществом допускается с согласиясобственника этого имущества.

Основаниемдля проведения оценки является договорна проведение оценки земельного участка,заключенный заказчиком с оценщиком илис юридическим лицом.

В случаях,предусмотренных законодательством,оценка земельного участка, в том числеповторная, может быть проведена оценщикомна основании определения суда, арбитражногосуда, третейского суда, а также по решениюуполномоченного органа.

Источник: //studfile.net/preview/1731172/page:27/

Споры о границах земельных участков

Наблюдения за судебной практикой, связанной со спорами о земельных учасках показывают, что ноги у них нередко растут, если так можно выразиться, из “пограничного вопроса”.

Хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями и выводами, сделанными на основе сопоставления действующего законодательства (не всегда достаточно ясного)  о надлежащих способах защиты в случае, если по данным государственного кадастра недвижимости границы двух (и более) земельных участков пересекаются между собой (т.е. имеет место наложение земельных участков друг на друга). Предать эти размышления (давно созревшие) гласности и суду коллег решила в связи с рассмотрением Президиумом ВАС РФ дела 8410/13, ну и открытой здесь темой  //zakon.ru/Discussions/isk_ob_ustanovlenii_granic_zemelnogo_uchastka/9395 Прошу прощения у автора, но из-за объема текста посчитала более уместной самостоятельную публикацию.

В настоящее время зачастую земельные участки, несмотря на то, что они поставлены на кадастровый учет и права на них принадлежат определенным лицам, и это даже подтверждается регистрацией в ЕГРП, не имеют надлежащего описания своих границ, пересекаются своими границами или даже полностью налагаются на другие участки. По данным, которые были представлены на Президиуме Государственного Совета в октябре 2012 года, до половины земельных участков надлежащего описания границ не имеют.

Нужно сказать, что эта проблема в общем плане во многом предопределена исторически, и в том числе тем способом реформирования системы кадастрового описания и регистрации прав на земельные участки, который был принят в у нас в стране.

Конкретные способы описания и установления границ земельных участков с целью юридической фиксации их как объектов гражданских прав во многом зависят от достижений науки и техники (т.е.

это вопрос во многом технический) и принятой системы учета объектов и прав на них, ее местного или централизованного, заявительного или инвентаризационного характера  и т.п. Реформа, проводимая в нашем  государстве в этой сфере еще с 70-х годов 20 в.

состоит в сведении информации обо всех земельных участках, созданных в разное время, в период действия различного законодательства, с использованием различных способов определения границ, в том числе различных местных систем координат, а иногда и без использования таковых, в единую систему государственного кадастра недвижимости.

Безусловно, это возможно только посредством приведения всей имеющейся информации о границах земельных участков к единому знаменателю и восполнения недостающих данных.

Характерная черта этой реформы состоит в том, что построение кадастра недвижимости в целом, а также в части уточнения и восполнения недостающей информации, устранения противоречий в сведениях о земельных участках основано у нас на заявительном принципе. От предусмотренной ранее законодательством о землеустройстве инвентаризации сведений о земельных участках законодатель практически отказался.    

Описанное общее направление развития законодательства о кадастровом учете земельных участков проявляется в положениях действующего законодательства о кадастровом учете.

Знания этих положений и, главное, умение вычленить из них смысл позволяют преодолеть возникающий в голове юриста диссонанс между доктринальным пониманием земельного участка, законодательным его определением (ст. 11.

1 ЗК РФ) и реалиями повседневной жизни, где на каждом шагу встречаются земельные участки “без границ”.

Закон о ГКН все земельные участки, созданные до 01.03.2008 (даты вступления в силу этого закона), признает ранее учтенными (т.е. существующими) и при отсутствии о них информации в ГКН (статья 45 Закона о ГКН).

Для этих земельных участков предусматривается особая, отличающаяся от постановки на кадастровый учет вновь образуемых земельных участков, процедура внесения сведений о них в ГКН – внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (часть 1 статьи 16, части 3, 6, 7 статьи 45 Закона о ГКН, пункты 18, 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42). Особенность этой процедуры состоит в том, что:

(1) она может проводиться либо по инициативе кадастрового органа в порядке инвентаризации сведений об объектах прав, зарегистрированных в ЕГРП, либо по инициативе лица, считающего себя обладателем права на соответствующий участок и подтверждающего это право письменными доказательствами, выдававшимися в период формирования (отвода) и предоставления земельного участка (пункт 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, примечание 4 к графе 6 «Дата внесения номера в ГКН» формы кадастрового паспорта земельного участка, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831);

(2) сведения о ранее учтенном земельном участке вносятся в ГКН «как есть», т.е. без проведения нового межевания и уточнения данных о границах участка, без подготовки межевого плана (пункт 2 части 1 статьи 22 Закона о ГКН).

Зачастую, однако, в нарушение изложенных правил ранее учтенный участок вместо внесения о нем сведений в ГКН и последующего уточнения его границ ставился на кадастровый учет заново, как вновь образованный  либо на кадастровый учет ставился новый земельный участок, по существу образованный из ранее учтенного, но без обозначения этого и без соблюдения правил кадастрового учета при образовании земельных участков (глава 1.1 ЗК РФ, статьи 24, 25 Закона о ГКН). Например, вместо преобразования ранее учтенного земельного участка, в отношении которого имеется ранее возникшее право постоянного (бессрочного) пользования, собственник находящихся на нем объектов недвижимости ставит на кадастровый учет участок, образованный в порядке,  предусмотренном пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ. В результате достаточно распространенной является ситуация, когда один и тот же участок поставлен на кадастровый учет дважды или налагается на часть самого себя. Это выявляется, как правило, в тех случаях, когда информация о ранее учтенном участке вносится в кадастр позднее, иным лицом и т.п., но может быть и не выявлено никогда. Если при внесении сведений о ранее учтенном участке одновременно производится уточнение его границ, с точки зрения результата (появление в кадастре недвижимости сведений о земельном участке с установленными границами) грань между процедурами постановки на кадастровый учет участка как нового и внесением сведений о нем как о ранее учтенном практически стирается. Те нарушения публичных интересов (сохранение непрерывности истории преобразований объектов недвижимости) и соседей (установление границ без согласования со смежными правообладателями), которые имеют место при подобной подмене процедур, очевидно, могут быть устранены без аннулирования кадастрового учета участка (исправление кадастровой ошибки, разрешение спора о границах с соседом).

(3)  законодатель не принуждает правообладателей к уточнению границ принадлежащих им участков (заявительный принцип), но стимулирует их к этому, устанавливая запрет на проведение кадастрового учета, выдачу кадастрового паспорта и регистрацию прав в отношении земельных участков, границы которых не уточнены, т.е. когда информация о границах участка в ГКН отсутствует или участок пересекается с границами других участков (части 3, 4 статьи 14, пункт 2 части 2 статьи 26 Закона о ГКН, статья 19 Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). 

(4) уточнение информации о границах и площади (упорядочение границ) ранее учтенных участков проводится по желанию правообладателя с обязательным проведением межевания, в ходе которого границы межуемого участка должны быть согласованы (признаны) правообладателями смежных земельных участков (части 3, 3.1 статьи 25, часть 3 статьи 38, статьи 39, 40 Закона о ГКН);

(5) если правообладатель смежного участка не согласен с предложенным ему описанием границы, отделяющей его участок от межуемого (смежной границы), уточнение данных ГКН о границах участков возможно только по результатам разрешения судом соответствующего спора, т.е. спора о местоположении смежной границы  (спора о границах, межевого спора) (пункт 2 части 1 статьи 22 пункт 9 части 3, пункт 2 части 5 статьи 27 Закона о ГКН).

В зависимости от ситуации можно выделить две категории такого рода споров:

1) Спор о фактическом местоположении смежной границы отсутствует.

Такая ситуация как правило имеет место при наличии в описании одного или другого либо всех смежных участков так называемой кадастровой ошибки (статья 28 Закона о ГКН), т.е. по существу недостоверностью кадастровых сведений о земельных участках.

Недостоверность (неправильное отражение на плане участка фактически бесспорной его границы) этих сведений может быть обусловлена как, действительно, ошибками кадастрового инженера, землеустроителя, так и несопоставимостью данных (разные системы координат, способы измерения, погрешность и т.п.) о границах смежных участков. В этом случае задача кадастрового инженера и суда (если смежник не желает изменения сведений о своем участке) состоит в том, чтобы определить указанную сторонами на местности фактическую границу, нанести ее на межевой план и внести сведения о ней в  ГКН.

2) Имеет место спор о фактическом местоположении границы, т.е. на одну и ту же часть поверхности земли претендуют несколько лиц, считая, что она относится к принадлежащим им разным земельным участкам (А считает, что эта часть относится к участку А, Б считает, что к участку Б).

Чаще всего подобная ситуация возникает тогда, когда в отсутствие информации о границах ранее учтенных земельных участков на кадастровом плане территории (дежурной кадастровой карте) орган местного самоуправления (иное публично-правовое образование) рассматривает ту или иную территорию как свободную, формирует за ее счет земельный участок и предоставляет его тому или иному лицу. Поскольку в таком случае, происходит по существу «захват части принадлежащего другому лицу земельного участка», отчуждение неуправомоченным лицом части одного участка, как входящей в другой участок, спор о местоположении границы должен, как представляется, рассматриваться как спор о праве, но с некоторыми отличиями:

– это не спор о праве на конкретный объект недвижимости, а спор о праве в отношении лишь спорной части поверхности земли (спор о том, к какому из смежных участков эта часть относится по праву);

– результатом разрешения такого спора должно быть не исключение записи о праве из ЕГРП (если только не имеет места полное наложение участков друг на друга или один участок не располагается полностью в границах другого), а изменение сведений о местоположении смежной границы двух участков в ГКН (сведений о границах и площади соответствующих участков);

– суд как и в рамках спора о праве на конкретный объект может прийти к выводу, что владение спорной частью поверхности земли утрачено истцом, что исковая давность истекла или ответчик является добросовестным приобретателем, что, в отличие от спора о праве на самостоятельный объект недвижимости, должно влечь не отказ в виндикации, а установление границы в соответствии с тем, как она указана ответчиком.

Источник: //zakon.ru/Blogs/spory_o_granicah_zemelnyh_uchastkov/9400

Как решать межевые земельные споры

Межевые споры – споры по поводу границ земельного участка, неверного местонахождение, наложений земельных участков друг на друга, ошибок в площади и тому подобное.

Межевые споры относятся к одним из самых сложных и распространенных проблем в Украине и является разновидностью земельных споров.

Согласно ст. 158 Земельного кодекса Украины земельные споры решаются судами, органами местного самоуправления и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.

В соответствии с нормами Земельного кодекса Украины решения межевых споров могут осуществлять не только суды, а также органы местного самоуправления (по земельным участкам в пределах населенных пунктов) и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений (относительно земельных участков за пределами населенных пунктов).

Так, согласно ч. 3 ст. 158 Земельного кодекса Украины органы местного самоуправления решают земельные споры в пределах населенных пунктов относительно границ земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан, и соблюдения гражданами правил добрососедства, а также споры по разграничению границ районов в городах.

Часть 4 указанной статьи определяет, что центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений, решает земельные споры относительно границ земельных участков за пределами населенных пунктов, расположение ограничений в использовании земель и земельных сервитутов.

В случае решения земельных споров органами местного самоуправления или органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, любая из сторон спора в случае несогласия с принятым соответствующими органами решением, имеет право на его обжалование в судебном порядке.

При этом следует иметь в виду, что в силу ст. 124 Конституции Украины юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. При этом, право человека на обращение в суд не может быть ограничено законом, другими нормативно-правовыми актами.

Таким образом, несмотря на то, что Земельным кодексом Украины предусмотрена возможность решения земельных споров органами местного самоуправления или органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, это не лишает лиц возможности непосредственно обращаться в суд за разрешением земельных споров, поможет сэкономить время и ресурсы для защиты нарушенных прав и интересов, поскольку в отличие от решений органов местного самоуправления и органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, решение суда является окончательным и подлежат принудительному исполнению.

Земельные споры рассматриваются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений и органами местного самоуправления на основании заявления одной из сторон в недельный срок со дня подачи заявления.

Земельные споры рассматриваются с участием заинтересованных сторон, которые должны быть заблаговременно уведомлены о времени и месте рассмотрения спора.

В случае отсутствия одной из сторон при первом решении вопроса и отсутствия официального согласия на рассмотрение вопроса рассмотрение спора переносится.

Повторное откладывание рассмотрения спора может иметь место только по уважительным причинам.

Отсутствие одной из сторон без уважительных причин при повторном рассмотрении земельного спора не останавливает его рассмотрение и принятие решения.

В решении органа местного самоуправления или центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений определяется порядок его исполнения.

Решение передается сторонам в трехдневный срок со дня его принятия (ст. 159 Земельного кодекса Украины).

Стороны, участвующие в земельном споре, имеют право знакомиться с материалами по этому спору, делать из них выписки, участвовать в рассмотрении земельного спора, представлять документы и другие доказательства, возбуждать ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайств и доказательств другой стороны, получать копию решения по земельному спору, и, в случае несогласия с этим решением, обжаловать его (ст. 160 земельного кодекса Украины).

Решение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, органов местного самоуправления вступает в силу с момента его принятия. Обжалование указанных решений в суде приостанавливает их исполнения.

Исполнение решения по земельным спорам осуществляется органом, который принял это решение.

Исполнение решения не освобождает нарушителя от возмещения убытков или потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства вследствие нарушения земельного законодательства.

Исполнение решения по земельным спорам может быть приостановлено или его срок может быть продлен вышестоящим органом или судом (ст. 161 Земельного кодекса Украины).

Решение земельных споров в судебном порядке

Согласно ст. 124 Конституции Украины правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.

Таким образом, правосудие распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве, в том числе и на земельные отношения.

Земельные споры рассматриваются в порядке гражданского, хозяйственного и административного судопроизводства.

В порядке административного судопроизводства рассматриваются споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездействия, а также споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом (ст. 17 КАС Украины).

В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются дела по защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, возникающих из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых отношений (ч. 1 ст. 15 ГПК Украины).

Особенности рассмотрения судами общей юрисдикции гражданских дел в сфере земельных отношений рассматриваются в постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 16.04.2004 № 7 «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел».

В порядке хозяйственного судопроизводства рассматриваются дела по обращениям предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц (в том числе иностранных), граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и в установленном порядке получили статус субъекта предпринимательской деятельности, за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов, а также для принятия предусмотренных ХПК Украины мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений. В случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, в хозяйственный суд имеют право также обращаться государственные и другие органы, физические лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности (ст. 1 ГПК Украины).

Особенности решения хозяйственными судами споров в сфере земельных отношений отражены в Постановлении Пленума Высшего хозяйственного суда Украины от 17.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел по спорам, возникающим из земельных отношений».

© 2019 Ассоциация «Земельный союз Украины». Все права защищены.

Данная информация была подготовлена ​​Ассоциацией «Земельный союз Украины». Запрещается воспроизведение и использование полностью или любой части данной информации в любом формате, включая графический, электронный, копирование, перепечатка или использование в любой другой способ без письменного согласия Ассоциации «Земельный союз Украины».

Источник: //zem.ua/ru/34-glavnie-voprosy-o-zemle/79-kak-reshat-mezheviye-zemelniy-spory

Первичное образование земельных участков

Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение процедуры образования земельных участков.

Специалистов Правового центра отличает глубокое понимание практики применения земельного законодательства, правовых реалий и принципов работы уполномоченных органов.

Мы осуществляем юридическое сопровождение процедуры образования и установлению (уточнению) границ земельных участков «под ключ», от обращения с заявлением к уполномоченному органу до регистрации права на образованный участок.

Юристы Правового центра:

  • проводят исчерпывающий анализ правовых ситуаций, связанных с образованием земельных участков;
  • обеспечивают подготовку обоснования площади земельного участка под объектами капитального строительства;
  • осуществляют полное сопровождение процедуры первичного образования участков, от обращения с заявлением к уполномоченному органу до регистрации права на образованный участок;
  • подготовят юридическое заключение с последовательным разъяснением необходимого порядка действий;
  • защитят Ваши интересы при образовании земельных участков.

Образование земельных участков

Необходимость в первичном образовании земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, возникает, как правило, в двух ситуациях:

  • в образовании земельного участка заинтересован собственник расположенных на нем объектов недвижимости. Без формирования земельного участка невозможно оформление прав на него (ни права аренды, ни собственности), законная реконструкция расположенных на участке объектов недвижимости и строительство новых. Оформление прав на землю само по себе повышает капитализацию объектов недвижимости, что является важным при планируемой продаже недвижимости.
  • в образовании незастроенного земельного участка заинтересован потенциальный правообладатель, который претендует на получение прав на участок на торгах либо (если это предусмотрено законом) без проведения торгов.

По умолчанию все земельные участки, права на которые не зарегистрированы и не оформлены, относятся к неразграниченной государственной собственности. Соответственно, все земли, не поставленные на кадастровый учет, по умолчанию являются государственной собственностью.

//www.youtube.com/watch?v=vn_obF7kL6k

Распоряжение данными землями осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов либо субъекта Федерации (в зависимости от того, передавались ли данные полномочия органам власти субъекта Федерации на основании отдельного регионального закона). В Москве данные функции централизованно выполняют органы исполнительной власти города Москвы.

Для образования земельного участка необходимо, в первую очередь, определить его границы.

Существует два основных способа идентификации границ земельного участка при его первичном образовании:

  • на основании утвержденного уполномоченным органом проекта межевания;
  • на основании утвержденной уполномоченным органом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В большинстве случаев, основанием для первичного образования земельного участка является утвержденная схема расположения – графический чертеж предполагаемых границ образуемого земельного участка в привязке к кадастровому плану территории.

Если заявителем является собственник расположенных на формируемом земельном участке объектов недвижимости либо иное лицо, которое имеет право на предоставление участка без проведения торгов, то такое лицо вправе самостоятельно подготовить схему расположения и представить ее на утверждение в уполномоченный публичный орган.

Если заявителем является лицо, которое имеет намерение приобрести участок в аренду либо в собственность на торгах, то схема расположения может быть подготовлена либо самим заявителем (для участков вне границ населенных пунктов), либо уполномоченным публичным органом (для участков в границах населенных пунктов).

Требования к схеме расположения четко формализованы, любое отклонение от них влечет отказ в ее утверждении, который будет сложно оспорить в суде.

Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения ограничен. Основные причины: формальное несоответствие схемы расположения предъявляемым к ней требованиям, наложение предлагаемых схемой границ на границы других участков, противоречие утвержденному проекту планировки.

Споры, возникающие при первичном образовании земельных участков

Правовой центр ДВА М имеет значительный опыт участия спорах, затрагивающих образование земельных участков.

Специалисты Правового центра готовы предложить следующие услуги по данному вопросу:

  • правовая экспертиза ситуации и выработка моделей поведения заказчика и защиты его прав;
  • комплексное сопровождение процедуры образования земельного участка;
  • защита прав заказчика по судебным спорам, связанным с образованием земельных участков.

В реальной хозяйственной деятельности образование земельных участков и уточнение их границ очень часто связано со множеством спорных и проблемных ситуаций, многие из которых решаются в судебном порядке.

Основные проблемные вопросы при первичном образовании земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена:

1) определение площади земельного участка, образуемого под объектами недвижимости, находящимися в частной собственности

Вопрос об определении площади земельного участка, которая необходима для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, традиционно является одним из самых проблемных для землепользователей.

По общему правилу, размер земельного участка под конкретные объекты недвижимости определяется на основании правил землепользования и застройки, а при отсутствии размеров в ПЗЗ учитываются нормативы отвода земель под конкретные виды деятельности, нормативы проектирования и прочая техническая документация.

Если между собственником объектов недвижимости и публичным органом возник спор о конкретной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости, при рассмотрении спора в суде с большой степенью вероятности будет назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Результаты судебной экспертизы, если они не противоречат очевидному для всех здравому смыслу, скорее всего, будут учтены при определении конкретной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости.

2) разрешение споров о наложении границ формируемого земельного участка на границы ранее сформированных участков

Наложение границ земельных участков – это достаточно распространенная и крайне сложная правовая ситуация. Для ее разрешения необходимо установить следующие ключевые моменты:

  • кто и на каком основании утвердил схему расположения и поставил на кадастровый учет «конкурирующий» земельный участок;
  • на каком праве принадлежит конкурирующий участок его правообладателю;
  • чем подтверждаются права лица, претендующего на утверждение схемы расположения, на образуемый земельный участок;
  • почему сохранение «конкурирующего» участка нарушает права лица, претендующего на утверждение схемы расположения.

Применительно к рассматриваемой ситуации проблема усугубляется тем, что лицо, обращающееся за утверждением схемы расположения земельного участка, на момент обращения еще не имеет прав на землю, а имеет некое абстрактное «исключительное право на оформление участка в аренду либо в собственность» либо право на переоформление ранее возникшего права постоянного бессрочного пользования земельным участком.

Выбор способа защиты права в рассматриваемой ситуации зависит исключительно от конкретных обстоятельств дела.

В частности, в зависимости от ситуации заинтересованное лицо может обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в выдаче схемы расположения недействительным, об оспаривании решений о кадастровом учете «конкурирующего» земельного участка, об установлении границ земельного участка и др.

3) наличие на формируемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам

В силу прямого указания закона, собственник расположенных на участке объектов недвижимости имеет исключительное право на его приобретение в собственность либо в аренду.

Однако на практике нередки ситуации, когда при формировании земельного участка под объектами недвижимости выявляются иные объекты, которые принадлежат третьим лицам. В этом случае у заинтересованного лица есть несколько моделей защиты своих прав:

  • исключение объекта недвижимости иного лица из истребуемого участка с соответствующей корректировкой схемы расположения земельного участка;
  • оспаривание прав на объект недвижимости, принадлежащий третьим лицам;
  • снос объекта недвижимости, принадлежащего неустановленным лицам, если есть достоверные основания полагать, что данные объекты являются бесхозными.

Для выбора конкретной линии защиты требуется детальное изучение конкретной хозяйственной ситуации и всех имеющихся в распоряжении заказчика документов.

Разрешение споров о формировании земельных участков требует системного и квалифицированного подхода.

Правовой центр ДВА М рад предложить комплекс правовых услуг по вопросам образования земельных участков, включая анализ правовой ситуации и правовое консультирование, юридический due diligence в отношении возможных рисков образования участка в той или иной форме или границах, правовое сопровождение процедуры образования земельного участка, представление интересов в уполномоченных органах и судах.

Наш опыт и глубокое понимание практики российского регулирования данных правоотношений поможет Вам снизить затраты на осуществление Вашего проекта и избежать дорогостоящих ошибок.

Источник: //www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/poryadok-obrazovaniya-zemelnyh-uchastkov/spory

54. Порядок разрешения земельных споров

Земельные споры – это неурегулированныеконфликты:

а) По поводу возникновения, измененияи прекращения прав на землю;

б) Связанные с осуществлением прав наземлю, в том числе защитой имущественныхправ и интересов участников земельныхотношений.

Согласно ст. 64 ЗК РФ:

1. Земельные споры рассматриваются всудебном порядке.

2. До принятия дела кпроизводству судом земельный спор можетбыть передан сторонами на разрешениев третейский суд.

В суде общей юрисдикции рассматриваютсяспоры, если хотя бы одной из сторонявляются граждане, за исключениемграждан, занимающихся предпринимательскойдеятельностью, в том числе ведущихкрестьянское (фермерское) хозяйство.

Спор, возникший между юридическимилицами либо юридическими лицами игражданами, использующими земельныйучасток для осуществления предпринимательскойдеятельности (ИП, фермерами), относитсяк подведомственности арбитражногосуда. При этом арбитражный суд будетрассматривать дела с участиемграждан-предпринимателей только в томслучае, если спорный земельный участокиспользуется для осуществленияпредпринимательской деятельности.

В юридической литературеразличают следующие видыземельных споров:

1. Земельные споры, связанныес нарушением или оспариванием прав граждан,юридических лиц на землю, включая правовладения, пользования и распоряженияземлей (возникают в связи с отказомпредоставления земельного участка, егоизъятием, ограничением прав на землю,нарушением границ землепользования идр.);

2. Земельно-имущественные споры, связанныене только с нарушением земельных прав,но и с возмещением убытков, вреда,вызванных этим нарушением;

3. Имущественные споры, возникающие изземельных отношений (нет спора оправе на землю, а рассматриваютсяимущественные споры по поводу пользованияи распоряжения землей, например, споро размере убытков и их возмещении приизъятии земель для государственных иобщественных нужд).

В зависимости от содержанияразногласий по поводу реализациисубъективных прав и (или) исполненияобязанно­стей участниками земельныхправоотношений земельные спорыклассифицируются на:

1. Споры о признании права наземельный участок;

2. Споры о присуждении исполненияопределенного действия в пользузаинтересованного участника земельныхправоот­ношений или воздержания отего исполнения;

3. Споры об изменении или прекращенииземельных пра­воотношений.

В зависимости от порядкарассмотрения земельные спо­рыподразделяются на:

1. Споры, рассматриваемые собязательным соблюдением предварительной(преюдиционной) внесудебной про­цедуры.Например, спорымежду публично-правовыми образованиямио разграничении государственнойсобственности на землю должны разрешатьсязаинтересованными сторонами сиспользованием согласительных процедур.

2. Споры,  рассматриваемые непосредственно в судебных органах;

3. Споры, переданные сторонами наразрешение в третей­ский суд.

55. Понятие и виды ответственности за нарушения земельного законодательства

Юридическую ответственность заправонарушения в области охраны ииспользования земель можно рассматриватьв различных аспектах:

1. Как правоотношение, котороереализуется в рамках охранительныхправоотношений между уполномоченнымиорганами.

2. Как правовой институт ответственностьза правонарушения в области использования и охраны земель включает совокупность юридических норм,устанавливающих неблагоприятные последствия за совершение правонарушения в области использования и охраныземель и порядок их возложения направонарушителя.

Сущность юридической ответственностивыражается в обязанности лица, совершившего правонарушение, претерпеть санкцию(меру ответственности), т.е. неблагоприятныепоследствия, установленные законом.

***Функции юридическойответственности за земельныеправонарушения:

1. Стимулирующая. Она направлена насоблюдение норм земельного права;

2. Превентивная. Она призвана обеспечить формирование у всех субъектов мотивов для соблюдения норм законодательства и прав, законных интересов других лиц;

3. Компенсационная. Она направлена навозмещение потерь, вызванных совершеннымправонарушением;

4. Карательная. Она направленанепосредственно на правонарушителя изаключается в наказании лица, виновногов совершении земельного правонарушения.

Любой вид юридической ответственностиимеет три основания: нормативное,фактическое и процессуальное основание.

Нормативным основаниемответственности за земельные правонарушенияявляется закон, устанавливающий такиеправонарушения и санкции за них и, вслучае, административной ответственности– законы субъектов РФ;

Фактическое основание– земельноеправонарушение.

Процессуальным основаниемявляются нормы КоАП РФ, УПК РФ, ТК РФ ит.д.

Основанием возложения юридическойответственности в рассматриваемойсфере служит земельное правонарушение.

Земельное правонарушение, как любоедругое правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной исубъективной стороной правонарушения.Ответственность за правонарушение может наступать только при наличиивсех четырех элементов, отсутствие хотябы одного из них исключает ответственность.

Особенности ответственности заземельные правонарушения:

1. Данный институт юридическойответственности носит комплексныйхарактер, в него входят нормы другихотраслей права.

2. Особенностью ответственности заземельные правонарушения является то,что привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместитьпричиненный им вред (п. 2 ст. 74 ЗК РФ).

3. В содержании ЗК РФ содержится абсолютно новую норму (ст. 75 ЗК РФ), определяющую основание дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения. Однакопорядок привлечения к дисциплинарнойответственности всё равно регулируетсяТК РФ.

Таким образом, земельное правонарушение– это противоправное, как правило,виновное действие или бездействие,совершаемое праводееспособным субъектом,причиняющее вред или создающее реальнуюугрозу причинения такого вреда либонарушающее права и законные интересысубъектов земельного права.***

Виды ответственности за земельныеправонарушения ( и их краткаяхарактеристика):

Источник: //studfile.net/preview/6696114/page:33/