11 июля 2016
Ранее мы освещали вопрос введения в Украине института частных исполнителей, однако, изменения коснулись не только введение новой категории лиц, уполномоченных принудительно исполнять судебные решения, но и в целом сферы принудительного исполнения.
Так, вместе с введением института частных исполнителей, законодатель обновил и Закон Украины «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), регулирующий сам порядок исполнения решения судов, а также других документов.
Первое, что можно сказать о последствиях таких изменений, – защита своих прав взыскателями станет достаточно дорогим удовольствием. Если Вы взыскатель, то сначала оплатите судебный сбор при обращении в суд.
Позже, после того, как пройдет эйфория, вызванная получением положительного решение суда с исполнительным листом и придёт понимание того, что никто добровольно его выполнять не собирается, возникнет необходимость обратиться за принудительным исполнением. На этом этапе Вы еще заплатите авансовый взнос в размере 2% от суммы взыскания (однако не более 14 500,00 грн.
) искренне надеясь, что все потраченные средства когда-то Вам возместятся за счет должника. Если же Вы решите обратиться к частному исполнителю – будете обязаны оплатить ему еще и вознаграждение.
Вместе с тем, что Закон в основных нормах дублирует действующий нормативный документ, в нем есть и существенные изменения:
- во-первых, увеличено срок для предъявления судебного исполнительного документа к исполнению до 3-х лет.
- во-вторых, в имущественных спорах теперь нет срока для добровольного исполнения. Ранее, при открытии исполнительного производства, исполнитель назначал срок для добровольного исполнения решения суда и если Вы погасили долг до его истечения – с вас не взимался исполнительный сбор. По новым правилам вместе с открытием исполнительного производства исполнителем будет взыскано с должника исполнительный сбор, а освобождение от его оплаты предусмотрено только в том случае, когда должник докажет, что оплатил задолженность до момента открытия производства. Поэтому, если взыскание долга с Вас неизбежно – рациональнее оплатить его не доводя дела до суда и принудительного исполнения.
Вместе с тем, Закон содержит понятие добровольного исполнения как направление исполнительного документа о взыскании периодических платежей на предприятие (учреждение или организацию), в котором работает должник.
Данная процедура не является предъявлением исполнительного документа к принудительному исполнению, однако вряд ли можно назвать ее добровольным исполнением.
Предприятие обязано осуществлять издержку средств согласно полученному исполнительному документу и перечислять их взыскателю.
- в – третьих, достаточно подробно в новом законе прописано критерии конфликта интересов при которых исполнитель не имеет возможности осуществлять выполнение решений и должен отказаться от выполнения или заявить себе отвод. Также на данных основаниях отвод исполнителю может быть заявлен и участниками исполнительного производства.
Законом установлены основания для возвращения исполнительного документа взыскателю, однако, в данном контексте присутствуют несогласованные между собой положения. Так, если с государственными исполнителями все более – менее понятно, то в отношении частных исполнителей имеются вопросы.
Дело в том, что, по сути, частный исполнитель предоставляет услугу взыскателю согласно договоренности и заключенному между ним договору. Однако, закон не содержит в себе нормы о возможности возвращения частным исполнителем документа взыскателю в случае не заключения с ним договора.
Вместе с этим для частного исполнителя предусмотрен запрет проведения взыскания в случае, если доля исполнительных производств о взыскании периодических платежей, заработной платы или коммунальных услуг превышает 20 % от общего количества находящихся в его производстве. Предположим, что Вы частный исполнитель, который только начал свою деятельность и принял к исполнению исполнительный лист о взыскании задолженности по коммунальным услугам. Как следует из данной нормы, Вы автоматически не можете принимать другие исполнительные документы, пока не выполните этот. По моему мнению, законодателю следовало уточнить, что в данном случае речь идет о возвращении исполнительного документа о взыскании именно периодических платежей, иначе в имеющейся редакции подлежит возвращению любой исполнительный документ.
Одним из интересных нововведений будет автоматизированная система исполнительных производств, которая должна обеспечить формирование и хранение документов исполнительного производства.
Закон в действующей редакции не содержит информации о том, кто и в каком объеме будет иметь доступ к документам данной системы.
Вместе с тем указано, что Единый реестр должников (далее – Реестр) как ее составляющий элемент будет открытым и общедоступным в сети интернет.
Именно это нововведение может кардинально изменить подход к обеспечению исполнения решения и предотвращения отчуждения должниками активов.
Так, новый Закон содержит норму, которая определяет, что перед проведением сделок по отчуждению имущества нотариус или любой другой регистратор, обязан проверить наличие информации об отчуждателе в данном Реестре.
В случае, если он является должником, сделка не осуществляется, а регистратор направляет сообщение об имуществе исполнителю по производству данного должника.
Кроме этого, Закон содержит норму, что совершенная сделка может быть признана недействительной. Однако, она содержит не совсем понятны ограничения во времени, привязываясь к определенному сроку, в то время как границы его не совсем четко прописаны.
По моему мнению, целесообразно было бы четко установить, что признание сделки недействительной возможно, если она была совершена в период, когда сведения о должнике имелись в Реестре.
Кроме этого не совсем корректной является еще одно условие для признания сделки недействительной, а именно если она привела к невозможности удовлетворить требования взыскателя.
Фактически документально такую невозможность можно подтвердить только после возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью исполнения.
Как вывод возникает логичный вопрос: намеренно ли законодатель допустил данную коллизию?
Сейчас в сообществе юристов и предпринимателей идут дискуссии по поводу законности открытости вышеуказанного Реестра, как еще одной возможности незаконного распространения персональных данных.
Однако, с другой стороны, таким способом участники сделок могут проверить своих контрагентов на предмет наличия неисполненных обязательств, что особенно актуально при ведении предпринимательской деятельности.
Отдельно следует отметить как положительный момент, что в новом Законе появилось упоминание об обращении взыскания на имущество, право на которое не зарегистрировано.
Так, установив принадлежность такого имущества должнику, исполнитель обращается в суд с заявлением об обращении взыскания на него. Теоретически можно будет обратить взыскание на имущество, если оно принадлежит должнику, но не зарегистрировано за ним.
Каким образом и насколько эффективно эта норма будет действовать покажет время.
Также некоторые изменения коснулись и процедуры продажи имущества, на которое обращено взыскание.
Ранее, если имущество не продалось на торгах, государственный исполнитель самостоятельно проводил его переоценку и определял процент скидки в пределах, установленных законом.
Теперь Законом установлены четкие ставки в процентном соотношении к первичной цене, по которым имущество будет выставляться на вторые или третьи торги.
Одним из наиболее положительных изменений, предусмотренных анализируемым Законом, является установление предельных сроков для действий исполнителя.
Так, например, арест на имущество должен быть наложен в течение 1 дня с момента его выявления, платежные требования о списании средств со счета должны быть направлены в банк на следующий день после установления наличия средств, а опись имущества сделана в течение 5 дней с момента его обнаружения.
Подводя итог вышеизложенного, хочется вспомнить время, когда скептики сомневались можно ли предоставлять частным нотариусам более широкие полномочия. Время доказало их эффективность и существующие злоупотребления не затмевают тех позитивных изменений, которые произошли в этой части.
Надеюсь, что введение института частных исполнителей со временем разгрузит государственною исполнительную службу и устранит основания для большей части злоупотреблений со стороны служащих этого органа. Наличие же альтернативного способа принудительного исполнения заставит исполнителей действовать быстро и эффективно.
Ющенко Алексей
Руководитель корпоративной практики АО “АФ “ДОМИНАНТА”
исполнители, реформа
страницы: 0/5 на основе 0 оценок.
Адвокати в Україні ще з 2010 року являються суб’єктами фінмоніторингу
Чи не кожний вже натрапив у стрічці новин на «тривожне нововведення» – закон поклав на адвокатів функції суб’єкта первинного фінансового моніторингу.
Автори цих новин посилаються на прийнятий 6 грудня 2019 року Закон України № 361-IX «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення» (далі –Закон 361-IX), який з 28 квітня 2020 року вступить в силу.
Правила Інкотермс: які зміни принесе 2020 рік
Наразі переважна більшість суб’єктів зовнішньоекономічної діяльності для врегулювання обов’язків сторін за договорами поставки, купівлі-продажу товарів, розподілу ризиків між ними щодо поставок, страхування та митного очищення товарів використовують правила Інкотермс 2010. Однак, уже через декілька днів вступить в силу нова їх редакція – Інкотермс 2020 (надалі – Правила). Враховуючи важливість та значимість даних Правил в сфері правозастосування – не можемо не розглянути та проаналізувати їх основні зміни.
Источник: https://dominanta.od.ua/news/novye_pravila_prinuditelnogo_ispolnenija_sudebnykh_reshenij
Содержание
- 1 Как получить исполнение решения суда. Общий порядок
- 1.1 Шаг 1: выставление требования к счету
- 1.2 Шаг 2: возбуждение исполнительного производства
- 1.3 Шаг 3: предоставление срока на добровольное исполнение
- 1.4 Шаг 4: принятие мер по обеспечению исполнения
- 1.5 Шаг 5: применение мер по принудительному исполнению
- 1.6 Шаг 6: отслеживание действий судебного исполнителя
- 2 юридические, бухгалтерские и консалтинговые услуги
- 3 Судебные решения и порядок их исполнения
- 4 3 основных проблемы исполнения решений арбитражных судов и пути их решения
Как получить исполнение решения суда. Общий порядок
Материал подготовлен адвокатом Юлией Князь (mylawyer.by)
Откуда берется “дебиторка” и как с ней бороться? Читайте в статье старшего партнера Юридической группы «Бюро 24», кандидата юридических наук, доцента Алексея Корочкина.
Шаг 1: выставление требования к счету
До предъявления судебного приказа или определения о судебном приказе к исполнению судебному исполнителю его необходимо направить в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию для бесспорного списания денежных средств (ч. 1 ст. 41 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве», далее — Закон).
Данная процедура является обязательной, за исключением, например, случаев, когда у должника отсутствует расчетный счет в банке или исполнительный документ не связан со взысканием денежных средств, а также в иных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 41 Закона.
Шаг 2: возбуждение исполнительного производства
Возбуждение исполнительного производства осуществляется на основании заявления.
См. образец заявления о возбуждении исполнительного производства.
Шаг 3: предоставление срока на добровольное исполнение
Обязательным этапом исполнения является предоставление должнику семидневного срока для добровольного исполнения (ч. 1 ст. 46 Закона).
При этом срок исчисляется с момента надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства (ч. 2 ст. 46 Закона). Согласно Закону должник считается надлежаще извещенным, если до начала совершения исполнительного действия исполнитель располагает сведениями о получении адресатом направленной ему корреспонденции (ст. 40 Закона).
Сторона и иной участник исполнительного производства также считаются извещенными надлежащим образом, если (ч. 2 ст. 40 Закона):
- Адресат отказался от получения корреспонденции и такой отказ документально зафиксирован;
- Адресат не явился за получением корреспонденции, адресат не проживает (не находится) по последнему известному месту жительства (месту пребывания) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, месту нахождения юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, о чем имеется сообщение (отметка) оператора почтовой связи.
Важно!
Только по истечении указанного времени судебный исполнитель принимает меры по принудительному исполнению.
На данном этапе необходимо проконтролировать направление судебным исполнителем постановления должнику, чтобы первый приступил к принудительному исполнению. Взыскатель вправе получить данную информацию от самого исполнителя либо ознакомиться с материалами исполнительного производства.
На практике достаточно много примеров, когда судебные исполнители выносили постановления о возбуждении исполнительного производства спустя месяц и более с момента поступления исполнительного документа либо приступали к исполнению без предоставления срока на добровольное исполнение, что может повлечь отмену примененных мер по обеспечению исполнения и предоставить должнику возможность скрыть имущество или повлечь иные неблагоприятные последствия.
Шаг 4: принятие мер по обеспечению исполнения
Важно помнить, что уже на стадии возбуждения исполнительного производства исполнитель может также принять меры по обеспечению исполнения исполнительного документа. Среди таких мер:
- Арест денежных средств (имущества) должника, находящихся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках (небанковских кредитно-финансовых организациях);
- Запрещение должнику совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа;
- Запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом;
- Запрещение иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, передавать имущество должнику или исполнять другие обязательства в отношении этого должника;
- Иные меры (ч. 4 ст. 60 Закона).
Рекомендация
При обращении с заявлением о возбуждении исполнительного производства можно просить исполнителя применить данные меры обеспечения исполнения, не дожидаясь истечения срока для добровольного исполнения.
На практике имеются споры о правильности применения таких мер, поскольку фактически некоторые из них не позволяют осуществить добровольное исполнение и могут приостановить деятельность должника, например, арест денежных средств (имущества) должника, находящихся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках.
С другой стороны, для взыскателя применение таких мер на стадии возбуждения исполнительного производства является большей гарантией исполнения, чем по истечении семидневного срока.
См. образец заявления о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа
В зависимости от ситуации эффективными могут быть те или иные меры обеспечения исполнения. Одновременно может быть принято несколько мер, а также допускается замена одной меры на другую.
Закон допускает также ограничение выезда должностных лиц должника – юридического лица, например, директора и главного бухгалтера.
На практике суды применяют такую меру чаще всего в случаях, когда применение иных мер не дает результата, поэтому на начальной стадии исполнительного производства суд может отказать в удовлетворении таких требований.
Однако взыскатель вправе обращаться в суд с просьбой применить данную меру неоднократно.
См. образец заявления о временном ограничении права на выезд руководителя должника
Справочно
О практике применения судебными исполнителями мер по ограничению руководителя должника на выезд читайте в статье старшего партнера юридической группы «Бюро 24», кандидата юридических наукА. Корочкина.
Шаг 5: применение мер по принудительному исполнению
Меры по принудительному исполнению — действия, которые судебный исполнитель вправе применять по отношению к должнику с целью эффективного исполнения. К таковым относятся (ст. 69 Закона):
- обращение взыскания на наличные денежные средства должника, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) третьих лиц;
- обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;
- обращение взыскания на причитающиеся должнику денежные средства, находящиеся на счетах третьих лиц в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;
- обращение взыскания на заработную плату должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и приравненные к ней доходы;
- обращение взыскания на имущество должника, в том числе на имущественные права, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
- изъятие у должника имущества, указанного в исполнительном документе, и передача его взыскателю;
- иные действия, в том числе указанные в исполнительном документе и совершаемые для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Важно!
Судебный исполнитель вправе применять указанные меры только по истечению срока на добровольное исполнение.
Шаг 6: отслеживание действий судебного исполнителя
Для взыскателя важно отслеживать действия судебного исполнителя путем ознакомления с материалами исполнительного производства, своевременно подавать ходатайства о применении мер по обеспечению исполнения и принудительного исполнения.
Взаимодействие взыскателя и судебного исполнителя должно быть слаженным и эффективным. Так, взыскатель может оперативно сообщать исполнителю информацию о наличии у должника имущества, а судебный исполнитель — принимать все необходимые меры по наложению ареста, изъятию и реализации этого имущества.
Однако не следует пренебрегать возможностью подачи жалоб вышестоящему должностному лицу судебного исполнителя, когда необходимые меры им не предприняты или вынесено незаконное постановление.
Как показывает практика, такие жалобы являются достаточным стимулом для эффективной работы судебного исполнителя.
См. образец жалобы на действия (бездействие) судебного исполнителя
Вывод: на стадии исполнительного производства имеется достаточно механизмов для эффективного исполнения решения суда.
При этом взыскателю необходимо предоставлять судебному исполнителю имеющуюся информацию о должнике, разумно пользоваться своими правами, общаться с судебным исполнителем на предмет погашения задолженности, а в случае бездействия судебного исполнителя — обжаловать его действия и постановления.
Источник: https://statuspro.by/statia/kak-poluchit-ispolnenie-resheniya-suda-obshij-poryadok
юридические, бухгалтерские и консалтинговые услуги
Приведение в исполнение судебного решения, как последняя и завершающая стадия судебного производства, является важнейшим практическим фактором в любой процедуре урегулирования споров. Для того, чтобы полностью восстановить свое нарушенное право недостаточно просто получить позитивное решение суда в вашу пользу, необходимо это решение суда исполнить.
И судебные решения вынесенные на территории Украины, и арбитражные решения, независимо от того, в какой стране они были вынесены, являются обязательными для сторон и подлежат исполнению. Но зачастую проигравшая сторона отказывается от добровольного исполнения суда, тем самым вынуждает использовать меры принудительного характера и открывать исполнительное производство.
Процедура исполнения арбитражных или иностранных судебных решений на территории Украины существенно не отличается от исполнения решений национальных судов и осуществляется на основании выданного исполнительного документа. Всего лишь одно обязательное условие должно быть соблюдено – арбитражное решение или судебное решение иностранного суда должно быть признано в Украине.
Исполнительное производство осуществляется по месту проживания физического лица или месту нахождения юридического лица, либо же по месту нахождения имущества должника, а обязанности по принудительному исполнению таких решений возлагаются на Государственную исполнительную службу Украины.
Хотим поделиться с Вами несколькими ценными советами, который помогут избежать возникновения дополнительных трудностей в исполнительном производстве:
- Соблюдение сроков. Законодательством установлены определенные сроки исполнительного производства, все участники которого должны безукоризненно их придерживаться. Так, взыскателю необходимо передать исполнительный документ для принудительного исполнения судебного решения в соответствующий орган в течение одного года со следующего дня после вступления решения суда в законную силу (в отдельных случаях срок может составлять три месяца или не ограничиваться вовсе – в частности, взыскание алиментов, платежей, связанный с утратой кормильца). В свою очередь, государственный исполнитель обязан открыть исполнительное производство в течении трех дней с момента получения исполнительного документа. А также, последний должен провести все необходимые действия и закончить исполнительное производство на протяжении шести месяцев со дня вынесения постановления об открытии исполнительного производства.
- Требования к исполнительному документу. Законом Украины «Об исполнительном производстве» предусмотрен перечень реквизитов, которые должны быть указаны в исполнительном документе. К сожалению, по причине отсутствия одного из реквизитов исполнительные органы могут отказать в принятии исполнительного документа и открытии исполнительного производства. По этому, очень важно проследить за наличием всех атрибутов, правильности данных и соблюсти требования, которые выдвигаются к исполнительному документу.
- Предоставление дополнительных сведений. Кроме исполнительного документа и заявления об открытии исполнительного производства, с целью обеспечения и дополнительных гарантий завершения всей процедуры в Вашу пользу, желательно собрать максимум информации о должнике и предоставить ее в органы исполнительной службы. Такие сведения как наличие движимого и недвижимого имущества, банковских счетов или дополнительных видов доходов должника будут очень полезны государственному исполнителю и значительно ускорят процесс исполнительного производства.
Взыскание задолженности представляет собой сложный процесс, который состоит из значительного количества необходимых мер, кроме того, нередко действия должника и бездействие государственного исполнителя могут привести к затягиванию этого процесса. Специалисты нашей компании будут рады помочь Вам избежать лишних сложностей, упростить процедуру исполнительного производства и достичь эффективных результатов.
В услуги нашей компании входит:
- Подготовка заявления и всех сопутствующих документов об открытии исполнительного производства
- Подача документов в соответствующие органы
- Сопровождение и контроль процедуры исполнительного производства
- Представительство интересов в исполнительных службах
- Сбор информации, поиск и оценка имущества должника
- Сопровождение процедуры обращение взыскания на имущество и денежные средства должника
Актуальные услуги:
Актуальные заметки:
Источник: https://www.smartsolutions.ua/ispolnenie-reshenij-suda
Судебные решения и порядок их исполнения
Положениями ст. 254 КАС определено, что постановление или определение суда первой инстанции, если иное не установлено этим Кодексом, вступает в законную сиу по истечении срока подачи заявления об апелляционном обжаловании, установленном этим Кодексом, если такое заявление не было подано.
Если было подано заявление об апелляционном обжаловании, но апелляционная жалоба не была подана в срок, установленный этим Кодексом, постановление или определение суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении этого срока.
При подаче апелляционной жалобы судебное решение, если оно не отменено, вступает в законную силу после возврата апелляционной жалобы, отказа в открытии апелляционного производства или вступления в законную силу решения по результатам апелляционного производства.
Если срок апелляционного обжалования будет возобновлен, то считается, что постановление либо определение суда не вступило в законную силу.
Постановление или определение суда апелляционной либо кассационной инстанции по результатам пересмотра, постановление ВСУ вступают в законную силу с момента провозглашения, а если они были приняты по результатам рассмотрения в письменном производстве, — через пять дней после направления их копий лицам, принимающим участие в деле.
Определения суда, которые не могут быть обжалованы, вступают в законную силу с момента постановления.
Согласно ст. 255 КАС постановление или определение суда, вступившее в законную силу, является обязательным для лиц, принимающих участие в деле, для их правопреемников, а также для всех органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, других физических лиц и подлежит исполнению на всей территории Украины.
Обстоятельства, установленные постановлением, вступившим в законную силу, по одному административному делу не могут оспариваться по другому судебному делу при участии тех же сторон.
Порядок исполнения судебных решений осуществляется должником самостоятельно в добровольном или принудительном порядке, определенном в Законе № 606.
В соответствии со ст. 258 КАС по каждому судебному решению, которое вступает в законную силу или которое надлежит исполнить незамедлительно, по заявлению лиц, в пользу которых оно определено, выдается один исполнительный лист.
Если судебное решение определено в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, суд имеет право выдать несколько исполнительных листов, точно указав, какую часть судебного решения необходимо выполнить по каждом исполнительному листу.
Если судом приняты меры по обеспечению иска по заявлению лиц, в пользу которых определено судебное решение, суд вместе с исполнительным листом выдает копии документов, подтверждающих исполнение определения суда об обеспечении иска.
Исполнительный лист выдается судом первой инстанции.
Если по результатам пересмотра дела суд апелляционной либо кассационной инстанции оставит принятое по сути исковых требований решение без изменений, определит новое судебное решение по сути исковых требований либо изменит судебное решение, то исполнительный лист выдается судом апелляционной или кассационной инстанции при условии, что заявление лица о выдаче исполнительного листа поступило до момента возврата административного дела в суд первой инстанции.
Исполнительный лист о взыскании судебного сбора направляется судом в местные органы ГНС.
Согласно ст. 263 КАС при наличии обстоятельств, усложняющих исполнение судебного решения (отсутствие денежных средств на счету, отсутствие присужденного имущества в натуре, стихийное бедствие и т.п.
), государственный исполнитель может обратиться в административный суд первой инстанции, независимо от того, суд какой инстанции выдал исполнительный лист, с представлением, а лицо, принимающее участие в деле, и сторона исполнительного производства — с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении или установлении способа и порядка исполнения судебного решения. Вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении или установлении способа и порядка исполнения судебного решения может быть рассмотрен также по инициативе суда.
Суд рассматривает вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении либо установлении способа и порядка исполнения судебного решения в десятидневный срок в судебном заседании с уведомлением государственного исполнителя или стороны исполнительного производства, обратившихся с представлением (заявлением), и лиц, принимающих участие в деле, и в исключительных случаях может отсрочить или рассрочить исполнение, изменить или установить способ и порядок исполнения решения. Неприбытие в судебное заседание лиц, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела, не препятствует судебному рассмотрению. В случае принятия решения об отсрочке или рассрочке исполнения постановления по административному делу суд изменяет срок подачи субъектом властных полномочий отчета об исполнении такого постановления.
Определение суда по результатам рассмотрения вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении либо установлении способа и порядке исполнения судебного решения может быть обжаловано в общем порядке.
В соответствии со ст. 264 КАС при выбытии одной из сторон исполнительного производства по представлению государственного исполнителя или по заявлению заинтересованного лица суд может заменить сторону исполнительного производства ее правопреемником.
Суд рассматривает вопрос о замене стороны исполнительного производства в десятидневный срок в судебном заседании с уведомлением государственного исполнителя или заинтересованного лица, обратившихся с представлением (заявлением), и лиц, принимающих участие в деле. При этом неприбытие в судебное заседание лиц, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела, не препятствует судебному рассмотрению.
Определение суда по результатам вопроса о замене стороны исполнительного производства может быть обжаловано в общем порядке.
Достаточно часто на практике возникает ситуация, когда лицо, не в пользу которого вынесено решение, осуществляет его исполнение в добровольном порядке, а в установленных законодательством случаях — в принудительном порядке.
В дальнейшем это решение отменяется судом апелляционной либо кассационной инстанции, и возникает вопрос, как возвратить лицу то, что оно исполнило на основании решения, утратившего силу.
Законодателем в этом случае предусмотрен возврат исполнения судебного решения.
Так, ст.
265 КАС определено, что вопрос о возврате исполнения судебного решения решает суд апелляционной или кассационной инстанции, если, отменив судебное решение (признав его недействительным или утратившим законную силу), он закрывает производство по делу, оставляет исковое заявление без рассмотрения или отказывает в удовлетворении административного иска либо удовлетворяет исковые требования в меньшем размере.
В случаях, установленных частью первой ст. 265 КАС, суд, определяя новое судебное решение, должен обязать истца возвратить ответчику безосновательно взысканное с него по отмененному судебному решению или определить другой способ и порядок осуществления возврата исполнения.
Если вопрос о возврате исполнения судебного решения не был решен судом апелляционной либо кассационной инстанции, заявление ответчика о возврате исполнения рассматривается административным судом, в котором находится дело. Заявление о возврате исполнения может быть подано в течение одного года со дня возникновения оснований для возврата исполнения.
За подачу заявления о возврате исполнения судебный сбор не уплачивается.
Суд рассматривает заявление о возврате исполнения в судебном заседании с уведомлением лиц, принимающих участие в деле, и постановляет определение, которое может быть обжаловано в общем порядке. Неприбытие в судебное заседание лиц, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела, не препятствует судебному рассмотрению.
При этом возврат исполнения постановления о возмещении ущерба, причиненного субъектом властных полномочий увечьем, другим повреждением здоровья или смертью физического лица, постановления о присуждении выплаты пенсий или других периодических платежей из Госбюджета Украины или внебюджетных государственных фондов, а также постановления о присуждении выплаты заработной платы либо другого денежного содержания в отношениях публичной службы допускается, если отмененное постановление было обосновано на сообщенных истцом заведомо ложных сведениях или представленных им поддельных документах.
Владислав РОЗМОШ, заместитель директора Юридического департамента ГНА
Украины
— начальник отдела представительства интересов органов
ГНС в судах кассационной инстанции и обобщения судебной практики
Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/3850
3 основных проблемы исполнения решений арбитражных судов и пути их решения
Александр Афонин
Руководитель практики судебно-претензионной работы в “Афонин, Божор и партнеры”
специально для ГАРАНТ.РУ
Если ответчик-предприниматель по вашему делу проиграл суд – это совсем не значит, что он смирился и готов расстаться со своим имуществом. Кроме того, исполнение судебного решения будет затруднено из-за нескольких особенностей системы судопроизводства. На практике можно столкнуться со следующими проблемами.
Затягивание сроков получения исполнительного листа. Исполнительный лист выдается, по общему правилу, после вступления решения суда в законную силу в соответствии со ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса.
Наиболее распространенным способом отсрочить вступление решения в законную силу является подача апелляционной жалобы.
В случае принятия апелляционной жалобы к производству решение вступит в законную силу только после ее рассмотрения (ст. 180 АПК РФ). Срок рассмотрения такой жалобы составляет два месяца (ст. 267 АПК РФ).
Однако по причине загруженности судов на практике этот срок варьируется от 2,5 до 5 месяцев.
Некоторые недобросовестные юристы дополнили этот способ тем, что изначально подают апелляционные жалобы с нарушением требований ст. 260 АПК РФ.
Например, не прикладывают копию доверенности представителя либо платежное поручение об оплате госпошлины. Такие жалобы оставляют без движения, и заявитель получает дополнительное время для устранения недостатков.
И только после истечения установленного судом срока повторно решается вопрос о принятии жалобы к производству.
Противодействовать со стороны должника получению исполнительного листа можно путем заявления большого числа ходатайств, истребования документов, обжалования иных судебных постановлений.
Например, подача кассационной или частной жалобы сами по себе не приостанавливает вступления решения в законную силу, однако сотрудники аппарата суда не выдают исполнительный лист без материалов дела, которое истребовано вышестоящим судом.
Иногда “теряется” исполнительный лист. Получить его дубликат невозможно, не подтвердив документально его потерю. Определение о выдаче дубликата исполнительного листа принимается в судебном заседании, а весь процесс получения дубликата занимает не меньше 2-3 месяцев с момента обращения.
Заявление о выдаче исполнительного листа лучше подавать заранее и при этом регулярно отслеживать сроки изготовления исполнительного листа по телефону. В заявлении о выдачи исполнительного листа необходимо указать на то, что вы желаете получить его лично на руки, чтобы не ждать его доставки почтовым отправлением.
Исполнение судебного решения не производится. Представим, что исполнительный лист успешно получен и направлен с соответствующим комплектом документов в банк для списания средств со счета должника или в службу судебных приставов, однако денежные средства в 2-3-месячный срок с момента предъявления в службу судебных приставов (ст.
36 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”) или в течение недели с момента предъявления в банк (п. 2.3 Положения Банка России от 10 апреля 2006 г. № 285-П “О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями”) не поступают.
Как правило, это вызвано одной из следующих причин:
- при оформлении исполнительного листа допущены ошибки или описки, в результате чего он не соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”. Такой исполнительный документ в лучшем случае будет возвращен без исполнения по почте взыскателю через 1-3 месяца, а в худшем случае затеряется в отделе судебных приставов или банке. Для минимизации этого риска необходимо внимательно проверять все разделы исполнительного листа при получении. В случае обнаружения ошибок и описок необходимо направить его в суд вместе с заявлением об исправлении выявленных несоответствий, это займет в среднем порядка одного месяца;
- исполнительный лист утрачен или затерялся на длительный срок. Зачастую возникают ситуации, когда в банке данных об исполнительных производствах на официальном сайте ФССП России (http://fssprus.ru/iss/ip) длительное время сведения о возбужденном исполнительном производстве отсутствуют, попасть на прием к судебному приставу-исполнителю невозможно из-за его отпуска, выезда или обучения.
Исполнительный лист может затеряться в канцелярии отдела судебных приставов либо непосредственно у судебного пристава-исполнителя. По причине большой загрузки подобные случаи происходят не редко и тяжело доказать, что исполнительный лист действительно передавался в отдел.
Для того чтобы защититься в такой ситуации, исполнительный документ всегда следует передавать нарочно под отметку о принятии либо отправлять ценным письмом с описью вложения. В таком случае вам будет легче требовать его обнаружения в досудебном либо судебном порядке, а в случае безвозвратной утраты позволит гарантированно получить дубликат;
- на счете организации отсутствуют необходимые денежные средства. Если денежные средства на счете отсутствуют более 2-3 недель, то правильным решением будет отозвать исполнительный лист из кредитной организации на основании письменного заявления и предъявить для возбуждения исполнительного производства в службу судебных приставов;
- судебный пристав-исполнитель бездействует. Возбудить исполнительное производство, разослать стандартные запросы в Росреестр, ГИБДД, ФНС России и кредитные организации, где по сведениям ФНС у должника имеются счета – это “рабочий минимум”, которым обычно ограничиваются действия судебного пристава-исполнителя. Старшие судебные приставы и суды при оспаривании бездействия пристава с вашей стороны, как правило, признают такой перечень достаточным.
Однако на практике этого бывает недостаточно.
Случаются порой комичные ситуации, когда организация-должник имеет свой сайт в Интернете и ведет деятельность по указанному там адресу, но по причине отсутствия у судебного пристава-исполнителя доступа в Интернет со служебного компьютера, взыскатель через полгода получит лишь постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью установить местоположение должника.
Наиболее продуктивная позиция – активное сотрудничество с судебным приставом и организационная помощь с вашей стороны, в том числе:
- сбор по официальным и неофициальным источникам информации о должнике и ее предоставление приставу. В случае если она официальная и подтверждена документально (например, выпиской о праве собственности на имущество), то пристав вправе на ее основании вынести постановление о применении мер взыскания.
- организация поездки на личном автомобиле или такси судебного пристава-исполнителя до фактического адреса организации-должника или местоположении имущества для его ареста;
- доставка постановления о наложении взыскания в кредитные организации или отправка по просьбе пристава почтовой корреспонденции.
У должника отсутствует имущество. Самая главная проблема исполнения судебного решения – это отсутствие имущества у должника.
Для того чтобы избежать такой ситуации, необходимо до подачи искового заявления в суд, а лучше – вообще до начала работы с контрагентом, проверить его по открытым и бесплатным базам данных (онлайн-сервис получения информации из ЕГРЮЛ (https://egrul.nalog.ru/), сведения Росстата о бухгалтерской отчетности (http://www.gks.ru/accounting_report), банк данных исполнительных производств ФССП России (http://fssprus.ru/iss/iP) и т.п.) и, по возможности, по закрытым платным базам.
Оценка рисков невозврата долга – сложный процесс, требующий опыта и знаний.
Тем не менее руководитель может самостоятельно сделать вывод о плохом имущественном положении контрагента либо не сдающего налоговую отчетность за два и более года.
И напротив, наличие крупных государственных контрактов снижает шансы того, что из организации будут выведены активы, и она инициирует процедуру банкротства.
При наличии у организации-должника имущества следует требовать наложения предварительных обеспечительных мер до подачи иска и обеспечительных мер одновременно с исковым заявлением (ст. 90, ст. 99 АПК РФ).
Необходимо документально подтвердить, что руководство должника активно выводит капиталы либо намеревается это сделать. Аналогичные ходатайства необходимо заявлять для обеспечения исполнения судебного акта (ст. 100 АПК РФ).
Это позволит сохранить имущество у должника до начала исполнения судебного решения.
При отсутствии у организации должника имущества, можно инициировать процедуру привлечения контролирующих организацию лиц к субсидиарной ответственности на основании ст. 61.11 Федерального закона от 26 октября 2002 г.
№ 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, если действия таких лиц привели к банкротству.
Однако должник в качестве меры противодействия может сам инициировать процедуру банкротства, перед этим предусмотрительно создав фиктивную задолженность перед подконтрольными лицами и уже вам придется оспаривать сделки должника по созданию контролируемой задолженности.
Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/afonin/1198720/