Автор Сергей в 13 мая 2018. Новости
Для многих ограничения, связанные с допуском секретности, заключаются в запрете выезжать за границу. Именно невозможность зарубежных поездок в отпуск или к родственникам отпугивает многих от оформления допуска к гостайне и заключения соответствующего контракта.
Между тем, формальное наличие допуска секретности не означает автоматического запрета на пересечение границы, зато может предполагать ряд иных ограничений, о которых говорят и пишут редко.
Содержание
- 0.1 Что означает допуск к гостайне
- 0.2 Какие ограничения связаны с допуском секретности
- 0.3 1. Ограничения, связанные с выездом за границу.
- 0.4 2. Ограничения, связанные с распространением секретной информации и использованием носителей гостайны
- 0.5 3. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни
- 1 1 форма допуска секретности: оформление, ограничения
- 2 Отмена ограничения выезда заграницу для людей ознакомленных с сов. секретными документами (2 форма)
- 3 Осторожно: государственная тайна!
Что означает допуск к гостайне
Допуск предоставляется:
- должностным лицам и гражданам, которым по роду работы (службы) необходим доступ к сведениям и документам определённой степени секретности;
- организациям, которым для проведения работ и оказания услуг необходим доступ к информации, содержащей гостайну.
Должностные лица и сотрудники оформляют допуск к гостайне по месту работы или службы. Юридические лица для доступа к секретным сведениям обязаны получить лицензию ФСБ.
Допуск позволяет изучать и работать с засекреченными документами. Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска.
Подробнее: Получение допуска к государственной тайне
Какие ограничения связаны с допуском секретности
Закон РФ «О государственной тайне» в ст. 24 предусматривает следующие ограничения прав и свобод для тех, кто оформил форму секретности:
1. Ограничения, связанные с выездом за границу.
Срок запрета оговаривается в трудовом договоре, с которым работник знакомится под роспись. Обратите внимание, что ограничение на выезд действует определённое время после увольнения, а органы ФМС и таможенной службы в обязательном порядке взаимодействуют с ФСБ по вопросам выезда «секретчиков» за границу.
Подробнее: Формы допуска к гостайне
Для тех, у кого 3 форма допуска секретности, ограничений практически нет. Они подписывают обязательство о неразглашении — и на этом, как правило, все ограничения заканчиваются. Более того, часто 3 форму допуска к гостайне получают лишь для оформления на должность из номенклатуры, и фактически человек может никогда так и не увидеть секретных документов.
Видимо, поэтому ФСБ считает таких носителей гостайны достаточно безобидными и позволяет выезжать за границу без указания о наличии формы секретности в анкете ФМС и уведомления работодателя.
С обладателями 1 и 2 формы допуска секретности сложнее. Как правило, в трудовом договоре установлен 5-летний срок ограничения на выезд с момента ознакомления с совершенно секретными или особо важными документами. По решению Межведомственной комиссии по гостайне срок может быть продлён в общей сложности до 10 лет.
- Но не нужно думать, что наличие допуска секретности 1 или 2 формы автоматически закрывает вам путь за границу. Решение об ограничении возможности выезда принимается не просто по факту допуска к гостайне, а с учётом следующих обстоятельств:
- факт непосредственной работы гражданина с совершенно секретными или особо важными сведениями и документами;
- степень секретности сведений на момент запроса о выезде;
- цель выезда, обстоятельства и другие факторы, которые влияют на принятие решения об ограничении права на выезд.
- при оформлении заграничного паспорта ФМС обязательно согласует это с ФСБ;
- при отрицательном заключении ФСБ в выдаче паспорта могут отказать;
- даже при положительном заключении ФСБ загранпаспорт может оформляться до 3-х месяцев;
- обо всех намерениях выехать за рубеж необходимо уведомить работодателя и 1 отдел;
- 80% внутренних инструкций режимно-секретных предприятий предусмотрено, что загранпаспорт сотрудника хранится в 1 отделе и выдаётся лишь после согласования поездки.
- запрет разглашать секретные сведения, ставшие известными гражданину по роду службы или работы;
- ограничения, обусловленные соблюдением правил работы, хранения, передачи и пересылки носителей информации, содержащей гостайну;
- ограничения, связанные с использованием открытий и изобретений, содержащих гостайну. Например, запрещается использовать вне помещений предприятия приборы или составляющие элементы секретных разработок. Запрещается вывозить или использовать чертежи или модели, прототипы или опытные образцы изобретений, на которые распространяются режим гостайны. Секретные сведения нельзя использовать в качестве примера или аргумента в общедоступных публикациях или научных работах.
- заполнение анкеты;
- предоставление документов, подтверждающих анкетные сведения;
- прохождение медкомиссии и получение справки формы 989-н;
- ознакомление с НПА, регулирующими работу с государственной тайной, подписание согласия на обработку персональных данных, проведение проверочных мероприятий и на ограничения, связанные с допуском к особо важной информации.
- изучение и подтверждение анкетных и биографических данных;
- изучение предыдущей учебной и служебной деятельности;
- изучение данных о судимостях и привлечении к уголовной и административной ответственности;
- проверка фактов, свидетельствующих о возможной угрозе разглашения секретных сведений.
- фактическая работа гражданина с особо важными документами и сведениями;
- степень секретности данных на момент запроса о выезде за рубеж;
- цель и срок выезда, страна, иные обстоятельства, влияющие на конечное решение о разрешении заграничной поездки.
- загранпаспорт оформляет либо режимно-секретное подразделение, либо сам гражданин, но с согласия 1 отдела;
- выдачу загранпаспорта ФМС обязательно согласует с органами ФСБ;
- в выдаче загранпаспорта может быть отказано, если ФСБ представит отрицательное решение о выезде гражданина;
- даже при согласии ФСБ на выезд ФМС будет оформлять загранпаспорт 2-3 месяца;
- большинство регламентов в организациях, работающих с гостайной, предусматривает, что загранпаспорта граждан, имеющих первую форму допуска, хранятся в режимно-секретном отделе и выдаётся работнику только после согласования выезда за границу.
Особенности выезда за границу для лиц, имеющих допуск 1 и 2 степени, таковы:
Оформляя допуск к гостайне, сотрудник осознаёт и соглашается с тем, что его право на выезд из РФ может быть ограничено, поэтому судебное обжалование запрета на выезд ничего не даст.
Судебная практика поддерживает всестороннюю защиту государственной тайны и максимум, на что можно рассчитывать — сокращение срока ограничения выезда и только в случае, если удастся обосновать нецелесообразность и чрезмерность установленного срока.
2. Ограничения, связанные с распространением секретной информации и использованием носителей гостайны
За расплывчатой формулировкой скрываются:
К подобной работе имеют доступ только лица с 1 и 2 формой допуска, поэтому ограничения распространяются только на них.
3. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни
В ходе проверки сотрудники работодателя и ФСБ получают анкетные данные претендента, которые проверяют в том числе и из других источников.
В ходе такой проверки органы ФСБ могут, например, делать запросы в полицию, органы ЗАГС, учебные заведения и организации для проверки биографических сведений не только претендента на допуск, но и членов его семьи, получать информацию о банковских счетах, операциях, имуществе, сделках и т.д.
Такие ограничения для оформления допуска секретности возможны лишь во время предварительной проверки. В иное время неприкосновенность частной жизни может быть ограничена только по основаниям, предусмотренным законом.
Хотите узнать больше об ограничениях и процедуре оформления допуска к гостайне? Звоните!
Трекбэк с Вашего сайта.
Источник: http://licenziya-fsb.com/ogranicheniya-dopusk-sekretnosty
1 форма допуска секретности: оформление, ограничения
Автор Сергей в 9 ноября 2018. Лицензирование ФСБ
Допуск к гостайне по форме 1 позволяет знакомиться с засекреченными сведениями особой важности. Согласно градации, закрепленной в постановлении Правительства РФ № 63 информация особой важности представляет собой данные, при разглашении которых ущерб может быть причинен всему государству и затронет сферы военной, научной, политической, разведывательной и контрразведывательной деятельности.
В отличие от сведений с грифом «секретно» и «совершенно секретно», которые чаще всего носят обобщённый и нормативный характер, информация особой важности конкретна и в случае обнародования или передачи заинтересованным третьим лицам способна поставить под угрозу безопасность государства, научные разработки в особо значимых областях, а также внутреннюю и внешнюю политику. Такие данные не нужны для выполнения большинства работ, связанных с доступом к гостайне, поэтому фирмы с лицензией ФСБ на работы со сведениями особой важности — это редкость. В основном допуск по форме 1 оформляется сотрудникам особых подразделений в армии и силовых ведомствах (МВД, ФСБ) и прокуратуре, а также ряде научных организаций.
Как оформляется
Процедура для претендента на 1 форму допуска секретности ничем не отличается от оформления 2 и 3 формы:
Со стороны 1 отдела организации и органов ФСБ следует более строгая проверка для тех, кто получает 1 форму допуска секретности для работы с гостайной. Проверке подлежат сам гражданин, его близкие родственники, служебные связи — всё окружение, которое потенциально может угрожать утечкой информации через претендента. В проверочные мероприятия входят:
Проверка при оформлении 1 формы допуска секретности может занимать до 3-х месяцев. Перед ней претендент даёт согласие на временное ограничение права на неприкосновенность частной жизни в отношении себя и своих близких родственников, т. к. ФСБ проводит всесторонний анализ окружения гражданина и его повседневной жизни.
Ограничения при 1 форме допуска к гостайне
Самое серьёзное ограничение связано с выездом за рубеж. Как правило, при получении допуска к сведениям особой важности гражданин становится «невыездным» в течение 5 лет. Это условие закрепляется в трудовом договоре, т. е.
подписав контракт, гражданин добровольно принимает на себя такое ограничение.
В зависимости от важности сведений, а также актуальности их на момент окончания ограничения, межведомственная комиссия по защите гостайны вправе продлить срок запрета на выезд за границу до 10 лет.
Статья по теме: Ограничения при допуске к государственной тайне
Обратите внимание: наличие 1 формы допуска секретности не означает, что вы автоматически лишены заграничных поездок. Решение о запрете на выезд принимается с учетом следующих факторов:
Особенности выезда за рубеж:
Конечно, отказ работодателя в выдаче загранпаспорта или отрицательное заключение ФСБ можно обжаловать в суд. Однако шансы выиграть в таком деле минимальны: гражданин добровольно ограничил свои права на заграничные поездки, к тому в своих решениях суд будет руководствоваться в первую очередь защитой интересов государства. Максимум, на что можно рассчитывать — сокращение срока запрета на выезд.
Другие ограничения связаны в основном с распространением особо важных сведений, а также с неприкосновенностью частной жизни.
Первое представляет собой запрет разглашать секретные данные, каким-либо образом использовать их научных, образовательных или учебных проектах, не связанных с должностными обязанностями гражданина, а также запрет использовать рабочие модели, прототипы, схемы в нарушение регламентов работы с секретными данными. Кроме того, гражданин обязан соблюдать правила обращения с носителями гостайны.
Неприкосновенность частной жизни может быть нарушена, например, в ходе проверочных мероприятий ФСБ (запрос данных о судимостях, заграничных поездках, медицинские сведения, информация о банковских счетах и вкладах и т. д.)
Нарушение ограничений влечет уголовную или административную ответственность (степень зависит от обстоятельств совершения).
Статья по теме: Ответственность за разглашение гостайны
Нужна помощь в получении лицензии ФСБ или допуска к гостайне? Обращайтесь, поможем.
Трекбэк с Вашего сайта.
Источник: http://licenziya-fsb.com/1-forma-dopuska-sekretnosti
Отмена ограничения выезда заграницу для людей ознакомленных с сов. секретными документами (2 форма)
Инициатива № 77Ф6568 Уровень инициативы: Федеральный В данный момент любой человек имеющий 2 форму допуска к государственной тайне и ознакомленный с совершенно секретными сведениями не имеет возможности выехать из страны в течение 5 лет после последнего ознакомления с документами. Вторая форма допуска очень распространена.
Её оформляют в армии, в большом количестве НИИ, конструкторских бюро, на производстве для оборонного комплекса. Естественно у большинства людей со второй формой есть и реальное ознакомление с сов. секретными документами и на них действует ограничение выезда.
Такое ограничение отпугивает сотрудников от всех гражданских и военных специальностей, таким образом снижая количество кадров в областях, где и без того не хватает специалистов из-за низких зарплат. Молодые специалисты предпочитают работать не по специальности, но не связываться с невыездом. Возможно в советское время данная форма ограничения распространения закрытых данных и имела смысл.
Въезд и выезд из страны жёстко контролировался, был минимален, и передать данные можно было только лично. Ситуация давно изменилась. Есть Интернет, миллионы людей свободно въезжают и выезжают из Российской Федерации. Передать информацию стало легко в любой форме. Но этот изживший себя закон всё равно действует, отпугивая кадры от тех областей, где они реально нужны и уже сейчас.
Данные ограничения также противоречат Конституции Российской Федерации: Статья 27 п.2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Статья 17 п.2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В дополнение к этому ограничения на выезд противоречат и нашим международным соглашениям, Россия, вступая в Совет Европы (28.02.
1996) приняла на себя обязательства “немедленно прекратить практику ограничений на зарубежные поездки людей, владеющих государственными секретами, оставив лишь те ограничения, которые являются общепринятыми в государствах членах Совета Европы” (Заключение №193 Парламентской Ассамблеи Совета Европы по заявке России на вступление в Совет Европы п.10-XV, принято 25.01.1996).
В данный момент ограничения на выезд по причинам секретности известной информации отсутствуют не только в странах-участниках Совета Европы, но и в странах СНГ.
Исходя из вышеизложенного я предлагаю отменить ограничение выезда для лиц, ознакомленных только с документами под грифом “Совершенно секретно”.
Граждане, ознакомленные с этими документами, не должны быть ущемлены в правах, тем более, если это ущемление уже давно не несет практической пользы и наносит вред целым отраслям производства, науки и обороны. При невозможности полной отмены невыезда, предлагаю рассмотреть хотя бы снижение срока невыезда после последнего ознакомления до одного года.
1. Исполнение положений Конституции Российской Федерации 2. Исполнение международных договоренностей, заключенных Российской Федерацией. 3. Увеличение привлекательности профессий, в которых для работы требуется ознакомление с документами по второй форме (“Совершенно Секретно”). Это оборонный комплекс, военная промышленность, военная служба, научные исследования.
4. Отмена устаревшего закона, не имеющего практического смысла в данный момент.
Снять ограничение на выезд за пределы Российской Федерации и получение заграничного паспорта для всех лиц имеющих ознакомление с документами под грифом “Совершенно Секретно” и ниже. Оставить ограничение на выезд за пределы Российской Федерации и получение заграничного паспорта для всех лиц имеющих ознакомление с документами под грифом “Совершенно Секретно” только на время работы с документами под этим грифом. После увольнения или переход на 3-ю форму допуска человек будет иметь право получить загранпаспорт и выезжать на стандартных условиях для граждан Российской Федерации. Оставить ограничение на выезд за пределы Российской Федерации и получение заграничного паспорта для всех лиц имеющих ознакомление с документами под грифом “Совершенно Секретно”. Снизить срок невыезда после последнего ознакомления с документами под данным грифом до 1 года.
← К началу списка инициатив
Источник: https://www.roi.ru/6568/
Осторожно: государственная тайна!
Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых – постоянных или временных – работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности.
Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых.
И, будучи напрямую связанной с государственными интересами, требует особого внимания.
На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ от 21.07.1993 г.
№ 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне). Данный закон раскрывает суть понятия «государственная тайна» применительно к любым существующим правоотношениям.
Итак, государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона о государственной тайне).
Как следует из данного определения, государственная тайна отличается от служебной, коммерческой и иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны с государственными интересами Российской Федерации (а не конкретного предприятия или организации) и их разглашение может нанести ущерб безопасности всего государства, а не отдельно взятого юридического лица или предпринимателя. Именно поэтому в любой стране мира государственной тайне всегда уделяется повышенное внимание.
Поскольку обладание сведениями, составляющими государственную тайну, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, связанные с их сохранностью и нераспространением, законодатель четко определяет данные сведения, закрепив их перечень в ст. 5 Закона о государственной тайне и подразделив их на следующие категории:
- сведения в военной области;
- сведения в области экономики, науки и техники;
- сведения в области внешней политики и экономики;
- сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г.
№ 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 Закона о государственной тайне.
Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.
Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ от 30.11.1995 г.
№ 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.
В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.
Помимо сведений, составляющих государственную тайну, также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне таковыми являются сведения:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
- о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Данный перечень служит гарантом защиты прав работников, допущенных к государственной тайне, от возможных злоупотреблений со стороны работодателя, поскольку не позволяет последнему выдавать указанные выше сведения за государственную тайну и на этом основании применять к работникам меры дисциплинарного воздействия за их разглашение, даже если такое разглашение, по тем или иным причинам, вредит интересам работодателя.
Порядок допуска к государственной тайне
Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.
Допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности1.
Лицензия выдается предприятиям при выполнении ими следующих условий:
- выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;
- наличие подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
- наличие сертифицированных средств защиты информации.
Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Под доступом к сведениям понимается санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:
- первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
- вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
- третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.
Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определяется Законом о государственной тайне, а также Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации2 к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1050 (далее – Инструкция о порядке допуска).
Итак, допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:
1. Принятие на себя гражданином или должностным лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну.
2. Согласие гражданина или должностного лица на частичные, временные ограничения прав. В соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:
- права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне3;
- права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
- права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.
3. Письменное согласие гражданина или должностного лица на проведение в его отношении проверочных мероприятий полномочными органами.
Проверочные мероприятия, связанные с оформлением граждан по первой и второй формам допуска, осуществляются ФСБ РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – органы безопасности).
Допуск граждан по третьей форме, за исключением случаев, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности данных, предоставленных гражданином, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.
Однако это не касается руководителей организаций, допуск которых оформляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности (п. 6 Инструкции о порядке допуска).
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым оформляется допуск. Проверка проводится с целью выявления оснований, которые могут послужить причиной отказа в допуске к государственной тайне. Согласно ст. 22 Закона о государственной тайне для гражданина или должностного лица такими основаниями являются:
- признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
- наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню4 , утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
- выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
- уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Если при проверке обнаруживается хотя бы одно из указанных оснований, гражданину или должностному лицу должно быть отказано в допуске к государственной тайне.
Решение об отказе принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.
Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.
4. Определение видов, размеров и порядка предоставления гражданину или должностному лицу социальных гарантий. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:
- преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении организационных и (или) штатных мероприятий;
- процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым сотрудник имеет доступ;
- дополнительная процентная надбавка к заработной плате за стаж работы для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.
Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=7171