Возможно ли привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности?

Проблемы привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности

А.Р.Храмов

Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург.   

Аннотация. Статья посвящена вопросам, возникающим в процессе привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Выявлен ряд пробелов и коллизий в действующем законодательстве, рассмотрены некоторые проблемы привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих, предложены пути решения указанных проблем.

Ключевые слова: военнослужащий, дисциплинарный проступок, ответственность, дисциплинарное наказание.

          Актуальность проблемы. В условиях современной деятельности военных организаций и специфики решаемых задач воинская дисциплина является одним из важных вопросов, затрагивающих интересы общества в целом и каждой личности в отдельности.

В сфере обеспечения национальной безопасности, безопасности личности, общества и государства высокая дисциплинированность и организованность военнослужащих является ее ключевым фактором.

Исходя из этого, вопрос о возможности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности приобретает все большую актуальность.

Проблемы привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Военнослужащие внутренних войск несут юридическую ответственность наряду с другими гражданами. Военнослужащие несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, материальную и уголовную ответственность [5, 6].

В то же время специфика военной службы, особенности конституционного статуса военнослужащих обусловливают особенности юридической ответственности. Одной из таких особенностей выступает то, что за совершение ряда административных правонарушений военнослужащие несут дисциплинарную ответственность.

Порядок, основания и особенности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности регулируются нормами военного права. При этом необходимо отметить, что по сравнению с другими видами ответственности, процессуальные аспекты привлечения к дисциплинарной ответственности наименее отражены в действующем российском законодательстве.

При этом основной проблемой выступает не только недостаточное количество указанных норм, но и полное отсутствие какой-либо правовой регламентации по ряду важных вопросов.

Результатом этого является то, что разбирательство по вопросу совершения или не совершения дисциплинарного проступка зачастую основано на правовой грамотности и внутреннем убеждении лиц, имеющих право налагать дисциплинарные взыскания.

Подобные законодательные пробелы нередко служат в качестве основания для незаконного привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Безусловно, это не может не сказаться на отношении в военной службе как самих военнослужащих, так и иных граждан, сформировать у них отрицательное мнение  о ней, а также повлечь увеличение числа граждан, уклоняющихся от несения военной службы.

Также, необходимо отметить следующие факты: в дисциплинарном уставе Вооруженных сил Российской Федерации содержится подробное описание того, какие дисциплинарные взыскания, кем и в отношении кого могут быть применены, однако отсутствует какая-либо регламентация общих прав и обязанностей сторон дисциплинарного разбирательства [2]. Кроме того, вышеуказанный Устав предусматривает, что разбирательство в отношении совершенного дисциплинарного проступка может производиться и в устной форме, без подкрепления какими-либо письменными доказательствами [2]. Полагаем, что данное положение дисциплинарного Устава может повлечь нарушение принципа законности при разрешении вопроса о виновности лица в совершении дисциплинарного проступка, а также отсутствие полноты и всесторонности разбирательства. Обязательно в письменных материалах разбирательства должны быть отражены объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности. Как справедливо уточнил С.Н. Бордин [1], объяснения следует брать как можно более полные, с указанием времени, места совершения проступка, очевидцев произошедшего и установочных данных на них, обстоятельств, при которых совершен проступок, краткой характеристики виновного лица, мотивов и целей совершения проступка и другой информации, имеющей отношение к разбирательству.

Следующей проблемой, возникающей при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности, на наш взгляд, выступает проблема возможности обжалования примененного дисциплинарного наказания. В п. 83 Дисциплинарного Устава Вооруженных сил РФ указано, что обжаловать наложенное наказание военнослужащий имеет право только лишь после его наложения [2].

Данная норма закона ограничивает права военнослужащих на справедливое рассмотрение и разрешение дела.

По нашему мнению, необходимо внести изменения в действующее законодательство, которыми предусмотреть возможность подачи жалобы до фактического применения дисциплинарного наказания, а также предусмотреть такой порядок обжалования, при котором исполнение дисциплинарного наказания возможно лишь после рассмотрения жалобы по существу.

В силу положений Конституции Российской Федерации [3], лицо не может быть дважды осуждено за одно и то же преступление. Однако, как в п. 32 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ [5], так и в п.

89 Дисциплинарного устава Вооруженных сил РФ [2] указано, что даже в случае применения к военнослужащему дисциплинарного взыскания, он не освобождается от уголовной ответственности за это правонарушение. Таким образом, налицо применение двойной меры ответственности.

Полагаем, что в случае осуществления уголовного преследования военнослужащего, от дисциплинарного наказания он должен быть освобожден.

В ряде случаев меры дисциплинарной ответственности применяются взамен административной ответственности, а иногда и одновременно, хотя объект противоправного посягательства выступает иным.

Представляется, что вопрос о возможности наложения дисциплинарного взыскания в качестве меры ответственности за административное правонарушение, за которое военнослужащий уже понес административное наказание, должен решаться отрицательно.

Тот факт, что в совершенном деянии оказываются совмещенными признаки административного и дисциплинарного правонарушения, не должен служить основанием для одновременного применения мер и административной, и дисциплинарной ответственности. О проблемах «кумуляции» различных видов юридической ответственности указывал в своих работах и Ю.Н. Туганов [4, с. 106-107].

Вывод. Таким образом, учитывая вышесказанное, необходимо констатировать, что в действующем российском законодательстве существует еще немало проблем, касающихся привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

Литература:

1.    Бордин С.Н. О некоторых вопросах проведения разбирательств в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. – 2014. – N 5. – С. 24 – 28.

2.    Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 // СЗ РФ. 2007. N 47 (часть I) ст. 5749.

3.    Конституция Российской Федерации (принята на всенародном ании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. – N 237.

4.    Туганов Ю.Н. Дисциплинарная ответственность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (теоретико-правовой аспект): Монография. Чита, 2007. – С. 106 – 107.

5.    Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 // СЗ РФ. 2007. N 47 (часть I) ст. 5749.

6.    Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. N 22 ст. 2331.

Сведения об авторе:

Храмов Андрей Романович – студент (магистрант) юридического факультета Уральского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, город Екатеринбург, e-mail: cnn-7@mail.ru

Источник: http://cscb.su/n/021501/021501012.htm

Порядок применения дисциплинарного ареста к военнослужащим

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201602031747-ajbr.htm

С учетом правового положения. ответственность военнослужащих (б. аралбаев, судья военного суда талдыкорганского гарнизона)

С учетом правового положения

Б. Аралбаев,

судья Военного суда Талдыкорганского гарнизона

Все военнослужащие равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан республики, с учетом особенностей своего правового положения.

Правонарушением, за совершение которого наступает юридическая ответственность, признается противоправное и виновное деяние (действие или бездействие). Его характеризуют следующие признаки: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

Военнослужащие могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой, уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность является одним из важнейших факторов поддержания организованности и боеспособности войск. Она выступает в качестве активного юридического средства укрепления воинской дисциплины посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий как меры воздействия.

Меры дисциплинарной ответственности определены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. Взыскания, налагаемые на военнослужащих по контракту, подразделяются на замечание, выговор, строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение с воинской службы по отрицательным мотивам.

В соответствии со ст.

53 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих», за нарушения воинской дисциплины командир применяет к военнослужащему такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в должности на одну ступень, снижение в воинском звании на одну ступень, увольнение с воинской службы по отрицательным мотивам.

Как мы видим, в Дисциплинарном уставе такие виды наказаний, как снижение в должности на одну ступень или снижение в воинском звании на одну ступень не предусмотрены. В связи с этим, наверное, необходимо внести соответствующие изменения в Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РК.

Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников.

Строгость взыскания увеличивается, если виновный неоднократно совершал проступки или участвовал в групповом правонарушении. Если проступок совершен во время несения боевого дежурства, боевой службы и при исполнении служебных обязанностей или в состоянии алкогольного или иного опьянения.

При наложении взыскания на военнослужащего не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических и моральных страданий и проявление по отношению к нему грубости.

Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот проступок, в отношении которого установлена его вина, т.е. проведено служебное расследование, у виновного лица взята объяснительная.

Если в ходе служебного расследования выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, командир немедленно докладывает непосредственному начальнику и информирует правоохранительные органы.

Наложение дисциплинарного взыскания (за исключением случаев, не терпящих отлагательства) на военнослужащего, совершившего проступок, производится не раньше, чем через двое-трое суток с момента обнаружения проступка, чтобы лучше выявить обстоятельства нарушения воинской дисциплины.

Взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения.

К примеру, если взыскание наложено по истечении одного месяца со дня обнаружения проступка, данное взыскание считается незаконным, так как прошел срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности.

Если виновное лицо совершило дисциплинарный проступок, однако о том, что оно совершило проступок стало известно по истечении пяти месяцев со дня его совершения, то на него может быть наложено взыскание, с учетом того, что предусмотренный уставом шестимесячный срок со дня совершения проступка не прошел.

Взыскания военнослужащим объявляются устно или письменным приказом командира. При этом взыскание, объявленное устно, вступает в силу после занесения его в служебную карточку. О взыскании военнослужащему в трехдневный срок доводится под роспись.

Объявлять дисциплинарные взыскания командирам и их заместителям в присутствии подчиненных запрещается.

Военнослужащий считается не имеющим взысканий после их снятия соответствующим командиром в порядке поощрения или по истечении шести месяцев с момента наложения на него последнего взыскания.

Снятие взыскания, объявленного письменным приказом, производится путем издания письменного приказа командиром, которым это взыскание было наложено, или вышестоящим командиром. Снятие взысканий, объявленных устно или письменно, оформляется соответствующей записью в служебной карточке военнослужащего, которая доводится до него под роспись.

Если наложенное на военнослужащего взыскание не было снято в порядке поощрения, по истечении шести месяцев в соответствующей графе раздела «Взыскания» делается отметка о том, что по истечении срока взыскание снято.

Не допускается привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности по следующим основаниям:

– в случае отсутствия факта проступка; если его действие (бездействие) не является противоправным;

– повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;

– по истечению срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности, установленного настоящим Уставом и законодательством РК;

– в случае исключения его из списков части в связи с увольнением с воинской службы.

Вместе с тем военнослужащий вправе обжаловать наложенное на него взыскание.

Жалоба на действия (бездействие) командиров и других должностных лиц, а также на решения органов военного управления подается вышестоящему должностному лицу или органу военного управления в порядке подчиненности не позднее трех месяцев с момента, когда лицу, подавшему жалобу, стало известно о совершении действия либо о принятии решения соответствующим органом военного управления или должностным лицом.

При несогласии заявителя с принятым решением заявление может быть подано в суд.

 В соответствии с п. п. 3 п.

19 Нормативного постановление Верховного Суда РК от 24 декабря 2010 года № 20 «О некоторых вопросах применения судами норм главы 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан», заявление об обжаловании решения, действия (бездействия) подается в суд с соблюдением правил подсудности.

Заявление военнослужащего или гражданина, проходящего военные сборы, об оспаривании решения органа военного управления или действия (бездействия) должностного лица может быть подано в военный суд соответствующего гарнизона по месту расположения воинской части, органа военного управления.

Источник: https://www.zakon.kz/4615434-s-uchetom-pravovogo-polozhenija..html

Дисциплинарная ответственность военнослужащих

Дисциплинарная ответственность военнослужащих практически не отличается от взысканий, которые могут получить обычные трудящиеся. Различия заключаются в специфики несения службы и применения наказаний.

За проступки, допущенные во время выполнения своих должностных обязанностей, и не влекущие за собой привлечение к административной или уголовной ответственности, руководство виновного лица имеет право наложить на него дисциплинарное взыскание.

Так же как и в отношении гражданских трудящихся, для привлечения к ответственности военнослужащего, его руководству необходимо провести служебное расследование. В его процессе следует выяснить все обстоятельства произошедшего, истребовать письменные пояснения от виновного лица, а также собрать доказательства.

Военнослужащий, в отношении которого производится расследование, имеет право принимать участие в рассмотрении дела, ознакомляться с материалами дела, направлять собственные доказательства, давать пояснения. Если дело касается грубого правонарушения и производится военным судом, то для защиты собственных интересов обвиняемый может воспользоваться юридическими услугами специалистов.

Дисциплинарные взыскания военнослужащих помимо предусмотренных Трудовым кодексом (замечание, выговор и увольнение), включают в себя специальные, которые распространяются только на лиц, работающих в данной сфере. Они закреплены отраслевыми нормативными актами, такими как Дисциплинарный устав ВС РФ.

Решение о назначение дисциплинарного взыскания в отношении виновного лица должно быть принято не позднее 12-ти месяцев с момента совершения военнослужащим правонарушения. По истечении этого срока виновное лицо не может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.

Это касается и ситуаций, когда было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении военнослужащего или оно было прекращено впоследствии. Исполнение наложенного взыскания, также необходимо начать до истечения срока давности.

В противном случае оно не может быть произведено.

Необходимо учитывать, что наложение дисциплинарного взыскания не является основанием для невыполнения прямых должностных обязанностей служащего, кроме случаев его увольнения. Если в качестве меры дисциплинарного воздействия было выбрано понижение в звании или должности, то лицо должно выполнять работу согласно новому кругу обязанностей.

Помимо дисциплинарного взыскания за совершение проступка в рамках выполнения трудовых обязанностей, военнослужащий также может быть привлечен к материальной ответственности, если это предусмотрено отраслевыми или локальными нормативными актами. Процесс возмещения вреда регламентируется действующим федеральным законодательством.

Дисциплинарный проступок: что это такое?

Для военнослужащих в качестве дисциплинарного проступка согласно ст.48 Дисциплинарного устава ВС РФ выступает невыполнение (частичное или полное) возложенных на него служебных обязанностей, нарушение дисциплины, а также общественного порядка.

В качестве меры воздействия на военнослужащего, совершившего проступок, могут быть наложены следующие виды взысканий:

  1. Выговор и строгий выговор;
  2. Лишение служащего допустившего проступок следующего очередного увольнения;
  3. Вынесение предупреждения о неполном соответствии занимаемой воинской должности;
  4. Лишение виновного лица имеющегося у него знака отличия;
  5. Понижение военнослужащего в звании и/или должности;
  6. Увольнение со службы раньше срока по причине ненадлежащего выполнения пунктов заключенного с ним контракта;
  7. Исключение из военно-профессионального образовательного учреждения;
  8. Отказ от участия в военных сборах;
  9. Наложение дисциплинарного ареста.

При рассмотрении вопроса о виде налагаемого взыскания, определяется степень тяжести проступка исходя из собранных доказательств и обстоятельств происшествия.

В качестве доказательств в данном случае выступают любые документы и материалы, которые подтверждают те или иные факты, касающиеся правонарушения.

На их основании командир части принимает решение о наличие или отсутствии оснований для привлечения военнослужащего к ответственности и меры воздействия.

В процессе рассмотрения правонарушения у служащего должны быть истребованы письменные пояснения касательно совершенного им проступка. При отказе от дачи пояснений составляется соответствующий акт. В данном случае командир имеет право трактовать все обстоятельства правонарушения на свое усмотрение.

За какие грубые проступки налагается дисциплинарное взыскание?

В действующем законодательстве, регулирующем вопросы, связанные с несением военной службы, установлены основные характеристики, которые может использовать командир части при определении степень тяжести совершенного правонарушения. Таким образом, к грубым проступкам относят:

  1. Нарушение правил уставного общения между военнослужащими;
  2. Не нахождение на месте службы без уважительных оснований гражданином, находящемся на военных сборах или призванным в установленном порядке;
  3. Неявка на службу без уважительных оснований после завершения срока увольнения, командировки, больничного или времени ежегодного отпуска;
  4. Отсутствие на месте несения службы контрактного военного свыше 4-х часов без достаточных для этого причин.
  5. Ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных в установленном порядке на гражданина;
  6. Невыполнение правил несения боевого и иного дежурства, а также гарнизонного патрулирования;
  7. Нанесение вреда, уничтожение имущества военной части, преступная растрата средств, а также нарушение установленного порядка сохранения ценностей, приведшее к аналогичным последствиям;
  8.  Несоблюдение порядка обращения с взрывчатыми, радиоактивными и иными опасными веществами, боевым оружием, боеприпасами, которое повлекло за собой нанесение вреда здоровью служащих или иным неблагоприятным последствиям;
  9. Нарушение правил эксплуатации техники и оборудование, приведшее к в негативным результатам;
  10. Нахождение на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного вида опьянения;
  11. Действия руководителя, направленные на сокрытие информации, а также непринятие им мер по недопущению или прекращению дисциплинарного проступка военнослужащего, а также отказ от привлечения его к ответственности.

Однако положения действующего законодательства по квалификации тяжести правонарушения имеют рекомендательный характер. Командир части самостоятельно принимает решение о том, руководствоваться ими или нет. Также руководству необходимо учитывать характер совершенного проступка, а в некоторых случаях и личные качества военнослужащего, его отношение к службе и т.д.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

Для военнослужащих служебная дисциплина является основополагающим элементом, поэтому по каждому факту её нарушения, даже незначительному, руководство должно провести соответствующее разбирательство. Если в совершении проступка принимало участие несколько граждан, то разбирательство может производиться как в отношении всей группы одновременно, так и для каждого провинившегося отдельно.

В процессе изучения обстоятельств происшествия перед командиром стоит задача определить:

  1. Время и дату совершения проступка;
  2. Какие нарушения были допущены;
  3. Лиц, принимавших участие в правонарушении, их личные данные, должности и звания;
  4. Мотивы и условия совершения указанных действий, обстоятельства подтверждающие вину нарушителей;
  5. Характеристики служащих, в отношении которых производится расследование;
  6. Последствия, которые повлекли за собой противоправные действия виновных лиц или их преступное бездействие;
  7. Отягчающие и смягчающие обстоятельства, а также основания для исключения ответственности, если таковые имеются;
  8. Факты и детали, имеющие значение для рассмотрения дела.

В процессе проведения служебной проверки руководство обязано истребовать у военнослужащего письменные объяснения по факту совершенного им проступка. Однако законодательство не обязует его, их предоставлять. Оформление объяснительной является правом служащего и дается ему для изложения его точки зрения, которая должна быть учтена при рассмотрении правонарушения.

Отсутствие данного документа не является основанием для прекращения дисциплинарного производства в отношении виновного лица. Руководство со своей стороны обязано подтвердить факт отказа от дачи пояснений путем оформления соответствующего акта за подписями не мене двух свидетелей.

В качестве доказательств также могут быть использованы свидетельские показания, которые также должны быть оформлены в письменном виде.

Они присоединяются к материалам служебной проверки наряду с заключениями экспертов, видео, фото и аудиозаписями, вещественными и документальными доказательствами. При наличии оснований, может производиться мед.

освидетельствование военнослужащего. В случае отказа от его прохождения это будет расценено в качестве отягчающего обстоятельства.

Если в процессе проведения расследования были выявлены факты, указывающие на отсутствие вины военнослужащего, то возможность наложения дисциплинарного взыскания исключается.

После выяснения всех обстоятельств и принятия решения относительно налагаемого взыскания руководству необходимо оформить протокол, в котором указывается лицо, чья вина в совершенном проступке была доказана. Подпись служащего в данном документе также требуется. При отказе от подписи в протоколе делается соответствующая отметка, а его копия вручается виновному лицу.

Обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего

В ряде случаев в процессе проведения служебной проверки, командиром могут быть выявлены обстоятельства, исключающие возможность наложения на военнослужащего дисциплинарного взыскания. Служащий не может быть привлечен к ответственности, за действия (бездействие):

  1. Совершенные при самозащите и защите третьих лиц, в том числе гражданских, а также их законных прав и интересов государства при возникновении опасных обстоятельств. В данном случае ключевым моментом при квалификации проступка будет определение соразмерности обороны, то есть недопустимости её превышения.
  2. Осуществляемые по приказу или команде руководства.
  3. Связанные с задержанием преступников для их последующей передачи представителям власти.
  4. Если была доказана их польза для общества, а целью совершенного поступка было предотвращение неблагоприятных событий, несущих угрозу жизни, здоровью, интересам граждан или государства.
  5. Были совершены под принуждением, вследствие которого военнослужащий не мог в полной мере владеть собой и контролировать свои поступки.

Помимо этого не допускается привлечение к ответственности в случае отсутствия прямых доказательств, подтверждающих факт совершения проступка.

Также наложение взыскания невозможно на лиц, совершивших правонарушение вследствие психологического расстройства.

Кроме того запрещается привлечение к дисциплинарной ответственности по норме закона, утратившего силу и по истечении срока давности совершенного правонарушения.

Помимо обстоятельств, исключающих возможность привлечения к ответственности, существуют и факты, позволяющие смягчить или отягчить наказание. К первым относится состояние аффекта, явка с повинной военнослужащего, совершившего проступок, его чистосердечное раскаянье и осуществление действий для предотвращения негативных последствий от совершенного правонарушения.

К отягчающим обстоятельствам относится повторное совершение дисциплинарных проступков, проведение массовых беспорядков, употребление наркотических и иных веществ, вызывающих состояние опьянения.

Все факты, которые имеют отношение к рассматриваемому проступку, учитываются руководством при вынесении окончательного решения.

Источник: https://vse-o-trude.ru/disciplinarnaya-otvetstvennost-voennosluzhashhix/

Армия Порядок применения к военнослужащим дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста за совершение грубого дисциплинарного проступка регламентируется федеральными законами от 1 декабря 2006 года № 199-ФЗ«О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста», от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ«О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации(УказПрезидента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495).

Порядок применения к военнослужащим дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста за совершение грубого дисциплинарного проступка регламентируется федеральными законами от 1 декабря 2006 года № 199-ФЗ«О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста», от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (УказПрезидента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495).
Законодательством Российской Федерации предусмотрен исключительно судебный порядок применения к военнослужащим данного вида дисциплинарного взыскания. Возбуждению перед судом соответствующего ходатайства должно предшествовать разбирательство по факту грубого дисциплинарного проступка, которое проводится по решению командира части(начальника органа военной полиции), назначающего ответственного за его проведение. Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, в целях установления виновных, выявления причин и условий, способствовавших его совершению. По результатам составляется протокол установленной формы. Военнослужащий, в отношении которого составлен протокол, должен быть ознакомлен с ним и вправе представить замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу. Протокол подписывается составившим его лицом и военнослужащим, в отношении которого он составлен, после чего вместе с материалами разбирательства и предложением о сроке дисциплинарного ареста (ином виде взыскания) представляется командиру воинской части(начальнику органа военной полиции). Копия протокола под расписку вручается военнослужащему, в отношении которого он составлен.

В ходе разбирательства должны быть установлены: событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

лицо, совершившее дисциплинарный проступок;вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы;

данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

наличие и характер вредных последствий;

обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность;

характер и степень участия каждого военнослужащего при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Строгость взыскания увеличивается, если дисциплинарный проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) или при исполнении других должностных или специальных обязанностей, в состоянии опьянения или если его последствием явилось существенное нарушение внутреннего порядка.

Право ходатайствовать о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста предоставлено командирам (начальникам)
от командира отделения и выше или лицу, проводившему разбирательство.

Полномочия направлять материалы о грубом дисциплинарном проступке в гарнизонный военный суд для принятия решения о применении

дисциплинарного ареста принадлежит командиру воинской части и начальнику органа военной полиции.

В качестве защитника к участию в производстве по материалам о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат, полномочия которого удостоверяются ордером адвокатского образования.

Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются судьей гарнизонного военного суда единолично в течение трех суток со дня их поступления в гарнизонный военный суд. В случае, если военнослужащий,
в отношении которого были направлены документы, находится под арестом или задержан, они рассматриваются непосредственно в день поступления.

По результатам судебного рассмотрения судья гарнизонного военного суда может принять одно из следующих решений:

1) о назначении дисциплинарного ареста;

2) об отказе в назначении дисциплинарного ареста и о возвращении материалов командиру воинской части (начальнику органа военной полиции), направившему их в гарнизонный военный суд, для применения иной меры дисциплинарного воздействия в случаях, еслик военнослужащему не может быть применен дисциплинарный арест;

может быть применена иная мера дисциплинарного воздействия, исходя из обстоятельств дисциплинарного проступка, его последствий, формы вины и личности военнослужащего;

3) о прекращении производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке в случаях: если имеется одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего; передачи материалов руководителю военного следственного органа, если в действии (бездействии) военнослужащего содержится достаточно данных, указывающих на признаки преступления, и решение об освобождении военнослужащего от уголовной ответственности в установленном законодательством порядке не принято.

Постановление судьи о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста объявляется сразу повынесении решения и для немедленной реализации в этот же день направляется должностному лицу, уполномоченному его исполнить.

Старший военный прокурор1 отдела организационного управленияГлавной военной прокуратуры

полковник юстиции О.В.Колбасенков

Министерство обороны России

В ДPУГИХ CMИ

Экспертное мнение и аналитика