Порядок задержания подозреваемого, который скрылся от следствия и объявлен в розыск

4. Порядок задержания обвиняемого, находящегося в розыске

Порядок задержания подозреваемого, который скрылся от следствия и объявлен в розыск

Дозволениезаконодателем задержания разыскиваемогообвиняемого в порядке, предусмотренномглавой 12 УПК РФ дает возможностьобратиться к технологии задержанияподозреваемого. С этой целью, по аналогиис порядком задержания подозреваемого,следует выделить структурные элементы,образующие порядок задержания обвиняемого:

1)вынесение постановления о задержанииобвиняемого;

2) обнаружениеобвиняемого;

3)захват и доставление разысканногообвиняемого в служебное помещение;

4)уведомление инициатора розыска обобнаружении и проверка основанийзадержания обвиняемого;

5) составлениепротокола;

6) досмотр и (или)личный обыск задержанного;

7) допрос обвиняемого;

8) сообщениепрокурору о задержании обвиняемого;

9) уведомлениесемьи (родственников) о задержании;

10)окончание задержания.

Далее целесообразносконцентрировать внимание на анализеособенностей процессуальной формырассматриваемой меры принуждения. Кмоменту объявления обвиняемого в розыскв распоряжении следователя имеетсявремя для обдуманного и взвешенногорешения о задержании обвиняемого,которое оформляется постановлением.

При этом следует учитывать, чтопостановление направляется с поручениемв порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, в которомкроме задержания, следует предусмотретьпроизводство следственных действий сучастием обвиняемого (личный обыск,допрос обвиняемого).

Следует признатьнеправомерной практику, когда постановлениене выносится, а ограничиваются составлениепоручения о задержании.

Донедавнего времени не был урегулированзаконом момент непосредственногоограничения свободы (захват и доставление)разысканного обвиняемого. Данный пробелустранен благодаря закону «О полиции».Необходимо обратимся к п. 13 ч. 1 ст.

13,согласно которого полиция вправедоставлять граждан, то есть осуществлятьих принудительное препровождение вслужебное помещение в целях установленияличности гражданина, если имеютсяоснования полагать, что он находится врозыске как скрывшийся от органовдознания, следствия или суда.

Фактдоставления в служебное помещениеоформляется протоколом, составленнымв порядке, установленном частями 14 и 15статьи 14 закона «О полиции». Дальнейшиедействия с разысканным обвиняемым будутзависеть от места его обнаружения.

Приобнаружении обвиняемого по местурасследования особых трудностей,связанных с процедурой задержания, невозникает.

Обвиняемый доставляется вдежурную часть, о чем уведомляетсяследователь, в производстве которогонаходится уголовное дело, который и всвою очередь и составляет протоколзадержания.

Сложностивозникают при обнаружении обвиняемогоне по месту расследования. Разбирательствос разысканным обвиняемым в соответствиис ведомственными приказами должноосуществляться оперативным дежурными сотрудниками дежурной смены.

Вместес тем рассмотрение вопроса о дальнейшемудержании обвиняемого целесообразнопоручать следователю. Это оправданоисходя из следующих соображений.

Во-первых, следователем более взвешеннобудет рассмотрен вопрос о потребностиреализации постановления о задержании,так как у него имеется опыт принятияподобных решений. Во-вторых, ему же впоследующем придется поддерживатьходатайство об аресте в суде.

Проводимаяпо факту обнаружения обвиняемогопроверка состоит в совершении комплексадействий: необходимо уведомить инициаторрозыска, оценить по имеющимся сведениямрезультаты отождествления личностиобвиняемого, проверить его по учетам,получить от него объяснения.

Прирассмотрении вопроса о субъектахправомочных принять решение о задержаниинеобходимо обратиться к закону «Ополиции». В соответствии с п. 4 ч. 2ст.

 14 закона сотрудники полиции вправе задерживать разысканных лиц, допередачи их соответствующим органам,учреждениям или должностным лицам этихорганов и учреждений.

Если в случаезадержания подозреваемого в законе «Ополиции» обозначено, что оно осуществляетсяпо основаниям, в порядке и на срок,которые предусмотрены уголовно-процессуальнымзаконодательством РФ (п. 1 ч. 1. ст.

14),относительно задержания разысканноголица подобной законодательный приемне применен. И это, полагаем, не случайно.В этой связи интересным представляетсявопрос о том, являются ли задержание,произведенное полицией и задержание,предусмотренное ч. 3 ст. 210 УПК РФразными видами ограничения свободыпередвижения или разными этапамиодноименной меры принуждения.

Задержание- это не одномоментный акт, а комплексправоотношений, реализация которыхобусловлена созданием необходимыхгарантий, направленных на обеспечениеего правомерности. Анализ ст.

14 Закона«О полиции» позволяет предположить,что порядок задержания лица носитнеоконченный характер, в нем нашлирегулирование первоначальные действияпо ограничению свободы передвижения.

//www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk

В частности, не обозначен допросзадержанного, сообщение прокурору, всвою очередь, данные процессуальныедействия предусмотрены главой 12 УПКРФ.

Крометого, следует учитывать, что задержаниеразысканного лица, согласно п. 4 ч. 2ст. 14 закона «О полиции», длиться допередачи его соответствующим органам,учреждениям или должностным лицам этихорганов и учреждений.

Однако последоставления обвиняемого, к примеру,следователю, сохраняется потребностьрешения в отношении разысканного лицавопроса о мере пресечения в видезаключения под стражу. Соответственно,до получения судебного решения об арестеобвиняемого требуется его дальнейшеесодержание под стражей.

Таким образом,полицейское задержание направлено надоставление обнаруженного лица вправоохранительный орган, дальнейшееограничение свободы его передвиженияосуществляется в порядке, предусмотренномч. 3 ст. 210 УПК РФ.

Прирассмотрении данного этапа задержанияважно определиться с органом, которомусотрудник полиции передает разысканноелицо.

При обнаружении обвиняемого поместу расследования каких-либо трудностейс решением данного вопроса не возникает.

Сотрудник полиции доставляет его вдежурную часть или непосредственно кследователю (дознавателю) и составляетпротокол задержания, в котором отражаетобстоятельства обнаружения разысканноголица.

Однако,как быть при обнаружении обвиняемогов удаленном от места расследованиирегионе, когда для его доставлениятребуется продолжительное время(превышающее 48 часов). Возникает вопрос,правомерно ли в данном случае егодоставление в рамках полицейскогозадержания.

Полагаем, ответ на данныйвопрос должен быть отрицательным. В п.4 ст. 14 закона «О полиции» не указан срок,на которое лицо может быть задержано,обозначено, что задержание может длитьсядо передачи подозреваемого (обвиняемого)соответствующим органам или учреждениям.

Однако, общий срок задержания, согласност. 22 Конституции РФ, не может превышать48 часов.

Кроме того, как уже было отмеченоранее, после передачи разысканногообвиняемого к следователю, сохраняетсяпотребность дальнейшего его удержаниядля решения вопроса о мере пресеченияв виде заключения под стражу.

Такимобразом, под соответствующим органом,учреждением, до передачи которымзадерживается обвиняемый, в случае егообнаружения в удаленном от местарасследования регионе, следует пониматьближайший правоохранительный орган,должностное лицо которого правомочнорешить вопрос о дальнейшем ограничениисвободы лица, в порядке уголовно-процессуальногозаконодательства.

Изложенноепозволяет предположить, что задержаниеразысканного обвиняемого производитьсяв несколько этапов, выделение которыхобусловлено характером деятельностиправоохранительных органов, осуществляющихуголовное судопроизводство.

Определеннымиполномочиями в этой сфере обладаютсотрудники полиции, которые впредусмотренных законом случаяхоказывают содействие следователю.

Сотрудники полиции осуществляют розыск,соответственно, должны обладатьпроцессуальными полномочиями, стольважными при обнаружении разыскиваемогообвиняемого.

Задержаниеразысканного лица представляет собойнекий технологичный процесс, состоящийиз нескольких этапов, в зависимости отситуации, реализующиеся соответствующимисубъектами. В идеале, когда следовательвыполняет весь процесс задержаниясамостоятельно.

Право сотрудниковполиции на задержание возникает лишьв случаях исключающих его осуществлениеследователем. Эта вынужденная мераоперативного реагирования, реализуемаяв ситуациях, когда необходимостьзадержание возникает внезапно.

Обстоятельства, характеризующие моментобнаружения обвиняемого позволяетобосновать право сотрудников полициизадержать разысканное лицо в отсутствиина руках постановления следователя.Однако дальнейшее ограничение свободыобвиняемого в порядке, предусмотренномч. 3 ст.

210 УПК РФ может осуществлятьсяисключительно соответствующим субъектом(следователем, в производстве которогонаходиться уголовное дело или иноедолжностным лицом на основании егопостановления).

Вслучае задержания в соответствии сзаконом «О полиции», а затем в соответствиис ч. 3 ст. 210 УПК РФ составляется двапротокола задержания, первый из которыхсоставляется в соответствии ч.ч. 14, 15ст. 14 закона «О полиции».

Второйсоставляется после передачи обвиняемогоследователю в соответствии с ст. 92УПК РФ. Протокол составляется в четырехэкземплярах. Оригинал остается вуголовном деле.

Копии должны быть врученыобвиняемому и его защитнику, направленыв ИВС.

Следуетпризнать неправомерными встречающиесяв правоприменительной практике случаи,когда следователь, инициирующий розыск,отсылает к месту обнаружения обвиняемогозаполненный от своего имени протоколзадержания. Сотруднику, обнаружившемуобвиняемого, остается только вписатьвремя задержания.

Высказывается точказрения, согласно которой протокол долженсоставляться не сотрудником органадознания, исполняющим постановление,а следователем, его вынесшим11.Заочное составление протокола озадержании в отсутствии обвиняемогонедопустимо.

При возникновении такихситуаций следует выносить постановлениео задержании, а лицо, его реализующее,от своего имени составляет протокол,на основании которого администрацияИВС помещает задержанного в камеру длязадержанных (ст.

5 Федерального законаот 15 июля 1995 «О содержании под стражейподозреваемых и обвиняемых в совершениипреступлений»)12.

Взавершении следует отметить, что свведением задержания обвиняемого всистему мер принуждения не решаютсявсе проблемы, возникающие при обнаруженииразыскиваемого лица. Дальнейшеесовершенствование уголовно-процессуальногозаконодательства в этой части видитсяв детальном урегулировании задержанияобвиняемого, смягчении запрета назаочный арест.

Источник: //studfile.net/preview/6707912/page:10/

Приостановление расследования: порядок, длительность. Розыск подозреваемого и порядок объявления в розыск

Порядок задержания подозреваемого, который скрылся от следствия и объявлен в розыск

Мотивированное постановление о приостановлении предварительного следствия (дознания) дознаватель или следователь может вынести при наличии оснований и условий на это. Копия такого постановления должны быть направлена прокурору. В нем содержится следующая информация:

  • событие преступного деяний;
  • квалификация преступления;
  • лицо, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления, в случае его установления;
  • фактические обстоятельства дела, выступающие в качестве основания для приостановления производства;
  • условия и правовые основы приостановки.

В случае привлечения по уголовному делу в качестве подозреваемых или обвиняемых нескольких человек, в отношении некоторых из которых есть основания для приостановления расследования, следователь может выделить для них дело и самостоятельное производство. После того, как происходит выделение, прекращается производство по уголовному делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 УПК следователи (дознаватели) должны направить уведомление об этом в адрес потерпевших лиц, их представителей, гражданских истцов или ответчиков.

Замечание 1

Одновременно с этим происходит разъяснение порядка обжалования этого решения. Также в случае приостановки расследования об этом направляется уведомление подозреваемым, обвиняемым и их защитникам.

Законодательно не предусмотрена форма и сроки, в соответствии с которыми следователь должен уведомлять. Статья 209 УПК содержит положение о том, что после того, как приостановлено предварительное расследование, не допускается производство следственных действий.

Особенности розыска при приостановлении производства

В случае приостановки производства по причине неустановления лица, которое подлежит привлечению как обвиняемый, следователю необходимо принимать меры для его обнаружения (п. 1 ч. 1 ст. 208).

До момента приостановления производства он дает поручение органу дознания, которое касается производства оперативно-розыскных действий, совершаемых для установки преступника.

В случае приостановки производства для обнаружения обвиняемых лиц следователь объявляет розыск.

Определение 1

Розыск обвиняемого представляет собой одну из процессуальных функций следователя. Он заключается в деятельности, которая направлена на обнаружение обвиняемых, местонахождение которых неизвестно. В этом процессе создаются условия, позволяющие разрешить дело по существу.

//www.youtube.com/watch?v=Lu7U5TdtoYs

Объявление в розыск обвиняемых происходит на основе вынесения мотивированного постановления, в котором содержатся сведения:

  • событие преступного действия;
  • информация о человеке, которого необходимо объявлять в розыск;
  • основания для объявления в розыск;
  • орган дознания, который будет производить розыск;
  • мера пресечения, избранная в отношении разыскиваемого человека

Сбор всей информации, касающейся личности обвиняемого лица, производится при расследовании.

Следователь после приостановления расследования должен продолжать розыск обвиняемого, при этом он использует только организационные и розыскные средства, а действия следствия не осуществляются. На него же возлагается ответственность за организацию розыска. Следователи также возглавляют и контролируют работу органа, который производит поиск обвиняемого.

Замечание 2

Приказы МВД России регулируют порядок организации розыска обвиняемых лиц.

При поручении производства розыска обвиняемых лиц, следователи не имеют прав определять методы, необходимые для использования органом дознания. Выбор любого метода розыска или конкретных действий орган дознания осуществляет самостоятельно. Здесь важно взять за основу обстоятельства каждого отдельного случая.

Не позднее 3 дней после принятия решения о розыске происходит передача следователем органу дознания копии постановления и справки о личности обвиняемого человека. В первую очередь все мероприятия розыска производят в рамках территории субъекта РФ, на которой было совершено преступление (местный розыск).

В случае отсутствия положительного результата при проведении локальных разыскных мероприятий объявляется федеральный розыск, при этом рамки территории расширяются и розыск осуществляется на всей территории РФ.

Лица, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления, сбежали из-под стражи или из мест лишения свободы (включая лиц, вооруженных огнестрельным оружием), должны немедленно быть объявлены в федеральный розыск. Это происходит после вынесения соответствующего постановления органа расследования.

Если есть основания в отношении разыскиваемого обвиняемого, которые предусматривает статья 97 УПК, то при его обнаружении возможно избрание одной из мер пресечения.

Замечание 3

Меры пресечения, не связанные с лишением свободы, могут избираться в отношении обвиняемых, местонахождение которых было неизвестно. Для этого необходимы сведения, что человек не примет активных действий для того, чтобы скрыться от органов расследования.

В случае, когда в уголовном деле есть информация, которая дает возможность полагать, что разысканный обвиняемый может снова скрыться, то в отношении него избирается мера пресечения, предусмотренная в статье 108 УПК.

Розыск скрывшихся лиц

При объявлении скрывшегося человека в розыск принимается решение об использовании меры пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии со 108 статьей УПК избрание меры пресечения в виде заключения под стражу для скрывшегося преступника применяется только в случае объявления его в международный розыск.

В других случаях заочное избрание меры пресечения в качестве заключения под стражу недопустимо.

Если разыскиваемое лицо обнаружено, то орган дознания уведомляет об этом инициатора розыска. Он должен принять в отношении этого лица меры, которые указаны в розыскном задании, включая задержание и меру пресечения, которая не связана с лишением свободы, если ее избрали.

Следователь, прекращая производство по уголовному делу или уголовному преследованию, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого сразу же прекращает розыск. Для этого нужно уведомить об этом орган дознания, который получил поручение на проведение розыска. Следователь должен вынести мотивированное постановление о прекращении розыска.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: //zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/priostanovlenie-rassledovanija/

Как их разыскивает полиция? – МК

Порядок задержания подозреваемого, который скрылся от следствия и объявлен в розыск

Полковник полиции Валерий Красильников: «Каждого пятого преступника нам приходится ловить по два и даже более раз»

Круговорот преступников в природе

— Валерий Владимирович, для начала поясните, пожалуйста, что означает понятие «федеральный розыск»?

— Федеральный розыск означает проведение на территории Российской Федерации мероприятий, направленных на установление местонахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, а также без вести пропавших граждан. Только сразу оговорюсь: преступником человека может назвать только суд.

Мы разыскиваем лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Для этого в системе органов внутренних дел созданы специализированные разыскные подразделения, которые не только непосредственно устанавливают местонахождение преступников, но и координируют работу по данному направлению всех служб полиции.

Кроме того, мы оказываем содействие Федеральной службе исполнения наказания в задержании осужденных лиц.

— Сколько лиц обвиняемых, подозреваемых, подсудимых объявляется в розыск ежегодно?

— В среднем в России ежегодно объявляется в розыск около 100 тысяч человек. На величину данного показателя влияет большое количество факторов. Это и общее состояние криминогенной обстановки в стране, и изменение в действующем законодательстве, и складывающаяся судебная практика, и др.

Например, в связи с увеличением суммы неуплаченных государству налогов, необходимой для привлечения к уголовной ответственности, после 2009 года много дел было прекращено. Что касается результативности разыскной работы, то мы оцениваем ее по двум показателям: удельный вес преступников, которых мы разыскали в текущем году, и снижение остатка разыскиваемых лиц.

Если называть цифры по первому показателю, то в 2009 году задержали 104 тысячи из 129 объявленных в розыск, в 2010-м — 87 из 110 тысяч, в прошлом году — 77 из 99 тысяч. Как видите, находим мы ежегодно около 80% подозреваемых и обвиняемых.

Что касается второго показателя, то и он свидетельствует о повышении эффективности работы органов внутренних дел: за последние три года число разыскиваемых преступников уменьшилось на 10 тысяч человек.

— А по подозрению в совершении каких преступлений обычно разыскиваются граждане?

— Чаще всего скрываются от правоохранительных органов люди, обвиняемые в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, потому что им, как правило, избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы.

Нередки случаи, когда мы задерживаем этих людей, доставляем к дознавателям, следователям или в суд, а им вновь избирается, допустим, подписка о невыезде. Они опять скрываются, и их опять объявляют в розыск.

В результате около 20% лиц мы разыскиваем два и более раза.

Что касается лиц, задержанных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, то в отношении их, как правило, избирается мера пресечения в виде ареста.

В розыск они объявляются только в тех случаях, когда им удается скрыться от следствия еще до того момента, когда была установлена их причастность к совершенному преступлению.

Например, в ходе предварительного следствия выясняется, что какой-то гражданин совершил убийство и скрылся. В соответствии с действующим законодательством данное лицо объявляется в федеральный розыск, а при наличии оснований — в международный.

Таковых из общего числа разыскиваемых чуть более 10%. В их числе (если называть конкретные цифры за прошлый год) 845 убийц, почти полторы тысячи разбойников, 2 с половиной тысячи лиц, нанесших тяжкий вред здоровью, 143 человека разыскивается за похищение людей.

Насильник спрятался в «горячей точке»

— Где чаще всего пытаются скрыться разыскиваемые? Бегут за границу?

— Нет. Чаще всего скрываются в России. Уезжают в другой регион на заработки или к друзьям, знакомым. Если есть родственники в ближнем зарубежье, то могут поехать к ним.

Сейчас, я думаю, будет сложнее разыскивать преступников, скрывшихся на территории Белоруссии и Казахстана, ведь после создания Таможенного союза для выезда в эти страны не требуется никаких документов, даже загранпаспорта.

А оттуда можно уехать куда угодно, например, в другие страны СНГ или в государства с безвизовым режимом.

— А если преступник будет задержан за границей, будет ли он выдан Российской Федерации?

— Существуют международные конвенции и межгосударственные договоры, которые определяют механизм выдачи преступников, совершивших преступное деяние на территории другого государства.

Основным постулатом этих правовых актов является то, что практически ни одна страна не выдает своих граждан, какое бы преступление они ни совершили, будучи за границей. В этом случае запрашивается уголовное дело и человек осуждается и отбывает наказание у себя на родине.

Вместе с тем, если где-либо будет задержан разыскиваемый иностранец, то, как правило, он выдается стране, инициировавшей международный розыск.

Исключение составляют случаи, когда та или иная страна видит в инкриминируемых преступных деяниях (в силу своих государственных приоритетов, национальных или религиозных традиций) политический подтекст. В этом случае она оставляет за собой право не выдавать преступника. Яркие примеры — Березовский, Закаев, в выдаче которых Великобритания отказывает, несмотря на то что они разыскиваются за совершение особо тяжких преступлений.

— Преступники меняют паспорта, внешность, маскируются?

— Бывает и такое. Но чаще в кино. В обычной жизни все гораздо более рутинно и просто. В моей практике был случай. В 19 лет парень совершил изнасилование. Пока его проверяли на причастность к преступлению, принимали решение об избрании меры пресечения, он скрылся и был объявлен в федеральный розыск.

А он (как выяснилось потом) по поддельному военному билету устроился контрактником в армию, повоевал в Чечне, получил орден Мужества, боевые медали. Потом вернулся жить в район, соседний с тем, где им было совершено преступление, женился по военному билету, у него родился ребенок…

Через 10 лет с помощью нашего источника мы узнали, что это тот самый разыскиваемый за изнасилование. Задержали его, сейчас он осужден. Изнасилование — тяжкое преступление и не имеет сроков давности.

Поэтому даже если бы сотрудники полиции нашли его тогда, когда ему исполнилось 90 лет, он также был бы задержан, и суд был бы обязан вынести ему обвинительный приговор. Потому что у нас имелись все доказательства того, что это именно он совершил противоправное деяние.

— Усугубляется ли ответственность преступника, если он так долго скрывается от правосудия?

— Ответственность за любое преступление определяется судом, который обязан учитывать характер самого деяния, его тяжесть, смягчающие и отягчающие обстоятельства, меру содействия следствию. Кроме того, необходимо понимать, знал или не знал человек о том, что его ищут, что он объявлен в федеральный розыск.

В Казани мы разрабатывали в свое время банду, совершавшую разбойные нападения. Настоящая, сплоченная, крепкая и сильная шайка. Когда установили всех ее участников и стали задерживать, человек пять или шесть ударились в бега. Мы их вылавливали по всей России: в Москве, где они грабили дипломатов, Ульяновске и других городах.

Ряд преступников был уже осужден, а двоих организаторов задержать никак не удавалось. Их задержали под Казанью после совершения очередного разбойного нападения на чету пенсионеров: преступники сбросили их в подвал, и чуть не изнасиловали 11-летнюю внучку. Совершали они все это, зная, что их ищут по всей стране.

В их случае приговор суда, конечно, был суровым — оба были приговорены к 14 годам лишения свободы.

Ищите с женщиной!

— Поможет ли снятие отпечатков для загранпаспортов у всех граждан, которое сейчас вводится, процедуре розыска?

— Если по отпечаткам пальцев рук мы сможем идентифицировать какого-либо преступника, привлечь его к уголовной ответственности, то, значит, эта процедура имеет смысл.

Более того, если бы у нас при рождении каждого ребенка брался анализ ДНК, то нам было бы проще идентифицировать пропавших людей, лиц, оказавшихся в беспомощном состоянии, жертв техногенных и природных катастроф и, конечно, преступников.

— Каковы задачи сотрудников оперативных подразделений полиции при осуществлении розыска преступников?

— В отличие от кино в профессии сыщика-разыскника нет никакой романтики, сплошная рутина. Не каждый опер сможет работать именно в разыскном подразделении. Здесь нужно иметь определенное упорство, сноровку, коммуникабельность.

Может быть, именно поэтому значительную часть сотрудников этих подразделений составляют женщины. Например, в Марий Эл работает кандидат мастера спорта по дзюдо Логинова Татьяна, которая считается лучшим разыскником республики. У нее просто дар к этой работе.

Она плетет вокруг преступника целую паутину, постепенно выясняет все: где он обитает, чем дышит, и сама задерживает.

— Скажите, а какие-то еще подразделения кроме уголовного розыска занимаются розыском преступников в масштабе всей страны? Или весь груз лежит целиком на вас?

— Полиция не отказывается ни от чьей помощи, будь то представители волонтерских организаций или даже обычные граждане. Но задача найти и задержать человека, подозреваемого в совершении того или иного преступления, возлагается в целом на все органы внутренних дел. И не важно, как он попал в полицию.

Допустим, вот вызван человек на допрос в качестве потерпевшего, после проверки всех данных выясняется, что он разыскивается за мошенничество какое-нибудь или за уклонение от уплаты алиментов. Всё: следователь его обязан задержать. Как раз на ум пришел интересный случай из моей практики. В милицию от мужчины поступило сообщение о грабеже. Через полчаса — еще одно, от другого уже.

Потом через пару часов — от третьего. И так получилось, что все потерпевшие в какой-то момент оказались в одном помещении, у нас в УВД. И вы можете себе представить такую картину: они стали тыкать друг на друга пальцами и кричать: «Вот же он! Он меня ограбил».

Оказалось, что эти трое обокрали друг друга средь бела дня, и надо же быть настолько уверенными в собственной безнаказанности, в том, что их никто не заметил, не сможет опознать, что они решили даже прийти написать заявление в дежурную часть!

— Их сразу на месте и арестовали?

— Да.

— В последнее время часто можно услышать в СМИ о проводимой на территории Российской Федерации операции «Розыск». Действительно ли она приносит такой положительный результат, как о нем пишут в прессе?

— Да. Хотя она и проводится всего два раза в год («операция» по определению не может идти круглый год), ее результаты очень позитивны. Поправлю: она проводится не только в России, это межгосударственная операция, она идет на территории государств — участников СНГ.

В этом году по итогам операции нами задержано более 6 тысяч лиц, находящихся в российском розыске за совершение преступлений, и около 200 преступников, скрывающихся в РФ, чтобы избежать наказания, грозящего им в странах СНГ. Это граждане Украины, Узбекистана, Армении, Азербайджана и ряда других.

Кроме того, немаловажным фактором успеха является и тот момент, что сама процедура розыска между странами СНГ ведется по упрощенной схеме. У нас единые базы данных, налажены прямые контакты между полицейскими подразделениями, отработаны механизмы взаимодействия при проведении оперативно-разыскных мероприятий.

Это, конечно, играет положительную роль в нашей работе.

— Валерий Владимирович, скажите, что делать обычному гражданину, если вдруг он увидел на улице человека, находящегося в розыске? Допустим, узнал по развешанному на досках объявлений фотороботу?

— Бежать в полицию! Ни в коем случае не пытаться самостоятельно предпринимать какие-то меры, задерживать или еще что. Можно, конечно, запомнить, куда он зашел или в какую машину сел. Но здесь тоже нужно быть предельно осторожными. Преступник всегда ждет «облавы», он всегда начеку, как волк. А простой, неподготовленный человек легко себя выдаст, если будет пытаться его долго выслеживать.

Сколько стоит беглец?

— Полагается ли какое-то вознаграждение человеку, обнаружившему место обитания, предположим, разыскиваемого серийного убийцы?

— В Америке за каждого преступника назначается цена (к примеру, «стоимость» самого разыскиваемого — главы мексиканского наркокартеля «Синалоа» по кличке Крошка составляет 5 млн.

долларов США), поэтому там розыском преступников занимаются и государственные, и частные структуры. Люди имеют право сами задерживать, стрелять в преступника. В России таких законов нет.

Но тем не менее органы внутренних дел все равно пытаются каким-то образом поощрить добровольных помощников: это и почетные грамоты, и премии, и ценные подарки.

— А полицейские получают денежное вознаграждение?

— Редко, ведь розыск и поимка преступников — это обязанность сотрудника полиции, в этом и состоит наша каждодневная работа.

Источник: //www.mk.ru/social/2012/06/19/716309-kak-ihrazyiskivaet-politsiya.html

СтражЗакона
Добавить комментарий