Стадия наблюдения при процедуре банкротства

Ведения процедуры банкротства от наблюдения до конкурсного производства

Стадия наблюдения при процедуре банкротства

11.12.18

Процедура банкротства представляет собой правовой процесс, основной целью которого является признание должника неплатежеспособным. В результате кредиторы теряют законное право требовать от него исполнения обязательств по погашению задолженностей.

Для этого требуется проведение определенных этапов и выполнение ряда действий, которые обусловливают специфический характер банкротства как способа решения проблем с задолженностью.

Нашими специалистами предлагается комплексное сопровождение процедур банкротства, включая пошаговое банкротство физических лиц.

Процедуры банкротства

Рассмотрением дел данной категории занимаются исключительно арбитражные суды, что утверждено на законодательном уровне. В соответствии с положениями Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» ведение процедуры банкротства включает определенные этапы, каждый из которых осуществляется определенным субъектом:

  • наблюдение – выполняется временным управляющим;
  • финансовое оздоровление – проводится административным управляющим;
  • внешнее управление – осуществляется внешним управляющим;
  • конкурсное производство – выполняется конкурсным управляющим.

Каждый их перечисленных этапов имеет свою индивидуальную специфику, которая обусловлена различным назначением.

Наблюдение

Данная процедура применяется к организации-должнику, ее основная задача – обеспечить сохранность принадлежащего ей имущества, анализ ее финансового положения, формирование полного реестра требований кредиторов, организация и проведение первоначального собрания кредиторов. Наблюдение является обязательной процедурой, которая проводится при банкротстве любых юридических лиц.

Для введения процедуры наблюдения анализируются требования кредиторов, определяется их обоснованность. Исключение составляют ситуации, когда должник самостоятельно подает заявление о признании себя банкротом – при этом условии стадия наблюдения начинается со дня принятия заявления арбитражным судом.

На время проведения процедуры наблюдения назначается временный управляющий, действующий параллельно с основным руководителем компании, который на этом этапе не сохраняет все свои полномочия.

К основным ограничениям и обязанностям, которые вводит процедура наблюдения, относятся следующие:

  • возможность проведения сделок, касающихся приобретения либо отчуждения имущества стоимостью свыше 5% оценки активов компании, только при получении письменного согласия управляющего;
  • аналогичное ограничение на выдачу и получение кредитов/займов, гарантий и поручительств, организацию доверительного управления имуществом компании-должника, перевод задолженности и уступку права требования;
  • запрет на принятие управленческих и организационных решений.

Финансовое оздоровление

Основной целью финансового оздоровления является восстановление платежеспособности должника, расчет по долгам в соответствии с установленным графиком.

Для этого создаются особые условия, способствующие нормализации финансовой устойчивости компании-должника. Для этого используются средства учредителей, участников и акционеров, третьих лиц.

Ведение данной стадии процедуры банкротства утверждается собранием кредиторов, предельная продолжительность этапа финансового оздоровления составляет 2 года.

Инициировать введение процедуры оздоровления могут:

  • учредительный орган;
  • уполномоченный собственником сторонний орган;
  • заинтересованные третьи лица.

Для инициирования стадии оздоровления финансового положения должника требуется специальный план мероприятий, график выплаты задолженностей, протокол собрания учредителей либо участников. Начало данного этапа устанавливается соответствующим определением арбитражного суда и осуществляется под управлением назначенного судом административного управляющего.

В обязанности управляющего входят следующие задачи:

  • учет требований кредиторов;
  • организация собраний кредиторов;
  • предоставление информации о проводимом оздоровлении;
  • контроль погашения задолженности.

Конкурсное производство

Конкурсное производство – это завершающая стадия процесса банкротства организации. Ее основная цель – адекватное удовлетворение требований, выдвигаемых кредиторами.

Базовыми особенностями конкурсного производства являются следующие:

  • назначение конкурсного управляющего, который управляет принадлежащим должнику имуществом
  • лишение организации-должника права управлять имуществом;
  • приостановление делопроизводства по отдельным требованиям кредиторов;
  • возможное оспаривание сделок должника, которые были им совершены до введения стадии конкурсного производства;
  • создание из имущества, принадлежащего должнику, конкурсной массы;
  • использование имущества, входящего в конкурсную массу, требований кредиторов.

Конкурсное производство может быть назначено на 1 год и продлено по решению суда максимум на 6 месяцев.

Полномочия конкурсного управляющего начинаются с момента его назначения судебным органом и завершаются только с окончанием всей стадии конкурсного производства. На этот период он получает исчерпывающий перечень полномочий по распоряжению принадлежащим организации-должнику имуществом.

Начало процедуры банкротства

Для того, чтобы начать процедуру банкротства, необходимо соблюдение ряда обязательных условий:

Должнику следует иметь неисполненные долговые обязательства на сумму не менее 300 тыс. рублей, а также в отдельных случаях требуется минимум 3-месячная просрочка погашения долгов или выплаты зарплаты.

Наличие данных обстоятельств подтверждается вступившим в силу судебным решением, заключением административного суда, либо исполнительным листом, по которому Третейский суд обязывает должника исполнить свои финансовые обязательства.

В отдельных ситуациях необходимые условия для начала процедуры банкротства могут отличаться. В частности, не всегда требуется соблюдение требования о наличии просроченной задолженности в сумме 300 тысяч рублей – долг может иметь иной размер либо отсутствовать.

Независимо от условий и обстоятельств, а также статуса должника все дела о банкротстве рассматриваются исключительно арбитражным судом. Чтобы это процесс прошел максимально гладко и спокойно, рекомендуется доверить ведение и сопровождение процедуры банкротства квалифицированным юристам.

Такую помощь вы получите, обратившись в Юридическое бюро №1.

Преимущества обращения в юридическое бюро

Обратившись к нам, Вы получаете комплексную поддержку и защиту своих интересов:

  • индивидуальный анализ вашей ситуации;
  • объективная оценка перспектив дела;
  • помощь в выборе СРО арбитражных управляющих;
  • подготовка необходимых документов;
  • направление документации в суд;
  • представление интересов клиента в ходе арбитражного разбирательства.

Мы придерживаемся принципа честности и открытости в работе с каждым клиентом. Вы будете в курсе всех предпринимаемых действий, основной целью которых будет достижение требуемого вам результата.

Также мы предлагаем самые выгодные на рынке цены, которые свободны от влияния сторонних факторов.

Каждое обращение оценивается в индивидуальном порядке, поэтому если мы взялись за ваше дело, то вероятность достижения озвученного нами результата составляет 99%

Оставьте свою заявку на нашем сайте или позвоните нам – и получите ответы на все оставшиеся вопросы!

Источник: //fizbankrot.com/vse-o-bankrotstve/vedenie-bankrotstva/

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица

Стадия наблюдения при процедуре банкротства

Как и на основании каких законодательных актов проводится процедура наблюдения при банкротстве юридического лица? Какие цели и задачи преследуются введением этого обязательного этапа? Как долго осуществляется наблюдение и кем именно? Обо всех юридических нюансах рассказано далее.

Глобальные кризисы в экономике страны, а также неправильная управленческая политика зачастую приводят к тому, что предприятие нарушает сроки исполнения обязательств по платежам перед кредиторами, включая государство. Если долги просрочены в течение более 3 мес.

, а их совокупный размер превышает 300000 руб., собственники предприятия (кредиторы или уполномоченные органы) вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании должника банкротом, то есть неплатежеспособным.

Нормативное регулирование процедуры банкротства в РФ осуществляется посредством федерального Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. Именно здесь определены основные признаки несостоятельности, обязательные этапы банкротства юрлиц и прочие основополагающие моменты.

Независимо от причин, повлиявших на финансовое состояние компании, рассмотрением дел о неплатежеспособности занимается арбитражный суд.

Процедура внешнего наблюдения вводится в случае, если требования заявителя признаются обоснованными (п. 6 ст. 42, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 № 127-ФЗ). При этом представленные доводы и доказательства считаются достаточно вескими для инициирования процесса несостоятельности.

Само название первого и важнейшего этапа признания неплатежеспособности указывает на суть мероприятия.

Предварительное наблюдение при банкротстве осуществляется в целях сохранения активов организации-должника, проведения тщательного анализа его материального положения, информирования заинтересованных лиц и подготовки всех обязательных документов по кредиторским требованиям.

Эта процедура является неизбежной, помогает выявить скрытые потенциалы предприятия (без необходимости осуществления незамедлительных расчетов по обязательствам) и дает шанс на восстановление нормальной коммерческой деятельности.

Обратите внимание! В процессе наблюдения фирма продолжает функционировать в текущем режиме, за исключением проведения следующих действий.

Запрещается перепродавать акции и выпускать ценные бумаги; осуществлять реорганизацию правовой структуры; открывать филиалы и ОП; изменять состав учредителей; расплачиваться по дивидендам с акционерами/участниками; проводить крупные имущественные сделки (на сумму более 5 % от стоимости активов по балансу).

Как происходит введение процедуры наблюдения

Если в отношении должника введена процедура наблюдения, прежде всего, в соответствии со ст. 2 № 127-ФЗ назначается арбитражным судом временный управляющий для оценки финсостояния должника и проведения первого собрания непосредственных кредиторов.

Внутренний порядок работы фирмы не меняется: директора и собственники бизнеса от исполнения своих обязанностей не отстраняются, но ограничиваются права ответственных руководящих лиц и учредителей.

В некоторых ситуациях придется согласовывать ряд решений с временным управляющим.

Итак, как вводится процедура наблюдения? В результате признания арбитражем заявления обоснованным (п. 1 ст. 62 № 127-ФЗ) выносится решение о применении наблюдательного этапа.

Продолжительность устанавливается с учетом требований ст. 51, то есть не дольше срока рассмотрения дел о неплатежеспособности, а именно 7 мес. со дня поступления в суд соответствующего заявления.

В судебном документе (решении) о применении наблюдения обозначаются следующие сведения:

  • Назначение кандидатуры управляющего.
  • Объем жалования арбитражного (временного) управляющего и конкретные источники финансирования зарплаты.
  • Подтверждение целесообразности инициирования банкротства в связи с правомерностью кредиторских требований.

Обратите внимание! Если суд не может найти подходящую кандидатуру для назначения временного управляющего, может вводиться отсрочка, но не дольше, чем на 15 дн. Если же кандидатура не представлена более 3 мес., арбитражным судом производство прекращается (п. 9 ст. 45 № 127-ФЗ).

Из чего состоят права и обязанности независимого внешнего управляющего:

  • Направлять в арбитраж требования о недействительности сделок, заключенных компанией-должником с нарушениями.
  • Выявлять кредиторские требования и оспаривать их, в т.ч. по причине пропуска искового срока.
  • Уведомлять всех кредиторов о принятии наблюдения.
  • Вести документальный реестр требований в части общей суммы долгов и отдельно взятых обязательств с определением доли каждого.
  • Участвовать в судебных заседаниях.
  • Принимать все возможные для сохранности активов должника меры.
  • Ходатайствовать об отстранении от занимаемых должностей руководящих лиц должника.
  • Получать любые сведения, включая конфиденциальные, о финансово-хозяйственной деятельности должника и осуществлять предоставленные Законом № 127-ФЗ федеральные полномочия.
  • Созывать и проводить кредиторское собрание.
  • Предоставлять суду по установленной форме отчетность о работе, включая протоколы собрания кредиторов со всеми приложениями.
  • Обосновывать вероятность восстановления нормальной платежеспособности должника и необходимость проведения последующих этапов процедуры банкротства.

Какие ограничения действуют для должника при проведении наблюдения:

  • По любым сделкам с имущественными объектами должника совокупной стоимостью от 5 % от балансовой величины активов на день введения наблюдательного этапа (п. 2 ст. 64).
  • По сделкам, целью которых является предоставление или получение займов, гарантий, поручительств, доверительное управление имуществом, уступка прав требования, перевод долговых обязательств (п. 2 ст. 64).
  • По юридическим изменениям правовой формы бизнеса в связи с любыми реорганизационными или ликвидационными мероприятиями (п. 3 ст. 64).
  • По созданию других юрлиц, представительств должника и/или филиалов (п.3 ст. 64).
  • По распределению чистой прибыли или выплате дивидендов участникам должника или его учредителям (п. 3 ст. 64).
  • По размещению эмиссионных ценных бумаг и облигаций, кроме акций (п. 3 ст. 64).
  • По выкупу уже размещенных акций и выходу учредителей/участников из собрания (п. 3 ст. 64).
  • По заключению договоров типа простого товарищества (п. 3 ст. 64).
  • По участию в различных объединениях юрлиц типа ассоциаций, холдингов, союзов и др. (п. 3 ст. 64).

Обратите внимание! Согласно ст. 68 № 127-ФЗ опубликование сообщения о введении этапа наблюдения проводится временным управляющим, но уведомление работников должника, его учредителей и собственников УП выполняется непосредственно руководителем. При этом дата созыва первого кредиторского собрания (минимально назначается за 10 дн.

до завершения наблюдения) назначается также управляющим с одновременной рассылкой оповещений заимодателям.

По итогам первого собрания и на основании представленных отчетов управляющего в арбитраж передаются все документы, после рассмотрения которых суд принимает окончательное решение. Вариантов существует два – прекращение процедуры неплатежеспособности или переход к следующему возможному этапу. В любой момент допускается заключение мирового соглашения по взаимному согласию сторон.

Главные плюсы и минусы наблюдения

Проведение вспомогательного наблюдательного этапа несет как свои достоинства, так и недостатки.

Прежде всего, судебные органы могут юридически верно оценить причины инициирования банкротства, рассмотрев достоверную информацию о материальном положении компании.

В свою очередь должник получает гарантии неприкосновенности активов, находясь под защитой государства. С другой стороны, хоздеятельность приостанавливается, сделки ограничиваются, а стоимость бизнеса существенно снижается.

В каждом отдельном случае есть свои плюсы и минусы, которые надо оценивать в целом с учетом конкретики предприятия. Здесь может помочь аудиторская процедура наблюдения – представляет собой экспертную оценку текущего состояния дел организации.

Формально именно на этой предварительной стадии делаются первые попытки привести стороны процесса к компромиссу, который бы устроил всех участников и позволил бы избежать дальнейших длительных мероприятий признания должника официальным банкротом.

Источник: //www.zakonrf.info/content/articles/bankrotstvo-procedura-nabludeniya/

Финансовое оздоровление: реабилитировать нельзя ликвидировать

Стадия наблюдения при процедуре банкротства

Около 50 тыс. российских компаний, как отметил на тематическом круглом столе в нижней палате парламента депутат Госдумы Василий Власов, проходят процедуру банкротства.

При этом из них лишь единицы прибегли, по его словам, к институту финансового оздоровления (глава V Федерального закона от 26 октября 2002 г.

№ 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, далее – закон о банкротстве).

Государство, по мнению депутата, должно быть заинтересовано в том, чтобы организации, особенно, если речь идет о градообразующих предприятиях, могли выходить из кризисных ситуаций и продолжать деятельность, поскольку они среди прочего обеспечивают рабочие места и поступление налогов в бюджеты разных уровней. Если речь не идет о преднамеренном банкротстве, то, представляется, что и сами предприятия должны быть заинтересованы в сохранении бизнеса. Однако на практике, например, такая реабилитационная процедура, как финансовое оздоровление, оказывается невостребованной.

“Спрос” на финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком ее погашения (ст. 2 закона о банкротстве).

Наряду с внешним управлением и заключением мирового соглашения данная процедура относится к реабилитационным, то есть направленным на восстановление платежеспособности должника, сохранение его как хозяйствующего субъекта, в отличие от ликвидационной процедуры – конкурсного производства.

На практике, по словам юриста компании “Проспектаси” Константина Заутренникова, в подавляющем большинстве случаев процедура банкротства заканчивается конкурсным производством и последующей ликвидацией должника.

По его мнению, основной причиной редкого применения процедуры финансового оздоровления и ее низкой результативности прежде всего является позднее обращение уполномоченных лиц с заявлением в арбитражный суд о признании должника банкротом.

“Как показывает опыт российской судебной арбитражной практики, заявление о признании должника банкротом подается только тогда, когда иные меры по взысканию задолженности исчерпаны, наиболее ликвидные активы выбыли из владения должника.

Таким образом, к моменту возбуждения дела о банкротстве у должника, как правило, отсутствует имущество, позволяющее эффективно вести основную деятельность, совокупная сумма задолженности перед кредиторами существенно превышает стоимость самого бизнеса и, как следствие, восстановление платежеспособности должника практически невозможно и не нужно его собственникам и кредиторам”, – пояснил эксперт.

Процедура финансового оздоровления в 2017 году вводилась 32 раза, в 2018 году – 19 раз, а в I-II кварталах 2019 года – 8 раз. На это указал юрист юридической службы “Единый центр защиты” Артем Морозов, ссылаясь на данные статистического бюллетеня ЕФРСБ от 30 июля 2019 года. Статистика, по словам юриста, свидетельствует о тенденции снижения спроса на применение процедуры.

В правосознании российских предпринимателей, представителей госорганов и иных заинтересованных граждан господствует, как полагает Константин Заутренников, представление о том, что процедура банкротства – это фактическая ликвидация бизнеса.

Предприятие-должник apriori считается неплатежеспособным, а единственной задачей кредиторов и собственников бизнеса становится максимально возможное удовлетворение своих требований.

“Участники гражданского оборота негативно относятся к перспективе банкротства и не рассматривают ее, в частности процедуру финансового оздоровления, как способ преодоления финансового кризиса.

Они стремятся максимально оттянуть время открытия производства по делу о банкротстве, что делает невозможным последующее восстановление платежеспособности должника”, – отметил эксперт.

Некоторые особенности процедуры

Введение финансового оздоровления, как пояснил Константин Заутренников, возможно на стадии наблюдения, когда должник еще не признан судом банкротом, но у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность восстановлена.

В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником должника – унитарного предприятия, а также сами указанные лица или третьи лица в установленном законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в предусмотренных законом случаях (п. 2-3 ст.

75 закона о банкротстве) – к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Если уполномоченные лица обращаются к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, то они обязаны представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов (ст. 76 закона о банкротстве). При этом сам по себе пропуск указанного 15-дневного срока не является препятствием для принятия первым собранием кредиторов решения о введении финансового оздоровления (п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 29 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, далее – Постановление ВАС РФ № 29). К решению об обращении к первому собранию кредиторов должен прилагаться ряд документов:

  • план финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности;
  • протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия;
  • перечень учредителей (участников) должника, авших за обращение к собранию кредиторов;
  • сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения);
  • иные предусмотренные законом документы.

В самом решении об обращении к первому собранию кредиторов должна также содержаться информация о предлагаемом сроке финансового оздоровления (п. 4-5 ст. 77 закона о банкротстве).

Если с ходатайством о введении финансового оздоровления обращается третье лицо (третьи лица), то к нему необходимо приложить график погашения задолженности, подписанный уполномоченным лицом, и документы о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств (п. 2 ст. 78 закона о банкротстве).

Важно подчеркнуть, что из норм главы V закона о банкротстве следует, что финансовое оздоровление по ходатайству учредителей (участников) должника или собственника имущества должника – унитарного предприятия может быть введено арбитражным судом и без предоставления обеспечения (п. 33 Постановления ВАС РФ № 29).

НАША СПРАВКА

План финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, план утверждается собранием кредиторов.

Он должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 1 ст. 84 закона о банкротстве).

Графиком погашения задолженности по общему правилу должно предусматриваться погашение всех требований, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления (п. 3 ст. 84 закона о банкротстве).

Стоит отметить, что иcполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой. В качестве предмета обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, а также сделки во исполнение такого соглашения, заключенные до введения арбитражным судом в отношении должника финансового оздоровления, вступают в силу одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления (п. 1, п. 3 ст.

79 закона о банкротстве).

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем два года. Это осуществляется в форме определения суда, в котором обязательно должна указываться информация о конкретном сроке оздоровления, графике погашения задолженности.

Если обязательства должника обеспечены, то определение должно содержать также сведения о лицах, которые предоставили такое обеспечение, о его размере и способах.

Этим же определением суд утверждает административного управляющего, в обязанности которого входит среди прочего ведение реестра требований кредиторов, созыв их собраний, рассмотрение отчетов о ходе исполнения графика погашения долга, контроль полного и своевременного перечисления денежных средств в целях удовлетворения требования кредиторов в соответствии с графиком (ст. 80, п. 3 ст. 83 закона о банкротстве). При этом отличительной чертой финансового оздоровления по сравнению прежде всего с внешним управлением является, как пояснил Константин Заутренников, то обстоятельство, что полномочия органов управления юрлица сохраняются, хотя и при установлении ограничений по распоряжению имуществом должника со стороны собрания кредиторов и административного управляющего (п. 1 ст. 82 закона о банкротстве).

Эксперт подчеркнул, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают важные для эффективной реализации процедуры последствия.

В частности, за отдельными исключениями приостанавливается взыскание по исполнительным документам, начисление неустоек и штрафных санкций, действует правило о том, что требования к должнику, не считая текущих платежей, могут предъявляться только с соблюдением требований закона о банкротстве, отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов и т. д. (ст. 81 закона о банкротстве). 

Перспективы развития реабилитационных процедур

В Госдуме с 2017 года на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в закон о банкротстве, который преследует цель расширения практики применения реабилитационных механизмов. Данным проектом предусматривается введение новой реабилитационной процедуры – реструктуризации долгов.

Планируется, что уполномоченные лица смогут обращаться в арбитражный суд не только с заявлением о признании должника банкротом, но и с заявлением о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов.

При этом по результатам рассмотрения такого заявления нельзя будет открывать конкурсное производство.

Срок реализации плана реструктуризации долгов согласно законопроекту не может превышать четырех лет со дня утверждения его арбитражным судом. Однако по решению собрания кредиторов этот срок может быть продлен, но не более чем еще на четыре года. Наряду с появлением новой реабилитационной процедуры законопроектом предусматривается сохранение существующих, включая финансовое оздоровление.

Ответственный за рассмотрение проекта Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям предложил принять законопроект во втором чтении, подготовил соответствующий текст проекта с учетом поправок, принятых после первого рассмотрения законопроекта Госдумой. Однако на данный момент второе чтение еще не состоялось.

***

Институт банкротства не должен принимать формы инструмента поглощения предприятий или преднамеренного избавления от долгов. На это обратил внимание в ходе круглого стола в Госдуме арбитражный управляющий, член САМРО “Ассоциация антикризисных управляющих” Олег Антоненко.

По его словам, статистика последних пяти лет свидетельствует о том, что в рамках дел о банкротстве удовлетворяется лишь около 5% требований кредиторов. Эксперт считает, что целесообразно развивать именно реабилитационные механизмы.

В частности, он отметил, что для решения проблем должников недостаточно оспаривания сделок и взыскания дебиторской задолженности.

Следует, по словам арбитражного управляющего, выстраивать механизмы (например, предоставления разного рода льгот) для привлечения инвесторов, которые могли бы вкладывать средства в восстановление платежеспособности должников и их развитие.

Источник: //www.garant.ru/article/1301745/

Процедура наблюдения при несостоятельности юридического лица

Стадия наблюдения при процедуре банкротства

Процедура несостоятельности наблюдение является единственной обязательной стадией, которая проводится первой при инициировании процедуры банкротства. Назначена она может быть только решением Арбитражного суда. Порядок её проведения определен ФЗ №127, который был принят в 2002 году.

Этот этап несостоятельности юридического лица необходим для обеспечения сохранности активов должника.

Кредиторам предоставляется время для принятия взвешенного решения о дальнейшем порядке действий в процедуре банкротства юридического лица, определенных действующим законодательством.

Обязательным в этот период является проведение инвентаризации активов должника. На основе полученных в ходе неё фактических данных составляется реестр имущества.

Получить полную картину о глубине экономического положения дел в компании, стоящей на грани банкротства, помогает наблюдение за её финансовой устойчивостью и платежеспособностью. Обязанность по проведению данного анализа возлагается на внешнего управляющего. На основе полученных результатов вырабатывается стратегия вывода должника из кризисного состояния.

В процессе стадии несостоятельности наблюдения юрлица предпринимаются различные меры по взысканию дебиторской задолженности. Собрание кредиторов и учредителей хозяйствующего субъекта в этот период определяется с вариантом вывода должника из кризисного состояния или принимает решение о его ликвидации.

Цель процедуры

Основная цель этапа наблюдения обеспечение сохранности активов хозяйствующего субъекта.

Вместе с инвентаризацией имущества в этот период проводится сверка расчетов и составляется реестр кредиторов.

Предоставленное должнику время в период наблюдения может быть использовано им для погашения его финансовых обязательств.

Данная стадия несостоятельности выполняет роль подготовительного этапа перед началом возможного финансового оздоровления банкрота. её задача — недопущение дальнейшего ухудшения экономической ситуации хозяйствующего субъекта и наращивания объема долговых обязательств.

Срок процедуры

Закон ограничивает срок проведения процедуры семью месяцами. Отсчет начинается с момента принятия решения судом о назначении наблюдения за юридическим лицом.

Начальная процедура несостоятельности может быть прервана на стадии её проведения. Ходатайствовать об этом перед судом может собрание кредиторов.

Оно должно созываться управляющим для подведения промежуточных итогов состояния дел должника.

На собрании принимаются решения о дальнейших действиях по отношению к банкротящемуся юридическому лицу. По ходатайству кредиторов Арбитражный суд может назначить конкурсное производство, признать должника банкротом или утвердить мировое соглашение.

Временный управляющий

На период проведения процедуры наблюдения суд назначает временного управляющего. Он наделен исключительными полномочиями.

В тех случаях, когда во время заседания суда не удается выбрать кандидата на должность временного управляющего, слушание дела о его назначения может быть перенесено.

Повторное заседание назначается не позднее 15 календарных дней после первого слушания.

Решение суда о назначении временного управляющего вступает в силу с момента его принятия. Временный управляющий не позднее 10 рабочих или 15 календарных дней после принятия решения обязан разместить об этом сообщение в средствах массовой информации.

Согласно действующему законодательству, это может быть газета «КоммерсантЪ» иди электронные СМИ.

Персональные письма с уведомлением о назначении судом процедуры наблюдения направляются в ФНС, ФССП, ФСС и банки, в которых у должника открыты счета.

Оспорить назначение процедуры несостоятельности по отношению к юридическому лицу можно только в судебном порядке. Без решения суда прерывать наблюдение нельзя.

Назначение временного управляющего не заменяет собой руководство компании банкрота. Без его визы нельзя подписывать договоры с поставщиками, привлекать заемные средства и оплачивать текущие счета, оформлять имущество в залог или отчуждать его.

Самостоятельно руководство юридического лица имеющего задолженность  может совершать только сделки, сумма которых не превышает 5% от общей стоимости имущества, находящегося на балансе.

В течение 3 дней оно обязано предоставлять внешнему управляющему запрашиваемую им любую документацию, связанную с деятельностью компании.

От своего имени на стадии наблюдения временный управляющий может обращаться в Арбитражный суд с требованиями о признании недействительными различных видов сделок и принятых ранее решений. Такое право дают ему статьи 63 и 64 ФЗ №127.

Текущие платежи

Назначение процедуры наблюдения не является поводом и причиной для приостановления хозяйственной деятельности компании должника. Без активной её работы невозможно выйти из кризисного состояния. Каждый день в ходе работы возникает потребность оплаты текущих расходов. Они не включаются в общий реестр кредиторов и оплачиваются в обычном порядке.

В настоящее время действующее законодательство не выделяет отдельно текущие платежи в процедуре наблюдения и конкурсном производстве. Взыскать их можно в рамках исполнительного производства.

Последствия процедуры наблюдения

Последствия введения процедуры наблюдения наступают сразу же после принятия судом решения о её назначении. Они определены статьей 63 ФЗ №127.

С момента введения наблюдения имеющее долги юрлицо утрачивает свое право на любые преобразования гражданско-правовой формы, слияние или разделение.

Все претензии по долгам кредиторов могут быть предъявлены с наступлением процедуры только в соответствии с порядком, установленным статьей 134 ФЗ №127.

Все ранее изданные приказы о взыскания имущества должника теряют юридическую силу. В период стадии наблюдения снимаются обременения на имущество, наложенные в рамках исполнительного производства.

Работа судебных приставов на этом этапе банкротства прекращается.

В этот период несостоятельности все кредиторы должны успеть подать заявление в суд о внесении их в реестр, согласно которому и будут погашаться их финансовые и имущественные претензии.

Процедура банкротства требует очень точного соблюдения сроков, определенных законом. Кредиторы должны успеть предъявить свои требования должнику не позднее 30 дней с момента принятия решения судом о введении процедуры.

Срок принятия возражений по поводу требований кредиторов определен в 15 календарных дней с момента их предъявления. На этом этапе кредиторы вместе с временным управляющим являются центром принятия решений.

Мнение учредителей компании банкрота в этой ситуации не является определяющим.

Нельзя гасить задолженность путем взаимных расчетов в обход утвержденного судом графика погашения. Новые аресты имущества юридического лица проводятся только в рамках установленном законом порядке. Замораживаются выплаты дивидендов. Запрещается продажа долей и имущества банкрота. Накладывается мораторий на начисление пени и штрафов за просрочку платежей.

Источник: //bankrotstvoved.ru/bankrotstvo-yuridicheskih-lits/nablyudenie

Стадии банкротства должника

Стадия наблюдения при процедуре банкротства

Процедура банкротства компании-должника включает в себя следующие стадии: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство.

При банкротстве должника в упрощенном порядке процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления не вводятся. Арбитражный суд выносит решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства (п. 1 ст 225 Закона о банкротстве). Подробнее об упрощенной процедуре банкротства…

Введение процедуры наблюдения

Стадия наблюдения регламентируется главой IV Закона о банкротстве. Процедура наблюдения вводится арбитражным судом по результатом рассмотрения обоснованности заявления о признании банкротом.

Процедура наблюдения вводится на срок 7 месяцев.

Целью введения  процедуры наблюдения является:

  • сохранение имущества должника;
  • проведение финансового анализа должника;
  • составление реестра требований кредиторов;
  • проведение первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения заканчивается:

  • введением финансового оздоровления;
  • введением внешнего управления;
  • введением конкурсного производства
  • прекращением производства по делу.

Процедура финансового оздоровления регламентируется главой V Закона о банкротстве. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, по ходатайству учредителей должника или третьих лиц (п. 2, 3 ст. 75 Закона о банкротстве).

Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2-х лет.

Главной целью финансового оздоровления является  санация предприятия.

Особенности финансового оздоровления:

  • организация продолжает свою деятельность;
  • органы управления организацией не могут принимать ряд решений без согласия комитета кредиторов или административного управляющего;
  • устанавливается срок финансового оздоровления;
  • осуществляется погашение задолженности согласно утвержденному плану.

Стадия финансового оздоровления заканчивается

  • прекращением производства по делу;
  • введением внешнего управления;*
  • введением конкурсного производства.

* Суд не может вынести определение о введении внешнего управления, если с даты введения финансового оздоровления прошло более 18 месяцев.

Внешнее управление

Стадия внешнего управления регламентируется главой VI Закона о банкротстве. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов либо в случаях, установленных п. 2,3 ст.75 Закона о банкротстве.

Внешнее управление вводится на срок 18 месяцев. Этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев.*

Главной целью внешнего управления как и финансового оздоровления является  санация предприятия.

Особенности внешнего управления:

  • отстраняются органы управления должника;
  • управление организацией осуществляет внешний управляющий согласно плану внешнего управления;
  • вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, возникших до введения внешнего управления.

* Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2-х лет.

Стадия внешнего управления заканчивается:

  • прекращением производства по делу;
  • введением процедуры конкурсного производства.

Процедура конкурсного производства

Процедура конкурсного производства регламентируется главой VII Закона о банкротстве. Процедура конкурсного производства открывается арбитражным судом в связи с решением о признании должника банкротом.

Срок проведения процедуры конкурсного производства 6 месяцев. Данный срок может быть продлен на 6 месяцев.

Цели введения процедуры конкурсного производства должника:

  • инвентаризация и оценка имущества должника;
  • продажа имущества должника;
  • соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Процедура конкурсного производства заканчивается:

  • введением внешнего управления (если ранее оно или финансовое оздоровление не вводилось, и есть основания для восстановления платежеспособности  должника);
  • удовлетворением требований кредиторов за счет реализации имущества должника;
  • оставшееся после удовлетворения требований кредиторов передается учредителям или муниципальным властям (если учредители не заявили прав на имущество);
  • внесением записи в ЕГРЮЛ о ликвидации должника.

В соответствии со ст. 150 Закона о банкротстве мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. 

Решение о заключении мирового соглашения со стороны кредиторов принимается собранием кредиторов большинством . Со стороны должника – руководителем организации (на стадии наблюдения или финансового оздоровления), внешним или конкурсным управляющим.

 

Источник: //account-sib.ru/liquidation/ooo/bankrotstvo-stadii-i-sroki.php

СтражЗакона
Добавить комментарий