Имеет ли право родитель присутствовать на уроках в общеобразовательной средней школе?

Школьное право. Интервью с адвокатом Ларисой Октябристовной Павловой

Имеет ли право родитель присутствовать на уроках в общеобразовательной средней школе?
Лариса Октябристовна, предполагает ли школьное образование ребенка участие в этом процессе родителей. Как они  могут участвовать в деятельности школы? В законе написано, что у нас существует государственное общественное управление школой.

В разных школах оно может осуществляться по-разному: родительские комитеты, советы школы, другие общественные движения. Многие родители, к сожалению, удалены от учебного процесса.  Сейчас появляется масса проектов, призванных защитить права ребенка в школе. Предполагается ввести должность управляющего по делам ребенка в школе – омбудсмена.

16 сентября 2009 года Мосгордума добавила омбудсмена в список госслужащих. Мне приходилось участвовать в общественных дискуссиях о том, нужен ли омбудсмен в школе. Против введения должности уполномоченного по правам ребенка высказывалась не только я, но и многие директора известных лицеев.

Я считаю, что права принадлежат любому человеку, и не стоит выделять в отдельную группу и противопоставлять права детей, права пенсионеров, права инвалидов, права военных, права женщин и т. д.  Законный представитель ученика в школе – это его родитель, лучше родителя ребенка не защитит никто.

  Новое должностное лицо – омбудсмен – это дань западным тенденциям, попытка реализовать модель ювенальной юстиции. Ребенок отделяется от семьи, государство назначает человека, который вместо родителя имеет право защищать ребенка. Правовой статус омбудсмена неясен, ведь пока что родители не лишены права представлять интересы своих детей.

В конституции РФ говорится о том, что семья находится под защитой, не отдельно ребенок вне семьи. К тому же, раз создается новая должность, появляется новый чиновник, у которого должен быть определенный объем работы, если объема нет, его нужно создать.

Омбудсмен, придя в школу, дабы не остаться без работы, должен провоцировать жалобы детей и создавать конфликт  искусственно.

В итоге (в этом можно убедиться на примере Франции, где действует ювенальная юстиция) резко увеличивается количество судебных дел, связанных с несовершеннолетними, возрастает количество родителей, лишенных прав на воспитание ребенка. Хорошему директору омбудсмен не нужен, директор сам работает с учениками и их родителями и разрешает спорные вопросы.


Не секрет, что в школу иногда проникают весьма нежелательные программы воспитания. Может ли родитель отказаться от обучения его ребенка по какому-либо предмету или учебнику?

Каждая школа имеет право вводить дополнительные предметы, не предусмотренные программой. При поступлении ребенка в школу родитель имеет право познакомиться с перечнем преподаваемых предметов и сделать выводы. Любой новый предмет должен вводиться с ведома родителей. Другое дело, что на практике это случается редко, однако, как говорит закон, родитель, ученик и учитель имеют равные права. Здесь могут возникать конфликты. Например, в одной школе директором была назначена сторонница воспитательной системы М. Монтессори, предполагалось проведение реформы школы, но родители выступили против нововведений. Претензии родителей были услышаны управлением образования. С другой стороны, школа независима, она сама определяет предметы и программы, по которым ведется преподавание. Школа обязана дать ребенку обязательный объем знаний,  при этом способ преподавания (программы, учебники) может быть любым. Здесь возникает еще одна проблема: учебников много, и далеко не все они хорошие. Еще пару лет назад наш министр образования сказал, что 64 % учебников признаны негодными для обучения. К сожалению, качество учебников на сегодняшний день оставляет желать лучшего, поэтому очень много конфликтов возникает в связи с содержанием образования. Некоторые учебники сложны для детей, создаются без учета возрастных особенностей, психологии детей, другие не отвечают традиции отечественного образования. Мне приходилось неоднократно сталкиваться с такими конфликтами. В одной из школ, например, был введен очень плохой учебник по английскому языку с ужасными иллюстрациями, на которых были изображены ведьмы, вурдалаки, вампиры, пятиклассники, обучавшиеся по этому пособию плакали по ночам и отказывались посещать уроки. Родители просили учителя и директора заменить учебник на другой. Им было отказано, несмотря на то, что была проведена экспертиза и этот учебник был признан негодным. К сожалению, сейчас нет открытых конкурсов учебников. А учебников продается масса, их создают не только методисты, но и ученые, академики, и сами родители учащихся. Министерство образования не предъявляет строгих требований к учебникам. Поэтому перед поступлением ребенка в школу родителям необходимо ознакомиться с книгами, по которым он будет учиться. В случае, если родителей не устраивает качество учебника, но администрация школы не идет им навстречу, есть возможность перевести ребенка на домашнее обучение по данному предмету.

Нередки школы, в которых для знакомства родителей с методикой преподавания того или иного учителя практикуются открытые уроки, а где-то категорически не пускают в школу. Имеют ли право родители присутствовать на занятиях в школе?

В каждом конкретном случае этот вопрос решается с согласия педагога, педагог имеет право отказать родителям в посещении какого-либо его занятия, допускать открытое посещение только в определенные дни (т.н. «открытые уроки»), чтобы не нарушать учебного процесса. Этот вопрос регулируется уставом школы. Законом не предусмотрено посещение родителями школы и не запрещено. Поэтому вопрос решается по договоренности между родителем, учеником и учителем. Бывают случаи, когда учитель категорически отказывает родителю в присутствии на занятиях, но это уже нарушает права родителей, поскольку в законе сказано, что учитель, родитель и ученик имеют равные права.


Хотя учебники в школьные библиотеки поступают централизованно, и выдаются в пользование учащимся на каждый учебный год, в  школах практикуется покупка дополнительных учебников и учебных материалов, необходимых на уроке. Могут ли родители отказаться их покупать? Обязана ли школа за свой счет снабжать детей необходимыми пособиями?

ЛарисаОктябристовна, к вам вопрос и касательно школьной формы.

Положительных сторон введения в школе формы немало: строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий, единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде,  ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде и пр.  Это в обязанности родителей – платить за школьную форму?

Учебники и учебные материалы по предметам обязательной программы должны быть бесплатны.  Заставлять покупать какие-либо учебники школа не имеет права. Что касается формы, ее родители приобретают за свой счет, но малоимущим и многодетным семьям по закону выплачивается компенсация, для этого необходимо подать соответствующее заявление директору школы. Примечательно, что в законе говорится не о форме как таковой, а о «комплекте детской одежды для посещения занятий» – то есть о любой одежде.


Могут ли родители участвовать в регулировании нагрузки детей, количества уроков, экзаменов (они нередко проводятся два раза в год в каждом классе, что вызывает психологический стресс у некоторых  детей).

Родители могут регулировать нагрузку, если она превышает санитарные нормы. В случае, если нормы соблюдаются, а ребенку тяжело учиться, его можно освободить от посещения  каких-либо предметов, оставив их на домашнее изучение. Родители могут выбрать любую из форм обучения, дозволенных законом: школьное обучение, семейное, экстернат. Эти формы обучения можно сочетать.

Хочется обсудить непростой для сегодняшнего времени вопрос: имеют ли право дети отказываться от участия в трудовой деятельности? Учителя, хорошо понимающие воспитательное значение труда для детей, стараются привлекать детей их к общественному труду по уборке класса, приучая их тем самым уважать свой и чужой труд.

Образовательным учреждениям запрещается привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой без их согласия или согласия родителей (например, убираться в классе или на субботнике). Сейчас этот вопрос горячо обсуждается в связи с проблемой защиты прав ребенка, много разговоров ведется о «рабском труде», но ведь существует и внутришкольная дисциплина труда, трудовое воспитание. Например, чтобы провести опыты по химии, необходимо расставить приборы, вымыть посуду для опытов, убраться в кабинете. Мне кажется, вопрос об эксплуатации несколько искусственный. Мы что, растим тунеядцев? Убраться в школе – это не пахать землю на чужих полях.


Имеет ли право школа отчислять ученика за плохую успеваемость, а другая школа не принимать отчисленных двоечников?

В следующий класс переводятся те учащиеся, которые в полном объеме усвоили образовательную программу. В следующий класс могут быть переведены дети, имеющие академическую задолженность только по одному предмету. Если дети до 9 класса не освоили учебную программу по двум предметам и более, они оставляются на повторное обучение, направляются в классы компенсирующего обучения либо, по усмотрению родителей, переходят на домашнее обучение. В уставе школы могут быть определены случаи, когда неуспевающий ребенок переводится в другую школу. Возможно и отчисление ребенка из школы, но только по достижении 15 лет. Решение об исключении принимается с согласия родителей и при участии комиссии по делам несовершеннолетних. Судьба исключенного из школы решается в течение месяца комиссией по делам несовершеннолетних совместно с органами местного самоуправления и родителями.

Часто родители занимают активную, а подчас и несколько агрессивную позицию в отношении вакцинации ребенка: имеет ли право ребенок отказаться от медосмотра и прививок?

Этот вопрос регулируется законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Родители, согласно этому закону, имеют право получения полной информации о необходимости прививок, при необходимости родителям должны предъявить сертификат, доказать качество прививочного материала, родитель имеет право отказаться от того, чтобы его ребенку делали прививку, отказ должен быть в письменной форме. Любой медосмотр ребенка должен проводиться только после предварительного согласия родителей.  После 15 лет ребенок сам вправе отказаться от медосмотра или прививки.

Нередко случается, что по каким-то причинам возникает необходимость обучения ребенка на дому? Могут ли родители, обучающие детей на дому, получить какую-то компенсацию затрат на обучение?

Поскольку в нашем государстве образование бесплатное, в каждом регионе установлен размер затрат, необходимых  для обучения школьника. Поэтому родителям, чьи дети находятся на семейном обучении, может быть выдана компенсация. На родителей как известно возлагается  обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. Если родители (например, сектанты или алкоголики) не заинтересованы в том, чтобы их ребенок получил какое-либо образование, могут ли ребенка принудительно отправить в школу? Я бы поставила вопрос по-другому. Если у родителей нет документов, подтверждающих, что их дети получают образование, у них могут возникнуть большие неприятности с законом, вплоть до лишения родительских прав. Поэтому если родители не считают нужным, чтобы их ребенок ходил в школу, они должны официально оформить его обучение на дому, должен быть заключен договор со школой на семейное обучение или экстернат.

Если выбор образовательного учреждения осуществляется родителями, может ли ребенок поступить в муниципальную школу не по месту жительства?

Любой ребенок имеет право обучаться в любой школе при наличии свободных мест и при условии, что он отвечает требованиям данного учебного заведения. Религиозные школы, например, могут устанавливать свои правила. Ребенок и его родители должны быть согласны с уставом учебного заведения. Поскольку у нас всеобщее образование, является незаконным конкурсный отбор детей в первый класс. Другое дело, что в школе могут беседовать с детьми, чтобы определить уровень их подготовки для формирования класса, при решении своих внутренних учебных задач.

Лариса Октябристовна, можно ли в отдать ребенка в школу города,  в котором он не имеет  регистрации?

Закон об образовании говорит о том, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего полного общего образования и начального профессионального образования. Система нашего образования устроена таким образом, что школа должна принимать всех детей, проживающих на данной территории. В законе нет слова «зарегистрированных». Однако при приеме в школу необходимо предъявить набор документов, и тут возникают сложности. В 2006 году было опубликовано разъяснительное письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования. Там было указано, что согласно европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, запрещен отказ от предоставления права на образование. 43 статья конституции РФ гарантирует право на образование независимо от места жительства, поэтому отсутствие регистрации не может быть основанием для отказа в приеме в образовательное учреждение.

А если это  дети иностранцев, без гражданства РФ? На каких условиях они обучаются в России?

Российское законодательство предоставляет лицам, имеющим право на проживание на территории Российской Федерации, возможность получения среднего, среднего специального и высшего образования. Иностранец или лицо без гражданства может отдать своего ребенка учиться как в муниципальную, так и в частную школу на условиях, которые оговорены в уставе данного учреждения. Другое дело, что бесплатное образование предоставляется только гражданам РФ, иностранным гражданам за обучение придется платить. Исключение составляют случаи, когда имеется двустороннее соглашение между  государствами о том, что образовательные услуги предоставляются гражданам иностранного государства наравне с гражданами России. При поступлении в школу дети иностранцев заключают со школой  специальный договор, где оговорены все условия обучения. Сложность состоит только в том, что при поступлении в школу будет проводиться проверка уровня подготовленности поступающего, в результате этой проверки будет решено, в какой класс принять ученика.

И последнее: с  ребенком  в школе стряслась серьезная неприятность? Как правильно действовать родителям?

Обычно родители идут к директору и разговаривают. Но они должны знать, что по  Закону  об  образовании  устное заявление не влечет за собой обязательных действий для администрации. Только письменное заявление обязывает администрацию школы принять меры.
© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Источник: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/41945.php

Права и обязанности родителей

Имеет ли право родитель присутствовать на уроках в общеобразовательной средней школе?

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители  имеют право:

  • защищать законные права и интересы детей;
  • выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования, образовательные программы;
  • вносить предложения по улучшению работы с детьми;
  • участвовать в управлении Школой в форме определяемой Уставом;
  • знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости своих детей;
  • в случае несогласия с учителем обращаться к Педагогическому совету Школы, администрации Школы для решения конфликтов;
  • на вежливое и доброжелательное отношение со стороны учителей, детей и их родителей;
  • присутствовать на уроках по договоренности с учителем и администрацией;
  • быть своевременно информированным о предстоящих прививках, имеет право отказаться от них;

Родители обязаны:

  • нести ответственность за воспитание и обучение своих детей;
  • обеспечивать ликвидацию обучающимися академической задолженности;
  • создавать необходимые условия для получения детьми образования;
  • своим поведением в жизни показывать положительный пример;
  • осуществлять помощь и контроль за организацией рабочего дня в жизни ребенка;
  • обеспечить получение детьми общего образования;
  • обеспечивать хорошие условия для домашних занятий;
  • обеспечивать ребенка необходимыми принадлежностями и одеждой для занятий в Школе;
  • вежливо относиться к другим участникам образовательного процесса;
  • систематически посещать родительские собрания, приходить в Школу по просьбе учителя или администрации в свободное удобное время;
  • соблюдать правила и режим работы Школы, поддерживать его традиции и авторитет;
  • помогать классному руководителю в проведении внешкольных мероприятий;
  • выполнять Устав Школы в части, касающейся их прав и обязанностей.

ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ УЧАЩИХСЯ

  • Деловой стиль одежды– стиль одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных мероприятиях вне учебного заведения.Следует отметить, что одежда для подростков имеет не только функциональное, но и символическое значение, играет важную роль в процессе становления личности. Нередки случаи ссор и стычек между одноклассниками по вопросам внешнего вида и на темы различия вкусов. Деловой стиль одежды занимает ведущее место в системе школьных отношений и ценностей и символически показывает, что является главным, ориентируя учащихся на интеллектуальные и гуманистические ценности в межличностном общении.Обучающиеся школы обязаны соблюдать установленный в школе стиль одежды, быть всегда чистыми и опрятными.

Обучающимся школы запрещены:

  • трикотажные джемпера и пуловеры с аппликациями, ярким рисунком, крупными надписями;
  • короткие шорты, бриджи, капри;
  • джинсовая одежда;
  • обтягивающая одежда;
  • короткие платья, юбки, сарафаны;
  • обувь на высоком каблуке;
  • футболки, майки, топы, укороченные блузки с глубоким декольте, а также любая одежда, не прикрывающая живот и спину;
  • кофты и свитера с капюшонами;
  • спортивные костюмы (за исключением уроков физкультуры).

На уроках физкультуры наличие спортивной формы обязательно.

Наличие сменной обуви обязательно.Категорически запрещаются яркий макияж и крупные украшения.

Замечания о несоответствии требованиям к внешнему виду могут быть сделаны администрацией школы, классным руководителем, дежурным учителем.

Одежда является своеобразным способом самоутверждения. Порой дорогие атрибуты становятся способом компенсации при отсутствии реальных достижений в образовании, спорте и человеческих отношениях, имеющих огромное значение в будущем. Деловой стиль одежды способствует интеллектуальному самоутверждению подростка, повышает эффективность обучения.

Внимание – это важный аспект психологии, необходимый для успешного обучения.

Внешние факторы, а к таким можно отнести внешний вид учащегося, порой переключают внимание и не дают возможность сконцентрироваться на занятиях, что уменьшает эффективность образовательного процесса.

Деловой стиль одежды решает данную проблему, являясь благоприятным фактором, не отвлекающим внимание, создает необходимый эмоциональный фон усвоения знаний, на подсознательном уровне позволяет настроиться на учебный процесс.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://gvardiyaschooll.ru/prava-i-obyazannosti-roditelej/

Какие права для родителей обещаны законом «Об образовании в РФ» (далее по ст. 44 закона «Об образовании в РФ»)?

  • выбирать школу, формы обучения (в разных школах могут быть разными, например, в гимназиях и лицеях), язык обучения, факультативы и элективные курсы (дополнительные курсы по определённому предмету);
  • дать ребёнку образование в семье (семейное образование) и в любое время продолжить образование в школе;
  • ознакомиться с уставом школы (сделайте это обязательно, опора на пункты устава может помочь в решении многих конфликтов, потому что у вас есть законные основания (статьи устава)), программой, по которой учатся дети, лицензией и т.д.;
  • узнать методы обучения и воспитания детей в школе, а такжеоценки;
  • защищать права и интересы своего ребёнка (вы его представитель);
  • знать обо всех обследованиях детей в школе (медицинских, психологических и т.д.), для этого вам за несколько дней обязаны дать листки, в них вы подписываетесь, что согласны или не согласны; вы также имеете право знать результаты этих обследований;
  • принимать участие в управлении школой (для этого нужно как минимум посещать родительские собрания, а как максимум быть в составе родительского комитета).Для того, чтобы родители знали, что происходит в школе, организуются общешкольные родительские собрания. На них выступают обычно завуч или директор, могут и учителя. Также есть собрания председателей родительского комитета. Они решают насущные школьные вопросы (организация праздников, решение общешкольных проблем и т.д.)

ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

“3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:1)обеспечить получение детьми общего образования;2)соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;3)уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.  За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (закон «Об образовании в РФ», ст. 44, п.4).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

  • выполнять Устав школы в части, касающейся их прав и обязанностей;
  • защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей, не применять мер наказания, унижающих личность ребенка;
  • воспитывать и создавать необходимые условия для получения детьми образования: направлять ребенка в школу в опрятном виде, с необходимыми принадлеж-ностями для учебного процесса в школе;
  • оказать ребенку посильную помощь в учебной деятельности дома, обеспечивать необходимые условия для выполнения домашних заданий, поддержать интересы, творческие инициативы, проявление самостоятельности (если они служат созданию добра);
  • обеспечивать систематический контроль за посещаемость уроков, внеклассных школьных занятий, за результатами учебной деятельности и выполнением домашних заданий;
  • содействовать выполнению Правил для учащихся школы;
  • не допускать пропусков занятий детьми без уважительной причины, следить за здоровьем детей, своевременно ставить в известность школу о болезни ребенка, подтверждать пропуски отдельных уроков и учебных дней медицинскими справками, обеспечивать прохождение программного материала детьми за период их отсутствия в школе;
  • обеспечивать безопасный путь ребенку в школу и из школы;
  • обращать внимание педагогов на острые проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, искать пути обоюдного их решения, представлять телефоны для опера-тивной связи во время пребывания ребенка в школе;
  • разумно организовывать режим и свободное время ребенка, в том числе в выходные, праздничные и каникулярные дни, следить за его времяпровождением;
  • возмещать материальный ущерб за неблаговидные дела и поступки своих детей;
  • нести ответственность за ликвидацию академической задолженности ребенка в течение лета в случае его условного перевода;
  • решать вопрос в месячный срок (совместно с органами местного самоуправления) о направлении исключенного из школы ребенка в другое образовательное учреж-дение или о его трудоустройстве;
  • уважать права, честь и достоинство педагогов, поддерживать их авторитет и воспитывать к ним уважительное отношение ребенка, если их деятельность соответствует нормам педагогической этики;
  • заботиться о престиже школы;
  • показывать своим детям положительный пример выполнения трудовых, гражданских и семейных обязанностей; ограждать их от вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания и т.д.), прививать здоровый образ жизни; нести равную ответственность в отношении своих детей в случаях, когда брак между родителями расторгнут;
  • поддерживать постоянную связь с педагогами, регулярно посещать родительские собрания;
  • добросовестно выполнять свои обязанности в любых выборных органах школьно-го самоуправления, в которые делегирован от имени родителей.

Ст. 44, п. 5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
Ст. 44, п. 6.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации.

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся

  1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
  • направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и  (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
  • использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений  создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных  отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения  конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Уважаемые родители!

Любите своих детей  такими,  какие они есть, берегите их!

Источник: http://www.school2-veliz.ru/index.php/roditelyam/prava-roditelej

Посторонние на уроке

Имеет ли право родитель присутствовать на уроках в общеобразовательной средней школе?

Иван Платонов, опираясь на статьи действующего законодательства, рассказывает о том, как может происходить посещение уроков администрацией, какие условия должны соблюдаться. 

Нам понадобятся

– Здравый смысл; – Локальные акты образовательных организаций;

– Приказ Минпроса СССР от 23.12.1985 N 223 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР» (далее – Приказ Минпроса СССР №223) (он до сих пор действует);

– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” (далее – ФЗ “Об образовании в Российской Федерации»);
– Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ)

Практика посещения уроков администрацией

Итак, все учителя рано или поздно подвергаются проверке со стороны администрации. Одной из форм проверок является посещение урока и оценка методики преподавания.

Многие педагоги сетуют на то, что представители администрации приходят без предупреждения или предупреждают за 10 минут до урока. Давайте разберемся, как все-таки должна происходить эта процедура.

Что утверждает закон

Право посещать уроки даровано администрации пп. 13 п.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рамках самообследования. Что и логично, ведь образовательная организация сама должна быть заинтересована в повышении качества образования и не должна ждать, когда посыпятся жалобы от родителей и обучающихся.

Встает логичный вопрос: кто, когда, каким образом и сколько раз может посещать занятия конкретного педагога в рамках самообследования? Отвечу сразу, что эти вопросы конкретно не урегулированы в законодательстве, их решение отдано образовательным организациям, которые регулируют их в локальных нормативных правовых актах, право принятия которых установлено ст.ст. 8, 22 ТК РФ. Такой локальный акт может называться как угодно, но он регулирует следующие вопросы: – Кто имеет право посещать занятия педагога? – За сколько времени необходимо предупредить педагога о посещении его занятия? – Сколько раз в четверть/ полугодие/ год можно посещать занятия одного педагога?

– и т.д.

А также: – порядок утверждения и принятия графика посещения учебных занятий администрацией; – порядок проведение обследования; – основания для повторного посещения учебного занятия (жалоба родителей/ обучающихся и т.д.); – порядок оценки деятельности педагога; – и т.д.

(я указал основные, на мой взгляд, положения, которые должны быть отражены в локальном акте). Я никогда не слышал, чтобы администрация в ходе посещения учебного занятия вмешивалась в его проведение, но все же для превенции сообщаю следующее: администрация не всесильна, она тоже скована определенными обязанностями и ограничениями.

Т.к. большая часть аудитории – это педагоги школ, то специально для вас и для других (но для других педагогов это через аналогию права, которая не запрещена законом) сообщаю следующее: до сих пор действует Приказ Минпроса СССР от 23.12.

1985 N 223 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР».

Согласно п.36 Приказа Минпроса СССР №223 «…Посторонние лица могут присутствовать во время урока в классе (группе) только с разрешения директора школы или его заместителей. Вход в класс (группу) после начала урока (занятий) разрешается в исключительных случаях только директору школы и его заместителям.

Не разрешается делать педагогическим работникам замечания по поводу их работы во время проведения уроков (занятий) и в присутствии учащихся…» Эти исключительные случаи также должны быть указаны в локальных актах образовательной организации. Таким образом, если администрация опоздала, то педагог имеет право не пустить их на учебное занятие, но не просто так, а потому что это прервет и нарушит ход образовательного процесса (ведь надо поприветствовать (встать), подождать пока они выберут место, пройдут, сядут и т.д.).

Представители администрации не имеют права вмешиваться в ход проведения учебного занятия и мешать ему. И все замечания, выявленные в ходе проведения обследования должны быть доведены до педагога под подпись (например, во многих школах составляется «акт посещения урока»). Обращаю внимание, что педагог имеет полное право ознакомиться с данным актом.

Если данного положения нет в вашей образовательной организации, то это – нарушение. 

Если указано, что предупреждение о посещении происходит за сутки, а вас уведомили за 10 минут до урока – нарушение.

Если указано в локальном акте, что происходит посещение одного учебного занятия, а у вас сидят целый день – нарушение.

Если вы ведете свое учебное занятие добросовестно, то и бояться нечего. 

фиксация урока

И напоследок, если вы сомневаетесь в объективности администрации, то требуйте видеофиксацию учебного занятия, если же посещающие откажут (администрация), то записывайте урок сами (у большинства сейчас телефоны с камерой), предупредив об этом в начале урока. 

Право вести видеосъемку дает пп. 9 п.1 ст.

3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который говорит нам, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе информационной открытости (так, что все возгласы про частную жизнь можно смело игнорировать, как учеников, так и администрации.).

Далее, если администрация к вам придирается, а вы точно уверены, что провели идеальное учебное занятие, то передаете видеозапись юридическому лицу, которое проведет независимую оценку качества образования (ст. 95 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). П.

5 вышеназванной статьи указывает, что поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.

Таким образом, органы исполнительной власти в сфере образования не смогут проигнорировать данный факт и будут обязаны принять свое решение.

Источник – группа “Юрист для учителя”.

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/postoronnie-na-uroke

Ответственность родителей

Имеет ли право родитель присутствовать на уроках в общеобразовательной средней школе?
Родители (законные представители) учащихся   МБОУ  «СОШ № 5 г.

Щигры  Курской  области»  имеют право:

– защищать законные права и интересы ребенка;
– с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка (детей) до получения им общего образования выбирать формы получения образования и образовательные учреждения;
– дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье;
– участвовать в управлении Школой в форме, определяемой Уставом;
– знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости своих детей;
– присутствовать на уроках в классе, где обучается их ребенок, только с разрешения учителя и по согласованию с администрацией Школы;
– вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса и участвовать в разработке программы развития Школы, а также основных образовательных программ;
– обжаловать приказы и распоряжения администрации Школы в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
– осуществлять пожертвование и дарение материальных ценностей для укрепления материально-технической базы Школы и совершенствования образовательного процесса.

Родители (законные представители) обязаны:
– обеспечить получение ребенком (детьми) основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования;
– заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
– выполнять Устав Школы в части, касающейся их прав и обязанностей;
– возместить Школе по решению суда материальный ущерб, причинный Школе их ребенком;
– проинформировать Школу о возможном отсутствии своего ребенка на учебных занятиях в Школе и его причинах;
– представить в Школу справку лечебного учреждения в случае отсутствия ребенка на занятиях по болезни.

Родители (законные представители) обучающихся в Школе несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и получение ими образования.
Другие права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) учащихся определяются договором об их взаимоотношениях со Школой.

Справочное пособие “Родителям школьника”

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 38

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 43

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, заменяющие их, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразовани.

ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей   

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения детьми основного общего образования.

Статья 65. Осуществление родительских прав.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в  установленном порядке.

Статья 69. Лишение родительских прав. 

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если:

– уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

– отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

– злоупотребляют своими родительскими правами;

– жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность,

– являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

– совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

1.1.Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечет предупреждение или наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до одной третьей минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент совершения правонарушения, но не ниже 50 рублей (ч. 1 ст.164 КоАП).

«Под невыполнением обязанностей по воспитанию и обучению детей следует понимать различные меры бездействия, в результате которого отсутствует должная забота о воспитании и образовании несовершеннолетних»(104, с. 492)

«О злостности может свидетельствовать, в частности, повторность (неоднократность) нарушений несовершеннолетним правовых норм и нравственных норм поведения, характер этих нарушений; наличие ранее предупреждений родителей различными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел, администрацией школы др.) о неудовлетворительном поведении либо неуспеваемости ребенка и т.п.» (104, с. 492).

Правом наложения административных взысканий, предусмотренных ч.1 ст. 164 КоАП, пользуются районные, городские комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 201 КоАП).

– потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача  (ч.1 ст164 КоАП);

– появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими спиртных напитков, что влечёт наложением штрафа на родителей или лиц их заменяющих в размере от одной третьей (но не менее  рублей) до одной второй минимального размера оплаты труда установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения (ч. 4 ст. 162 КоАП);

-доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения что наказывается штрафом в размере от одной второй минимального размера оплаты труда установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения (ст. 163 КоАП);

– мелкое хулиганство или хулиганство совершенное подростком в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет (ч. 2 ст. 164 КоАП);

-совершение несовершеннолетними детьми других правонарушений (ч. 1 ст.164 КоАП).

Ответственность по перечисленным статьям, кроме ст.163 КоАП, наступает за необеспечение родителями надлежащего надзора за своими детьми.

Правом наложения административных взысканий, предусмотренных ч. 4 ст. 162, ст. 163 и ч.1 ст.164 КоАП РСФСР, пользуются районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних (с. 201 КоАП), а предусмотренных ч. 2 ст. 164 КоАП – органы внутренних дел (милиция).

                   ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ     

Как уже отмечалось, родители по закону имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ч. 3 ст. 63.1 СК). Обязанности по воспитанию налагаются также на опекунов и попечителей.

Поэтому они несут полную и субсидиарную (дополнительную) гражданско-правовую (имущественную) ответственность за действие своих несовершеннолетних детей, причинившие вред имуществу юридических и (или) физических лиц или вред здоровью граждан, если причинение этого вреда связанно с виновным пренебрежением своими родительскими (опекунскими, попечительскими) обязанностями. В частности:

1.1. за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажу, что вред возник не по их вине

1.2.  в случае, когда несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1074.2 ГК).

УГОЛОВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  РОДИТЕЛЕЙ

3.1.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (ст. 156 УК).

3.2. Уголовная ответственность родителей и других лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, установлена также за:

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (чч.2,3,4 ст. 150 УК);

– вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, т.е. в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (чч.2 и 3 ст. 151 УК).

Источник: http://www.shig-sosh5.ru/roditelyam/otvetstvennost-roditelej.html

СтражЗакона
Добавить комментарий