Имеет ли право руководитель гос учреждения использовать служебный автомобиль в личных целях?

На сегодняшний день в Кызылординской области работают свыше трех тысяч человек на государственной службе. Шестнадцать процентов из них — это молодые специалисты. Каждый год уделяется внимание социальному состоянию госслужащих.

Благодаря государственной поддержке, у них есть возможность получить жилье по выгодным условиям. Программа «Орда» тому доказательство. Также госслужащие бесплатно посещают спортивные учреждения и получают медицинскую помощь.

Об этом сообщил руководитель департамента по делам государственной службы Кызылординской области Абзал Мухимов в интервью корреспонденту BNews.kz.

— Добрый день Абзал Сансызбаевич. Сейчас многие молодые специалисты стремятся устроиться на государственную службу. Какие требования возлагается кандидатам? Можете рассказать порядок трудоустройства на государственные органы?

— Сейчас каждый желающий может трудоустроиться на государственную службу. Главное, иметь большое желание трудиться во благо народа. Кандидат должен пройти несколько этапов отборочного тура. Сначала специалист сдает тест на знание законодательства Казахстана и уровень владения казахским языком. Тестирование состоит из трех программ.

Каждая из них различается по категориям. Для того, чтобы подать заявку для участия в тестировании нужно зарегистрироваться на электронном правительственном портале egov.kz. Также можно обратиться в некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Там подробно объяснят правила прохождения этапов.

Каждый кандидат должен с большой ответственностью готовиться к тестированию. Он обязан знать законы государства и казахский язык. Если же не получилось пройти тест с первого раза, то переживать особо не стоит. Кандидаты имеют право через месяц сдать тестирование заново.

После сдачи теста специалиста ждет собеседование с членами комиссии в учреждении, где требуются специалисты. Нужно соответствовать профессии и иметь соответствующий стаж работы для занятия вакантной должности. После успешного прохождения всех этапов он будет трудоустроен.

На данный момент я могу смело сказать, что государственная служба доступна всем. Поэтому молодые специалисты не должны бояться идти работать во благо развития страны.

У многих есть мнение, что в акимате трудятся только родственники и знакомые влиятельных чиновников. Сейчас этого давно нет. Главное — это иметь большое желание и соответствующий багаж знаний.

Быть государственным служащим — это большая ответственность, когда на человека возлагается надежда всего народа, важно оправдать его ожидание. 

— Соблюдают ли кызылординские специалисты этику госслужащих? Какие вопросы рассматриваются в дисциплинарных советах? Эффективны ли такие мероприятия в борьбе с нарушителями?

— Сейчас в нашем регионе почти 3,6 тыс. человек работает на государственной службе. 16 процентов из них — это молодежь, а еще 44,6 процента — это представительницы прекрасного пола. Сейчас мы уделяем особое внимание дисциплине госслужащих.

За последние несколько лет в нашей области уменьшилось число нарушителей. Мы считаем, что благодаря профилактическим работам, мы достигли хороших результатов. Государственный служащий должен быть примером для народа. Он должен достойно вести себя в обществе и соблюдать законодательство Казахстана.

В случае обнаружения фактов правонарушения мы применяем жесткие меры.

Работа дисциплинарного совета дает большие возможности. На заседаниях мы рассматриваем случаи неэтичного  поведения сотрудников. Также знакомимся с докладами первых руководителей государственных  учреждений о проделанной работе по противодействию коррупции. Каждое нарушение госслужащих не остается без внимания и наказания.

С начала года состоялось 6 заседаний диссовета. Было рассмотрено 26 вопросов. Каждое дело требует тщательного анализа, только после этого оно поступает в совет, затем члены диссовета принимают решение. На них не оказывается никакого давления. Мы стараемся объективно оценить ситуацию и нарушения госслужащего, чтобы принять справедливые и адекватные решения.

— Не секрет, что некоторые госслужащие используют служебные автомобили в своих личных целях. Часто видим «акиматовские» машины возле кафе и ресторанов. Водители отвозят детей начальников в школу и детские сады. Какие меры предпринимаются по борьбе с такими нарушителями?

— Да, это действительно острый вопрос в нашей области. Мы регулярно совместно с областным департаментом полиции организовываем рейды. Служебные машины должны использоваться только по предназначению.

Также водители государственных автомобилей обязаны соблюдать все правила дорожного движения. Никаких привилегий для них нет. Сначала года было зафиксирована два факта использования служебных автомобилей в личных целях. Руководители госорганов были привлечены к ответственности.

Их дела были рассмотрены в дисциплинарном совете и были приняты соответствующие решения. Кроме этого, двое водителей использовали машины в своих личных целях, а четыре водителя за нарушения ПДД были привлечены к административной ответственности. Сейчас этот вопрос находится под контролем.

Каждая жалоба от жителей и фото-видео фиксация в социальных сетях не остается без нашего внимания.

— Государственным служащим приходятся часто задерживаться на работе. Есть сотрудники, которые допоздна вынуждены сидеть за компьютером. Как сейчас решается данная проблема?

— В начале текущего года мы отправили во все государственные органы предупредительные письма о незаконности задерживания сотрудников на работе. У них есть семья и личные дела. Часто нами организовываются специальные рейды. Также мы внедрили в практику госорганов программу Shut down.

Благодаря этой программе, после завершения рабочего дня все компьютеры в офисе автоматически отключаются. Также благодаря системе контроля управления доступом (СКУД) мы узнаем время ухода работников по электронным пропускам. Данная система фиксирует время прихода на работу и ухода с работы работников. Информация хранится в турникетах у входа.

Руководители, которые нарушают права своих сотрудников привлекаются к ответственности.

— Как обстоят дела с повышением квалификации государственных служащих. Достаточный ли уровень профессионализма наших специалистов?

— 93,5 процента кызылординских государственных служащих имеет высшее образование. У 14 процентов сотрудников есть дипломы об окончании двух и более высших учебных заведений.

Надо отметить, что в госорганах области трудятся 10 кандидатов и докторов наук. Согласно данным статистики, у нас много экономистов. Они составляют 38,3 процента госслужащих.

Также есть 800 высококвалифицированных юристов.

Мы всегда уделяли и уделяем большое внимание повышению квалификации сотрудников.

Согласно требованиям законодательства, государственные служащие каждые три года должны проходить повышающее квалификацию обучение по специальности.

В текущем году на базе областного филиала академии государственного управления Президента РК прошли обучение 304 кызылординских чиновника. Еще 74 работника прошли переквалификацию. 

— Какое внимание уделяется для улучшения социального состояния государственных служащих?

— Госслужащий — это лицо нашей страны. Поэтому, государство уделяет основное внимание на благосостояние своих сотрудников. В прошлом году в нашем регионе был открыт центр медицинских услуг. Здесь каждый госслужащий может пройти обследование и получить качественное амбулаторное лечение.

Спорт — залог здоровья. В прошлом году мы заключили двухсторонний меморандум с областным управлением спорта. Сейчас сотрудники госслужбы могут бесплатно пользоваться услугами спортивных объектов.

Также на повестке дня стоит вопрос обеспечения жильем специалистов. В нашей области, кроме государственных программ, реализуется проект «Орда».

Благодаря ему госслужащие могут получить квартиры по выгодным условиям.

Хочется отметить, что в случае переработки, государственным служащим оплачиваются эти часы. Также своевременно выделяются командировочные и отпускные.

— В начале текущего года в нашем регионе начал работу офисный проект «Ақмешіт — адалдықалаңы». Какая работа проводится сегодня по данному проекту?

— За минимальное время по проекту «Ақмешіт – адалдық алаңы» проделана масштабная работа. цель данного проекта — это искоренить коррупцию в быту. За месяц члены офисного проекта проверяют качество услуг одной сферы.

Недавно они проверяли  работу медицинских учреждений области. В ходе мониторинга было обнаружено много фактов правонарушений. Беспокоит также состояние тех медицинских объектов, которые требуют срочного решения своих проблем.

Многие эти проблемы решаются поэтапно.

С другой стороны, в отделе образования Сырдарьинского района и города Кызылорда была внедрена электронная система «sitcen.kz», что позволит педагогам трудоустроиться на работу без взяток. Участники проекта посетили все районы области, встретились с жителями.

В ходе мероприятии они объясняли цель и задачу «Ақмешіт — адалдық алаңы». Были организованы общественные приемные и выслушаны жалобы населения. Нарушения прав потребителей были обнаружены и в сфере транспорта. Мы надеемся, что данный проект поможет решить проблемы.

— Абзал Сансызбаевич, спасибо вам за содержательное интервью.

Источник: https://baigenews.kz/news/kak_ustroitsya_na_gossluzhbu_bez_vzyatok/

ВСЁ ПО ОДНОЙ ТЕМЕ.ТРАНСПОРТ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Источник: http://bii.by/tx.dll?d=204769

Служебные автомобили – престиж или ловушка?

В современной компании служебные автомобили – это не просто «рабочий инструмент». Зачастую они являются не только способом облегчения трудового процесса, но и показателем определенного карьерного статуса. Ведь, с одной стороны, служебный автомобиль обязателен для ряда профессий, таких как водители, торговые агенты, аварийные комиссары и т. д.

, для которых выполнение трудовой функции без него просто невозможно. А с другой стороны, для топ-менеджеров служебный автомобиль предоставляется зачастую как дополнительный бонус. При этом не секрет, что не всегда служебный автомобиль используется исключительно в рабочих целях.

Внутренние политики многих международных компаний, которые работают и на украинском рынке, позволяют использование данных автомобилей и в личных целях сотрудников.

Использование служебных автомобилей условно можно разделить на использование в служебных и в личных целях. Использование служебного автомобиля в рабочих целях означает, что работник эксплуатирует его в рамках и с целью выполнения трудовых обязанностей.

Как правило, функции персонала регулируются трудовыми договорами, должностными инструкциями, внутренними политиками компании.

Что же касается использования служебного автомобиля в не служебных целях, подразумевается, что сотрудник ездит на служебном автомобиле по личным делам, которые никоим образом не связаны с его трудовыми функциями.

К примеру, после завершения рабочего дня, во время отпуска или в период пребывания на больничном. В свою очередь цели использования служебных автомобилей влекут за собой соответствующие правовые и налоговые последствия для персонала и работодателей.

Ответственность сотрудника за перерасход горюче-смазочных материалов

При использовании служебных автомобилей сотрудники не должны превышать установленные нормы расхода горюче-смазочных материалов. Именно для этого приказом Министерства транспорта Украины № 43 от 10.02.98 и утверждены Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте.

Несмотря на это, довольно часто работники допускают превышение лимитов расхода горюче-смазочных материалов при использовании служебных автомобилей. Поэтому необходимо знать, что в случае перерасхода топлива по вине сотрудника (к примеру, человек отклонился от установленного маршрута, превысил допустимый километраж и т. д.

) в соответствии с законодательством он всегда будет нести полную материальную ответственность за такой перерасход – т. е. в размере полной стоимости перерасходованного топлива.

При этом стоимость такого перерасхода может быть компенсирована сотрудником как добровольно через кассу предприятия, так и быть взыскана работодателем принудительно, если он отказывается возместить причиненный предприятию ущерб добровольно. Если человек желает компенсировать нанесенные убытки добровольно, он также может вернуть предприятию перерасходованное топливо в натуре.

В противном случае, если сотрудник отказывается возмещать стоимость перерасходованного топлива добровольно, но при этом размер такого перерасхода не превышает среднюю зарплату данного специалиста, то стоимость перерасхода отчисляется из его заработной платы по письменному распоряжению руководителя компании.

Однако провести такое отчисление в полном размере за один раз вряд ли удастся, поскольку при каждой выплате заработной платы общий размер всех отчислений не может превышать 20 % зарплаты. Исключение составляют случаи, когда из заработной платы сотрудника взыскиваются алименты, тогда размер отчислений не может превышать 70 %.

Если же стоимость перерасходованного топлива превышает среднюю зарплату сотрудника, предприятие не вправе самостоятельно удерживать сумму такого перерасхода из зарплаты. В этом случае работодатель вынужден будет обратиться в суд с иском к работнику о возмещении стоимости перерасходованного топлива.

И такое взыскание будет проводиться органами государственной исполнительной службы на основании решения суда.

Ответственность сотрудника за повреждение служебного автомобиля

В ряде случаев трудовое законодательство ориентировано на интересы работника, а не работодателя.

В частности, при повреждении служебного автомобиля при выполнении трудовых обязанностей по общему правилу сотрудник несет не полную, а ограниченную материальную ответственность в размере своей средней зарплаты.

Это означает, что он обязан возместить стоимость причиненных по его вине повреждений служебного автомобиля, но в любом случае не больше своего среднемесячного заработка.

Наиболее распространенная причина повреждения служебных автомобилей – это дорожно-транспортное происшествие. В таком случае вина сотрудника должна быть подтверждена постановлением суда о признании его виновным в нарушении правил дорожного движения и привлечении его к административной ответственности.

По согласованию с работодателем работник может возместить стоимость причиненных по его вине повреждений служебного автомобиля в кассу предприятия или устранить повреждения за свой счет.

Если зарплаты сотрудника будет недостаточно для устранения повреждений служебного автомобиля, то остальные расходы предприятие будет вынуждено нести за свой счет. Если же автомобиль застрахован, то эти расходы будут покрыты страховкой.

В случае отказа от добровольного возмещения повреждений автомобиля, по распоряжению руководителя предприятия сума такой компенсации может быть удержана из заработной платы сотрудника. Здесь также действуют ограничения на общую сумму отчислений из ежемесячной зарплаты – не более 20 % заработной платы по общему правилу и не более 70 % заработной платы в случае уплаты алиментов.

Вместе с тем ответственность сотрудника за повреждение служебного автомобиля не всегда ограничена размером его зарплаты. И это логично, иначе такие ограничения привели бы к неоправданным злоупотреблениям. К примеру, работник будет нести полную материальную ответственность за повреждение служебного автомобиля по его вине, если он:

• повредил служебный автомобиль не при выполнении своих трудовых обязанностей – например, при его использовании в личных целях (после завершения рабочего времени, в отпуске, на больничном);

• повредил служебный автомобиль, находясь в нетрезвом состоянии – при этом не имеет никакого значения, произошло это при исполнении трудовых обязанностей или нет. Обращаем внимание на то, что факт алкогольного или наркотического опьянения должен быть установлен либо специальными техническими средствами сотрудниками милиции, либо заключением медицинского учреждения.

Интересно, что заключение не каждого медицинского учреждения имеет юридическую силу. На самом деле право проводить осмотры и устанавливать факт пребывания в нетрезвом состоянии имеют только те медучреждения, которые включены в соответствующий перечень управлениями здравоохранения в каждом регионе.

Проведение таких осмотров другими учреждениями, которые не входят в указанный перечень, запрещено;

• повредил служебный автомобиль вследствие действий, которые имеют признаки преступления – т. е. к повреждению служебного автомобиля привели уголовно наказуемые действия сотрудника (например, когда работник без разрешения руководства взял служебный автомобиль – незаконно завладел им – и совершил ДТП).

Таким образом, от обстоятельств, при которых произошло повреждение служебного автомобиля, и зависит степень материальной ответственности сотрудника – полная или ограниченная.

Пример из судебной практики

Предприятие обратилось в суд с иском к своему сотруднику о взыскании стоимости повреждений служебного автомобиля вследствие дорожно-транспортного происшествия и ссылалось на то, что во время аварии работник находился в нетрезвом состоянии.

Несмотря на это, суд отказал в удовлетворении иска, поскольку для доказательства факта пребывания сотрудника в состоянии алкогольного опьянения предприятие предъявило медицинское заключение медпункта предприятия.

Суд принял такое решение именно по той причине, что медпункт предприятия не входил в перечень уполномоченных медицинских учреждений, которые вправе давать такие заключения.

Ответственность сотрудника за вред, причиненный третьим лицам

Обстоятельства и цели использования служебного автомобиля также определяют условия возмещения вреда, причиненного работником третьим лицам. К примеру, если он причинил вред третьим лицам при исполнении трудовых обязанностей, его должно возместить предприятие.

Так, если он, находясь при исполнении трудовых обязанностей на служебном автомобиле, совершил по своей вине ДТП, то работодатель обязан возместить потерпевшим причиненный вред в полном размере.

В дальнейшем предприятие имеет право через суд в порядке регресса взыскать с сотрудника выплаченную сумму в полном объеме.

Если гражданская ответственность сотрудника застрахована и этот случай покрывается страховкой, то причиненный им вред будет выплачен за счет страховки. При недостаточности страхового возмещения предприятие выплачивает только разницу между фактическим размером вреда и суммой страховой выплаты. В свою очередь, предприятие в дальнейшем может взыскать эту разницу с сотрудника.

Совершенно иные правовые последствия будут наступать, если работник причинил вред третьим лицам при использовании служебного автомобиля в своих личных целях. В этом случае он возмещает причиненный вред в полном объеме и за свой счет. При этом работодатель не будет нести никакой ответственности за вред, причиненный его сотрудником не при исполнении служебных обязанностей.

Пример из судебной практики

Потерпевший после ДТП обратился в суд с иском к предприятию и требовал возмещения вреда, причиненного сотрудником этого предприятия на служебном автомобиле. Однако суд отказал потерпевшему в удовлетворении таких требований, потому что в день, когда произошло ДТП, у работника был выходной и он использовал служебный автомобиль в своих личных целях, а не для выполнения трудовых обязанностей.

Налоговые последствия использования служебного автомобиля

С точки зрения Налогового кодекса Украины, использование работниками служебных автомобилей в личных целях считается дополнительным благом, которое должно облагаться налогом на доходы физических лиц по ставке 15 %.

И поскольку работодатель является налоговым агентом своих сотрудников, именно он обязан начислять, удерживать за счет работника и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц.

Помимо этого, на работодателя (а не на сотрудника) возлагается также ответственность за неуплату налога. Так, за неначисление, неудержание и/или за неуплату (неперечисление) налога работодателю грозит штраф в размере 25 % от суммы налога, который подлежал уплате.

Кроме того, за несвоевременную уплату налогового обязательства работодателю будет начисляться пеня в размере 120 % годовых учетной ставки Национального банка Украины.

Итак, служебный автомобиль – это не только престиж, но и ответственность, и налоговые обязательства в определенных случаях.

При этом стоит обратить внимание на то, что если бесплатное использование персоналом автомобилей в личных целях предусмотрено коллективным договором, то это не будет считаться дополнительным благом и облагаться налогом на доходы физических лиц.

С помощью коллективного договора можно абсолютно законно устранить налоговые риски в связи с использованием сотрудниками служебных автомобилей в нерабочих целях.

Как видим, знание законодательных нюансов позволяет определить оптимальную политику использования служебных автомобилей, сбалансировать интересы компании и работников и минимизировать налоговые риски.

Юлия ЧЕРКАШИНА,

старший юрист, адвокат

АО «Адвокатская фирма «ПАРИТЕТ»

Источник: https://juristoff.com/blogs/hr/rekryting/4421-sluzhebnye-avtomobili-prestizh-ili-lovushka

Поступление автотранспорта на предприятие

Автомобиль уже давно не роскошь, а средство передвижения и перевозки грузов. Во многих организациях автомобильные перевозки производятся силами собственного транспорта. Его количество зависит от рода деятельности данной организации и определяется производственной необходимостью.

Время от времени каждая организация совершает дорогостоящие покупки. При этом выбирается самый выгодный вариант вложения денег. При покупке автотранспортного средства нужно учитывать множество факторов.

Предположим, торговая фирма «Жаклин» расширяет свою деятельность и открывает еще один магазин. Для доставки товара решено приобрести автофургон «Газель». Как это сделать?

Во-первых, можно купить машину за счет собственных средств. Однако при одинаковой цене автомобиля у разных продавцов нужно учитывать, кто из них является плательщиком НДС.

Лучше покупать машину у тех, кто начисляет данный налог. В этом случае частично расходы предприятия может компенсировать государство.

Фактически покупатель уменьшает свой долг перед бюджетом на сумму налога, которая составляет примерно 16,67 % общей стоимости машины.

Если предприятие покупает автомобиль у частного лица, не являющегося предпринимателем, получить вычет по НДС оно не может. Поэтому его цена должна составлять 83,33 % рыночной цены.

Приобретая машину, организация уменьшает и налог на прибыль. (На стоимость автотранспортных средств начисляется амортизация, которая уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.)

Во-вторых, можно взять кредит или заем. При этом организация платит по долгам не сразу, а через некоторое время, следовательно, кредит может принести немалую прибыль.

За привлеченные средства надо платить. Но такие платежи учитываются при налогообложении прибыли. Кроме того, организация может вложить свои средства в производство или торговлю, а это позволит получить дополнительную прибыль.

Деньги возвращаются кредитору через какое-то время, и к моменту возврата они частично обесценятся.

В-третьих, грузовик можновзять в лизинг. При этом фирма станет его собственником только через определенный в договоре срок. Учитывать на своем балансе лизинговое имущество может как лизингодатель, так и лизингополучатель, только это условие необходимо сразу оговорить в договоре.

Тем не менее фирмам выгодно получать основное средство в лизинг. Амортизацию по такому транспортному средству можно начислять в три раза быстрее. В зависимости от того, на чьем балансе учитывается лизинговое имущество, этим правом может воспользоваться как лизингодатель, так и лизингополучатель.

А лизинговые платежи уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Таким образом, чтобы обзавестись автотранспортным средством, можно использовать любой вариант его приобретения. На наш взгляд, выгоднее всего купить автотранспортное средство по договору лизинга. Если же это сделать не удается, то целесообразно взять кредит на приобретение автомобиля. И, наконец, если кредит взять невозможно, придется покупать транспорт за счет собственных средств.

Автомобиль можно арендовать. Однако в этом случае предприятие не получает машину в собственность. Кроме того, стоимость аренды может увеличиться. Такой способ не стоит использовать организациям, которым транспорт нужен постоянно, зато подходит тем, кому автомобиль нужен время от времени. И опять гораздо выгоднее арендовать у организации, которая является плательщиком НДС.

Мы перечислили наиболее распространенные варианты. Теперь рассмотрим некоторые из них подробнее с точки зрения бухгалтерского и налогового учета.

Покупка транспортного средства

Покупка транспортного средства, независимо от того, новое оно или бывшее в употреблении, осуществляется по договору купли-продажи. Фирму, в которой выгоднее всего приобрести автомобиль, найдет руководитель предприятия, технические данные оценит водитель. Отражение же покупки автомобиля в учете – задача бухгалтера.

Приобретая автотранспортные средства, организация получает от поставщика счет-фактуру и накладную, подтверждающую количество, стоимость и факт передачи приобретенного имущества, а также техническую документацию.

Бухгалтерский учет

Приобретаемый организацией автомобиль принимается к бухгалтерскому учету как объект основных средств (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н; далее — ПБУ 6/01).

Первоначальная стоимость автомобиля складывается из всей совокупности затрат на приобретение (п. 7 ПБУ 06/01). Такими затратами, например, могут быть:

  • сумма, уплаченная в соответствии с договором продавцу;
  • сумма, уплаченная за доставку автомобиля в организацию;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения посредникам;
  • регистрационные сборы и другие расходы, связанные с регистрацией в ГАИ;
  • другие затраты, непосредственно связанные с приобретением автомобиля.

В стоимость автомобиля включается стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплект инструментов.

Все расходы на приобретение автомобиля учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Проводка, связанная с приобретением автомобиля, будет такой:

Дебет счета 08 субсчет 4 «Приобретение основных средств» Кредит счета 60 — учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением автомобиля.

Затем, когда предприятие вводит автомобиль в эксплуатацию, эти расходы списываются в дебет счета 01 «Основные средства». В бухгалтерском учете эта операция отражается следующим образом:

Дебет счета 01 Кредит счета 08 — автомобиль введен в эксплуатацию.

Принятие автомобиля к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи основных средств, составленного по форме ОС-1. Согласно этим документам в бухгалтерии организации открывается инвентарная карточка на автомобиль по форме ОС-6. Эти формы утверждены постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7.

НДС

Сумма НДС, уплаченная при приобретении легкового автомобиля, подлежит налоговому вычету в общеустановленном порядке (ст. 171–172 НК РФ).

Для того чтобы возместить НДС, должны быть выполнены следующие условия:

  • автомобиль принят к учету;
  • цель приобретения автомобиля связана с осуществлением производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, или для перепродажи;
  • организация получила от продавца счет-фактуру на приобретенный автомобиль, в котором указана сумма налога.

Если автомобиль будет использоваться для осуществления деятельности, которая НДС не облагается, то сумма налога к вычету не принимается, а увеличивает первоначальную стоимость автомобиля (ст. 170 НК РФ). Это может быть в том случае, когда организация:

  • освобождена от обязанности плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ;
  • операции, осуществляемые налогоплательщиком, не являются объектом обложения НДС на основании ст. 146 НК РФ или не подлежат обложению этим налогом на основании ст. 149 НК РФ;
  • реализует свои товары за пределами РФ (ст. 148 НК РФ).

В бухгалтерском учете суммы НДС отражаются следующим образом:

Дебет счета 19 Кредит счета 60 — на основании полученного счета-фактуры учтен НДС по затратам, связанным с приобретением автомобиля;

Дебет счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит счета 19 — сумма НДС предъявлена к налоговому вычету.

Вполне возможно, что организация, которая продала свое основное средство, выставит счет-фактуру, где будет указан НДС, начисленный не на полную стоимость автотранспортного средства, а лишь на часть этой стоимости. Это означает, что у предыдущего владельца данный объект учитывался по стоимости, включающей «входной» НДС.

В таких случаях налогом облагается только разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью (п. 3 ст. 154 НК РФ). Причем НДС в этом случае рассчитывают так: сначала умножают указанную разницу на 18 %, а затем делят полученный результат на 118 % (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Пример 1

В марте 2008 г. ООО «Верея» приобрело микроавтобус за 559 000 руб. По данным организации-продавца остаточная стоимость автомобиля составляла 500 000 руб. с учетом включенного в нее НДС.

При продаже в счете-фактуре была указана сумма НДС в размере 9000 руб. ((559 000. – 500 000) × 18 / 118).

Указанную сумму НДС ООО «Верея» сможет принять к налоговому вычету. Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском учете будет составлять 550 000 руб. (559 000 – 9000).

Регистрация в ГАИ

Купив новый автомобиль, фирма должна зарегистрировать его в государственной автоинспекции. В противном случае транспортное средство не будет допущено к дорожному движению (ст.

15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г.

№ 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»).

Правила регистрации автомобилей в ГАИ установлены приказом МВД от 27 января 2003 г. № 59. На нее отводится пять дней после приобретения машины или в течение срока действия регистрационного знака «Транзит».

Если предприятие в этот срок не уложится, его могут оштрафовать на сумму от 1000 до 3000 руб. (ст. 19.22 КоАП). Потребовать уплатить штраф в размере от 100 до 300 руб.

могут и с должностных лиц провинившейся фирмы.

Регистрировать автомобили в ГАИ нужно по месту нахождения организации. Если же машина приобретена для филиала или представительства, то ее можно поставить на учет по месту нахождения этого подразделения.

Для регистрации собственники транспортных средств обязаны представить документы об уплате платежей за выдачу и замену регистрационных документов, паспортов транспортных средств (подп. «г» п. 35 Правил).

Затраты на регистрацию в ГАИ включаются организацией в фактические расходы на приобретение автомобиля (п. 8 ПБУ 06/01) и увеличивают первоначальную стоимость транспортного средства в бухгалтерском учете.

Помимо государственной пошлины в первоначальную стоимость следует включать и плату за проведение государственного технического осмотра, уплачиваемую в связи с приобретением автомобиля (письмо Минфина РФ от 5 июля 2006 г.

№ 03-06-01-04/138).

Поскольку все автомобили подлежат государственной регистрации в ГАИ, проводку по дебету счета 01 нужно делать после того, как такая регистрация проведена.

Пример 2

В 2008 г. ООО «Валентин» приобрело по договору купли-продажи новый легковой автомобиль ВАЗ-21099. Стоимость автомобиля согласно договору с продавцом — 236 000 руб., в том числе НДС — 36 000 руб. Услуги сторонней организации, которая доставила автомобиль, стоят 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Валентин» были сделаны следующие проводки:

Дебет счета 08 Кредит счета 60 — 200 000 руб. (236 000 – 36 000) — оприходован автомобиль на балансе организации (без НДС);

Дебет счета 19-1 Кредит счета 60 — 6000 руб. — учтена сумма НДС согласно счету-фактуре;

Дебет счета 60 Кредит счета 51 — 236 000 руб. — оплачен счет продавца;

Дебет счета 08-4 Кредит счета 76 —  10 000 руб. (11 800 – 1800 руб.) — отражены расходы на доставку автомобиля (без НДС);

Дебет счета 19-1 Кредит счета 76 — 1800 руб. — учтена сумма НДС по расходам на доставку;

Дебет счета 76 Кредит счета 51 — 11 800 руб. — оплачены услуги по доставке автомобиля.

За регистрацию автомобиля в ГАИ (технический осмотр, получение свидетельства о регистрации транспортного средства и номерных знаков) было заплачено 1000 руб.

Дебет счета 71 Кредит счета 50 — 1000 руб. — выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты регистрационных сборов;

Дебет счета 08-4 Кредит счета 71 — 1000 руб. — плата за регистрацию учтена в балансовой стоимости автомобиля на основании авансового отчета подотчетного лица.

Когда автомобиль будет введен в эксплуатацию, необходимо сделать такие проводки:

Дебет счета 01 Кредит счета 08-4 — 211 000 руб. (200 000 + 10 000 + 1000)— – автомобиль зачислен в состав основных средств организации;

Дебет счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит счета 19 — 37 800 руб. (36 000 + 1800) — произведен налоговый вычет.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон № 40-ФЗ) обязывает предприятия, имеющие автотранспорт, страховать риск своей гражданской ответственности.

Застраховать гражданскую ответственность необходимо не позднее, чем через 5 дней после того, как организация получит право владения автотранспортным средством (п. 2 ст. 4 Федерального закона № 40-ФЗ).

В противном случае автомобиль не допустят к техосмотру, не зарегистрируют в ГАИ, а организацию оштрафуют на сумму 300 руб. (ст. 12.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Кроме того, если риск ответственности владельцев транспортных средств не застрахован, то вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, они возмещают за свой счет.

Суммы расходов по обязательному и добровольному страхованию автомобиля не учитываются в его первоначальной стоимости (письмо УФНС по г. Москве от 2 марта 2006 г. № 20-12/16322).

Источник: https://www.profiz.ru/se/7_2008/transport_na_predpriyatii/

2 вопроса о Служебном Автомобиле в Личных Целях


Эксплуатация служебного автомобиля в любой организации завязана на ведении путевой документации. Использование служебного автомобиля в личных целях многих специалистов ставит в тупик.

Это связано с тем, что сразу появляются сомнения, как правильно вести путевую документацию и надо ли вообще вести путевые листы при использовании в личных целях.

И самые распространенные вопросы на эту тему звучат так:

  • Есть ли разница в использовании служебного автомобиля в рабочих и личных целях?
  • Необходимы ли для этого дополнительные документы или пометки в путевом листе при личном использовании с разрешения руководства?

…Прочитайте полезную статью до конца, а затем возвращайтесь сюда. Я предлагаю вам стать пользователем нашего нового ресурса, где собраны видео-статьи. Например «Нужен ли директору путевой лист если его авто…»

Переходим ЗДЕСЬ

СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ЛИЧНЫЙ?

Есть заслуживающая внимание аналитическая статья на «Гарант-сервисе» (официальный партнер компании ГАРАНТ в Липецке и Липецкой области), но сразу скажу, что данная статья, хоть и подкреплена судебной практикой, но она однобоко рассматривает этот вопрос.

Вопрос о служебном автомобиле в личных целях и как оформить этот момент рассматривается, только с точки зрения налоговых органов. И вопрос по оформлению путевого листа, например, рассматривается без учета еще одного очень важного момента — это требования обеспечения безопасности дорожного движения.

Бухгалтер не знает, что на путевом листе завязаны три мероприятия по обеспечению БДД, поэтому выводы, которые делаются в этой статье задают неправильный вектор поведения. Обращаются внимание на такие моменты:

  • путевой лист можно оформлять на любой срок — от одного дня до одного месяца;
  • компании могут выбирать, какую форму путевого листа им использовать: унифицированную или разработанную самостоятельно.

Первый момент очень сильно радует организации: как хорошо, можно выписать путевой лист на месяц. С точки зрения налоговых органов можно, а с точки зрения надзорных органов (транспортная инспекция, УГАДН) нельзя, потому что в путевом листе служебного автомобиля должны ежедневно проставлятся отметки о предрейсовом медосмотре.

А также ежедневно должны проставляться отметки специалиста ответственного за техническое состояние автомоблией при выпуске на линию. К тому же в путевом листе должен прослеживаться режим труда и отдыха водителя каждую смену (потому что есть ограничения).

И это относится не только к штатному водителю, но и к директору, если он сам управляет служебным автомобилем. Поэтому давайте рассмотрим вопрос служебного автомобиля немного в другой плоскости.

  • К сведению! Если вы эксплуатируете служебные автомобили, то законодатель требует обеспечить безопасность дорожного движения (БДД). Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие.

    Участие в ней абсолютно бесплатное.

  • Подробнее…

ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА В КАКИХ ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ

Конечно разница есть. Рассмотрим в качестве примера коммерческую организацию. Деятельность ее направлена на извлечение прибыли. И любой автомобиль приобретенный или взятый в аренду, будет рассматриваться налоговым органом либо как объект с помощью которого извлекают прибыль (перевозка на сторону), либо он необходим для работы организации в целом (перевозка для служебных нужд).

Есть 3 (три) варианта для анализа:

  • эксплуатация для личных целей;
  • эксплуатация для служебных целей и (если есть необходимость) для личных целей;
  • Эксплуатация для служебных целей.

Третий вариант я не рассматриваю, потому что в этом случае все понятно (обозначил для полноты).

Что касается первого варианта, то он категорически исключается по одной простой причине. Налоговая принимает обоснованное списание топлива только на расходы деятельности компании. На личное использование списание топлива не происходит (будут проблемы с налоговой).

Поэтому заполнение путевого листа на личные цели бессмысленно.

Оно бессмысленно потому, что даже если вы выпишите отдельный путевой лист и водитель заправит за свой счет служебный автомобиль, то бухгалтерия его не сможет приобщить, так как он ничего общего с расходами на организацию не имеет. В итоге у вас возникнет пробел между показаниями спидометра (он же крутится). Этот пробел лишний повод для надзорных органов задавать неудобные вопросы.

Теперь о втором варианте (самом распространенном). Чтобы совместить использование служебного автомобиля в рабочих и личных целях есть выход. Но сразу скажу выходом это назвать сложно, потому что сам процесс хоть и соответствует всем требованиям законодательства и надзорных органов, но является абсолютно не пригодным ввиду его трудоемкости.

Итак, начнем с того что спидометр на автомобиле крутится постоянно (если вы конечно не Кулибин, и не сделали отдельный тумблер на него). Километраж на спидометре и километраж в путевом листе служебного автомобиля должен быть одинаковым — это аксиома.

Также, к слову говоря, аксиомой является и то, что остаток в баке по путевому листу должен быть не больше чем объем бака автомобиля. Иначе встает вопрос, а где водитель возит излишки?

И теперь перед нами стоит задача: как сделать так, чтобы пробел в километраже по спидометру, который вы накрутили при личном использовании, не выпал из документооборота бухгалтерии, а также документооборота транспортного отдела.

Выход (если это можно так назвать) есть. Нужно документально оформлять передачу автомобиля водителю, который будет его использовать в личных целях с фиксацией спидометра. Таким документом является акт приема-передачи автомобиля (кстати образец этого документа есть в Пакете Готовых Шаблонов).

Да, да. В этом случае составляется акт приема-передачи автомобиля каждый раз когда служебный автомобиль передается сотруднику для использования в личных целях. Составляет этот акт и контролирует его наполнение не один водитель, как вы знаете, а ответственный за техническое состояние и эксплуатацию (совместно с водителем, конечно).

Но, если вы думаете, что это все. То нет. Если речь идет о водителе, то мало каждый раз составлять акт приема-передачи автомобиля. Необходимо основание для его передачи, потому что акт является конечным документом при передаче автомобиля.

Таким документом является договор аренды (или субаренды если он уже в аренде). Вы спросите для чего он нужен? Здесь есть 2 (два) момента:

  • момент выгоды для коммерческой организации;
  • момент обеспечения БДД.

На счет коммерческой выгоды, вы должны понимать, что коммерческая организация не может работать себе в убыток, и даже не может работать безвозмездно, то есть в «0». Опять будут вопросы у налоговой.

Поэтому возмездный договор аренды должен быть, хотя бы на минимальную символическую сумму.

На счет обеспечения БДД. Вы должны понимать, что если водитель взял автомобиль в личное пользование и попал в ДТП с пострадавшими, то вы всегда можете сказать, что водитель был не на служебном задании (вот приказ о предоставлении выходного дня, вот договор аренды, вот акт приема-передачи).

  • К сведению!
    Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100%. Это Пакет Готовых Шаблонов (более 90 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки.
  • Подробнее…

ИТОГ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ

Краткий итог, какие же документы должны быть, чтобы можно было использовать служебный автомобиль в личных целях:

  • Приказ о предоставлении выходного дня (если используется в рабочее время);
  • Договор аренды (субаренды);
  • Акт приема-передачи.

А теперь представьте, если у вас водитель или специалист по несколько раз в неделю (если не за день) использует служебный автомобиль в личных целях.

И каждый раз возникает необходимость правильно оформлять все документы. Именно поэтому я сразу обозначил, что этот вариант совсем не подходит для практического применения.

Хотя для редких (разовых) случаев именно так и надо оформлять все документы.

НЕУЖЕЛИ ВСЕ ТАК ПЛОХО?

Как бы плохо это не казалось, но в этой ситуации нужно просто определиться и сделать выбор.

Есть 3 (три) варианта:

  • Либо вы ставите табу на личное использование;
  • Либо вы даете в личное пользование на определенное время, и водитель едет за счет организации и вы это никак не отражаете, принимая на себя все риски (если с ним или с кем-то что-то произойдет);
  • Либо, как говорится, специалист (или водитель) «выписывает» авто. Официально делается Приказ (если необходимо), разовый договор с официальной передачей авто с фиксацией состояния, спидометра и остатка в баке.
  • Внимание!
    У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.
  • Подробнее…

ВЫВОД:

  • Ситуация конечно интересная. Использование служебного автомобиля в личных целях практикуется везде. И, как правило, все действуют по второму варианту. А какой выберете вы? Жду комментариев.

…Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой E-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

Источник: http://trans-co.ru/?p=5860

Необходимость в эксплуатации транспортных средств существует у каждой организации независимо от осуществляемых видов деятельности. Причем транспорт используется как для оказания соответствующих услуг, так и для обеспечения деятельности самой организации.

Аналитические материалы, раскрывающие особенности бухгалтерского и налогового учета, документального оформления, учета основных средств и материалов, порядка расчетов, систематизированы в тематической подборке «Транспорт: бухгалтерский учет и налогообложение». Представленные здесь материалы будут интересны не только транспортным организациям, но и организациям, которые используют транспорт в своей деятельности.

подборки оперативно отслеживается и пополняется с учетом изменений законодательства, а также возникающих вопросов и практических ситуаций.

1.1. Общие вопросы

Основными нормативными документами, которыми следует руководствоваться при ведении бухгалтерского учета, являются:

• Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З);

• типовой план счетов бухгалтерского учета, установленный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, и Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная данным постановлением (далее – типовой план счетов, Инструкция № 50);

• Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102;

• постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 08.08.2018 № 55 «О дате совершения отдельных хозяйственных операций»;

• письмо Министерства финансов Республики Беларус и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь от 11.04.2019 № 15-1-5/105, № 2-2-10/00891 «Об определении даты совершения хозяйственной операции в бухгалтерском и налоговом учете»;

• постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10.08.2018 № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций, внесении дополнений и изменений в отдельные постановления Министерства финансов Республики Беларусь»;

• Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.2014 № 69 (далее – Национальный стандарт № 69);

• постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10.08.2017 № 23 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета курсовых разниц» (далее – постановление № 23);

• Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80;

• Инструкция о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196;

• Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Финансовая аренда (лизинг)»,утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2018 № 73 (далее – Национальный стандарт № 73);

• Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104;

• Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2014 № 46.

Дополнительно по теме:

Бухгалтерский и налоговый учет у лизингополучателя по договору лизинга с выкупом предмета лизинга при расчетах в иностранной валюте в 2019 году.

Бухгалтерский и налоговый учет у лизингодателя по договору лизинга с выкупом предмета лизинга при расчетах в иностранной валюте в 2019 году.

Организация приобрела в лизинг автомобиль. Учет суммовых и курсовых разниц.

Возмещение стоимости похищенного автомобильного топлива: налоговый и бухгалтерский учет. 

Безвозмездное использование служебных автомобилей в личных целях работниками организации: документальное оформление, налоговый и бухгалтерский учет. 

Возмездное использование работниками служебных автомобилей для личных нужд: документальное оформление, налоговый и бухгалтерский учет. 

Учет штрафных санкций за отклонение от маршрута следования.

Услуги экспедитора: оформление акта оказанных услуг, выставление ЭСЧФ, бухгалтерский учет.

Если у экспедитора выручка в валюте: три варианта расчетов.

Порядок отражения выручки экспедитора и возмещаемых перевозчику расходов.

Выручка экспедитора, если обязательства выражены в белорусских рублях эквивалентно определенной сумме в иностранной валюте.

Выручка экспедитора, если обязательства выражены в иностранной валюте эквивалентно определенной сумме в иной иностранной валюте.

Услуги экспедитора: бухгалтерский и налоговый учет.

Дата отражения в учете отдельных хозяйственных операций: порядок унифицирован с 2019 года.