Имеются ли риски при аренде з/у у администрации района?

Как рассчитывается арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности

Имеются ли риски при аренде з/у у администрации района?

Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, устанавливается:

  • местным исполнительным комитетом,
  • администрацией свободной экономической зоны,

и отражается в договоре аренды земельного участка, договоре о продлении срока аренды или в соглашении об изменении договора аренды.

Проведение операций по начислению арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в лицевых счетах плательщиков, контроль за ее уплатой и (или) взысканием производится:

  • налоговым органом по месту нахождения земельного участка.

Налоговые органы при осуществлении контроля за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой арендной платы, применении способов обеспечения ее уплаты, а также уплаты пеней, взыскании этой платы и пеней пользуются правами и исполняют обязанности, установленные для осуществления налогового контроля, применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств, взыскания налогов, сборов (пошлин) и пеней.

Основаниями для исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, являются:

  • решение местного исполнительного комитета, администрации свободной экономической зоны о предоставлении земельного участка в аренду;
  • свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, подтверждающее переход права аренды на земельный участок (доли в праве аренды на земельный участок). Переход права аренды может происходить в результате государственной регистрации перехода права на расположенные на земельном участке объекты недвижимости (или доли в праве на данные объекты) к другому гражданину;
  • соглашение об изменении договора аренды земельного участка, зарегистрированное в установленном законодательством порядке.

1. в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка и коэффициентов, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». Размер коэффициентов можно посмотреть ТУТ. Виды оценочных зон земельных участков согласно их функциональному использованию можно посмотреть ТУТ.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержатся в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра. Узнать сведения о кадастровой стоимости земельного участка можно путем самостоятельного поиска на сайте ГУП “Национальное кадастровое агентство” (http://vl.nca.by).

Поиск необходимо осуществлять во вкладке “Налоговая база земельного налога”. Возможно несколько вариантов поиска запрашиваемой информации – по кадастровому номеру земельного участка, адресу, наименованию садового товарищества или по сельскому населенному пункту и территории вне населенных пунктов.

2. в размере земельного налога, определенного в соответствии с налоговым законодательством (с учетом увеличения или уменьшения его ставок по решениям местных Советов депутатов), для следующих видов земель:

  • за земельные участки земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные для ведения сельского хозяйства,
  • за земельные участки, входящие в состав земель лесного фонда и предоставленные для использования в сельскохозяйственных целях,
  • за земельные участки, входящие в состав земель водного фонда и предоставленные для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы.

Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, может:

1. увеличиваться:

  • на коэффициент 10 по земельным участкам, используемым не по целевому назначению, не используемым в течение сроков, определенных законодательными актами, занятым до оформления правоудостоверяющих документов;
  • на коэффициент 2 по земельным участкам, занятым объектами сверхнормативного незавершенного строительства.

Земельными участками (частями земельного участка), занятыми объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаются земельные участки (части земельного участка), занятые возводимыми объектами строительства, по которым превышены сроки строительства, определенные в проектной документации.

  • местными исполнительными комитетами, администрациями свободных экономических зон, но не более чем в десять раз, по земельным участкам, включенным в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены.

Указанный перечень утверждается областными (Минским городским) Советами депутатов либо по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами, администрациями свободных экономических зон в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь (можно посмотреть ТУТ).

Применение всех указанных выше повышающих коэффициентов к размеру арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, производится налоговыми органами по месту нахождения земельных участков на основании сведений о таких земельных участках, предоставляемых местными исполнительными комитетами, администрациями свободных экономических зон в порядке и сроки, установленные законодательством.

2. увеличиваться или уменьшаться (но не более чем в два с половиной раза) решениями местных органов власти и администраций свободных экономических зон за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов.

Исчисление и уплата арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в увеличенном (уменьшенном) размере в соответствии с принятыми решениями производится с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.

Решения местных исполнительных комитетов об увеличении (уменьшении) размера ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные гражданам, применяются только в случае определения размера ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, при:

  • предоставлении их в аренду,
  • продлении срока аренды земельных участков,
  • заключении соглашений об изменении договоров аренды земельных участков, предусматривающих изменение размера ежегодной арендной платы за эти земельные участки.

Решения местных органов власти об установлении повышающих коэффициентов к размерам арендной платы.

Арендная плата уплачивается:

  • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения или регистрации договора аренды земельного участка или соглашения об изменении договора аренды (осуществления государственной регистрации перехода права аренды на земельный участок),
  • до последнего числа месяца (включительно), в котором истекает срок аренды земельного участка.

Источник: http://www.nalog.gov.by/ru/kak-rasschityvaetsya-arendnaya-plata-za-zemelnye-uchastki-nahodyashchiesya-v-gosudarstvennoj-sobstvennosti/

Как взять землю в аренду 16 способами в 2020 году?

Имеются ли риски при аренде з/у у администрации района?

Взять землю в аренду можно по 2-м сценариям:

  • арендовать земельный участок на аукционе;
  • взять землю в аренду  без торгов, то есть без аукциона.

Иными словами, аренда земли у государства возможна 2-мя путями.

В этой статье рассмотрим способы:

Как арендовать земельный участок без торгов?

О том, как взять землю в аренду на аукционе смотрите материал: 2 способа получить землю.

Прежде чем приступим, следует отметить, что

существует не 16, а более 35 оснований взять землю в аренду у государства без торгов

Проверьте количество оснований для аренды земли в статье 39.6 Земельного кодекса.

В пункте 2 статьи перечислены тридцать с лишним оснований.

Каждое основание позволяет взять землю в аренду без аукциона.

Однако большинство из этих оснований абсолютно не подходят для простых граждан.

Основная цель материала, показать:

какими способами обычный гражданин может взять землю в аренду для своих нужд.

Поэтому не интересные для простых людей способы арендовать землю, я буду только упоминать.

При этом востребованные основания будут рассмотрены более детально.

И так, начнем с самого интересного.

1. Взять землю в аренду для ИЖС, личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, и для КФХ.

Это основание смотрите в подпункте 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

В статье Продажа земельного участка без торгов  уже рассматривали получение земли для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства и КФХ.

Для справки. 

С 01 января 2019 года дачное хозяйство исключено из законодательства. Дачные участки приравнены к садовым участкам.

По этой причине, любое упоминание в статье о дачных участках нужно заменять на садовые участки.

Однако в той статье речь шла, как купить земельный участок без торгов, то есть оформить землю в собственность.

Сейчас рассмотрим то же самое, но только для аренды земли.

Под какие цели можно арендовать земельный участок?

Это основание допускает 4 цели.

Земельные участки под гостиницу, автомастерскую, магазин и другие объекты арендовать без торгов по данному основанию не получится.

Если вы хотите получить землю для строительства домика или коттеджа, то этот способ для вас.

Полезный совет: Многие люди, ищущие землю под строительство индивидуального дома, хотят получить участок именно в собственность.

Это связано с тем, что, по их мнению, право собственности более надежно, чем аренда.

Однако это иллюзия, которая вытягивает лишние деньги из кошелька заблуждающегося.

Нужно понимать, что государство может изъять для своих нужд практически любой участок, даже тот, которым вы владеете на праве собственности.

Поэтому собственность на землю не является 100-процентной гарантией от изъятия участка.

При этом, покупка пустого участка земли (то есть приобретение в собственность) под ИЖС, чаще всего обходиться дороже, чем аренда этого же участка и последующий выкуп земли под уже построенным домом.

Иными словами, в большинстве случаев гораздо выгоднее не сразу покупать земельный участок под ИЖС, а брать его в аренду, строить дом, и только после этого выкупать участок под завершенным строительством.

В таком случае, выкупная стоимость, как правило, будет значительно ниже, чем цена покупки пустого участка.

В чем заключается 1 (одно) важное отличие земельных участков под ЛПХ от участков под ИЖС?

Участки под ИЖС могут находиться только в границах населенного пункта.

Вы не найдете участок с видом разрешенного использования под ИЖС за пределами города, поселка или другого поселения.

А участки, предназначенные для ЛПХ, могут находиться как внутри населенного пункта, так и за его пределами.

Однако арендовать под ЛПХ без торгов можно только те участки, которые находятся на территории населенного пункта.

Если участок имеет вид разрешенного использования – ЛПХ, но находится за границей населенного пункта, то арендовать такой участок без торгов по данному основанию не получится.

Однако арендовать под ЛПХ землю, которая находиться за границами населенного пункта можно по другому основанию.

Читайте эту статью далее и вы узнаете, как получить участок в аренду.

Участки под дачное хозяйство более привлекательны, чем участки под  садоводство.

Объясняется это тем, что на земле под дачу можно прописаться, перед этим построив дом.

А на садовом участке прописаться весьма проблематично.

Более подробно о том, как прописаться на дачной земле, изложено в пошаговой инструкции: Как получить разрешение на строительство.

Начинающие фермеры, которым не перепало земельных паев, как правило, арендуют землю без торгов.

И делают это весьма успешно.

Кто может арендовать земельный участок без торгов?

Взять землю в аренду у государства без торгов может только гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство.

При этом цель использования земли должна быть: ИЖС, ЛПХ в границах города (поселка), садоводство, дачное хозяйство или КФХ.

Юридические лица (организации) не имеют права арендовать землю для этих целей без торгов.

Как взять землю в аренду у администрации города без торгов?

Для того, чтобы запустить процедуру получения земли в аренду нужно подать одно из заявлений:

  • заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
  • заявление о предоставлении земельного участка.

Рассмотрим их подробнее.

Заявление о предварительном согласовании подается на земельный участок, который еще не образован.

Иными словами, такой участок еще не имеет кадастрового номера.

Например, вы нашли свободный земельный участок, который не образован, то есть не имеет границ.

После этого, вы можете  за 40 минут самостоятельно составить схему участка и подать ее вместе с заявлением о предварительном согласовании.

Администрация в течение 30 дней должна дать один из 2-х возможных ответов:

  • согласовать вам предоставление в аренду земельного участка.

В этом случае вы получаете право без торгов арендовать данный участок у администрации.

  • отказать вам в предварительном согласовании.

В этом случае, можно найти новый участок и подать другое заявление.

Либо следует написать жалобу в прокуратуру или суд, потому что чиновники частенько «лепят» незаконные отказы.

Заявление о предоставлении участка подается в отношении земли, которая поставлена на кадастровый учет.

Такое заявление подается, если земельный участок имеет границы и кадастровый номер.

К примеру, на публичной кадастровой карте вы нашли свободный участок, который не сдан в аренду.

Таких земельных участков в стране много.

Чтобы арендовать этот участок без торгов, вам нужно подать в местную администрацию заявление о предоставлении земельного участка.

Через 30 дней должен быть результат:

  • либо вы получите в аренду  участок без торгов,
  • либо администрация должна дать обоснованный отказ, который можно оспорить.

Пошаговый алгоритм действий по получению земли детально описан в инструкции:

Земельный участок в аренду без специальных знаний

Получить сейчас

В приложении к пошаговой инструкции найдете готовые шаблоны заявлений, схему земельного участка, документы для подачи в администрацию, и при необходимости в прокуратуру.

Используйте инструкцию и готовые документы и получайте землю без  чиновничьего обмана и манипулирования.

2. Аренда земли под объектом незавершенного строительства.

Источник: https://paruslex.ru/arendovat-zemelnyj-uchastok/

О заключении договора аренды земельного участка на новый срок

Имеются ли риски при аренде з/у у администрации района?

Принятие Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 171-ФЗ) стало самой крупной реформой в области земельных отношений за последние 13 лет.

В практике его применения стало возникать множество вопросов, обобщив которые, Минэкономразвития России подготовило ответы.

Особого внимания заслуживают некоторые разъяснения министерства относительно перезаключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок. Публикуем их.

Срок договора аренды земли под объектами, не полежащими госрегистрации

Пунк­том 8 ст. 39.8 ЗК РФ установлены определенные сроки, на которые заключается договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от основания для передачи земельного участка в аренду.

Указанным пунк­том не определен срок, на который заключается договор аренды, в случае если на земельном участке расположен объект, который не подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.

97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не требующий получения разрешения на строительство и не вошедший в перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственнос­ти, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Предлагаем установить срок аренды земельных участков для таких объектов.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300.

В соответствии с подп. 17 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ в случаях, прямо не предусмотренных данным пунк­том, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до 49 лет.

Согласно п. 11 ст. 39.

8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.

Согласно п. 12 ст. 39.

8 ЗК РФ при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, преду­смотренных п. 8 данной статьи.

Таким образом, ст. 39.8 ЗК РФ в полной мере урегулированы правила определения срока договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственнос­ти, в том числе в случаях, прямо не предусмотренных п. 8 данной статьи.

Заключить соглашение о продлении договора нельзя

Законом № 171-ФЗ не урегулирован вопрос продления договорных отношений с арендаторами земли после окончания срока действия договора аренды. Предполагается, что арендатор участка должен обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о заключении нового договора аренды (подп. 31 и 32 п. 2, п. 3 и 4 ст. 39.6 ЗК РФ с изменениями, внесенными Законом № 171-ФЗ).

Отсутствие прямого указания в Земельном кодексе РФ на возможность продления договорных отношений с арендатором обязывает уполномоченный орган заключать новые договоры аренды (при соблюдении обязательных условий) при наличии зарегистрированного обременения на данном участке в виде предыдущего договора аренды. При этом арендатор участка обязан обеспечить регистрацию нового договора аренды, предварительно подписав соглашение о расторжении предыдущего договора и обеспечив снятие обременения с участка.

Указанное положение влечет дополнительные (возможно, необос­нованные) расходы арендатора.

При этом арендатор, желая избежать дополнительных расходов, не регистрирует новые догово­ры, основываясь на ч. 2 ст. 621 ГК РФ, согласно которой при использовании участка арендатором после истечения срока догово­ра при отсутствии возражений арендодателя договор аренды считается возобновленным на неопределенный срок на прежних условиях.

Земельным кодексом РФ с изменениями, внесенными Законом № 171-ФЗ, данный вопрос также не урегулирован.

Учитывая изложенное, возможно ли в данных ситуациях заключать соглашения о продлении договоров аренды?

Статьями 39.6 и 39.8 ЗК РФ установлены особенности заключения нового договора аренды земельного участка с арендатором земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды. При этом данное право не носит преимущественного характера, как это предусмотрено ст. 621 ГК РФ.

Так, случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, урегулированы п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ, а условия реализации такого права — п. 4 данной статьи.

При отсутствии в совокупности вышеперечисленных условий арендатор земельного участка лишается права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ).

Таким образом, заключение дополнительного соглашения о продлении срока договора аренды земельного участка не представляется возможным.

В отношении необходимости осуществления государственной регистрации прекращения существования обременения в виде аренды земельного участка сообщаем, что, как отмечено в Определении Конституционного суда РФ от 05.

07.2001 № 132-О, государственная регистрация не затрагивает самого содержания гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

В этой связи само по себе существование записи о государственной регистрации договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не может подтверждать наличие договорных отношений по предоставлению в аренду земельного участка в случае, если срок действия такого договора истек и договор не является возобновленным на прежних условиях на неопределенный срок в соответствии со ст. 621 ГК РФ.

Пролонгация договора аренды земельного участка

В соответствии с Земельным кодексом РФ в редакции Закона № ­171-ФЗ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (земельный участок), не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (п. 15 ст. 39.8).

Предусмотрены исключения из данного правила (они практически идентичны самим основаниям предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (п. 3 ст. 39.6), а именно граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях, если:

  • земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов;
  • земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Из этого, а также из п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ следует, что с 01.03.

2015 значительная часть договоров аренды земельных участков, в том числе заключенных без проведения торгов по основаниям, установленным до вступ­ления в силу Закона № 171-ФЗ, не будут подлежать заключению на новый срок без проведения торгов. Данное обстоятельство может повлечь ряд негативных последствий, в частности, для субъектов предпринимательского сообщества.

В связи с чем прошу вас рассмот­реть возможность подготовки проекта правового акта, преду­сматривающего внесение следую­щих изменений в ЗК РФ: установить возможность продления договора аренды земельного участка без проведения торгов арендаторам земельных участков, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по договору, по аналогии с правом добросовестного арендатора объекта нежилого фонда на заключение на новый срок договора аренды на основании п. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Статьями 39.6 и 39.8 ЗК РФ установлены особенности заключения нового договора аренды земельного участка с арендатором земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды. При этом данное право не носит преимущественного характера.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/282778/

Как предостеречь от правовых рисков при аренде земли

Имеются ли риски при аренде з/у у администрации района?

Материал подготовила Елена Сукманова, канд. юрид. наук, адвокат, директор юридической фирмы «Элит Консалтинг»

Что нужно учесть на начальном этапе

Земля имеет очень высокую ценность, поэтому рынок купли-продажи земли притягивает немало мошенников. Не является исключением и аренда. Поэтому мы дадим рекомендации, выполняя которые вы сможете снизить риск попасться на удочку аферистов. Разберем все этапы заключения сделки по передаче в пользование земли и укажем, какие уловки вас могут поджидать, а также как уберечь себя от неприятностей.

Итак, вы решили присмотреть себе земельный участок и среди всех вариантов остановились на каком-то одном. Прежде всего вам необходимо установить, является ли арендодатель участка его полноправным владельцем. Чтобы это установить, попросите предъявить правоустанавливающие документы на землю и проверьте их достоверность.

Для этого вам будут необходимы:

1. Документ, устанавливающий право собственности на земельный участок. Как правило, это государственный акт. Но в связи с последними изменениями в Земельном кодексе право собственности, приобретенное на земли частной собственности, также может удостоверяться гражданско-правовым договором или свидетельством о праве на наследство.

2. Документы, которые подтверждают государственную регистрацию прав на имущество.

Такими документами, в частности, могут быть: извлечение из Реестра прав собственности на недвижимое имущество, свидетельство о праве собственности, регистрационное удостоверение, справка-характеристика.

Указанные документы предоставляет бюро технической инвентаризации. Выписка из государственного реестра земель даст актуальную информацию о собственнике участка.

При выборе земельного участка имейте в виду, что закон предусматривает возможность прекращения договора аренды земли в случае ее выкупа для общественных нужд и принудительного отчуждения земельного участка по мотивам общественной необходимости. Учитывайте этот риск, если земля может составлять общественный интерес для прокладывания дорог, путей или иных целей.

Далее обязательно нужно установить, нет ли каких-либо ограничений или обременений в отношении данного участка. Таковыми могут быть ипотека (залог), земельные сервитуты, ограничения права пользования земельным участком.

Ограничения и обременения, если они были наложены правомерно, продолжают действовать, несмотря на передачу в пользование другому лицу. Так что вам придется мириться с тем, что кто-то вправе будет проезжать через ваш земельный участок. Устанавливаются же обременения на основании законов, актов органов государственной власти, судебных решений, договоров и подлежат государственной регистрации.

Поэтому перед заключением договора не лишним будет получить у нотариуса извлечения из Объединенного реестра запретов на отчуждение объектов недвижимости и Государственного реестра ипотек. Далее нужно получить справку (заключение) из местного управления земельных ресурсов о наличии (отсутствии) ограничений и обременений на земельный участок.

Также бывали случаи, когда арендатору показывают один участок, а после подписания договора оказывалось, что арендованная им земля не та, которую он видел, а находится где-то в другом месте.

Предотвратить подобные махинации можно, сверив план земельного участка с реальной местностью.

Если что-то заподозрили, обратитесь в органы власти с просьбой подтвердить нахождение, размер, границы, владельца участка.

Получая на руки договор для подписания, всегда читайте его полностью, уделяя внимание даже мелочам, ведь именно они могут создать хлопоты. Договор должен быть тщательно проанализирован. Все пункты соглашения должны быть изложены в точности с законодательством, так как даже мелкие неточности могут привести к отмене сделки.

Почему договор могут признать недействительным

Договор, не соответствующий правовым нормам, может быть признан недействительным с момента его заключения. Тогда придется освободить занимаемый участок, но при этом возврата арендной платы, оплаченной за фактический срок аренды, не будет.

Вот основания, при наличии которых договор может быть признан недействительным:

— договор заключен неуполномоченным лицом или же лицом, которое не имело права передавать этот участок в аренду;

— в договоре отсутствует хотя бы одно существенное условие.

Так, согласно действующему законодательству к существенным условиям договора, предметом которого является земельный участок, относятся: объект, срок действия договора, размер арендной платы и порядок ее внесения, целевое назначение участка и условия его использования, условия и сроки передачи земли арендатору, условия возврата участка арендодателю, условия сохранения состояния объекта, наличие ограничений относительно использования земельного участка, определение стороны, на которой лежит риск случайного повреждения или уничтожения участка, ответственность сторон;

— нарушение процедуры заключения договора. Так, законодательство требует обязательного решения уполномоченного органа и согласования с ним вопроса аренды участков, если речь идет о землях государственной или коммунальной собственности. Также в обязательном порядке должна быть проведена государственная регистрация договора аренды и его нотариальное удостоверение;

— неполучение согласия от ипотекодержателя на аренду участка.

Внимательно отнеситесь к случаю, если из-за каких-то обстоятельств собственник не может самостоятельно подписать договор аренды земельного участка, а передает данное право своему представителю. Нужно быть особо осторожным, потому что в последнее время в такой ситуации совершается немало афер.

Обратите внимание, что доверенность должна быть выдана в порядке Закона о нотариате и распечатана на фирменном бланке. Рукописные поручения на продажу земли не имеют никакой силы. Выясните, установлено ли доверенностью право представителя на передачу земли в пользование.

Также не лишним будет узнать у нотариуса, не истек ли срок доверенности на день заключения сделки. Ее действие может быть прекращено не только по окончанию срока, но и если того пожелает доверитель. Доверенность может быть прервана в любой момент, а от вас такой факт могут скрыть.

Также нужно учитывать, что доверенность не имеет силы, если доверитель скончался, признан недееспособным либо находится в списках без вести пропавших. Поэтому, чтобы избежать дальнейшей отмены договора, свяжитесь с владельцем участка в день совершения сделки и удостоверьтесь, что он жив, здоров и не передумал продавать землю.

Следующий ключевой момент — нотариальное удостоверение и государственная регистрация договора. Если с удостоверением у нотариуса проблем нет, то государственная регистрация является весьма проблематичной.

Дело в том, что существуют два действующих нормативно-правовых акта, которые предусматривают обязательную регистрацию договоров аренды в различных реестрах.

Так, постановление № 2073 устанавливает, что договор аренды должен быть зарегистрирован в Книге записей государственной регистрации договоров аренды земли.

В то же время в соответствии со статьей 202 ЗКУ, Указом № 134 и временной процедурой ведения Государственного земельного реестра договоры аренды земли должны регистрироваться в Государственном реестре земель, который ведет государственное предприятие «Центр государственного земельного кадастра».

Выходит такой интересный факт — во избежание признания договора недействительным необходимо осуществить его «двойную» регистрацию.

Что может привести к досрочному расторжению договора

Рассмотрим также ситуации, которые могут возникнуть во время действия договора аренды и привести к его досрочному расторжению. Прежде всего напомним, что одностороннее прекращение обязательств не допускается. Договор может быть расторгнут только по решению суда и на основаниях, прямо предусмотренных законодательством.

Такие основания должны иметь место продолжительное время и ими могут быть: использование участка не по целевому предназначению, нарушение мер по охране окружающей среды, неподдерживание антиэрозионных и дренажных систем, нарушение требований сервитутов и других ограничений, невнесение арендной платы.

Термин «продолжительное время» носит оценочный характер, такой период времени не предусмотрен нормами законодательства. За исключением условий внесения арендной платы. Исходя из положений статьи 782 ГКУ можно сделать вывод, что в случае просрочки внесения арендной платы на протяжении 3-х месяцев арендодатель вправе требовать прекращения договора.

Не допускается как одностороннее расторжение договора аренды, так и одностороннее изменение его существенных условий. Все спорные вопросы должны рассматриваться судом. Единственными исключениями являются увеличение арендной платы в связи с повышением ставки земельного налога, а также ужесточение требований по охране окружающей среды.

На практике бывают случаи, когда во время действия договора аренды меняется собственник участка, и этот новый собственник требует прекращения договора, так как он в нем не заинтересован. Успокаиваем сразу, что такое требование необоснованное, ведь договор аренды продолжает свое действие даже при переходе права собственности к третьему лицу.

Для того чтобы избежать каких-либо казусов, рекомендуем прописывать в договорах соответствующее положение о сохранении его действия при смене собственника.

В итоге наши рекомендации сводятся к тому, что необходимо быть предельно внимательным и не терять бдительность. Как видите, подвохов может быть немало, и это лишь наиболее часто встречаемые. Не отказывайтесь от правовой помощи в таком важном вопросе, ведь вашего опыта и знаний может быть недостаточно, чтобы не попасться на удочку аферистов.

Документы консультации

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

ГКУ

Источник: https://buhgalter.com.ua/articles/details/3015/

Земля под новостройкой в аренде или собственности — что лучше для дольщика?

Имеются ли риски при аренде з/у у администрации района?

Как распределяется земля под новостройкой по завершении строительства? Ответ на этот вопрос редко заботит тех, кто принял решение стать участником долевого строительства.

Однако знание это, позволяет оценить последствия и риски, с которыми можно столкнуться после получения ключей от квартиры. Что лучше: когда дом возводится на арендованной земле, или на участке, находящемся в собственности застройщика? Своим мнением с Domostroynn.

ru поделился руководитель юридической компании «Маслов и Партнеры» Александр Маслов. 

Исторически так сложилось, что 90% земель в нашей стране принадлежит государству, а в частной собственности  находится менее 10%.

  Дело в том, что с момента, когда вся земля была только государственной, и «вдруг» разрешили владеть ею на правах частной собственности, прошло всего 25 лет.

Соответственно, вполне логично, что в 9 из 10 случаев земля находится у застройщика в аренде. Но это просто статистика общего соотношения земель в частной собственности и в аренде.

Более того, согласно положениям Земельного кодекса РФ, земля для строительства предоставляется только в аренду и через аукционы.

Начиная с 1 марта 2015 года участок вообще не может быть передан в собственность под строительство юридическим лицам.  Возможна лишь строительная аренда. 

В собственность земля может поступить только под уже существующими объектами. Примером такого случая является расселение домов: когда застройщик скупает квартиры в старом фонде, то земельные участки под жилым зданием поступают в собственность застройщика как общедомовое имущество.

Допустим, существовал четырех- или восьмиквартирный барак. Под ним есть кусочек земли в собственности, рядом  – такие же участки под другими домами. В результате, застройщик приобретает их, консолидируя в единоличном владении все квартиры, а недостающую землю просит предоставить ему в аренду. Таким образом, у него часть земли получается в частной собственности, а часть – в аренде.

Земельный участок в собственности – характерная особенность точечной застройки. Это нетипичный способ предоставления земли. Нормальная, цивилизованная застройка, которая регулируется земельным и градостроительным законодательством – это аукцион или специальный конкурс, и это всегда аренда.

Какая форма собственности выгоднее для дольщика

На мой взгляд, для дольщика собственность менее удобна, чем аренда.

Дело в том, что согласно общему правилу, после регистрации права собственности на квартиру первого дольщика, земельный участок под многоквартирным жилым домом переходит бесплатно в общую долевую собственность всех участников строительства. С 2015 года граждане освобождены от уплаты земельного налога под многоквартирным жилым домом. До этого, она также начислялась, просто ее никто не платил, поскольку налоговая инспекция не направляла жильцам квитанции об оплате налога.

Как только земля стала общей долевой собственностью (а это происходит в момент регистрации права собственности первого дольщика на квартиру в завершенном доме), прекращается право государственной или частной собственности застройщика.

Обычно, территория строительной площадки немного больше по площади, чем пятно застройки дома. При этом застройщики не всегда заинтересованы в оформлении всей прилегающей территории под дом.

Здесь основная проблема — это общие территории (под парковку, детскую площадку и т.д).

При комплексной застройке,  если у застройщика в аренде этот земельный участок, то он спешит быстрее от него отказаться, чтобы не платить арендную плату.

Если же земля у застройщика в собственности, то он не всегда передает оставшуюся территорию дольщикам, а может сформировать земельный участок только под домом.

Статья 16 Закона «О ведении Жилищного кодекса Российской Федерации» гласит, что разрешение на ввод, выдается только при формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей территорией, которая нужна для него (под детскую площадку, элементы благоустройства, парковки — все что надо).

Но не всегда такой участок можно сформировать вместе с прилегающей территорией, особенно в условиях квартальной застройки, когда автопарковка рассчитана сразу на пять домов, и отнести ее к кому-то одному дому нельзя.

В таком случае, застройщик прекращает право аренды и восстанавливает право государственной или муниципальной собственности. Тогда, этот объект становится государственной или муниципальной собственностью и используется всеми гражданами.

Если же участок, который должен стать общей территорией находится у застройщика в частной собственности, то надо понимать, что он не всегда готов от него отказаться. 

Таким образом, участок в собственности – это не преимущество, а скорее недостаток. Потому что это свидетельствует о наличии точечной застройки, а она сама по себе хуже квартальной по обеспеченности парковками, проездами, а также по своему благоустройству.

При точечной застройке стараются «втиснуть» максимальное количество помещений жилых и нежилых на один квадратный метр, стало быть, нет благоустройства нормального – много денег ушло на расселение.

Не так давно существовал еще один вариант получения в собственность земли. До 2015 года застройщик мог получить земельный участок от Нижегородской области в обмен на завершение долгостроя, дольщиков которого поддерживает региональное Правительство.

Однако с отменой положений Земельного кодекса РФ о возможности предоставления юридическим лицам земли в собственность под застройку, соответствующий Закон Нижегородской области был отменен. Лишь один застройщик получил землю в этом порядке.

 Поэтому законодательное собрание Нижегородской области  недавно было вынуждено рассматривать варианты, позволяющие предоставлять землю в аренду по конкурсу,  если компания берется завершить какой-либо долгострой.

Что представляют собой изменения в земельном законодательстве Нижегородской области?

Как известно, недавно были внесены поправки в Законы Нижегородской области «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» и «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действия (бездействия) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, и некоммерческих организаций, созданных лицами, пострадавшими от действий (бездействия) таких застройщиков, на территории Нижегородской области».

По сути, эти нововведения предполагают достройку так называемых «долгостроев» за бюджетные средства. Что имеется в виду?  Если бы земельный участок не отдали застройщику в качестве компенсации, а выставили на аукцион, то получили бы за него 20, 30,40, 50 и более миллионов рублей. А так эти средства бюджет не получит в виде дохода от продажи.

Понятно, что недополученные доходы у нас, традиционно, имеют меньшую ценность, чем реальные средства, выложенные «из кармана». Однако с точки зрения денег особой разницы нет. То есть выделены эти средства из бюджета  или не получены от реализации земли — это по сути убыток для казны.

Для государственных органов такая схема кажется более предпочтительной из-за сложности и множества ограничений бюджетного законодательства. Дело в том, что получение бюджетных средств планируется на три года вперед, что усложняет их оперативное получение.

Разумеется, проще предоставлять земли в аренду под застройку. Да, с экономической точки зрения деньги недополучаются казной.

Но это легче, чем продать земельный участок на аукционе, а затем «выбивать» деньги из бюджета, чтобы в последствие контролировать их расходование в соответствии с законодательством о госзакупках.

Если срок аренды истечет до окончания строительства

Что же будет, если срок аренды под застройку истечет, а дом так и не будет построен?

Во-первых, срок аренды под застройку должен определяться как удвоенный срок на строительство дома, что дает хороший временной запас застройщику. Однако исключить ситуацию, при которой застройщик может не успеть завершить объект до окончания срока аренды, тоже нельзя.

Земельный кодекс РФ по общему правилу допускает продление договора аренды земельного участка, предоставленного без торгов.

Возможно продление срока аренды по общему правилу также, если земля под жилищное строительство была предоставлена на аукционе.

В этом случае, согласно п. 5 ст. 39 ЗК РФ, у органа, осуществляющего полномочия собственника, есть выбор:

– изъять объект незавершенного строительства у нерадивого застройщика и выставить его на торги (с обременением правами дольщиков);

– единократно предоставить застройщику земельный участок для окончания строительства, если есть  причины для задержки, не связанные с застройщиком (проблемы с подключением, оформление разрешений и т.п.).

Указанная норма действует всего два года и как она будет применяться, покажет время. Однако  решать проблемы «обманутых дольщиков»  для государства – дело нежелательное. На мой взгляд, при любой возможности, лучше предоставить земельный участок для достройки и, скорее всего, государство это сделает.

Елена Карал

Источник: https://www.domostroynn.ru/statyi/mnenie-eksperta/zemlya-pod-novostroykoy-v-arende-ili-sobstvennosti-chto-luchshe-dlya-dolshhika

СтражЗакона
Добавить комментарий