Как аттестовать рабочее место учителя информатики в школе?

Федеральные государственные образовательные стандарты

Как аттестовать рабочее место учителя информатики в школе?

Файл: Загрузить

Карушева Е.Н., преподаватель кафедры
теории и методики предмета АО ИОО

Методические рекомендации
по преподаванию учебного предмета «Информатика»
в 8-х классе пилотных площадок по введению ФГОС ООО

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.[1]

Основные цели изучения информатики в школе:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. [2]

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в новой концепции Федерального государственного стандарта общего образования.

Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоение знаний, овладения определенными умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты 2.

Предмет «Информатика» в учебном плане (предметная область «Математика и информатика»).

При разработке учебных планов образовательным организациям, которые осуществляют образовательный процесс в соответствии с ФГОС нового поколения, необходимо руководствоваться Примерным учебным планом основного общего образования.

Примерный учебный план представлен в примерной основной образовательной программе образовательной организации.

2 Согласно первому и второму варианту учебного плана на обязательное изучение предмета «Информатика» в 8 классе – 1 час в неделю всего 35 часов, при этом продолжительность учебного года определяется Уставом образовательной организации.

Учебники, рекомендованные для преподавания Информатики в 8-х классах.

В 8-х классах общеобразовательных организаций, работающих по ФГОС ООО, необходимо использовать учебники из перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ № 253 от 31.03.2014г.).

Для реализации стандартов нового поколения в 8 классе рекомендуется использовать следующие учебники:

УчебникПримечания
Босова Л.Л.,Босова А.Ю. Информатика: учебник для 8 класса БИНОМ. Лаборатория знанийУчебник предназначен для продолжения изучения курса «Информатика» в общеобразовательных школах, а также в классах предпрофильной подготовки по физико-математическому и информационно-технологическому профилям. В учебнике рассматривается кодирование графической, звуковой, текстовой и числовой информации. Большое внимание в учебнике уделяется формированию у учащихся знаний и практических умений и навыков в области коммуникационных технологий. Учебник мультисистемный, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться в различных операционных системах: Windows или Linux.
Семакин И.Г.,Залогова Л. А.,Русаков С.В.,Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 8 класса БИНОМ. Лаборатория знанийУчебник предназначен для изучения курса информатики в 8 классе общеобразовательной школы. Содержит теоретический материал курса, вопросы и задания для закрепления знаний, в конце каждой главы в схематическом виде представлена система основных понятий этой главы. Некоторые главы учебника содержат дополнительный раздел, позволяющий изучить данную тему на углубленном уровне. Входит в учебно-методический комплект по информатике наряду с учебниками для 7 и 9 классов, задачником-практикумом, методическим пособием для учителя и цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) из Единой коллекции.
Угринович Н.Д. Информатика: учебник для 8 класса БИНОМ. Лаборатория знанийУчебник предназначен для продолжения изучения курса «Информатика» в общеобразовательных школах, а также в классах предпрофильной подготовки по физико-математическому и информационно-технологическому профилям. В учебнике рассматривается кодирование графической, звуковой, текстовой и числовой информации. Большое внимание в учебнике уделяется формированию у учащихся знаний и практических умений и навыков в области коммуникационных технологий. Учебник мультисистемный, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться в различных операционных системах: Windows или Linux.

Для обеспечения нового качества образования и повышения его эффективности в условиях реализации ФГОС ООО необходимо использовать мультимедийное сопровождение курса или электронное приложение к УМК, а также полезно использовать ресурсы федеральных коллекций:

При выборе учебника учителю следует обращать внимание на систему учебных и методических материалов, входящих в состав предлагаемого учебно-методического комплекса (УМК), предназначенных для обеспечения эффективной учебной деятельности обучающихся (учебная программа, учебник, книга для учителя (методическое пособие для учителя), книга для ученика (рабочая тетрадь), практикум, сборник задач, сборник тестовых заданий, средства ИКТ, набор ЦОР и др.).

Рекомендации по составлению рабочей программы

Учителя информатики, осуществляющие преподавание информатики по ФГОС ООО должны разрабатывать рабочую программу на основе примерной и/или авторской программы по информатике к линиям учебников, имеющихся в федеральном перечне; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ОО; программы формирования универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД) конкретной ОО.

В основе разработки рабочей программы лежат следующие действия:

  1. анализ существующих программ по учебному предмету;
  2. формулирование собственной точки зрения;
  3. написание пояснительной записки;
  4. отбор и структурирование содержания;
  5. определение необходимого и достаточного перечня средств обучения;
  6. оформление рабочей программы в соответствии с принятыми требованиями;

ФГОС ООО определена структура рабочей программы по учебному предмету, которая включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка (нормативные ссылки, цели и задачи).
  2. Общая характеристика учебного предмета «Информатика».
  3. Место предмета «Информатика» в учебном плане образовательной организации.
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Информатика».
  5. учебного предмета «Информатика».
  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета «Информатика».
  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Информатика».

Материально-техническое и учебно-методическое

обеспечение образовательного процесса[3]

Источник: http://ippk.arkh-edu.ru/management/fgos/detail.php?ID=898441

Вводный урок «Цели изучения курса «Информатика и ИКТ». Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»

Как аттестовать рабочее место учителя информатики в школе?

презентация к уроку
PPTX / 3.11 Мб

Урок №1 (5 класс)

Тема урока:Цели изучения курса «Информатика и ИКТ». Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас

Цели:

знакомство учащихся со структурой учебника, со способами доступа к ресурсам  Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;

рассмотрение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;

закрепление правил поведения в компьютерном классе;

формирование понятий: информация, виды информации, органы чувств;

обобщение  и  систематизация  представлений  учащихся  об  информа-ции  и способах её получения человеком из окружающего мира;

Задачи урока:

Учебная:

ввести новые и закрепить полученные ранее понятия, умения работать с учебником и электронными ресурсами к нему, осуществить первичный контроль.

Развивающая:

развивать логическое мышление, познавательный интерес, любознательность, расширять кругозор.

Воспитательная:

воспитывать информационную и коммуникативную культуру, интерес к предмету

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма работы: фронтальная

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Место урока в теме: вводный урок

Оборудование:

персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК учащихся

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих, готовности к уроку.

Актуализация знаний

Разделить обучающихся на 2 группы.

1. Одна группа называет профессию, вторая дает ответ, как в той или иной профессии можно использовать компьютеры?

2. Предложить обучающимся из слов информация, компьютер, алгоритм выбрать главное для науки информатика.

3. Вспомнить, какие задачи решает наука информатика, в каких сферах деятельности человек использует компьютер, чем компьютер может помочь человеку? (учитель подводит итог по каждому вопросу)

Мотивация учебной деятельности

Учитель:

В начальной школе вы учили информатику. Вы учились работать с многими программами. Кто назовет программы, с которыми работали в 3-е и 4-ом классе? (предполагаемые ответы детей: Power Point, Word, Paint, TuxPaint)

Теперь вы уже в 5-ом классе. Вы продолжите осваивать компьютер, познакомитесь с новыми программами, сможете расширить свои знания и представления об информации и информационных процессах. Объявление темы и целей урока (слайды 1-2)

Объяснение нового материала

Ребята, у вас на партах новый учебник. Вы теперь часто будете с ним работать. А для того, чтобы уметь работать с учебником, давайте познакомимся с авторами нашего учебника. Кто авторы учебника? (ответы детей Босова Л.Л. и Босова А.Ю.)

Свой учебник авторы начали словами обращения к вам, ребята. Если кто-то уже читал это обращение, то расскажите, о чем рассказывают авторы?

А еще в учебнике есть условные обозначения. Давайте рассмотрим систему условных обозначений, предложенных авторами.

Откройте учебники на странице 4, там нарисованы все обозначения, с которыми вы сейчас познакомитесь, и всегда будете знать, что интересного можно узнать после изучения новой темы, какие задания выполнять устно, какие письменно, на какие вопросы ответить, какие задания надо выполнить за компьютером и многое другое.

Показ обозначений и объяснение по каждому из них.(слайды 3-4)

Дополнительно вы найдете в учебнике много ссылок на электронные ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Они помогут вам дополнить и расширить знания, полученные из учебника.

В пятом классе мы продолжим изучать устройство компьютера, работать в текстовом, графическом редакторе, в сети Интернет.

Ребята, вы так же каждый урок будете работать за компьютерами, а значит, нам необходимо вспомнить технику безопасности в компьютерном классе и правила поведения, как организовать свое рабочее место в компьютерном классе.

 Показ плакатов (слайд 5). Показ видеоролика. Правила техники безопасности на уроках информатики.mp4

С каждым годом объем информации становится все больше и больше. На нас с вами обрушивается огромный поток информации. Ребята, вы должны уметь ориентироваться в мире информации, понимать, что такое информация и как ее использовать. Вам необходимо знать, какая бывает информация, какие действия можно совершать с информацией, как кодировать информацию, как ее передавать, хранить.

Каждый день вы узнаете что-то новое, получаете информацию.

Работа с учебником. (слайд 6)

Ребята, давайте запишем в тетради определение, что же такое информация.

Информация — это знания, получаемые вами в школе; сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач; новости, которые вы слышите по радио или от окружающих.

Кто из вас может еще чего-то добавить к этому определению? (ответы детей)

Рассказ учителя.

Окружающий нас мир — мир информации. Вы проснулись и услышали запах с кухни. Вы поняли, что мама готовит семье завтрак.

Вы идете в школу и слышите шелест листьев, видите, как качаются деревья — вы получили информацию о том, что на улице ветер. Услышали приятный запах черемухи или каштана. Вы получили информацию.

Люди и все живые существа получают информацию из окружающего мира через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния. (показ слайда)

Ребята, посмотрите на рис. 1 вашего учебника на странице 6. Что вы можете сказать о размере и форме представленных на этом рисунке фигур?(ответы детей)

А теперь возьмите линейку и проверьте, отличаются ли длины этих линий.

Как видите, иногда людям необходимы специальные устройства и приборы, чтобы получать более точную информацию: линейка, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т. д.(слайд)

Виды информации по форме представления.

Ребята, по форме представления информация бывает:

1. Числовая информация

2. Текстовая информация

3. Графическая информация

4. Звуковая информация

5. информация

Действия с информацией

Потребность человека выразить имеющуюся у него информацию привела к появлению речи, письменности, развития разных видов искусств. Важную информацию человек старается запомнить, более сложную для запоминания — записать в записную книжку, чтобы сохранить. Получив какую-либо информацию, человек пытается ее обдумать, обработать, сделать какой-то вывод.

Например, вам задали задачку, вы ее читаете, обдумываете решение, записываете – вы обрабатываете информацию.

Вам нужно сделать перевод какого-то текста, заучить правило или стихотворение, решить математическую задачу, выполнить упражнение по языку – это действия человека с информацией. Но, чтобы приготовить какое-то блюдо, пошить какую-то одежду в первый раз, человеку необходимо иметь информацию, как это делать. Например, найти рецепт блюда или выкройку. Только тогда все получится.

IV. Физкультмиинутка

Закрепление полученных знаний

Сегодня на уроке вы узнали, на какие виды делится вся информация, с помощью каких органов чувств мы получаем мы ту или иную информацию. Сейчас, мне бы хотелось проверить хорошо ли вы усвоили новую тему с помощью теста.(слайд 8). А теперь, давайте ответим на тестовые задания. (слайды 9-18)

Вопрос 1. Какие органы чувств человека воспринимают раздавшийся звонок в дверь квартиры:

         органы зрения;

органы слуха;

органы обоняния;

органы осязания.

Вопрос 2. Могут ли хранить информацию растения и животные?

только растения;

могут и растения, и животные;

только животные;

ни растения, ни животные.

Вопрос 3. Информация – это…

сведения из словарей;

события дня;

сведения об окружающим нас мире и происходящих в нем процессах;

сведения из новостей радио.

Вопрос 4. Является ли информацией текст параграфа, который вы только что прочитали?

нет;

 не думаю;

 да;

 сомневаюсь.

Вопрос 5. Классный руководитель дал задание начертить ваш маршрут движения со школы домой.   Какую информацию должен сдать каждый ученик классному руководителю?

числовую;

текстовую;

графическую;

графическую и текстовую.

Вопрос 6. Мама написала записку классному руководителю о том, что ее ребенок опоздает на урок по уважительной причине. Какая это информация?

текстовая;

смешенная;

графическая;

числовая.

Вопрос 7. Любая картина, иллюстрация в журнале, картинки в книжке, фото в альбоме – это…

смешанная информация;

графическая информация;

текстовая информация;

числовая информация.

  Вопрос 8. Какой из видов информации не встречается в Вашем учебнике информатики?

числовая;  

текстовая;

графическая;

звуковая.

Вопрос 9. Укажите орган чувств, с помощью которого здоровый человек получает большую часть информации.

глаза;

уши;

кожа;

нос;

язык.

Вопрос 10. Действия человека с информацией, укажите лишнее:

чтение газеты;

наблюдение;

решение примера по математике;

приготовление обеда.

Рефлексия (слайд 19)

Что сегодня я узнал(а)?

Мне было тяжело или нет?

Я понял(а) материал или были затруднения?

Я научился чему-то новому?

Я смог(ла) добиться результата?

Подведение итогов урока. Оценивание

Домашнее задание (слайд 20)

Выучить § 1 стр. 5-9, выполнить задание 7 страница 9

Используемые ресурсы

https://www..com/watch?v=9Ohnj3-RY0Q

https://www.google.com.

ua/search?q=%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8B+%D0%BF%D0%BE+%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B5+%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%B8+%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE+%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0+%D0%B7%D0%B0+%D0%9F%D0%9A+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwjo84ji4b7XAhUjOpoKHaQyBMYQsAQIJQ&biw=1920&bih=925

http://school.dtv.su/wp-content/informatika/%D0%9A%D0%B0%D0%BA-%D0%BC%D1%8B-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%B5%D0%BC-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8E.jpg

http://noisefx.ru/skachat-zvuk-shkolnogo-kolokolchika.html

https://www.google.com.

ua/search?q=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwjRwajk6sPXAhXCBZoKHU6VCKQQ_AUICigB&biw=1119&bih=803#imgrc=6nKik0S-PtQziM:

правила техники безопасности
MP4 / 3.28 Мб

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vvodnij_urok_po_teme_tceli_izucheniya_kursa_informa_214627.html

Аттестация рабочих мест в школе

Как аттестовать рабочее место учителя информатики в школе?

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. Узнать, обязательна ли ее проводить в образовательных учреждения, можно здесь.

Рабочие места, вне зависимости от сложности выполнения трудового процесса, от влияния производственных факторов должны проходить аттестацию.

Процесс реформирования системы контроля, начавшийся в конце 80-х годов, направлен для оценки реального состояния рабочего места на производстве с целью уменьшения воздействия неблагоприятных факторов на человека, риска развития профзаболеваний, предотвращения несчастных случаев.

Модернизация процесса с выходом Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 года выдвинула более серьезные требования ко всем участвующим сторонам процесса. Сегодня как – никогда стала высока потребность качества выполнения работ. Пожалуй, этот период аттестации можно отнести к «зрелому», когда все слова стали реализовываться на деле.

Аттестация необходима для всех рабочих мест: для рабочего места литейщика, сварщика, уборщицы, офисного сотрудника, учителя, бухгалтера. «С 12.12.2012 г. произошли изменения, подробнее читайте здесь.»

В одной из социальных сетей встретилось бурное обсуждение по поводу доплат работникам образования, а именно: «Нужны ли они учителям?».

К сожалению, большая часть (по-видимому, не зная всей сути работы педагога) высказывалась за то, что учителям вообще не положены компенсации, так как «работенка-то у них не особо пыльная» и зачем вообще говорить о 12% положенных им доплат? Лишь немногая часть встала на защиту.

Почему люди считают, что компенсации положены только тем, кто занят на тяжелых производственных объектах? Конечно, отрасли промышленной металлургии, машиностроения, строительства подвергают большому риску, как здоровье, так и жизни людей, занятых в них. О величине опасности этих сфер не поспоришь.

Несмотря на автоматизацию, труд людей также остается востребованным. Специалист идет туда либо от безвыходности, либо в погоне за материальной стороной, либо, как это бывает в районах крайнего севера, больше нет рабочих мест, помимо добычи, например, угля в шахтах.

Уровень опасных и вредных факторов на более легких видах производственного процесса, конечно же, в несколько раз ниже. Но они в том или ином количестве присутствуют на любом рабочем месте, особенно сегодня – в век развития различных инноваций. Правомерно было бы сейчас, в связи с оживленной полемикой, рассмотреть аттестацию рабочих мест в школе.

А что, если для начала поставить себя на место учителя. Что мы можем почувствовать? Каждый рабочий день начинается с шума и гама в школьных коридорах учеников класса. Уже чувствуется напряжение, нагрузка на организм, предельная форма ответственности не за одного ребенка, а за целую группу учеников.

Звенит звонок, тебе нужно пройти в класс и не для того, чтобы прочитать с учебника тему урока, донести до него информацию, а для того, чтобы научить каждого, кто сидит за партой. Проверка домашнего задания, незадачливые ученики, после – объяснение темы в такой мере, чтобы каждый смог усвоить урок. Нужно иметь очень много энергии и сил.

Учитель пропускает через себя волнение каждого дня. Работа с детьми считается одной из самых ответственных и сложных в плане эмоциональной нагрузки. Таким образом, прояснилась цельная картина: эмоциональная, сенсорная нагрузка, риск для собственной жизни, степень ответственности за безопасность детей.

Эти факторы при аттестации входят в общее понятие – тяжесть трудового процесса. Башкирский государственный медицинский университет провел исследования среди педагогов на выявление профзаболеваний по состоянию на 2012 год.

Оказалось, что болезни органов дыхания составляют 26,1%, органов кровообращения – 17,9%, органов пищеварения – 15,3%, нервной системы и органов чувств – 12,1%. Причиной возникновения данных заболеваний являются чаще эмоционально-нервные напряжения.

При измерении тяжести производственного процесса во внимание, первым делом, берут рабочую позу, в которой находится человек в течение дня. Характер рабочей позы бывает свободным, неудобным, вынужденным и фиксированным.

К свободным позам относятся положения сидя или стоя (нахождение в позе до 40% времени смены), к неудобным – позы с большим наклоном или поворотом туловища (до 60% смены). Фиксированная поза определяется 50% пребывания в неудобной позе. Вынужденные позы – положения лежа, на корточках, на коленях (нахождение на коленях и корточках до 50% в смену, в позе стоя более 80%).

Пребывание в той или иной позе определяется визуально на основе временного интервала за смену. Если сотрудник в течение смены находится в разных позах, то анализируется наиболее часто повторяющаяся, типичная поза для данного рабочего места. Наклоны корпуса в смену также учитываются при аттестации. Они измеряются при помощи любого средства измерения для углов.

Уточним, что класс условий труда устанавливается согласно Руководству Р 2.2.2006-05 по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса.

Ошибкой многих аттестующих организаций является определение рабочей позы по опросам работников или установление класса после наблюдения в течение двух часов за работой сотрудника.

По правилам же, тяжесть трудового процесса должна определяться на основе наблюдений в течение недели. Столь небрежное отношение к процессу аттестации со стороны аттестующей организации, пожалуй, выливается в современную тенденцию.

В погоне за прибылью они готовы на различные ухищрения.

На рабочих местах преподавателей также немаловажен показатель измерения напряженности трудового процесса. Виды нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные.

Наличие хотя бы одного из этих факторов, пусть и в минимальных количествах, может с легкостью вывести человека из равновесия: педагоги всегда находятся в напряжении, потому как они несут ответственность за детей, за качество выполнения работы. При наличии данных показателей рабочее место педагога по указанному фактору относят к вредному классу.

Единственный фактор в этой группе, который практически не выходит за предельно допустимые нормы, является монотонность нагрузок. Это и понятно, так как педагоги находятся в постоянном движении.

В школах довольно большой преподавательский состав, служебный персонал. Аттестация проводится в комплексе с выделением аналогичных рабочих мест. К примеру, в школе три учителя русского языка, но рабочее место выделяется только одно, кухонных работников двое, также будет проверяться только одно рабочее место и т.д.

Выделение рабочих мест в школе проводится в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования»».

В образовательных учреждениях большое время уделяется проверке химических и биологических факторов влияния. Одними из самых сложных кабинетов при проверке являются: кабинет химии, физики, биологии, физической культуры, информатики и столовая.

В работе в этих кабинетах задействовано большое количество различного оборудования, необходимого для выполнения технологических процессов.

Буквально 5 лет назад практически каждому педагогу, занятому в помещениях подобного рода, при работе с мониторами «прошлого поколения» – ЭЛТ, от которых исходит электромагнитное излучение, выплачивались компенсации за вредность в размере 12%.

Сегодня образовательные учреждения стараются минимизировать уровень влияния вредности на персонал с помощью улучшения условий. К примеру, в кабинетах информатики устанавливают средства ПЭВМ, соответствующие стандартам, предъявляемым к ним, за счет чего уровень факторов устанавливается в допустимых нормах. Требования к ПЭВМ приведены в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, где приведен полный перечень допустимых параметров влияния ПЭВМ в классе.

Источник: https://1cert.ru/stati/attestatsiya-rabochikh-mest-v-shkole

Аттестация педагогических работников в 2018 году последние изменения

Как аттестовать рабочее место учителя информатики в школе?
Аттестацию не стоит рассматривать исключительно как средство оценки. Она должна побуждать педагогов к деятельности, направленной на повышение профессионализма и квалификации. Ну или по крайней мере, такова её идея.

Но уже в июле 2017 года Минобрнауки заявило о подготовке большой реформы системы аттестации, которая должна будет вступить в силу до конца 2018 года.

Последние изменения в аттестации педагогических работников в 2018 году можно назвать продолжением событий, которые начались ещё в 2013 году, когда была утверждена программа развития образования до 2020 года.

Одной из двух целей, прописанных в документе, является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. С этого момента началась деятельность по развитию кадрового потенциала, как важного фактора, влияющего на качество всей образовательной системы, а аттестация используется для того, чтобы оценить состояние кадрового состава.

Положение дел сегодня

В 2018 году эксперты РАНХиГС провели социологическое исследование «Мониторинг эффективности школы». Для этого они использовали данные Росстата, Минобрнауки РФ и собственные исследования. В результате они выяснили следующее:

  • 42,4 % считают, что результаты аттестации «абсолютно объективны»;
  • 49,4 % считают их «скорее объективными»;
  • 6 % выбрали вариант «скорее необъективными»;
  • 2,2 % посчитали их «совершенно необъективными»;
  • 61,3 % участников исследования считают, что итоги аттестации в первую очередь влияют на повышения размера стимулирующей надбавки;
  • 43,9 % связывают их с шансами сохранить рабочее место;
  • 70,3 % считают аттестацию важным мероприятием для повышения качества профессиональной деятельности педагогов;
  • 9,4 % высказали своё мнение о том, что аттестация — не более чем формальная процедура, которая ни на что не влияет.

Руководитель исследования Татьяна Клячко сказала, что такой результат связан, скорее всего, с тем, что педагоги привыкли к процедуре, они знают, когда им её проходить, чтобы повысить свою квалификацию и знают, чего при этом ожидать. Небольшой процент недовольных же можно объяснить «персональными ситуациями», например, если у учителя есть конфликт с администрацией, которая, по его мнению, не даёт ему расти по карьерной лестнице.

Татьяна Клячко и сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считают, что предстоящие изменения приведут к увеличению нагрузки на учителей, и общая их реакция будет негативной.

Чего ожидать от новой системы аттестации?

Президент России в майском указе года заявил о необходимости того, чтобы наша страна вошла в первую десятку по качеству общего образования.

Он потребовал создать систему учительского роста, в которой были бы уровни владения профессиональными компетенциями, а результаты аттестации подтверждали бы их.

Основная цель изменений — дать возможность каждому педагогу развиваться в своей профессии и предоставить ему удобную систему карьерного роста.

Для решения этой задачи была разработана «дорожная карта», в рамках которой реализуется проект «Создание и внедрение модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования».

Сегодня аттестация в разных регионах может проходить по-разному, что мешает единому пониманию образцов лучшей профессиональной практики педагогов. Поэтому эксперты взяли за основу профстандарт педагога и ФГОС общего образования и решили, что для аттестации должны использоваться единые федеральные оценочные материалы(ЕФОМ).

ЕФОМ — это разнообразные инструменты оценки трудовых действий педагога в рамках выполнения профессиональных задач. Они отличаются для каждого уровня квалификации педагога и позволяют оценить уровень профессиональных компетенций учителя: методических, предметных, коммуникативных и психолого-педагогических.

С 21 мая по 22 июня 2018 года прошло тестирование новой модели с добровольным и конфиденциальным участием педагогов со всей России.

Эта модель аттестации включает в себя следующее:

  • независимая оценка учителя с использованием ЕФОМ по четырём компетенциям;
  • анализ контекстуализированных условий и результатов профессиональной деятельности.

Так же для прохождения ЕФОМ необходимо предоставить дополнительные материалы:

  1. Конспект урока в произвольной форме.
  2. урок и указание его фрагментов, которые демонстрируют проверяемые компетенции.
  3. Собственная оценка своей профессиональной деятельности.
  4. Пример проверенной работы учащегося.

Кроме этого участники должны были решить задания, касающиеся психолого-педагогических и коммуникационных компетенций. И в качестве «бонуса» в новой модели будут необходимы информация об условиях работы учителя, анализ результатов профессиональной деятельности, предоставленные работодателем, и отзывы выпускников педагога, которые закончили школу не менее четырёх лет назад.

Результаты «тест-драйва» и отзывы участников будут изучены Апробационной экспертной аттестационной комиссией, которая была создана специально для этого.

В неё вошли победители и призёры конкурса «Учитель года», представители Общероссийского профсоюза образования и других педагогических ассоциаций.

Общественно-профессиональное обсуждение результатов запланировано на сентябрь текущего года, а итоги должны быть подведены на всероссийской конференции в ноябре.

Мнения педагогов

Газета «Аргументы и Факты» в 2018 году поинтересовалась мнением московских работников сферы образования о последних изменениях в аттестации педагогических работников. Почти все они недовольны предстоящими нововведениями.

Председатель Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы Екатерина Морозова считает, что ничего нового в проекте нет.

Единственное, по мнению педагога, что похоже на новизну — это видеоурок, да и то, сделать постановочный урок и записать его на видео может каждый. В чём тогда его смысл?

Председатель Ассоциации учителей начальных классов Елена Волкова считает, что новизна всё-таки есть. Речь идёт о предоставление информации о работодателе и отзывах выпускников. Только вот в первом случае, по её мнению, всё выглядит как игра в бумаги, а второе – слишком фантастично, чтобы быть применимым на практике.

Председатель Независимой ассоциации словесников Роман Дощинский считает, что идея создания вектора учительского роста хороша, но сделать это стоило без усложнения и так нелёгкого труда учителя. Больше всего он беспокоится по поводу того, кто будет обрабатывать всю информацию об аттестуемом и как избежать человеческого фактора в этом вопросе.

Ольга Житкова из Молдовы, председатель Ассоциации учителей информатики и ИКТ, согласна с экспертами, которые настороженно относятся к нововведениям. Она считает, что работы у учителя и так много, чтобы ещё и об аттестации постоянно думать, а лучше всего оценивать педагога по результатам его воспитанников.

—Уверен, нельзя тратить время самого учителя на его аттестацию, — поддержал коллег руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина.

Негативное отношение к нововведениям в столице не в последнюю очередь обусловлено тем, что сейчас у ни действует собственная модель аттестации на первую и высшую категории. Её отличительная черта в том, что она основана только на реальных результатах работы педагога с детьми и не отвлекает от работы.

Не нужны никакие бюрократические отчёты, и участие в заседании аттестационной комиссии необязательно. Все данные для аттестации берутся из ресурсов Московской электронной школы (в том числе электронного журнала), причём учитываются не просто результаты, а их динамика.

Более того, все эти данные всегда доступны как членам аттестационной комиссии и руководству школы, так и самому учителю.

Исаак Калина считает, что новая модель аттестации может подойти выпускникам педагогических вузов, но никак не педагогам. Более того, она противоречит позиции Ольги Васильевой об уважительном отношении к учителю, которую она многократно обозначала.

Заключение

Самое главное для педагогического сообщества сегодня — основательно изучить последние изменения в аттестации педагогических работников в 2018 году, повлиять на то, как аттестация будет проходить в будущем, совместно с экспертами прийти в итоге к такой модели, которая бы устраивала всех — и Министерство Просвещения, и экспертов, и проверяющих, и педагогов.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/attestacia-pedagogicheskih-rabotnikov-2018-poslednie-izmenenia

Аттестация рабочего места учителя

Как аттестовать рабочее место учителя информатики в школе?

Аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.) для образовательных учреждений – одна из обязательных мер контроля условий труда. Выявление влияния опасных и вредных факторов поможет уберечь от профессиональных заболеваний не только педагогов, но и собственно главных участников образовательного процесса – учеников.

Все чаще стали возникать спорные ситуации о доплатах учителям за работу во вредных условиях. В советское время доплаты устанавливались практически каждому педагогу. В современной России этот вопрос пересматривается немного иным образом, не в пользу педагога и все чаще можно слышать недовольства с их стороны по поводу отмененных компенсаций.

Основанием для назначения компенсаций и льгот сотрудникам являются карты аттестации, оформляющиеся по результатам аттестации. Карта аттестации рабочего места (Карта, – ред.

) – фактическое свидетельство, к которому уже не предъявишь претензий, разве что обратишься в надзорные органы, чтобы разъяснить сложившуюся ситуацию и повторно проверить условия на рабочем месте.

Специалист технической инспекции труда МГК Профсоюза Валерий Тельный на 7 съезде Федераций Независимых Профсоюзов в 2011 году выступил с докладом об АРМ в образовательной сфере. Он рассматривает данную проблему с позиции недостаточной подготовленности аттестующих организаций, которые проводят АРМ в школах:

 Цитата: ‘Организации, осуществляющие АРМ, зачастую не учитывают специфику образовательного учреждения, ведь условия и характер труда педагога отличаются от условий труда в промышленности’

Автор поясняет эти трудности тем, что такие параметры, как тяжесть, напряженность трудового процесса и факторы вредности с трудом поддаются оценке. В результате, АРМ сводится к формальному анализу, в то время как порядок проведения аттестации направлен на объективность получаемых результатов, отражающих реальную картину.

Техническая инспекция труда Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ провела анализ проведения АРМ в образовательных учреждениях на соответствие предоставляемых данных, оценки рабочих мест, оформления сопутствующих документов. В ходе проверки были зафиксированы следующие нарушения:

  • в картах практически не учитывается специфика организации работ в учреждениях образования;
  • члены комиссий не проходят соответствующее обучение, что отражается в незнании порядка проведения АРМ;
  • в штатах аттестующих организаций чаще всего нет специально обученных и высококвалифицированных специалистов, способных разобраться с особенностями условий труда в образовательной сфере, что приводит к формальному подходу по выполнению порученных работ по АРМ в учреждениях системы образования.

Эти проверки осуществлялись в течение 2010 года. Тогда, как мы помним, действовал Приказ Минздравсоцразвития РФ № 569. Сегодня он заменен на Приказ Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 года. Но недочеты в работе аттестующих организаций все еще встречаются.

Кажется, будто аттестовать рабочее место учителя – нет ничего проще, но на деле оказывается совсем наоборот. У каждого рабочего места своя специфика, оно по-своему уникально, имеет собственные характеристики, и равнять под одну линию всех не стоит.

Школы считаются наиболее исполнительными учреждениями по проведению АРМ на фоне всех организаций страны. Они всегда стараются проводить аттестацию в строго установленные сроки и в соответствии с действующим порядком.

Как правило, они имеют большой штат работников образования, но при организации проведения аттестации количество рабочих мест формируют по принципу аналогии.

То есть, в школе пять учителей истории, аттестации подлежит только одно рабочее место и т.д.

Сложность трудового процесса учителя обуславливается за счет сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных нагрузок. Они в течение всего рабочего времени находятся в напряжении, которое, чаще всего, по оценке аттестующих организаций не выходит за пределы допустимых норм.

Работа с детьми – одна из сложных и ответственных видов работ. Процесс обучения, нередко, сопровождается травмами, ушибами. Учитель не всегда может усмотреть за каждым, хотя это является его прямой обязанностью, потому как он является ответственным за жизни своих учеников. Но дети, есть дети, они довольно активны и подвижны.

Чаще всего, травмы возникают на переменах или на уроках физкультуры. Из-за нервных и эмоциональных переживаний у учителей, чаще представителей других профессий (мы говорим об определенных видах болезней), возникают профессиональные заболевания, связанные с болезнями органов дыхания, нервной системы, органов кровообращения.

Неправильно организованное рабочее место еще более усугубляет ситуацию.

При АРМ учителя оценке подлежат производственные факторы, травмоопасность и обеспеченность средствами коллективной защиты. Обычно высокий показатель из числа химических и биологических факторов показан у такого фактора, как шум и ионизирующее излучение.

Дети и шум – два совместимых понятия. Учителю требуется некоторое время, чтобы успокоить шум в классе после звонка на урок. Даже каких-то три минуты и они уже дают определенную степень нагрузки на слуховые органы.

К техногенным источникам ионизирующего излучения применительно школ относятся дисплеи телевизоров и компьютеров. Сегодня уровень их излучения сведен к минимуму. Они практически не несут вреда для человека, если не злоупотреблять временем, которое отводится на работу за мониторами.

Но вот что интересно, Постановление Гособразования СССР № 579 об утверждении порядка установления доплат за работу в неблагоприятных условиях пока не отменено. В нем ясно прописано, что доплаты в размере, не превышающем 12%, устанавливаются при работе за дисплеями ЭВМ.

Получается нестыковка между законодательством и реальными действиями…

Тяжесть труда определяется по результатам наблюдения за рабочей позой, наклонов корпуса. По характеру работы у педагогов этот класс должен устанавливаться не менее 3.1, а не 2 и не 1, как обычно практикуют аттестующие организации.

Рабочее место учителей гуманитарных профессий аттестовать легче, нежели рабочее место учителя химии, биологии, информатики, физики, физкультуры.

Рабочие места второй группы оснащены дополнительным оборудованием, которые нужны для проведения практических, лабораторных занятий. На уроках химии, биологии, нередко, используются реактивы для проведения опытов.

И в вышеназванном Постановлении также указывается о том, что доплаты при работе с ними также предусмотрены в размере 12%.

Почему-то АРМ учителя привыкли рассматривать с позиции выделения компенсаций и льгот. Но разве важны выделяющиеся средства, когда вместе с ними уходит главная наша ценность – здоровье? Аттестация – это система предупредительных мер. Но ее главная цель не просто выявление неудовлетворительных факторов, но и оздоровление условий труда.

Дополнительно Вы также можете ознакомиться с материалом: «Аттестация рабочих мест в школе».

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://1cert.ru/stati/attestatsiya-rabochego-mesta-uchitelya

СтражЗакона
Добавить комментарий