Тимур Мадатов
В связи с тем, что СМИ (например, Медиазона) пишут о новой законодательной инициативе, касающейся введения административного надзора за гражданами, освободившимися из тюрьмы, отбывшими наказание за совершение двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228 (хранение наркотиков в значительном размере), ст. 228.3 (хранение прекурсоров), ч. 1 ст. 231 (культивирование растений), ч. 1 ст. 234.1 (оборот новых потенциально опасных веществ), – думаю, имеет смысл высказаться по теме.
Что такое вообще административный надзор?
Административный надзор был введен в 2011 году и, согласно закону от 06.04.
2011 года № 64-ФЗ “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”, административный надзор – это наблюдение за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, наложенных на них судом (например, запрет на посещение публичных мероприятий, обязанность “отмечаться” в полиции, запрет на выезд за пределы определенной территории, запрет на пребывание вне места жительства в определенное время суток и так далее). Наблюдение это осуществляется органами внутренних дел.
Как устанавливается административный надзор?
Административный надзор может осуществляться лишь в отношении определенных категорий лиц при наличии определенных условий, которые указаны в законе.
Административный надзор может быть установлен лишь судом и лишь в отношении лица, которое:
а. является совершеннолетним
б. имеет непогашенную или неснятую судимость
в. данная судимость имеет место за совершение:
- тяжкого или особо тяжкого преступления
- преступления любой степени тяжести, если имел место рецидив
- умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего
Кроме того, для установления административного надзора необходимо соблюдение условий, которые также предусмотрены данным законом.
Административный надзор может быть установлен при одном из следующих условий, а именно, если:
а) в период отбывания наказания лицо злостно нарушало порядок отбывания наказания
б) имея непогашенную или неснятую судимость, лицо совершило в течение года два и более административных правонарушения по ряду составов КоАП РФ (против порядка управления либо посягающие на общественный порядок, безопасность, здоровье населения, общественную нравственность). Примером такого административного правонарушения может быть ст. 6.9 КоАП – потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Отдельно стоит отметить, что в случае, если человек был судим за совершение преступления в отношении половой неприкосновенности несовершеннолетнего, то для установления административного надзора отсутствует необходимость соблюдения вышеуказанных условий.
При соблюдении этих условий на лицо может быть наложен административный надзор, который представляет собой следующие административные ограничения:
а) запрещение пребывания в определенных местах (в каких именно – законом не конкретизируется)
б) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в этих мероприятиях (формулировка “и иных мероприятий” делает эту норму чрезвычайно широкой, что создает опасения касательно ее правоприменительной практики, так как теоретически посещение с ребенком театра или цирка также является посещением “иного мероприятия”, а если вы посетили Новогоднюю елку у ребенка в детском саду в качестве Деда Мороза, то это может быть истолковано не просто как посещение, но еще и как участие в мероприятии)
в) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток
г) запрещение выезда за установленные судом пределы территории
д) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Так как решение суда должно быть обосновано, то каждое ограничение, накладываемое на гражданина в рамках административного надзора, должно быть обусловлено – во избежание нарушения баланса соотношения прав человека и интересов общества. Наложение на гражданина автоматически всех вышеперечисленных ограничений без обоснования их необходимости представляется необоснованным, а следовательно, незаконным.
Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.д.
Административный надзор может быть прекращен досрочно, в том числе по заявлению поднадзорного лица, по истечении половины срока надзора, при условии выполнения ограничений.
Каким судом рассматривается дело об установлении административного надзора?
Вопрос о подсудности дел об установлении административного надзора рассмотрен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”.
Если человек, в отношении которого подается исковое заявление об установлении надзора, находится в местах лишения свободы, то данный иск рассматривается районным судом по месту нахождения исправительного учреждения. Даже если человек уже освободился, но дело еще не было рассмотрено, оно все равно должно быть рассмотрено в том же суде, которое приняло исковое заявление.
Если же иск был подан к человеку, который на момент подачи иска уже освободился из мест лишения свободы, то данное дело рассматривается судом по месту жительства или пребывания человека.
Тут важно отметить, что в случае, если человек не имеет регистрации по месту жительства или пребывания, то иск может быть подан по месту фактического проживания человека.
Фактическое проживание означает, что эту территорию человек выбрал как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов (это может быть территория внутригородского муниципального образования, района, сельского поселения и так далее).
Может ли быть установлен надзор в отношении иностранца или лица без гражданства?
Да. Надзор может быть применен по отношению к иностранцам и лицам без гражданства, если они проживают в России на законных основаниях, даже если по отношению к ним было применено решение о реадмиссии, если они не были помещены по решению суда в специальные учреждения.
В отношении меня установили административный надзор, хотя в суд меня никто не вызывал. Как такое возможно?
Теоретически закон позволяет рассмотреть дело без участия ответчика в случае, если по месту жительства (пребывания) ответчик отсутствует, а нынешнее место его фактического пребывания суду неизвестно. В таком случае суд назначает адвоката для участия в деле и представления интересов ответчика.
Когда начинает течь срок надзора в отношении лица, освобожденного по УДО, либо если неотбытая часть наказания была заменена на наказание, не связанное с лишением свободы?
В отношении лица, освобожденного по УДО, либо неотбытая часть наказания которого была заменена на иное наказание, не связанное с лишением свободы, срок административного надзора начинает течь лишь по истечении срока исполнения обязанностей, связанных с УДО, либо по окончании срока наказания.
Какие обязанности есть у поднадзорного лица?
Поднадзорное лицо должно уведомлять о многих событиях своей жизни органы внутренних дел. Так, следует уведомлять, например, о перемене места жительства или пребывания, если прибыл на новое место жительства; о трудоустройстве, смене работы, увольнении.
Кроме того, в то время, когда гражданин обязан находиться по месту жительства, он обязан также допускать сотрудников внутренних дел в помещение, в то время, в которое, согласно ограничениям, он должен находиться в помещении.
Законом также предусмотрено обязательство являться по вызову сотрудника органов внутренних дел и давать объяснения касательно соблюдения установленных ограничений.
Не следует пренебрегать уведомлением надзорного органа о своих перемещениях и перемене места пребывания, так как в противном случае гражданин может быть объявлен в розыск.
Какие права есть у поднадзорного лица?
Конечно, у поднадзорного лица есть не только обязанности, но и права. Так, например, поднадзорный имеет право обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене судом административных ограничений.
Кроме того, можно обжаловать решение суда об установлении или продлении административного надзора, а также обжаловать действия (или бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.
Поднадзорный также имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о временном ограничении мер надзора (например, получение разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, выезд за установленные судом пределы территории и т.д.).
Административная ответственность за нарушение условий административного надзора.
Ответственность за нарушение условий административного надзора предусмотрена ст. 19.24 КоАП РФ.
Согласно данной статье, за несоблюдение административных ограничений гражданину грозит штраф в размере от 1000 рублей до 1500 рублей либо административный арест сроком до 15 суток.
Помимо этого, при совершении гражданином в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, срок административного надзора может быть продлен судом по заявлению органов внутренних дел.
Уголовная ответственность за нарушение условий административного надзора.
Уголовная ответственность за несоблюдение условий административного надзора предусмотрена ст. 314.1 УК РФ.
Данной статьей предусмотрена уголовная ответственность за неприбытие после освобождения из мест лишения свободы к избранному им месту жительства, а также за самовольное оставление места жительства в целях уклонения от административного надзора.
Данное деяние предусмотрено частью 1 данной статьи.
Однако, больший интерес представляет часть 2 статьи, которая была введена в декабре 2014 года и согласно которой уголовная ответственность предусмотрена за неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения по широкому ряду составов (против порядка управления, либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность).
Важно отметить, что совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 КоАП, исключено законодателем из спектра составов правонарушений, совершение которых может повлечь уголовную ответственность.
Кроме того, в данной статье содержится разъяснение понятия “неоднократность”, согласно которому под неоднократным несоблюдением понимается несоблюдение лицом административных ограничения или ограничений, установленных судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.
Таким образом, в отношении поднадзорного предусмотрено аж три вида ответственности:
1. Продление срока административного надзора при совершении в течение года 2-х и более административных правонарушений, предусмотренных главами 6,19 и 20 КоАП РФ.
2. Административная ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ в случае несоблюдения условий административного надзора.
3. Уголовная ответственность по ст. 314.1 УК РФ в случае умышленного сокрытия от надзора или в случае неоднократного (более 2-х раз за год) несоблюдения условий административного надзора, сопряженного с совершением административного правонарушения, предусмотренного главами 6, 19 (за исключением ст. 19.24) и 20 КоАП РФ.
Можно ли сократить срок административного надзора?
Да. Для этого необходимо подать исковое заявление в суд о досрочном прекращении административного надзора. Такое заявление можно подать лишь по истечении половины срока административного надзора.
В случае если суд отказал в удовлетворении заявления, повторно обратиться с ним можно лишь через 6 месяцев.
Надеемся, что данный материал будет полезен и поможет избежать неприятных последствий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Если Вам необходима помощь в связи с конкретной проблемой, то будем рады оказать посильное содействие.
Источник: //rylkov-fond.org/blog/authors_blogs/timur-madatov/admin-nadzor/
Содержание
- 1 Какое наказание грозит за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, если имеется административный надзор?
- 2 Прокурор разъясняет: уголовная ответственность за уклонение от административного надзора
- 3 Наказание за нарушение административного надзора
- 3.1 Ответственность за нарушение режима административного надзора по нормам Закона об административном надзоре
- 3.2 Административные наказания за нарушения поднадзорными лицами режима административного надзора дифференцированы в зависимости от конкретного деяния
- 3.3 Уголовный кодекс РФ установил наказуемость двух деяний – уклонения от административного надзора (ч. 1 ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ) и неоднократного несоблюдения административных ограничений (ч. 2 ст. 314 УК РФ)
- 4 ПрокуратураОренбургской области
Какое наказание грозит за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, если имеется административный надзор?
Здравствуйте. Какое наказание возможно по ст. 264. ч. 1, если есть надзор?
Адвокат Лебедев З.С.
Добрый день! Согласно ст.
3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:1) тяжкого или особо тяжкого преступления;2) преступления при рецидиве преступлений;3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 — 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 — 279, 282 — 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом.В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Согласно ст.86 Уголовного кодекса, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.Судимость погашается:а) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного срока;б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания;д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении десяти лет после отбытия наказания.Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, связанные с судимостью.Согласно ст.18 Уголовного кодекса, рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.Рецидив преступлений признается опасным:а) при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы;б) при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.Рецидив преступлений признается особо опасным:а) при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление к реальному лишению свободы;б) при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление.При признании рецидива преступлений не учитываются:а) судимости за умышленные преступления небольшой тяжести;б) судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет;в) судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора, если условное осуждение или отсрочка исполнения приговора не отменялись и лицо не направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы, а также судимости, снятые или погашенные в порядке, установленном статьей 86 настоящего Кодекса.Рецидив преступлений влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также иные последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.Согласно ст.68 Уголовного кодекса, при назначении наказания при рецидиве, опасном рецидиве или особо опасном рецидиве преступлений учитываются характер и степень общественной опасности ранее совершенных преступлений, обстоятельства, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным, а также характер и степень общественной опасности вновь совершенных преступлений.Срок наказания при любом виде рецидива преступлений не может быть менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части настоящего Кодекса.При любом виде рецидива преступлений, если судом установлены смягчающие обстоятельства, предусмотренные статьей 61 настоящего Кодекса, срок наказания может быть назначен менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части настоящего Кодекса, а при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных статьей 64 настоящего Кодекса, может быть назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление.Согласно ст.61 Уголовного кодекса, смягчающими обстоятельствами признаются:а) совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;б) несовершеннолетие виновного;в) беременность;г) наличие малолетних детей у виновного;д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;е) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;ж) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;з) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;и) явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления;(пп. «и» в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 141-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)к) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.При назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи.Если смягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.Согласно ст.264.1 Уголовного кодекса, управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, —наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Таким образом, так как на данный момент Вы являетесь судимым, то преступление, предусмотренное ст.264.1 Уголовного кодекса совершено в состоянии рецидива, и назначенное наказание не может быть меньше 1/3 максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за данное преступление, то есть 1 года лишения свободы. Однако при наличии смягчающих обстоятельств суд вправе не применять указанное правило и назначить наказание в общем порядке.
С уважением, адвокат Захар Лебедев, партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Источник: //pravo163.ru/kakoe-nakazanie-grozit-za-prestuplenie-predusmotrennoe-ch-1-st-264-uk-rf-esli-imeetsya-administrativnyj-nadzor/
Новости и аналитика Новости Ответственность за несоблюдение устанавливаемых при административном надзоре ограничений может быть усилена
Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на усиление ответственности за повторное в течение года несоблюдение лицами, находящимися под административным надзором, установленных в отношении них административных ограничений.
Соответствующим положением предлагается дополнить ст. 19.24 КоАП РФ. Поправками за такое правонарушение предусматривается наказание в виде обязательных работ на срок до 40 часов либо административного ареста на срок от 10 до 15 суток.
Напомним, на сегодняшний день согласно ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ несоблюдение административных ограничений лицом, в отношении которого установлен административный надзор, если это действие (бездействие) не содержит признаков преступления, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. либо административный арест на срок до 15 суток.
При этом в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г.
№ 64-ФЗ “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы” (далее – Закон) административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо если лицо признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в местах лишения свободы.
Согласно ст. 4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
- запрещение пребывания в определенных местах;
- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них;
- запрещение пребывания в определенное время суток вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица;
- запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
- обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Кроме того, законопроектом закрепляется уголовная ответственность за неоднократное несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничений, сопряженное с совершением административного правонарушения против порядка управления, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или на здоровье населения и общественную нравственность. Наказание за указанное преступление предлагается установить в виде:
- штрафа в размере до 60 тыс. руб.;
- обязательных работ на срок от 100 до 180 часов,
- исправительных работ на срок до одного года;
- принудительных работ на срок до одного года;
- ареста на срок до 6 месяцев;
- лишения свободы на срок до одного года.
Соответствующим положением планируется дополнить ст. 314.1 УК РФ.
При этом несоблюдение административных ограничений лицом, в отношении которого установлен административный надзор, будет неоднократным в том случае, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два и более раза в течение года.
Текст законопроекта № 391791-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
Материалы по теме:
26 февраля 2014Перспективы введения института установления объективной истины по уголовному делу
Законопроект, предусматривающий введение принципа объективной истины в УПК РФ, внесен в Госдуму.
Документ разрабатывался при активном участии СК РФ.
Планируется наделить суд широкими полномочиями по сбору и исследованию доказательства, а также пересмотреть задачи следственных органов и органов дознания в рамках уголовного процесса.
10 декабря 2013Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях: что может измениться?
В скором времени поводом для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении могут стать не только материалы налоговиков, но и сообщения других лиц, в том числе правоохранительных органов. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы Президентом РФ. В данной статье мы рассмотрим, что может измениться для бизнеса в случае принятия указанного документа.
Источник: //www.garant.ru/news/528461/
Прокурор разъясняет: уголовная ответственность за уклонение от административного надзора
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2016 г. № 21 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» даны разъяснения о порядке рассмотрения уголовных дел об уклонении от административного надзора или неоднократном несоблюдении установленных судом ограничений.
В частности, субъектом преступления, предусмотренного статьей 314.
1 УК РФ (Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений), может быть только лицо, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» судом в порядке административного судопроизводства установлен административный надзор.
В связи с этим суду необходимо выяснять, имелись ли в отношении подсудимого на момент совершения им данного преступления вступившие в законную силу решения суда по административному делу об установлении, о продлении административного надзора, не истек ли установленный этими решениями срок административного надзора.
Неприбытием лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок следует считать неисполнение обязанностей, указанных в предписании, прибыть к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок и явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия, совершенное с предусмотренной частью 1 статьи 314.1 УК РФ целью.
Уважительными причинами неприбытия лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, в определенный срок к избранному им месту жительства или пребывания могут быть конкретные обстоятельства, которые препятствовали исполнению указанных в предписании обязанностей. Такой причиной может быть, например, чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, временное отсутствие транспортного сообщения, тяжелая болезнь этого лица.
При определении территориальной подсудности уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 314.1 УК РФ, местом совершения такого преступления следует считать место, по которому органом внутренних дел должен осуществляться административный надзор.
Неприбытие без уважительных причин лица к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления, либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, наказывается штрафом в размере до 60 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 100 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Кроме того, статья 19.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В частности, предусмотрено предупреждение либо административный штраф в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Повторное в течение одного года совершение данного административного правонарушения, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет обязательные работы на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.
Начальник уголовно-судебного отдела прокуратуры Камчатского края
старший советник юстиции М.В. Дудин
Источник: //kamprok.ru/prokuror-razyasnyaet-ugolovnaya-otvetstvennost-za-uklonenie-ot-administrativnogo-nadzora/
Наказание за нарушение административного надзора
Замечание 1
Нарушение поднадзорным лицом ограничений и обязанностей, сопутствующих административному надзору, дает основания полагать, что оно всё ещё представляет опасность для общества, поскольку не способно подчиняться таким социальным регуляторам, как нормы права и властные предписания. Нарушение обязанностей и административных ограничений служит основанием для применения к поднадзорному лицу мер ответственности, предусмотренных нормами различных отраслей права.
В первую очередь это нормы административного права, которые регулируют общественные отношения в сфере государственного управления. Ответственность за нарушения режима административного надзора установлена самим Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Учитывая опасность, которую представляют некоторые из лиц, отбывших уголовное наказание, и стремясь оградить общество от их повторных посягательств, законодатель также ввел уголовную ответственность за нарушения административного надзора.
Формально объектом преступного посягательства выступает общеобязательность судебного решения, которым на поднадзорное лицо возложены обязанности и ограничения.
Но можно сказать, что нарушение режима административного надзора – это «поставление в опасность» широкого круга охраняемых общественных отношений, «первый вестник» возможных преступлений.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Ответственность за нарушение режима административного надзора по нормам Закона об административном надзоре
Мерами ответственности по данному Закону являются дополнение и продление административного надзора.
К поднадзорному лицу в судебном порядке могут быть применены дополнительные административные ограничения на основании
- информации об образе жизни и поведении поднадзорного лица
- информации о соблюдении поднадзорным лицом наложенных ограничений.
Продление срока административного надзора возможно в отношении поднадзорных лиц, которые в течение одного года более 2 раз привлекались к административной ответственности за посягательства:
- на порядок управления
- общественный порядок и безопасность
- здоровье населения или общественную нравственность.
Замечание 3
Срок административного надзора может быть продлен в рамках предельного срока надзора, предусмотренного законом для данной категории поднадзорных лиц, но в любом случае не более срока судимости.
Административные наказания за нарушения поднадзорными лицами режима административного надзора дифференцированы в зависимости от конкретного деяния
-
Невыполнение обязанностей, предусмотренных Законом об административном надзоре, согласно ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ влечет:
- предупреждение
- административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей.
-
Несоблюдение административных ограничений, возложенных судом, согласно ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ карается:
- административным штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей
- административным арестом до 15 суток.
-
Если поднадзорное лицо повторно допустит несоблюдение административных ограничений (в течение срока административной наказанности – 1 года), то согласно ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ к нему могут быть применены:
- обязательные работы сроком до 40 часов
- административный арест от 10 до 15 суток.
Уголовный кодекс РФ установил наказуемость двух деяний – уклонения от административного надзора (ч. 1 ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ) и неоднократного несоблюдения административных ограничений (ч. 2 ст. 314 УК РФ)
-
За деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 314 УК РФ, к поднадзорному лицу могут быть применены следующие меры уголовной репрессии
- обязательные работы длительностью от 180 до 240 часов
- исправительные работы длительностью до 2 лет
- лишение свободы до одного года.
-
По ч. 2 ст. 314 УК РФ, поднадзорное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде
- штрафа в размере до 60 000 рублей или дохода поднадзорного лица за период до 6 месяцев
- обязательных работ продолжительностью от 100 до 180 часов
- исправительных работ сроком до 1 года
- принудительных работ сроком до 1 года
- ареста сроком до 6 месяцев
- лишения свободы сроком до 1 года.
Замечание 4
Несмотря на то, что наказание в виде ареста давно включено в УК РФ, фактически оно не применяется по причине отсутствия условий для исполнения (арестных домов).
Источник: //spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/nakazanie_za_narushenie_administrativnogo_nadzora/
ПрокуратураОренбургской области
Федеральным законом от 06.04.
2011 ? 64-ФЗ в Российской Федерации возрожден институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, действовавший в СССРс 1966 года почти 40 лет в целях предупреждение совершения указанными лицами повторных преступлений и правонарушений, а также оказания на них индивидуального профилактического воздействия.
        В настоящее время административный надзор осуществляется органами внутренних дел и представляет собой наблюдение за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими предусмотренных законом обязанностей.
        Надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную (неснятую) судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, за совершение преступления при рецидиве преступлений либо за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
По общему правилу надзор устанавливается в том случае, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания или лицо, отбывшее  наказание, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
        В отношении лиц, совершивших преступление при опасно и особо опасном рецидиве преступления или совершивших преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, надзор устанавливается в обязательном порядке без учета поведения этих лиц в местах лишения свободы, а также совершения ими административных правонарушений после отбытия наказания.
        В отношении поднадзорного лица судом могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в этих мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации. Последнее из перечисленных ограничений является обязательным.
        Кроме этих административных ограничений закон возлагает на поднадзорное лицо обязанности, связанные со своевременное явкой в орган внутренних дел для постановки на учет, с уведомлением органа внутренних дел о перемене места жительства, места работы, с обеспечением допуска сотрудников органов внутренних дел в жилое помещение в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
        В 2011 году в связи с принятием указанного Федерального закона об административном надзоре Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 314.
1, предусматривающей уголовную ответственность за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в установленный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.
        Тогда же Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 19.
24, устанавливающей административную ответственность за несоблюдение поднадзорными лицами административных ограничений и невыполнение ими обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
        Федеральным законом от 31.12.
2014 ? 514-ФЗ в указанные законодательные акты внесены изменения и дополнения, направленные на введение уголовной ответственности поднадзорных лиц за несоблюдение установленных ограничений.
        Статья 314.
1 УК РФ дополнена частью второй, согласно которой неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 КоАП РФ), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, наказывается штрафом в размере до 60 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 100 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.
        Согласно примечанию к данной статье УК РФ неоднократным несоблюдением поднадзорным лицом административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдением этим лицом указанных ограничений при условии, что это лицо ранее привлекалось к административное ответственности за аналогичные деяния два раза в течение одного года.
        Статья 19.
24 КоАП РФ дополнена частью третьей, предусматривающей административную ответственность в виде обязательных работ на срок до 40 часов либо административного ареста на срок от 10 до 15 суток за повторное в течение одного года несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
        Указанные изменения законодательства, усиливая ответственность поднадзорных лиц за неправомерное поведение, направлены на защиту государственных и общественных интересов.
В
Старший помощник прокурора области
РїРѕ правовому обеспечению В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В Р’.Р¤.ГизбрехтВ
Версия для печати
Источник: //www.orenprok.ru/interaction/prok-explains/2015/02/13/15feb13-prok-raz/