Какой предусмотрен порядок лицензирования в туристической деятельности?

Источник: https://studopedia.info/2-24482.html

Лицензирование туристической деятельности — Лицензия туроператора Киев. ▷ ЮК Наказ

Получение лицензии туроператора предполагает соответствие субъекта хозяйствования организационным, квалификационным и прочим специальным требованиям. Юридически подкованные специалисты нашей компании, имея многолетний опыт работы в сфере лицензирования, предоставят вам все необходимые услуги для того, чтобы выполнить работу надежно и профессионально.

Согласно законодательству Украины туризм – это временное путешествие лица (на срок от 24 часов до 1 года) с целью реализации своих рекреационных, познавательных, профессионально-деловых и прочих интересов, в процессе которого не осуществляется оплачиваемая деятельность в месте пребывания туриста.

⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒

В большинстве цивилизованных стран существует определенный порядок получения возможности осуществлять туристскую деятельность, поскольку она напрямую связана со сферой, непосредственно затрагивающей интересы человека, его здоровье, безопасность, социально–экономические права и личное достоинство2.

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании разрешения. Лицензия – это разрешение, выдаваемое государственным органом юридическому или физическому лицу на осуществление определенного вида деятельности в течении определенного срока при соблюдении ряда условий.

До 2002 г. лицензированию подлежала только международная туристская деятельность (отправка туристов за рубеж и их прием на территории России), которая осуществлялась на основании Положения о лицензировании международной туристской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г.

С февраля 2002 г. ситуация в лицензировании туристской деятельности изменилась.

В соответствие с новыми Положениям о лицензировании, требуется отдельная лицензия на право осуществления туроператорской и турагентской деятельности, при этом лицензирующим государственным органом до 2004 г.

являлось Министерство экономического развития и торговли Правительства РФ (и как специализированная структурная единица – Департамент туризма в его составе)3. Председатель Правительства России М. Фрадков в 2004 г. подписал Поста-

1 См.: там же

2 Маринин М. Туристские формальности и безопасность в туризме. – М.: Финансы и статистика,2003. – 140 с.

3 Ушаков Д. С. Прикладной туроперейтинг. – М.: Ростов—на—Дону: МарТ, 2004. – 416 с.

новление № 166 «Вопросы Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму», пункт «д» которого относит к компетенции этого ведомства «осуществление лицензирования деятельности по

организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, лицензирования туроператорской, турагентской деятельности и деятельности по продаже прав на клубный отдых»1.

Основой законодательной базы по лицензированию туристской деятельности является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128–ФЗ.

Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 данного Закона2.

Действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей. К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Порядок выдачи лицензий оговорен в Законе.

Лицензирование туристской деятельности – это действительная мера по недопущению проникновения на туристский рынок недобросовестных предпринимателей, защиты прав потребителей, созданию условий для соблюдения как российского, так и зарубежного законодательства.

Но важно не само лицензирование, а тот механизм, который на местах будет поддерживать уровень обслуживания и соблюдение всех лицензионных условий, и в случае рекламаций, при наличии достаточных оснований, принимать необходимые меры в отношении лицензиатов3.

С 2004 г. Федеральным Собранием обсуждалась возможность отмены системы лицензирования. С 1 января 2007 г., лицензирование туроператорской и турагентской деятельности отменяется4.

Реформа по отмене лицензирования направлена на сокращение бюрократических барьеров, стоящих на пути развития малого бизнеса.

1 Зяблицкий С. И. Что вместо лицензирования? // Турбизнес. – 2004. – №7. – С. 9

2 Федеральный Закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от

8 августа 2001 г. № 128—ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 33. (6)

3 Маринин М. Туристские формальности и безопасность в туризме. – М.: Финансы и статистика,2003. – 140 с.

4 ФЗ О внесении изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 31.12. 2005№ 200—ФЗ

Такая цель, безусловно, непростая, и предпринимаемые меры должны быть просчитаны как законодательно, так и экономически. Отмена лицензирования в туристской деятельности мотивируется низкой эффективностью механизма лицензирования в плане контроля за деятельностью турфирм и обеспечения защиты прав потребителей.

Кроме того, инициаторы административной реформы считают, что получение лицензий для турфирм является непосильным бременем и препятствует свободному развитию туристского рынка, вследствие чего лицензирование должно быть преобразовано в более либеральную разрешительную систему, не допускающую возможности коррупции.

Однако какие же варианты регулирования в туристской отрасли предлагаются в качестве альтернативы лицензированию?

В качестве альтернативы лицензированию предлагаются варианты учетной регистрации в государственном контролирующем органе. По сути, такая система немногим отличается от лицензирования, за исключением того, что лицензирование, как законный способ ограничения

правоспособности, установлено Гражданским кодексом и соответствующим федеральным законом.

Учетная регистрация таким ограничением не является, соответственно, без прямого указания в федеральном законе обязательной быть не может.

Кроме того, если лицензирование регламентировано законом, установлен порядок получения лицензии, отказа в получении, сроков оформления и прочее, то иные разрешительные формы могут содержать дополнительные ограничения.

Основным способом контроля предполагается установление обязательных финансовых гарантий для деятельности туроператоров. Соответствующие изменения к закону «Об основах туристской деятельности» уже подготовлены и неоднократно обсуждались.

Финансовые гарантии должны обеспечить исполнение обязательств перед клиентами в случае банкротства фирмы или нарушения договорных обязательств перед клиентом. Обеспечение в форме банковской гарантии или страхования ответственности обязаны иметь все фирмы, осуществляющие туроператорскую деятельность.

Однако при отсутствии ограничения правоспособности, то есть лицензирования, предоставление таких гарантий

становится бессмысленным, поскольку отсутствует специальное разрешение на ведение деятельности и, соответственно, нет риска его лишиться. В этом случае практически любое юридическое лицо сможет

выступать в роли турагента, и не будет никаких оснований прекратить его деятельность даже в случае причинения вреда потребителям или партнерам по бизнесу.

Институт финансовых гарантий не может заменить лицензирование, поскольку это разнородные способы регулирования, они могут дополнять друг друга, но не заменять.

Кроме финансовых гарантий должна быть установлена разрешительная система для деятельности туристских компаний, позволяющая определить возможность того или иного субъекта профессионально осуществлять деятельность на туристском рынке еще на стадии лицензионной проверки1.

В законопроекте ст. 23 «Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности туроператора» установлено, что данная норма применяется к туроператору для покрытия им своей гражданско–правовой ответственности перед туристами.

Туроператор обязан осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение (гарантию банка или другой кредитной организации) на случай причинения убытков туристам вследствие несостоятельности (банкротства) туроператора.

Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности туроператора должно гарантировать туристам возмещение причиненных убытков и компенсацию расходов по перевозке и других затрат. Размеры страховой суммы (суммы гарантии) определены для всех туроператоров и составляют 5 % от планируемого дохода туроператора за 12 месяцев, но не менее 100 тыс. рублей.

Советник Комитета по культуре и туризму Госдумы РФ отметил, что данные суммы относятся к туроператорам, занимающимся внутренним и въездным туризмом. Для российских туроператоров, осуществляющих свою деятельность в сфере выездного туризма, размер страховой суммы составит 10 % от планируемого дохода туроператора за 12 месяцев, но не менее 3млн рублей.

Немаловажным представляется то, что на сегодняшний день на российском туристском рынке четко обозначены две категории туроператоров. Первая – крупные компании, работающие в больших городах и

располагающие разветвленной агентской сетью. Вторая – туроператоры, которые обеспечивают проведение программ на местах, но имеют маленький оборот финансовых средств, принимают одну или две сотни туристов в год и часто работают только в высокий сезон.

Если не учитывать такую классификацию туроператоров, то введение суммы финансовых гарантий в 100 тыс. рублей практически уничтожит легальный малый бизнес, который работает на прием в небольших городах и сельской местности.

В некоторых странах туроператоры, работающие на внутреннем и въездном направлениях, освобождены от оплаты сумм гарантий. Например, в Швеции финансовые гарантии предусмотрены только для туроператоров выездного туризма.

Таким образом, финансовые гарантии целесообразнее вводить дифференцированно2.

1 Зяблицкий С. И. Что вместо лицензирования? // Турбизнес. – 2004. – №7. – С. 9

2 Богданова С. Финансовые гарантии: удавка для турбизнеса или «палочка—выручалочка»? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003. – №9. – С. 6—7.

Необходимость финансовых гарантий очевидна, поскольку существует множество примеров недобросовестной работы туроператоров.

Однако представителей турбизнеса на данном этапе в большой степени волнует сумма страхового покрытия и структурные изменения туристского рынка, к которым это может привести.

Практики туризма, владельцы крупных туристских компаний опасаются, что ст. 23 проекта закона возводит барьеры на пути создания единого экономического пространства с членами СНГ.

Такие суммы могут стать губительными для фирм, отправляющих туристов в Крым, Казахстан, Молдавию, Прибалтийские страны.

Ответственный исполнитель по законопроекту «О туризме и туристской индустрии» Писаревский Е.Л. на эти вопросы отвечает: «Законопроект предлагает использовать два известных российскому праву и

подробно разработанных в Гражданском кодексе РФ способа финансового обеспечения ответственности – договор страхования гражданской ответственности по договору (ст. 932 ГК) и банковскую гарантию (ст.368 ГК).

Это значит, что система финансовых гарантий вступит в силу лишь в крайнем случае». В ст. 23 законопроекта основная цель финансовых гарантий определяется как гарантированный возврат потраченных средств туристам, если туроператор не выполнит своих обязательств по договору.

Однако, предлагаемая мера будет применяться лишь в случае, если это невыполнение связано с банкротством.

Данная статья дает возможность в соответствии с существующим законодательством инициировать процедуру банкротства и выделить требуемую сумму финансовых гарантий из общей массы. Выплаты туристам будут производиться в приоритетном порядке2.

Для иных случаев есть общегражданский правовой порядок. Турист, при невыполнении обязательств со стороны турфирмы, обращается в суд, который и взыскивает с фирмы причиненный клиенту материальный и моральный ущерб.

Институт финансовых гарантий является на сегодняшний день мерой, которая позволит российскому туристскому рынку приблизиться к европейскому.

Продолжается государственная реформа, направленная на повышение надежности туроператоров и дальнейшего структурирования рынка туристских услуг. Начало этой реформе было положено введением раздельного лицензирования туроператорской и турагентской деятельности.

Целью вводимых мер является выработка инструментария повышения надежности, качества и безопасности услуг туроператоров на туристском рынке. 2 См.: там же

⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 502. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Наименование услуги Сроки
1 раб. день
  • сопровождение оформления сопутствующих документов (банковской гарантии, договора страхования)
  • оформление пакета документов
от 5 раб. дней
  • подача документов в орган лицензирования
  • получение лицензии
10 раб.дней

Лицензия на туристическую деятельность предоставляется Государственным агентством по туризму и курортам.

Документы, которые необходимо предоставить в лицензионный орган:

  • заявление установленной формы;
  • гарантия банка (либо другого кредитного учреждения) о финансовом обеспечении ответственности заявителя (нотариально удостоверенная копия);
  • договор об обязательном медицинском страховании и страховании от несчастного случая туристов (копия, каждая страница которой заверяется подписью руководителя);
  • необходимые сведения о помещении (собственном либо арендованном);
  • опись пакета документов.

Законодательством предусмотрена необходимость обязательного беспрерывного обеспечения гражданской финансовой ответственности туроператора и турагента.

Турагент несет ответственность за ущерб, причиненный туристу, в случае своей неплатежеспособности (либо в связи с началом процесса о банкротстве) и связанный с необходимостью возмещения стоимости услуг, которые предусмотрены договором, но не были предоставлены.

Туроператор, помимо этого, дополнительно несет ответственность за расходы, касающиеся возвращения туриста в место проживания (пребывания).

Минимальный объем финансовой гарантии установлен законодательством в размере:

  • для туристического оператора:
  • предоставляющего полный спектр услуг – 20 000 евро;
  • осуществляющего деятельность исключительно в рамках внутреннего и въездного туризма – 10 000 евро;
  • для туристического агента – 2 000 евро.

Лицензия турагента

С 16.11.2010 г. отменена лицензия турагента. На сегодняшний момент обязательному лицензированию подлежит только хозяйственная деятельность туристических операторов.

Для осуществления деятельности в качестве туристического агента субъекту хозяйствования достаточно внести в ЕГРПОУ данные о виде деятельности за КВЭД – “Деятельность туристических агентств” (код 79.11).

В дальнейшем турагенту необходимо руководствоваться законодательством Украины о туризме и прочими нормативно-правовыми актами. Деятельность агента осуществляется на основании письменного агентского договора с туристическим оператором.

Туроператорская лицензия

Украина в лице государственных органов осуществляет контроль за деятельностью субъектов, предоставляющих туристические услуги, путем лицензирования, стандартизации и сертификации данных услуг.

Туроператорская лицензия выдается только при соблюдении установленных лицензионных требований. В частности, разрешение не предоставляется в случае, если наименование субъекта предпринимательства тождественно наименованию другого субъекта, получившего лицензию раннее. Помимо вышеизложенных требований, выдвигаемых к деятельности туроператоров, также можно выделить следующие:

  • туристический оператор вправе заниматься исключительно туристической деятельностью;
  • соглашение о туристическом обслуживании можно заключать в письменной либо электронной форме;
  • обязательно ведение определенной статистической отчетности;
  • руководитель предприятия (филии, подразделения) должен иметь высшее образование и стаж работы в области предоставления туристических услуг от 3-х лет либо профильное высшее образование. Более того, минимум 30 % сотрудников должны соответствовать тем же требованиям.

Стоимость лицензии туроператора установлена на уровне одной минимальной заработной платы и до 1.12.2015 г. составляет 1218 грн. Срок действия лицензии – неограниченный.

Обращение к специалистам нашей компании обеспечит для вас:

  • всестороннюю поддержку и полную консультацию юриста;
  • представительство ваших интересов в государственных учреждениях г. Киева;
  • квалифицированное оформление и анализ пакета документов при минимальном вашем участии;
  • уверенность в получении позитивного результата в кратчайшие сроки.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:

ЗУ “О туризме” 15.09.1995 № 324/95-ВР;

Источник: https://nakaz.ua/blog/licenzija-turoperatora

3.3. Лицензирование в туризме. Основные положения

Одной из форм государственногорегулирования туризма яв­ляетсялицензирование, предусматривающеевыдачу специаль­ного разрешения(лицензии) на осуществление туристскойдея­тельности.

Цель лицензированиясостоит в обеспечении защиты прав изаконных интересов государства ипотребителей турист­ских услуг,повышении уровня туристского обслуживания,при­ведении его в соответствие смеждународными требованиями.

122

Лицензирование — проведениемероприятий, связанных с пре­доставлениемсоискателям лицензий, переоформлениемдоку­ментов, подтверждающих наличиелицензий, приостановлением и возобновлениемдействия лицензий, аннулированиемлицензий и контролем лицензирующихорганов за соблюдением лицен­зиатамипри осуществлении туристской деятельностисоответст­вующих лицензионныхтребований и условий.

Данное определение содержит ряд понятий(лицензия, соис­катель лицензии,лицензиат, лицензирующие органы,лицензи­онные требования и условия),которые нуждаются в дополни­тельномрассмотрении.

Лицензия — специальное разрешениена осуществление кон­кретного видадеятельности при обязательном соблюдениили­цензионных требований и условий,выданное лицензирующим органом соискателюлицензии.

Соискатель лицензии — юридическоелицо или индивидуаль­ный предприниматель,обратившийся в лицензирующий орган сзаявлением о предоставлении лицензиина осуществление кон­кретного видадеятельности.

Лицензиат — юридическое лицо илииндивидуальный пред­приниматель,имеющие лицензию на осуществлениеконкретно­го вида деятельности.

Лицензирующие органы – органыисполнительной власти, осуществляющиелицензирование. Лицензирующие органына­делены следующими полномочиями:

  • предоставлять лицензии;
  • переоформлять документы, подтверждающие наличие ли­цензий;
  • приостанавливать, возобновлять, аннулировать действие лицензий;
  • вести реестр лицензий — совокупность данных о предостав­лении лицензий, переоформлении документов, подтвер­ждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновле­нии действия лицензий и об аннулировании лицензий;
  • контролировать соблюдение лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

Лицензионные требования и условия —совокупность установ­ленных нормативнымиактами требований и условий, выполнение

123

которых лицензиатом обязательно приосуществлении лицензи­руемого видадеятельности.

Порядок и условия лицензирования втуризме регулируются соответствующимипостановлениями правительства иположе­ниями лицензионных органов.

Лицензируемые виды деятельностиразличаются в отдельных странах. Так,в Республике Беларусь лицензированиюподлежит собственно туристскаядеятельность в целом, в РоссийскойФеде­рации — раздельно туроператорскаяи турагентская деятельность.

Лицензирующим органом, как правило,является орган госу­дарственногоуправления туризмом (в РеспубликеБеларусь -Министерство спорта и туризма,в Российской Федерации -Министерствоэкономического развития и торговли).

К общим лицензионным требованиям иусловиям относятся:

  • доведение в установленном порядке до каждого туриста ис­черпывающей информации об особенностях въезда, выезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике по­ведения во время туристской поездки, в том числе о необ­ходимости уважения местных традиций и обычаев, береж­ном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
  • оказание туристских услуг только после заключения с кли­ентом договора, соответствующего требованиям законода­тельства;
  • предоставление клиенту исчерпывающей информации о ре­жиме работы туроператора и турагента, месте их нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчества должностных лиц, ответственных за ведение соответствую­щих направлений туристской деятельности;
  • наличие определенного количества работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образо­вание в области туризма либо определенный (для туропера­тора и турагента различный) стаж работы в туризме, а также наличие у руководителя (руководителя структурного под­разделения, осуществляющего туристскую деятельность) высшего, среднего специального и дополнительного обра­зования и определенного стажа работы в туризме;

124

  • повышение с определенной периодичностью (в Республике Беларусь — не реже 1 раза в 5 лет, в Российской Федерации — не реже 1 раза в 3 года) квалификации работников юридиче­ского лица (туроператора и турагента), а также индивиду­ального предпринимателя (туроператора и турагента).

В Российской Федерации к туроператорупредъявляются до­полнительныелицензионные требования:

  • наличие в штабе туроператора — юридического лица не менее 7 работников, осуществляющих туроператоскую дея­тельность;
  • наличие сертификата соответствия туристских услуг требо­ваниям безопасности.

Для получения лицензии ее соискательпредставляет в ли­цензирующий органследующие документы:

  • заявление установленного образца;
  • копии учредительных документов и свидетельства о госу­дарственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица — для юридического лица; копию сви­детельства о государственной регистрации гражданина в ка­честве индивидуального предпринимателя — для индиви­дуального предпринимателя;
  • копию свидетельства о постановке лицензии соискателя на учет в налоговом органе;
  • документ об оплате лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;
  • копии документов, подтверждающих соответствующую ли­цензионным требованиям и условиям квалификацию со­искателя лицензии — индивидуального предпринимателя или работников соискателя лицензии — юридического лица;
  • информацию о наличии у соискателя на праве собственно­сти или на ином законном основании зданий и сооружений, используемых им для осуществления туристской деятель­ности, с указанием наименования и иных реквизитов доку­ментов, на основании которых соискатель лицензии их использует.

Лицензирующий орган в установленныйсрок (в Республике Беларусь — не более30, в Российской Федерации — не более

125

60 дней) принимает решение о предоставленииили отказе в пре­доставлении лицензии.В случае положительного решениясоис­кателю выдается лицензия наосуществление туристкой деятель­ности,срок действия которой составляет 5 лет.По заявлению лицензиата этот срок поего окончании может быть продлен пу­темпереоформления документа, подтверждающегоналичие ли­цензии.

Основаниями для отказа в выдаче лицензииявляются:

  • наличие в документах, представленных соискателем ли­цензии, недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требовани­ям и условиям.

Не допускается отказ в предоставлениилицензии по мотивам нецелесообразностиосуществления соискателем туристкойдея­тельности.

В решении о предоставлении лицензии ив подтверждающем ее наличие документеуказываются:

  • наименование международного органа, выдавшего лицен­зию;
  • наименование организационно-правовой фирмы юриди­ческого лица, место его нахождения;
  • фамилия, имя, отчество, место жительства, данные доку­мента, удостоверяющего личность — для индивидуального предпринимателя;
  • лицензируемый вид деятельности, срок действия лицензии; » индивидуальный номер налогоплательщика; номер лицен­зии; дата принятия решения о предоставлении лицензии.

В случае преобразования юридическоголица, изменения его наименования илиместа нахождения, либо измененияфами­лии, имени или места жительстваиндивидуального предприни­мателя,либо утраты документа, подтверждающегоналичие ли­цензии, лицензиат —юридическое лицо (его правопреемник)или индивидуальный предпринимательобязан в установленный срок податьзаявление о переоформлении документа,подтвер­ждающего наличие лицензии,с приложением документов, под­тверждающихуказанные изменения или утрату документа,под­тверждающего наличие лицензии.

126

Лицензирующими органами осуществляетсяконтроль за со­блюдением лицензиатомлицензионных требований и условий. Приэтом лицензирующие органы имеют право:

  • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям;
  • запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и до­кументы при ведении проверок;
  • составлять на основании результатов проверок акты (про­токолы) с указанием контрольных нарушений (лицензиат должен быть ознакомлен с результатами проверки, о чем в акте делается соответствующая запись);
  • выносить решения, обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения, устанавливать сроки их устране­ния, делать предупреждение лицензиату.

Лицензирующие органы имеют правоприостанавливать дей­ствие лицензиив случае выявления неоднократныхнарушений или грубого нарушениялицензиатом лицензионных требованийи условий. При этом устанавливаетсясрок, в течение которого лицензиатобязан устранить выявленные нарушения.

В случае, если в этот срок лицензиат неустранил указанные в акте (прото­коле)проверки нарушения, лицензирующий органобязан обратиться в суд с заявлениемоб аннулировании лицензии.

Последняя;теряет юридическую силу также в случаеликвидации юридиче­ского лица илипрекращения его деятельности в результатереор­ганизации (за исключениемпреобразования) либо прекращениядействия свидетельства о государственнойрегистрации гражда­нина в качествеиндивидуального предпринимателя.

Лицензирование туристской деятельности,соблюдение ли­цензионных требованийи условий способствуют обеспечению иподдержанию высокого уровня обслуживания,а также защите прав потребителейтуристских услуг.

Источник: https://studfile.net/preview/5714884/page:13/

Отмена лицензирования. Что ждет турфирмы?

С 1 января 2007 года отменяется лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Отмена лицензирования предусмотрена Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 27 июля 2006 года.

С целью сохранения государственного контроля за туристической деятельностью и обеспечения защиты прав потребителей Федеральное агентство по туризму внесло в Государственную думу предложение о внесении поправок в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г.

№ 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Новая редакция закона содержит положения, предусматривающие новый порядок ведения туроператорской деятельности – при наличии у туроператора финансовой гарантии, обеспечивающей его ответственность перед потребителями. Подробнее о том, что готовит для тур-

операторов и турагентов проект поправок к Закону о туризме, – в нашей статье.

Виды финансовой гарантии для туроператоров

В связи с отменой лицензирования предлагается в целях ограничения правоспособности юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность, вести Единый федеральный реестр (далее – реестр) туроператоров. В поправках предусмотрено, что деятельность туроператора возможна только после включения предприятия в реестр и выдачи ему соответствующего свидетельства.

Причем существенным условием внесения в реестр служит предоставление финансовой гарантии на достаточную сумму. Согласно предложенным изменениям вводится понятие финансовой гарантии и определяются способы обеспечения в виде банковской гарантии или страхования гражданской ответственности туроператора на сумму от 1 млн до 10 млн руб. в зависимости от направлений туристической деятельности.

Рассмотрим способы обеспечения финансовой гарантии…

Банковская гарантия

Банковская гарантия в силу статьи 368 Гражданского кодекса РФ выдается банком или иной Кредитной организацией или страховой организацией по просьбе принципала. Это письменное обязательство уплатить Кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Предоставление банком гарантии является по существу Кредитной операцией.

Для получения гарантии туроператор должен предоставить банку обеспечение (депозит, залог) или подтвердить постоянный оборот по счетам, достаточный для выплаты по гарантии.

Выплата банка по гарантии впоследствии возмещается за счет средств принципала (туроператора). Получение гарантии доступно только проверенным клиентам банков со значительными оборотами и легальным учетом.

Банковская гарантия предоставляется для выплаты конкретному бенефициару-получателю, которому выдается соответствующий бланк, который он (бенефициар) предъявляет в банк для взыскания.

В договоре банковской гарантии указывается лицо, которому должна уплачиваться сумма вследствие неисполнения обязательства принципалом, а оригинал бланка банковской гарантии выдается на руки бенефициару-получателю.

В случае выдачи банковской гарантии туроператору бенефициар (турист) не может быть указан, поскольку сделка по продаже тура еще не заключена, более того, непонятно существо, предмет обязательства, ведь это могут быть разнообразные туры с разным составом услуг и с разной стоимостью.

Кроме того, туроператор практически никогда не заключает договора с туристами, у него нет прямых договорных отношений с потребителем, соответственно, на момент выдачи банковской гарантии не будет определено, по какому обязательству будет производиться выплата.

В проекте закона не указано, где будет находиться бланк банковской гарантии, каким образом потребитель будет получать его на руки для цели предъявления в банк.

Проект закона устанавливает обязанность туриста представить в банк согласие туроператора на выплату из средств банковской гарантии или, в случае отказа туроператора в выплате, – судебное решение. Однако выплата по гарантии ограничена сроком ее действия, и, если основанием для выплаты будет судебное решение, высока вероятность того, что потребитель не успеет получить такое решение до окончания действия гарантии. Кроме того, договор предоставления банковской гарантии может быть расторгнут вследствие ее неоплаты принципалом.

На наш взгляд, банковская гарантия не может быть эффективным способом обеспечения ответственности туроператора в отношениях с потребителями, за исключением случаев легального банкротства.

Выданные гарантии будут служить исключительно для цели внесения предприятия в реестр, но на практике получить выплаты из средств гарантии туристу будет невозможно, а ответственность по-прежнему будет распространяться исключительно на турагентов – розничных продавцов.

Для того чтобы сделать этот механизм эффективным, необходимо, на наш взгляд, принять особый порядок применения банковской гарантии для обеспечения обязательств туроператора, который должен быть отражен в специальном межведомственном нормативном акте, разработанном и согласованном совместно с Центральным банком и Федеральным агентством по туризму, в противном случае порядок выплаты по банковской гарантии не позволит потребителям реализовать свои права.

Страхование гражданской ответственности

Страхование гражданской ответственности туроператоров может быть более результативным способом защиты прав потребителей. Однако проект поправок не содержит практически никакой регламентации порядка осуществления такого вида страхования.

На наш взгляд, необходимо указать: – перечень страховых случаев, по которым будет производиться выплата; – в какой срок и каким способом турист должен уведомить страховую компанию о страховом случае; – каким образом будет доказываться размер убытков; – как будет определяться момент неисполнения туроператором обязательства;

– каким образом турист, приобретающий тур через турагента, будет получать выплату по страховке туроператора.

Кроме того, необходимо ввести подробную регламентацию и при необходимости внести изменения в страховое законодательство и принять совместные инструкции Федерального агентства по туризму и Росстрахнадзора.

Недостаточная регламентация не позволит потребителям полноценно защищать свои права, выплаты по гарантии или страховке получить будет невозможно, поскольку порядок получения будет связан с массой формальностей и сложностей.

При отсутствии подробной регламентации в законе страховые компании установят правила, ограничивающие возможность получения выплаты по страховке.

Страхование ответственности туроператора имеет существенный недостаток, не позволяющий потребителям в полной мере защитить свои права в случае недобросовестности туроператора.

Страхователем по договору выступает сам туроператор, соответственно, его умышленные действия, в том числе и мошеннические, или преднамеренное банкротство не будут основанием для выплаты страхового возмещения.

Стандартные договоры страхования гражданской ответственности содержат соответствующие исключения, освобождающие страховую компанию от ответственности в случае умышленных действий со стороны страхователя.

Кроме того, такой способ обеспечения, когда страхователем выступает то лицо, которое само может причинить убытки застрахованному и чьи недобросовестные действия должны компенсироваться страховой выплатой, позволяет вступить в сговор со страховой компанией в целях усложнения процедуры выплаты.

Предложенная редакция закона содержит ряд норм, требующих дополнительной проработки. Вот некоторые из них…

Сумма обеспечения финансовой ответственности туроператора

Предложенная в проекте сумма обеспечения – 10 млн руб. для международного туризма (выездного и въездного) и 1 млн руб. для внутреннего туризма – не обоснована. Туристическая деятельность чрезвычайно разнообразна по форме и экономическим схемам деятельности.

Выездной и въездной туризм – не единственный критерий оценки деятельности туроператора, существуют различные способы формирования туров, объемы деятельности, варианты перевозки, виды оказываемых туристических услуг.

Императивная привязка к одной сумме не учитывает интересы небольших компаний, осуществляющих туроператорскую деятельность в незначительных объемах, и в то же время не обеспечит ответственность по долгам, возникшим у крупного туроператора.

На наш взгляд, дифференциация суммы обеспечения должна быть более подробной с учетом специфики деятельности туроператоров разного профиля и масштабов деятельности.

Кроме того, неоправданно приравнены по сумме гарантии въездной и выездной туризм. Это принципиально разные по способу формирования туристские продукты. Ответственность перед туристами-иностранцами, въезжающими в РФ, несет зарубежный туроператор, отправляющий туристов в Россию.

Правовые основания для предъявления требований о возмещении убытков туристом-иностранцем российской стороне практически отсутствуют, ответчиком всегда выступает иностранный туроператор.

Таким образом, объем обеспечения ответственности предприятий, которые организуют прием иностранных туристов, требуется значительно меньший, чем на выездных направлениях.

Ограничение правоспособности туроператоров

Проект вводит в закон новую статью 4.1 «Особенности правоспособности туроператоров». Статья устанавливает обязательное внесение туроператора в реестр, это является основанием для осуществления туроператорской деятельности.

Однако действующее законодательство не предусматривает ответственности предприятия или предпринимателя за то, что он не внесен в реестр.

Уголовная ответственность за осуществление деятельности без регистрации или разрешения (лицензии) по статье 171 Уголовного кодекса РФ не может применяться в случае непредставления информации для внесения в реестр. Также не может применяться в данном случае статья 14.1 КоАП РФ.

Единственная статья, которая при определенных обстоятельствах может применяться для наложения штрафа, – статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с максимальным штрафом до 50 МРОТ.

Таким образом, подача документов на внесение в реестр по сути является добровольной, а деятельность туроператора, не представившего сведения для внесения в него, практически ненаказуема. Теперь после отмены лицензирования пропадает правовое основание для квалификации преступного деяния как незаконной предпринимательской деятельности по признаку отсутствия лицензии.

Для того чтобы установить ответственность за незаконную туроператорскую деятельность без соответствующей финансовой гарантии и получения свидетельства, необходимо внести соответствующие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ.

Регулирование турагентской деятельности

Деятельность турагента согласно предложенному проекту федеральным законом не регулируется. Между тем турагенты – это основная масса предприятий в сфере туризма, кроме того, туроператорская и турагентская деятельность часто смешаны в процессе оказания услуг населению.

Турагент, как розничный продавец туров, вступает в непосредственные отношения с потребителем, предоставляет необходимую информацию для выбора тура, разъясняет специфику путешествия, принимает денежные средства в оплату тура и выдает необходимые туристские и проездные документы.

По существующей практике туроператор может не присутствовать на территории РФ, нередко турагент реализует туры иностранного поставщика и переводит платеж за услуги непосредственно на счета иностранной компании.

Для регламентации деятельности турагентов проект содержит ссылку на Порядок работы турагентов, который будет утвержден Правительством РФ.

Однако следует учесть, что указанный Порядок или правила работы турагентов по существу должны соблюдаться добровольно, то есть без угрозы потерять право на осуществление турагентской деятельности или подвергнуться какому-либо наказанию за их неисполнение.

Предложенная в проекте поправок схема обеспечения ответственности туроператоров перед потребителями напрямую зависит от действий турагента и оформления тура. От грамотности работы турагента будет во многом зависеть возможность применения финансовых гарантий туроператора.

Между тем сведения о турагенте (продавце), согласно тексту поправок, даже не относятся к существенным условиям договора. Отсутствие контроля за деятельностью турагентов, отсутствие их государственного учета и разрешительной системы, фактическое освобождение их от ответственности может привести к самым пагубным последствиям и значительному ухудшению положения потребителей и возможности защиты их прав.

Таким образом, на наш взгляд, отмена лицензирования тур-агентской и туроператорской деятельности – мера преждевременная и неоправданная, а механизм дополнительного финансового обеспечения ответственности туроператоров недостаточно проработан и требует значительного времени для его внедрения, разработки подзаконных нормативных актов и инструкций.

Противоречие в тексте проекта

В понятийной части указана финансовая гарантия как способ возмещения убытков, причиненных неисполнением обязательств, возникающих на основании договора о реализации турпродукта. Далее по тексту проекта речь идет о страховании гражданской ответственности туроператора.

Между тем страхование ответственности по договору и страхование гражданской ответственности – это разные виды страхования. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (ст.

932) страхование ответственности по договору возможно только в случае прямого указания в законе, а поэтому в законопроекте следует однозначно указать, какое именно страхование предполагается применять.

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/9875--otmena-litsenzirovaniya-chto-jdet-turfirmy

Лицензирование медицинской деятельности – советы адвокатов и юристов IQLaw

С целью охраны здоровья граждан и стимулирования развития рынка платных медицинских услуг предусмотрено обязательное лицензирование отдельных видов медицинской деятельности.

Непосредственным лицензированием учреждений занимается Росздравнадзор.

К соискателям предъявляются довольно строгие требования, в частности, для лицензируемых компаний предусмотрена обязательность оплаты государственной пошлины и прохождение проверки на соответствие требованиям, изложенным в ФЗ-323.

О сроках и стоимости оформления медицинской лицензии

Схема лицензирования специальной медицинской деятельности во многом схожа с лицензированием туристической деятельности, что объясняется следующими причинами:

  • Необходимостью несения ответственности перед клиентами;
  • Обязанностями по возмещению нанесенного вреда;
  • Обязанностями по компенсацию вреда в связи с некачественным оказанием услуг или нарушением требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

ФЗ-323 предусматривается отведение 45 дней на проверку документов, поданных для регистрации и выдачу лицензии заявителю.

Обратите внимание, что получить подтверждающую документацию можно либо с самостоятельной подготовкой и подачей документов, либо с обращением в специализированную компанию, где будут оказаны услуги содействия в получении разрешительной документации.

В последнем случае компания-заявитель понесет дополнительные расходы, зато предупредит негативный сценарий с отказом в выдаче разрешающих документов на ведение легальной деятельности.

В среднем за услуги содействия в выдаче лицензии взимается плата в размере 40-50 тыс. руб. Сюда уже входят консультации, помощь в заполнении и подаче бумаг, полное сопровождение процесса лицензирования.

Виды деятельности, которые требуют лицензирования

Чтобы профессионально и легально осуществлять свою деятельность, необходимо выполнить несколько условий.

Ранее лицензирование туристической деятельности было обязательным, что предусматривалось положениями ФЗ-99.

В этом законе приводится полный перечень тех профессиональных направлений, которые требуют наличия разрешительных документов на предоставление услуг для населения.

Лицензированиюподлежат все медицинские учреждения вне зависимости от их формы собственности. Так, любая организация, которая оказывает традиционные медицинские услуги, должна иметь действующий документ, подтверждающий легальность ее работы и соответствие требованиям законодательства.

Документы, необходимые для получения лицензии

Пакет документов на лицензирование созданного учреждения подается лично, отправляется заказным письмом или через представителя. Все бумаги, представленные в пакете, должны быть описаны. Главный документ в пакете — это заявление на выдачу разрешения для легального ведения профессиональной работы.

Для лицензирования необходимо подготовить следующие документы:

  • Заявление с описью всех вложений;
  • Документы на аренду коммерческого помещения или документы о зарегистрированном праве собственности;
  • Документы, которыми удостоверяется факт наличия в собственности необходимого оборудования и изделий для предоставления услуг;
  • Бумаги, удостоверяющие наличие в штате специалистов с профильным образованием. Наличие специального образования должен подтвердить руководитель организации и его замещающее лицо;
  • Выписки из трудовой книжки, подтверждающие наличие минимум 5-летнего стажа по специальности у руководителя и замещающего его лица;
  • Копии сертификатов, подтверждающих присвоение статуса специалиста в поле профессиональной деятельности. Эти документы должны быть у руководителя и его зама, иных ответственных лиц.

Специфика лицензирования профессиональной деятельности

Иные сведения, необходимые для проведения проверки, запрашиваются через межведомственные каналы. В частности, орган, занимающийся выдачей лицензий, запрашивает следующую информацию с обращением к другим структурам:

  • Данные по пройденной процедуре регистрации и постановки на учет юридического лица;
  • Сведения из единого реестра прав собственников недвижимости;
  • Информацию по пройденным экспертизам по соответствию арендованных или выкупленных помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям;
  • Сведения по контрактам на поставку специального оборудования и изделий для предоставления услуг;
  • Квитанции по оплате пошлины за выдачу разрешения.

О порядке лицензирования отдельных видов деятельности

Сэкономить время на лицензирование туристической и иной профессиональной деятельности можно с обращением к услугам специализированной компании. С заключением договора об оказании услуг заинтересованное лицо получит консультацию по самой процедуре и получит помощь в оформлении всех необходимых документов.

Получение разрешительных документов делится не несколько этапов:

  • Получение консультации с целью выявления потребностей и разъяснения требований со стороны законодательства в области лицензирования отдельных направлений профессиональной деятельности;
  • Заключение договора на оказание услуг содействия в легализации выбранного направления работы. Услуги оплачиваются, согласно договору. При подписании соглашения аутсорсинговая компания берет на себя определенные обязанности;
  • Подготовка документации с оказанием помощи в получении недостающих бумаг. Обратите внимание на то, что перечень бумаг в комплекте зависит от требований, выставленных лицензирующим органом. Если на этапе оформления документации будут допущены какие-то ошибки со стороны заявителя, они тут же будут устранены;
  • Заполнение заявления с указанием персональных и контактных данных, перечислением всех бумаг во вложении;
  • Оформление описи и отправка собранного комплекта на согласование;
  • Получение ответа из лицензирующего органа, согласование сроков и выполнения дополнительных условий для истребования разрешения;
  • Получение одобренной лицензии с указанием названия компании, ее юридического адреса и информации об органе, осуществившем регистрацию.

После прохождения всех этих шагов можно приступать к налаживанию работы созданной компании.

Если вам необходима профессиональная онлайн-помощь юристов, обращайтесь к нам. Вы можете воспользоваться чатом, где Вам ответят наши специалисты Информация была полезна?

Источник: https://iqlaw.com/category/ru-grazdanskij-process/licenzirovanie-medicinskoj-deyatelnosti