Закон даёт молодожёнам возможность подать заявку на улучшение жилищных условий и оформить соответствующий статус. Об этой процедуре пойдёт речь далее.
Содержание
- 0.1 Как молодой семье добиться статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий: требования и порядок процедуры
- 0.2 Кто относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
- 0.3 Условия для получения статуса нуждающейся молодой семьи 2018
- 0.4 Основания для получения статуса
- 0.5 Как оформить
- 0.6 Требуемые документы
- 0.7 Заявление
- 0.8 Кем выдается справка о нуждаемости
- 0.9 Сроки рассмотрения
- 0.10 Когда могут отказать
- 0.11 Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий
- 0.12 Законодательное регулирование вопроса
- 0.13 Критерии определения
- 1 Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- 2 Порядок признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих
- 2.1 Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями
- 2.2 Правила предоставления военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно
- 3 Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа
Как молодой семье добиться статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий: требования и порядок процедуры
Молодожёнам одинаково тяжело достаётся как покупка первого жилья, так и переезд в новую квартиру. На такой случай законодательством предусмотрена возможность оформления сертификата, дающего право на финансовую поддержку при покупке новой недвижимости. Далее рассказано, какие требования действуют для претендентов и что нужно сделать для оформления субсидии.
Кто относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
Господдержка предоставляется не всем желающим переехать в новую квартиру. Сертификат присваивается только тем, кто проживает в особо тяжёлых условиях. К ним относят тех лиц, кто:
- живёт на правах аренды в помещении, квадратура которого меньше нормы, установленной законом (в пересчёте на число сожителей);
- проживает в квартире, несоответствующей надлежащим условиями комфорта и (или) безопасности. Безопасных условий жизни не имеют лица, живущие в домах и иных строениях, непригодных для нормального проживания или признанных аварийными;
- лица, сожительствующие с гражданами, больными тяжёлыми и заразными ,заразными болезнями. Все, кто проживают с ними в одной жилплощади, рискуют заразиться. Перечень болезней закреплён приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н.
Сюда относят как самого квартиросъёмщика, так и членов семьи, проживающих с ним (согласно статье 51 ЖК). Законом закреплена обязательная процедура постановки таких лиц на учёт (статья 49 ЖК).
В России действуют специальные программы, направленные на обеспечение малоимущих жильём. Регламент предоставления соцжилья закреплён в положениях ЖК. Они могут действовать на разном уровне. Сама денежная поддержка бывает полной и частичной.
На 2018 год эти показатели таковы:
- 12 кв.м. на каждого члена семьи в составе более 3 человек;
- 54 кв.м. для родителей с 1 малышом;
- 42 кв. м. для бездетной пары.
Условия для получения статуса нуждающейся молодой семьи 2018
Нуждающимся в расширении жилусловий необходимо соответствовать следующим критериям:
- проживать последние пару лет в городе, где запрашивается помощь в оформлении нового жилья. Срок определяется местными и региональными властями;
- заявитель должен быть зарегистрирован в данном городе;
- метраж квартиры или её состояние не соответствует нормам;
- возраст родителей составляет менее 35 лет.
Если статус и госпомощь в приобретении жилья запрашивает многодетная мать-одиночка, она должна подтвердить, что является малоимущей (согласно региональным нормам), т.е.:
- живёт в квартире с недостаточным метражом;
- имеет доход ниже минимальной нормы.
Основания для получения статуса
Среди законных причин для оформления нуждающимся (согл. ст. 52 ЖК) выделяют ряд факторов:
- Недостаточная квадратура имеющегося жилья в пересчёте на каждого жильца.
- Несоответствие жилплощади действующим нормам безопасности или санитарии, а также отсутствие удобств. К последнему обычно относят жильё коридорного типа, где отсутствует вода, канализация, газ или электричество.
- Проживание вместе с больными людьми в неизолированных помещения (человек должен не являться родственником заявителя).
- Длительное проживание в общежитии (исключение – нахождение на обучении или сезонной работе) или на съёмной жилплощади (последние пару лет).
Есть также иные категории граждан, которых также могут признать нуждающимися в соцжилье:
- семьи военнослужащих (в т.ч. погибших во время службы);
- лица с тяжёлыми и опасными болезнями и члены их сожителей;
- многодетные семьи (минимум с 3 детьми).
Как оформить
Крупнейшей программой для молодожёнов, по которой предоставляется новое жильё, считается «Молодая семья». Это госпрограмма помощи, нацеленная преимущественно на родителей с детьми, однако наличие детей не обязательно. Согласно ей, пары получают субсидии:
- На жильё с первичного рынка.
- На участие в долевом строительстве.
На покупку вторичной жилплощади не предоставляют ни субсидий, ни ипотеки.
Рассматривают и заработок граждан:
- от 21 621 рублей для бездетной пары;
- от 32 510 рублей – для 3 человек;
- 43 350 рублей – для 4 человек.
Предоставляется частичная субсидия, размер которой определяется из численности семейства:
- 30 % от стоимости оплачивается, если статус получила бездетная пара.
- 35 % для родителей с 1 ребёнком.
- 40 % — для семейств с 2 детьми.
- За 3 и более детей предоставляется 50%-я субсидия.
- До 40 % — при участие в долевом строительстве.
- Для жителей Крайнего Севера и иных неблагоприятных территорий России размер субсидии доходит до 80%.
Остальная сумма уплачивается самими супругами.
Процедура оформления госпомощи на покупку новой жилплощади для молодых семей проводится так:
- Подаётся заявка вместе со всеми документами в отдел соцзащиты.
- Там документы рассматривают и по итогам выносят решение о признании семейства малоимущим.
- С выданным подтверждающим свидетельством направляются в жилищное управление, где на его основании принимают решение о выдаче субсидии.
Требуемые документы
Желающему потребуется предоставить следующие бумаги для одобрения заявки:
- выписку со счёта каждого взрослого члена семьи и справки, где указан доход заявителей;
- паспорта каждого жильца;
- свидетельство о браке;
- техпаспорт недвижимости (из БТИ), если имеется – санитарный паспорт;
- свидетельство о рождении (каждого ребёнка);
- справку о составе семьи;
- правоустанавливающие документы, подтверждающие право владения или пользования текущей недвижимостью (договор покупки или найма), плюс свидетельства о владении другим дорогим имуществом (землёй, машиной и пр.);
- выписку из домовой книги;
- медзаключение о наличие серьёзного заболевания у одного из супругов или детей, либо свидетельство об инвалидности.
Заявление
Заявка на признание нуждающимся имеет форму, установленную Постановлением Правительства от 25 августа 2015 г. № 889. Образец заявителю должны будут предоставить на месте.
Кем выдается справка о нуждаемости
Все бумаги подаются в местное отделение соцзащиты населения. При рассмотрении учитываются не просто нынешние доходы, но и возможные перспективы. Там должны решить, сможет ли в ближайшие 20 лет семейство своими силами накопить на покупку квартиры или дома.
Сроки рассмотрения
Все бумаги должны рассмотреть и вынести решение в течение 10 дней. В случае необходимости срок могут продлить ещё на несколько дней. Если прошение будет удовлетворено, заявителю присвоят соответствующий сертификат.
Подав его в жилищный отдел, нужно подождать, пока средства будут начислены. Обычно все программы соцподдержки работают следующим образом:
- в начале каждого города из федерального бюджета деньги перечисляют в местный;
- далее средства распределяют в порядке очерёдности.
Когда могут отказать
Отказывают обычно, если:
- пакет свидетельств не полон;
- после проверки условий проживания и финансового состояния установили, что заявители не являются малоимущими.
Когда гражданина оповещают о данном решение (только письменным уведомлением), уполномоченные лица обязательно должны пояснить, чем оно было мотивировано, и подсказать, где была допущена ошибка. Возможно, потребуется донести документы или запросить новые.
Но при выявлении попытки мошенничества, нарушителя лишат права участвовать программах соцподдержки следующие 5 лет.
Итак, все нуждающиеся в новой жилой недвижимости должны соответствовать целому ряду критерий, а потребность в переезде и госпомощи обязаны подтвердить свидетельствами. По результатам первого этапа гражданам выдают сертификат, благодаря которому её затем поставят в очередь. После ожидание может затянуться на несколько лет из-за большого количества участников программы.
Начислят безналичные средства, которые переведут напрямую на счёт продавца или строительной компании, у которой приобретается новая жилплощадь. Регистрируют всех нуждающихся в территориальном Департаменте жилищной политики. Направив туда прошение, можно узнать номер в очереди. Ответ дадут в течение 30 дней.
Источник:
Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий
Многие россияне так и не имеют собственного жилья. Некоторым категориям населения государство даёт право получить новое, достойное жильё. Для этого нужно получить статус нуждающегося в новом жилплощади.
На каких основаниях могут признать нуждающимся и какие действия необходимо будет предпринять для этого? Об этом рассказывается в данной статье.
Законодательное регулирование вопроса
В Конституции РФ зафиксировано, что каждый гражданин нашей страны имеет право на собственную жилплощадь.
В Жилищном кодексе закреплено, что россияне имеют право купить жильё на выгодных условиях. Для этого желающему должен быть присвоен статус нуждающегося в новой жилплощади.
Так, в статье 49 отражено, что такие граждане должны быть поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении нынешних условий жительства (а также признанные малоимущими – процедура присвоения этого статуса определяется нормами, действующими в конкретном населённом пункте).
В статье 51 выделен категории населения, которые могут быть признаны нуждающимися в получении нового жилья. Так, были выделены определённые критерии, по которым присваивается данный статус. В основном – касающиеся условий проживания.
Итак, нуждающимся признают в следующих случаях:
- Семья живёт в жилплощади на основании заключённого договора соцнайма. При этом квадратура помещения не соответствует принятым нормам количества квадратных метров на число всех лиц, проживающих в данной жилплощади. В результате каждый член семьи, достигший совершеннолетнего возраста, сможет подать документы и получить место в очереди на улучшение жилищных условий.
- Граждане, проживающие в доме, признанном аварийным. В такой ситуации необходимо документальное подтверждение того, что люди действительно проживают в небезопасном помещении. Только после предъявления свидетельства можно будет получить госпомощь на покупку нового жилья, причём – в особом, ускоренном порядке.
- Люди, живущие с гражданами с тяжёлыми заболеваниями или болезнями, которые несут угрозу для своих сожителей. Им требуется отдельная жилплощадь с достойными условиями, и государство должно помочь получить жильё в экстренном порядке.
- Граждане, не обладающие недвижимостью, живущие в общежитиях или съёмных помещениях.
- Сироты и дети, находящиеся на государственном попечении.
Критерии определения
Нуждающимися в жилплощади признают:
- Людей, живущих в помещении с площадью, недостаточной для нормального проживания. Учитываются все лица, проживающие в данной жилплощади.
- Граждане, проживающие в жилых помещениях, которые не соответствуют принятым нормам санитарии и безопасности.
Источник: https://abmrsk.ru/prochee/priznanie-nuzhdayushhimsya-v-uluchshenii-zhilishhnyh-uslovij.html
Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Новая редакция Ст. 52 ЖК РФ
1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
3.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее – заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
5.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
6.
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Источник: http://jkodeksrf.ru/rzd-3/gl-7/st-52-jk-rf
Порядок признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих
В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями;
Правила предоставления военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно.
2. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
Председатель Правительства Российской Федерации
В. Путин
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями
1.
Признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее – военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – уполномоченные органы).
2. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
3.
Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы:
а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, – о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;
в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака – при состоянии в браке (расторжении брака);
г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в подпункте “г” пункта 3 настоящих Правил, не могут быть получены, он представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
5. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее – учет).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее -документы).
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Форма решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) устанавливается федеральными органами.
6.
Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
7. Уполномоченные органы не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) выдают или направляют военнослужащим, подавшим заявление, предусмотренное пунктом 3 настоящих Правил, указанное решение с приложением заверенных уполномоченными органами копий рассмотренных документов.
8. Уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей.
9. Датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, и представленных документов.
10.
Датой принятия на учет военнослужащего, который не может представить заявление, предусмотренное пунктом 3 настоящих Правил, и документы в силу нахождения в служебной командировке или на лечении, несения боевого дежурства, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, военного положения и вооруженных конфликтов, участия в боевых действиях, учениях, походах кораблей, предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в иных мероприятиях, связанных с исполнением обязанностей военной службы вне места постоянной дислокации воинской части, а также нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен) либо в положении заложника или интернированного является дата возникновения права военнослужащего на признание его нуждающимся в жилом помещении, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств.
11.
Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее – граждане, уволенные с военной службы), не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512.
12. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), состоящие на учете в соответствии с настоящими Правилами, обязаны в течение 5 дней сообщить в уполномоченные органы об изменении сведений в ранее представленных ими документах.
13. В случае изменения ранее избранного постоянного места жительства военнослужащий (гражданин, уволенный с военной службы) подает в уполномоченный орган соответствующее заявление. При этом датой принятия на учет по новому избранному месту жительства является дата принятия на учет по прежнему избранному месту жительства.
14. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете:
а) до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета;
б) до заключения гражданами, уволенными с военной службы и имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, нового контракта о прохождении военной службы.
15. Решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил, и выдается или направляется военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) в течение 3 рабочих дней.
Формы решения о снятии с учета устанавливаются федеральными органами.
16. Федеральные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.
Приложение к Правилам
Правила предоставления военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно
1.
Жилые помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим -гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, признанным нуждающимися в жилых помещениях (далее – военнослужащие), а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее – граждане, уволенные с военной службы), на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – федеральные органы).
2. В случае смерти (гибели) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) жилые помещения, указанные в пункте 1 настоящих Правил, предоставляются членам их семей.
3.
На жилые помещения, указанные в пункте 1 настоящих Правил, до их предоставления в собственность бесплатно должно быть оформлено в установленном порядке право собственности Российской Федерации.
4. Федеральными органами принимаются решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, выписка из которых по форме согласно приложению выдается (направляется) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) или членам их семей, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.
5. Выписки, указанные в пункте 4 настоящих Правил, являются основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и возникновения права собственности военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) или членов их семей на предоставленные жилые помещения.
6.
При передаче жилых помещений, указанных в пункте 1 настоящих Правил, военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) или членам их семей подписывается акт приема-передачи жилого помещения в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами.
Приложение к Правилам
Источник: https://rg.ru/2011/07/08/postanovleniei-dok.html
Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа
Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону.
Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.
ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).
Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.
Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма
Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим.
Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).
Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ).
А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).
Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п.
1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).
Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв.
м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).
При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.
Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):
- подача заявления о снятии с учета;
- утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
- выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
- выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.
Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).
Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.
Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л.
и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).
Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления.
Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ.
Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).
Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета
Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи.
Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К.
никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К.
неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).
Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.
Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т.
, причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).
Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш.
Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м.
(то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму.
Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было.
Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).
Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст.
6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими.
ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.
Источник: http://www.garant.ru/article/692747/