Какую сумму моральной компенсации запросить пассажиру, пострадавшему в ДТП?

Возмещение вреда здоровью по ОСАГО. Судебная практика

Какую сумму моральной компенсации запросить пассажиру, пострадавшему в ДТП?

Оригинал статьи находится здесь.

Возмещение вреда здоровью, причиненного ДТП,  можно получить по полису ОСАГО виновника. По ОСАГО вред здоровью возмещается страховщиком, к которому может обратиться потерпевший.

 Сумма возмещения вреда здоровью по ОСАГО составляет 160 тыс. на каждого пострадавшего за исключением самого виновника ДТП.

Что конкретно входит в объем возмещения вреда здоровью по ОСАГО? Каков порядок возмещения вреда здоровью по ОСАГО? Какова практика возмещения вреда здоровью?

Возмещение вреда здоровью при ДТП происходит в любом случае, независимо от вины водителя, так как он является владельцем источника повышенной опасности.

Обязанность по возмещению вреда исключается только, если владелец докажет, что вред причинен в результате непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего.

Подробнее об ответственности водителей можно прочитать в статье о причинении вреда здоровью.

Если водитель имеет действующий на момент ДТП полис ОСАГО, то пострадавший может обратиться непосредственно к страховщику ОСАГО за выплатой страхового возмещения. Однако если суммы возмещения вреда здоровью по ОСАГО не хватит, тогда недостающий размер вреда можно взыскать с самого причинителя.

Что включает объем возмещения вреда здоровью по ОСАГО? Вред  здоровью по ОСАГО  включает утраченный заработок и расходы на лечениеВсе то же самое, что при причинении вреда здоровью предусмотрено 59 главой ГК РФ. Подробно о возмещении утраченного заработка и расходов на лечение говорилось тут.

Особое внимание пострадавшим стоит обратить на документы, подтверждающие расходы. Эти расходы должны быть подтверждены чеками и назначением врачей, так как должно быть установлено в медицинских документах, что произвести эти расходы было необходимо.

Судебная практика возмещения вреда здоровью показывает, что чаще всего страховщики отказывают в возмещении необходимых расходов, если пострадавшему что-то положено по программе ОМС бесплатно, а он приобрел за свой счет или оплатил какую-либо услугу.

Например, потерпевшему положено бесплатное обследование  или установка протеза по программе ОМС, т.е. бесплатно.

Он отказывается от бесплатного и за свой счет приобретает протез, оплачивает операцию, обследование.

В этом случае страховщик однозначно откажет, потому что пострадавший имел право на бесплатное получение услуг, материалов, лечения. Основание для отказа п. 49 Правил ОСАГО и ст. 1085 ГК РФ.

Есть ли шансы на получение возмещения расходов на платные медицинские услуги?

Шансы есть, но только в судебном порядке. Верховный суд РФ в п. 27 Постановления Пленума от 26.01.

2010 года N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», указал, что, если потерпевший, нуждался в оплаченных видах помощи и имел право на бесплатное получение, однако на самом деле (фактически) был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов.

Так суд удовлетворил требования истца о взыскании расходов на лечение по делу № 2-31/12 Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга,решение от 16 января 2012 года. Пострадавшему не подходила отечественная конструкция, предлагавшаяся по программе ОМС, и он оплатил за счет своих средств импортный плечевой винт.

По делу № 2-6541/1 Приморского районного суда Санкт-Петербурга 17 октября 2011 года вынесено  решение, которым отказано во взыскании расходов на посторонний уход, так как в стационаре положен уход медперсонала по программе ОМС, Санкт-Петербургский горсуд оставил эту часть решения в силе.

По делу № 2-1154/11 Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 сентября 2011 года вынесено  решение о взыскании расходов на медицинские услуги (расходы на пластические операции, консультации врачей и томографию), хотя пострадавшая имела право на получение бесплатной медицинской помощи. Однако суд решил, что расходы подлежат возмещению страховщиком в рамках ОСАГО, так как медицинская помощь в виде пластических операций в рамках ОМС не могла быть оказана своевременно, в связи с тем, что  на эти операции очередь. Санкт-Петербургский горсуд оставил решение в силе.

При возмещении вреда здоровью по ОСАГО учитывается также причинно-следственная связь между телесными повреждениями, полученными в ДТП и произведенным или необходимым лечением.

 Так, например, пострадавшая в ДТП требовала возмещения расходов на протезирование и лечение зубов. Судебно-медицинская экспертиза показала, что не все необходимое протезирование и лечение является следствием ДТП.

Иск удовлетворен в части восстановления здоровья (Дело № 2-33/12 30 января 2012 г.)

Также могут отказать в возмещении утраченного заработка, если потерпевший получил оплату больничного на работе.  Страховщики считают, что в таком случае утраты заработка не было.

Однако это мнение абсолютно неверное, потому что оплата больничного (времени нетрудоспособности) происходит за счет социального страхования и согласно Гражданскому кодексу такие выплаты не учитываются при возмещении утраченного заработка так же,  как и пенсии.

Поэтому если вам отказали в возмещении утраченного заработка, так как вы получили пособие по нетрудоспособности, нужно обращаться в суд.

Отказ в выплате страхового возмещения будет правомерным, если потерпевший обращался в суд с иском о возмещении вреда здоровью к самому виновнику, и суд удовлетворил требования. В этом случае пострадавшему нужно получать возмещение вреда с самого виновника.

Иначе получится двойное возмещение вреда по одним и тем же основаниям – неосновательное обогащение.

Так апелляционным определением №: 33-1041/2013 Санкт-Петербургского городского суда отказано во взыскании страхового возмещения в связи  с тем, что возмещение вреда уже взыскано в ее пользу приговором суда по уголовному делу.

Порядок возмещения вреда здоровью по ОСАГО.

Пострадавший в ДТП, это может быть и пассажир в машине, на которого также распространяется страховка ОСАГО, должен подать заявление страховщику ОСАГО о выплате и документы, перечисленные в разделе VIIIПравил ОСАГО.

К заявлению нужно приложить документы из ГАИ.

Для получения возмещения утраченного заработка к заявлению прилагаются документы: медицинское заключение с указанием характера полученных потерпевшим травм и увечий, диагноза, периода нетрудоспособности; заключение медицинской экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности — о степени утраты общей трудоспособности; справка или иной документ о среднем месячном заработке (доходе), стипендии, пенсии, пособиях, которые потерпевший имел на день причинения вреда его здоровью; иные документы, подтверждающие доходы потерпевшего, которые учитываются при определении размера утраченного заработка (дохода) ( п. 51 Правил ОСАГО).

При наличии листка нетрудоспособности прилагать заключение МСЭ о степени утраты трудоспособности ненужно, так как здесь временная нетрудоспособность, что означает 100% временную утрату трудоспособности.

Неработающие справку о зарплате представить, естественно, не смогут. Расчет должен вестись исходя из прожиточного минимума или из зарплаты до увольнения, или из средней зарплаты по профессии потерпевшего. Подробнее говорилось в статье о причинении вреда здоровью.

Для получения возмещения расходов на лечение предоставляются: выписка из истории болезни, выданная лечебным учреждением; документы, подтверждающие оплату услуг лечебного учреждения и оплату приобретенных лекарств ( п. 55 Правил ОСАГО).

Итак, чтобы получить возмещение вреда здоровью по ОСАГО нужнособрать все необходимые документы, предусмотренные Правилами ОСАГО. Для получения расходов на лечение следите, чтобы все назначения записывались в медицинскую карту, сохраняйте чеки. При подаче документов страховщику сохраняйте копии себе.

В случае отказа в страховой выплате или части, а также необходимости взыскать недостающую сумму с причинителя вреда, нужно подавать иск в суд. Обращайтесь к нам, и мы вам поможем доказать неправомерность отказа по ОСАГО, взыскать утраченный заработок и расходы на лечение.

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните по телефону +7 (846) 271-73-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/vozmeshhenie-vreda-zdorovyu-po-osago-sudebnaya-praktika/

Сколько выплатят пассажируЯндекс.Такси после ДТП?

Какую сумму моральной компенсации запросить пассажиру, пострадавшему в ДТП?

В 2016 году Елена Гращенко решила воспользоваться услугами Яндекс.Такси, о чём впоследствии сильно пожалела. Водитель этого автомобиля, Денис Апша, попал в дорожно-транспортное происшествие, в процессе которого пассажирка получила серьезные травмы.

После дорожной аварии Елена Гращенко попыталась взыскать возмещение ущерба с двух организаций: Яндекс.Такси и компании «Либерти страхование». В последней была застрахована гражданская ответственность водителя, по вине которого произошла авария.

С Яндекса Елена потребовала 68 миллионов рублей за полученные травмы и моральный ущерб. Однако суд Тушинский районный суд Москвы в исковом требовании отказал. При этом истица отмечает, что отказ не был ничем мотивирован. В дальнейшем Елена Гращенко планирует добиваться справедливости в Верховном суде России и, при необходимости, Европейском суде по правам человека.

Описанный инцидент произошел в 2016 году, то есть до введения Яндексом страхования пассажиров. Если бы та дорожная авария произошла сегодня, то пострадавшая имела бы право на страховое возмещение в пределах двух миллионов рублей в зависимости от тяжести полученных травм.

Система страхования пассажиров Яндекс.Такси заработала с начала 2017 года.

Онлайн-агрегатор такси сотрудничает сразу с несколькими страховыми компаниями, список которых не разглашается. Однако в случае ДТП пассажиру сообщат, в какой именно организации он был застрахован во время поездки. Страховка подключается автоматически, при этом застрахованы все пассажиры, находящиеся в транспортном средстве в момент поездки.

На сайте Яндекс.Такси не уточняется, каких именно ДТП касается страховка: по вине водителей такси или по вине сторонних водителей. Поэтому логично предположить, что страховка покрывает все дорожно-транспортные происшествия, вне зависимости от того, кто их спровоцировал.

При возможности пострадавший пассажир должен дождаться скорой помощи и инспекторов ГИБДД. У последних непременно нужно получить копию протокола об административном нарушении, в которой пассажир такси будет указан в качестве пострадавшего.

Если полученные травмы не позволили пострадавшему остаться на месте ДТП, он был экстренно госпитализирован, то медики обязаны сообщить об этом факте инспекторам ГИБДД.

Информацию приобщат к делу, а пострадавший будет указан в протоколе ГИБДД. Последний документ составляется на основе разбора дорожной аварии. После его получения пострадавший может обратиться в страховую компанию за возмещением.

Для начала пострадавшему нужно обратиться в поликлинику либо травмпункт за справкой о полученных травмах. Затем ему нужно получить постановление ГИБДД. Далее следует обратиться в Яндекс.Такси – агрегатор перенаправит пострадавшего в нужную страховую компанию.

Сотрудники страховой компании свяжутся с пострадавшим, дадут полный перечень необходимых для выплаты документов. Решение о страховом возмещении принимается в течение двух недель с момента получения страховой компанией нужных документов. При положительном решении страховщик перечислит сумму возмещения на банковский счёт пострадавшего.

При легких травмах, например, ушибах, постановление ГИБДД и справка из медучреждения могут не потребовать. В таком случае будет достаточно заявления на выплату и сканированной копии паспорта пострадавшего.

Уже упомянутая Елена Гращенко всё же получила некоторую сумму в качестве страхового возмещения от компании «Либерти Страхование». Суд обязал страховщика выплатить пострадавшей полмиллиона рублей в качестве возмещения в рамках системы обязательного автострахования.

Таким образом, пассажиры Яндекс.Такси могут рассчитывать не только на возмещение ущерба в рамках страховки от агрегатора, но и в рамках ОСАГО.

Получается, что при поездках в Яндекс.Такси для пассажиров действует двойная система страховой защиты. В случае дорожно-транспортного происшествия они получают возмещение и по ОСАГО , и по системе страхования от Яндекса.

Размер выплаты по автогражданке опять же определяется тяжестью полученных пассажиром травм, при этом применяется специальная таблица выплат, в которой отражены все возможные повреждения и увечья.

В случае с автогражданкой водитель имеет право на страховое возмещение, если дорожная авария произошла не по его вине.

При этом он должен управлять автомобилем на законных основаниях и не находиться в состоянии какого-либо рода опьянения.

Примечательно, что в случае ДТП не по его вине, у водителя может не быть даже действующего полиса ОСАГО, страховщик виновника аварии всё равно обязан будет возместить ущерб.

Со страховкой от Яндекс.Такси всё примерно так же, водителю не выплатят возмещение в случае, если:

  • он был пьян или под действием наркотиков;
  • принимал сильнодействующие лекарственные препараты без рецепта врача;
  • управлял транспортом без водительского удостоверения;
  • передал управление транспортом лицу без водительского удостоверения;
  • умышленно спровоцировал дорожную аварию;
  • выехал на встречную полосу;
  • проехал на красный свет светофора;
  • скрылся с места дорожной аварии.

В части размера страхового возмещения водители имеют право на получение тех же сумм, что и пассажиры. Для оформления выплаты потребуются те же документы, что и в случае с причинением вреда здоровью или жизни пассажира.

Примечательно, что водителю полагается возмещение по страховке даже если дорожно-транспортное происшествие произошло по его вине. Исключение составляют описанные выше случаи грубого нарушения правил дорожного движения, в частности оставление места ДТП, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_skolko_vyplatyat_passazhiru_yandeks_taksi_posle_dtp

Как получить компенсацию за травму в аварии

Какую сумму моральной компенсации запросить пассажиру, пострадавшему в ДТП?

В июне я попала в аварию. Она стала причиной установки титановой пластины под моим глазом и привела меня в мир страховых выплат.

Евгения Кущёва

получила страховую выплату за разбитое в аварии лицо

Теперь я знаю свои права как пассажира и понимаю прелесть страховки по потребительскому кредиту. В этой статье я расскажу, как получить часть страховой суммы по полису ОСАГО и по страховке жизни.

6 июня 2018 года я и мой семилетний сын ехали на заднем сиденье такси по Подольску домой. Выезжая из двора, водитель Шкоды нарушил ПДД и столкнулся с нашим такси слева спереди. В момент удара меня по инерции отбросило вперед. Правой частью лица я ударилась о сиденье. Как следствие — диагноз размером в 5 строк и титановая сетка под правым глазом.

Мое лечение длилось долго. Переломы заживали, гематомы сходили, но у меня продолжало сильно двоиться в глазах. Я прошла все возможные обследования, несколько раз сделала компьютерную томографию. В итоге мне сделали операцию на глазнице и дне орбиты глаза. Теперь мой правый глаз лежит на титановой сетке и я хорошо вижу.

Пока я лежала дома, а потом в больнице, у меня было много времени, чтобы разобраться, на что я могу претендовать, кроме возмещения морального вреда.

Первая часть страховой выплаты — за повреждения, которые были получены в ДТП. Ее можно и нужно получить сразу после аварии — в течение 20 календарных дней.

Об этом мне сообщили адвокаты и правозащитники, с которыми я консультировалась, — хотя сотрудники ДПС уверяли, что страховую сумму невозможно получить, пока не установлена степень тяжести повреждений и нет постановления суда о виновнике ДТП.

Пострадавший в аварии вправе получить часть страхового возмещения по полису ОСАГО без установления степени тяжести и постановления суда.

Вторая часть страховой выплаты. После установления степени тяжести вреда выплачивается вторая часть страховой суммы. Она включает в себя лечение сверх полиса ОМС, потерянный в период нетрудоспособности заработок и стоимость лекарств и дополнительных обследований.

Степень тяжести вреда напрямую влияет на сумму потерянного заработка в период лечения. Например, при средней тяжести, как у меня, лечение и восстановление длятся более 21 дня. При легкой — до 21 дня включительно.

На вторую часть выплаты можно претендовать, когда на руках есть судебно-медицинская экспертиза и постановление суда по делу об административном нарушении.

Пока я получила только первую выплату по тарифной сетке. 19 ноября состоялся суд, который установил вину водителя Шкоды. Мне выдали на руки постановление суда, и сейчас я собираю документы на получение второй части страховой суммы по полису ОСАГО.

Например, мне по тарифной сетке выплатили 25 250 Р. Мои траты на лекарства, дополнительное платное обследование и лечение травмированного зуба в клинике составляют 19 833 Р. Эту сумму по полису ОСАГО мне не возместят, потому что она не превышает выплаченной ранее суммы.

Если бы на лекарства и дополнительное лечение я потратила 35 000 Р, по полису ОСАГО мне возместили бы 9750 Р. Но надо было бы предоставить подтверждения, что именно эти лекарства, бинты, мази и капли выписал мне мой лечащий врач. Всё, что я не смогла бы подтвердить документально, не оплатили бы.

Дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими или погибшими людьми оформлять обязательно. Для этого нужно вызвать скорую помощь и ГИБДД. В противном случае невозможно будет получить страховую выплату, возмещение морального и имущественного вреда.

Оформление ДТП. Для оформления происшествия на место аварии прибыли сотрудники ГИБДД. Скорая помощь — немного позже. Инспектор ДТП на месте составил протокол осмотра места ДТП, схему ДТП и рапорт об его обнаружении. Каждый участник и свидетели дали объяснения. Бригада скорой сразу госпитализировала меня и сына, поэтому объяснения по ДТП я давала уже в больнице.

Меня пригласили в отдел дознания по Подольску для ознакомления с документами. На руки мне выдали определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и приложение к нему, в котором указаны страховые компании всех участников ДТП.

Так я узнала страховую компанию виновника ДТП — «Ингосстрах». Туда я отправилась за компенсацией по полису ОСАГО.

Установление тяжести вреда. Как только меня выписали из больницы, я сообщила о своих обследованиях и операции инспектору ГИБДД. Он собрал медицинские документы со всех больниц и поликлиник, где я наблюдалась, и передал судмедэксперту, чтобы тот провел судебно-медицинскую экспертизу и установил степень тяжести вреда, который причинили моему здоровью.

При возбуждении дела об административном правонарушении проводить судмедэкспертизу пострадавшего обязательно. От степени тяжести вреда зависит ответственность виновника ДТП.

При причинении тяжкого вреда жизни или здоровью виновнику грозит уголовная ответственность — лишение свободы на срок от 3 до 9 лет и временное лишение водительских прав.

Если тяжесть вреда здоровью средняя или легкая, наступает административная ответственность.

Документы. Чтобы получить выплату, мне нужно было собрать пакет документов:

  1. Заверенная копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и приложение к нему с данными всех участников ДТП.
  2. Выписка из амбулаторной карты со всеми подробностями: диагноз, история болезни, назначение и лечение.
  3. Справка от лечащего врача о том, что лечение продолжается.
  4. Паспорт (оригинал и копия).

В выписке можно написать название учреждения, куда направляется этот документ. Я указывала: в СПАО «Ингосстрах».

Справка из районной больницы о том, что я находилась на лечении в момент подачи документов

Куда обращаться.

С этим пакетом документов я отправилась в центральный офис страховой компании, потому что заявление на получение страхового возмещения от пострадавших в ДТП принимают только там. Очереди не было, я была первая и единственная.

Менеджер с моих слов заполнил заявление о выплате страхового возмещения по полису ОСАГО. Заявление на руки мне не выдали, но я и не просила.

Я впервые обращалась в страховую и была уверена, что мне придется с ней сражаться. Но все прошло чинно и благородно.

Копия приложения к моему заявлению о выплате страховой суммы по полису ОСАГО

Я подала заявление в страховую 4 июля, а деньги поступили на счет 11 августа. Если бы все документы были в порядке с самого начала, деньги поступили бы через 20 календарных дней.

Я позвонила в страховую компанию, чтобы уточнить, могу ли я претендовать на перерасчет страховой выплаты по тарифной сетке из-за новой операции. Как мне объяснили, это возможно, если выводы о диагнозе в заключении судмедэкспертизы разнятся с полным диагнозом в выписке из медкарты.

Я планирую подать заявление о перерасчете первой части страховой выплаты.

Выдержки из тарифной сетки

В начале года я оформила потребительский кредит. Вместе с кредитом я заключила договор страхования жизни. Из двух программ страхования выбрала ту, где в перечне страховых рисков было получение травмы.

Перечень документов для получения страховки по кредиту оказался схожим с документами по ОСАГО:

  1. Заверенные копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и приложения к нему.
  2. Выписка из амбулаторной карты в страховую, которая заверена печатями лечащего врача и администрацией поликлиники.
  3. Справка от лечащего врача о том, что лечение продолжается.
  4. Паспорт, оригинал и копия.
  5. Заявление о страховании жизни.
  6. Заявление о наступлении события, имеющего признаки страхового. Его я заполнила непосредственно в день подачи документов.

Куда обращаться. Все документы я понесла в ближайший филиал банка кредитора, откуда меня отправляли в филиал страховой компании. Когда я позвонила в страховую, мне сообщили, что я могу подать документы в любой филиал банка, потому что он единственный участник страховой — ООО СК «ВТБ Страхование». Я так и сделала, это было удобнее.

С банковской страховкой всё оказалось сложнее, чем с ОСАГО: никто не хотел мной заниматься, потому что не знали как. Меня отправляли от одного менеджера к другому. Я была первая с таким вопросом. Несмотря ни на что, страховую выплату я получила ровно через 30 календарных дней, как было указано в договоре страхования.

МКБ-10 — это нормативный документ в трех томах, где хранится вся информация о болезнях, коды диагнозов и стандарты оказания медицинской помощи. Этим нормативным документом пользуются все: и врачи, и страховщики.

Например, страховая компания моего банка по каждому коду диагноза установила определенный размер страховой выплаты и отразила их в страховом полисе к кредитному договору.

По моим повреждениям коды диагнозов и размеры страховых выплат выглядят так:

  1. S02.2 Перелом костей носа открытый — 2% суммы кредита;
  2. S01.2 Открытая рана головы (лица), требующая наложения шва при сроках лечения от 14 дней до 21 дня, — 4% суммы кредита;
  3. S02.20 Перелом костей носа закрытый — 2% суммы кредита.

А вот код S02.3 «Перелом дна глазницы», по которому мне делали операцию, в страховом полисе не предусмотрен. Возможно, потому, что это самый распространенный вид травмы из-за хрупкости костей в этой части лица.

Всего мне полагалось 8% суммы кредита. Это и есть размер компенсации. Программа страхования жизни на 5 лет мне обошлась в 89 118 рублей.

Сейчас экспертиза установила, что у меня средняя степень тяжести вреда здоровью. Это значит, что по коду «S01.2 Открытая рана головы (лица), требующая наложения шва» страховая выплата составляет 6% суммы кредита. В связи с этим страховая компания моего банка предложила мне подать апелляцию на перерасчет страховой выплаты.

На момент написания этой статьи я получила 25 250 рублей по полису ОСАГО и 47 529,52 рублей по страховому полису банка кредитора.

Но на этом история не заканчивается. Я готовлюсь к перерасчету первой части по тарифной сетке и получению второй части страховой выплаты по полису ОСАГО, а также составляю апелляцию к страховой компании банка кредитора.

По своему опыту скажу, что сразу после аварии главное осознать, что вы живы. Это очень радостная новость. После этого все остальное намного легче, чем может показаться.

В следующей статье я расскажу, как получить вторую часть компенсации по ОСАГО и что для этого нужно, возможно ли получить возмещение морального вреда при ДТП и в каком размере.

  1. Если вы попали в аварию, то можете претендовать на страховое возмещение вреда здоровью по полису ОСАГО виновника ДТП. Сумма выплачивается двумя частями. Первую можно получить в течение 20 календарных дней после ДТП.
  2. Внимательно перечитайте страховые договоры, заключенные при получении кредитных карт, потребительских кредитов, ипотеки, и как можно быстрее сообщите о страховом случае.
  3. Консультируйтесь с правозащитниками, адвокатами, юристами, даже если кажется, что всё понятно.
  4. Будьте внимательны и бдительны. Наши жизни и наши деньги не представляют ценности ни для кого, кроме нас самих.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/give-me-insurance/

Разборки на дорогах

Какую сумму моральной компенсации запросить пассажиру, пострадавшему в ДТП?

Эта статья из разряда тех, которые надо вырезать и сохранить. И пожелать, чтобы она никогда в жизни вам не понадобилась. Но если все же случится пострадать в ДТП не по своей вине, то каждый должен знать, как действовать, чтобы получить возмещение. В том числе и нематериальное.

Платит страховщик виновного в аварии

Год назад «МК-Латвии» рассказывала о бабушке, которая в один несчастливый день ехала на городском автобусе и сидела на откидном сиденье в центре салона.

Водитель резко затормозил, бабушка вылетела в проход и сломала ногу. Позже выяснилось, что виноват был лихач на легковом автомобиле, который «подрезал» автобус.

Бабушке пришлось долго и недешево лечиться, и встал вопрос: кто все это оплатит безвинно пострадавшей пассажирке?

В Латвии любое транспортное средство должно иметь полис OCTA. OCTA – это обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.

Обратите внимание, страхуется не конкретный водитель, а конкретный автомобиль.

Если по вине водителя произошло дорожно-транспортное происшествие и нанесен ущерб имуществу или здоровью третьих лиц, то ущерб покрывает страховая компания OCTA виновного транспортного средства, а не сам водитель.

В данной истории ситуация осложнялась тем, что виновная машина скрылась и полиция сразу дала понять, что вызвавшего ДТП водителя могут и не найти. Несмотря на то, что все автобусы оснащены видеокамерами, на этот раз номера легковушки в кадр не попали.

В то раз мы выяснили, что в случае, если виновный в ДПТ не установлен, страховое возмещение погашается из созданного латвийскими страховыми обществами Гарантийного фонда, который администрирует «Латвийское бюро страховщиков транспортных средств» (учитывая 35 статью Закона об OCTA).

Села в автобус, очнулась – гипс

Сразу после выхода той статьи в редакцию позвонила женщина, чтобы рассказать свою историю.

Пенсионерке Элеоноре (имя изменено, чтобы лишний раз не травмировать женщину воспоминаниями) в сентябре 2013 года было 70 лет. Около девяти утра она вошла в рижский автобус на остановке ул.

Пернавас, чтобы ехать в налоговую службу. Так как ехать было недалеко, женщина осталась стоять у входа, держась за поручень.

– Автобус проехал примерно метров пятьдесят, и единственное, что я помню дальше – впереди как будто что-то взорвалось, – рассказывает Элеонора. – Очнулась я на полу возле кабины водителя от страшной боли. Водитель тут же высадил всех пассажиров и вызвал «скорую» и полицию. Меня положили на носилки и доставили в больницу. Оказалось, что кость ноги от колена и до ступни полностью раздроблена.

Далее последовала операция. Ногу Элеоноре собирали по кусочкам, брали кость из бедра, крепили металлическими скобами. Деньги потребовались на оплату на врачей, лекарств, ухода на дому. Таких денег у пенсионерки не оказалось. Возможно, она бы не выжила, если бы не помощь родных.

Дело затянулось на два года

Вы спросите, а как же компенсация ущерба со стороны страховщика виновного? А вот послушайте, что об этом рассказывает сама пострадавшая:

– Как мне потом сказал следователь, который приходил ко мне домой, наш автобус «подрезала» легковая автомашина, и ему ничего не оставалось делать, как резко затормозить. Тогда еще не было известно, как что было. Следователь составил акт о ДТП и отправил его в прокуратуру. Из прокуратуры мне потом пришло письмо о том, что водителя того нашли. Ему 31 год, зовут Денис.

Человек, который является моим доверенным лицом, собрал все документы и отвез страховщику виновной машины. Но страховая компания заявила, что вина этой машины не доказана. Дело было передано в суд. И вот уже должно было быть четыре судебных заседания, и ни один суд не состоялся. На первое я не пришла, потому что я еще не ходила. Я полгода была лежачей.

На второй суд не пришел водитель автобуса, потому что он был за границей. Последнее заседание было назначено на 24 марта 2015 года, но не пришел сам виновник ДТП. Суд отложили на 16 августа. И никому никакого дела нет. Я ведь только первый раз не была на суде. А так я ведь все время приезжала на этот суд. И никто ничего не платит. Никто даже разговаривать не хочет.

А этот молодой человек продолжает ездить на машине. Где же у нас справедливость? Ну, нету у нас справедливости! Ведь покупать мне надо все самой. И у меня не гипс был, а вместо гипса был ортоз снизу до самого верха ноги, который я сама покупала еще в больнице. Чеков у меня за лечение набралось на 1300 евро. Это такой мизер от реальных расходов.

Ведь я же еще брала медсестер, которые мне делали уколы без всяких чеков.

Осталась один на один со своей бедой

Но помимо материального возмещения, Элеонору волновала и моральная сторона дела:

– Мне непонятно, почему я должна разбираться с виновником, если я пострадала в общественном транспорте? По-моему, страховщик Rigas satiksme должен был оплатить мне ущерб, а там пусть разбираются между собой страховые компании, хоть через суд, – убеждена пассажирка.

– Почему я должна страдать? Я и сейчас, спустя два года, хожу по квартире на костылях, и не известно, будет ли у меня улучшение. Я была у врача, он посмотрел рентген и сказал, что у меня начинает в ноге что-то оседать. И возможно, потом потребуется еще операция.

А какая наша пенсия, вы прекрасно понимаете. Несмотря на то, что у меня 40 лет стажа. Если бы мой брат и дочка, которая живет не в Латвии, что-то мне не присылали, можно уже было бы сгнить в полном смысле слова. Потому что я лежала, и ко мне за деньги приходили и кормили меня и все прочее.

И никого больше. Как будто виновата во всем я. А когда этот Денис мне позвонил, вы знаете, что он мне сказал? «Да, – говорит, – вы сами виноваты, вы в таком возрасте и вам нужно еще куда-то ездить». Это уму непостижимо! Когда у меня вообще никаких проблем не было ни с ногами, ни с чем.

Я и путешествовала, и все, что угодно, могла. И меня обвинили, что я еду в государственном транспорте.

Страховщик сказал: в суд, значит – в суд!

Скажем честно, в прошлом году порадовать женщину нам ничем не удалось. Свою позицию компания, занимающаяся перевозками пассажиров на общественном транспорте, еще в первой статье обозначила четко, согласно Закону об OCTA. «Прежде всего, надо выяснить ответственного за ДТП.

Если таковым будет признан водитель Rīgas satiksme, тогда пассажиру надо обращаться к страховщику обязательной гражданской ответственности Rīgas satiksme, каковым в настоящий момент является САО Gjensidige Baltic. В противном случае пассажиру надо обращаться к тому страховщику, который застраховал ответственность виновного владельца легкового автомобиля.

Страховщика транспортного средства, вызвавшего ДТП, можно выяснить в Латвийском бюро страховщиков транспортных средств www.ltab.lv».

На днях мы позвонили Элеоноре и справились, как у нее дела. Оказалось, что пятый по счету суд все-таки состоялся. Вину Дениса доказали. Страховая компания оплатила ей чеки на сумму1300 евро. Сам водитель-лихач заплатил ей около 2000 евро. С ногой у женщины по-прежнему проблемы, но это уже на всю оставшуюся жизнь.

■ Если вы пострадали во время автоаварии – никаких соглашений, сразу вызывайте полицию!

■ Подавать прошение на возмещение пострадавший должен, не дожидаясь никаких судов. Главное успеть это сделать в течение трех лет с момента ДТП

Возместят и материальный ущерб

Прошел год, и мы узнали, что сейчас идет работа над поправками к Закону об OCTA. И кроме того, принятые в июле 2014 года Кабинетом Министров Правила  № 340 «О размере и порядке расчета страхового возмещения за причиненный лицу нематериальный ущерб”,теперь позволяют пострадавшим в ДТП требовать от страховщика возмещения морального ущерба.

Хотя, как рассказал «МК-Латвия» председатель Латвийского бюро страховщиков транспортных средств LTAB Янис Абашин, возмещение морального ущерба существовало и ранее, только лимиты там были настолько несерьезными, что о реальном возмещении говорить не приходилось. Новые правила подняли эти лимиты в десять- двадцать раз.

– Если человек пострадал в ДТП не по своей вине, то ему возмещают не только материальные расходы, но и моральные.

– Расскажите подробнее о том, какие материальные расходы возмещаются?

 – Это значит, если у него пострадала машина, то возмещают расходы на ремонт, если машина врезалась в угол дома или в забор, то страховщик возмещает ремонт, а то и строительство дома и забора.

Если у пострадавшего, скажем, перелом позвоночника, и он стал инвалидом 1-й группы, то страховщик виновного в ДТП транспортного средства платит ему пенсию на свою оставшуюся жизнь.

Также погашаются расходы на лечение.

– Вы сказали «ремонт дома», «пенсия». А там есть какие-то лимиты?

– Лимиты сейчас на возмещение материального ущерба для имущества составляют один миллион евро, а для человека – пять миллионов. Но это общий лимит на все происшествие.

Потому что, если пострадают, допустим, пассажиры автобуса, тогда это делится на всех. Сумма возмещения одному человеку зависит от фактических затрат на его лечение.

Точно так же и за ремонт дома будут платить столько, сколько он реально стоил.

– То есть, нужно вначале построить новый дом, а потом получить по чекам деньги? Или можно получить их заранее?

– Обычно страховщик нанимает фирму, которая и осуществляет строительство дома или ремонт машины, забора. Если ты сам это делаешь, то надо собирать чеки.

– В вашей практике часто приходится возмещать расходы на восстановление людей?

– Если так грубо разделить нематериальную и «человеческую» часть, то примерно 10% расходов – это возмещение на восстановление здоровья людей и пенсии, а 90% – это возмещение повреждений имущества.

Сейчас еще появилось возмещение нематериального ущерба.

Под этим подразумевается, что если человек серьезно пострадал в ДТП, кроме того, что ему оплачивают все медицинские расходы и реабилитацию, пенсию, он еще имеет право на возмещение морального ущерба.

– И сразу возникает вопрос, как оценивается моральный ущерб? Может, человек считает, что он очень сильно пострадал, а страховщики говорят, да ладно, что там у тебя за страдания.

– Есть целая методика, как это все рассчитывается и выплачивается. В ее основе – минимальная зарплата в стране. Если минимальная зарплата повышается, то автоматически и все эти цифры повышаются.

По нашей просьбе Инесе Малкалне привела примеры из практики возмещения морального ущерба при страховых случаях:

1. В ДТП 23,07.205 года водитель транспортного средства не справился с управлением, слетел с дороги и перевернулся. Пострадал пассажир, который получил тяжкие телесные повреждения: перелом шейных позвонков и сотрясение мозга. За эти травмы нематериальное возмещение составило 9720 евро. Это, не считая материального возмещения.

2. В ДТП 19.03.2015 года на пешеходном переходе неустановленное транспортное средство наехало на 90-летнего человека, который получил телесные повреждения средней тяжести: переломы верхней части ноги и тазобедренной кости. Возмещение морального ущерба составило 6156 евро. Возмещение за лечение пострадавшего – 475 евро.

Источник: https://rus.timeline.lv/raksts/novosti/17856-razborki-na-dorogakh

ВС: Попавшие в ДТП пассажиры могут получать выплаты с двух водителей

Какую сумму моральной компенсации запросить пассажиру, пострадавшему в ДТП?

Пострадавшему в аварии пассажиру компенсацию заплатят страховщики всех участников ДТП, независимо от того, кто виноват. Такое определение дал Верховный суд. Это, безусловно, делает более выгодным положение пострадавшего пассажира, но при этом дорого обходится ни в чем не виновному водителю.

Итак, в декабре 2016 года некий водитель МАЗа выехал на полосу встречного движения на 450-м километре дороги Дзержинск – Нижний Новгород и врезался во встречную ЛАДА “Нива”. В результате аварии тяжкие травмы получила пассажирка “Нивы” Калинкина.

Напомним, что по ОСАГО пассажиры или пострадавшие пешеходы могут рассчитывать на компенсацию вреда здоровью до 500 тысяч рублей. При этом сама компенсация вычисляется по специальным таблицам.

Каждая травма имеет свою цену – в процентах от максимальной выплаты.

У обоих водителей гражданская ответственность была застрахована, причем в одной крупной компании. Поэтому женщина обратилась к страховщику за выплатой.

Страховщик выплатил ей в общей сложности 187 750 рублей. Но по одному договору ОСАГО. За водителя МАЗа – виновника аварии. По страховке водителя “Нивы” страховщик в выплате отказал, не признав случай страховым.

Кто больше всего переплачивает за полисы ОСАГО

Тогда женщина обратилась в суд. Однако суды первой инстанции, а потом и апелляционной в удовлетворении иска отказали. Они сослались на то, что нет правовых оснований для взыскания средств по каждому договору ОСАГО.

Однако с такой позицией не согласился Верховный суд. Он напомнил, что, согласно статье 1079 Гражданского кодекса, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить ущерб, причиненный источником повышенной опасности.

При этом владельцы таких источников, к которым относятся и автомобили, солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников третьим лицам.

То есть, грубо говоря, при столкновении двух автомобилей ущерб, причиненный пассажирам, оплачивают оба водителя независимо от их степени вины.

“Поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 ГК наступает ответственность для каждого из владельцев, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО”, – указывает в своем определении Верховный суд.

Причем ВС уточнил, что по ущербу здоровью по каждому договору ОСАГО компенсация оплачивается полностью по закону. Калькуляцию нельзя поделить пополам, если столкнулись два застрахованных автомобиля. А компенсация материального ущерба третьим лицам выплачивается уже солидарно.

Переплачивать за полис ОСАГО после аварии, в которой водитель был не виноват, придется еще пять лет. Ведь он управлял средством повышенной опасности

Не имеет также значения и то, что оба водителя застрахованы в одной и той же компании. Два страховых случая – две выплаты.

Также Верховный суд напомнил, что такая позиция изложена в обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом ВС в 2012 году. Она же подтверждена постановлением Пленума ВС в 2017 году.

Понятно, что такое решение ВС только на пользу пострадавшим в ДТП пассажирам. А родственники погибших вообще смогут рассчитывать на 475 тысяч рублей с каждого водителя, участвовавшего в аварии, то есть получить компенсацию в двойном, а то и тройном размере.

Кстати, поясним, почему 475 тысяч, а не 500. В законе об ОСАГО компенсация на случай смерти в размере 500 тысяч рублей делится на две части. 475 тысяч – это сама компенсация, а 25 тысяч – это похоронные расходы. Так вот похоронные расходы – это материальный ущерб, который страховщики выплатят солидарно.

Однако все это выглядит довольно несправедливо для водителя, который не был виноват в аварии. Ведь в конечном итоге для него стоимость полиса ОСАГО вырастет. Все дело в коэффициенте бонус-малус, который присваивается за безаварийный стаж. Но это, как говорится, “безаварийный”, на самом деле имеется в виду наличие или отсутствие страховых возмещений.

Почему нельзя покупать электронный полис ОСАГО с рук

Итак, ездил человек десять лет, не попадая в аварии, дослужился до 13-го класса, то есть получил коэффициент 0,5. Это половина стоимости полиса. И тут в него, стоящего на светофоре, врезался какой-нибудь гонщик, да еще и с пассажиром на борту.

Вину гонщика все признают. Страховщик за этого гонщика оплачивает ремонт пострадавшей машины.

Но вот идет этот добропорядочный водитель продлевать полис ОСАГО, а ему выставляют по коэффициенту бонус-малус 7-й класс, то есть коэффициент 0,8.

И переплачивать за полис после аварии, в которой он был не виноват, придется еще пять лет. А вся его вина только в том, что он управлял средством повышенной опасности.

Примечательно, что в этой ситуации заложена еще одна несправедливость. Пассажир автомобиля может получить в результате ДТП компенсацию в два, а то и три раза большую. В зависимости от количества машин попавших в аварию, в которой он пострадал.

Пешеходы же на такую щедрость рассчитывать не могут. Вряд ли пешеходу удастся попасть под колеса сразу двух авто. Либо он должен просто упасть на дорогу, чтобы по нему проехались два автомобиля, либо его должно зажать между двумя машинами, один из которых двигался назад, а другой вперед.

Понятно, что это крайне редкие случаи.

Таким образом, пассажиры легковых автомобилей в случае ДТП оказываются в более выгодном положении, чем пешеходы, а уж, тем более, водители. Понятно, что такое положение дел тут же вызовет и рост мошенничества.

Недаром страховщики утверждают, что мошенники уже переключились с заработка на механических повреждениях, в сферу возмещения вреда по жизни и здоровью. И этот законодательный казус необходимо как-то решать.

Вероятно, вносить поправки в законы об ОСАГО, о страховании, а также, возможно, в Гражданский кодекс.

Источник: https://rg.ru/2018/11/26/vs-popavshie-v-dtp-passazhiry-mogut-poluchat-vyplaty-s-dvuh-voditelej.html

СтражЗакона
Добавить комментарий