Медиация законно или нет?

Кодекс медиаторов России

Медиация   законно или нет?

*Утвержден 28 апреля 2012 года Протоколом №3
Президиума НП «Национальная организация медиаторов»

1. Данный Кодекс определяет нравственно-этические нормы деятельности медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Кодекс ляжет в основу правил, которыми будут руководствоваться в своей деятельности медиаторы, а также саморегулируемые организации медиаторов.

1.1.

Целью данного Кодекса служит содействие внедрению и развитию института медиации в России, определение основных этических и нравственных норм и принципов деятельности для лиц, занимающихся медиацией в любой сфере, и информирование общества и потенциальных пользователей медиативных услуг о медиации как самостоятельной альтернативной процедуре разрешения споров.1.2. Кодекс ставит своей целью создание условий, в которых возможен диалог между спорящими сторонами, прояснение возникших проблем и спорных вопросов, изложение и согласование различных мнений, определение интересов, предложение, обсуждение и оценка выходов из сложившейся ситуации, выработка договоренностей, основанных на согласии между сторонами по разрешению спора, когда это необходимо и возможно.1.3. Действие настоящего Кодекса распространяется на медиаторов, действующих как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе, на провайдеров медиативных услуг и на саморегулируемые организации медиаторов.1.4. Все положения настоящего Кодекса одинаково важны. Последовательность изложения в настоящем Кодексе не означает приоритетность отдельных его положений.

1.5. Кодекс составлен в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

2. Понятия, используемые в Кодексе.2.1.

Медиация — альтернативный способ разрешения спора при участии третьей, нейтральной, беспристрастной стороны – медиатора, оказывающего содействие сторонам, вовлеченным в спор и добровольно участвующим в процедуре медиации, с целью выработки взаимоприемлемого и жизнеспособного решения по разрешению спора на условиях взаимного уважения и принятия права каждой из сторон защищать свои интересы.2.2. Медиатор – независимое лицо, привлекаемое сторонами для содействия в разрешении спора с помощью процедуры медиации.2.3. Стороны – лица, вовлеченные в спор и желающие его разрешить с помощью процедуры медиации.2.4. Участники процедуры медиации – стороны и иные лица, участвующие в процедуре медиации.

2.5. Провайдеры медиативных услуг — организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

3. Принципы деятельности медиаторов.
3.1. Беспристрастность и нейтральность медиатора.3.1.1. Медиатор занимает нейтральную позицию и стремится к тому, чтобы не допускать предвзятого и пристрастного отношения к какой-либо из сторон.3.1.2.

Если в ходе подготовки или проведения процедуры медиации становятся известны обстоятельства, которые могут повлиять на независимость медиатора или вызвать конфликт интересов, в частности личная заинтересованность (прямая или косвенная) в определенном исходе спора, нахождение в родственных или деловых отношениях с кем-либо из участников процедуры медиации, предыдущая деятельность медиатора в пользу одной из сторон, медиатор должен информировать об этом стороны и обсудить с ними возможность замены медиатора или продолжения процедуры с его участием. При этом, в любом случае, независимо от решения сторон, медиатор, вправе отказаться от проведения процедуры медиации.3.1.3. Медиатор исходит из того, что каждый из участников прав со своей субъективной точки зрения.

3.2. Конфиденциальность.

3.2.1. Медиатор исходит из того, что режим конфиденциальности процедуры медиации является необходимым условием для ее проведения и принятия решения в обстановке доверия и безопасности.3.2.2. Медиатор сохраняет в тайне от третьих лиц всю информацию, доведенную до него сторонами и иными участниками процедуры медиации и ставшую ему известной при подготовке к процедуре, в ходе самой процедуры, а также в связи с процедурой медиации.3.2.3. Медиатор может раскрыть информацию третьим лицам в случае, если участники явно, открыто и недвусмысленно дали на это согласие медиатору.3.2.4. Медиатор ставит участников процедуры в известность о том, что в случаях, предусмотренных законодательством, он будет обязан предоставить относящуюся к процедуре медиации информацию в уполномоченный орган власти без их разрешения.3.2.5. Медиатор, получив в процедуре медиации информацию от одной из сторон в рамках раздельной (индивидуальной) встречи, может сообщить ее другой стороне только с согласия или по просьбе стороны, предоставившей информацию.

3.3. Прозрачность и открытость.

3.3.1. Медиатор стремится быть честным и искренним по отношению к сторонам и иным участникам процедуры медиации, разъясняет им характер и смысл своих действий, отвечает на любые вопросы, возникающие относительно процедуры медиации при ее подготовке и в ходе ее проведения.3.3.2. Перед началом процедуры медиатору необходимо информировать стороны и иных участников о процедуре медиации и убедиться в том, что они понимают ее сущность и особенности, роль медиатора и свою собственную роль в процедуре.3.3.3. Медиатор содействует принятию сторонами в ходе процедуры медиации осознанных решений, основанных на информированности.3.3.4. Медиатор стремится создать в процедуре медиации условия для честного и открытого диалога и взаимопонимания между сторонами.3.3.5. Если медиатор сочтет нецелесообразным проведение или продолжение процедуры либо придет к выводу, что не может проводить процедуру по личным обстоятельствам (физическим, психологическим, моральным и иным), которые мешают ему выполнять свою роль и могут повлиять на ход процедуры, он обязан поделиться со сторонами своими сомнениями и обсудить возможность замены медиатора, если это необходимо, либо продолжения процедуры с его участием, оставляя за собой право отказаться от проведения медиации или прекратить процедуру.

3.4. Принятие, уважение, поддержка участников.

3.4.1. Медиатор определяет свои действия и высказывания, опираясь на безусловное уважение к независимости и индивидуальности каждой из сторон и иных участников процедуры медиации, которые способны принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Медиатор обеспечивает сторонам возможность свободного выбора и не может оказывать на них какое-либо давление при подготовке и проведении процедуры, в частности при достижении ими любых договоренностей в ходе медиации и принятии окончательного решения.3.4.2. Медиатор содействует свободному высказыванию сторонами их собственных мнений, видения проблемы, ситуации, принципов, убеждений, ценностей. Медиатор не навязывает сторонам процедуры медиации свои личные представления и оценки (моральные, политические, религиозные и иные).3.4.3. Медиатор исходит из необходимости обеспечивать равноправие сторон в процедуре медиации, в частности в равной степени проявлять им признание, уважение, поддержку и ободрение, создавать равные условия и возможности по участию в процедуре как при высказывании точек зрения, пожеланий, эмоций, так и при выработке решения по спору.

3.5. Ответственность.

3.5.1. Медиатор отвечает за ведение процедуры медиации, соблюдение принципов процедуры, обеспечение безопасности для сторон.3.5.2. Медиатор разъясняет сторонам, что они несут ответственность за содержательную часть процедуры, касающуюся спора, а также решения и договоренности, достигнутые в ходе медиации.

3.6. Добросовестность.

3.6.1. При подготовке процедуры медиации и при ее проведении медиатор обязан тщательно соблюдать все установленные настоящим Кодексом правила, принципы и нормы поведения.3.6.2. Медиатор уделяет процедуре медиации столько времени, сил и внимания, сколько на это потребуется для эффективного проведения процедуры.3.6.3. Медиатор следует принципу «не навреди», в частности избегает оценочных, грубых, резких суждений.

3.7. Профессиональная компетентность.

3.7.1. В рамках деятельности, связанной с проведением процедуры медиации, медиатор действует, руководствуясь положениями настоящего Кодекса.3.7.2. Медиатор соглашается на проведение процедуры медиации только в тех случаях, для которых он имеет необходимую квалификацию и опыт.3.7.3. Медиатору, пришедшему к выводу о недостаточности у него определенных знаний и опыта для проведения процедуры медиации по данному конкретному спору, необходимо настолько быстро, насколько это возможно, поставить об этом в известность стороны и обсудить возможность продолжения процедуры с его участием, замены медиатора, если это необходимо, либо привлечения ко-медиатора, помощника, специалиста и/или экспертов соответствующей области.3.7.4. Медиатор не может принимать на себя роль консультанта по юридическим, экономическим и иным вопросам, требующим специальных знаний, даже если он ими обладает, но должен разъяснить возможность внешней консультации.3.7.5. Медиатор не вносит сторонам предложения о разрешении спора, за исключением случаев, когда сами стороны просят об этом медиатора. Получая такую просьбу сторон, медиатор оставляет за собой право выполнить ее или нет. Соглашаясь на данную просьбу сторон, медиатор обязан подробно информировать их о последствиях и рисках подобных действий и получить у них ясно выраженное согласие.

3.7.6. Медиатору нужно постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, в частности участвовать в образовательных программах профессиональной переподготовки, повышения квалификации, обучающих программах (тренингах, семинарах, курсах и т.д.).

4. Вознаграждение.4.1.

Медиатор, провайдеры медиативных услуг должны предоставлять сторонам полную информацию о вознаграждении, в частности о размере и способе оплаты, за исключением случаев, когда медиатор выступает на бесплатной основе или общественных началах.4.2.

Процедура медиации не может быть начата без ясно выраженного согласия сторон на соответствующее вознаграждение.

4.3. Вознаграждение медиатора формируется с учетом всех имеющихся факторов, в том числе категории и сложности спора, квалификации и опыта медиатора.

5. Реклама и предложение услуг.5.1.

При любом информировании о медиации общества и потенциальных пользователей медиативных услуг медиатор, провайдеры медиативных услуг, саморегулируемые организации медиаторов должны быть правдивыми, не допускать введение в заблуждение о сути медиации, роли медиатора, квалификации и опыте медиатора, услугах, вознаграждении.5.2.

Медиатор, провайдеры медиативных услуг, саморегулируемые организации медиаторов не могут давать обещаний относительно результата процедуры медиации, а также предоставлять иные сведения, которые могут вызвать неоправданные ожидания от процедуры медиации и медиатора.5.3.

Предлагая услуги по проведению процедуры медиации, медиатор, провайдеры медиативных услуг, саморегулируемые организации медиаторов избегают утверждений и высказываний, которые могут прямо или косвенно принизить деятельность других медиаторов, ценность или авторитет судебной системы.

5.4. Медиатор, провайдеры медиативных услуг, саморегулируемые организации медиаторов распространяют информацию о процедуре медиации строго с соблюдением принципа конфиденциальности.

6. Основы взаимоотношений между медиаторами.6.1. Медиаторы строят взаимоотношения друг с другом на основе взаимного доверия, уважения, сотрудничества и поддержки.6.2.

Медиаторы воздерживаются от действий и высказываний, могущих нанести урон чести, достоинству, деловой репутации другого медиатора и институту медиации в целом.

6.3.

Медиаторы не должны использовать недобросовестные формы конкуренции, публично принижать компетентность и авторитет других медиаторов.

7. Основы отношений между саморегулируемыми организациями медиаторов и членами этих организаций.7.1.

Каждый медиатор, провайдер медиативных услуг, вступивший в саморегулируемую организацию медиаторов, вправе рассчитывать:— на поддержание саморегулируемой организацией нравственных принципов взаимодействия в сообществе медиаторов с целью сохранения и повышения доверия к их деятельности;— на соблюдение принципов честной, добросовестной конкуренции;— на защиту законных интересов на любых уровнях, включая государственный;— на адекватность применения мер воздействия к членам организации.7.2. Медиаторы не должны предпринимать действий или совершать поступков, направленных на дискредитацию саморегулируемых организаций, на культивирование противоречий между саморегулируемыми организациями, на угрозу возникновения конфликта интересов членов организации.7.3. Медиаторы, провайдеры медиативных услуг, саморегулируемые организации медиаторов воздерживаются от любых действий, могущих нанести урон репутации медиативного сообщества и институту медиации в целом.

7.4. Саморегулируемые организации медиаторов, осуществляющие контроль за деятельностью медиаторов, могут использовать положения настоящего Кодекса в качестве критерия следования этическим и нравственным нормам и принципам деятельности лиц, занимающихся медиацией и медиативной деятельностью в любой сфере.

Источник: http://fedim.ru/kodeks-mediatorov-rossii/

Пятый Арбитражный апелляционный суд

Медиация   законно или нет?

Институт медиации на сегодняшний день создан и успешно функционирует во многих странах мира, в том числе в США, Германии, Великобритании, Австрии, Японии, Китае, Гонконге, Корее, Индии и др. При этом в ряде стран медиация достигла такого уровня востребованности, что стало целесообразно, а иногда и необходимо, ее законодательное регулирование.

Комиссией ООН по международному торговому праву (UNCITRAL) разработан типовой закон о медиации, в пояснительной записке к которому содержится обзор по юридическому эффекту и обязательности соглашений, достигнутых в ходе медиации в тех странах, где данный  институт уже нашел свое применение. 

В США на сегодняшний день действует Единый закон о медиации, объединивший более 2500 ранее существовавших в США законов, регулировавших посредническую деятельность в различных штатах государства.

Пример США интересен тем, что система права названного государства направлена на то, чтобы большинство споров разрешалось сторонами добровольно до суда.

При этом если судебная процедура все же инициирована, судья может прервать процесс и порекомендовать сторонам разрешить конфликт с помощью медиатора. Без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса в этой стране не проходит ни один серьезный переговорный процесс.

В США создан Национальный институт разрешения диспутов, который занимается разработкой новых методов медиации, действуют частные и государственные службы медиации, выпускаются журналы, освещающие проблемы медиации («Ежеквартальный журнал по медиации»).

Во многих странах Европы урегулирование споров с использованием посреднических услуг медиаторов также является достаточно востребованным альтернативным способом достижения соглашений в различных отраслях экономики; создана законодательная база, регулирующая процедуру медиации, нормативы подготовки квалифицированных специалистов в этой области. 

Чрезвычайно популярна процедура примирения с участием нейтральных посредников в Великобритании, где существует даже специальная телефонная служба, куда можно позвонить из любого конца страны и, охарактеризовав конфликт, а также свои предпочтения относительно кандидатуры медиатора, получить предложения по перечню специалистов, подходящих к запрашиваемым требованиям. При этом в случае обращения за судебной защитой, если сторона в рамках судебного спора отказывается от использования предложенной судом процедуры медиации, на нее возлагаются все судебные расходы, вне зависимости от результатов рассмотрения спора. 

В Германии институт медиации гармонично встроен в систему правосудия. Так, медиаторы-посредники работают непосредственно при судах, значительно снижая количество потенциальных судебных тяжб.

При этом медиация интегрирована в немецкие суды не только по семейным делам, но и в суды общей юрисдикции, административные суды и т.д.

В большинстве немецких школ права введен постоянный курс медиации: каждый, кто оканчивает юридический факультет, проходит курс медиации. 

Австрия является одной из немногих стран мира, где профессия медиатор внесена в номенклатуру профессий и где действует федеральный закон о медиации, регулирующий подготовку медиаторов и устанавливающий определенные нормативы подготовки. Вместе с тем, австрийским законодательством предусмотрено, что медиативное соглашение, заключенное в процессе судебного производства, признается судом, в то время как результат досудебной медиации судебной защиты не получает. 

Институт медиации нашел свое применение и в азиатских странах.

По экспертным оценкам, порядка 30% споров в Китае решается во внесудебном порядке.

В этой стране, как и в Корее, в случае достижения сторонами соглашения в рамках медиации и утверждения его в порядке, предусмотренном для рассмотрения третейскими судами (арбитражем), такое соглашение приобретает силу судебного решения и подлежит исполнению соответствующим образом.

Данная процедура позволяет предоставить медиативным соглашениям как возможность государственного принуждения к исполнению, так и государственный надзор за их законностью вне зависимости от наличия судебного производства.

Посреднические процедуры, в частности медиация как инструмент разрешения внутренних споров, широко распространены в Японии. Приверженность деловых кругов Японии к альтернативным методам разрешения споров традиционно была связана с этической стороной – негативным отношением к выбору государственного суда как способа урегулирования разногласий.

В Индии соглашения, достигнутые в ходе медиации, имеют одинаковую силу с третейскими (арбитражными) решениями, независимо от того, была ли данная процедура возбуждена в рамках уже имеющегося судебного производства  или нет.

В Гонконге соглашение, заключенное по результатам медиации, имеет аналогичное действие, что и в Индии, но только в отношении сторон, между которыми существовала договоренность о передаче спора в третейский суд (арбитраж) (имеется в виду, что, несмотря на такую оговорку, стороны по каким-то причинам избрали процедуру медиации). 

Приведенный перечень стран мира, в которых успешно существует и применяется процедура медиации, не является исчерпывающим и свидетельствует о том, что в настоящее время во всем мире ведется активная работа,  направленная как на широкое применение медиации при разрешении экономических споров, так и на создание специализированных организаций, оказывающих услуги по проведению процедуры медиации.

Положительный опыт зарубежных стран также позволяет говорить о наличии перспектив развития и  применения института медиации в России как одного из альтернативных способов урегулирования споров, направленного на  повышение уровня охраны прав и законных интересов граждан и организаций.

Источник: http://5aas.arbitr.ru/process/mediac_world

Принципы медиации – Сибирский центр медиации и права

Медиация   законно или нет?

Процедура медиации является добровольной. Стороны никто не может заставить воспользоваться медиацией или хотя бы попытаться это сделать. Медиация — добровольный процесс, он основан на стремлении сторон достигнуть честного и справедливого соглашения.

Ни одну сторону нельзя принудить к участию в медиации. Выйти из процесса на любом этапе или продолжать медиацию личное дело каждого участника. Согласие с результатом процесса медиации также сугубо добровольно. Стороны сами контролируют свое будущее, а не подвергаются контролю третьей стороны, такой как судьи или арбитры.

Услуги того или иного медиатора на какой-то части процесса или в течение всей процедуры принимаются обеими сторонами также добровольно. Если соглашением сторон предусмотрена обязательная процедура медиации — это не предполагает обязательства примириться.

От стороны в данном случае требуется только добросовестно рассмотреть варианты примирения и воздержаться от судебного разбирательства данного спора в течение определенного срока.

Стороны свободны в определении условий медиативного соглашения. Стороны могут выдвигать любые предложения и отвергать предложения другой стороны без объяснения причин. В медиативное соглашение могут быть включены только те условия, которые стали результатом взаимного согласия сторон. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Принцип конфиденциальности

Медиатор должен обеспечить разумные ожидания сторон в отношении конфиденциальности. Конфиденциальность зависит от обстоятельств медиации и любого соглашения, к которому придут стороны. Медиатор не должен разглашать ход и результаты медиации, если на это нет разрешения всех сторон или если этого не требует закон.

По отношению к конфиденциальности стороны могут разработать свои правила, или заранее договориться с медиатором, или использовать уже имеющиеся определенные правила. Так как гарантия конфиденциальности является важной для сторон, медиатор должен обсудить ее с конфликтующими сторонами.

Если медиатор проводит приватные заседания со сторонами, содержание таких заседаний, с точки зрения конфиденциальности, должно быть обсуждено со всеми сторонами предварительно. В целях защиты целостности процесса медиации, медиатор должен избегать передачи кому-либо информации о поведении сторон во время процесса медиации, качестве дела или предлагаемых решениях.

Если стороны договорились, что вся или часть выявленной информации во время процесса медиации является конфиденциальной, такое соглашение сторон должно являться для медиатора обязательным. мирового соглашения может быть раскрыто только в случаях, установленных сторонами или законом, в частности, для целей его исполнения.

Конфиденциальность не может быть истолкована как ограничение или запрет на мониторинг, научные исследования или оценку программ медиации.

При соответствующих обстоятельствах и с разрешения сторон, научным работникам может быть разрешен доступ к статистическим данным, присутствие на процессе медиации, интервью участников медиации.

Принцип сотрудничества и равноправия сторон

Стороны равноправны. Ни одна из них не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения.

Медиации применяется только к тем отношениям, в которых стороны равны. Правовое положение сторон одинаково и ни одна их них не может принуждать другую к каким-либо действиям. Стороны равны и рассчитывают найти решение, которое будет выгодно для них обеих.

Медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Принцип беспристрастности и независимости медиатора

Медиатор должен проводить медиацию беспристрастно и справедливо. Медиатор должен проводить медиацию только тех дел, в которых он может оставаться беспристрастным и справедливым. В любое время, если медиатор не способен проводить процесс в беспристрастной манере, он обязан прекратить медиацию.

Медиатор должен избегать такого поведения, которое давало бы повод почувствовать пристрастность по отношению к другой стороне.

Качество процесса медиации повышается, когда у сторон есть уверенность в беспристрастности медиатора.

Медиатор должен остерегаться пристрастности или предубеждений, основанных на личностных характеристиках сторон, их социального происхождения или поведения на медиации.

Медиатор должен раскрыть все имеющиеся или потенциальные собственные интересы в конфликте, в той или иной степени известные ему. После обнаружения таковых, медиатор должен отказаться от медиации, или же получить согласие сторон на проведение медиации. Необходимость защиты от пристрастности медиатора в конфликте может влиять также на поведение сторон во время и после медиации.

Медиатор несет ответственность за обнародование всех имеющихся или потенциальных конфликтов, которые в той или иной мере ему знакомы и которые могут породить вопрос о беспристрастности.

Если все стороны согласятся на медиацию после того, как были проинформированы о конфликте, медиатор может продолжить медиацию.

Однако, если интерес в конфликте порождает ряд сомнений целостности процесса, медиатор должен отказаться от процесса.

Медиатор должен избегать проявления заинтересованности в конфликте как во время, так и после медиации. Без согласия всех сторон, медиатор не должен впоследствии устанавливать профессиональные отношения с одной из сторон по касающемуся или не касающемуся делу при условии, если это может вызвать законные вопросы целостности процесса медиации.

Источник: http://sporgid.ru/osnovopolagayushchie-printsipy-mediatsii

(PDF) Медиация трудовых споров в Китае: стратегия и процедура

Медиация   законно или нет?

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД

194

Медиация трудовых споров

в Китае: стратегия и процедура

C. м. марКов, доцент Дальневосточного государственного

медицинского университета, кандидат философских наук;

ser_mark@mail.ru

Медиация в Китае — это примирительная про-

цедура с участием третьей нейтральной стороны

(посредника). Называется медиация в Китае «народ-

ной медиацией». Ее деятельность регламентируется Конституцией и го-

сударственными законами. Цель — примирение и достижение мирового

соглашения.

Ключевые слова: альтернативное разрешение споров (АРС), медиация,

переговоры, трудовые споры, народный суд, правосудие, конфликт, Китай.

По данным Всемирного банка (Word Bank) ВВП Китая в 2014 году по ППС

(паритет покупательной способности) составил 17,6 трлн. долларов. В 2015 го-

ду показатели снизились до 11,2 трлн. долларов. Тем не менее, и вопреки зигза-

гообразным ростам ВВП, а также периодическим биржевым кризисам, Китай

к настоящему времени превратился в крупнейшую экономику мира, уступая

по абсолютным показателям ВВП лишь США. По перспективным прогнозам

промышленного роста Китайская народная республика к 2030 году может

занять первое место в мире с ВВП в размере 36 трлн. долларов, а по дан-

ным аналитиков из IHS Global — 28,85 трлн. долларов и опередит ВВП США

(25,4 трлн.). К успехам китайской экономики за текущий год следует также

отнести признание МВФ жэньминьби (юаня) в качестве мировой валюты на-

ряду с долларом, евро, фунтом и йеной. Иными словами, Китай по формаль-

ным критериям превратился в 2015 году во вторую экономику мира. Но это

в абсолютных показателях.

Однако по Валовому доходу на душу населения (ВНД) Китай занимает

лишь 90-е место в мире и относится к странам со средним уровнем дохода

(на первом — Монако, США — на 12-м, Россия — на 56-м). По другим критери-

ям первое место занимает Катар, второе — Люксембург, Россия — 53-е, но Ки-

тай все равно 90-е место. В данном случае разница в цифрах не принципиаль-

ная, так как, по нашему мнению, доход на душу населения более объективно

отражает благосостояние народа в стране, чем абсолютные цифры в трилли-

онах долларах. Прожиточный минимум в КНР в больших городах составляет

в среднем 3457 юаней в год (около 35 000 руб.) или 1 доллар в день (ранее рав-

нялся 40 центам). Средний городской прожиточный уровень — около 22 тыс.

юаней (220 тыс. руб.) в год. В сельских районах средний прожиточный уровень —

менее 7 тыс. юаней (около 70 000 руб.) в год. Это составляет 5800 руб. в месяц.

На этом фоне в Китае продолжается рост долларовых миллионеров (10% в год).

Средний возраст китайских богачей — 40 лет, при этом 30% среди них жен-

щины. В основном китайские миллионеры (более 91%) — дети чиновников

самого высокого ранга. При этом 1% самых богатых китайских семей вла-

деет 1/3 всех богатств, а 25% самых бедных китайских семей владеют всего

195

1% национальных богатств. Согласно китайской статистике, на начало 2014 го-

да в КНР зарегистрировано 2,9 млн. человек с доходами свыше 6 млн. юаней.

Эти цифры свидетельствуют, что в КНР растет количество бедных: за чер-

той бедности, т. е. за пределами одного доллара в день, проживает около 130 млн.

человек. По индексу Джини (указывает степень расслоения общества) Китай

достиг уровня 0,7, т. е. превысил критический показатель, составляющий 0,4,

за которым обычно следуют социальные протесты. Правда, китайские социо-

логи держатся с 2013 года за индекс 0,473. Средний класс в китайском обще-

стве так и не стал реальностью и его образование предполагается лишь к 2030

году, несмотря на то, что по официальной китайской статистике доходы на-

селения растут в год на 10% (в абсолютных показателях).

В Китае ускоренными темпами происходит расслоение общества на бо-

гатых и бедных. Соответственно, и социальные конфликты разного рода

в китайском обществе превратились в массовое явление, развивающееся

пропорционально росту ВВП. Их нейтрализацией и урегулированием зани-

мается государственное (народное) правосудие. Однако в последнее время

оно перестало справляться со своими прямыми обязанностями. Косвенно об

этом говорит увеличение количества судов разных инстанций, а также по-

явление в политической системе наряду с общими судами так называемых

ведомственных судов, или специальных: сначала военного, затем морского,

лесного, суда железнодорожного транспорта и др.

Судебная система Китая несовершенна и неповоротлива в плане своей

квалификации и дееспособности. Китайская судебная система перегружена

всевозможными политическими и административными внешними фактора-

ми. Китайские судьи зачастую вообще не имеют юридического образования

или их правовая подготовка не соответствует международным стандартам.

Согласно требованиям, предъявляемым к китайским судьям, судья дол-

жен иметь крепкое здоровье, обладать соответствующими политическими

и профессиональными навыками, не иметь вредных привычек, но не обя-

зательно должен обладать юридическим образованиям (ст. 9 Закона КНР

«О судьях»1).

К тому же в китайских судах рассмотрение экономических и трудовых

споров носит затяжной по времени характер: от базовых (муниципальных)

судов через промежуточные до Высшего Народного суда, расположенного

в Пекине. При этом муниципальные суды (местные) всячески затягивают

исполнение судебных процедур, используя разные предлоги. Отнюдь не слу-

чайно иностранцам для быстрого разрешения судебных споров рекоменду-

ется обращаться к частным судьям (медиаторам).

И, наконец, ко всему этому следует добавить юридическую, да и об-

щую безграмотность китайского населения. До сих пор в Китае догово-

ры и судебные решения скрепляются (в отдельных случаях) отпечатками

пальцев на юридических документах (п. 3 ст. 29 Закона КНР «О народном

посредничестве»2). По этим и другим причинам, несмотря на реформы 1980-х

годов по модернизации китайской экономики в китайском самосознании и

1 Закон КНР «О судьях» (вступил в силу 01.06.1995): www.chinalawinfo.ru (дата посещения —

Источник: https://www.researchgate.net/publication/333310845_Mediacia_trudovyh_sporov_v_Kitae_strategia_i_procedura

Ольга Хмарук и Елена Белозор рассказали о методах мирного урегулирования споров — LegalHighSchool – Высшая школа для юристов и адвокатов

Медиация   законно или нет?

Методы мирного урегулирования споров стали темой лекции в Lеgal High School Ольги Хмарук, руководителя юридического департамента ICTV, бизнес-медиатора, и Елены Белозор, бизнес-медиатора, соучредителя агентства медиации Decision Lab.

Как отметили лекторы, введение в Украине системы законодательства об альтернативном разрешении споров (ADR) — приоритетная задача по выполнению планов Совета Европы для Украины.

ADR — применение методов разрешения споров без обращения в суд, основными задачами которого являются обеспечение лучшего доступа к правосудию за счет развития внесудебных методов урегулирования споров и обеспечение экономически эффективного и быстрого разрешения споров и конфликтов.

Модели мирного урегулирования споров в Украине — процедура урегулирования спора с участием судьи (интегрированная в статьях 201–205 ГПК Украины) и добровольная медиация с участием внешних медиаторов (добровольная внесудебная медиация).

Как отметила Ольга Хмарук, первым шагом в процедуре урегулирования спора с участием судьи является подача ходатайства и получение согласия другой стороны до начала рассмотрения дела по сути (часть 1 статьи 201 ГПК).

Процессуально это происходит на подготовительном заседании, в ходе которого судья при рассмотрении ходатайства получает согласие другой стороны и согласовывает со сторонами дату совещания.

Затем выносится постановление о проведении процедуры и приостановлении производства — часть 1 статьи 202 ГПК.

Второй шаг — совместные и (или) закрытые совещания.

На совместных совещаниях судья выясняет основания и предмет иска, основания возражений, разъясняет сторонам предмет доказывания по категории спора (все факты, имеющие значение для правильного разрешения дела), а стороны предоставляют предложения относительно путей мирного урегулирования спора. На закрытых совещаниях (по инициативе судьи, с одной стороной) судья вправе обращать внимание на судебную практику в аналогичных спорах, предлагать возможные пути мирного урегулирования спора.

Третьим шагом является прекращение урегулирования, которое происходит или по заявлению стороны, или вследствие истечения срока (30 дней со дня начала процесса — часть 1 статьи 205 ГПК), или по инициативе судьи в случае затягивания стороной, или в случае договоренности (мировое соглашение, отказ от иска, признание иска).

Если стороны договорились, заключается мировое соглашение и производство прекращается, или происходит отказ от иска и прекращение производства, или признание иска и принятие решения об удовлетворении иска. Если мирное урегулирование не произошло, дело передается на рассмотрение другому судье, при этом срок урегулирования не продлевается и повторное урегулирование не допускается.

По мнению лектора, для эффективного применения процедуры нужно понимать интересы свои и другой стороны (чего я хочу? почему я этого хочу?), свои альтернативы BATNA/WATNA.

BATNA (Best Alternative to a Negotiated Agreement) — лучшая альтернатива переговорному решению (какие еще есть варианты удовлетворения интересов?), WATNA (Worst Alternative to a Negotiated Agreement) — худшая альтернатива переговорному решению (что произойдет, если договориться не удастся?).

Как отметила Елена Белозор, медиация — это организованный процесс, в котором две или более стороны пытаются добровольно решить спор с помощью нейтрального посредника — медиатора.

Участниками медиации выступают медиатор-посредник, стороны — носители информации, уполномоченные принимать решения, юристы, привлекаемые для оценки исполнимости и законности решений и помогающие исполнять решения после медиации, другие эксперты по необходимости (финансисты, оценщики, риэлторы и т.д.).

Медиация — довольно успешный метод урегулирования споров: по данным лектора, в 86–90% случаев стороны достигают договоренности в процессе медиации. Принципы медиации — добровольность, нейтральность и конфиденциальность. Преимущества — экономия времени, средств, сохранение отношений между сторонами спора.

Лектор рассказала слушателям Lеgal High School о главных отличиях между урегулированием спора с участием судьи и медиацией: медиация может быть осуществлена на любой стадии судебного процесса, ее продолжительность не ограничена, существует возможность повторного проведения. Участниками процедуры медиации могут быть третьи лица, а медиатором является специально обученное нейтральное и независимое лицо, которое выбирают сами стороны.

Источник: https://lhs.net.ua/ru/ua-olha-khmaruk-ta-olena-bilozor-rozpovily-pro-metody-myrnoho-vrehuliuvannia-sporiv-ru-olha-khmaruk-y-elena-belozor-rasskazaly-o-metodakh-myrnoho-urehulyrovanyia-sporov/

Медиация | Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области

Медиация   законно или нет?

Термин «медиация» – новый для российского законодательства. Между тем механизмы, аналогичные медиации, существовали и использовались еще в начале XIX века в Российской империи и применялись при разрешении конфликтов, связанных с патентным и авторским правом.

Медиатор является специалистом, который призван разрешать конфликты с помощью медиативных процедур. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона.

В процессе переговоров медиатор помогает конфликтующим сторонам понять интересы свои и противника, определить занимаемые позиции.

Также медиатор подводит стороны к поиску конструктивного решения спора, приемлемого для обеих сторон, и помогает сторонам найти то решение, которое устроило бы всех участников конфликта.

Медиатор помогает сторонам взглянуть на их проблему, как бы со стороны, чтобы они могли лучше увидеть интересы и потребности друг друга, понять, чем они мотивируют свою позицию и ожидаемый ими исход конфликта.

Медиатор, как лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника для содействия в выработке сторонами решения по существу спора, выполняет ряд функций, благополучное осуществление которых зависит от его компетентности в области коммуникации, ведения переговоров и управления конфликтом в целом.

         В настоящее время прибегнуть к процедуре медиации можно по следующим категориям споров:

         – споры из гражданских правоотношений (предпринимательская, иная экономическая деятельность и др.);

         – споры из трудовых правоотношений;

         – споры из семейных правоотношений;

         – споры из иных правоотношений (если прямо предусмотрено в федеральных законах).

         Конкретного перечня споров, к которым возможно применить процедуру медиации, нет.

         Принципами проведения процедуры медиации являются:

-добровольность,

-конфиденциальность,

-сотрудничество сторон,

-равноправие сторон,

-беспристрастность медиатора,

-независимость медиатора.

В соответствии со статьей 11 Закона порядок проведения процедуры медиации как правило устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации.

В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон, на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора.

В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую – либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

К сожалению, по сегодняшний день  институт медиации развивается не так динамично, как хотелось бы. Процесс этот длительный и поступательный. Многое зависит от социально активных сообществ, населения в целом.

Сегодня граждане и предприниматели не используют возможности медиации, предпочитая обращаться в суд.

Большинство граждан пока не понимают, что используя механизмы посредничества, они смогут решить свои проблемы за столом переговоров, то есть без применения силы, без агрессии, не затрачивая временные и эмоциональные ресурсы.

Нельзя не упомянуть и о таком подходе в медиации как «Школьная медиация». Это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

На данный момент в школах Тамбовской области также создаются службы медиации.

Служба школьной медиации (примирения) помогает разрешать конфликты, возникающие между учениками, учеником и учителем, родителем и учеником и т.д.

Службы медиации создаются в рамках реализации положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации в 2012 году.

В состав служб школьной медиации входят педагоги, психологи, социальные педагоги, родители, а также ученики, активно принимающие участие в жизни школы и пользующиеся авторитетом у сверстников.

Некоммерческое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр правовых примирительных процедур»

Нормативные правовые акты в сфере медиации

Источник: https://to68.minjust.ru/ru/node/230169

СтражЗакона
Добавить комментарий