Минимальный размер формируемого земельного участка

Особенности формирования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на праве общей долевой собственности

Минимальный размер формируемого земельного участка

Аграрное, земельное, экологическое право

Р.Н. Блинов

Особенности формирования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на праве общей долевой собственности

После принятия Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»1 количество граждан, желающих обозначить и закрепить границы своего земельного участка, резко возросло.

Но указанная активность оказалась высокой исключительно при сопоставлении с предшествующими годами, когда практически мало, кто беспокоился о судьбе своей земельной доли. В целом же и после 2002 г.

основная часть собственников земельных долей проявляла безучастие и безразличие к происходящим преобразованиям в земельных отношениях, пассивно наблюдая за ними.

Главный вопрос, который волновал сельского жителя, -фактическая ежегодная уплата арендных платежей (зерно, услуги, земельный налог так же расценивался в большинстве случаев как элемент арендной платы). Вопрос о юридическом закреплении своих прав на земельную долю и документальном оформлении отношений с сельскохозяйственной организацией, как правило, перед гражданами не стоял.

Формирование земельного участка предполагает обязательное соблюдение определённых требований, установленных законом. К числу таких требований относятся предельные размеры и местоположение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с положениями Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (ст. 4), минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъек-

1 Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 113-ФЗ) // Росс. газ. 2002. 27 июля. № 137.

тов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Относительно минимальных размеров формируемых земельных участков имеется несколько подходов. Так, Г.Г.

Эйриян полагает, что минимальные нормы земельных участков, лежащие в основе легальной возможности раздела участка – это всегда произвольная величина, основанная не столько на физической природе объекта, как это имеет место при разделе вещей в гражданском законодательстве, а на представлениях законодателя о размере участка, необходимого для его хозяйственного использования. При этом, минимальные нормы могут устанавливаться различными способами.2

Другие авторы указывают на то, что вопрос об установлении минимального размера земельного участка сельскохозяйственного назначения должен регулироваться на федеральном уровне, и размер участка должен определяться исходя из качества и количества земли в субъекте РФ.3 Представляется, что нет большой необходимости передавать исключительно региональный вопрос о минимальном размере образуемого земельного участка на федеральный уровень.

Можно согласиться с точкой зрения, что сложившееся землеустройство в значительной мере предопределяет величину минимального размера.4 Можно сказать, что многовековой

2 Эйриян Г.Н. О неделимости земельных участков // Государство и право. 2007. № 10. С. 56.

3 Разгельдеев Н.Т., Попов Д.И. Правовое регулирование сделок с земельными долями. Саратов: Изд-во Саратовской гос. академии права, 2005. С. 188.

4 Бочаров М.В. К вопросу об установлении субъектами Российской Федерации минимальных размеров земель сельскохозяйственного назначения // Проблемы понимания и тенденции развития государства и права в XXI веке (сборник научных трудов по

опыт ведения сельскохозяйственного производства в том или ином регионе страны предопределил вопрос минимального размера участка.

Так, небольшой размер полей (20-70 га), позволяющих вести независимое земледелие без причинения неудобства соседям, делает возможным введение небольшого минимального размера.

Большие поля (в Ставропольском крае имеются поля размером 200 и более гектаров), наоборот, заставляют задуматься о значительном минимальном размере, поскольку раздел существующих полей провоцирует возникновение земельных споров.

Анализ содержания ст. 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» позволяет сделать вывод о том, что содержание указанной статьи не в полной мере соответствует её наименованию «Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения».

Предельные размеры земельных участков в статье подробно описаны. При этом, законодателем используются различные понятия.

Устанавливая предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для минимальных размеров, использован термин «земельный участок», а для максимальных – термин «сельскохозяйственные угодья».

Представляется, что правильнее было бы при определении максимального размера общей площади вести речь также о земельных участках, а не сельскохозяйственных угодьях.

Вместе с тем указанные в наименовании статьи требования к местоположению формируемых земельных участков в содержании самой статьи отсутствуют. Возникает вопрос определения критериев, влияющих на выбор местоположения земельных участков.

В частности, указанную статью можно было бы дополнить следующими положениями: «Формирование земельного участка (определение будущего местоположения) основывается на принципах компактности землепользования хозяйствующих субъектов, при отсутствии недостатков землепользования: чересполосицы, даль-

материалам 49 научно-методич. конференции «Университетская наука-региону»). Ставрополь, 23 апреля 2004 г. С. 53.

ноземелья, вклинивания, вкрапливания». Указанные критерии позволили бы исключить (или значительно сократить) спорные ситуации при определении границ выделяемого земельного участка.

Неразрывно с вопросом о минимальном размере формируемого земельного участка связан вопрос методики подсчёта площади. Проведённая приватизация сельскохозяйственных угодий в различных регионах, муниципальных образованиях привела к появлению земельных долей с «двойной» площадью.

В документах, удостоверяющих право на земельную долю, указаны кроме физической площади земельного участка его качественная оценка -баллогектары. Принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не учитывает наличие «иной» площади, кроме как физической величины размера земельной доли.

В связи с этим, появилось различное толкование положений о площади формируемых земельных участков.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», размер земельного участка, выделяемого в счёт земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю.

При этом, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счёт своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок.

Вышеуказанные положения на практике редко применяются, поскольку кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения используется лишь в целях проведения эффективного упорядоченного налогообложения. Представляется сложным проведение сопоставления ранее определённой качественной характеристики земельной доли с общей кадастровой стоимостью земельного массива. В

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2009. № 2(50)

Орловской области встречаются единичные случаи применения данных положений, когда площадь выделенного массива незначительно отличается от площади, набираемой по представленным документам. Колебания в площади выделяемых земельных участков могут быть, например, в результате технических ошибок, при определении границ выделяемых земельных участков по естественным границам.

Надо полагать, что при должном изначальном правовом регулировании вопросов выдела земельных участков определение площади земельной доли с учётом качественной характеристики земель отвечало бы принципу справедливости и равенству участников общей долевой собственности. В настоящее время в связи с затяжным характером проводимого реформирования земельных отношений целесообразнее оставить принцип формирования земельного участка по физическим данным, указанным в правоустанавливающих документах на земельную долю.

С 2003 по 2008 гг. существенно изменялись и правила формирования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В первых редакциях Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» формирование земельного участка основывалось главным образом на волеизъявлении собственника (собственников).

Собственник должен был известить о своём намерении выделить земельный участок в счёт доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в письменной форме остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого земельного участка и размера компенсации остальным участникам долевой собственности.

Указанный порядок действовал до середины 2005 г. и позволял собственникам определить на местности границы выделяемых земельных участков. Приоритета интересов сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, не было. Большинство участников общей собственности могло не

участвовать в процессе формирования земельных участков. Главным этапом при формировании земельного участка был этап согласования границ по опубликованному сообщению.

В середине 2005 г. были внесены существенные изменения и дополнения в действующий порядок определения местоположения выделяемого земельного участка.1 Новой редакцией ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» было предусмотрено,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: //naukarus.com/osobennosti-formirovaniya-zemelnogo-uchastka-iz-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya-na-prave-obschey-dolevoy-sobstve

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1.

Настоящий Закон регулирует отношения в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Удмуртской Республики в части полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации Земельным

//www.youtube.com/watch?v=WQAPJBVHRNs

кодексом Российской Федерации и Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.

Действие настоящего Закона не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным

//www.youtube.com/watch?v=WQAPJBVHRNs

кодексом Российской Федерации.

Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом

Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются граждане, юридические лица, Удмуртская Республика, муниципальные образования в Удмуртской Республике.

Статья 3. Предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

1.

Установить минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в размере 50 гектаров в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченного естественными контурами, в случае, если данный земельный участок меньше 50 гектаров, установить в пределах, ограниченных естественными контурами. Под естественными контурами понимаются:

1) границы природных объектов либо границы земельных участков, образованных для размещения природных объектов (леса, лесопарки, лесополосы, овраги, балки, обрывы, поверхностные водные объекты);

2) границы искусственных объектов либо границы земельных участков, образованных для размещения искусственных объектов (автомобильные дороги с твердым покрытием, включая дороги, имеющие щебеночное, гравийное и мостовое покрытие, железные дороги, полосы отвода указанных автомобильных и железных дорог, каналы, в том числе оросительных и мелиоративных систем и комплексов, наземные гидротехнические сооружения и трубопроводы);

3) границы (части границ) земельных участков, установленные в соответствии с требованиями земельного законодательства, в том числе в ходе проведения кадастровых работ в отношении образуемого нового земельного участка;

4) границы муниципальных образований и населенных пунктов, внесенных в государственный кадастр недвижимости в установленном порядке;

5) границы территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, в пределах которых не допускается сельскохозяйственная деятельность, для осуществления которой образуется новый земельный участок.

Минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для размещения существующих или планируемых к размещению скотомогильников, установить в пределах, необходимых для размещения таких скотомогильников.

Минимальный размер образуемых новых земельных участков из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель в соответствии с требованиями земельного законодательства установить в размерах границ мелиоративной системы с целью сохранения ее технологической целостности.

Минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для размещения существующих или планируемых к размещению линейных объектов или использования в целях недропользования, установить в пределах, необходимых для размещения таких линейных объектов или недропользования.

Положения настоящей части не распространяются на случаи, установленные

абзацами четвертым, пятым пункта 1 статьи 4 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

2.

Установить максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района в Удмуртской Республике и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, равный 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

3. Исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющий регулирование земельных отношений в Удмуртской Республике, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Удмуртской Республики, в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований

статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, обращается в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка (доли в праве общей собственности на земельный участок) из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).

4.

В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или долю в праве общей собственности приобретает муниципальный район в Удмуртской Республике, на территории которого находится земельный участок.

Статья 4. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

1.

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят принудительно у собственника в судебном порядке в случаях, установленных федеральным законодательством Российской Федерации.

2.

Исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющий регулирование земельных отношений в Удмуртской Республике, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Удмуртской Республики, вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием в случаях, предусмотренных Федеральным

законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

Статья 5. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

1.

При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения муниципальный район в Удмуртской Республике, на территории которого находится земельный участок, имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Абзац исключен. –

Источник: //www.zemlya-vopros.ru/zakon-ur-ob-oborote-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya-na-territorii-udmurtskoy-respubliki/

Тема: Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Минимальный размер формируемого земельного участка

Задача1.

Главакрестьянского (фермерского) хозяйстваобратился в арбитражный суд с иском кадминистрации района и колхозу, членомкоторого истец ранее являлся, об обязаниивыделить ему в натуре земельную долюдля ведения крестьянского (фермерского)хозяйства.

Вобоснование своих требований истецсослался на принятые правлением колхозаи администрацией района соответствующиеакты об отводе ему земельного участкаиз земель, находящихся в общей долевойсобственности колхоза, выданноесвидетельство о праве собственностина землю. Несмотря на представленныедокументы, земельный участок в натуреему не выделен.

Ответчикимотивировали свои возражения неявкойистца для осуществления замеровземельного участка, вследствие чегозамеры и определение его границ наместности произведены в отсутствиефермера, а также тем, что факт выделенияземельного участка главе крестьянского(фермерского) хозяйства зафиксированв документах комитета по земельнымресурсам и землеустройству.

Каковыоснования и порядок предоставленияземельных участков для ведениякрестьянского (фермерского) хозяйствапутем выдела земельной доли.

Какиеобстоятельства, необходимо исследоватьпри рассмотрении

данногоспора. (при этом укажите, какой органвправе подтвердить/удостоверить/зафиксироватьтакое обстоятельство; из какого реестранеобходимо запросить необходимую дляразрешения спора информацию)

Решитедело.

Задача2.

Германский,постоянный житель г.Кировска, 42 лет,имеет квалификацию тракториста, обратилсяв администрацию Кировского района опередаче в собственность земельногоучастка, расположенного у деревниЗахолустье, используемого им для ведениякрестьянского (фермерского) хозяйствана праве аренды.

Земельный участокявляется объектом государственнойсобственности.

Решением администрацииему было отказано, поскольку он, помнению администрации не проявил себяпри использовании земельного участка,пытается избавиться от выполненияобязательств по договору аренды, имеютсяместные жители, желающие образоватькрестьянское хозяйство.

Накаком праве, по какому основанию и комуможет предоставляться земельный участокдля ведения крестьянского (фермерского)хозяйства?

Какиеобстоятельства, необходимо исследоватьпри рассмотрении

данногоспора. (при этом укажите, какой органвправе подтвердить/удостоверить/зафиксироватьтакое обстоятельство; из какого реестранеобходимо запросить необходимую дляразрешения спора информацию)

Решитедело.

Задача3.

Емельяноваобратилась в суд с иском к садоводческомутовариществу «Родник» о признании правасобственности на 90 кв.м земельногоучастка. Емельянова является членомсадоводческого товарищества с 1989 г. Заней в 1995 г. был закреплен в собственностьземельный участок площадью 670 кв.м.Начиная с 1990 г.

она освоила и использоваладо даты возникновения спора 90 кв.мтерритории, прилегающей к ее земельномуучастку, за границами её участка. В 1996г. правление товарищества приняло вчлены товарищества Мохова, передав емув пользование земельный участок,прилегающий к участку Емельяновой,включая и территорию площадью 90 кв.м.

,освоенную и используемую Емельяновой.В 1997 г. Мохов приватизировал используемыйим земельный участок, однако, фактическиучасток не использовал. Спор с Емельяновойвозник при установлении Моховым заборана его участке.

Емельянова полагала,что, так как Мохов не приступил к освоениюучастка после государственной регистрацииправа собственности, а ею участокиспользовался до момента государственнойрегистрации права собственности Мохова,она имеет право на 90 кв.м. земли. Мохов.

По мнению Емельяновой, как собственникне реализовал закрепленные в законеобязанности по использованию участкаи утратил право собственности, чтодолжно было быть зафиксировано органамиземельного контроля (как в садоводстве,так и органами государственногоземельного контроля).

Какиеобстоятельства должны быть зафиксированыв обоснование доводов сторон и какимиорганами?

Какиеобстоятельства, необходимо исследоватьпри рассмотрении

данногоспора с учетом специфики правоотношений?(при этом укажите, какой орган вправеподтвердить/удостоверить/зафиксироватьтакое обстоятельство; из какого реестранеобходимо запросить необходимую дляразрешения спора информацию)

Каковыоснования возникновения прав на земельныеучастки членов садоводческих товариществ?

Вчем особенности правового режимаземельного участка садоводства?

Решитедело.

Задача4.

Сельскохозяйственныйкооператив передал в аренду промышленномупредприятию 50 га пашни из составапринадлежащих ему на праве собственностиземель для ведения подсобного хозяйствасроком на 10 лет.

80 га сельскохозяйственныхугодий, принадлежащих на праве арендысроком на 49 лет с правом продления, быливнесены в качестве вклада в уставнойкапитал совместного предприятия, котороебыло создано для строительства ипоследующей эксплуатации туристическогокомплекса.

Оценитеправомерность передачи земель Кооперативомв аренду и в уcmaвной капитал.

Назовитеособенности правового режима земельногоучастка подсобного хозяйства промышленногопредприятия и земельного участкасельскохозяйственных угодий?

Какиедействия и кем проводятся при формированииземельных участков при передаче в арендуи в уставной капитал?

Задача5.

ООО«Вымпел» обратилось с иском в суд опризнании недействительным постановлениярайонной администрации о предоставленииземельного участка работнику ООО«Вымпел» – Лыкову для ведения имкрестьянского хозяйства из составаиспользуемых ООО земель.

ООО «Вымпел»ссылалось на то, что используемые имземли являются общей долевой собственностьюбывших членов колхоза «Вымпел», переданныеим при реорганизации колхоза, а выделениеземельного участка произведено безпредварительного согласования с ОООместоположения изымаемого земельногоучастка.

Лыков сослался на то, что егозаявление, направленное директору ООО,в течение двух месяцев ООО не былорассмотрено, и он был вынужден обратитьсяв администрацию, которая своим решениемразрешила возникший спор путемпредоставления ему земельного участка.

Кроме того, ООО «Вымпел» создано на базеколхоза «Вымпел», работником которогоявлялся Лыков.

Однако, Лыков не являетсяучастником ООО «Вымпел», а только наемныйработник, свою земельную долю, полученнуюв собственность при реорганизацииколхоза «Вымпел», в счет которой емувыделяется земельный участок для ведениякрестьянского хозяйства, он не вносилв уставной капитал ООО «Вымпел». Имвносился в уставной капитал ООО «Вымпел»только имущественный пай.

Какиеобстоятельства, необходимо исследоватьпри рассмотрении

данногоспора с учетом специфики правоотношений?(при этом укажите, какой орган вправеподтвердить/удостоверить/зафиксироватьтакое обстоятельство; из какого реестранеобходимо запросить необходимую дляразрешения спора информацию)

Каковпорядок выдела земельных долей в натуреиз земель сельскохозяйственныхорганизаций для ведения крестьянскогохозяйства?

Какиеустановлены ограничения на выделземельных долей?

Вкаком порядке решается спор об определенииместоположения земельного участка приотсутствии соглашения?

Решитедело.

Задача6

ГражданинМудрецов является наследником земельнойдоли в размере 10,5 га на территорииЭнского района Энской области.

Всобственности гражданина Мудрецова,его жены, несовершеннолетних сына идочери после получения Мудрецовымнаследства находятся сельскохозяйственныеугодья общей площадью (19540 кв.м. (Мудрецов)+ 10540 кв.м.

га (жена Мудрецова) + 11000 кв.м.(сын Мудрецова) + 10530 кв.м. (дочь Мудрецова)= 51610 кв.м.).

Максимальнаяплощадь сельскохозяйственных угодий,расположенных на территории Энскогомуниципального района составляет 50 000кв.м.

Минимальныйразмер земельного участка, формируемогодля использования в целях ведениясельскохозяйственного производства,в соответствии с законом Энской областисоставляет 5 000 кв.м.

Вопрос:По каким критериям и кем определяетсяразмер земельного участка, подлежащего отчуждению?

Вчем особенности формирования земельныхучастков из состава земельсельскохозяйственного назначения?

Разъяснитепорядок действий семье Мудрецова (какойучасток, в каком порядке должен бытьотчужден, в какой срок).

Источник: //studfile.net/preview/3114305/page:6/

Кадастр 360 – Разъяснение услуг

Минимальный размер формируемого земельного участка
1. Межевание земельного участка (документы): a. Первичная постановка на кадастровый учет:

Цель услуги – поставить на кадастровый учет земельный участок, не обладающий правами собственности или аренды.

Основание для возникновения права- наличие зарегистрированной постройки на земельном участке или подготовки земельного участка к предоставлению в соответствии со статьей 39 земельного кодекса РФ – организации торгов либо прямого предоставления.

Порядок предоставления услуги – выезд геодезиста – проведение кадастровой съемки, подготовка схемы расположения земельного участка. С результатом данной работы следует обраться в органы местного самоуправления для утверждения данной схемы.

После утверждения схемы расположения Заказчику предоставляется акт согласования границ, для согласование, по средствам подписания данного акта смежных границ с соседями(данную процедуру возможно провести по средствам публикации в местной газете), формирование межевого плана для подачи в органы местного самоуправления с заявлением постановке на кадастровый учет.

b. Уточнение границ земельного участка

Цель услуги – провести межевание земельного участка(уточнение границ земельного участка, его местоположение и площади) , предоставленного в собственность или в аренду.

Порядок предоставления услуги – выезд геодезиста – проведение кадастровой съемки, составление акта согласования границ, согласование, по средствам подписания данного акта смежных границ с соседями(данную процедуру возможно провести по средствам публикации в местной газете), формирование межевого плана для подачи в МФЦ с заявлением об уточнении границ.

c. Перераспределение земельного участка (увеличение земельного участка за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности)

Цель услуги – увеличение площади земельного участка по средствам «прирезки» из состава муниципальных земель, при нахождении земельного участка и прирезаемого земельного участка в одной территориальной зоне.

Порядок предоставления услуги – выезд геодезиста – проведение кадастровой съемки, подготовка схемы перераспределения земельного участка на кадастровом плане территорий. С результатом данной работы следует обратиться в органы местного самоуправления для утверждения данной схемы.

Составление акта согласования границ, согласование, по средствам подписания данного акта смежных границ с соседями(данную процедуру возможно провести по средствам публикации в местной газете), формирование межевого плана для подачи в органы местного самоуправления с последующей постановкой на кадастровый учет.

После проведение кадастрового учета заключение с администрацией соглашения о перераспределении земельного участка и его регистрацией в МФЦ.

d. Исправление технической/реестровой ошибки

Цель услуги – Ваш земельный участок пересекает границы другого или других земельных участков, либо находиться не в рамках Вашего фактического землепользования.

Порядок предоставления услуги – выезд геодезиста – проведение кадастровой съемки, составление акта согласования границ, согласование, по средствам подписания данного акта смежных границ с соседями(данную процедуру возможно провести по средствам публикации в местной газете), формирование межевого плана для подачи в МФЦ с заявлением об исправлении технической ошибки.

e. Раздел земельного участка

Цель услуги – раздел существующего земельного участка, права на который зарегистрированы и границы местоположения установлены в соответствии с действующим земельным законодательством.

Раздел можно осуществить только в рамках действующих ПЗЗ (правила землепользования и застройки) на данной территории. ПЗЗ определяет минимальный и максимальный размер формируемых земельных участков.

Также каждый земельный участок должен быть обеспечен подъездом.

Порядок предоставления услуги – Заказчик предоставляет эскиз раздела земельного участка.

На основании эскиза готовиться межевой план для подачи в МФЦ с заявлением о кадастровом учете и регистрации прав на вновь образованные земельные участки.

При необходимости уточнения эскиза, представленного Заказчиком, Заказчик дополнительно заказывает, а Подрядчик предоставляет услугу по проведению топографической съемки(для целей проектирования) с целью уточнения эскиза.

f. Объединение земельных участков

Цель услуги – осуществление объединения одного или нескольких земельных участков в один при условии единства категории и вида разрешенного использования у всех объединяемых земельных участков права на которые зарегистрированы, и границы местоположения установлены в соответствии с действующим земельным законодательством. Объединение можно осуществить только в рамках действующих ПЗЗ (правила землепользования и застройки) на данной территории. ПЗЗ определяет минимальный и максимальный размер объединяемого земельного участка.

Порядок предоставления услуги – Заказчик предоставляет эскиз объединения земельного участка. На основании эскиза готовиться межевой план для подачи в МФЦ с заявлением о кадастровом учете и регистрации прав на вновь образованный земельный участок.

g. Перераспределение площади между земельными участками

Цель услуги – перераспределение площади между земельными участками при условии единства категории и вида разрешенного использования у всех перераспределяемых земельных участков права на которые зарегистрированы, и границы местоположения установлены в соответствии с действующим земельным законодательством. Перераспределение можно осуществить только в рамках действующих ПЗЗ (правила землепользования и застройки) на данной территории. ПЗЗ определяет минимальный и максимальный размер перераспределяемых земельных участков.

Порядок предоставления услуги – Заказчик предоставляет эскиз схемы перераспределения земельных участков.

На основании эскиза готовиться межевой план для подачи в МФЦ с заявлением о кадастровом учете и регистрации прав на вновь образованные земельные участки.

При необходимости уточнения эскиза, представленного Заказчиком, Заказчик дополнительно заказывает, а Подрядчик предоставляет услугу по проведению топографической съемки(для целей проектирования) с целью уточнения эскиза.

h. Вынос границ в натуре i. Границы земельного участка

Цель работ – установление на местности точных границ земельного участка или отдельных поворотных точек земельного участка права на который зарегистрированы и границы местоположения установлены в соответствии с действующим земельным законодательством.

Порядок предоставления услуги – выезд геодезиста на место с установлением поворотных точек. Подготовка акта выноса границ земельного участка.

ii. Пятно застройки

Цель работ – установление на местности точных границ застраиваемой территории, определенной чертежом градостроительного плана земельного участка.

Порядок предоставления услуги – выезд геодезиста на место с установлением поворотных точек.

iii. Оси ОКС

Цель работ – установление на местности точных границ возводимых сооружений и объектов капитального строительства застраиваемой территории, определенной проектно-технической документации земельного участка.

Порядок предоставления услуги – выезд геодезиста на место с осей планируемого строительства.

2. Формирование технического плана (документы): a. Первичная постановка на учет ОКС

ОКС-объект капитального строительства – жилой дом, садовый дом, постройки хозяйственного назначения, здания. Регистрация садовых домов осуществляется в услуге «Дачная амнистия»

Цель услуги – координирование контура здания и его внутренний обмер для целей постановки на кадастровый учет и регистрации прав собственности.

Порядок предоставления услуги-Выезд геодезиста для проведения обмера ОКС, расположенного на земельном участке права на который зарегистрированы.

Подготовка технического плана на основании произведённого обмера и уведомления о соответствии(предоставляемое Заказчиком), полученное из администрации (для индивидуального жилищного строительства, в целях реконструкции ОКС).

Обращение Заказчика в органы местного самоуправления для присвоения адреса ОКС, с приложением подготовленного технического плана в форме бумажного документа.

Администрация выдает Постановление о присвоении адреса, на основании готовим итоговый технический план в форме электронного документа для подачи в органы местного самоуправления для проверки соответствия градостроительным нормам для последующей постановки на кадастровый учет и регистрации прав собственности

b. Уточнение характеристик ОКС

ОКС-объект капитального строительства – жилой дом, садовый дом, постройки хозяйственного назначения, здания.

Цель услуги – координирование контура здания и его внутренний обмер для целей утончения характеристик ОКС(местоположения, площади).

Порядок предоставления услуги-Выезд геодезиста для проведения обмера ОКС имеющего право собственности, расположенного на земельном участке права на который зарегистрированы. Подготовка технического плана на основании произведённого обмера. Формирование технического плана в форме электронного документа для подачи в МФЦ с заявлением об уточнении характеристик.

c. Акт обследования ОКС

ОКС-объект капитального строительства – жилой дом, садовый дом, постройки хозяйственного назначения, здания.

Цель услуги – прекращение права собственности на ОКС.

Порядок предоставления услуги-Выезд геодезиста для визуального контроля отсутствия ОКСа. Формирование акта обследования в форме электронного документа для подачи в МФЦ с заявлением о прекращении права.

3. Топографическая съемка земельного участка a. Для подведение инженерных коммуникаций к земельному участку

Съемка производится в масштабе 1:500

b. Для целей проектирования

Съемка производится в масштабе 1:500

c. Для целей ППТ и ПМТ

Съемка производится в масштабе 1:500

Источник: //kadastr360.ru/uslugi

Дело № не определено

Минимальный размер формируемого земельного участка

К делу №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд города Краснодара в составе:

председательствующего: Арестова Н.А.,

при секретаре: Джамирзе З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Сапко Т.А. об оспаривании решения ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю,

установил:

Сапко Т.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка. Просит обязать ФБУ «Кадастровая плата» по Краснодарскому краю осуществить кадастровый учет образуемых участков по Карасунского внутригородского округа г. Краснодара в соответствии с межевым планом.

В обоснование доводов пояснила, что на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником земельного участка площадью 1059 кв.м., расположенного по адресу: . ДД.ММ.ГГГГ между М. и ней заключен предварительный договор купли-продажи 2\5 долей земельного участка по ст.

Старокорсунской г Краснодара, что составляет 400 кв.м. и получила задаток. После продажи доли земельного участка стала оформлять документы по разделу земельного участка. Также указала, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г.

Краснодар изменен вид разрешенного использования земельного участка с вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». ДД.ММ.

ГГГГ был получен новый кадастровый паспорт земельного участка, а также подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: . Решением № от ДД.ММ.

ГГГГ ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю в осуществлении кадастрового учета земельных участков Сапко было отказано.

Отказ мотивирован тем, что при совершении сделок с земельными участками, а также в иных случаях, при которых происходит раздел (за исключением случая объединения с соседним земельным участком) не допускается образование земельных участков, площадь которых менее 600 кв. м. при ширине участка не менее 12м.

– для земельных участков предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. В предоставленном Сапко межевом плане площадь образуемого земельного участка № составляет 400 кв. м., что меньше предельно минимального размера земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства. Считает данный отказ незаконным, поскольку оформление земельного участка происходило до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия закона Краснодарского края о внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае».

В судебном заседании заявитель настаивала на удовлетворении заявленных требований. Просит обязать ФБУ «Кадастровая плата» по Краснодарскому краю осуществить кадастровый учет образуемых участков по Карасунского внутригородского округа в соответствии с предоставленным межевым планом.

Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю по доверенности Сергиевская И.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что решение об отказе в постановке на кадастровый учет № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено законно и обосновано.

Согласно предоставленного Межевого плана площадь формируемых земельных участков составляют 659 кв.м. и 400 кв.м., что меньше предельного минимального размера земельного участка для установленного вида разрешенного использования.

Размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не соответствует установленным земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, а именно: Согласно статье 13 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» от 05.11.2002 г. № 532-КЗ при разделе земельных участков не допускается образование земельных участков, площадь которых менее 600 квадратных метров для земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. Просит в удовлетворении заявленных требований Сапко Т.А. отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Сапко Т.А. на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ удостоверил нотариус Л.

, в реестре за №, принадлежит земельный участок, категория: земли поселений, целевое использование: земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1059 кв.м.

по адресу: , станица Старокорсунская, , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ между Сапко Т.А. и М. , заключен предварительный договор купли-продажи 2/5 доли земельного участка по адресу: , ст. Старокорсунская, , общей площадью 1059 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, категория земли – земли поселений, что составляет 400 кв.м.

Соглано предварительному договору стоимость отчуждаемого объекта составляет рублей, и согласно условиям заключенного договора является окончательной ценой и не подлежит изменению и уплачивается покупателем в следующем порядке: рублей в день подписания договора, а рублей уплачивается продавцу до ДД.ММ.ГГГГ, включительно при наличии всех документов на раздел земельного участка.

После заключения предварительного договора Сапко Т.А. стала оформлять все необходимые документы для постановки на кадастровый учет вновь образуемых земельных участков.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 1059 кв. м. по в ст. Старокорсунской с вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства на вил разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

ДД.ММ.ГГГГ Сапко получила новый кадастровый паспорт своего земельного участка, где было указано его разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства (кадастровый

После чего был изготовлен подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , КВО, ст. Старокорсунская, .

Решениями МУ «Информационный центр по обеспечению градостроительной деятельности муниципального образования г. Краснодар» № и № от ДД.ММ.

ГГГГ образуемым при разделе принадлежащего Сапко земельного участка двум новым участкам (в межевом плане: ) присвоены административные номера соответственно: № по ст.

Старокорсунская Старокорсунский сельский округ и № по ст. Старокорсунская Старокорсунский сельский округ.

Судом установлено, что Сапко Т.А. обратилась в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении кадастрового учета земельного участка.

Решением ФБУ «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № Сапко Т.А. было отказано в осуществлении кадастрового учета размера образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный участок).

Отказ мотивирован тем, что размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. Согласно ст.

13 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае от 05.11.2002 г. № 532 (в ред. Закона Краснодарского края от 19.07.2011 г.

№ 2317-КЗ): при совершении сделок с земельными участками, а также в иных случаях, при которых происходит раздел (за исключением случая объединения с соседним земельным участком) не допускается образование земельных участков, площадь которых менее 600 кв. м. при ширине участка не менее 12м.

– для земельных участков предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. В предоставленном межевом плане площадь образуемого земельного участка составляет 400 кв. м., что меньше предельно минимального размера земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства.

Сапко Т.А. заявлены требования об оспаривании указанного решения и содержится просьба обязать ФБУ «Кадастровая плата» по Краснодарскому краю обязать осуществить кадастровый учет образуемых земельных участков.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.

33 ЗК РФ, – предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно Решению городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6 № «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар», в главе Ж.1.1.

Зоны застройки индивидуальными жилыми домами в границах города Краснодара указано, что одним из основных видов разрешенного использования являются индивидуальные жилые дома и личные подсобные хозяйства.

Также данным решением установлены предельные параметры земельных участков и разрешенного строительства, где минимальная площадь земельных участков – 300 кв.м.

Судом установлено

Источник: //www.gcourts.ru/case/3181501

СтражЗакона
Добавить комментарий