Могла ли трудовая комиссия принять решение об уплате главным бухгалтером административного штрафа?

Ответственность главного бухгалтера после увольнения

Могла ли трудовая комиссия принять решение об уплате главным бухгалтером административного штрафа?

Трудовой кодекс закрепляет основания, в соответствии с которыми прекращаются отношения между нанимателем и работником. По установленным в ТК правилам, осуществляется в том числе и увольнение главного бухгалтера.

Передача дел от прежнего сотрудника новому при этом никак не регламентируется. А между тем, этот работник считается одним из самых важных в штате предприятия.

Поэтому, если происходит увольнение главного бухгалтера, передача дел, приказ о прекращении трудовых отношений должны быть грамотно оформлены. Рассмотрим далее подробнее все эти процедуры.

Общие сведения

Увольнение главного бухгалтера, кроме общих оснований, может осуществляться в связи с:

  1. Необоснованным решением, принятым сотрудником, повлекшим имущественный ущерб предприятию или угрозу возникновения такого вреда. Это основание закреплено в части 9 81 статьи ТК.
  2. Сменой собственника. Данное основание предусмотрено в 4 части 81 статьи ТК.

Если происходит увольнение главного бухгалтера по собственному желанию, то он сдает всю документацию работнику, принимаемому на его должность.

При этом новый сотрудник обязан проверить состояние отчетности.

Этот момент очень важен, поскольку ответственность главного бухгалтера после увольнения без квалифицированного юриста будет доказать довольно сложно.

Распоряжение руководителя

В соответствии с ним осуществляется назначение и увольнение главного бухгалтера, передача дел. Образец приказа не имеет унифицированной формы. Предприятие разрабатывает его самостоятельно. Однако при этом распоряжение оформляется в соответствии с общими требованиями, установленными для локальных документов.

В нем обозначаются сроки, в которые должно быть произведено увольнение главного бухгалтера, передача дел, проверка отчетности. По мнению экспертов, этот период не должен превышать двухх недель, закрепленных в ТК. В распоряжении должна присутствовать информация о сотруднике, назначаемом на должность выбывающего работника.

Если руководитель решит привлечь к процессу аудиторскую компанию или комиссию, информация о них также приводится в документе. Как правило, директора стараются всегда перестраховаться, поскольку, как выше уже говорилось, ответственность главного бухгалтера после увольнения труднодоказуема.

На это придется потратить много сил, средств и времени, особенно, если специалист оказался нечист на руку.

Привлечение аудиторов

В настоящее время существует достаточно много специализированных компаний, оказывающих услуги по проверке отчетности.

Несомненным плюсом в привлечении аудиторской фирмы является то, что эксперты составляют акт передачи дел главного бухгалтера при увольнении. Разумеется, такая услуга платная.

Однако юристы рекомендуют все-таки не пожалеть средств на работу аудитора. Акт передачи при увольнении главного бухгалтера предприятие может разработать и оформить самостоятельно.

Однако аудиторская компания сначала проведет ревизию всей отчетности, на основании которой сформирует заключение. В соответствии с ним уже будет составлен акт передачи главного бухгалтера при увольнении (образец документа представлен в статье).

Проблемы проверки

Если новому сотруднику придется выполнять ревизию самостоятельно, ему необходимо принять меры, чтобы предотвратить ответственность за ошибки предыдущего бухгалтера. Безусловно, всю документацию проверить невозможно.

К примеру, бумаги, составленные больше трех, но меньше пяти лет, просматривать вовсе не обязательно. Нужно только проверить наличие такой документации или факт ее сдачи в архив. Согласно ФЗ № 129, хранение первичных бумаг осуществляется в течение не менее 5 лет.

В 23 статье НК этот срок уменьшен на год. Однако специалисты рекомендуют руководствоваться ФЗ. Более того, архивное законодательство также закрепляет минимальный пятилетний срок. Что касается документации, оформленной менее 3-х лет назад, то их придется проверить.

Согласно 87 статье НК, контрольные органы вправе проинспектировать деятельность предприятия за прошедшие 3 года. Если за это время на фирме проводилась налоговая проверка, новому главному бухгалтеру необходимо изучить составленный по ее результатам акт.

В этом случае сотрудник может проверить только ту документацию, которая оформлялась после инспектирования.

Передача дел при увольнении главного бухгалтера

Образец документа, оформляемого при сдаче документации прежним сотрудником, может быть аналогичным описи. Однако, по мнению экспертов, этого недостаточно для последующей работы нового сотрудника. В акт следует включить сведения обо всех остатках по счетам, выявленным при инвентаризации.

При этом вопрос о необходимости ее выполнения остается сегодня спорным. Некоторые сотрудники проводят только ревизию финансов. В частности, проверяются остатки по счетам и по кассе, кредиторская и дебиторская задолженности.

Другие бухгалтеры считают необходимой инвентаризацию и основных средств, а также материально-производственных запасов.

Нормативные предписания

С одной стороны, в соответствии с требованиями, предусмотренными Минфином, увольнение главного бухгалтера должно сопровождаться инвентаризацией в обязательном порядке. Соответствующее предписание закреплено в письме министерства № 49 от 1995 г., а также в Положении по ведению отчетности.

Но сегодня бухгалтеры почти никогда не подписывают договор о полной материальной ответственности. Вместе с тем, руководители, в соответствии со статьей 243 ТК, вправе возлагать ее на сотрудника. Если соответствующий пункт присутствует в трудовом договоре, то работник должен провести инвентаризацию.

Если ответственность не закреплена, а времени на сдачу документации мало, то информации об ОС и МПЗ, отраженной в годовом балансе за последний отчетный год можно поверить. Однако в таком случае целесообразно просмотреть результаты недавней инвентаризации, а также карточки по основным средствам.

Эти сведения следует сопоставить с данными, присутствующими в годовом отчете. В некоторых случаях новые работники настаивают на формировании передаточного баланса. Однако эта идея далеко не всегда реализуется уходящими работниками.

Соответственно, на практике новые работники принимают документацию по последнему балансу.

Нюансы

Итоги проверки включаются в акт передачи дел. Эксперты рекомендуют новым сотрудникам не заносить в него сведения, которые не были проинспектированы. Проще говоря, если специалист проверил остатки, к примеру, по сч.

50, 01, 02, 62, 70, 51, то именно их и следует отражать в документе. Все нарушения, которые были выявлены, также описываются в акте.

В документе в обязательном порядке отражаются сведения о пропаже каких-либо бумаг или журналов.

Примерная форма документа

В акт передачи можно включить следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Основную часть.
  3. Заключение.

В общих положениях отражаются сведения по:

  1. Кассе и учету денег. В описании указывается, кто осуществляет финансовые операции (подотчетный сотрудник либо кассир), отразить условия хранения наличности, состояние записей в Книге, остаток средств, наличие иных ценностей.
  2. Учету расчетов. В описании указывается реальность дебиторской и кредиторской задолженностей, наличие безнадежных и просроченных обязательств, актов сверки, а также сумм, не отчисленных своевременно в бюджет.
  3. Соблюдению сроков представления отчетности.
  4. Учету материальных активов, ОС, НМА. В этой части приводятся сроки и результаты последней инвентаризации, указываются в каком состоянии находятся описи, карточки, книги, Ф. И. О. и должности ответственных лиц.
  5. Оформлению и хранению документации. В описании указывается срок, в течении которого бумаги находятся на предприятия, а также конкретный отдел (архив, бухгалтерия). Здесь также следует отметить, пронумерованы ли и подшиты ли бумаги в папках.
  6. Штатному расписанию, фонду зарплаты, наличию и заполнению налоговых карточек по ЕСН, НДФЛ, персонифицированному учету.

Также отдельно можно привести сведения об общей организации деятельности бухгалтерии. Здесь описывается характер распределения обязанностей между работниками, наличие бланков отчетности, должностных инструкций и пр.

В основном разделе приводится перечень первичной и бухгалтерской документации по описи, а также указываются остатки на проверенных счетах.

В заключении ставятся подписи прежнего сотрудника и нового работника, а также руководителя фирмы.

Дополнительно

Кроме прежнего и нового сотрудников, составленную опись должен подписать руководитель предприятия, а также члены комиссии (если она была сформирована). После этого производится замена банковской карты.

Стоит сказать, что до самого последнего дня своей работы все документы прежний сотрудник подписывает под контролем нового. Увольнение главного бухгалтера не должно остаться в тайне от налогового органа и контрагентов.

В ФНС и партнерам направляется уведомление о проведенной процедуре.

Реальная ситуация

К сожалению, в большинстве случаев приведенный выше алгоритм действий редко реализуется на практике. Связано это, как правило, исключительно с человеческим фактором. Увольнение главного бухгалтера – это проблема для предприятия. Процедура осложняется специфическим статусом сотрудника.

Источник: https://nedvizinform.com/otvetstvennost-glavnogo-buhgaltera-posle-uvolneniya/

Легализация трудовых отношений – Степновский район

Могла ли трудовая комиссия принять решение об уплате главным бухгалтером административного штрафа?

Назад

2019

С надеждой на лучшее

04.12.2019г

    3 декабря 2019 года состоялось  заседание   территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений в Степновском муниципальном районе Ставропольского края.     Об обеспечении работодателями прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям и о ходе реализации решений территориальной трехсторонней комиссии  по регулированию социально – трудовых отношений в Степновском муниципальном районе Ставропольского края  доложила начальник управления труда и социальной защиты населения администрации Степновского муниципального района Ставропольского края Шарлай Т.И.     О плане работы комиссии проинформировала координатор комиссии Тупица Ирина Сергеевна.

    В заключении Ирина Сергеевна определила задачи на 2020 год. По итогам работы комиссии были приняты решения.

О прогнозе социально – экономического развития, основных направлениях  бюджетной, налоговой и долговой политики  и предложениях сторон социального партнерства  в бюджет района на 2020  и на период до 2022 года
02.12.2019 г


13 ноября 2019 года проведено  заседание территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений в Степновском муниципальном районе Ставропольского края. Согласно повестки заседания были рассмотрены вопросы. О прогнозе социально – экономического развития Степновского муниципального района на 2020 год и на период до 2022 года, об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Степновского муниципального района Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы информировали стороны социального партнерства начальник отдела экономического развития администрации Степновского муниципального района Ставропольского края Григорьева Н. А.  и начальник Финансового управления администрации Степновского муниципального района Ставропольского края Гартлиб А. Ф. По второму вопросу  стороны социального партнерства  внесли свои предложения в бюджет Степновского муниципального района на 2020 год, предусмотрев бюджетные ассигнования на: выплату минимальной заработной платы работникам муниципальных учреждений в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а также обеспечения дифференциации уровня заработной платы работников в зависимости от объёмов, качества, сложности выполняемой работы; компенсационные выплаты работникам учреждений социальной сферы, без включения этих выплат в состав МРОТ (в целях реализации по-становления Конституционного суда Российской Федерации от 11.04.2019 №17-П); поддержание достигнутых уровней средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», до целевых показателей, определенных этими Указами; индексацию заработной платы работников муниципальных учреждений бюджетной сферы, на которых не распространяется действие Указов Президента Российской Федерации, а также муниципальных служащих в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации; реализацию статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации в части проведения профессионального обучения, дополнительного профессионального образования работников муниципальных учреждений социальной сферы в условиях внедрения профессиональных стандартов; оплату командировочных расходов, связанных с повышением квалификации и переподготовкой работников муниципальных учреждений; выполнение обязательств администрации  Степновского муниципального района  в районном  трехстороннем соглашении; финансирование в полном объёме целевых программ Степновского муниципального района; финансирование обязательных психиатрических освидетельствований работников муниципальных образовательных  учреждений; проведение специальной оценки условий труда работников  муниципальных казенных учреждений в соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда»; финансирование и индексацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, включая заведующих библиотеками и библиотекарей муниципальных образовательных учреждений.

По итогам заседания комиссии  по вынесенным вопросам были выработаны решения.

«Серая зарплата» нарушает социальные права  работников
02.12.2019 г


Управление труда и социальной защиты населения администрации Степновского муниципального района Ставропольского края информирует, что неофициальная выплата заработной платы («серая зарплата») влечет за собой не только  нарушение действующего законодательства, но и ущемление социальных прав работников, в частности, права на достойное пенсионное обеспечение с наступлением пенсионного возраста.     От размера официальной заработной платы напрямую зависит размер будущей пенсии  работающих граждан, поскольку именно оплата труда является основой для начисления  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.     С января 2015 года количество баллов, заработанных за трудовую деятельность, напрямую зависит от страховых взносов, которые уплачивает за гражданина работодатель, а значит  от размера официальной или «белой» зарплаты. Бывают случаи, когда только к выходу на пенсию  рекомендует всем работающим гражданам  ознакомиться с Выпиской о состоянии  индивидуального лицевого счета. Сделать это можно зайти в «Личный кабинет застрахованного лица» на сайте ПФР.     В работе по легализации зарплаты сложно добиться положительных результатов без участия самих граждан, и призываем  всех трудящихся занять активную позицию в данном вопросе – выбирать работу на предприятиях, где платят «белую» зарплату.     Каждый работник имеет право потребовать от руководства предприятия, в котором работает, исполнить обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование или обратиться в суд о защите своих пенсионных прав.     Борьба с «серыми» зарплатами является одной из важных задач в области защиты прав и законных интересов конкретного человека и ведется на межведомственном уровне.   

Последствия уклонения от оформления трудового договора

02.12.2019 г

Борьба с не оформлением  трудовых отношений является одной из важных задач в области прав и законных интересов конкретного человека и ведется на межведомственном уровне.

         За уклонение  от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско – правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусмотрена административная ответственность  в виде административного штрафа на должностных лиц; на лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица; на юридических лиц. При повторном  нарушении должностное лицо будет дисквалифицировано, а штраф для юридического  лица возрастет (ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).     Работа без оформления официальных трудовых отношений влечет за собой определенные последствия. В этом случае работодатели не регистрируют своих работников и не производят  начисление обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.     Свою роль должна сыграть активная гражданская позиция самих работников и осознание бизнесом своей социальной ответственности в вопросах оформления трудовых отношений.

    Если Вам или Вашим близким  выплачивают заработную плату «в конверте», работодатель уклоняется от заключения трудового договора, обратитесь по телефону 8(86563) 31291, а также в Государственную инспекцию труда в Ставропольского края по телефону 8(8652) 717212.

В трудовых отношениях дискриминация запрещена

02.12.2019 г

    Под дискриминацией понимается нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости  от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным  объединениям или каким – либо социальным группам.

    К обстоятельствам, которые не могут рассматриваться как дискриминационные, относятся различия, исключения, предпочтения, а также ограничения прав работников, которые:     определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными  федеральным  законом; либо     обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо      установлены законодательством  в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания  оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном  порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.     Работодатель не вправе в объявлении на вакантную  должность указывать требования к возрасту соискателя        Запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения, о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных  преимуществ в зависимости в т.ч. от возраста.     Требование к кандидату на замещение вакантной должности о возрасте, не превышающем определенного предела, является дискриминационным.     За публикацию объявления о приеме на работу, содержащего ограничения дискриминационного характера, работодатель может быть привлечен к административной ответственности. При допущении дискриминации работодатель может быть привлечен  к ответственности:     административной. За публикацию объявления о приеме на работу, содержащего ограничения дискриминационного характера, необоснованный отказ соискателю в заключение трудового  договора, допущение иных форм дискриминации работодатель и / или его должностные лица могут быть привлечены к ответственности в виде уплаты административного штрафа;     гражданско – правовой. Суд может установить обязанность работодателя компенсировать  соискателю или работнику, чьи права нарушены, причиненный моральный вред.  Кроме того, суд может признать отказ в приеме на работу незаконным и обязать работодателя заключить трудовой договор с гражданином.     уголовной. За дискриминацию  виновное должностное лицо может быть осуждено к штрафу, обязательным, исправительным, принудительным работам, также оно может быть лишено права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишено  свободы.

    В Конституции Российской Федерации  закреплен принцип свободы труда, право каждого  гражданина свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать  род деятельности  и профессию, и предполагает обеспечение каждому человеку и гражданину возможности на равных условиях и без какой – либо дискриминации вступать в трудовые отношения.

Мониторинг результатов работы по снижению неформальной занятости в Степновском муниципальном районе Ставропольского края по состоянию на 07.10.2019

Источник: http://www.stepnoe.ru/city/UTSZN/legalizatsiya_trudovykh_otnosheniy/

Прокуратура разъясняет

Могла ли трудовая комиссия принять решение об уплате главным бухгалтером административного штрафа?

О привлечении к уголовной ответственности гражданина М.А.А.

за совершение незаконного сбыта наркотического средства и незаконного приобретения и хранения без цели сбыта наркотического средства в крупном размере.

Кировским городским судом Ленинградской области постановлен обвинительный приговор в отношении гр. М.А.А., который признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст.

228.1 УК РФ и ч.2 ст.228 УК РФ, а именно в совершении незаконного сбыта наркотического средства и незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотического средства в крупном размере.

Как установлено СЃСѓРґРѕРј РІ С…РѕРґРµ судебного следствия        РіСЂ. Рњ.Рђ.Рђ.

, имея умысел РЅР° незаконный сбыт наркотических средств, РІ С…РѕРґРµ проведения сотрудниками полиции РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Ленинградской области оперативно-розыскного мероприятия «РїСЂРѕРІРµСЂРѕС‡РЅР°СЏ закупка», Р·Р° денежное вознаграждение РІ размере 1000 рублей, незаконно умышленно сбыл              «РЎРјРёСЂРЅРѕРІСѓ РЎ.РЎ.», выступающему РІ качестве закупщика наркотического средства, пошкообразное вещество, являющегося смесью, содержащей наркотическое средство – метадон (фенадон, долофин), массой 0,09 грамма.

Он же, гр. М.А.А.

имея умысел РЅР° совершение преступления РІ сфере незаконного оборота наркотических веществ РІ РєСЂСѓРїРЅРѕРј размере, через сеть «Р�нтернет», Р·Р° денежное вознаграждение РІ размере 4000 рублей, незаконно умышленно приобрел, путем закладки Сѓ неустановленного лица, без цели сбыта, для личного употребления, РѕРґРёРЅ пакет СЃ пошкообразным веществом, являющееся смесью, содержащей наркотическое вещество метадон (фенадон, долофин), массой РЅРµ менее 9,08 грамма, что относится Рє РєСЂСѓРїРЅРѕРјСѓ размеру для данного РІРёРґР° наркотического средства. Данную смесь, содержащую наркотическое средство метадон (фенадол, долофин) РіСЂ.Рњ.Рђ.Рђ. незаконно хранил, без цели сбыта для личного употребления РїРѕ месту своего жительства РґРѕ проведения обыска сотрудниками полиции РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРјСѓ району Ленинградской области.

С учетом мнения государственного обвинителя гр. М.А.А.

по совокупности путем частичного сложения наказаний назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ прокуратурой поведена проверка исполнения РћРћРћ «Р•РІСЂРѕС‚ехнолоджипродакшн» требований трудового законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.

Установлено, что 63 работникам РћРћРћ «Р•РІСЂРѕС‚ехнолоджипродакшн» РІ нарушение СЃС‚. 84.1 Рё СЃС‚.

140 ТК РФ не произведен окончательный расчет при увольнении, а также 6 работникам организации не выплачена заработная плата за октябрь 2018 года.

         РџРѕ результатам проверки РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ прокуратурой РїСЂРёРЅСЏС‚ необходимый комплекс мер направленных РЅР° понуждение РћРћРћ «Р•РІСЂРѕС‚ехнолоджипродакшн» Рє выплате заработной платы.

Так, по постановлению прокурора юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 40136 рублей, за несвоевременную выплату заработной платы (ч.6 ст.5.27 КоАП РФ).

         Одновременно РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ прокуратурой РІ адрес генерального директора РћРћРћ «Р•РІСЂРѕС‚ехнолоджипродакшн» направлено представление РѕР± устранении нарушений трудового законодательства, которое рассмотрено Рё удовлетворено.

Благодаря принятым мерам руководством РћРћРћ «Р•РІСЂРѕС‚ехнолоджипродакшн» погашена задолженность РїРѕ окончательному расчету перед работниками РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ 7,1 млн.СЂСѓР±, Р° также задолженность РїРѕ заработной плате РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ 731 тыс.СЂСѓР±.

«РџРѕ представлению РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° наказаны должностные лица  ГБУЗ ЛО «РљРёСЂРѕРІСЃРєР°СЏ межрайонная больница», допустившие самовольный СѓС…РѕРґ шестилетнего ребенка РёР· детского отделения больницы».

РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ прокуратурой проведена проверка ГБУЗ ЛО «РљРёСЂРѕРІСЃРєР°СЏ межрайонная больница» РїРѕ факту самовольного СѓС…РѕРґР° РёР· учреждения здравоохранения 6-тилетнего мальчика.

Так проведенной проверкой установлено, что ОМВД по Кировскому району Ленинградской области в ходе проверки поступившего сообщения доставлен несовершеннолетний М., 2012 года рождения, который изъят из семьи как находящийся в социально-опасном положении в связи с неблагополучной обстановкой в семье.

Р’ отношении ребенка органами полиции составлен акт Рѕ признании мальчика безнадзорным, ребёнок помещен РЅР° педиатрическое отделение ГБУЗ «РљРёСЂРѕРІСЃРєР°СЏ РњР‘».

Источник: http://kirovsk-reg.ru/prok

Трудовая инспекция сможет взыскивать с работодателей долги по зарплате без суда. Госдума приняла такие поправки в первом чтении

Могла ли трудовая комиссия принять решение об уплате главным бухгалтером административного штрафа?

Сейчас для взыскания с работодателя задолженности по зарплате и другим платежам работнику нужно обратиться в суд. Рассмотрение такого дела в суде может занять несколько месяцев. Также понадобится время на передачу исполнительного листа приставам или в банк.

Правительство РФ предложило возложить на трудовую инспекцию полномочие взыскивать с работодателя долги по зарплате без суда. То есть инспектор труда сам вынесет постановление о взыскании с работодателя денег в пользу работника и передаст его приставам.

Пакет законопроектов с такими поправками Госдума приняла в первом чтении.

На рассмотрении Госдумы находятся два правительственных законопроекта, в которых предлагается разрешить государственной инспекции труда взыскивать долги по заработной плате с работодателей без обращения в суд.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

Один из них — законопроект № 755304-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику». Госдума приняла его в первом чтении 19.09.2019. В нем содержатся поправки в Трудовой кодекс, касающиеся новых полномочий трудовой инспекции.

Второй — это сопутствующий законопроект № 755318-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“ в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику“». В нем предусмотрена процедура исполнения решения инспектора труда о принудительном взыскании зарплаты с работодателя. Госдума приняла этот законопроект в первом чтении 24.09.2019.

Как трудовая инспекция будет взыскивать долги с работодателей?

В законопроекте № 755304-7 предлагается наделить государственных инспекторов труда полномочиями по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате денег работникам. Речь идет о начисленной, но не выплаченной работнику заработной плате и других выплатах, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Предполагается такой порядок взыскания: по результатам проверки (например, по жалобе работника) государственный инспектор труда выдаст работодателю предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы. Если работодатель не выполнит это предписание в предусмотренный в нем срок, то инспектор труда оформит решение о принудительном исполнении обязанности по выплате зарплаты. Такое решение он должен принять не позднее одного месяца после истечения указанного в предписании срока. А если работодатель обжаловал предписание в судебном порядке, то инспектор должен будет вынести решение не позднее одного месяца после вступления в законную силу решения суда о признании законным данного предписания.

Решение государственного инспектора труда о принудительном исполнении одновременно является исполнительным документом.

В течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения инспектор должен будет направить его работодателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Работодатель вправе в течение десяти дней со дня получения обжаловать данное решение в суде.

Затем инспектор труда направит это решение для исполнения в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Он должен будет это сделать по истечении срока обжалования решения о принудительном исполнении, а в случае его обжалования — после вынесения судом решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

В решении государственного инспектора труда о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате должны содержаться отметка о вручении решения работодателю и сведения о реквизитах банковского счета взыскателя.

На кого не будет распространяться упрощенный порядок?

Положения о праве трудовой инспекции взыскивать долги по зарплате самостоятельно не будут применяться по отношению к взысканию с банков зарплатной задолженности перед некоторыми банковскими работниками.

В частности, перед теми, которые занимают должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, руководителя, главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров банка.

Как будет исполняться решение инспектора труда?

Предложенный законопроектом № 755318-7 порядок исполнения решения о принудительном исполнении предусматривает, что при наличии на счетах работодателя денег взыскание задолженности осуществляется в бесспорном порядке полностью или частично, обеспечивая тем самым внесудебную защиту трудовых прав работников.

Аналогичный порядок взыскания денежных средств со счетов должника в настоящее время применяется в рамках принудительного исполнения удостоверений, выдаваемых комиссиями по трудовым спорам.

При этом большая часть исполнительных производств, возбужденных на основании данных исполнительных документов, как правило, оканчивается в двухмесячный срок и без применения иных мер принудительного исполнения, в том числе ареста и реализации имущества должников.

В проекте предусмотрен такой порядок исполнения: пристав должен вынести постановление о возбуждении исполнительного производства.

Одновременно он обязан запросить у банков и иных кредитных организаций сведения о видах и номерах банковских счетов работодателя, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

По истечении срока для добровольного исполнения пристав вынесет постановление, содержащее требование о взыскании денежных средств с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, и не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направит его в соответствующий банк или иную кредитную организацию.

Банк или иная кредитная организация должны будут незамедлительно перечислить деньги со счетов должника на указанный в постановлении счет взыскателя.

Исполнительное производство по исполнению решения о принудительном исполнении будет окончено, если в течение двух месяцев на счетах работодателя не окажется денег.

В этом случае пристав вынесет постановление об окончании исполнительного производства. Экземпляр этого постановления он направит в форме электронного документа инспектору труда.

Принять к сведению

Что уже сейчас грозит работодателям за невыплату зарплаты работникам?

Административная ответственность (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ)

Работник может пожаловаться в Государственную инспекцию труда на задержку или невыплату зарплаты. В этом случае инспекция проведет внеплановую проверку и привлечет работодателя к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа:

  • для должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;

  • для индивидуальных предпринимателей — от 1000 до 5000 руб.;

  • для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Если работодателя привлекают к ответственности за это нарушение не в первый раз, то должностным лицам будет грозить штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет, индивидуальным предпринимателям — штраф от 10 000 до 30 000 руб., юридическим лицам — от 50 000 до 100 000 руб.

Уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ)

Если работодатель выплачивает зарплату не полностью (менее половины суммы) свыше трех месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности, то руководителю организации работодателю — физическому лицу, руководителю филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации может грозить уголовная ответственность. В частности, штраф в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до одного года.

Важно, что уголовная ответственность может наступить, только если будут доказательства корыстной или иной личной заинтересованности, например, того, что руководитель или иное лицо имели реальную финансовую возможность для выплаты или не имели такой возможности из-за своих неправомерных действий (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»).

Полная невыплата работнику зарплаты и других выплат свыше двух месяцев, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности, может обернуться штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб.

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если эти деяния повлекли тяжкие последствия, то наказание — штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Лицо, впервые совершившее преступление по этой статье, могут освободить от уголовной ответственности, если оно в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасит задолженность, а также уплатит проценты (выплатит денежную компенсацию) и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Приостановление работы (ст. 142, 379 ТК РФ)

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Не допускается приостановление работы в исключительных случаях, например, если в трудовые обязанности работников входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения: энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, деятельность станций скорой и неотложной медицинской помощи.

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. При этом за ним сохраняется средний заработок.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Выплата компенсации (ст. 236 ТК РФ)

При нарушении работодателем срока выплаты заработной платы или других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации).

Проценты должны быть не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

При неполной выплате в срок заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Повышенный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть установлен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Банкротство работодателя

Работник вправе подать заявление в суд о банкротстве работодателя. Минимальный размер задолженности перед работником должен составлять не менее 300 000 руб.

, а продолжительность просрочки в выплате зарплаты — не менее трех месяцев. При этом работники имеют возможность объединить свои требования (п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 39 Федерального закона от 26.10.

2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Источник: https://www.eg-online.ru/article/407011/

СтражЗакона
Добавить комментарий