Увольнение работников всегда несет определенный риск для работодателя. Даже тогда, когда работник увольняется по собственному желанию, он может восстановиться на работу. Что уж говорить про случаи увольнения по инициативе работодателя. Исходя из статистики по судебным спорам, все больше работников идут защищать свои права после увольнения.
И тут работодателю необходимо знать, что важно не только соблюсти процедуру прекращения трудового договора: правильно оформить документы, успеть в сроки ознакомления и выдачи необходимых документов, но и не менее важно четко понимать так называемые «неприкасаемые категории» работников, которых уволить по инициативе работодателя, а именно по отдельным основаниям 71 и 81 статей Трудового кодекса РФ, нельзя.
Каждый работодатель знает, что по многим основаниям, например, по сокращению численности или штата нельзя уволить одинокую мать с ребенком до 14 лет.
И если ранее под одинокой матерью понималась очень небольшая категория работниц, у которых в свидетельстве о рождении ребенка в графе «отец» был прочерк или были вписаны ФИО, но при этом имелась справка о том, что данные об отце внесены со слов матери. Все значительно усложнилось после того, как вышло Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.
2014 N 1 “О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних”. В п.
28 этого Постановления указано, что при разрешении споров о незаконности увольнения судам следует исходить из того, что к одиноким матерям по смыслу данной нормы может быть отнесена: женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающая их без отца, в частности, в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях.
Обратите внимание, что толкование термина «одинокая» мать Пленумом Верховного суда настолько широко, что очень многие работницы могут попадать под эту льготу.
И одинокие матери – это не единственные категории, которых нельзя увольнять по отдельным основаниям. Ниже представляю Вашему вниманию краткую шпаргалку по льготным категориям и документам, которые работник должен представить, чтобы подтвердить свою льготу на запрет на увольнение. Надеюсь, материал будет Вам полезен в работе.
Беременная женщина
– Справка о беременности из медицинской организации
– Нельзя увольнять по инициативе работодателя, то есть по ст. 71 и 81 Трудового кодекса РФ, кроме случаев ликвидации.
– Статья 261 Трудового кодекса РФ
Работник в отпуске
– приказ об отпуске в самой организации (независимо от вида отпуска)
– Нельзя увольнять по инициативе работодателя, то есть по ст. 71 и 81 Трудового кодекса РФ, кроме случаев ликвидации.
– Статья 81 Трудового кодекса РФ
Работник в период нетрудоспособности
– отсутствие у работодателя сведений о нахождении работника
– Нельзя увольнять по инициативе работодателя, то есть по ст. 71 и 81 Трудового кодекса РФ, кроме случаев ликвидации.
– Статья 81 Трудового кодекса РФ
Женщина, имеющая ребенка в возрасте до трех лет
– свидетельство о рождении ребенка, справка о рождении
– Нельзя увольнять по инициативе работодателя, за исключением ликвидации, виновных действий предусмотренных ст. 5-8, а также 10 и 11 81 статьи Трудового кодекса РФ, а также ст. 336 п.2.
– Статья 261 Трудового кодекса РФ
Одинокая мать, воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет
– См. понятие одинокой матери в толковании Пленума Верховного суда №1 + свидетельство о рождении ребенка + документы, подтверждающие инвалидность ребенка
– Нельзя увольнять по инициативе работодателя, за исключением ликвидации, виновных действий предусмотренных ст. 5-8, а также 10 и 11 81 статьи Трудового кодекса РФ, а также ст. 336 п.2.
– Статья 261 Трудового кодекса РФ
Одинокая мать, воспитывающая малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет
– См. понятие одинокой матери в толковании Пленума Верховного суда №1 + свидетельство о рождении ребенка
– Нельзя увольнять по инициативе работодателя, за исключением ликвидации, виновных действий предусмотренных ст. 5-8, а также 10 и 11 81 статьи Трудового кодекса РФ, а также ст. 336 п.2.
– Статья 261 Трудового кодекса РФ
Лицо, воспитывающее малолетнего ребенка в возрасте до 14 лет без матери
– свидетельство о рождении ребенка, где работник указан как отец + свидетельство о смерти матери + (при необходимости подтверждение статуса опекуна, попечителя данного ребенка)
– Нельзя увольнять по инициативе работодателя, за исключением ликвидации, виновных действий предусмотренных ст. 5-8, а также 10 и 11 81 статьи Трудового кодекса РФ, а также ст. 336 п.2.
– Статья 261 Трудового кодекса РФ
Родитель (иной законный представитель ребенка), являющийся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет
– свидетельство о рождении ребенка с указанием того, что работник является родителем + документы, об инвалидности ребенка + (при необходимости, подтверждение статуса опекуна, попечителя данного ребенка)
– Нельзя увольнять по инициативе работодателя, за исключением ликвидации, виновных действий предусмотренных ст. 5-8, а также 10 и 11 81 статьи Трудового кодекса РФ, а также ст. 336 п.2.
– Статья 261 Трудового кодекса РФ
Единственный кормилец ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях
– Свидетельства о рождении трех и более детей (возможно – удостоверение многодетности на данного работника) + справка из органов социальной защиты о том, что второй родитель в трудовых отношениях не состоит (при необходимости, подтверждение статуса опекуна, попечителя данных детей)
– Нельзя увольнять по инициативе работодателя, за исключением ликвидации, виновных действий предусмотренных ст. 5-8, а также 10 и 11 81 статьи Трудового кодекса РФ, а также ст. 336 п.2.
– Статья 261 Трудового кодекса РФ
Источник: https://hr.superjob.ru/raznoe/ostavit-nelzya-uvolit-kakie-rabotniki-imeyut-immunitet-ot-uvolneniya-1211/
Содержание
- 1 Индексация зарплат и увольнение работников: зоны риска для работодателей
- 2 Увольнение с военной службы и исключение из списков личного состава воинской части
- 3 Работник может отозвать заявление об увольнении до конца дня увольнения // Обзор дела № 46-КГ19-8
- 4 Вс разрешил увольнять военных, имеющих только служебное жилье
- 5 Водителя лишили прав: когда оформлять отстранение, а когда — увольнение
Индексация зарплат и увольнение работников: зоны риска для работодателей
В стремлении социально защитить работника от «жадности» работодателя законодатель предусмотрел в Трудовом кодексе РФ норму, предусматривающую гарантии обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Одной из мер в рамках таких гарантий ст.
134 ТК РФ называет индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен (инфляцией).
Учитывая социальный характер нашего государства, данная норма должна бы смотреться в трудовом законодательстве вполне логично, однако именно она является яблоком раздора в типичном треугольнике «компания — сотрудник — трудовая инспекция».
Даже беглый взгляд на судебную практику показывает: и суды порой путаются в формулировках ТК РФ.
В экономически неустойчивые времена, а именно такой период переживает наша страна сегодня, помимо проблем с достойной оплатой труда работодателю приходится решать и множество юридических коллизий, связанных, как теперь модно говорить, с оптимизацией штата. И в этих вопросах юристам компаний приходится лавировать между духом и буквой закона. Обо всем этом шла речь на деловом завтраке «Трудовое право 2019: актуальные вопросы и судебная практика», организованном Международной юридической фирмой CMS Russia.
Индексация зарплат в наши дни — тема весьма интересная и важная как с юридической точки зрения (так как она непонятна многим юристам, существует множество точек зрения на нее с позиций и правоприменения, и судебной практики), так и для работодателей.
При правильном решении вопроса об индексации заработных плат в компании можно соблюсти необходимый баланс интересов, обеспечить реальное содержание заработной платы (мы все понимаем, что человек, 10 лет назад получавший условные 10 000 руб.
, сегодня, в силу инфляционных процессов, получает гораздо меньше) и снизить риски работодателя по этому бремени. А если работодатель будет индексировать доходы своих работников в том размере, в котором это представляет себе Минтруд, очевидно, что расходы у компании увеличатся значительно.
На эту тему выступил на мероприятии Валерий Федореев, партнер, глава практики трудового права CMS Russia.
Индексация: право или обязанность?
При ответе на вопрос, нужна индексация или нет, как правило, рассматривается только ст. 134 ТК РФ, где, собственно, о ней и говорится. Но этого явно недостаточно, утверждает В. Федореев, поскольку формулировка вышеупомянутой статьи примечательна своей крайней неопределенностью.
Цитируем документ
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья 134 ТК РФ
Как видим, в тексте данной статьи отсутствуют такие «волшебные» для любого юриста слова, как «обязан», «на величину не менее…» и т.д. Зато присутствуют размытые «включает» (что значит включает? в обязательном порядке или на усмотрение? всегда или единоразово?), «в связи с ростом» (в какой связи? на величину роста цен? или больше?).
Для того чтобы адекватно ответить на вопрос, обязательно проведение индексации заработных плат работодателем или нет, нужно рассматривать в комплексе сразу несколько статей ТК РФ.
Статья 2 говорит, что государство обязано обеспечивать государственные гарантии. В статье 130 утверждается, что меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, — это и есть государственная гарантия.
А из буквального прочтения ст. 134 ТК РФ следует, что эта государственная гарантия всего лишь включает в себя индексацию.
Если проанализировать эти статьи в комплексе, мы придем к логическому выводу о том, что сама по себе индексация — это не единственная мера. Что индексация не привязана жестко к индексу потребительских цен.
И что коммерческие организации могут устанавливать любые правила и требования в отношении размеров, порядка, периодичности, условий индексации зарплат.
Впрочем, Конституционный суд РФ с такой логикой не согласен.
В 2010 г. компания Coca-Cola обратилась в Конституционный суд РФ с просьбой разъяснить положения ст. 134 ТК РФ. КС РФ и разъяснил. Толкование высшей судебной инстанции свелось к следующим трем постулатам:
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда и включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен. Данная гарантия должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
Правовое регулирование ст. 134 ТК РФ не позволяет работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, лишить работников такой гарантии и уклониться от установления индексации.
Источник: https://www.eg-online.ru/article/397914/
Увольнение с военной службы и исключение из списков личного состава воинской части
Увольнение с военной службы – это важный и заключительный этап прохождения военной службы, в котором зачастую военнослужащие сталкиваются со значительными нарушениями своих прав.
Это и увольнение с военной службы без достаточных к тому оснований за виновные действия, с нарушением установленной процедуры увольнения, увольнение с военной службы без согласия военнослужащего до обеспечения жильем по избранному месту жительства, или без полного удовлетворения положенным денежным довольствием или иными видами довольствия.
Нужно понимать, что законодательство не позволяет военнослужащему в одностороннем порядке отказаться от выполнения принятых на себя обязательств при заключении контракта о прохождении военной службы, как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ, дающим возможность работнику расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя за две недели.
Все предусмотренные действующим законодательством РФ основания увольнения с военной службы можно поделить на три категории: когда военнослужащий подлежит увольнению с военной службы независимо от желания самого военнослужащего и командования (п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы); когда военнослужащий может быть уволен с военной службы (п. 4 ст.
34 Положения о порядке прохождения военной службы), для увольнения по указанным основаниям в одних случаях достаточно желания (волеизъявления) самого военнослужащего, в других случаях инициатива исходит от командования, в третьих – увольнение производится на основании волеизъявления военнослужащего, но с согласия командования; когда военнослужащий имеет право на увольнение (п. 5 ст.
34 Положения о порядке прохождения военной службы).
В последнее время законодательство было значительно ужесточено, в связи с чем, военнослужащие в настоящее время, по общему правилу, лишены возможности выбирать основания своего увольнения с военной службы.
Так, если военнослужащего увольняют за виновные действия, такие как: несоблюдение условий контракта, нарушение запретов, утрата доверия, лишение воинского звания, вступление в законную силу приговора суда, отчисление из военной профессиональной образовательной организации и при этом у него имеется другое основание, например, достижение предельного возраста пребывания на военной службе, признание негодным или ограниченно годным к военной службе, организационно-штатные мероприятия, такой военнослужащий не может настаивать на увольнении по другому основанию, избранному им.
Увольнение по собственному желанию с военной службы возможно тогда, когда у военнослужащего есть на то уважительные причины (очевидно те, что не указаны в п. 5 ст.
34 Положения о порядке прохождения военной службы) – по заключению аттестационной комиссии.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации “Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.”.
Образец рапорта на увольнение с военной службы по собственному желанию можно посмотреть и скачать здесь.
Не всегда, правда, у военнослужащего имеются основания, позволяющие ему ходатайствовать об увольнении по собственному желанию, или его рапорт при наличии даже таких оснований не был удовлетворен, поскольку аттестационная комиссия подготовила отрицательное заключение. Оснований для обжалования такого решения нет, так в данном случае, как указано выше, увольнение по указанному основанию ВОЗМОЖНО, но не обязательно.
Так, п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г.
№ 8 “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих” разъяснено, что “Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.”
При этом некоторые военнослужащие, несмотря на проводимые реформы, увеличение денежного довольствия военнослужащих, повышенное внимание в последнее время к проблемам армии, все же хотят уволиться с военной службы, но не знают как это сделать с минимальными для себя потерями. Если Вы решили досрочно уволиться с военной службы (расторгнуть контракт), но не знаете как это можно сделать, Вы можете обратиться к нам за консультацией, мы подскажем как можно уволиться с военной службы с минимальными для Вас правовыми последствиями.
При этом, следует помнить, что в соответствии с п. 5.1. ст.
34 Положения о порядке прохождения военной службы на военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами “а” (в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта), и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, в каких случаях нарушение условий контракта признается существенным и (или) систематическим.
Возможно Вам пригодится Определение СК по ДВ Верховного Суда РФ от 3.12.15 г.
№ 208-КГ15-9 согласно которому, бездействие командующего по вопросу перевода военнослужащего к новому месту военной службы в порядке плановой замены признано судом существенным и систематическим нарушением в отношении него условий контракта, со всеми вытекающими последствиями.
При этом следует помнить, что согласно п. 6 Постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г.
№ 9 “О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих” предусмотренные статьей 256 ГПК РФ сроки для обращения в суд с заявлением об оспаривании отказа командования в расторжении контракта о прохождении военной службы в связи с систематическим нарушением его условий исчисляются со дня, когда военнослужащему стало известно о последнем таком отказе.
Поскольку действующее законодательство связывает право на реализацию наиболее значимых социальных гарантий (на жилищное, санаторно-курортное, пенсионное обеспечение, получение единовременной выплаты) с основанием, по которому военнослужащий уволен с военной службы, так важно, чтобы увольнение с военной службы было проведено в точном соответствии с законом.
Полномочия должностных лиц по увольнению с военной службы определены приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 г. N 3733 “О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий”
Образец рапорта об увольнении с военной службы по ОШМ, состоянию здоровья, собственному желанию можно найти и скачать здесь (выбирайте в виде документа – “рапорт”).
Рапорт на увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (скачать)
Образец рапорта на увольнение с военной службы по истечении срока контракта (скачать)
Образец рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием не годным к военной службе (скачать)
Образец рапорта об увольнении с военной службы по ОШМ (скачать)
Образец рапорта об увольнении с военной службы в связи с нарушением в отношении военнослужащего условий контракта (скачать)
Образец рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием ограниченно годным к военной службе после обеспечения жильем/ жилищной субсидией (скачать)
Образец рапорта об увольнении с военной службы по семейным обстоятельствам (скачать)
Образец рапорта об увольнении с военной службы по собственному желанию (скачать)
Если Вы считаете, что Вас незаконно уволили с военной службы, или наоборот не увольняют с военной службы, Вам не зачли какие-либо периоды военной службы, необходимые для назначения военной пенсии в выслугу лет, Вам требуется помощь военного юриста или консультация военного юриста по вопросам увольнения с военной службы, выбора и изменения основания увольнения с военной службы, исключения из списков личного состава воинской части или восстановления на военной службе в судебном порядке, если нужно представить Ваши интересы в суде, Вы можете обратиться к нам.
Звоните, пишите, задавайте вопросы военным юристам, мы будем рады помочь Вам!
Нужна помощь военного юриста по повпросам увольнения с военной службы?
Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по вопросам увольнения на понятном человеческом языке?
Нужен образец заявления, иска в суд?
Заходите: http://www.voensud-mo.ru/
Пишите: sud-mo@yandex.ru
Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)
Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:
– разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.
СПАСИБО!
С уважением,
команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»
Источник: http://voensud-mo.ru/resign
Работник может отозвать заявление об увольнении до конца дня увольнения // Обзор дела № 46-КГ19-8
Работник обратился в суд с иском к обществу о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 6 июня 2018 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 августа 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Позиция истца:
Директор Общества предложил работнику написать заявление об увольнении по собственному желанию, которое в этот же день в присутствии своего представителя им было отозвано путем направления соответствующего заявления по почте в отдел кадров.
Позиция ответчика:
Доводы работника о своевременном отзыве им заявления об увольнении по собственному желанию несостоятельны, поскольку отзыв заявления об увольнении совершен им путем направления соответствующего заявления в адрес Общества уже после издания директором Общества приказа об увольнении работника с работы, получения им окончательного расчета и трудовой книжки, то при издании работодателем приказа об увольнении работника его отзыв заявления об увольнении не мог быть учтен работодателем.
Судебное постановление:
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2019 N 46-КГ19-8 решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 6 июня 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21 августа 2018 г. отменены.
Доводы суда:
В силу части четвертой статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации до истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление.
Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.
В подпункте “а” пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г.
N 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации” разъяснено, что расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением.
Если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника.
Из приведенных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что федеральный законодатель создал правовой механизм, обеспечивающий реализацию права граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, который предусматривает в том числе возможность работника беспрепятственно в любое время уволиться по собственной инициативе, подав работодателю соответствующее заявление, основанное на добровольном волеизъявлении, предупредив об увольнении работодателя не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом, а также предоставляет возможность сторонам трудового договора достичь соглашения о дате увольнения, определив ее иначе, чем предусмотрено законом. Для защиты интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении за работником закреплено право отозвать свое заявление до истечения срока предупреждения об увольнении (если только на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому не может быть отказано в заключении трудового договора). Работник не может быть лишен права отозвать свое заявление об увольнении по собственному желанию и в случае если работник и работодатель договорились о расторжении трудового договора по инициативе работника до истечения установленного срока предупреждения. При этом работник вправе отозвать свое заявление об увольнении по собственному желанию до истечения календарного дня, определенного сторонами как окончание трудового отношения.
Ввиду этого утверждение судебных инстанций о том, что заявление работника об отзыве заявления об увольнении по собственному желанию не могло быть учтено работодателем, так как оно было направлено им после издания приказа об увольнении, получения полного расчета и трудовой книжки, не основано на нормах трудового законодательства, предоставляющих работнику право отозвать свое заявление об увольнении до прекращения трудовых отношений.
Источник: https://zakon.ru/Blogs/rabotnik_mozhet_otozvat_zayavlenie_ob_uvolnenii_do_konca_dnya_uvolneniya__obzor_dela__46-kg19-8/78931
Вс разрешил увольнять военных, имеющих только служебное жилье
Верховный суд России признал законным увольнение военнослужащих, имеющих только служебное жилье. Они могут жить в казенных апартаментах до того момента, когда получат собственную крышу над головой. Никто экс-служивых не выселит.
Но главный вопрос в другом: теперь отставника не будут держать в списках части, пока он ждет личное жилье. Соответственно, никакого оклада человеку не положено, жить в казенной квартире придется полностью за свой счет.
Для военнослужащих, задумывающихся уже об отставке, это по-настоящему больной вопрос. Не каждому офицеру везет оказаться перед увольнением в том самом месте, где он и хотел бы жить после отставки, да еще успеть получить там личное жилье.
Зато нередко человеку приходится увольняться из дальнего гарнизона. Вполне естественно, что служивый в таком случае хочет получит жилье где-то поближе к цивилизации.
В итоге человек может на несколько лет оказаться в подвешенном состоянии, так как жилье в хороших местах быстро не дают. Раньше увольняемого служивого могли держать в списках части столько, сколько нужно для получения личного жилья.
Но теперь на время ожидания военных стали снимать в части с довольствия.
Консультация юриста: Возмещение стоимости проезда в военные санатории
В октябре Верховный суд рассмотрел в кассационном порядке несколько подобных дел. Двое истцов увольнялись со службы по организационно-штатным мероприятиям, один – по достижению предельного возраста.
По закону человека, прослужившего не менее десяти лет, нельзя уволить без жилья. Раньше, когда время увольнения настигало офицера в неподходящем для него месте, действовал такой порядок: человека выводили в распоряжение, то есть он числился на службе, не занимая конкретной должности.
Он получал определенный оклад и ждал положенную квартиру. Такое подвешенное состояние могло продолжаться годами. Ничего особенного от без пяти минут отставника не требовали: время от времени ему надо было появляться на службе. Иногда ему могли давать какие-то несложные поручения. Но главной его задачей было ждать.
Причем, он мог ждать и в служебном жилье.
Но теперь порядок изменился. Воинские части начали исключать из своих списков военнослужащих, имеющих служебное жилье. Например, один из истцов служил в поселке Горячий пляж на острове Кунашир на Курилах.
Он был летчиком в пограничной авиации, дослужился до подполковника, стаж имел более 10 лет. Однако в марте 2008 года его признали негодным к летной работе. Служить же на земной должности подполковник не захотел.
Осенью того же года он был уволен в запас, но затем почти шесть лет оставался в списках части. Все это время он жил в служебной квартире в военном городке.
Однако летом прошлого года его решили исключить из списков части, то есть сделать на 100% отставником.
“В ходе беседы в связи с предстоящим увольнением командованием было доведено до истца, что в связи с тем, что он обеспечен по месту военной службы служебным жильем, он будет уволен и исключен из списков личного состава Отряда с оставлением в списке нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства”, говорится в материалах Верховного суда. Проще говоря, права на жилье человека не лишили, он будет по-прежнему ждать. Но на службе его держать уже не станут, и никакие оклады ему больше не положены.
Офицер попытался протестовать, и даже сдал свою квартиру. Но это ему не помогло. Командование пояснило, что выселять офицера никто не собирался. Более того, ему гарантировали, что он будет жить там, пока не получит собственное жилье.
Консультация юриста: Продление отпуска заболевшему военнослужащему
“К тому же, как следует из письменных объяснений врио командира Отряда, после сдачи заявителем служебного жилья оно никому не перераспределялось, в него никто не вселялся, а заявителю было предложено занять служебное жилое помещение до обеспечения жильем по избранному месту жительства”, говорится в материалах Верховного суда. В итоге Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда Российской Федерации сочла, что наличие служебного жилья у военнослужащего не препятствует его увольнению в запас.
В подобную же ситуацию попал майор К., служивший на Дальнем Востоке в одном из дальних гарнизонов. В 2010 году он был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Напомним, что в то время в армии шли большие сокращения. После отставки майор решил обосноваться в Казани, и написал соответствующий рапорт.
Так как квартиры там ему до сих пор не дали, он вынужден жить в том гарнизоне, в котором закончил службу.
До июля прошлого года майор числился в распоряжении, но затем его полностью исключили из списков части. Как пояснило командование, в 2012 году поселок, где служил офицер, был исключен из числа закрытых военных городков. А так как у человека есть служебное жилье, то держать в списках части офицера необязательно. Верховный суд с такой позицией согласился.
Как пояснила Судебная коллегия Верховного суда России по делам военнослужащих, согласно п.17 ст.
34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства.
Но, как говорится в том же пункте, “при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации”.
Источник: https://rg.ru/2015/11/07/uvolot-site.html
Водителя лишили прав: когда оформлять отстранение, а когда — увольнение
Прежде чем перейти к описанию алгоритма действий бухгалтера или работника кадровой службы в ситуации, когда суд лишил права управлять транспортными средствами работника, чья работа непосредственно связана с таким управлением, нужно отметить, что подобная ситуация может сложиться не только с водителями.
Трудовой кодекс предусматривает совершенно одинаковый алгоритм действий для всех случаев, когда сотрудники лишаются специального права, которое необходимо для выполнения трудовых обязанностей (ст. 76 и п. 9 ст. 83 ТК РФ). Это может быть лицензия у охранника, аттестат у аудитора, разрешение на ношение оружия у сотрудника службы безопасности и т.п.
Но все же чаще всего под карающую десницу правосудия попадают именно водители.
Изучите судебное решение
Если кадровик или бухгалтер узнал о лишении штатного водителя права управления транспортным средством, то первое, что ему следует сделать — это затребовать соответствующее судебное решение. Тут нужно учитывать, что согласно п. 1 ст. 3.8 КоАП РФ лишить специального права может принимать только суд.
При этом в период между составлением уполномоченным лицом (сотрудником ГАИ-ГИБДД) протокола о нарушении, предполагающим лишение прав, и до вступления в силу соответствующего решения суда сотрудник имеет все основания для продолжения работы. Ведь в этот период он права управления автомобилем не лишен.
Так что копия судебного решения в рассматриваемой ситуации просто необходима. Без нее никаких действий предпринимать нельзя. Копия решения должна быть у самого сотрудника, поскольку он является стороной разбирательства и ему она вручается в обязательном порядке (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ). Более того, пока решение не вручено, оно не может вступить в силу, т.к.
срок на обжалование отсчитывается именно с даты вручения (п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Соответственно, как только работник известил вас о том, что его лишают прав, надо поставить эту ситуацию на контроль, чтобы вовремя получить копию решения.
Если сотрудник обжаловал постановление суда, то работодателю потребуется также и копии всех последующих судебных актов, вплоть до того, который окончательно утвердит вердикт о лишении прав.
Еще один момент, на который нужно обратить внимание, — дата, с которой решение о лишении права управления транспортным средством вступает в силу. По общему правилу, если решение не обжаловано, то оно вступит в силу на 11-й день после его вручения сотруднику.
Поэтому если работник на суд не ходил и копию решения ему прислали по почте, то нужно обязательно потребовать конверт, на котором указана дата получения. Если конверт не сохранился, то лучше позвонить в канцелярию суда и уточнить дату вступления решения в силу.
Точно также рекомендуется поступить и в остальных случаях, когда есть сомнение относительно даты вступления решения в силу.
Наконец, третий момент, который имеет важнейшее значение для кадрового оформления последствий лишения сотрудника специального права, — это продолжительность лишения, определенная судом. Для целей кадрового учета важно знать, превышает этот срок два месяца или нет.
Краткосрочное лишение
Начнем с ситуации, когда суд определил водителю в качестве наказания лишение права управления транспортным средством на срок два месяца и менее.
В таком случае работодатель обязан лишь отстранить сотрудника от выполняемой работы — увольнять его он не имеет права (ст. 76 и п. 9 ст. 83 ТК РФ).
Дальнейшая судьба сотрудника в период лишения будет зависеть от того, есть ли в компании вакантные места, куда его можно перевести. Но обо всем по порядку.
Итак, сразу после получения вступившего в законную силу решения суда (либо в день вступления его в силу, если сотрудник принес решение раньше) работодатель должен издать приказ об отстранении сотрудника от работы, связанной с управлением транспортными средствами (ст. 76 ТК РФ).
Унифицированной формы для такого приказа Госкомстат не утвердил, поэтому организация разрабатывает его самостоятельно.
В качестве обязательных реквизитов такого приказа надо назвать данные отстраняемого сотрудника (ФИО и должность), информацию о решении суда, которым его лишили специального права (название суда, дата вынесения и дата вступления в силу, номер дела, ФИО судьи), а также срок лишения.
Если сотрудник обжаловал решение мирового судьи в вышестоящих инстанциях, то в приказе нужно привести реквизиты всех решений (как правило, они содержатся в последнем акте по делу и можно перепечатать формулировки непосредственно из него).
Затем в приказе нужно указать, что сотрудник отстраняется от выполняемой им работы, связанной с управлением транспортным средством. Дальнейшее оформление приказа зависит от того есть в организации должности, на которые можно перевести отстраненного, или нет.
Если вакансии есть
При наличии вакансий в приказе об отстранении никаких ссылок на статью 76 Трудового кодекса мы не делаем. Ведь статья 76 ТК РФ сформулирована так, что приказ об отстранении на основании этой статьи можно издавать, только если перевод сотрудника невозможен. А если вакансии имеются, то приказ об отстранении лучше оформить следующим образом.
Приказ издается на основании решения суда и без ссылки на статью 76 ТК РФ. Срок отстранения устанавливаем в виде условия — до решения вопроса о возможности его перевода на другую работу. Соответственно, формулировка приказа может быть примерно следующей.
«В связи со вступлением в силу и во исполнение решения суда (указываем все реквизиты решения, см. выше) о лишении Иванова И.И. права управления транспортным средством на срок два месяца, отстранить Иванова И.И.
от исполнения трудовых обязанностей водителя на срок до решения вопроса о возможности его перевода на другую должность».
Одновременно отдельными пунктами приказа можно привести перечень должностей, на которые возможен перевод, срок, в течение которого сотрудник может принять решение о переводе, и форму, в которой он должен это решение изложить. Такое оформление приказа избавит от необходимости готовить отдельную бумагу и вручать ее под подпись сотруднику, значительно ускорив весь процесс оформления.
Подготовленный приказ объявляем сотруднику под подпись. Если в приказе содержится перечень должностей для перевода, то целесообразно выдать сотруднику копию. На этом первичное оформление отстранения окончено.
Если в дальнейшем сотрудник даст письменное согласие на перевод, то оформляется приказ о переводе (форма № Т-5, утверждена Приказом Госкомстата РФ от 05.01.04 № 1). Если же он такого согласия не дал, или написал отказ от перевода, то издается еще один приказ об отстранении. На этот раз уже на основании статьи 76 ТК РФ и на весь период лишения права.
Если вакансий нет
В этой ситуации мы сразу издаем приказ об отстранении сотрудника от работы на основании статьи 76 ТК РФ на весь срок, определенный судом.
Долгосрочное лишение
Перейдем теперь к случаям лишения специального права на срок более чем два месяца. Подобное решение суда уже может быть основанием для увольнения сотрудника.
Правда, согласно пункту 9 статьи 83 ТК РФ, такое увольнение возможно лишь в случае, когда работника нельзя перевести на другую должность. Так что если вакансий в организации нет, то отстранение оформлять не нужно.
В этом случае сразу издается приказ об увольнении (форма № Т-8, утвержденная Приказом Госкомстата РФ от 05.01.04 № 1) на основании пункта 9 статьи 83 ТК РФ.
Если же должности, на которые можно перевести «лишенца», есть, то следует оформлять отстранение. При этом приказ издается по той же схеме, что мы описали ранее. В приказе должна быть формулировка «во исполнение решения суда» и не нужно давать ссылку на статью 76 ТК РФ.
Одновременно предлагаем сотруднику перечень должностей для перевода. А вот дальнейшие действия немного отличаются. Если сотрудник дал согласие на перевод, то издается приказ о переводе.
Если же такого согласия не последовало, то второй приказ об отстранении уже не издается, а оформляется приказ об увольнении на основании пункта 9 статьи 83 ТК РФ.
Учет рабочего времени
Особое внимание бухгалтеру нужно обратить на правильность заполнения Табеля учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12 или Т-13, утвержденные Приказом Госкомстата РФ от 05.01.04 № 1).
В этом документе период отстранения от работы на основании статьи 76 ТК РФ отражаются как НБ или 35 (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством).
А периоды отстранения в остальных случаях фиксируются как НП или 32 (простой по обстоятельствам, не зависящим от работодателя или работника).
Разница, как несложно догадаться, в оплате. В первом случае (код НБ или 35) период отстранения не оплачивается. Во втором же (код НП или 32) оплата идет из расчета двух третей тарифной ставки или оклада сотрудника (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).
Именно поэтому вопросу оформления приказов об отстранении мы уделили столь много внимания.
Ведь вопросы, связанные с оплатой труда, всегда находятся под пристальным вниманием всех контролирующих органов, начиная от прокуратуры и заканчивая налоговиками.
Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2011/4/4520