Не предоставлено место второму ребенку в школе, в которую ходит первый, правомерно ли?

Защищаем права ребенка в школе

Не предоставлено место второму ребенку в школе, в которую ходит первый, правомерно ли?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Вс объяснил, что делать, если ребенку нет места в детсаду рядом с домом

Не предоставлено место второму ребенку в школе, в которую ходит первый, правомерно ли?

Многие родители назовут отсутствие мест в ближайшем к дому детском садике стандартной ситуацией. И будут неправы. В одном из последних своих решений Верховный суд заявил, что отправлять малыша далеко от дома, если в детском саду рядом с домом нет мест, чиновники не имеют права.

Возмутителем спокойствия оказалась мать маленького мальчика из города Всеволожск Ленинградской области. Она получила отказ от местных чиновников дать ее ребенку направление в ближайший детский сад. Там, объяснили они маме, очередь и мест нет.

Места нашлись лишь в соседнем поселке за 50 километров. Это женщину никак не устроило.

Она отвезла малыша к бабушке за две с половиной тысячи километров, так как ей пора было выходить на работу, а родных “в шаговой доступности” у матери-одиночки не было.

Верховный суд разъяснил правила выселения малолетних родственников

За защитой прав ребенка ходить в ближайший садик, а ей устроиться на нормальную работу молодая мама пошла в местный суд. Но оба местных суда – первой и второй инстанции – встали на сторону чиновников. Упорная мать дошла до Верховного суда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда посчитала незаконным бездействие районной администрации, которая не смогла предоставить ребенку место в муниципальном детском саду в пешей доступности от дома.

Существующая очередь в детский сад, по мнению высокой инстанции, не извиняет чиновников, потому что они должны предвидеть потребность в дошкольном образовании. Их обязанность – заранее принимать меры, чтобы мест хватило всем, разъяснил Верховный суд.

При этом Верховный суд сослался на постановление Конституционного суда от 15 мая 2006 года № 5‑П.

Местные суды, защищая интересы районной администрации, сослались на статью 67 закона об образовании. Там написано, что государственные или муниципальные образовательные организации могут отказать в приеме, если мест нет.

А еще местные суды подчеркнули, что истица не выбрала максимально возможное количество учреждений, когда вставала в электронную очередь, и “отказалась от альтернативных вариантов”.

То есть от садика за 50 километров от дома или группы кратко­временного пребывания.

Мать же, обратившись в Верховный суд, написала про право на образование – одно из основных прав человека, записанных во Всеобщей декларации прав человека. По мнению истицы, это право должно быть доступным не только экономически, но и физически.

Под словом “физически” она понимает “безопасную физическую досягаемость, когда учебное заведение находится на разумном географическом удалении”. А именно – не более 300 метров в городах и не более 500 метров в малых поселениях. Про расстояние – прямая цитата из Свода правил 42.13330.

2011 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”.

Не соглашаясь с решениями местных судов, гражданка писала, что ей эти суды так и не объяснили, почему не учли эти нормативы, и не обосновали, почему в электронной очереди необходимо было выбрать максимальное количество вариантов.

Верховный суд разъяснил порядок проживания детей разведенных родителей

Пока разбирался Верховный суд, сыну истицы все-таки дали место в садике рядом с домом. Поэтому Судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела только одно из требований – о признании незаконным бездействие администрации.

Верховный суд подчеркнул – его коллеги упустили из виду: мама воспитывает ребенка одна и детский сад в другом населенном пункте ей не подходит, потому что помешает устроиться на полный рабочий день.

Кроме того, истица сделала все, что от нее зависело, чтобы устроить сына: он стоял на учете уже в 2016 году, когда ему исполнился год, и он получил право претендовать на место в садике. А чиновники со своими обязанностями обеспечить дошкольное образование не справились.

Верховный суд посчитал, что ответчика не извиняют очередь и отсутствие мест. Дело в том, что по постановлению Конституционного суда (№ 5‑П) государство и муниципальные образования обязаны сохранять достаточное количество детсадов и при необходимости открывать новые. А если денег на местах недостаточно – их перечисляют из бюджета.

Кроме того, чиновники не применили норму международного права – Конвенцию о правах ребенка 1989 года. Она предписывает уделять первоочередное внимание “наилучшему обеспечению интересов ребенка, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону”.

Верховный суд считает, что п. 4 ст. 67 закона об образовании не противоречит его позиции. Там действительно сказано, что образовательное учреждение может отказать, если нет мест. Но далее говорится, что родители обращаются в региональный или местный орган власти, чтобы устроить ребенка в другую организацию.

Источник: https://rg.ru/2019/03/19/vs-obiasnil-chto-delat-esli-rebenku-net-mesta-v-detsadu-riadom-s-domom.html

Новые правила организации питания в школах: мнения родителей разделились

Не предоставлено место второму ребенку в школе, в которую ходит первый, правомерно ли?

Новые СанПиНы организации школьного питания, подготовленные Роспотребнадзором, вызвали бурную реакцию у родителей. Больше всего с подачи СМИ их задел пункт проекта правил, где говорится, что отныне домашняя еда, принесенная ребенком в школу, окажется под запретом.

На самом деле в проекте сделано важное уточнение – при организации питания не допускается использование принесенных из дома продуктов и блюд. Иными словами, со своей котлетой в школьную столовую не пустят.

Корреспонденты “Российской газеты” выяснили, что думают о новых правилах организации питания в образовательных организациях родители, бабушки и педагоги в разных регионах России.

Наталья Маркова, мама десятиклассника, с. Некрасовка, Хабаровский край:

– Мой сын никогда не брал и не берет с собой еду. В школьной столовой кормят вполне нормально, он ни разу не возмущался качеством питания. Ребенок находится в школе с 8 утра и до 13:00-14:00, затем приходит домой.

Даже когда была продленка в младших классах, не припомню, чтобы давала ему что-то с собой. Практически все его одноклассники питаются в школе, ничего страшного в этом нет. Там ведь продуманное, сбалансированное меню.

На весе и на умственных способностях в худшую сторону оно уж точно не отразилось. К тому же питание в столовой обходится всего в 900 рублей в месяц.

Роспотребнадзор обновил требования к питанию детей в школах

Елена Февралева, мама третьеклассницы, Пенза:

– Я сама решаю, что и когда съесть моему ребенку. Бывают дни, когда дочка идет сначала на английский, потом на уроки и затем едет на занятия в вокальную студию. Ее нет дома по восемь часов. Поэтому я кладу ей что-то с собой. Так я знаю, что ребенок не останется голодным. Пусть она лучше съест домашнюю котлету, чем станет покупать чипсы или шоколадку в ларьке на остановке.

Наталья Батчаева, мама страдающей диабетом первоклассницы, Барнаул:

– Мы не носим еду из дома. Дочь питается в школьной столовой, поскольку блюда там приближены к диетическим. Единственная проблема – в них много сахара: сладкие каши, запеканки со сгущенкой, очень сладкие напитки. Мне приходится увеличивать дозу инсулина, чтобы его нейтрализовать.

При этом есть опасность, что другие дети угостят дочь принесенной из дома едой, а она забудет об этом сказать. Однако у нас в классе многие ребятишки просто отказываются есть “столовскую” пищу – она им не нравится. Что будут делать родители этих детей – даже не знаю. Ведь не может ребенок полдня быть без нормальной пищи.

Татьяна Дейнек, мама второклассницы Арины, Калининград:

Россиянам рассказали о правильном зимнем питании

– Я полностью согласна с тем, что дети не должны брать с собой в школу готовые блюда с домашнего стола. Во-первых, в школе невозможно выдержать температурный режим.

В классах нет холодильников, где еда будет храниться пару часов, пока не настанет время обеда. Следовательно, домашний суп или котлета могут пропасть, у ребенка возникнут проблемы с желудком.

Во-вторых, специально отведенных мест, где дети смогут разогреть свою домашнюю еду, в школах тоже нет.

Фруктов, сухофруктов, орехов, сухого печенья и других подобных продуктов, которые не являются скоропортящимися, не требуют дополнительного приготовления, на мой взгляд, более чем достаточно, чтобы организовать небольшой перекус между уроками. Что касается горячих блюд – во всех школах есть столовые.

В нашем учебном заведении родителям и сейчас не рекомендуют давать детям с собой скоропортящиеся продукты. Моя дочка может взять в школу яблоко, сухое печенье, воду в бутылке. Если новые правила утвердят, для моей семьи ничего не изменится.

Оксана Светличная, мама троих детей, Пензенская область:

– Я работающая мама, поэтому мне проще, чтобы моих детей кормили в школьной столовой. У нас в школе в селе Засечное очень хорошо готовят. В столовой стоят электрические конвекторы, поэтому все не только вкусно, но и полезно. Главное, что дети довольны.

Многодетные семьи пользуются льготами, один раз в день ребенка в школьной столовой кормят бесплатно по выбору завтрак или обед. Второй поход в столовую по желанию, за него придется заплатить. С января плата немного выросла, завтрак стоит 55 рублей, обед – 75 рублей.

Но полноценный прием пищи все равно выходит дешевле, чем перекус.

Виктор Рвачев, отец школьников, Ставрополь:

Роспотребнадзор внедрит систему проверки качества питания к 2020 году

Мои дети, дочь и сын, так как их двое, получают талоны на еду в школе. И обычно мы даем им деньги, чтобы они могли себе что-то купить в столовой. Тем не менее, глупо запрещать приносить ребенку с собой еду. Что хочу, то и несу, это же не заведение общепита. К тому же какая кому разница, что лежит в рюкзаке.

А может ребенок на диете, у него дробное питание восемь раз в день по медицинским показаниям. К примеру, не так давно была кишечная инфекция, ему можно только определенные продукты, которых нет в школьной столовой. А есть нужно обязательно через каждые три-четыре часа. Что – в таком случае ребенка голодным держать? Или для него отдельно будут готовить в столовой?

Елена Клименкова, мать троих детей, Владивосток:

– Я поддерживаю решение Роспотребнадзора, потому что принесенное с собой дети могут съесть не в столовой, на ходу, не помыв руки. Разогреть принесенное, как правило, в школе негде. А тот же бутерброд или пирожок он может купить в столовой. К тому же кормить в школах, действительно, стали лучше, говорю это как мать, наблюдающая за происходящим в учебных заведениях уже второй десяток лет.

Кстати, и сейчас совсем немногие учащиеся носят с собой ланчбоксы. Старшеклассники вообще могут сгонять на перемене в магазин за пакетиком сублимированной лапши, а учителя обеспечат их кипяточком. Всякое бывает, знаете ли…

Словом, я за то, чтобы дети питались в школьных столовых, вопрос только в стоимости этих обедов.

Александр Форин, отец одиннадцатиклассницы, Хабаровск:

Ольга Васильева рассказала, как выбрать начальную школу для ребенка

– Еду в школу дают ребенку родители, которые просто хотят сэкономить. Запретом их заставят раскошеливаться на обеды в школе. Кроме того, есть люди, которые брезгуют питаться в школьном общепите. Их, например, не устраивает меню или вид, вкус блюд.

Людмила Казанцева, бабушка восьмиклассника, Омск:

– У моего внука с младенчества аллергия на рыбу и некоторые другие продукты. А в школе, где он учится, заказного меню нет, блюд на выбор тоже – ешьте, что дают.

Особенно тяжело было в младших классах, когда он не мог сам себя контролировать и периодически употреблял те продукты, которые нельзя.

Учителям контролировать процесс обеда и следить за тем, кто что ест просто некогда. В результате мучались от аллергии.

В том году наконец-то отказались от школьного питания и избавились от проблем со здоровьем. Внук уже большой, утром плотно завтракает и в состоянии дотерпеть до конца уроков и домашнего обеда.

На перекус даем ему яблоко, булочку, молоко в магазинном пакетике с трубочкой. Этого достаточно.

Если бы в школьной столовой предлагали бы на выбор несколько блюд, которые можно было бы покупать по желанию, то мы бы с удовольствием вернулись к питанию в школе.

Беслан Беков, директор школы № 1 города Сунжа, Ингушетия:

– Я считаю, нельзя запрещать детям приносить еду в школу. В республике питание в общеобразовательных заведениях платное. Да, в нашей школе работает столовая, завтрак стоит 48 рублей, обед – 70. Вроде, недорого. Но если учесть, что родители отправляют на учебу по несколько детей, семьи-то у ингушей, в основном, большие, многодетные, накормить их получается накладно.

Большинство не в состоянии выделять такую сумму из семейного бюджета. Поэтому школьники, преимущественно, берут с собой домашние бутерброды, булочки, фрукты, воду.

Жаль, что в республике перестала действовать региональная программа “Молоко и булочка”, по которой каждому школьнику ежедневно бесплатно давали стакан молока и булочку, такой перекус пользовался у детей большой популярностью.

Юлия Яковлева, руководитель Ассоциации профессиональных медиаторов:

На чем мечтают делать деньги современные школьники

– Как юрист, я понимаю, что эти изменения вызваны объективными причинами, в целях контроля питания детей и недопущения инфекций. Но запрет приносить домашние завтраки в школу – это не самый лучший выход. Например, мой сын девятиклассник, уже сейчас ростом метр девяносто, и ему школьной порции, предлагаемой по нормативам, недостаточно.

Он все равно покупает что-то себе дополнительно в школьном буфете или соседнем магазине. Долгое время я собирала ему с собой бутерброды, йогурты, фрукты. Сейчас просто даю деньги, на которые он в той же столовой, кстати, покупает еду, которая ему нравится.

Пусть это то же самое пюре с сосиской, но оно горячее, а не остывшее на столах в ожидании перемены.

Светлана Иванова, бабушка 12-летнего школьника, Мурманск:

– Не понимаю, почему детям намереваются запретить приносить в школы домашнюю еду. Внук мне не раз говорил, что в школе на обед только пил компот, потому что пища приготовлена невкусно. А сама, посещая школу, не раз ощущала запах тухлой капусты. Мне кажется, что школьные повара готовят еду из не самых качественных продуктов.

Лейла Гимадиева, мать школьника, Казань:

– У нас в школе плохо кормят. Сын даже специально однажды рыбную котлету в салфетке домой принес: “Посмотри, мама, что приходиться есть”. Там одни кости были. Кроме того у меня ребенок в продленке остается, а вечером еще ходит в секцию на борьбу. Надо же ему как-то питаться.

Юлия, мама третьеклассницы, Екатеринбург:

– У меня ребенок не всегда ест то, что дают в столовой. Каши, например, никакие уговоры не помогают. А дорога до гимназии занимает много времени на общественном транспорте – дочка просто не может столько терпеть, до завтрака нужен небольшой перекус.

За здоровье ребенка в этом случае я отвечаю самостоятельно. Даю с собой только такую пищу, которая не требует специального хранения и обработки: печенье, яблоко, питьевую воду. Даже если угостит этим одноклассников, вряд ли спровоцирует аллергию у кого-то.

В нашей школе ученикам 1-4 классов не дают пользоваться буфетом до окончания первой смены, то есть если тебе не нравится то, что предложили “организованно”, останешься голодным.

Родители готовы оплачивать любые формы питания, главное, чтобы это было доступно детям, вкусно и полезно.

Наталья, мама пятиклассницы:

– У нас школа очень большая, у начального звена – своя столовая, у среднего – своя. Повара разные. Если в младших классах дочь на питание не жаловалась, то теперь – регулярно. То гречка сухая, то суп пересолили. Если не впихну в нее чуть ли не силой в семь утра что-нибудь или не дам с собой, может остаться без еды совсем.

Потом начинает жаловаться на “голодные” боли в животе. Оператор питания, МУП, не меняется уже много лет, хотя вокруг него регулярно вспыхивают скандалы: то в одной школе случилось массовое отравление, то в другой выявили недостачу продуктов.

Отказаться от организованного питания можно только по справке от врача-гастроэнтеролога или аллерголога, но пока ее получишь, намучаешься.

Источник: https://rg.ru/2019/01/11/novye-pravila-organizacii-pitaniia-v-shkolah-mneniia-roditelej-razdelilis.html

Читательница Onliner.by Александра Ковтун: неудобные для школы дети и их родители

Не предоставлено место второму ребенку в школе, в которую ходит первый, правомерно ли?

Александра Ковтун — родилась в Луганской области, 4 года прожила в Киеве, в этом году переехала в Минск в связи с рабочей необходимостью. По образованию — менеджер-экономист, руководит подразделением международной исследовательской компании, растит сына.

В этом году мы с сыном переехали из Киева в Минск.

Ребенок пошел во второй класс в одну из столичных школ, за плечами у него был целый год обучения на украинском языке в Киеве, поэтому нам предстояла плотная работа по адаптации ребенка к русскоязычной среде и дополнительный бонус в виде изучения белорусского языка.

К тому же сам по себе переезд в другую страну стал достаточно большим стрессом. Мне кажется, именно такая нестандартная ситуация проверяет систему образования на прочность, выявляя ее наиболее болезненные недостатки.

Активную подготовку к учебе по-новому мы начали с лета, усердно штудировали русский язык, переучиваясь читать, писать и говорить. Я искренне надеялась на поддержку педагогов, но вместо этого в моей жизни начался удивительный период, в реальность которого иногда верится с трудом.

Я попробую рассказать о своих «приключениях» вкратце, возможно, немного сбивчиво, потому как эмоции, признаюсь честно, порой зашкаливают до сих пор.

Познакомившись с классным руководителем, я сразу попросила помощи в адаптации сына, поделилась опасениями, что пережить резкие перемены в жизни нелегко взрослому человеку, не то что восьмилетнему ребенку. Возможно, нужна помощь психолога? Учитель уверенно сказала, что никаких проблем у нее с детьми никогда не бывает и психолог ребенку не нужен…

Но все оказалось не так гладко. На третий учебный день у сына в школе произошло нервное расстройство. Учитель позвонила и срывающимся голосом попросила забрать его из школы, потому что он плачет и мешает ей вести урок. И вообще — она призналась, что не знает, что ей делать. По сути, педагог сдалась сразу, как возникла проблемная ситуация.

И с этого момента мы с ребенком стали проблемными и неудобными для школы. Все дальнейшие попытки коммуницировать с классным руководителем напоминали мне сюрреалистический театр абсурда. Возникало ощущение, что педагоги закрыли глаза на происходящее и заняли оборонительную позицию.

Как вы думаете, кто, с точки зрения учителей, остался виноват в том, что возникают проблемы? Конечно же, восьмилетний ребенок, «отъявленный манипулятор» с «проблемами в воспитании» и «слабый в обучении».

Думаю, что дальнейшая стратегия взаимодействия будет уже знакома некоторым родителям.

Беседы с завучем сводились к отрицанию каких-либо проблем как таковых. Меня даже решили обвинить во лжи, заявляя, что мой ребенок не мог быть украиноязычным, ведь он… достаточно неплохо говорит на русском! Мне не верили, что я предварительно обращалась к школьному психологу и учителю за помощью и что помощь не была оказана.

Меня постарались представить в негативном свете — как родителя, который просто любит жаловаться. Вся информация, которая озвучивалась во время диалогов с персоналом школы, перекручивалась и извращалась.

Мне пришлось даже начать использовать записывающие устройства, чтобы иметь доказательную базу в случае очередного подтасовывания фактов.

«Вы просто не хотите заниматься ребенком!» — слышала я отовсюду. Все мои попытки получить помощь или хотя бы добиться того, чтобы на ребенка не давили, сводились к одному. Подчиняйся системе или уходи.

Слушая все это, я ощущала, что вернулась во времена своей учебы, на 20 лет назад. Учитель всегда прав, ребенок и родитель — всегда нет. Либо ты подчиняешься системе, либо становишься проблемным для школы субъектом.

Годы идут, мир меняется квантовыми скачками, происходит смена поколений, а развитие образовательных систем движется как улитка.

Только через 1,5 месяца после случившегося я наконец-то получила характеристику ребенка от школьного психолога, в которой было обозначено, что адаптация у моего сына прошла успешно (этот вывод был сделан на основании того, что он уже отвечал учителю, когда ему задавали вопросы), но ребенка нужно отправить на консультацию к психиатру, так как у него масса проблем c развитием, обучением и поведением. Также я прочла множество рекомендаций для мамы, но ни слова о том, что сделано и планируется сделать со стороны школы, чтобы исправить ситуацию. В этот момент я ощутила всю силу системы. И безысходность ситуации. Школе проще доказать невменяемость ученика и его родителей, чем признать, что возникли упущения, и попытаться помочь ученику.

С успеваемостью у сына действительно было не все так хорошо, он путался в языках, допускал много ошибок. Скорость чтения снизилась, появились осложнения с речью. Несмотря на дополнительный факультатив по белорусскому языку и ежедневные дополнительные занятиям дома, оперативно дотянуть до требуемого учителем уровня ребенок не мог.

Тетради пестрели обидными замечаниями: «Что это за работа?!», «Весьма дурно выполнено!», «Это невозможно проверять». На родительских собраниях учитель стыдила меня и родителей, дети которых плохо пишут, а также критиковала правильность ответов наших детей на тестирования и вопросы (да-да, во втором классе детям уже дают тесты).

Родителям выдвигались требования контролировать полностью все выполнение домашней работы, по мнению учителя, дети категорически не должны приходить в школу с неправильно выполненным домашним заданием. По сути — нести ответственность за учебу учили родителей, а не детей.

«Если ученик плохо подготовился и получил двойку, виновата мама», — это цитата педагога.

К сожалению, найти общий язык со школой так и не удалось. Попытка сменить класс потерпела фиаско. Учитель, к которому ребенка должны были перевести, первым делом начала меня уговаривать этого не делать, потому что мой ребенок понизит ей рейтинг, а ее будут ругать за детей, которые получают плохие оценки.

«Мы с вами, к сожалению, живем не в Европе, чтобы образование было таким, каким вам хочется. Если вам не нравится, вас тут никто не держит. Это не частная школа, чтобы вы могли тут выбирать учителей». На этом финальном диалоге со школой я остановилась.

Да, мы, наверное, не в той Европе, которую вспоминают учителя. Европейские и американские школы кардинально отличаются от школ постсоветского пространства.

Множество эмигрантов делятся опытом посещения детьми школ, с восторгом рассказывая, насколько отличается подход к обучению, насколько тонко слышат детей и адаптируют атмосферу для их наиболее комфортного развития.

Что мешает здесь выстраивать систему по-другому? Дело в зарплатах, на которые постоянно жалуются педагоги? Или дело в нежелании меняться, потому что это трудно? Можем ли мы, вот такие вот неудобные родители, что-то изменить или единственный выход в такой ситуации — забирать детей на домашнее обучение?

Источник: https://people.onliner.by/opinions/2017/12/14/mnenie-829

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Не предоставлено место второму ребенку в школе, в которую ходит первый, правомерно ли?

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.

В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.

 Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства.

В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Источник: https://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/

СтражЗакона
Добавить комментарий