Отказали в заключении договора с гарантирующим поставщиком электроэнергии

В рамках розничных рынков электрической энергии реализуется электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Основные положения).

Субъектами розничных рынков являются:

потребители;

исполнители коммунальной услуги;

гарантирующие поставщики;

энергосбытовые, энергоснабжающие организации;

производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках;

сетевые организации

субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках (системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).

Гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношениях по купле-продаже электрической энергии (мощности) на розничных рынках могут выступать как продавцами электрической энергии, так и покупателями.

Производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках в случаях приобретения ими электрической энергии (мощности) для собственных производственных нужд выступают как потребители.

Сетевые организации оказывают услуги по передаче электрической энергии, осуществляют технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям, а также приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии, выступая как потребители.

Сетевые организации

Сетевые организации оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (электрических сетей), а также осуществляют технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

К территориальным сетевым организациям относятся сетевые организации, которые владеют используемыми для предоставления услуг по передаче электрической энергии объектами электросетевого хозяйства, не входящими в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети. В состав единой национальной (общероссийской) электрической сети, как правило, включены объекты напряжением свыше 220 кВ и все линии, пересекающие государственную границу РФ.

Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

Потребителями услуг по передаче электрической энергии на розничных рынках являются лица, владеющие энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенными (в том числе опосредованно) к электрическим сетям, организации, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики, заключившие договор об оказании услуг по передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также плата за технологическое присоединение к сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети и к сетям территориальных сетевых организаций подлежат государственному регулированию.

Сетевые организации обязаны приобретать электрическую энергию в целях компенсации потерь в электрических сетях, при этом в первую очередь территориальными сетевыми организациями приобретается электрическая энергия, произведенная на квалифицированных генерирующих объектах, подключенных к их сетям и функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа.

Правила деятельности гарантирующих поставщиков

Продажу электроэнергии конечным потребителям осуществляют гарантирующие поставщики (далее – ГП), энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, а также производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

Гарантирующий поставщик обязан заключить с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом, находящимся в зоне его деятельности, договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

Наличие ГП в конструкции розничного рынка гарантирует, что конечный потребитель не окажется в ситуации, когда с ним отказались заключать договор все сбытовые организации.

Договоры, заключаемые ГП с потребителями, носят публичный характер, их условия, включая порядок ценообразования, регламентируется Правительством Российской Федерации.

Перечень гарантирующих поставщиков опубликован на сайте ФАС России.

Гарантирующий поставщик действует в рамках определенной зоны деятельности. За пределами своей зоны деятельности он может выступать как энергосбытовая организация. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков не пересекаются.

Гарантирующий поставщик продает на розничном рынке электрическую энергию (мощность), приобретенную им на оптовом рынке с использованием группы (групп) точек поставки, соответствующей его зоне деятельности, а также на розничных рынках у энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций и производителей электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Энергосбытовые (энергоснабжающие) организации в отличие от гарантирующих поставщиков, свободны в выборе покупателя (потребителя), с которым они готовы заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

Смена гарантирующего поставщика

Замена гарантирующего поставщика осуществляется решением уполномоченного федерального органа или решением уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в случае наступления следующих обстоятельств:

исключение ГП из реестра субъектов оптового рынка и (или) прекращение поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке в группе (группах) точек поставки, соответствующей зоне деятельности ГП;

отказ ГП от исполнения функций ГП;

решение о ликвидации организации, имеющей статус ГП;

принятие арбитражным судом решения о банкротстве ГП;

реорганизация юридического лица, имеющего статус ГП, в форме разделения и/или выделения;

неисполнение либо ненадлежащее исполнение ГП обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, которые привели к образованию задолженности перед сетевой организацией.

Уполномоченный федеральный орган присваивает статус гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации и принимает решение о проведении конкурса в отношении соответствующей зоны деятельности гарантирующего поставщика. Срок осуществления территориальной сетевой организацией функций гарантирующего поставщика не может быть более 12 месяцев со дня присвоения ей статуса гарантирующего поставщика.

Конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика проводится уполномоченным федеральным органом при участии конкурсной комиссии.

В состав конкурсной комиссии включаются не менее чем по 2 представителя уполномоченного федерального органа, федерального антимонопольного органа, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается зона деятельности заменяемого гарантирующего поставщика.

Положение о конкурсной комиссии и ее состав утверждаются уполномоченным федеральным органом и публикуются на официальном сайте уполномоченного федерального органа в сети “Интернет”.

Уполномоченный федеральный орган не позднее 3 рабочих дней со дня проведения конкурса принимает решение о признании победителем конкурса заявителя, имеющего наибольший рейтинг среди заявителей, соответствующих требованиям, установленным в решении о проведении конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика. Указанное решение уполномоченный федеральный орган размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет».

(Подробный порядок смены гарантирующих поставщиков смотри в разделе «Презентации»)

Изменение границ зон деятельности гарантирующих поставщиков

Не допускается изменение границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, если оно приведет к переходу всей зоны деятельности одного гарантирующего поставщика к другому гарантирующему поставщику, либо вызовет необходимость изменения групп точек поставки на оптовом рынке вышеназванных гарантирующих поставщиков, не соответствующего критериям, установленным в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Изменение границ зон деятельности гарантирующих поставщиков возможно в результате принятия решения уполномоченным органом соответствующего субъекта Российской Федерации по одному из следующих оснований:

совместного письменного заявления об изменении границ зон деятельности, поданного гарантирующими поставщиками, которые имеют расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации граничащие зоны деятельности, содержащего предложение об изменении границ зон деятельности таких гарантирующих поставщиков, указание на планируемые изменения групп точек поставки таких гарантирующих поставщиков на оптовом рынке, на распределение обязательств по выполнению требований Правил оптового рынка и договора о присоединении к торговой системе оптового рынка по организации коммерческого учета в предлагаемых новых группах точек поставки, и срок, в течение которого такие требования будут выполнены;

письменного заявления об объединении границ зон деятельности, поданного организацией, которой присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации 2 и более граничащих зон деятельности, содержащего предложение об объединении границ таких зон деятельности, указание на планируемые изменения групп точек поставки таких гарантирующих поставщиков на оптовом рынке, на готовность принять обязательства по выполнению требований Правил оптового рынка и договора о присоединении к торговой системе оптового рынка по организации коммерческого учета в предлагаемых новых группах точек поставки, и срок, в течение которого такие требования будут выполнены;

Источник: //www.np-sr.ru/ru/market/retail/subj/index.htm

Порядок заключения договоров энергоснабжения и купли-продажи(поставки) электроэнергии

Порядок заключения договоров энергоснабжения и купли-продажи (поставки) электроэнергии (определён постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442)

 Гарантирующий поставщик реализует электрическую энергию (мощность) потребителям (покупателям) на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.

Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства и отсутствия при этом в отношении указанных энергопринимающих устройств заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Об отказе от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с указанием причин такого отказа гарантирующий поставщик в письменной форме обязан уведомить обратившегося к нему потребителя (покупателя) в течение 5 рабочих дней со дня его обращения к гарантирующему поставщику для заключения договора, а в случае подачи заявления о заключении договора через сетевую организацию – соответствующую сетевую организацию в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления о заключении договора в адрес гарантирующего поставщика.

 Договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком заключается в простой письменной форме, если иное не установлено постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442.

Гарантирующий поставщик обязан разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети “Интернет” и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа.

Размещенные и опубликованные таким образом формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) являются проектом договора, предлагаемого гарантирующим поставщиком к заключению с потребителями (покупателями), и могут быть использованы потребителем (покупателем), имеющим намерение заключить с гарантирующим поставщиком соответствующий договор или внести изменения в ранее заключенный договор, при подаче гарантирующему поставщику документов, необходимых  для заключения договора или внесения изменений в ранее заключенный договор.

При этом потребитель (покупатель) в части тех условий договора, которые включены в форму договора в виде описания исчерпывающего перечня вариантов их применения, вправе выбрать тот вариант, из числа относящихся к этому потребителю (покупателю), который он считает для себя наиболее приемлемым.

При несогласии потребителя (покупателя) с каким-либо условием договора, содержание которого предписано настоящим документом, по причине несоответствия формулировки такого условия постановлению Правительства РФ от 04.05.2012г.

№ 442 либо при его несогласии с каким-либо условием договора, содержание которого  может быть определено по усмотрению сторон, он вправе направить гарантирующему поставщику предложение о заключении договора на иных условиях (далее – протокол разногласий к проекту договора).

 Потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее – заявитель), непосредственно, а в случае заключения договора до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, в отношении которых заключается договор, – непосредственно либо через сетевую организацию предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и перечень документов необходимых для заключения договора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г.

Документы, прилагаемые к направляемому гарантирующему поставщику заявлению о заключении договора, кроме проекта договора, подаются в виде копий, подписанных уполномоченным лицом заявителя и заверенных печатью заявителя, если заявителем является юридическое лицо, или подписанных гражданином, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель.

Заявитель вправе представить копии таких документов, заверенные лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по их заверению.

Заявитель при подаче заявления и документов в месте нахождения гарантирующего поставщика вправе представить неподписанные и незаверенные копии документов, прилагаемых к заявлению, с одновременным предъявлением оригиналов таких документов.

В этом случае в момент принятия заявления и документов от заявителя гарантирующий поставщик обязан произвести сверку идентичности копий и оригиналов представленных документов, после чего на копиях таких документов гарантирующим поставщиком делаются отметки о соответствии подлинности копий документов оригиналам и оригиналы возвращаются заявителю.

В течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора, если при этом заявителем не представлен проект договора, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442.

Заявитель, получивший от гарантирующего поставщика проект договора и не имеющий возражений по его условиям, заполняет договор в части, относящейся к сведениям о потребителе (покупателе) путем их включения в договор, а также в части тех условий договора, которые включены в проект договора в виде описания исчерпывающего перечня вариантов их применения путем выбора варианта, из числа относящихся к заявителю, который он считает для себя наиболее приемлемым. Один подписанный экземпляр договора заявитель направляет гарантирующему поставщику.

При несогласии заявителя с условиями, содержащимися в полученном от гарантирующего поставщика проекте договора, он вправе направить гарантирующему поставщику протокол разногласий к проекту договора.

Гарантирующий поставщик в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя указанного протокола разногласий подписывает договор в редакции заявителя либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа. При отклонении протокола разногласий либо неполучении заявителем от гарантирующего поставщика извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение в суд.

Если заявителем вместе с заявлением о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документами, представлен подписанный заявителем проект договора, размещенный (опубликованный) гарантирующим поставщиком  в установленном порядке, то гарантирующий поставщик, если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, в течение 30 дней со дня получения заявления подписывает и передает заявителю один экземпляр представленного заявителем договора.

Если заявителем вместе с заявлением о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документами, указанными в настоящем документе, представлен протокол разногласий к проекту договора, размещенному (опубликованному) гарантирующим поставщиком в установленном порядке, то гарантирующий поставщик, если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, в течение 30 дней со дня получения заявления подписывает и передает заявителю договор в редакции заявителя, либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа. При отклонении протокола разногласий либо неполучении заявителем от гарантирующего поставщика извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

При отсутствии в представленных заявителем документах обязательных сведений, определенных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2014г.

, или при непредставлении заявителем документов, которые должны быть приложены к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об отсутствующих сведениях или документах заявителя и в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора в соответствии с настоящим пунктом.

Гарантирующий поставщик, получивший протокол разногласий, но не принявший меры по урегулированию указанных разногласий и (или) не направивший заявителю мотивированный отказ от внесения предложенных изменений в проект договора в установленный срок, обязан в соответствии с законодательством Российской Федерации возместить заявителю понесенные им убытки, вызванные уклонением от заключения договора, что не освобождает гарантирующего поставщика от обязанности заключить договор. В таком случае заявитель вправе требовать понуждения гарантирующего поставщика к заключению договора и (или) возмещения причиненных убытков в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Скачать в *.pdf

Источник: //rek46.ru/poryadok-zaklyucheniya-dogovorov

Договоры энергоснабжения и купли-продажи электрической энергии

Электрическая энергия на розничных рынках реализуется на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности): 

• Договор энергоснабжения  

Гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии (мощности), и также самостоятельно или через привлечённых третьих лиц оказывает услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителям. 

• Договор купли-продажи электрической энергии  

Гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии (мощности), при этом Потребитель обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении своих энергопринимающих устройств.  

В данном разделе размещены формы договоров энергоснабжения и купли-продажи электрической энергии (далее – Договоры), дифференцированные по следующим категориям Потребителей:  

• для бюджетных организаций; 
• для потребителей, приравненных к категории «Население»; 
• для энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков;
• для прочих потребителей;
• для исполнителей коммунальных услуг
Заключение Договора с Гарантирующим поставщиком производится в следующем порядке: 

Шаг 1:

В адрес АО «Томскэнергосбыт» необходимо направить заявление (скачать здесь) о заключении соответствующего договора и документы в соответствии с Перечнем документов для заключения договора энергоснабжения (скачать здесь). 

Вместе с заявлением о заключении Договора и необходимыми для заключения Договора документами Вы можете направить в адрес АО «Томскэнергосбыт» два экземпляра подписанного и скреплённого печатью со своей стороны проекта Договора, оформленного в соответствии с размещенными на сайте АО «Томскэнергосбыт» формами Договоров.  

Заявление с приложением документов может быть подано Заявителем в письменном виде в любом из центров очного обслуживания клиентов (перечень центров очного обслуживания клиентов АО «Томскэнергосбыт» здесь) и в электронном виде в канцелярию АО «Томскэнергосбыт» на адрес электронной почты kancel@ensb.tomsk.ru 

В заявлении просим указывать контактные телефоны Заявителя или его уполномоченного представителя для более оперативного обмена информацией в процессе заключения Договора. 

Шаг 2:

В течение 30 дней со дня получения заявления о заключении Договора и документов для заключения Договора, АО «Томскэнергосбыт» направляет (передает) Заявителю подписанный со своей стороны проект договора.

Шаг 3:

Заявитель один подписанный со своей стороны экземпляр Договора возвращает в адрес АО «Томскэнергосбыт». 

При несогласии Заявителя с условиями, содержащимися в проекте Договора, Заявитель направляет в адрес АО «Томскэнергосбыт» протокол разногласий к проекту Договора. 

АО «Томскэнергосбыт» в течение 10 рабочих дней со дня получения от Заявителя протокола разногласий подписывает Договор в редакции Заявителя либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает Договор в согласованной с Заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет Заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект Договора с указанием причин такого отказа. 

Отказ в заключении Договора:

Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения Договора с Заявителем: 

• при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) Заявителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и отсутствия при этом в отношении указанных энергопринимающих устройств заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

• вследствие нахождения энергопринимающих устройств вне зоны деятельности гарантирующего поставщика. 

Об отказе от заключения Договора с указанием причин такого отказа Гарантирующий поставщик в письменной форме обязан уведомить Заявителя в течение 5 рабочих дней со дня его обращения.

Узнать о состоянии процесса заключения договора энергоснабжения можно в центре обслуживания клиентов. Для получения информации необходимо сообщить наименование организации и входящий номер заявления. 

Источник: //ensb.tomsk.ru/corporate_banking/contracts/

Договор энергоснабжения в условиях незавершённого тех. присоединения. «Ловушки» для потребителя

Пронина Елена, Практикующий юрист в области электроэнергетики, эксперт права, Член Ассоции Юристов России

Предыдущая статья в рамках серии статей про бездоговорное и безучётное потребление электроэнергии:

Бездоговорное потребление электроэнергии. Правовые и экономические риски потребителя.

Энергоснабжение является важной и неотъемлемой частью современной жизни мегаполисов, заводов, предприятий и т.д. В целях обеспечения бесперебойного и надежного электроснабжения на помощь потребителям (как населению, так и компаниям) приходят гарантирующие поставщики электроэнергии.

Проблемы с заключением договора энергоснабжения у физических лиц отсутствуют. Так как для них заключение договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком в письменном виде не является обязательным.

Договор считается заключенным посредством совершения потребителем конклюдентных действий.

В данном случае, это  момент первого фактического подключения электропотребляющего оборудования в установленном порядке к присоединенной электрической сети.

Сложнее обстоят дела с заключением договора энергоснабжения у потребителей – юридических лиц. Заключение договора энергоснабжения в письменном виде для таких потребителей является обязательным согласно пункту 33 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии № 442 от 04.05.2012.

Хотя,  заключение письменного договора в современных реалиях и является анахронизмом, и даже противоречит статье 434 Гражданского кодекса РФ, то есть предусматривается возможность заключения договора в любой форме, например путем обмена письмами, телеграммами, в том числе электронными документами.

Тем не менее, письменная форма договора энергоснабжения для юридических лиц является обязательной.

Договор может быть заключен на разных этапах жизненного цикла объекта энергоснабжения.

Так, законодательно предусмотрена возможность заключения договора с гарантирующим поставщиком даже на стадии незавершенного технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Стоит отметить, что заключение договора энергоснабжения в условиях незавершенного технологического присоединения является для потребителя менее рискованным способом оформления договорных отношений, который позволяет минимизировать риски бездоговорного потребления электроэнергии. 

В этом случае, дата начала исполнения договорных обязательств будет начинаться с даты подписания потребителем и сетевой организацией акта о технологическом присоединении.

До внесения изменений в процедуру заключения договора энергоснабжения до момента завершения технологического присоединения,[1] потребители электроэнергии должны были последовательно взаимодействовать с сетевой организацией (в целях технологического присоединения) и поставщиком электрической энергии (в целях заключения договора энергоснабжения).

 С 24.05.2017 данная необходимость исключена и закреплен на законодательном уровне принцип «одного окна».

Теперь потребитель при подаче заявки на технологическое присоединение вправе указывать наименование поставщика, у которого он намеревается приобретать электроэнергию. В этом случае, сетевая организация обязана направлять  документы заявителя этому поставщику, а по завершении всех процедур выдавать заявителю договор энергоснабжения, подписанный со стороны гарантирующего поставщика.

Согласно разделу «и» п.

10 Правил технологического присоединения[2] к заявке на заключение договора об осуществлении технологического присоединения, необходимо приложить подписанный заявителем проект договора энергоснабжения или протокол разногласий к проекту договора.

Оферта договора энергоснабжения размещается на официальном сайте гарантирующим поставщиком в интернете. Следует отметить, что приложение к заявке на технологическое присоединение подписанного проекта договора энергоснабжения предоставляется по желанию заявителя.

Если проект договора не был приложен к заявке на заключение договора об осуществлении технологического присоединения, то в этом случае гарантирующий поставщик в течение пяти рабочих дней с момента получения от сетевой организации всех документов, необходимых для определения существенных условия договора, направляет в сетевую организацию проект договора энергоснабжения, подписанный со своей стороны.

В случае, если в заявке на осуществление технологического присоединения в качестве вида договора, обеспечивающего продажу потребителю электрической энергии, указан договор энергоснабжения, то сетевая организация обязана вместе с актом о выполнении технических условий предоставить заявителю ранее полученные от гарантирующего поставщика два экземпляра договора энергоснабжения. И потребителю остается только подписать и начать исполнять со своей стороны договорные обязательства по оплате электроэнергии и передачи показаний приборов учета.

Таким образом, заявители по результатам мероприятий по технологическому присоединению получают возможность без задержки по времени начать потреблять электроэнергию в рамках уже заключенного договора энергоснабжения.

К сожалению, гарантирующие поставщики и сетевые организации, являющиеся лицами, занимающие доминирующее положение на рынке электроэнергетики, зачастую игнорируют такой императивный (обязательный) для них и удобный для потребителя порядок заключения договора энергоснабжения.

Некоторые гарантирующие поставщики и сетевые организации пренебрегают принципом «одного окна» и продолжают действовать по своим внутренним правилам, которые устарели и не отвечают требованиям действующего законодательства РФ.

Сетевая организация не взаимодействует с гарантирующим поставщиком, исполняя только функции по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к своим сетям.

А гарантирующие поставщики продолжают ждать от потребителя документы о завершенном технологическом присоединении, необходимых для определения существенных условий договора. И без предоставления данных документов, отказывают в заключении договора. Причина этому не известна.

Либо тотальная юридическая безграмотность, либо сознательное злоупотребление своим доминирующим положением. Первое маловероятно, а вот второе очевидно.

Злоупотребление правом, запрещенное как общими нормами (ст.10 ГК РФ), так и специальными (ст. 10 Закона о защите конкуренции), заключается (применительно к антимонопольным нарушениям) не в незаконных действиях, то есть не в осуществлении действий, не предусмотренных законом, а именно в злоупотреблении теми полномочиями, которые закон делегировал субъекту гражданских правоотношений.

Суть антимонопольного нарушения заключается именно в злоупотреблении правом, которое состоит в превышении лицом, занимающее доминирующее положение, пределов осуществления этих прав. Такое поведение приводит к нарушению прав более слабой, зависимой стороны и влечет для слабого субъекта материальные лишения, а для доминанта – укрепление его положения и маржинальной прибыли.

В соответствии с ч.1 ст.

10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Таким образом, отказывая добросовестному потребителю в заключение договора энергоснабжения до завершения процедуры технологического присоединения, гарантирующий поставщик злоупотребляет правом.

Сетевая организация, которая отказывается исполнять функцию «проводника» между потребителем и гарантирующим поставщиком в целях своевременного заключения договора энергоснабжения между ними, также злоупотребляет полномочиями, которые закон ей делегировал.

После подписания акта о технологическом присоединении, потребитель вынужден в срочном порядке направить эти акты гарантирующему поставщику. Это может занять значительное количество времени по независящим от добросовестного потребителя, причинам.

За это время потребление электроэнергии уже началось. А заключенный договор энергоснабжения у потребителя отсутствует. Период потребления электрической энергии в отсутствии заключенного на то договора признается бездоговорным.

Действуя таким противоправным образом, лица, занимающие доминирующее положение на рынке электроэнергии используют противоречащие интересам инструменты и механизмы с целью извлечения прибыли в форме взыскания с потребителя стоимости бездоговорного потребления электроэнергии.

Потребителю при намерении заключить договор энергоснабжения в условиях незавершенного технологического присоединения, необходимо быть бдительным, стараться юридически грамотно и последовательно выполнять все условия, предписанные законом. А в случае обнаружения нарушения прав и законных интересов незамедлительно обращаться за их защитой в уполномоченные на то государственные органы.

[1]Постановление Правительства от 11.05.2017 № 557  «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя» [2] Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств и потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2004 №861

Источник: //electricalnet.ru/blog/dogovor-energosnabzheniya-v-usloviyah-nezavershyonnogo-teh-prisoedineniya-lovushki-dlya-potrebitelya

Односторонний отказ потребителя от исполнения договора энергоснабжения

(Определение Верховного суда РФ от 25.08.2016 г. № 310-ЭС16-1135 по делу № А68-5615/2014)

Законодательство в области электроэнергетики содержит в себе нормы о распространении установленных правил на ранее заключенные договоры, тем самым по существу изменяя отношения сторон договора без внесения изменений в его текст.

Одним из примеров такого правила является необходимость уведомления гарантирующего поставщика в определенный срок для соблюдения экономического баланса интересов поставщика и покупателя электрической энергии.

В настоящее время указанный срок составляет не менее 20 рабочих дней до заявляемой даты расторжения.

Вместе с тем на практике арбитражные суды допускают ошибки в применении норм материального права и вместо императивно установленного срока уведомления гарантирующего поставщика ориентируются на иной срок, указанный в ранее заключенном договоре.

Данную ошибку исправил в порядке кассационного обжалования Верховный суд Российской Федерации при рассмотрении дела № А68-5615/2014.

Арбитражный суд Тульской области в своем Решении от 30.03.2015 г.

отказал в удовлетворении исковых требований ООО “Новомосковская энергосбытовая компания” (далее — компания, гарантирующий поставщик) к ЗАО  “Новомосковский мельничный комбинат” (далее — комбинат, потребитель) о взыскании компенсации в связи с расторжением договора энергоснабжения и процентов за пользование чужими денежными средствами. Данное решение было оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций.

Из материалов дела следует, что между сторонами был заключен договор энергоснабжения, согласно которому компания (продавец) обязалась продавать комбинату электрическую энергию и урегулировать отношения по передаче электроэнергии до точек поставки, а комбинат (покупатель) обязался оплачивать принятую электроэнергию.

Данный договор предусматривал также право покупателя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, выслав продавцу соответствующее уведомление за 7 дней до прекращения потребления.

В конце декабря 2013 г. комбинат направил компании письма, в которых заявил о прекращении потребления электроэнергии с 01.01.2014 г. и просил произвести отключение электрических кабелей.

Компания, указывая на неоднозначное содержание писем, просила комбинат представить по ним дополнительные пояснения или заявление о расторжении договора в одностороннем порядке. В ответном письме комбинат просил считать декабрьское письмо уведомлением о расторжении договора энергоснабжения в одностороннем порядке.

Компания, в свою очередь, рассчитала объем задолженности комбината и выставила на оплату счета, в которые, помимо прочего, включила сумму компенсации, исчисленную как произведение сбытовой надбавки и объемов потребления электрической энергии за период с даты расторжения договора до даты окончания текущего периода регулирования.

Поводом для обращения в арбитражный суд явилась неоплата комбинатом компенсации в связи с расторжением договора энергоснабжения.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление нижестоящих судов, исходил из того обстоятельства, что применительно к рассматриваемому случаю комбинат уведомил компанию об отказе в одностороннем порядке от исполнения спорного договора с января 2014 г. (то есть с начала нового периода регулирования) и такое уведомление было направлено комбинатом в адрес компании в конце декабря 2013 г. (то есть до начала нового периода регулирования и до утверждения сбытовой надбавки компании).

Отказывая компании в удовлетворении иска, суды руководствовались ст. 421, 431, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ  “Об электроэнергетике”, Основными положениями[1].

Оценив представленные сторонами доказательства, а также применив условие спорного договора о сроке уведомления о прекращении потребления комбинатом электрической энергии (за 7 дней) и изучив содержание уведомлений (писем) комбината, суды пришли к выводу о том, что потребитель уведомил гарантирующего поставщика о расторжении договора с даты начала следующего периода регулирования, на который гарантирующему поставщику устанавливался новый размер сбытовой надбавки, а следовательно, основания для взыскания суммы компенсации в связи с полным отказом от исполнения договора отсутствуют в силу абз. 5 п. 85 Основных положений.

Таким образом, суды нижестоящих инстанций указали на необходимость применения договорного срока уведомления гарантирующего поставщика о расторжении заключенного договора энергоснабжения.

Компания обратилась в Верховный суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просила отменить принятые судебные акты.

В своей жалобе компания настаивала на том, что Основные положения закрепляют императивные нормы о праве, условиях, сроках и последствиях отказа потребителя (покупателя) от исполнения договора энергоснабжения, в связи с чем противоречащие названным нормам условия договора не подлежат применению. Вдобавок в деле отсутствуют доказательства наличия совокупности предусмотренных законодателем условий и требований, исключающих начисление потребителю компенсации.

При принятии судебного акта судебная коллегия по экономическим спорам исходила из следующего. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иными правовыми актами.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения[2]. Договоры энергоснабжения относятся к публичным договорам, условия которых должны отвечать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам[3].

Законодателем предусмотрено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации Основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу[4].

Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442, которым утверждены Основные положения, применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу[5].

Таким образом, к отношениям, возникшим между сторонами из заключенного в 2008 г. договора, применяются императивные нормы Основных положений.

Законодателем предусмотрено также право покупателя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью при условии оплаты стоимости потребленной до момента расторжения договора электрической энергии (мощности) и выполнения иных условий, установленных Основными положениями[6].

В частности, потребитель (покупатель), реализующий право одностороннего отказа от исполнения (полностью) договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), обязан направить гарантирующему поставщику уведомление об этом (не позднее чем за 20 рабочих дней до заявляемой даты расторжения или изменения договора), оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной электрической энергии (мощности) (не позднее чем за 10 рабочих дней до заявляемой даты расторжения договора) и выполнить иные требования нормативных правовых актов[7].

Установленный срок уведомления обусловлен необходимостью защиты экономических интересов гарантирующего поставщика посредством предоставления ему возможности (временных рамок) обратиться за пересмотром (корректировкой) фактических и прогнозных величин, принятых к расчету при тарифном регулировании.

Названные условия расторжения договоров энергоснабжения являются императивными, в связи с чем судами неправомерно применен срок уведомления гарантирующего поставщика о расторжении договора, указанный в договоре между комбинатом и компанией (7 дней).

Направляя в конце декабря 2013 г. уведомление о расторжении договора, комбинат должен был учитывать указанные выше сроки, следовательно, не вправе рассчитывать на расторжение договора с 01.01.2014 г.

По итогам рассмотрения дела судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.

В очередной раз Верховный суд Российской Федерации приходит к выводу о преимущественной силе императивных норм законодательства над нормами, согласованными сторонами в процессе заключения договора.

Потребителям электрической энергии следует учитывать высказанные в Определении Верховного суда РФ от 25.08.2016 г. № 310-ЭС16-1135 по делу № А68-5615/2014 правовые позиции в процессе отказа от договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

[1]Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442  “О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии” (далее — Основные положения). [2] Пункт 1 ст. 422 ГК РФ. [3] Статьи 426, 539 ГК РФ. [4]Статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 36-ФЗ “Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике””. [5] Пункт 2 указанного постановления. [6]Абзац 6 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ  “Об электроэнергетике”, п. 49 Основных положений. [7] Пункты 49—51, 85 Основных положений.

Источник: //www.vegaslex.ru/analytics/publications/unilateral_refusal_of_the_consumer_from_the_contract_of_energy_supply/