Льготы чернобыльцам оформляются и выплачиваются в соответствии с принятыми в российском законодательстве нормативными актами, но далеко не все пострадавшие от радиации знают весь перечень льгот, положенных им по закону.
В данной статье мы подробно расскажем о всех правах и льготах, полагающихся чернобыльцам, их вдовам и детям.
Авария на Чернобыльской АЭС привела к радиоактивному загрязнению тысячи квадратных километров территорий большого количества стран, пострадали сотни тысяч людей.
Различные расходы в области реабилитации и возмещения ущерба здоровья, а также предоставления льгот чернобыльцам, взяла на себя Россия и бывшие республики СССР.
Содержание
- 0.1 Права чернобыльцев
- 0.2 Программа отселения чернобыльцев
- 0.3 Категории чернобыльцев
- 0.4 Кто имеет право на льготы чернобыльцев
- 0.5 Какие льготы предусмотрены для чернобыльцев
- 0.6 Льготы для чернобыльцев
- 0.7 Порядок получения льгот чернобыльцам
- 0.8 Документы для получения статуса чернобыльца
- 0.9 Льгота – дополнительный отпуск чернобыльца
- 0.10 Чернобыльские льготы в других странах
- 1 «Чернобыльские» льготы: что мы о них знаем
- 2 Верховный суд не нашел следов заражения
- 3 Без права на отселение
- 4 На денежные выплаты по линии ПФР имеют право не только сами ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от воздействия радиации лица, но и их дети и внуки
Права чернобыльцев
Основным нормативным документом, регламентирующим статус чернобыльца, является Закон РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Законодательный акт направлен на осуществление социальной поддержки гражданам, пострадавшим после чернобыльской катастрофы, он устанавливает социальные гарантии и льготы чернобыльцам.
Согласно закону чернобыльцы имеют право на:
- возмещение вреда здоровью и имущества;
- на социальную поддержку;
- возмещение вреда за риск, который возник в результате проживания в местности, подвергшийся заражению радиацией;
- возмещение вреда за риск, который возник в результате выполнения работ на территории с радиоактивным заражением.
Программа отселения чернобыльцев
Важнейшим фактором для принятия решения об оказании социальной помощи гражданам является уровень радиоактивного излучения на территории, где они проживают на постоянной основе или ведут трудовую деятельность. Так, в соответствии с ч. 2 ст.
6 Закона допустимым показателем признается облучение, не превышающее 1 м3в (миллизиверт). Также Законом установлено, что лица, которые находятся в зоне облучения, должны быть отселены в рамках Единой государственной программы на определенное расстояние от опасных населенных пунктов.
Важно, что возможность самостоятельно выбирать место проживания остается за гражданином.
Категории чернобыльцев
Зона, попавшая под воздействие негативной радиоактивности, разделена на четыре территории:
- Зона отчуждения. Земли, расположенные вокруг здания АЭС, находящиеся в непосредственной близости от 4-х энергоблоков. На данной территории проживание граждан запрещено, также как и ограничена возможность ведения хозяйственной деятельности и природопользования.
- Зона отселения. Население было отселено с данной территории до момента понижения риска радиационного ущерба. Лица, выехавшие с загрязненной радиацией области, могут полностью рассчитывать на возмещение вреда и социальную поддержку.
- Область, где проживающие лица имеют право на отселение. В данной зоне осуществляется постоянный медицинский контроль за здоровьем каждого человека, а также проводятся различные мероприятия, направленные на снижение риска заболеваемости населения. Из данной области граждане также имеют право переехать и пользоваться льготами, предусмотренными Законом.
- Зона с допустимым уровнем радиации. Жители этой территории также имеют право на социально-экономические льготы и поддержку государства.
Кто имеет право на льготы чернобыльцев
Согласно нормам российского законодательства, льготы для чернобыльцев могут получить следующие категории граждан:
- лица, которые получили лучевую болезнь или другое заболевание, возникшие вследствие катастрофы в Чернобыле или работ по ликвидации последствий;
- лица, перенесшие лучевую болезнь или иное заболевание, полученное вследствие осуществления деятельности по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы;
- лица, имеющие статус инвалида, полученный в результате облучения после чернобыльской аварии, в том числе:
- те, кто был командирован или направлен временно на зараженную территорию для устранения последствий;
- военнослужащие и военнообязанные, работники противопожарных служб и сотрудники ОВД, участвующие в работах по ликвидации последствий катастрофы;
- лица из числа населения, эвакуированные с территории отчуждения;
- лица, ставшие донорами костного мозга для спасения пострадавших в результате чернобыльской аварии, при этом граждане имеют право на льготы в независимости от времени, когда произошла трансплантация или развитие инвалидности;
- граждане, выполняющие работы на территории чернобыльской катастрофы (в том числе медицинский персонал), действия которых были направлены на ликвидацию аварии и ее последствий, в том числе эвакуацию населения, животных и материальных ценностей;
- граждане, выехавшие за пределы зоны отчуждения в 1986 г., как правило, это дети граждан, находящиеся на стадии внутриутробного развития в момент эвакуации;
- лица из числа населения территории проживания с правом отселения, а также граждане, которые вели на этих территориях свою трудовую деятельность;
- граждане, проживающие и работающие на территории, где предусмотрены льготы социально-экономического направления;
- граждане территории отселения и работающие в этой зоне лица, до момента переселения;
- лица, которые переехали из зоны проживания с правом отселения;
- военнослужащие, проходящие службу на территории, пострадавшие в результате чернобыльской катастрофы.
Какие льготы предусмотрены для чернобыльцев
Важно! Отдельные льготы в разных регионах могут отличаться. Так, в Москве граждане, пострадавшие в результате воздействия радиации, сохранили право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте.
Льготники-чернобыльцы имеют право:
- на улучшение жилищных условий;
- на скидку в размере 50% на оплату коммунальных услуг и жилья, а также от стоимости топлива, если оно приобретается для обогрева помещения;
- на оставление на работе, в случае сокращении штата, при этом преимущество действует независимо от стажа работы в организации;
- на внеочередное вступление в участники садоводческих, жилищных и гаражных кооперативов;
- на внеочередное обеспечение земельными участками, если чернобылец в этом нуждается и на приобретение садового домика;
- на оказание медицинских услуг и обслуживания в аптеках без очереди;
- на прием детей в дошкольных, лечебных и санаторных учреждениях вне очереди и на обеспечение детей бесплатными обедами в данных заведениях либо компенсации таковых;
- на обеспечение местами в домах-интернатах для инвалидов и престарелых и пансионатах ветеранов;
- преимущественное трудоустройство на новом месте жительства, в соответствии с профессией и квалификацией чернобыльца;
- на дополнительный отпуск и на гарантии, сохраняющие средний заработок за 4 месяца работы, а также непрерывный трудовой стаж.
Важно! Особенно регулируются вопросы, касающиеся пенсии для чернобыльцев – они имеют право на досрочный выход на пенсию. Минимальный страховой стаж выхода на пенсию составляет 5 лет.
Льготы для чернобыльцев
Фактически остаются без изменения все льготы чернобыльцев по настоящее время. Так, например, по-прежнему будет выплачиваться доплата из бюджета, если гражданин был переведен на другую работу по состоянию здоровья.
Доплата будет производиться до момента восстановления здоровья либо до признания гражданина инвалидом.
Пособие по временной нетрудоспособности чернобыльцу выплачивается в 100% размере и ежемесячно каждому пострадавшему выделяется пособие в виде денежной компенсации, размер которого определяется в соответствии с категорией граждан.
Порядок получения льгот чернобыльцам
Для оформления льгот заявителю, в первую очередь, необходимо подтвердить статус пострадавшего в результате чернобыльской катастрофы – получить «Удостоверение чернобыльца», которое в последующем нужно предъявлять по месту требования, например в ЖКУ для получения льготы по коммунальным платежам.
Документы для получения статуса чернобыльца
Чтобы получить соответствующее удостоверение, следует обратиться в органы социальной защиты по месту жительства, куда предоставить:
- документ, удостоверяющий личность – паспорт для взрослого гражданина и свидетельство о рождении для детей;
- документ, подтверждающий право на получение этого статуса (справка из ЖЭКа о проживании на территории с радиоактивным загрязнением, запись в военном билете о прохождении воинской службы и т.д.);
- если заявителем является родственник, может понадобиться подтверждение родственных связей либо факта нахождения на иждивении у гражданина, относящегося к категории чернобыльца.
Льгота – дополнительный отпуск чернобыльца
Те категории граждан, которые имеют право на льготы для чернобыльцев (не все категории чернобыльцев имеют право на дополнительный отпуск), могут воспользоваться правом на очередной ежегодный оплачиваемый отпуск, при этом самостоятельно назначить дату начала этого отпуска.
Дополнительный отпуск длится не более 14 дней и его оплата осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Для получения оплаты за дополнительный отпуск гражданину необходимо обратиться с заявлением в органы социальной защиты, документы, которые нужно предоставить: паспорт, удостоверение, дающее право на льготу, справку о размере среднего заработка и сведения об открытии банковского счета для перечисления средств.
Важно! Право на дополнительный оплачиваемый отпуск на срок от 7 до 14 дней также имеют дети, которые находились в зоне проживания с правом отселения на стадии внутриутробного развития, родившиеся не позднее 01 апреля 1987 г.
Помимо непосредственно чернобыльцев, на некоторые льготы также имеют право члены их семьи. Так, вдовы чернобыльцев, равно как и иные члены семьи, при их совместном проживании, имеют право на скидку в 50% при оплате коммунальных платежей.
Также на членов семьи чернобыльца (отдельных категорий чернобыльцев) распространяется право на улучшение жилищных условий вне очереди и трудовые льготы – при сокращении штата, их увольняют в последнюю очередь.
Дети чернобыльцев должны без очереди устраиваться в детские сады.
Важно! Члены семьи, находящиеся на иждивении ликвидатора аварии в Чернобыле, после его смерти должны получать выплаты по потере кормильца.
Чернобыльские льготы в других странах
Следует отметить, что не только Российская Федерация осуществляет социальную поддержку лицам, имеющим статус чернобыльца, но и другие страны поддерживают своих граждан:
- Украина – положение чернобыльца регулируется отдельным законодательным документом – Законом Украины №796-XII от 28.02.1991 г. «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы». Законодательный акт мало чем отличается от российского аналога, льготники делятся на категории, согласно которым назначаются выплаты и компенсации.
- Белоруссия
Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/medical/lgotyi-chernobyiltsam/
«Чернобыльские» льготы: что мы о них знаем
В Тульской области в границах зон чернобыльского радиоактивного загрязнения осталось 1215 населенных пунктов, 27 из которых находятся в зоне проживания с правом на отселение и 1188 — в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
След, которого нет?
Еще в 1991 году превышение максимально допустимого уровня радиации было зарегистрировано в девяти населенных пунктах Белевского (1) и Плавского (8) районов. Но уже с 1993 года превышений средней годовой дозы облучения жителей ни в одном населенном пункте региона не зафиксировано.
По информации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» в настоящее время в Плавске уровни гамма-фона в среднем составляют на загрязненной территории 0,11–0,15 мкЗв/час при максимально допустимом значении 0,20 мкЗв/час.
Для сравнения: гамма-фон на «чистой» территории находится в диапазоне значений 0,10–0,12 мкЗв/ч.
Таким образом, радиационно-экологическая обстановка в Тульской области на сегодняшний день определяется незначительными, то есть безопасными для здоровья людей и животных отклонениями от уровней доаварийного периода.
Наш «Сталинград»
В конце 2014 года жители Тульской области узнали, что в проекте федерального бюджета 2015 года финансирование «чернобыльских» льгот не заложено. Само по себе это обстоятельство статус льготно-экономической зоны проживания на загрязненных территориях не отменяло.
Однако стало понятно: последующее постановление Правительства РФ будет не в пользу жителей. И действительно, опубликованный следом проект решения кабмина исключал большинство населенных пунктов региона из перечня территорий с льготным социально-экономическим статусом.
Народный протест против отмены «чернобыльских» льгот практически возглавили региональные чиновники и депутаты, а бывший тогда губернатором Владимир Груздев даже заявил: «Чернобыльские льготы — это наш Сталинград, наш современный Крым регионального масштаба, и мы будем за него стоять до конца». Всеобщими усилиями — через сбор десятков тысяч подписей жителей, обращениями во всевозможные инстанции, широким освещением проблемы в СМИ, обсуждением вопроса на самом высоком уровне — «чернобыльские» льготы и выплаты в 2015 году не только удалось сохранить, но даже и проиндексировать. Таким образом, статус льготной социально-экономической зоны закреплен за рядом территорий Тульской области вплоть до 2020 года — очередного срока пересмотра Правительством РФ перечня населенных пунктов, обладающих льготным социально-экономическим статусом.
Налоговая и ПФР разъясняют
Ажиотаж вокруг темы «чернобыльских» льгот, вызванный угрозой их отмены, показал: многие жители загрязненных территорий, понимая опасность утраты статуса льготной зоны проживания, тем не менее не всегда знают, какие именно преференции дает государство в качестве компенсации вреда, причиненного здоровью и имуществу людей чернобыльской катастрофой. Более того, с изменениями в налоговом и пенсионном законодательстве последних лет, равно как и предстоящими нововведениями, вообще практически никто не знаком. Корреспондент «Молодого коммунара» обратился в региональное управление Федеральной налоговой службы России и в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области, чтобы уточнить, на что могут рассчитывать сейчас жители территорий, подвергшихся 30 лет назад радиационному загрязнению.
По информации отделения ПФР, одной из мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, является ежемесячная денежная выплата за постоянное проживание (работу) в границах зон радиоактивного загрязнения.
С 1 июля 2016 года Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» внесены следующие изменения.
Предоставление ежемесячной денежной выплаты гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, в зоне отселения до их переселения в другие районы, детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон, а также детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, осуществляется при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением указанной денежной выплаты:
— в зоне отселения — не менее 1 года;
— в зоне проживания с правом на отселение — не менее 3 лет;
— в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом — не менее 4 лет.
Исключение составляют дети, родившиеся в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом. Кроме этого, если вышеуказанные категории граждан по состоянию на 30 июня 2016 года имели право на ежемесячную денежную выплату, требование о необходимом периоде проживания в зонах радиоактивного загрязнения на них не распространяется.
В случае пересмотра границ зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо переезда граждан на постоянное место жительства в зоны отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом из указанных зон, либо смены места работы в пределах указанных зон ежемесячные денежные выплаты предоставляются с учетом времени постоянного проживания (работы) в указанных зонах, исчисляемого в следующем порядке:
— каждый год проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом считается за три месяца проживания (работы) в зоне отселения;
— каждый год проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение считается за четыре месяца проживания (работы) в зоне отселения;
— каждый год проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом считается за девять месяцев проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение.
Вместе с тем в соответствии с Законом № 1244-I неработающим инвалидам и детям-инвалидам, постоянно проживающим на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, устанавливается ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий.
Ежемесячные выплаты устанавливаются в твердых размерах, которые зависят от времени проживания в указанных зонах — с 26.04.1986 или с 02.12.1995 — и ежегодно индексируется государством. Кроме того, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях».
По информации регионального УФНС, «чернобыльские» льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, а также по транспортному налогу (регламентируется Законом Тульской области), предоставляются лицам, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ № 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к которым, в том числе, отнесены:
— граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
— граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
— граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
В частности, вышеуказанные льготные категории граждан по земельному налогу имеют право на уменьшение налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) на 10 тысяч рублей в отношении одного земельного участка на территории одного муниципального образования.
Льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется в отношении одного объекта недвижимости каждого вида (жилой дом, квартира или комната, садовый домик (дача), гараж (машиноместо) по выбору налогоплательщика.
В случае, если налоговый орган располагает данными о том, что налогоплательщик относится к одной из льготных категорий, при этом заявление от гражданина о выборе льготируемого объекта (при наличии у него нескольких объектов одного вида) в налоговом органе отсутствует, льгота будет предоставлена автоматически на один объект с наибольшей суммой налога.
Вместе с тем, органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу для отдельных категорий граждан и порядок их предоставления.
По транспортному налогу для льготных категорий граждан, проживающих в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, льгота предоставляется в отношении одной единицы легкового автомобиля с мощностью двигателя до 250 л. с.
Необходимо отметить, что с налогового периода 2016 года, то есть при исчислении транспортного налога в 2017 году, предельный размер мощности легкового автомобиля, в отношении которого будет предоставляться льгота, снижен до 150 л. с.
(включительно) для вышеуказанных льготных категорий граждан.
Если вы проживаете в «чернобыльской» зоне и не пользуетесь какими-то из названных льгот, обратитесь в территориальный орган ФНС или ПФР по месту жительства.
Источник: http://mk.tula.ru/articles/a/66866/
Верховный суд не нашел следов заражения
Верховный суд (ВС) РФ вчера отклонил требования жителей Рязанской и Брянской областей отменить действие постановления правительства РФ, пересмотревшего перечень населенных пунктов, которые подверглись радиоактивному загрязнению. Истцы в результате потеряли ряд чернобыльских льгот. В союзе “Чернобыль” полагают, что сокращение социальных компенсаций, таким образом, становится тенденцией.
В октябре 2015 года правительство РФ приняло постановление N1074, которым пересмотрен перечень населенных пунктов в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Таких зон четыре: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение и зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В январе 2016 года в Верховный суд обратились более 50 жителей населенных пунктов, переведенных из зоны отселения в зону проживания с правом на отселение.
Президент союза “Чернобыль России”, член центрального штаба ОНФ Вячеслав Гришин объяснил “Ъ”, что заявители лишились части льгот: “В целом перечень выплат и компенсаций сохранен, но их размеры уменьшены на сотни рублей, в том числе и пенсионные выплаты”.
Кроме того, отметил эксперт, в зоне отселения работающий гражданин имел право на дополнительный двухнедельный оплачиваемый отпуск, а в зоне с правом на отселение — в два раза меньше. Жители зоны отселения также имели право при переезде в чистую зону передать свое имущество (дома и квартиры) государству, которое обязано возместить потери.
Представитель истцов Брянской области Сергей Маслов, в частности, отметил, что методика оценки радиоактивного загрязнения не соответствовала методике, утвержденной Роспотребнадзором в 2007 году. Кроме того, в этой работе не принимали участия представители органов самоуправления, а “в решении не учтены экологические паспорта регионов”.
Помимо этого адвокат Екатерина Тарасова, представлявшая интересы рязанского истца, заявила, что поселок Прибрежный Шиловского района Рязанской области исключен из зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению, только по той причине, что не имеет кода ОКТМО/ОКАТО, то есть не входит в реестр населенных пунктов РФ.
По словам госпожи Тарасовой, на ее запрос в МЧС ей не представили данных по радиационному загрязнению в Прибрежном за 2014-2015 годы.
Представители МЧС от лица ответчика возразили, что “невозможно отдельно включать в перечни загрязненных территорий улицы или микрорайоны”. Они представили данные за январь 2016 года, согласно которым экология в Прибрежном соответствовала нормам, отметив, что данные за 2014-2015 годы “наверняка есть”.
Говоря о ситуации в Брянской области, представители ответчика подчеркнули, что “правительство области согласовало выводы комиссии”, а включение в состав рабочей группы представителей местных органов самоуправления носит рекомендательный характер.
Аналогичные объяснения последовали и по экологическим паспортам, которые “носят информационный и рекомендательный характер”.
Кроме того, согласно закону “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, перечень населенных пунктов в составе зон, подвергшихся загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, должен пересматриваться “не реже, чем раз в пять лет”. При этом последний раз перечень менялся в 2005 году, а до этого — в 1997 году.
Учитывая позицию прокурора, которая совпала с доводами представителей правительства РФ, ВС постановил в удовлетворении административных исковых заявлений отказать.
“Если говорить об отношении к проблемам десятков тысяч людей, такие необдуманные выводы не лучшим образом характеризуют судебную правовую систему”,— прокомментировал решение господин Гришин.
Он напомнил, что 14 марта 2016 года научная комиссия по радиологической защите при РАН “предложила правительству РФ выйти с предложением в Госдуму о сохранении всех мер соцзащиты — даже после того, как территория будет считаться чистой”. “Однако общество развивается по более прагматичным правилам.
С 1 июля, например, уменьшится выплата пособий по уходу за ребенком в зонах, пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС”,— заявил он (см. “Ъ” от 16 декабря 2015 года). Вячеслав Гришин отметил, что расходы государства на выплату компенсаций за проживание в таких зонах составляют “всего 16 млрд руб. на 1,1 млн человек, то есть в среднем около 1,2 тыс. руб. в месяц”.
Старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадим Новиков также полагает, что тенденция к уменьшению соцвыплат говорит о том, что “денег в бюджетах стало меньше и правительство использует все возможности, чтобы свести концы с концами”.
Валерия Мишина
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2951194
Без права на отселение
Конец прошлого года принёс нашей редакции целую серию жалоб от жителей юго-западных районов Брянщины, пострадавших от Чернобыля. Все они оказались после 2015 года обитателями зоны проживания с правом на отселение.
Тогда пресса, в том числе и наше издание, много писала о том, как, по сути, за спинами чернобыльцев с удивительной лёгкостью, по-предательски глава региона А.
Богомаз согласовал с федеральным центром заранее подготовленный в ведомственных недрах перечень населённых пунктов, после чего территории, прежде определённые как опасные для существования всего живого, стали менее опасными, а то и вовсе безопасными, очистившимися от радиации.
Соответственно, в первом случае люди лишились части льгот, а во втором оказались и вовсе без них. О масштабах такого “очищения” говорит хотя бы такой факт: Новозыбков — столицу российского Чернобыля — в один момент перебросили из загрязнённой зоны отселения в частично “очистившуюся” зону с правом на отселение.
Вся эта кампания по пересмотру прежнего, более затратного перечня была затеяна, как не раз отмечалось, для экономии бюджетных средств.
В иной системе общественных отношений этот жест руководителя региона не остался бы безнаказанным, но у нас, когда его карьеру в решающей степени определяет администрация президента и у нас, где выборы давно уже фикция, такое поведение Богомаза вызвало небольшое волнение в редких независимых от власти СМИ.
Ну а как вели себя зависимые? Они время от времени победно рапортовали о мощных богомазовских ударах по так называемой чернобыльской коррупции.
Прежде, мол, охотники поживиться на получении денежных компенсаций за сдачу чернобыльского жилья создали целую мошенническую лавочку по отъёму миллиардов казённых средств, а с приходом Богомаза лавочку прикрыли, и теперь платят действительно только за фактически сданное жильё, а не кое-как сварганенное из фанеры “под сдачу”. И на этом-де сберегаются с дальнейшим возвратом в бюджет огромные госсредства.
Что ж, можно было бы лишь воскликнуть: «Брависсимо, Александр Васильевич!». Но… обратимся к жалобе жительницы Клинцовского района Анны Васильевны Сыч, которую она направила недавно в прокуратуру области.
Пишет, что, промаявшись много лет в зоне с правом на отселение и нажив не одну болезнь, решила-таки с мужем в прошлом году воспользоваться этим правом и перебраться в чистую зону. Как добровольно выехавшая, сдала чернобыльское удостоверение, разом потеряв все льготы. Собрала документы для сдачи дома и хозпостроек.
В начале июля пакет “бумаг” отдала в Клинцовскую райадминистрацию для передачи в областной департамент строительства, где специальная комиссия после их рассмотрения решает вопрос о выплатах.
Но тут узнаёт: в июле заседание комиссии неизвестно почему не состоялось, на августовском ей рекомендовали доставить к пакету копию похозяйственной или домовой книги, заверенную в местной поселковой администрации для подтверждения, что на начало 1994 года она была, как собственник дома, зарегистрирована в нём. И это сделала.
В сентябре комиссия опять не заседала, хотя должна проводиться ежемесячно. 27 октября в райадминистрации Анна Васильевна узнаёт, что всем желавшим переехать в чистую зону в получении компенсаций отказано. Потом пришёл “отказной” ответ за подписью директора департамента строительства Г. Солодун.
Такие ответы, изготовленные как под копирку, получили и другие соискатели выплат.
Отказ, если сформулировать его по-простому и по-понятному, объяснялся тем, что компенсация материального ущерба выплачивается только тем, кто переселяется из зон отчуждения и отселения, а если переселяешься из “более чистой” зоны с правом на отселение, то гарантируются “меры социальной поддержки”, предусмотренные 17-й статьёй чернобыльского закона. И вот абзац, являющийся моментом истины от г-жи Солодун: «Поскольку компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества не относится к мерам социальной поддержки, лицам, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение, указанная компенсация не подлежит возмещению».
В пустующей деревне в зоне с правом на отселение
Даже не очень продвинутая в вопросах юриспруденции Анна Васильевна сообразила, что эта малограмотная словесная конструкция — ещё и липа.
Она знает только одно: «Получается, людям много лет выплачивали компенсации за сданные дома в зоне с правом на отселение, а теперь вдруг у них такого права нет? Но почему вдруг федеральный закон стал толковаться так?». А можно на солодунскую конструкцию взглянуть и глазами юриста.
Спросить: с чего взято, что если одни выплаты называются компенсацией материального ущерба, а другие — мерами социальной поддержки, то в одном случае платить надо, а в другом — нет? Прочитайте ещё раз вслух, г-жа Солодун, сами и своей комиссией чернобыльский закон.
Наизусть выучите название 22-й статьи: «Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение».
Вбейте в свои головы, что понятия “меры социальной поддержки” и “возмещение вреда” идут в законе рука об руку. Неужели вам неведомы и правительственные документы на эту тему, которые говорят о выплатах выехавшим как из зоны отселения, так и из зоны с правом на отселение, а также судебные акты, в том числе вынесенные в своё время Верховным судом?
О том, что всё это хорошо известно и руководителю департамента строительства, и членам областной чернобыльской комиссии, красноречиво говорит такой факт: на августовском заседании комиссии были приняты положительные решения по выплате компенсаций ряду граждан (по нашим сведениям, таковых было около двадцати), выехавших из зоны с правом на отселение.
Правда, выплат за утраченное имущество люди так и не дождались: на заседании в октябре все эти решения были отменены. За время, прошедшее между сдачей переселенцами домовладений и получением извещений об отмене положительных решений, прошёл не один месяц. И когда пришлось возвращаться в родные пенаты, некоторые из них обнаружили, что оставленные ими дома уже разграблены.
А на пороге — зима…
Житель Злынковского района Николай Матвеевич Цупиков избрал адресатом своей жалобы члена Совета Федерации Екатерину Филипповну Лахову. Рассказал, что с 1982 года жил с супругой в колхозном доме. Более полугода отняла у него морока по оформлению документов для сдачи его государству.
Но вначале сдал удостоверение чернобыльца, также лишившись социальных выплат. В августе отдал документы в Злынковскую администрацию, оттуда они были переданы в департамент строительства, из которого вскоре получил письмо: «Оценка имущества завышенная». Не стал спорить.
Сделал переоценку… В конце сентября узнал, что комиссия не заседала, а тут ещё услышал, что выплаты за дома, находящиеся в зоне с правом на отселение, и вовсе рассматриваться не будут. Далее цитирую фрагмент обращения к Лаховой: «25 октября я был на приёме у замгубернатора Ю.
Мокренко (курирует в областном правительстве строительство и чернобыльскую тематику — прим. авт.), на приёме присутствовали и члены комиссии из департамента строительства. Мне после обзора моих документов было сказано, что заседание комиссии состоится на следующий день, 26 октября, и по моему дому будет положительное решение.
Я со спокойной душой уехал, а 27 октября в районной администрации узнал, что мне отказали. Сказали, чтобы я обращался в суд. Но как я туда пойду, если с 2012 года, как сообщили мне, споры по зоне с правом на отселение в суде не рассматриваются?».
Николай Матвеевич написал не только Лаховой. В соавторстве с другими обманутыми обращался и в иные инстанции. Но бюрократическая машина работает со скрипом. Пока в основном всё продолжает оставаться на уровне промежуточных отписок. Однако среди них есть и ответ, так сказать, по существу. От упомянутого г-на Мокренко.
Только назвать его “по существу” язык не поворачивается. Вот как среагировал замгубернатора на обращение жаждавшего обстоятельного объяснения ситуации А.
Егорова: «…26 октября 2017 года комиссия рассмотрела Ваши документы и рекомендовала департаменту отказать в выплате компенсации, поскольку жилое помещение расположено в зоне проживания с правом на отселение… 3 ноября 2017 года Вы повторно обратились в департамент с заявлением о получении компенсации.
23 ноября 2017 года комиссия повторно рекомендовала департаменту отказать Вам в выплате компенсации в связи с тем, что жилое помещение расположено в зоне проживания с правом на отселение. В случае несогласия Вы имеете право обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством». Допускаем, что сие сочинял не сам г-н Мокренко.
Но подписывал-то сам. Недрогнувшей и, надо думать, трезвой рукой. Что ж это за заместитель губернатора, что же это за куратор, который либо не читал профильного чернобыльского закона, либо вслед за комиссией “включает дурака”?
Юрий Мокренко
Такие действия ещё одна группа обманутых назвала в своей жалобе в прокуратуру области «незаконными действиями администрации Брянской области». Они попросили помочь «отстоять конституционные права». Посмотрим, как государево око будет помогать.
В арсенале средств есть разнообразные — можно, к примеру, погрозить пальчиком, а можно привлечь чиновников и к реальной ответственности.
Ведь их “стараниями” на территории отдельно взятого субъекта Российской Федерации, по сути, заблокирована одна важных норм федерального закона, что наводит на мысль о какой-то, опять же отдельно взятой, законности, по-брянски. И, к слову, блокирование осуществляется не только по причине нарочито извращённого толкования законодательных мер.
Та же Анна Васильевна Сыч пишет, что «на местном уровне установлены ограничения для сдающих жильё по чернобыльской программе».
Почему, спрашивает она, претенденты на возмещение ущерба делятся на собственников и наследников, которые должны быть зарегистрированы в сдаваемых домах и проживать в них до 1994 года? А что скрывается за рекомендациями комиссии, точнее за выкручиванием рук, снизить стоимость сдаваемого жилья? «Доходит до того, что крепкие хорошие дома “рекомендуют” оценить максимум в 400 тысяч рублей, а ведь законом предусмотрена компенсация ущерба, которая позволяет приобрести в чистой зоне жилое помещение не хуже прежнего».
Напрашивается вопрос, почему же целая категория граждан, низведённая до положения стада, которым помыкают как хотят, которых мордуют различными большими и малыми препонами, не обращается в суд? В ответ прозвучало примерно то же, что писал в своей жалобе в прокуратуру Николай Цупиков — якобы последние пять лет дела о возмещении ущерба переселенцам из зоны с правом на отселение в судах не рассматриваются. Говорили о какой-то рекомендации Верховного суда разрешать подобные споры в пределах исполнительной вертикали, навеянной в своё время тем, что суммы компенсаций по решениям судов были намного выше, чем при обращении переселенцев непосредственно в департамент. Правда, услышали мы, будто бы один иск на эту тему Советский районный суд Брянска недавно принял к рассмотрению. Опять-таки надеемся, что областная прокуратура, обещавшая в ближайшее время исследовать эту, не побоимся сказать, чудовищную ситуацию, расставит акценты и в этой части.
Но попробуем спрогнозировать, чем могут оправдать свой произвол все эти мокренки, солодуны и прочие чиновники вплоть до губернатора, которому тоже летят жалобы.
Доводилось слышать, что они запросто могут объяснить всё жаждой экономии средств тощающей госказны, что якобы в прошлом году государством на возмещение ущерба переселенцам выделялось 1 миллиард 300 миллионов, а выплачено только 450 миллионов, что якобы “сэкономленные” возвратят с видом благодетелей или они будут использованы на иные, более неотложные цели. Да, уже ранее было подобное, когда Богомаз ставил в заслугу своим подручным такую “экономию”. Шарахнувшись в эту крайность, о её, ещё раз не побоимся этого слова, чудовищных социальных, правовых, политических издержках предпочитают не заморачиваться. Для столоначальников, если дать им волю, показатели всегда важнее людей.
Николай БАБУШКИН
Источник: http://kombr.ru/ru/660/10/915/bez-prava-na-otselenie.htm
На денежные выплаты по линии ПФР имеют право не только сами ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от воздействия радиации лица, но и их дети и внуки
Со времён катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, – самого крупного в истории человечества техногенного коллапса, прошло более 30 лет.
Несмотря на солидный срок, до сих пор в жизни многих наших сограждан та авария связана не только с воспоминаниями, но и с последствиями для здоровья, которые проявились давно, только сейчас или проявятся в будущем.
Для тех, кто пострадал от последствий аварии на ЧАЭС, законодательством определён ряд льгот на федеральном уровне, в том числе – право на получение выплат по линии Пенсионного фонда РФ. Среди граждан, которые могут обращаться за такими выплатами – последующие поколения «чернобыльцев».
Установление ПФР выплат категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, регулируется Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1. Размер положенных ежемесячных денежных выплат варьируется в зависимости от конкретной категории. Так, размер ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) с 1 февраля 2017 года для них составляет:
граждане, получившие или перенёсшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по её ликвидации |
2022,94 рублей |
инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы |
2527,06 рублей |
граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения |
2022,94 рублей |
граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение или с льготным социально – экономическим статусом |
505,73 рублей |
|
1263,54 рублей |
для детей и подростков, страдающих болезнями вследствие катастрофы на ЧАЭС или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, а также последующих поколений детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей |
2022,94 рублей |
для детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом |
759,42 рублей |
Как видно, перечень категорий достаточно обширен, и включает в себя также детей и подростков до 18 лет, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а именно:
- дети, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом;
- эвакуированные и переселенные из зонотчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая детей, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии;
- дети первого и последующих поколений следующих граждан: получивших или перенесших лучевую болезнь; инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы; участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах; принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отчуждения или переселенных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отселения (право на указанную выплату имеют только дети, родившиеся после радиоактивного облучения одного из родителей).
То, как законодательство о выплатах работает в отношении следующих поколений «чернобыльцев», можно проиллюстрировать на жизненных ситуациях.
https://www.youtube.com/watch?v=i8om1qsT1_g
Пример 1: Ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС в 1987 году имеет сына 1989 года рождения, который получал ЕДВ до исполнения возраста 18 лет. В 2015 году у сына родился ребенок (внук указанного ликвидатора). Он также имеет право на установление ЕДВ до 18 лет, как ребенок последующего поколения гражданина, пострадавшего вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Пример 2: Гражданка, выехавшая из зоны отселения в 1987 году право на установление ЕДВ не имеет. Однако её ребёнок, рождённый в 2010 году имеет право на установление ЕДВ до достижения возраста 18 лет. Также право на ЕДВ в дальнейшем будут иметь и дети этого ребёнка (внуки гражданки, выехавшей из зоны отселения).
В случае, если ребенку присвоена инвалидность, то он имеет право получать две ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные разными федеральными законами.
Согласно нормам законодательства, ЕДВ назначается с даты обращения за указанной выплатой, а обращаться за ней с паспортом, СНИЛС и документами, подтверждающими статус льготника, можно в территориальный орган ПФР по месту жительства или в МФЦ.
Кроме того получатели ЕДВ имеют право по линии ПФР также на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (НСУ) в натуральном выражении либо в виде денег (в зависимости от индивидуального выбора, который можно изменять на следующий год до 1 октября каждого года). Размер НСУ в денежном выражении составляет 1048,97 рубля в месяц.
Также напоминаем, что как обратиться за назначением ЕДВ, так и изменить способ получения НСУ можно не только в порядке личного визита, но и дистанционно, – через Личный кабинет гражданина на Официальном сайте ПФР. Для этого остаточно зарегистрироваться на сайте Государственных услуг и впоследствии подтвердить свою учётную запись, используя те же реквизиты и для обращения в Личный кабинет….
Для сведения:
В Рязанской области в настоящее время получают ЕДВ как последующие поколения участников ликвидации аварии на ЧАЭС 206 граждан, не достигших возраста 18 лет.
Источник: http://www.pfrf.ru/branches/ryazan/news~2017/09/21/143082