Перерасчет коммунальных услуг

Правительство РФ разрешило гражданам обращаться к поставщику жилищно-коммунальных услуг или в управляющую компанию за перерасчетом. Мы расскажем на каких основаниях и как сделать перерасчет за коммунальные услуги, объясним, как правильно составить заявление в УК на перерасчет.

Законодательство

Процесс и правила процедуры регулируются Постановлением № 354, принятым 6 мая 2011 года. В 2018 году нормативный акт, необходимый для перерасчета коммунальных услуг был доработан. Чтобы вам одобрили перерасчет коммунальных услуг по 354 постановлению, необходимо одно или несколько из прописанных в нем оснований.

Основания для перерасчета за коммунальные услуги

  1. Временное отсутствие жильцов — если жильцы дома или квартиры отсутствовали в обслуживаемом помещении от 5 и более дней.
  2. Некачественное предоставление ЖКУ — нужно предоставить доказательства такого нарушения, для этого приглашают специалисты, которые измеряют силу напора воды, температуры, силу тока или другие необходимые показатели.
  3. Полное отсутствие ЖКУ — если вы честно и своевременно оплачиваете коммунальные услуги и сталкиваетесь с их отключением в срок выше установленной законом нормы, можно требовать перерасчета.

Перерасчет коммунальных услуг при временном отсутствии

Лучше заранее известить управляющую компанию или другого поставщика ЖКУ об отъезде и предоставить соответствующие документы — билеты, бронь гостиницы.

Без счетчиков. Сделают только если в доме технически невозможно установить приборы учета. Если ваш дом не относится к этой категории и вы до сих пор не установили счетчики, в перерасчете вам откажут. При отсутствии техвозможности для установки приборов учета, попросите подтверждающий этот факт документ у поставщика коммунальных услуг и добавьте к пакету остальных бумаг.

По счетчикам. При наличии приборов учета специальный перерасчет не требуется — приборы зафиксируют данные за дни отсутствия.

Какие услуги не подлежат перерасчету. За некоторые виды услуг все равно придется заплатить, даже если вы доказали, что не проживали дома более 5 дней:

  • вывоз мусора;
  • эксплуатация лифта;
  • содержание многоквартирного дома;
  • газоснабжение для отопительных целей;
  • водоотведение отдельно от водоснабжения;
  • отопление жилых помещений.

Перерасчет за некачественные коммунальные услуги

Вы можете запросить процедуру перерасчета, если недовольны качеством ЖКУ — например, низкая температура горячей воды или чрезмерно длительное ее отсутствие. Для этого приглашают экспертов, которые замеряют:

  • для электричества — напряжение, силу тока;
  • для горячего и холодного водоснабжения — напор и температура по нормативам, химический состав, жесткость, внешний вид.

Если показатели отклоняются от нормы, вы можете обращаться за перерасчетом на основе экспертизы.

Особенности перерасчета за отопление. При полном отключении или температуре ниже нормативов, вы можете оспорить начисления за некачественные услуги только через суд. Вам откажут в прошении, если:

  • в квартире или доме теплопотери происходят из-за низкого качества дверных или оконных блоков — но при малой теплоотдаче самих отопительных приборов можно оспорить;
  • воздушные пробки в стояках — но, если вы не пустите сотрудников ЖЭКа, чтобы устранить их, вам откажут;
  • у вас стоят старые радиаторы или не греются из-за засоров — если в стояках температура соответствует норме, а радиатор в помещении не греется, вам нужно будет решать этот вопрос самостоятельно заменой оборудования в жилье.

Если с качеством приборов все в порядке, а температура в квартире ниже положенного уровня, вы можете требовать снижения платы за отопление. Для этого пригласите инициативную группу жильцов или специальную комиссию и:

  • вычислите разницу между нормированной и фактической температурой;
  • зафиксируйте время, когда температура была ниже нормы;
  • каждый час отклонения снижает оплату на 0,15% от ежемесячный платы за градус; ежемесячную плату надо умножить на 0,15%, на количество часов отклонения, на ее величину.

Считайте дневные и ночные нормы отдельно — у них разные тарифы.

Куда обращаться для перерасчета за коммунальные услуги ЖКХ

Найдите реквизиты для обращения в квитанциях на оплату. В зависимости от вида договора на предоставление ЖКУ, способа управления домом, подавайте заявление напрямую к поставщикам услуг или в:

При некачественных коммунальных услугах можно обратиться в Жилинспекцию или Роспотребнадзор — они предоставят независимых экспертов.

Как написать заявление на перерасчет коммунальных услуг

У этого типа заявления нет строго установленной формы. Вы можете написать его в свободной форме, главное — указать важные пункты:

  • название организации, куда обращаетесь;
  • личные данные;
  • адрес помещения, где требуется перерасчет;
  • просьбу о перерасчете и указать вид услуги;
  • период, за который требуется пересчитать сумму платежей;
  • основания для процедуры с перечнем приложений к заявлению — справки, заключения экспертов, другие документы.

Если отправляете заявление по почте — высылайте заказным письмом с уведомлением, описью приложений. Можно отнести напрямую в организацию — в этом случае составьте заявление в двух экземплярах. Одно передайте ответственному сотруднику, на втором попросите поставить подпись, печать и регистрационный номер документа.

Вы можете найти в интернете и скачать заявление на перерасчет коммунальных услуг — образец 2018

Дополнительные документы

Они зависят от оснований для перерасчета коммунальных услуг и должны подтвердить факт необходимости процедуры.

По временному отсутствию. Если во время отъезда проживали в гостинице, приложите подтверждающие чеки. Согласно типу отъезда, добавьте в приложение к заявлению справку:

  • о командировке, заверенную работодателем;
  • о лечении в стационаре;
  • о временной регистрации в другом городе;
  • из учебного заведения;
  • из ТСЖ о проживании на дачном участке.

При ненадлежащем качестве. Проведите экспертизу с помощью специалистов из УК, Роспотребнадзора или Жилинспекции. Специалисты должны оставить вам:

  • акт, где указана дата проверки, адрес помещения;
  • экспертное заключение.

Все документы должны быть юридически грамотно оформлены. На справках будут проверять реквизиты организаций, печати, подписи ответственных сотрудников. Если хотя бы один документ не соответствует условиям, ваше заявление отклонят.

Как быстро оформляют перерасчет платы за ЖКУ

По закону правильно оформленное заявление рассматривают в течение 5 рабочих дней. Важно подать заявление в течение 30-дневного срока с момента наступления основания. Результаты перерасчета вы увидите в квитанции за следующий месяц.

Если подаете заявление до отъезда, вам пересчитают только 6 месяцев отсутствия. Для более длительного перерасчета коммуналки, нужно будет вернуться и подать заявление снова спустя 6 месяцев после первой заявки. Вам откажут в перерасчете, если вы пропустите срок подачи заявления. Однако, при уважительной причине такую ситуацию можно оспорить в суде.

Что делать при отказе перерасчета коммуналки

Организация, предоставляющая вам ЖКУ, должна дать письменный отказ и обосновать его причины. Если вы уверены в своей правоте, пишите жалобу в прокуратуру или Роспотребнадзор. К жалобе необходимо приложить отказ и весь пакет документов, который вы подавали для перерасчета.

Контролирующие организации помогают в решении спорных ситуаций, но если их вмешательство не помогло — обращайтесь в суд, соблюдая сроки исковой давности.

Выводы

  1. Предупреждайте УК об отъезде заранее.
  2. Готовьте все документы, подтверждающие ваше отсутствие или ненадлежащее качество услуг.
  3. Внимательно проверяйте юридическую силу документов, экспертиз и актов.
  4. Обращайтесь в высшие контролирующие органы или в суд при отказе перерасчета.

Источник: https://www.it-uk.ru/infoblock/pereraschet-platy-za-ku/

Сэкономить на

Многие сталкивались с проблемой, когда управляющая компания неправильно рассчитывала плату за услуги жилищно-коммунального хозяйства. Но очень часто вернуть лишние потраченные деньги бывает непросто, так как для перерасчета нужны основания.

Все они содержатся в постановлении Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах”.

Специально для “Российской газеты” адвокат Олег Сухов изучил документ и объяснил, кто имеет право компенсировать переплату за ЖКУ и как это сделать.

Первое основание для перерасчета

Потребитель, который оплачивает услуги по нормативу, вправе требовать перерасчет, если он отсутствует в помещение более 5 дней подряд. Однако здесь есть большое “НО”.

Этот перерасчет предоставляется, когда в квартире нет приборов учета, и они не могут быть установлены по техническим причинам. Причем, перерасчет не касается газа, электричества и отопления.

За них все равно придется платить “по полной”. Таким образом, остается только горячая и холодная вода.

Госдума запрещает передавать коллекторам долги по ЖКХ

Учитывая, что у нас не так уж и много домовладений, где вообще нельзя установить приборы учета, то данная норма вряд ли представляет интерес для большинства россиян.

Но упомянуть о ней стоит. Пересчет производится исходя из количества дней, которые жилец отсутствовал в помещении, исключая дни его выезда и возвращения.

Для уменьшения стоимости услуг, гражданин должен после приезда подать заявление в управляющую компанию (УК) или ресурсоснабжающую организацию (РСО). Оно пишется в свободной форме либо по образцу, который можно получить в управляющей компании, ТСЖ или РСО.

Человек пишет заявление и прикладывает к нему документы, подтверждающие факт отсутствия в помещении: копию командировочного удостоверения, справку о нахождении в больнице или санатории, билеты (если в них указаны его данные), счета за проживание в гостинице и так далее. Вообще список документов большой. Он ограничивается только фразой, что гражданин вправе приложить те бумаги, которые явно доказывают его отсутствие в помещении.

Второе основание для перерасчета

Такой способ снижения коммунальных услуг встречается в России гораздо чаще. Это предоставление услуг ненадлежащего качества или с большими перерывами.

Правовые тонкости ЖКХ эксперты “РГ” разъясняют в рубрике “Юрконсультация”

Постановление дает исчерпывающий перечень предельных перерывов в предоставлении и отклонений в качестве услуг ЖКХ.

Так, максимальная суммарная продолжительность отсутствия холодной воды в месяц составляет не более 8 часов, а единовременная не более 4 часов.

Похожие временные параметры установлены и по другим услугам.

Новые законы помогут многодетным заемщикам

Например, максимальное отсутствие электричества не может превышать 2 часов при наличии 2 резервирующих источников питания или 24 часов при одном источнике.

Это же Постановление указывает нам и границы качества коммунальных услуг. Они касаются состава и свойств холодной и горячей воды, давления в трубах, температуры воды и теплоносителя, напряжения тока, свойств и давления газа, периодичности вывоза ТКО и так далее.

При нарушении поставщиком или посредником качества, или в случае долговременного непредставления услуг ЖКХ, граждане имеют право на снижение их цены либо вообще освобождаются от оплаты.

Размер снижения зависит от вида услуги, ее качества и периода неоказания.

Все желающие могут ознакомиться с параметрами услуг и коэффициентами снижения стоимости в Приложение № 1 к Постановлению № 354 (отдельный документ).

Порядок снижения оплаты за некачественные услуги

Если факт оказания некачественной услуги обнаружит поставщик (РСО, региональный оператор, УК), то он обязан в течение 24 часов проинформировать об этом жильцов. Факты нарушения качества и остановка оказания услуг ЖКХ регистрируются в журнале. В то же время и сами жильцы могут позвонить в “аварийку” и сообщить о проблеме. Каждый звонок фиксируется в журнале.

Названы регионы с самым доступным жильем

При крупных авариях или проблемах “коммунальщики” сами пересчитывают стоимость услуги и информируют об этом население. Например, когда зимой 2019 года более 80 тысяч жителей Самары остались на несколько дней без тепла в тридцатиградусный мороз, то поставщик теплоносителя снизил цены за расчетный период, исключив из оплаты время, когда услуга вообще не предоставлялась.

Другой вопрос, когда речь о снижении качества услуги. В этом случае поставщик не всегда фиксирует нужный момент. Например, потребитель считает, что вода в кране не такая горячая, как она должна быть или давление газа ниже нормы. В такой ситуации гражданин может письменно или устно обратиться в УК или РСО. Последняя, должны в течение 2 часов назначить проверку поступившего сигнала.

Если в ходе проверки возникнет спор (то есть собственник (квартиросъемщик) продолжит настаивать, что услуга оказывается некачественно, а представители РСО будут утверждать обратное), то назначается экспертиза. Расходы на экспертизу несет исполнитель услуги. Если же экспертиза подтвердит качество услуги, то жилец обязан будет возместить РСО (УК) расходы на ее проведение.

Топ-5 стран для покупки недвижимости за рубежом в 2019 году

В случае, когда стороны не инициируют проведение экспертизы, проводится дополнительная проверка, но уже с участием представителей жилинспекции и общества защиты прав потребителей.

Если нарушения выявлены, за период поставки некачественной услуги человек вправе потребовать соразмерное снижение ее цены. Обычно, в подобных случаях поставщик сам делает перерасчет. Если же он по каким-то причинам “забывает” снизить стоимость, то

потребитель может написать заявление в свободной (или по образцу исполнителя) форме, в котором потребует перерасчет.

Источник: https://rg.ru/2019/07/12/sekonomit-na-kommunalke-kak-sdelat-pereraschet-za-zhku.html

Вниманию потребителей! Порядок перерасчета платы за коммунальные услуги в случае временного отсутствия потребителя

С учетом поступающих обращений граждан с  просьбой разъяснить порядок перерасчета жилищно-коммунальных услуг в период временного отсутствия собственников жилых помещений, Управление Роспотребназора по Калининградской области информирует.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила) установлены следующие основания перерасчета:

 – отсутствие потребителя более 5 календарных дней подряд при условии

 – отсутствия  в  жилом  помещении  индивидуального  или  общего  (квартирного) прибора учета.

К услугам, не подлежащим перерасчету, относятся:

-отопление; 

– газоснабжение на нужды отопления; коммунальные услуги на общедомовые нужды;   

– водоотведение (в том случае, если не осуществляется перерасчет по горячему и холодному водоснабжению).

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству полных календарных дней временного отсутствия потребителя (не включая день отъезда и возвращения).

В течение 5 рабочих дней – если заявление потребителя подано до начала периода временного отсутствия.

Не позднее 30 дней – если заявление подано после окончания периода временного отсутствия.

Для начисления перерасчета потребителю необходимо подать управляющую компанию письменное заявление о перерасчете с указанием следующих сведений:

       – Ф.И.О. каждого временно отсутствующего потребителя;

       – день начала и окончания периода временного отсутствия.

К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода отсутствия потребителя, в частности, такими документами могут быть:

– копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

– справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

– проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае, если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. При оформлении проездных документов в электронном виде предъявляется их распечатка на бумажном носителе и документ, подтверждающий факт его использования (например, посадочный талон в самолет и др.);

– счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

– документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством РФ случаях, или его заверенная копия;

– справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

– справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

– справка консульского учреждения или дипломатического представительства РФ в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами РФ, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, содержащего отметки о пересечении государственной границы РФ при осуществлении выезда из РФ и въезда в РФ;

– справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества (разъяснения о порядке выдачи и применения справок см. Письмо Минрегиона России от 15.05.2009г. №14762-СК/14);

– иные документы, подтверждающие факт и продолжительность его временного отсутствия.

При подаче заявления о перерасчете до начала периода отсутствия потребитель вправе указать в заявлении, что документы, подтверждающие продолжительность отсутствия, не могут быть приложены в настоящее время (с указанием причин невозможности).

В таком случае, документы должны быть предоставлены в течение 30 дней после возвращения потребителя.

  Если заявление подано до начала отсутствия потребителя, то перерасчет осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период  отсутствия,  но не более чем за 6 месяцев.

Если по истечении 6 месяцев, за которые уже произведен перерасчет, период отсутствия потребителя продолжается и подано заявление за последующие периоды отсутствия, то перерасчет осуществляется за период, указанный в заявлении о продлении периода отсутствия, но не более чем за 6 месяцев.

– если потребитель, подавая заявление до начала отсутствия не представил документы, подтверждающие продолжительность отсутствия или такие документы, не подтверждают его отсутствие в течение всего или части периода, указанного в заявлении, то исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере. При этом, в случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, потребитель обязан уплатить пени (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).

Источник: http://39.rospotrebnadzor.ru/content/vnimaniyu-potrebiteley-poryadok-pererascheta-platy-za-kommunalnye-uslugi-v-sluchae-0

Перерасчет коммунальных платежей при временном отсутствии жильцов

Погодина И.В.,к.ю.н., доцент, зав. кафедрой гражданского права и процесса Владимирского государственного университета

Смирнова А.В., студентка Владимирского государственного университета

Перерасчет коммунальных платежей при временном отсутствии жильцов

На дворе май, а это значит, что близится лето, а вместе с ним дачный и отпускной сезон. Многие квартиры будут пустовать. Можно совместить приятное с полезным: провести время вдали от городских стен и одновременно сэкономить на коммунальных платежах.

К сожалению, немногие из нас реально используют возможность сократить свои расходы за счет различных перерасчетов коммунальных платежей в период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении. Однако вернуть деньги за коммунальные услуги, которыми вы не пользовались, не так сложно.

Следует заметить, что перерасчету подлежат только такие услуги, как водоснабжение (горячее и холодное), водоотведение, газо- и электроснабжение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, включает плату за:

— пользование жилым помещением (плата за наем);

— содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

— коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за:

— содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

— коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги, в свою очередь, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)1.

Временное отсутствие жильца в квартире никак не отражается на плате за отопление, содержание и ремонт жилого помещения, плате за наем, поэтому оплачивать данные услуги придется полностью.

Данное положение (о том, что временное отсутствие не влечет за собой перерасчета платы за отопление, содержание и ремонт жилого помещения, а также за наем) подтверждается и судебной практикой. Так, муниципальное унитарное предприятие «Электротеплосеть» обратилось в Ольский районный суд с заявлением о взыскании с Б. задолженности за предоставленные коммунальные услуги.

В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что ответчик, являясь нанимателем квартиры, не исполняет обязанности по оплате предоставляемых ему МУП «Электротеплосеть» коммунальных услуг за текущий ремонт и отопление, а также за наем жилого помещения, в результате чего  в период с января 2007 по февраль 2009 года образовалась задолженность.      

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда решение районного суда справедливо оставила без изменения, кассационную жалобу Б.

– без удовлетворения; поскольку плата за холодное и горячее водоснабжение, подлежащая согласно действующему порядку перерасчету в связи с временным отсутствием, Б.

не начислялась и в расчет задолженности за спорный период не включена, а возможность перерасчета платы за наем, за содержание и ремонт жилого помещения и за отопление действующим законодательством не предусмотрена2.

Важно заметить, что перерасчет не полагается, если в жилом помещении есть индивидуальные приборы учета воды, газа и света; такое правило объясняется просто: если в квартире никто не живет, вода, свет и газ не расходуются, соответственно, счетчик будет стоять.

Авторы, безусловно, поднимают актуальную тему – перерасчет коммунальных платежей, что в условиях постоянного роста расходов на содержание жилья очень важно.

Действительно, такое право предусмотрено, указанными авторами нормативно-правовыми актами и гражданам необходимо об этом знать.

Кроме того, хотелось бы напомнить, что для ряда категорий существуют субсидии по оплате коммунальных услуг и ими не надо пренебрегать.

Если же в квартире счетчики не установлены, то коммунальные услуги отпускаются по нормативам потребления. Согласно пункту 58 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г.

№ 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место3.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного не позднее чем через месяц после окончания периода его временного отсутствия.

Результаты перерасчета размера платы будут указаны в платежном документе. К заявлению необходимо приложить документы, которые подтвердят продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства.

Такими документами могут быть:

а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;

д) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;

е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;

ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

На практике к указанным документам предъявляются определенные требования. Так, справки от организаций должны быть с четкой печатью и всеми реквизитами выдавшими их организациями.

В случае предоставления потребителем копий документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих лиц по месту жительства, одновременно должны быть предъявлены оригиналы документов.

Если расчет размера оплаты за коммунальные услуги производит ЕИРЦ, то сотрудник ЕИРЦ на основании оригинала удостоверяет подлинность копии, ставит пояснительную надпись «копия верна», свою подпись, ее расшифровку, число и круглую печать ЕИРЦ.

Таким образом, список документов является открытым. Для проверки достоверности представленной информации управляющая компания вправе снимать копии документов и проверять подлинность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в выдавшие их организации.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о перерасчете коммунальных платежей для дачников. Первоначально в письме Министерства регионального развития РФ от 05.08.2008 г.

№ 19197-АД/14 было дано разъяснение о порядке перерасчета платы за коммунальные услуги, малоутешительное для значительной части владельцев загородной недвижимости: справка, выданная председателем садоводческого кооператива, не является документом, подтверждающим временное отсутствие лица в жилом помещении, и не может служить основанием для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя4. Однако в ходе проверки соблюдения прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности Министерства регионального развития РФ Генеральная прокуратура установила, что в указанном письме был необоснованно ограничен перечень документов, подтверждающих факт длительного отсутствия граждан, что повлекло многочисленные нарушения прав граждан, временно проживающих в садоводческих, огороднических и дачных объединениях, на перерасчет оплаты за коммунальные услуги. По результатам проверки в адрес Министра регионального развития Российской Федерации было направлено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего оплату коммунальных услуг5.

Спорная ситуация разрешилась изданием Министерством регионального развития в мае 2009 года нового письма, согласно которому справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, могут приниматься исполнителями в качестве основания для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг. В связи с тем что справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, устанавливают юридические факты, являющиеся основанием для возникновения права на перерасчет платы за коммунальные услуги, указанные справки должны содержать сведения, однозначно свидетельствующие о факте и сроке нахождения гражданина на территории садоводческой некоммерческой организации. При этом должна быть обеспечена возможность проверки исполнителем коммунальных услуг имеющих место фактов. Теперь дачники, отсутствующие в городских квартирах более пяти дней, смогут законно получать свой вычет.

Таким образом, на коммунальных платежах можно и нужно экономить, главное — уметь правильно это делать.

Хотелось бы отметить, что существуют также и иные основания, и порядок проведения перерасчета оплаты за коммунальные услуги.

Так, согласно п. 60. Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г.

№307) «при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением». П. 61 указанных Правил устанавливает, что «при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг».

При этом «объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги» (п. 62 указанных Правил).

Таким образом, можно выделить заявительный порядок (в частности, как указывали авторы ранее в статье, гражданин, отсутствовавший более 5 дней подряд, должен обратиться с заявлением о перерасчете) и установленный нормативно-правовым актом порядок перерасчета (перерасчет в связи с ежегодными профилактическими работами производится вне зависимости от обращения потребителя); а также следующие основания перерасчета:

– временное отсутствие потребителя;

– предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами;

– профилактические работы.

Основание перерасчета влияет на перечень видов коммунальных услуг, оплата за которых подлежит перерасчету. Так, в отличие от перерасчета в связи с временным отсутствием потребителей при перерывах в предоставлении коммунальных услуг производится перерасчет оплаты и за отопление.

В статье авторы обстоятельно проанализировали основание и порядок перерасчета размера оплаты коммунальных платежей в связи с временным отсутствием потребителей.

Дайджест:

Дачники, отсутствующие в городских квартирах более пяти дней, смогут законно получать свой вычет

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?71

Основания для перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг по случаю временного отсутствия потребителей

Дмитрий Никитин, кандидат юридических наук адвокат Адвокатской палаты г. Москвы

Потребитель, желая произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги, должен документально подтвердить факт своего отсутствия в жилом помещении.

Зачастую между потребителями и управляющими организациями возникают споры о достаточности и достоверности представленных потребителем сведений.

К примеру, подается заявление о производстве перерасчета за несколько лет, а в качестве подтверждающих документов представляются железнодорожные билеты либо справка об оплате коммунальных услуг по другому адресу.

В заявленный «период отсутствия» потребитель или иные лица, как правило, имеют реальную возможность пользования жилым помещением и коммунальными услугами, что ставит управляющую организацию в затруднительное положение по поводу принятия решения о перерасчете. Противоречивые подходы по данной проблеме наблюдаются также и в судебной практике.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изм. и доп.)1 (далее — ЖК РФ).

В ст. 154 ЖК РФ урегулированы вопросы о структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Как следует из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, регламентируется п. 86-97 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (с изм. и доп.)2 (далее — Правила).

Следует отметить, что действующие нормы Правил более детально регулируют рассматриваемые отношения по сравнению с утратившими силу п.

54-59 раздела VI Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (с изм. и доп.)3.

Вместе с тем ряд вопросов, возникающих в правоприменительной практике, остаются нерешенными и вызывающими сложности.

Согласно п. 86 Правил перерасчет платы за коммунальные услуги может быть произведен при наличии следующих обстоятельств:

– жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

– потребитель отсутствует в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд.

Указанные обстоятельства сами по себе не образуют основание для производства перерасчета. В силу пп. «д» п.

33 Правил, потребитель имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Пример из судебной практики.

В удовлетворении иска потребителя к жилищно-строительному кооперативу о частичном возврате платежей за оказанные коммунальные услуги, связанные с использованием холодной и горячей воды, водоотведением, было отказано. Суд указал, что истец с заявлением о перерасчете соответствующих платежей в порядке, предусмотренном п. 91 Правил, к управляющей организации не обращался.

Между тем, данная процедура закреплена как обязательная при возникновении у потребителя желания произвести перерасчет коммунальных платежей в связи с его временным отсутствием по месту их начисления.

В таком положении у жилищно-строительного кооператива не возникло обязанности по перерасчету платежей4.

Виды коммунальных услуг, оказываемых потребителю, перечислены в п. 4 Правил: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление и пр. Согласно содержащейся в п.

86 Правил оговорке, перерасчет платы не производится за предоставление коммунальных услуг по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.

Также не подлежит перерасчету размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (п. 88).

На основании п. 90 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Так, основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства. 2 июля 2012 г. истец на личном транспорте уехал в У., находясь в отпуске. В отпускном удостоверении была сделана отметка о прибытии на место 5 июля 2012 г. Из У. истец выехал 25 июля 2012 г.

, что также зафиксировано в удостоверении. По прибытии истец обратился в расчетный центр с заявлением о перерасчете коммунальных платежей за время отсутствия. Согласно ответу перерасчет будет произведен за период, указанный в отпускном удостоверении, с 5 по 25 июля 2012 г.

, 6 дней, затраченных на дорогу, в перерасчет не включаются.

Расчетный центр пришел к выводу, что однозначно идентифицировать чеки на приобретение истцом бензина не представляется возможным, в связи с чем в перерасчет не был включен период проезда к месту отдыха и обратно.

Из материалов дела следует, что истцом ответчику были представлены отпускное удостоверение, копия свидетельства о регистрации транспортного средства, собственником которого является истец, чеки на дизельное топливо, в том числе за 3, 4 июля 2012 г., а также 26, 27, 28 июля 2012 г. Истец утверждает, что к месту проведения отпуска и обратно следовал на принадлежащем ему автомобиле.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия пришла к выводу, что в данном случае имеются основания для произведения перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период отсутствия истца в жилом помещении во время его следования к месту отдыха и обратно. Ответчиком должен быть произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период нахождения истца в пути (3, 4, 26, 27 июля 2012 г.), поскольку дни выбытия и прибытия (2 и 28 июля 2012 г.) не могут быть включены в указанный перерасчет5.

Заявление о перерасчете платы за коммунальные услуги может быть подано до начала или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия. Пропуск тридцатидневного срока является основанием для отказа в производстве перерасчета6.

Заявление о перерасчете должно содержать фамилию, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении7.

В п. 93, 94 Правил приводится перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, а также предъявляемые к ним требования.

Данный перечень не является исчерпывающим. Кроме того, в Правилах не оговаривается вопрос о достаточности информации, подтверждающей временное отсутствие.

Строго говоря, для производства перерасчета потребитель должен доказать факт непрерывного отсутствия в жилом помещении, в связи с чем в определенных случаях представление того или иного документа не может свидетельствовать о достоверности сообщаемых им сведений.

Несколько примеров из судебной практики.

  1. В удовлетворении требований об обязании произвести перерасчет коммунальных платежей было отказано, поскольку истец, зарегистрированный и проживающий по иному адресу, не был лишен возможности пользоваться услугами по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению и газоснабжению в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности. Приборы учета в указанной квартире не установлены.

Доказательств приостановления или отказа от потребления коммунальных ресурсов, а также доказательств, с достоверностью подтверждающих факт непотребления коммунальных услуг, истцом не предоставлено8.

  1. Справки администрации сельского поселения о проживании истца и его сына в спорный период в поселке при отсутствии регистрации по месту пребывания не являются основанием для перерасчета платы за коммунальные услуги9.

  2. Суды первой и второй инстанции признали законным отказ в производстве перерасчета платы за коммунальные услуги, поскольку, несмотря на представление справки садового некоммерческого товарищества, в спорный период истец совершал со стационарного телефона звонки, в том числе в аварийно-диспетчерскую службу для проведения работ в квартире. Факт посещения квартиры в спорный период истец не отрицал.

  3. Не могут служить поводами для перерасчета составленные «акт о проживании» в одном месте и «акт о непроживании» в другом10.

Существует и иной подход, более формальный, когда суды признавали в качестве основания для перерасчета, к примеру, справку о проживании на даче и свидетельские показания11, справку товарищества собственников жилья о фактическом проживании и оплате коммунальных услуг по другом адресу12, свидетельство о регистрации по месту пребывания13, акт о фактическом проживании по другому адресу14.

Интересные выводы делались и арбитражными судами.

Товарищество собственников жилья обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.)15 (далее — КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб.

По мнению товарищества, справка отдела вневедомственной охраны не может являться доказательством проживания истца и членов его семьи в спорный период в другом месте. Кроме того, в пользу проживания в спорный период потребителей в жилом помещении указывают иные доказательства: данные о потреблении электроэнергии, комиссионный акт товарищества с письменными показаниями соседей.

В удовлетворении заявленных требований было отказано.

Суд обратил внимание заявителя на то, что в данном случае спор не состоит в определении периода, за который подлежит перерасчету плата за коммунальные услуги.

Нарушение, допущенное товариществом, заключается в необоснованном отказе в таком перерасчете в полном объеме при том, что доказательства временного отсутствия собственника жилого помещения имеются16.

Еще пример. В отношении управляющей организации было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства (производстве перерасчета за период временного отсутствия К., Ч.).

По мнению управляющей организации, справка с места работы не относится к документам, подтверждающим право на перерасчет коммунальных услуг. Посчитав предписание незаконным, управляющая организация обратилась в арбитражный суд.

Судом было установлено, материалами дела подтверждено, что предоставленные Ч. заявления о перерасчете с приложенными справками приняты управляющей организацией без каких-либо замечаний к форме и порядку оформления прилагаемых документов.

Управляющая организация не воспользовалась предоставленным ей правом проверить подлинность, полноту и достоверность содержащихся в представленных документах сведений, не направила официальных запросов в выдавшие их органы и организации (п. 95 Правил).

Суд пришел к выводу о законности оспариваемого предписания17.

Как видно из приведенных примеров, в судебной практике по-разному решаются вопросы, связанные с документальным подтверждением периода временного отсутствия. Управляющая организация не лишена права занимать активную позицию при проверке предоставленных потребителем сведений.

Чтобы избежать споров, добросовестные потребители до начала периода временного отсутствия могут в порядке п.

96 Правил обращаться к управляющей организации с заявлением об отключении и опломбировании запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем. В данном случае предоставление документов, подтверждающих период отсутствия, не требуется.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?885