Подлежат ли указанные лица уголовной ответственности?

Об уголовной ответственности за провокацию взятки или коммерческого подкупа

Подлежат ли указанные лица уголовной ответственности?
05.09.

2018

Среди активно конкурирующих коммерческих организаций, осуществляющих деятельность в различных направлениях, в качестве одного из способов недобросовестной конкуренции часто встречается коммерческий шантаж, либо подрыв деловой репутации конкретных должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в негосударственных организациях. Встречаются также случаи совершения указанных действий в отношении представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления с целью искусственного создания доказательств, которые могут быть использованы при производстве по уголовному делу, или шантаже.

В случае, если взятка (в виде денег, иного имущества, оказания услуг) передаются должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, не с целью получения от этого лица конкретной услуги, входящей в круг его служебных полномочий, а для создания условий, при которых лицо может быть привлечено к уголовной или дисциплинарной ответственности либо поставлено в психологическую или иную зависимость от злоумышленника указанные действия подпадают под признаки состава преступления, предусмотренного статьей 304 Уголовного кодекса РФ.

Данной нормой предусмотрена уголовная ответственность за провокацию взятки или коммерческого подкупа.

При этом ответственность по ст. 304 Уголовного кодекса РФ наступает лишь в случае, если при передаче взятки лицо заведомо для виновного не совершало действия, свидетельствующего о его согласии принять взятку, или отказалось ее принять.

Для признания наличия в действиях виновного состава преступления не имеет значения, осознавало ли лицо, которому передавались деньги или иное имущество, сам факт их передачи ему, или деньги (имущество) были подброшены незаметно для него либо вручены обманным путем. С учетом этих особенностей указанное преступление фактически обладает признаками имитации взятки или коммерческого подкупа.

В связи с тем, что провокация взятки либо коммерческого подкупа совершается без ведома либо вопреки желанию лица (ими могут быть как лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и должностные лица органов власти, органов местного самоуправления) указанные лица не подлежат уголовной ответственности за получение взятки либо за коммерческий подкуп ввиду отсутствия события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Однако в случае если указанные лица согласились принять незаконное вознаграждение в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, в таком случае действия злоумышленника исключают квалификацию содеянного по статье 304 Уголовного кодекса РФ.

В качестве субъекта преступления могут выступать как должностные лица (прежде всего оперативные сотрудники правоохранительных органов), так и иные граждане, обладающие общими признаками субъекта преступления: вменяемостью и возрастом не менее 16 лет.

От провокации взятки следует отличать оперативный эксперимент – оперативно-розыскное мероприятие, проводимое в соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и имеющее своей целью изобличение в совершении преступления лица, инициировавшего дачу взятки или коммерческий подкуп.

В отличие от оперативного эксперимента, при провокации взятки инициатива в передаче денег или оказании имущественной услуги исходит от лица, передающего деньги или оказывающего услугу, которое при этом изначально стремится сформировать доказательство совершения должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, преступления.

Также следует отграничивать подстрекательские действия сотрудников правоохранительных органов, спровоцировавших должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, на принятие взятки или предмета коммерческого подкупа.

Указанные действия, как подчеркивается в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», совершаются в нарушение требований ст.

5 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и состоят в передаче взятки или предмета коммерческого подкупа с согласия или по предложению лица, когда такое согласие было получено в результате склонения этих лиц к получению ценностей при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы и преступление не было бы совершено.

Источник: http://prokuratura.omsk.ru/your_right/clarification.php?ELEMENT_ID=7732

Ответственность за распространение экстремистских материалов

Подлежат ли указанные лица уголовной ответственности?

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещаются распространение, производство и хранение экстремистских материалов.

В силу закона к экстремистской деятельности относятся действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность.

Деятельность по пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности человека, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, пропаганде и публичному демонстрированию нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, также является экстремистской.

Кроме этого, публичные призывы к осуществлению вышеуказанных деяний расцениваются как экстремистская деятельность.

Изготовление и распространение печатной и иной продукции экстремистского содержания, в том числе в сети Интернет является основанием для привлечения к административной либо уголовной ответственности.

Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В качестве наказания за такие действия предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 3 000 руб.

либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц – от 2 000 до 5 000 руб.

с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Статьей 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 1 000 руб. или административного ареста сроком до 15 суток за публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо сходных с ней изображений.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение преступлений экстремистского характера.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные, в том числе с использованием средств массовой информации, являются преступлением, ответственность за которое установлена статьей 280 Уголовного кодекса РФ.

За совершение указанных действий виновное лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации образуют состав преступления, предусмотренного ст. 282 Уголовного кодекса РФ.

Лицо, виновное в совершении данного преступления, подлежит привлечению к уголовной ответственности от штрафа в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет до лишения свободы на срок до двух лет.

Совершение указанных деяний с применением насилия или с угрозой его применения, с использованием своего служебного положения организованной группой влечет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

Кроме этого, уголовно наказуемым деянием является организация экстремистского сообщества и экстремистской организации (статьи 282.1, 282.2 Уголовного кодекса РФ).

При этом лица, добровольно прекратившие участие в экстремистском сообществе либо в экстремистской организации, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, освобождаются от уголовной ответственности, если в их действиях не содержится иных составов преступлений.

Привлечению к ответственности за указанные выше правонарушения и преступления подлежат лица, достигшие 16 лет.

Уголовным кодексом РФ также установлена ответственность за причинение смерти или вреда здоровью человека, нанесение побоев, причинение физических или психических страданий по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Такие преступления предусмотрены статьями 105, 111 УК РФ.

Источник: http://vladprok.ru/node/370

Порядок приема и рассмотрения сообщений о преступлениях

Подлежат ли указанные лица уголовной ответственности?

Разъяснение порядка приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета Российской Федерации

Дежурный следователь осуществляет прием сообщений и заявлений о совершенных или готовящихся преступлениях круглосуточно по месту нахождения территориального следственного отдела или в аппарате следственного управления. 

Адреса территориальных следственных отделов и номера телефонов располагаются на данном сайте в разделе «О следственном управлении» далее по ссылке в подразделе «Следственные отделы».

Адрес, по которому дежурный следователь аппарата следственного управления осуществляет прием заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях:

г. Н.Новгород, ул. Маршала Воронова, д. 22а.

Круглосуточный мобильный телефон — 8-920-069-51-86.

Российским законодательством, ведомственными нормативными актами четко определены полномочия должностных лиц органов Следственного комитета России, пределы осуществления ими вмешательства в жизнь и деятельность граждан России, хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных органов, учреждений и предприятий.

Создание Следственного комитета преследует одну единственную цель – расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 УПК РФ к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, и соответственно проведение проверок в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ по сообщениям о совершении преступлений указанной категории.

Анализ работы по рассмотрению обращений граждан следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области за 2013 год в сфере рассмотрения обращений граждан показал, что имеется необходимость в разъяснении жителям Н.Новгорода и области некоторых положений нормативных актов, регламентирующих работу следственных органов СК России, доведения до граждан пределов их компетенции. 

Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета Российской Федерации регламентирован Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации, утвержденной приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 03.05.2011 № 72.

П. 21.

указанной инструкции, с которым связано наибольшее количество вопросов, возникающих при рассмотрении обращений граждан, и в соответствии с которым сообщения, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144- 145 УПК РФ.

Включение в Инструкцию данной нормы, регулирующей порядок приема и регистрации сообщений о преступлениях, обусловлено многочисленными заявлениями, в которых граждане просят привлечь то или иное лицо к уголовной ответственности по соответствующей статье УК РФ, при отсутствии в заявлении описания, в чем конкретно выразилось совершение уголовно-наказуемого деяния, в чем заключаются преступные последствия и причинная связь между ними.

Законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды ответственности за соответствующие нарушения закона: гражданско-правовую, административную, дисциплинарную. Уголовная ответственность предусмотрена за наиболее тяжкие, представляющие повышенную общественную опасность деяния.

Проведение по заявлениям, заведомо не содержащим сведений о совершении каких-либо преступлений, проверок в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ влечет нарушение нормального функционирования следственных органов, незаконное отвлечение сил и средств на разрешение вопросов, не входящих в компетенцию органов Следственного комитета России.

В следственное управление поступали и продолжают поступать многочисленные заявления с требованием привлечения к уголовной ответственности судей, прокуроров, руководителей следственных органов, следователей в связи с несогласием с действиями и решениями, принятыми в ходе расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, обращений граждан, в том числе и сообщений о преступлениях.

Согласно п. 21.

Инструкции: «Поступившие в следственный орган СК России сообщения, заявления, обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят в связи с этим вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, также не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144- 145 УПК РФ».

В данном случае конкретным фактом, свидетельствующим о совершении преступления, не будет являться мнение заявителя о правомерности либо неправомерности применения судьей, прокурором, работником следствия и дознания той или иной нормы материального и процессуального права.

Подобные обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», талон-уведомление при приеме заявителю не выдается.

Хотелось бы обратить внимание на особый статус, которым наделены, в соответствии с действующим законодательством, судебные органы. Так, согласно ст.

90 УПК РФ «Преюдиция» – обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. Из содержания данной статьи следует, что не подлежат рассмотрению по существу следственными органами жалобы и иные обращения, в которых заявители просят проверить ранее исследованные судом факты, признать незаконными и необоснованными заключения экспертов, показания участников судопроизводства, дать оценку документам, которым ранее уже дана оценка в судебном заседании.

Органы Следственного комитета не являются универсальным контролирующим органом, наделенным полномочиями по рассмотрению всех спорных правовых вопросов, возникающих между гражданами и различными государственными, муниципальными и хозяйствующими органами, организациями и учреждениями.

Следственные органы действуют строго в рамках полномочий, определенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, не наделены правом разрешения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору и контролю за деятельностью иных правоохранительных органов.

В связи с чем, все обращения, не относящиеся к компетенции органов СК России, подлежат направлению по подведомственности без контроля.

На основании вышеизложенного, лицам, обращающимся в следственное управление СК России по Нижегородской области по вопросам несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями должностных лиц органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических веществ, иных правоохранительных органов следует обращаться либо в вышестоящий орган по отношению к органу и должностному лицу, чьи действия (бездействие), процессуальные решения обжалуются, либо в органы прокуратуры, наделенные надзорными полномочиями

Источник: https://nnovgorod.sledcom.ru/references/order/item/874456/

Об ответственности несовершеннолетних за правонарушения

Подлежат ли указанные лица уголовной ответственности?

Поведение человека в обществе регулируется моральными и юридическими нормами. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой установленную законодательством ответственность.

Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? Какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются? О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, об этом предлагается настоящая информация.

Сначала разберемся в терминах. Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения – преступление, то есть нарушение нормы уголовного права.

К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность.

Основная обязанность любого, в том числе несовершеннолетнего гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений, не нарушать прав и законных интересов других лиц.

Существует несколько видов юридической ответственности:

— уголовная;

— административная;

— гражданская;

— дисциплинарная.

Кроме того, несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение, что формально наказанием не считается, но является прямым следствием совершения правонарушения.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее на момент совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. (Статья 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за отдельные преступления, а именно: за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), похищение человека (статья 126 УК РФ), изнасилование (статья 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ), кражу (статья 158), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166 УК РФ), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207 УК РФ), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213 УК РФ), вандализм (статья 214 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267 УК РФ).

Административная ответственность – разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Перечень административных правонарушений закреплен в особенной части КоАП РФ. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

К правонарушителям могут применяться следующие виды наказаний:

-предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносится в письменной форме

-административный штраф;

-возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, их принудительное изъятие;

-конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (принудительное, безвозмездное изъятие) в судебном порядке;

-лишение специального права (лишение водительских прав), предоставленного физическому лицу;

-административный арест (заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток);

-иные виды.

Дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Положение о комиссии по делам несовершеннолетних даёт перечень этих мер:

-обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему.

– предупреждение.

– выговор или строгий выговор,

-возложение на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанности возместить причиненный материальный ущерб.

-наложение на несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штраф.

-передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц их заменяющих, или общественных воспитателей, а так же под наблюдение трудового коллектива или общественной организации.

-передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу.

-направить несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

Многие подростки считают, что до тех пор, пока им не исполнится 16 лет, никакого наказания не будет, но это не так. Таких правонарушителей направят в Центр временной изоляции для несовершеннолетних преступников.

К тому же, подросток обязательно будет поставлен на учет в подразделение по делам несовершеннолетних органов полиции. При достижении призывного возраста направляется в военкомат сообщение о том, что подросток находится на учете.

Соответственно, там он тоже будет поставлен на специальный учет, и никогда не пойдет служить в престижные войска.

Составить протокол о правонарушении может и работник органов полиции. За совершение административного проступка могут задержать. Но срок задержания не может превышать трёх часов.

Об этом немедленно должны уведомляться законные представители несовершеннолетнего (родители или лица, их заменяющие). Несовершеннолетние в случае задержания должны содержаться отдельно от взрослых лиц.

По истечении трёх часов их должны отпустить, но если несовершеннолетний прибыл в состоянии опьянения – три часа отсчитываются с момента вытрезвления.

За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой.

Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении.

Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних.

Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних.

Этот вид юридической ответственности наступает за причинение имущественного вреда кому-либо (это могут быть и разбитые окна в школе и др.), вреда здоровью и т. д.

Гражданско-правовая ответственность – это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу.

Даже если причинен вред чьему-либо здоровью или оскорбил чью-то честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде определённой денежной суммы.

Если виновному лицу нет 14 лет – гражданскую ответственность за причинённый вред будут нести родители или опекуны.

Если виновному лицу от 14 до 18 лет – он сам должен будет возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если нет заработка или его недостаточно – возмещать будут родители или опекуны.

К гражданской ответственности человек привлекается по решению суда. Это значит, что если несовершеннолетний и его родители не хотят добровольно возместить ущерб пострадавшему, он может обратиться в суд с иском к несовершеннолетнему и/или к его родителям.

В гражданском процессе не предусмотрено мер пресечения, задержания и иных принудительных мер. Доказательства по делу собирают и представляют сам истец и ответчик. На родителей, лишенных родительских прав, суд может возложить ответственность в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних.

Данная ответственность может применяться, если несовершеннолетний работает по трудовому договору. Наступает она за нарушение трудовой дисциплины (опоздание, невыполнение своих обязанностей и т. д.).

Существуют три формы дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и увольнение. Однако если причинен вред имуществу работодателя, то может наступить материальная ответственность в форме возмещения ущерба.

Указанные три меры ответственности налагаются приказом работодателя. Его можно обжаловать в трудовую инспекцию.

Указанные виды ответственности на практике применяются к несовершеннолетним правонарушителям.

Источник: https://www.prokamur.ru/edu_cont.php?idle=1793

Статья 26. Основания и порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

Подлежат ли указанные лица уголовной ответственности?

Статья 26. Основания и порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

1.

Материалы прекращенного уголовного дела или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее – несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности), либо заверенные в установленном порядке копии таких материалов незамедлительно передаются органом, принявшим соответствующее процессуальное решение, или прокурором в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В течение 10 суток со дня получения материалов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает вопрос о возможности применения к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, мер воздействия или возбуждения перед судом ходатайства о помещении этих несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

В случае принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа соответствующее постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и представленные материалы незамедлительно направляются в орган внутренних дел и прокурору.

2.

В целях подготовки для рассмотрения судом материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее также – материалы) органы внутренних дел и (или) органы прокуратуры направляют в соответствующие органы и учреждения запросы о представлении необходимых документов. Указанные запросы подлежат исполнению на безвозмездной основе в течение 10 суток со дня их получения.

3. Для определения возможности помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа медицинские организации проводят их медицинское, в том числе психиатрическое, освидетельствование на основании:

1) постановления начальника органа внутренних дел или прокурора при наличии согласия несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование либо согласия его родителей или иных законных представителей в случае, если несовершеннолетний не достиг возраста пятнадцати лет;

2) постановления судьи в случаях, когда несовершеннолетний и (или) его родители или иные законные представители не дали согласия на медицинское освидетельствование.

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ статья 26 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1

3.1.

В случае, если несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности, и (или) его родители или иные законные представители не дали согласия на медицинское освидетельствование, начальник органа внутренних дел или прокурор подает в суд по месту жительства несовершеннолетнего заявление о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего без его согласия либо без согласия его родителей или иных законных представителей.

К заявлению должны быть приложены материалы, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также постановление начальника органа внутренних дел или прокурора о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, и материалы, подтверждающие факт отказа несовершеннолетнего и (или) его родителей или иных законных представителей от медицинского освидетельствования.

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ статья 26 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.2

3.2. Заявление о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, без его согласия либо без согласия его родителей или иных законных представителей рассматривается судьей единолично в течение трех суток с момента его подачи.

По результатам рассмотрения заявления судья выносит постановление о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего без его согласия либо без согласия его родителей или иных законных представителей или об отказе в удовлетворении заявления о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего без его согласия либо без согласия его родителей или иных законных представителей.

4. В случаях, когда у несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, во время медицинского освидетельствования выявлены заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, материалы на указанных лиц передаются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для применения к ним мер воздействия.

4.1.

Для подготовки рекомендаций по оказанию несовершеннолетнему, в отношении которого рассматривается вопрос о помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания психолого-медико-педагогическая комиссия проводит на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора комплексное обследование несовершеннолетнего.

5.

Несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности, в отношении которых готовятся материалы о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, могут быть переданы под надзор родителей или иных законных представителей, а несовершеннолетние, содержащиеся в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в иной организации, – под надзор администрации указанных организаций. В этих целях в соответствии с постановлением начальника органа внутренних дел или его заместителя должностное лицо подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел получает от одного из родителей или иных законных представителей либо руководителя данного детского учреждения письменное обязательство обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетних и их явку по вызовам в суд. Несовершеннолетние, их родители или иные законные представители, уклоняющиеся от явки в суд, могут быть по постановлению судьи подвергнуты приводу.

6. До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на основании постановления судьи в случаях:

1) необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего;

2) необходимости предупреждения повторного общественно опасного деяния;

3) отсутствия у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания;

4) злостного уклонения несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования.

Под злостным уклонением несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования понимаются случаи, когда он по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или медицинскую организацию, осуществляющую медицинское освидетельствование, либо скрылся с места жительства, места пребывания.

Источник: http://base.garant.ru/12116087/3ac805f6d87af32d44de92b042d51285/

СтражЗакона
Добавить комментарий