Дата размещения статьи: 09.09.2016
Глухов Евгений, старший преподаватель Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.
В статье описывается изменение судебной практики относительно права определенной категории военнослужащих на жилище с учетом дополнительной жилой площади. Автор иллюстрирует кардинальное изменение позиции Верховного Суда РФ при неизменности смысла законодательства в упомянутой сфере правоотношений и делает вывод о декларативности нормы закона.
Настоящая статья является продолжением размышлений автора о праве некоторых категорий военнослужащих и бывших военнослужащих на своевременно не полученную от военного ведомства льготу.
Речь идет о праве на дополнительную жилую площадь, которая установлена законодательством о статусе военнослужащих для некоторых категорий офицеров: в воинском звании полковник, ему равное и выше, командиров воинских частей, военнослужащих, имеющих почетное звание Российской Федерации, для преподавателей военных вузов или военных кафедр при государственных вузах, военнослужащих – научных работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание (п. 2 ст. 15.1 Федерального закона “О статусе военнослужащих” , а ранее – п. 8 ст. 15 того же Закона). Причем если у полковников и высших офицеров это право сохраняется и после увольнения с военной службы по льготным основаниям , то у военнослужащих в воинских званиях подполковник и ниже увольнение с военной службы или даже освобождение от занимаемой должности на практике означает утрату ими права на дополнительную жилую площадь, причем безо всяких их виновных действий и даже желания оставить занимаемую должность.
——————————–
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (в ред. от 14.12.2015) “О статусе военнослужащих” // Рос. газ. 1998. 2 июня.
К ним относятся увольнение по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Фактически государство в Законе установило дополнительную гарантию указанным командирам воинских частей, военным ученым и педагогам , тем самым государство признает особую значимость их военного труда, стимулирует офицеров занимать именно указанные воинские должности. Однако положенную при этом льготу – жилье с учетом дополнительной жилой площади – государство предоставляет далеко не всем из них, причем как в период исполнения ими обязанностей по занимаемой должности, так и после освобождения от нее.
——————————–
Далее в настоящей статье так для краткости будут именоваться военнослужащие в звании подполковник и ниже из числа командиров воинских частей, военнослужащих, имеющих почетное звание РФ, военнослужащих – преподавателей военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащих – научных работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание.
В предыдущей своей статье автор обосновывал мнение о противоречии Конституции Российской Федерации действий по отмене положений пункта 7 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г.
N 4338-1 “О статусе военнослужащих” , где говорилось о сохранении права на дополнительную жилую площадь за уволенными по льготным основаниям бывшими командирами воинских частей, военными учеными и педагогами . В новой версии Закона “О статусе военнослужащих” с 1998 года право на дополнительную жилую площадь было изложено уже по-другому, – в п. 8 ст.
15 упомянутого Федерального закона указывалось о сохранении данного права после увольнения лишь за уволенными полковниками и высшими офицерами .
Тем самым новым Законом “О статусе военнослужащих” срок действия права на дополнительную жилую площадь у некоторых защитников Отечества (бывших командиров воинских частей, военных ученых и педагогов в звании подполковник и ниже) был уменьшен, хотя в соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции России в нашем государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
——————————–
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 6. Ст. 188. Утратил силу с 1 января 1998 г. в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
Глухов Е.А. Отмена (умаление) права на дополнительную жилую площадь у некоторых категорий военнослужащих (бывших военнослужащих) // Право в Вооруженных Силах – военно-правовое обозрение. 2016. N 3.
Для упрощения восприятия текста и краткости автор здесь оперирует только войсковыми воинскими званиями и не приводит им равные корабельные. Их соотношение указано в статье 46 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”.
Вполне возможно, что законодатель и не планировал ухудшить права уволенных и освобожденных от воинских должностей военнослужащих, имея в виду, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по льготным основаниям и наличии 10 лет выслуги, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жильем и нуждающиеся в его получении, обеспечиваются жилищем в порядке, предусмотренном для военнослужащих (п. 13 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”). Читая приведенную норму закона, обычные граждане понимали ее таким образом, что, не получив положенное ему жилье с дополнительной жилой площадью в период военной службы, офицер получит жилье с дополнительной жилой площадью после увольнения со службы. И первое время командование и судебные органы так и поступали – предоставляли жилье с дополнительной жилой площадью уволенным офицерам, имеющим такое право в период, когда они занимали соответствующие должности. Однако впоследствии правоприменительная практика кардинально изменилась.
Ниже на конкретных примерах судебной и прокурорской практики проиллюстрируем логику Верховного Суда Российской Федерации и Главной военной прокуратуры по данному вопросу.
Обращаю внимание читателей на то, что все нижеприведенные судебные постановления вынесены уже после 1998 года, в период действия нового Федерального закона “О статусе военнослужащих”, т.е.
при неизменности смысла законодательства в части права на дополнительную жилую площадь льготных категорий военнослужащих.
1. Определение военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.1999 N 4Н-516/98:
Сныткин был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья и исключен из списков личного состава военного училища, будучи необеспеченным жильем.
В связи с этим он обратился в военный суд с жалобой, в которой просил о восстановлении его на военной службе до обеспечения жильем.
Военный суд жалобу Сныткина удовлетворил, возложив обязанность на военное училище по обеспечению заявителя и членов его семьи (жены, двоих детей и отца) жилым помещением с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Военным судом II инстанции это решение оставлено без изменения.
Военная коллегия изменила судебные решения, изложив решение об удовлетворении требования по обеспечению жилым помещением заявителя без указания конкретных членов его семьи, на которых необходимо выделить жилье, но опять-таки с учетом права заявителя на дополнительную жилую площадь.
Как видно в данном примере, спор ведется относительно количества членов семьи, на которых необходимо предоставить жилое помещение, при этом право на дополнительную жилую площадь бывшего офицера даже не оспаривается .
——————————–
Текст Определения официально опубликован не был // http://docs.procspb.ru/content/base/50119.
2. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2002 г. (дело N 5-В02-112):
Ермолаев обратился с иском к районной управе, префектуре ЗАО г. Москвы, Департаменту муниципального жилья о предоставлении жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь, ссылаясь на то, что является уволенным в запас офицером, имеет право на предоставление жилой площади в течение трех месяцев со дня подачи заявления, однако в этом ему было отказано.
Судебными актами первой и второй судебных инстанций исковые требования Ермолаева удовлетворены, на префектуру ЗАО г. Москвы возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Постановлением президиума Московского городского суда решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В протесте заместителя Председателя Верховного Суда РФ был поставлен вопрос об отмене постановления президиума Московского городского суда. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации протест удовлетворила, постановление президиума Московского городского суда отменила, оставила в силе решение суда первой инстанции, указав следующее:
Согласно п. 14 ст.
15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по льготным основаниям при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам.
Установлено, что истец проходил военную службу в должности командира войсковой части, 23 декабря 1994 г. уволен в запас в звании капитана 2 ранга в связи с организационно-штатными мероприятиями. Распоряжением главы управы от 22 мая 1995 г.
он с семьей был принят на учет на получение жилой площади. Поскольку в установленный законом срок жилая площадь ему не была предоставлена, суд пришел к выводу о том, что Ермолаев вправе требовать ее предоставления в принудительном порядке .
——————————–
Текст Определения официально опубликован не был // http://www.lawrussia.ru/texts/legal_655/doc655a672x642.htm.
Как видно в данном примере, спор ведется относительно срока получения жилья: либо во внеочередном порядке, либо в порядке очереди. Ни ответчики, ни судебные органы не ставят под сомнение право уволенного капитана второго ранга на дополнительную жилую площадь.
3. Обзорная справка о рассмотрении военными судами гражданских дел, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Подготовлена Военной Коллегией Верховного Суда РФ в 2011 году.
При зачислении военнослужащего – преподавателя военного вуза в распоряжение командира (начальника) по причине освобождения от воинской должности в связи с проведением организационно-штатных мероприятий за ним сохраняется право, установленное п. 8 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.
Подполковник П. проходил военную службу по контракту в воинской должности преподавателя кафедры организации связи Кемеровского высшего военного командного училища связи. С ноября 1999 г. П. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением жилищной комиссии от 1 июля 2010 г. П. была выделена квартира, при этом учтено наличие у заявителя права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного п. 8 ст.
15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” для военнослужащих – преподавателей военных вузов.
Начальник Квартирно-эксплуатационного управления (КЭУ) отказал в согласовании списка распределения указанного жилого помещения, аргументировав свой отказ сокращением в 2009 г. и неисполнением заявителем на август 2010 г. воинской должности преподавателя.
Кемеровский гарнизонный военный суд оставил без удовлетворения заявление П. об оспаривании указанного решения. В кассационном порядке окружной военный суд отменил обжалованное заявителем судебное постановление и обязал начальника КЭУ согласовать список распределения П. упомянутого жилого помещения по следующим основаниям.
В силу п. 8 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащие – преподаватели военных вузов имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м.
Следовательно, военнослужащий-преподаватель вправе претендовать на получение от государства постоянного жилья на состав семьи из трех человек размером от 69 (18 x 3 + 15) до 88 (18 x 3 + 25 + 9) кв. м.
На момент замещения воинской должности преподавателя вуза заявитель отвечал перечисленным требованиям, а поэтому до зачисления в распоряжение начальника связи мог рассчитывать на обеспечение вышеупомянутой квартирой, что не ставится под сомнение.
Согласно ст. 42 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” , а также ст.
13 Положения о порядке прохождения военной службы в их взаимосвязи прохождение военной службы не на воинской должности в порядке зачисления в распоряжение командира (начальника) является исключением из общего правила и обусловливается обстоятельствами, не зависящими от военнослужащего.
Такое изменение служебно-должностного положения предопределяется необходимостью разрешения вопросов дальнейшего прохождения военнослужащим военной службы и ограничивается конкретными сроками.
——————————–
Источник: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/20087
Содержание
- 1 Получение жилья
- 2 Офицер без дома и наград
- 3 Жилье военнослужащим
- 3.1 Нормы жилья для военнослужащих
- 3.2 Какому военнослужащему положена квартира
- 3.3 Способы реализации права
- 3.4 Получение жилищного сертификата
- 3.5 Льготы на жилье военнослужащим
- 3.6 Условия ипотеки для военнослужащих
- 3.7 Общая инструкция по обеспечению жильем
- 3.8 Постановка на учет нуждающихся в жилье военнослужащих
- 3.9 Как получить жилье военному пенсионеру
Получение жилья
sh: 1: –format=html: not found
Источник: https://flot.com/project/legalservice/?ELEMENT_ID=148001&print=Y
Офицер без дома и наград
Сергей Коновалов, подполковник Вооруженных сил Российской Федерации, после тщетных попыток получить квартиру вернул президенту Владимиру Путину свои боевые награды, полученные за участие в войне в Чечне. Таких офицеров, действующих и в отставке, потерявших право на жилье, в России тысячи.
Подполковник Военно-морского флота Сергей Коновалов уже пять лет не может получить положенную ему по закону квартиру.
Участник боевых действий на Северном Кавказе, преподаватель Военно-Морской академии, отдавший армии боле 23 лет и уволенный по состоянию здоровья в 2010 году, Коновалов в соответствии с Законом “О статусе военнослужащих” от 25.
051998 №76-ФЗ имеет право на дополнительные 15–25 метров выделяемого жилья. 8 пункт 15 статьи этого закона гласит:
“Офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие – преподаватели военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, военных кафедр при государственных образовательных организациях высшего образования, военнослужащие – научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров”.
Однако кардинально изменившаяся в последние годы трактовка этого закона судами и руководством Министерства обороны, в частности, руководством Департамента жилищного обеспечения МО, привела к тому, что Сергей Коновалов, как и многие другие офицеры, действующие и в отставке, права на жилье лишились. О том, насколько сейчас серьезной стала проблема жилья для офицеров, можно посмотреть на их Форуме правовой взаимопомощи военнослужащих. Сам Сергей Коновалов о своих мытарствах рассказывает:
Многочисленные обращения в приемную Президента РФ, в органы военной прокуратуры не увенчались успехом
– Я Коновалов Сергей Александрович, подполковник в отставке Вооруженных сил РФ. В отношении меня государство не исполнило своих обязательств в части обеспечения жилой площадью с учетом права на дополнительные метры общей площади. Многочисленные обращения в приемную Президента РФ, в органы военной прокуратуры не увенчались успехом.
Восстановить свои нарушенные права в судебном порядке не удалось, поскольку суды в последнее время приняли сторону Министерства обороны, и данным категориям военнослужащих, которые не были обеспечены жильем во время прохождения военной службы, суды отказывают в удовлетворении их законных требований. Т. е.
, может быть, встали на путь сговора с Министерством обороны, чтобы сэкономить денежные средства. У меня нет уверенности, что это так, но до 2013 года данные категории военнослужащих обеспечивались полагающимися им дополнительными метрами общей площади без всяких судебных решений.
А если и были суды, то они принимали сторону военнослужащих и восстанавливали их право на законное жилое помещение. В настоящее время практически невозможно восстановить наши права.
Вопрос стоит еще и так: как это так, Министерство обороны в течение трех лет считало, что я имел право на полагающееся мне жилье, а в последующем сняло данное право, поскольку я уже не являюсь военнослужащим Министерства обороны и не исполняю обязанности преподавателя высшего военно-учебного заведения.
Многочисленные обещания со стороны Министерства обороны так и остались обещаниями
После окончания Военной академии я был назначен на должность преподавателя одного из учебных заведений Министерства обороны, что мне давало право быть обеспеченным жильем как служебным, так и постоянным, с учетом права на дополнительные метры общей площади. Однако до своего увольнения я не был обеспечен полагающимся мне жилым помещением.
А многочисленные обещания со стороны Министерства обороны так и остались обещаниями. Министерство в течение трех лет меня кормило “завтраками”. Однако после 2013 года оказалось, что я не обладаю тем правом, которым я обладал на момент увольнения с военной службы. Я два раза пытался восстановить свои нарушенные права в суде.
Однако все мои старания не увенчались успехом. Самое интересное, что, вынося свое определение в отношении меня, судья Верховного суда вынес определение в отношении совсем другого человека. Это свидетельствует о несостоятельности нашей судебной системы.
Во время повторной попытки дойти до Верховного суда, он сослался на одно из своих постановлений, и вынес определение о том, что данная категория имеет право на обеспечение соответствующим жильем только во время службы.
О чем тогда можно говорить, если во время прохождения службы я не был обеспечен никаким жилым помещением, на которое я имел право? Это не моя вина. Эта вина лежит полностью на Министерстве обороны. Обещания, что мы будем обеспечены жильем, так и остались на бумаге.
– 5 августа вы возвратили президенту Владимиру Путину свои боевые награды, какие?
– В Администрацию президента мной были возвращены Орден Мужества и медаль “За отвагу”, полученные при проведении боевых действий в Чеченской республике в период с 1994 по 1995 год.
Орден Мужества
– Что вы хотели показать, возвращая президенту свои награды?
– Это не знак протеста. Я хотел добиться, чтобы обратили внимание на нашу проблему, поскольку она никак не решается.
– А что вам до этого отвечали из Администрации президента?
– Что мои все обращения отправлены в Министерство обороны, а оттуда приходят ответы, в которых указано, что в связи с тем, что вы не являетесь военнослужащим, дано право на жилую площадь вы потеряли.
Сегодня в России, в ситуации, подобной той, в которой оказался подполковник Сергей Коновалов, оказались сотни, а, может, и тысячи офицеров по всей стране, в том числе преподаватели высших военно-учебных заведений. Один из них, подполковник по имени Андрей, просивший не называть свою фамилию и место службы, рассказывает:
– Я поступил в ВС РФ в 1989 году, закончил военное училище, служил на Дальнем Востоке. Закончил Военную академию в Москве, адъюнктуру. Получил ученую степень и ученое звание, доцент. Я кандидат наук. Был преподавателем в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского, которая сейчас переехала в Воронеж.
Так получилось, что с 2009 года я стоял в очереди на жилье с дополнительными метрами, в соответствии с указом для всего преподавательского состава. Никаких проблем с этим не было, все было признано и жилищной комиссией, и Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны.
И проблема, первые слухи пошли о том, что преподавателям отказывают в этой площади, с конца 2014 года. С начала 2015 года это перестало носить эпизодический характер и к настоящему времени приобрело массовый характер.
Причем лишают права на жилье в одностороннем порядке, не давая никаких объяснений, дают отказы на квартиры, которые положены и которые сейчас есть. Это – личная позиция департамента и, наверное, руководства Министерства обороны.
Мне в настоящее время была предоставлена квартира, все документы на нее были проверены, и утверждены инспектором департамента. А потом пришли отказы. В настоящее время, хотя год моего распределения, аж, 2005, я так и не получил квартиры.
– Много таких же, как вы, преподавателей военных учебных заведений, оказались в такой же ситуации с жильем, как и вы?
– Практически все военные академии из Москвы выводятся. Это не десятки, не сотни, это тысячи человек. И это только по одной Москве. Но военные училища и заведения есть не только в Москве, но и в регионах.
Поэтому эта проблема касается большинства офицеров. Причем не только преподавательского состава, но и научного, т. е. сотрудников военных научно-исследовательских институтов.
Это касается и командиров, которые были сокращены после реформ сначала Сердюкова, а потом и Шойгу. Это проблема тысяч человек.
Это проблема тысяч человек
Александр Передрук, юрист правозащитной организации “Солдатские матери Санкт-Петербурга”, в которую обратился подполковник Сергей Коновалов, так комментирует эту ситуацию:
– Дело заключается, в некотором смысле, в разной трактовке закона. Как показывала практика, нормы, которые предусматривались для военнослужащих, уволенных с военной службы по состоянию здоровья, и стаж которых более 20 лет, а также имеющих определенный статус, принимались одно время правоприменительными органами, т. е.
судами и ведомством Министерства обороны, в пользу военнослужащих. Т. е. если офицер, как, например, Сергей Коновалов, является военнослужащим, проходит службу и при этом преподает в военном учебном заведении, то он автоматически имеет право на получение дополнительных метров выделяемого жилья.
Данная позиция была поддержана одно время и Конституционным судом, и судами общей юрисдикции.
Однако буквально несколько лет назад эта позиция была пересмотрена, и теперь за несколько лет и суды, и Министерство обороны, пересмотрев эту тактику, стали считать, что получение дополнительных метров возможно для военнослужащих только в период исполнениям ими своих обязанностей. Причем преподаватели вузов исключены из этого списка.
Как только они утрачивают этот статус, статус действующего военнослужащего, так сразу и теряют право на дополнительные метры. В соответствии с этой изменившейся трактовкой закона подполковнику Сергею Коновалову и не предоставили жилье.
Однако при этом в законе четко прописано, что при увольнении военнослужащий должен получить жилье в случае, например, при увольнении по состоянию здоровья. И сейчас мы пытаемся инициировать новое судебное производство, в котором будем добиваться признать действия Министерства обороны незаконными и добиваться предоставления подполковнику Сергею Коновалову жилья, положенного ему по его статусу, – рассказывает Александр Передрук.
Источник: https://www.svoboda.org/a/27191744.html
Жилье военнослужащим
Государство оказывает военнослужащим и их семьям материальную поддержку. Одним из видов социальной защиты служащих в ВС РФ граждан является предоставление жилья. Вместо многолетнего ожидания в очереди офицер может оформить субсидию, ипотеку на жилплощадь или специальный сертификат.
Нормы жилья для военнослужащих
Вопрос предоставления жилья гражданам, которые несут службу в военных организациях, регулируется федеральным законом №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года. Военнослужащего поселяют в служебную квартиру на период исполнения обязанностей. Он вправе претендовать на получения в собственность жилья в городе, где проходит служба, или любом выбранном населенном пункте.
По закону на 1 человека выделяется определенное количество квадратных метров. Поэтому общая площадь жилья, которое полагается военному, зависит от количества членов семьи. В 2018 году жилищная норма составляет:
- для одинокого человека – от 18 до 36 м2;
- для семьи из 2 человек – от 36 до 45 м2;
- для 3 проживающих – от 54 до 63 м2;
- для 4 членов семьи – от 72 до 81 м2.
Такая норма используется для военнослужащих, которые не имеют права на дополнительные метры. Исходя из конструкции дома и его технических характеристик площадь могут увеличить на 9 м2. Некоторые военные получают право на расширение жилья на 15 – 25 м2. Такое преимущество доступно следующим категориям:
- полковникам и военным высшего чина;
- преподавателям военных вузов, которым присвоили звание;
- ученым с воинским званием;
- командирам военной части;
- военнослужащим с государственными наградами РФ.
Инвалидам и гражданам с тяжелой формой хронического заболевания полагается увеличение стандартной жилищной нормы от 36 до 99 м2 в зависимости от количества членов семьи. Герой России вправе претендовать на дополнительные 20 м2 на 1 члена семьи.
Если военнослужащему полагается дополнительная площадь по нескольким критериям, он должен выбрать одно основание. Жилищная норма устанавливается местными органами власти, поэтому в разных регионах она отличается. В случае найма или владения квартирой, которая по площади меньше положенной величины, военного ставят на учет со статусом нуждающегося в жилплощади или улучшении жилищных условий.
Какому военнослужащему положена квартира
Главное условие для получения дома или квартиры – включение в список нуждающихся в жилье. В управление жилищного обеспечения обращаются такие категории военнослужащих:
- назначенные на должность в военной организации после получения соответствующего образования и офицерского звания;
- офицеры, которые подписали контракт о прохождении службы после 1 января 1998 года;
- прапорщики, сержанты, старшины, солдаты, мичманы и матросы;
- со стажем 20 лет и больше;
- при наличии больше 10 лет выслуги в случае увольнения по состоянию здоровья, достижения установленного пенсионного возраста или в связи с сокращением.
Если у супруги военного есть квартира, которая не является совместно нажитым имуществом, он может претендовать на получение жилья. В комиссариат или управление жилобеспечения нужно подать документы, которые подтвердят отсутствие прав собственности военнослужащего на жилплощадь.
Способы реализации права
Правительством РФ разработаны программы, которые позволяют получить квартиру или дом за счет бюджетных денег. Для приобретения жилья пользуются 3 вариантами: оформление государственного сертификата, подача документов на субсидию или участие в накопительно-ипотечной системе.
Получение жилищного сертификата
Программа получения сертификатов на жилье начала действовать в 1998 году. Документ является именным и подтверждает право на материальную помощь для покупки квартиры. Свидетельство предоставляет возможность самостоятельно выбрать место расположения и вид жилья. Для получения жилищного сертификата военнослужащие должны подходить по таким параметрам:
- при увольнении вследствие ухудшения здоровья или организационно-штатных мероприятий – наличие 10 и больше лет стажа на службе;
- в случае ухода со службы связи с семейными обстоятельствами – 20 лет выслуги;
- постановка на учет как нуждающегося в квартире или улучшении условий;
- переезд из военного городка или служебного жилья.
Не имеют право получить свидетельство участники ипотечной программы и семьи с подходящей по норме жилплощадью. Сертификат предоставляет одинаковую долю в квартире каждому члену семьи. Сумма в документе зависит от рыночной стоимости 1 квадратного метра в регионе и коэффициента, который устанавливает Правительство РФ.
Выдачу таких документов контролируют органы власти. Для оформления жилищного сертификата происходит нужно дополнительно предоставить такие бумаги:
- заявление;
- копии паспортов военнослужащего и каждого члена семьи;
- копию свидетельства о рождении (для несовершеннолетних детей);
- копию свидетельства о заключении и расторжении брака;
- справку о состоянии банковских счетов всей семьи за последние 5 лет;
- выписка из домовой книги о зарегистрированных в жилом помещении гражданах;
- копии документов, подтверждающие право приобретения недвижимости.
Дополнительно прилагается справка о постановке в очередь на получение жилье и согласие на исключение его из списка после оформления сертификата. Военнослужащий обращается в комиссариат с документами. Орган передает бумаги в муниципалитет. Если военный с семьей покидает служебную квартиру или закрытое поселение, прошение подается сразу в администрацию города.
Льготы на жилье военнослужащим
Гражданам, которые служат в ВС РФ, полагается субсидия на жилплощадь. Это целевая одноразовая выплата денег на покупку или строительство жилья. Для получения денег существуют такие условия:
- контракт на службу заключен до 1 января 1998 года;
- наличие выслуги 20 лет;
- 10 лет стажа на военной службе в случае увольнения;
- включение в список военных, которые нуждаются в улучшении условий жилья.
Размер субсидии зависит от нормы площади на 1 человека, стоимости 1 квадратного метра и поправочного коэффициента. Для военных, которые живут одни, минимальный размер помещения составляет 33 м2, для 2 человек – 42 м2. На каждого нового зарегистрированного жильца выделяется дополнительно 18 м2.
Сумма материальной помощи увеличивается за счет поправочного коэффициента. Его размер в зависимости от выслуги лет составляет:
- 1,85 – за 10 – 16 лет службы;
- 2,25 – за 16 – 20 лет трудовой деятельности;
- 2,375 – до 21 года работы на воинской должности.
После 21 года выслуги за каждые дополнительные 12 месяцев на службе к коэффициенту прибавляется 0,075. Максимальный размер показателя – 2,75.
В территориальный орган жилобеспечения подается заявление о перечислении материальной помощи и договор о наличии счета в банке с реквизитами. В заявлении ставят подпись все члены семьи. За несовершеннолетних детей расписывается законный представитель.
Для получения информации из реестра соответствующий запрос направляется в Федеральную службу, которая занимается регистрацией прав на недвижимость.
В течение 10 рабочих дней сотрудники организации принимают решение о предоставлении льготы. Копию решения на протяжении 3 рабочих дней передают в финансовый и кадровый отдел ВС РФ.
Отделение жилобеспечения исключает военного со списка нуждающихся.
СПРАВКА! Во второй половине 2018 года 1 м2 жилья стоит 42 753 рубля. Цены отличаются в зависимости от выбранного региона для покупки помещения. Годовой платеж из бюджета в 2018 году составляет 268,5 тыс. рублей.
Условия ипотеки для военнослужащих
Ипотека предусматривает регулярные поступления на банковский счет военного определенной суммы. Она может использоваться для внесения первого взноса за квартиру. Главное требование – регистрация в накопительно-ипотечной системе (НИС). Дополнительные условия для оформления ипотеки следующие:
- возраст участника от 22 до 45 лет;
- завершение учебы в военном вузе или заключение контракта с 01.01.2005 года;
- срок службы не меньше 3 лет;
- подписанный контракт минимум на 5 лет;
- наличие на счету денег для внесения 10 – 20% стоимости жилья.
Обращаться за ипотекой имеют право военные в запасе, которых уволили в связи с ликвидацией воинской части, семейными обстоятельствами или по состоянию здоровья. В последнем случае стаж работы не учитывается. Оформление заема происходит по такому алгоритму:
- Подача командиру заявления на участие в системе.
- Открытие накопительного счета после положительного ответа.
- Обращение через 3 года в банк, который участвует в НИС, с намерением оформить ипотеку.
- Уплата первоначального взноса за квартиру после одобрения заявления.
ВАЖНО! Последующие платежи проходят автоматически с бюджета на открытый банковский счет. Выделенная сумма не покрывает проценты за использование кредита.
Рядовые солдаты вправе подать документы на ипотечный кредит после заключения второго контракта на службу. Офицеры, получившие звание после 2005 года, участвуют в программе автоматически. Остальные военнослужащие должны подавать рапорт. После оформления ипотеки военный не может уйти со службы по собственному желанию, поскольку деньгу нужно возвращать.
Общая инструкция по обеспечению жильем
Процедура оформления бумаг на предоставление жилплощади несложная. Подача документом военными, которые проходят службу, и гражданами в отставке имеет некоторые отличия.
Постановка на учет нуждающихся в жилье военнослужащих
Первым шагом к получению квартиры является постановка в очередь для нуждающихся в жилье. Для этого нужно подать такие документы:
- рапорт;
- копию справки о банковском счете за 5 лет;
- выписку из домовой книги о количестве зарегистрированных членов семьи;
- справку о наличии стажа;
- бумагу о наличии дополнительного жилья.
Представленные бумаги направляются в комиссариат по месту расположения квартиры. Учреждение ставит на учет заявителя и отправляет решение командиру части и местной администрации. Окончательный список военных, которые претендуют на получение квартиры, формирует муниципалитет. Для постановки на учет офицеров существуют следующие основания:
- отсутствие жилплощади или наличие жилья площадью менее установленной нормы;
- аренда квартиры по договору соцнайма, если хроническое заболевание члена семьи мешает совместному проживанию;
- проживание в общежитии или на служебной квартире;
- квартира не отвечает критериям, которые установлены для жилого помещения.
Решение о предоставлении статуса нуждающегося или отказе в регистрации принимают в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления. Если военнослужащий подал не все документы, его не занесут в реестр.
Командиру части отправляют уведомление с просьбой предъявить недостающие бумаги. В течение 3 рабочих дней начальник передает под роспись письмо заявителю. Недостающие справки нужно подать в течение месяца.
Если за 5 лет до подачи рапорта военнослужащий совершил действия, которые ухудшили жилищные условия, его не признают нуждающимся в жилье.
Как получить жилье военному пенсионеру
Гражданин, который вышел в отставку после достижения пенсионного возраста, подает документы на получение жилья в городскую администрацию. К письменному заявлению добавляют такие документы:
- выписку о зарегистрированных членах семьи в квартире;
- справку о составе семьи, которую берут из личного дела;
- информацию о дате и месте призыва;
- копию справки о банковском счете;
- документы, которые подтверждают право владения жильем.
В случае выезда из закрытого города военнослужащий должен подать документы о выселении и сдаче предыдущей квартиры, паспорта членов семьи и справку о жилищных условиях в администрацию по выбранному месту проживания.
Все документы подшиваются в дело, которое создано при жилищном отделе соответствующего органа. После предъявления бумаг специальная комиссия при муниципалитете принимает решение о постановке на учет в течение месяца. Для уведомления пенсионера о включении его в очередь органам власти дается 3 месяца.
Если человек увольняется в связи с достижением пенсионного возраста, для получения квартиры необходимо подать рапорт командиру части за 3 года до даты увольнения. Главное требование – наличие 10 лет выслуги.
Начальник ходатайствует о постановке в очередь на жилье. Официальное обращение передается в жилищный отдел выбранного места жительства.
Если офицер уходит вследствие сокращения, просьба подается за год до увольнения.
Обеспечение военных жильем остается актуальным вопросом для России. Законодательство содержит нормы, которые гарантируют получение квартиры или дома. Для приобретения жилплощади военнослужащий может зарегистрироваться в накопительно-ипотечной системе, оформить документы на жилищный сертификат или субсидию. Для пенсионеров и военных на службе процедура подачи имеет свои нюансы.
Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут
Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/jile-voennoslujascim-5c2d2b405c17e000a985c24c
Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press.
Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов. Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются. Я капитан 2 ранга запаса. В сентябре 2008 года был уволен в запас из рядов ВС России по истечении срока контракта (на основании ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, статья 51, п.1, п.п. “б”). Выслуга лет составила 23 года, 1 месяц, то есть уволен был до достижения предельного возраста. Должность перед увольнением – преподаватель военной академии (Московская обл., стаж в должности – 3 года), ученых званий и степени не имею. В очереди на получение постоянного жилья состою (согласно Протоколу заседания жилищной комиссии в/ч) с октября 2005 года. В 2007 году получил служебное жилье от в/ч. По настоящий момент времени постоянным жильем не обеспечен. Состав семьи – 1 человек. Положены ли мне дополнительные квадратные метры, принимая во внимание тот факт, что в данный момент времени действующим военнослужащим-преподавателем я не являюсь? Дмитрий Петров, Тема вопроса: Денежное довольствие Населенный пункт: Щелково В соответствии с п.1 ст.23 ФЗ “О статусе военнослужащих” военнослужащие граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона. Пунктом 14 статьи 15 ФЗ “О статусе военнослужащих” установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Согласно п.13 статьи 15 ФЗ “О статусе военнослужащих” военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, – не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения. Жилые помещения предоставляются военнослужащим из расчета 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Эта норма может быть увеличена не более чем на 9 кв.м. общей площади квартиры. Некоторые категории военнослужащих, например офицеры в звании полковник и выше, имеют право на дополнительную площадь от 15 до 25 кв.м. Если речь идет о жилищных сертификатах, стоимость жилья, приобретаемого с помощью сертификата рассчитывается исходя из положенных военнослужащему квадратных метров общей площади и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м – для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м – на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Бадасюк В.О. , Возврат к списку |