Получение жилой площади после увольнения в запас по ОШМ

Вс разрешил увольнять военных, имеющих только служебное жилье

Получение жилой площади после увольнения в запас по ОШМ

Верховный суд России признал законным увольнение военнослужащих, имеющих только служебное жилье. Они могут жить в казенных апартаментах до того момента, когда получат собственную крышу над головой. Никто экс-служивых не выселит.

Но главный вопрос в другом: теперь отставника не будут держать в списках части, пока он ждет личное жилье. Соответственно, никакого оклада человеку не положено, жить в казенной квартире придется полностью за свой счет.

Для военнослужащих, задумывающихся уже об отставке, это по-настоящему больной вопрос. Не каждому офицеру везет оказаться перед увольнением в том самом месте, где он и хотел бы жить после отставки, да еще успеть получить там личное жилье.

Зато нередко человеку приходится увольняться из дальнего гарнизона. Вполне естественно, что служивый в таком случае хочет получит жилье где-то поближе к цивилизации.

В итоге человек может на несколько лет оказаться в подвешенном состоянии, так как жилье в хороших местах быстро не дают. Раньше увольняемого служивого могли держать в списках части столько, сколько нужно для получения личного жилья.

Но теперь на время ожидания военных стали снимать в части с довольствия.

Консультация юриста: Возмещение стоимости проезда в военные санатории

В октябре Верховный суд рассмотрел в кассационном порядке несколько подобных дел. Двое истцов увольнялись со службы по организационно-штатным мероприятиям, один – по достижению предельного возраста.

По закону человека, прослужившего не менее десяти лет, нельзя уволить без жилья. Раньше, когда время увольнения настигало офицера в неподходящем для него месте, действовал такой порядок: человека выводили в распоряжение, то есть он числился на службе, не занимая конкретной должности.

Он получал определенный оклад и ждал положенную квартиру. Такое подвешенное состояние могло продолжаться годами. Ничего особенного от без пяти минут отставника не требовали: время от времени ему надо было появляться на службе. Иногда ему могли давать какие-то несложные поручения. Но главной его задачей было ждать.

Причем, он мог ждать и в служебном жилье.

Но теперь порядок изменился. Воинские части начали исключать из своих списков военнослужащих, имеющих служебное жилье. Например, один из истцов служил в поселке Горячий пляж на острове Кунашир на Курилах.

Он был летчиком в пограничной авиации, дослужился до подполковника, стаж имел более 10 лет. Однако в марте 2008 года его признали негодным к летной работе. Служить же на земной должности подполковник не захотел.

Осенью того же года он был уволен в запас, но затем почти шесть лет оставался в списках части. Все это время он жил в служебной квартире в военном городке.

Однако летом прошлого года его решили исключить из списков части, то есть сделать на 100% отставником.

“В ходе беседы в связи с предстоящим увольнением командованием было доведено до истца, что в связи с тем, что он обеспечен по месту военной службы служебным жильем, он будет уволен и исключен из списков личного состава Отряда с оставлением в списке нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства”, говорится в материалах Верховного суда. Проще говоря, права на жилье человека не лишили, он будет по-прежнему ждать. Но на службе его держать уже не станут, и никакие оклады ему больше не положены.

Офицер попытался протестовать, и даже сдал свою квартиру. Но это ему не помогло. Командование пояснило, что выселять офицера никто не собирался. Более того, ему гарантировали, что он будет жить там, пока не получит собственное жилье.

Консультация юриста: Продление отпуска заболевшему военнослужащему

“К тому же, как следует из письменных объяснений врио командира Отряда, после сдачи заявителем служебного жилья оно никому не перераспределялось, в него никто не вселялся, а заявителю было предложено занять служебное жилое помещение до обеспечения жильем по избранному месту жительства”, говорится в материалах Верховного суда. В итоге Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда Российской Федерации сочла, что наличие служебного жилья у военнослужащего не препятствует его увольнению в запас.

В подобную же ситуацию попал майор К., служивший на Дальнем Востоке в одном из дальних гарнизонов. В 2010 году он был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Напомним, что в то время в армии шли большие сокращения. После отставки майор решил обосноваться в Казани, и написал соответствующий рапорт.

Так как квартиры там ему до сих пор не дали, он вынужден жить в том гарнизоне, в котором закончил службу.

До июля прошлого года майор числился в распоряжении, но затем его полностью исключили из списков части. Как пояснило командование, в 2012 году поселок, где служил офицер, был исключен из числа закрытых военных городков. А так как у человека есть служебное жилье, то держать в списках части офицера необязательно. Верховный суд с такой позицией согласился.

Как пояснила Судебная коллегия Верховного суда России по делам военнослужащих, согласно п.17 ст.

34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства.

Но, как говорится в том же пункте, “при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации”.

Источник: https://rg.ru/2015/11/07/uvolot-site.html

Как получить жилье военным пенсионерам

Получение жилой площади после увольнения в запас по ОШМ

Порядок обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей регулируется ФЗ № 76. Однако на сегодня сложилась ситуация, когда многие офицеры, уходя в запас, не имеют собственной или ведомственной квартиры.

Следует помнить, что право на получения жилья сохраняется и после увольнения военнослужащего в запас. Последние поправки в «Закон о статусе военнослужащего» были внесены 01. 07 2017.

Исходя из дополнений к закону, военный пенсионер имеет право не только на получение в собственность или внаем жилплощади. В качестве компенсации ему могут быть предоставлены денежные средства на приобретение недвижимости (военная ипотека или единовременная жилищная субсидия).

Право выбора формата решения жилищного вопроса остается за военнослужащим. Эти меры призваны полностью обеспечить жильем всех нуждающихся военных пенсионеров до 2023 года.

Обеспечение военных пенсионеров квартирами

В ст. 15 п. 2.1 ФЗ № 76 дается разъяснение, какие категории военнослужащих, ушедших в запас, сохраняют право на получение жилья. К ним относятся:

  • Бывшие военнослужащие, уволенные по состоянию здоровья или в связи с организационно-штабными мероприятиями и имеющие воинский стаж не менее 10 лет.
  • Бывшие военнослужащие, ушедшие в запас и имеющие обязательный стаж службы, который на сегодня составляет 20 лет.

Отдельные требования для предоставления денежных средств на покупку квартир будут разъяснены ниже.

Военная ипотека – наиболее перспективный способ быстрого получения жилья

Для приобретения жилья по военной ипотеке военнослужащий, кроме общих требований, должен выполнить дополнительные условия, а именно: являться членом накопительно-ипотечной системы не менее 3-х лет. Сумма накопительных взносов за последние 3 года составляет:

  • 2015 и 2016 г.г. – 245 880 руб.;
  • 2017 г. – 260 141 руб.

После увольнения в запас по выслуге лет, ОШМ или состоянию здоровья, участник НИС может востребовать всю сумму, накопившуюся на его счете, но использовать ее только для приобретения жилья или улучшения жилищных условий.

 

Преимущества решения жилищного вопроса через военную ипотеку:

  • Накопления выдаются военнослужащим вне зависимости от наличия у него жилой площади.
  • Военный пенсионер может самостоятельно выбрать регион для определения места постоянного проживания и, соответственно, приобретения недвижимости.
  • К сумме ипотечных накоплений уволенный военнослужащий может добавить собственные денежные средства, что позволит приобрести недвижимость большей, чем положено по закону, площади и/или более высокого класса (Бизнес, Премиум).
  • Ипотечные средства пенсионер может использовать также для строительства частного дома или для покупки готового частного домовладения.
  • Квартира может быть приобретена в любом городе и возможно получать с неё прибыль, вот тут описано как.

Единовременные денежные выплаты и жилищные субсидии для военных пенсионеров

С 01. 01 2017 вступила в силу новая поправка к закону, регулирующая порядок выдачи ЖС и ЕДВ перечисленным выше категориям военных пенсионеров. Денежные средства рассчитываются согласно действующим нормативам, учитывая всех членов семьи:

  • Одинокий пенсионер – 33 м2;
  • Семья из 2-х человек – 42 м2;
  • Семья из 3-х и более человек – 18 м2 на каждого члена.

Кроме того, законом предусмотрено увеличение гарантированного минимума жилой площади на 15 м2 следующему контингенту:

  • преподавательскому составу военных вузов;
  • командующему составу (от ранга полковника);
  • имеющим научную степень или звания.

Сумма ЕДВ рассчитывается из общей выслуги лет. К продолжительности срока военной службы применяется коэффициент:

  • 10-16 лет -1,85;
  • 16-20 лет – 2,25;
  • 20-21 год – 2,375;
  • от 21 года – 2,45.

За каждый дополнительный год до увольнения в запас офицерам насчитывается дополнительно коэффициент 0,075. Максимальный коэффициент, на который может рассчитывать военный пенсионер, – 2,75.

Преимущества ЕДВ и субсидий

  • ЕДВ и жилищные субсидии могут получить пенсионеры, которые в годы прохождения службы пользовались служебными квартирами и не входили в НИС.
  • В отличие от военной ипотеки, при которой покупатель становится полноправным хозяином только после полного погашения банком кредита, квартира (дом) переходит в собственность покупателя сразу же после заключения договора. Собственник имеет право ее обменять, продать, подарить, заложить или выполнить другие операции, не противоречащие закону.

Жилье по договору соцнайма

Все военнослужащие, заключившие контракт до 01. 01 1998 г и уволенные в запас, имеют право на получение жилой площади на основе договора социального найма. Регион постоянного проживания (выделения квартиры) выбирается военным пенсионером. Уволенным в запас после 01. 01 1998 г. жилье выдается в тех регионах, где оно имеется в наличии.

Квадратура жилой площади исчисляется из расчета 18 м2 на каждого члена семьи. Одиноким могут (но не обязаны) быть предоставлены льготные 10 м2. На дополнительные 15 м2 могут претендовать также офицеры, которые ушли на пенсию по достижению предельного срока службы.

Квартиры, полученные по договору соцнайма, в дальнейшем могут быть приватизированы и перейти в частную собственность.

Важно! Военнослужащего, имеющего не менее 20 лет стажа (10 лет для лиц, прекративших службу по состоянию здоровья или ОШМ), не могут быть уволены без предоставления жилья или денежных средств на его приобретение. Для того чтобы воспользоваться гарантированным государством правом, необходимо иметь статус нуждающегося в жилой площади, иными словами, стоять на квартирном учете.

Важно! В закон постоянно вносятся изменения и дополноения, для того что бы мы вовремя Вас информировали- подпишитесь на наши новости ниже и добавьте эту страничку в социальную сеть как показанно на картинке ниже. Помогите сделать статью лучше и понятнее в форме комментариев задавайте вопросы и вносите свои поправки – мы обязательно их опубликуем. Или пишите нам info@mil-ru.ru

Источник: https://mil-ru.ru/lgoty/63-kak-poluchit-zhile-voennym-pensioneram

О порядке предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу

Получение жилой площади после увольнения в запас по ОШМ

Армия В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая © Министерство обороны РФ

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая
1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия) утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 (далее – Порядок).

Жилищная субсидия предоставляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба: военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях (абзац третий пункта 1 статьи 15 Закона № 76-ФЗ);
военнослужащим, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и совместно проживающим с ними членам их семей (абзац третий пункта 1 статьи 15 Закона № 76-ФЗ);

военнослужащим – гражданам, которым на весь срок военной службы были предоставлены служебные жилые помещения, и которые признаны нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15 Закона № 76-ФЗ).

В случае гибели (смерти) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, эти положения распространяются на членов их семей (пункт 2 Порядка).

При предоставлении вышеуказанным гражданам жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определяемого на основании пункта 4 статьи 15.

1 Закона № 76-ФЗ, норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Норматив общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии определяется Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.1 Закона № 76-ФЗ.Порядок расчета жилищной субсидии осуществляется в соответствии

с Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76. Согласно пункту 3 этих Правил норматив общей площади жилого помещения составляет:

33 квадратных метра – на одиноко проживающего военнослужащего;42 квадратных метра – на семью из двух человек;

18 квадратных метров на каждого члена семьи – на семью из трех и более человек.

Право на дополнительную общую площадь жилого помещения имеют
(и указанный норматив может быть увеличен в размере от 15 до 25 кв.

м) следующие лица: военнослужащие, имеющие воинское звание «полковник», ему равное и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями; командиры воинских частей;

военнослужащие, имеющие почетное звание Российской Федерации;военнослужащие – преподаватели военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования;

военнослужащие – научные работники, имеющие ученую степень и (или) ученое звание.

При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям учитывается право только по одному из них.

Согласно пункту 4 Порядка лицо, имеющее право на получение жилищной субсидии, должно предоставить в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) следующие документы:
договор об открытии банковского счета;

заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное им и всеми членами его семьи. При этом
за несовершеннолетних и (или) недееспособных членов семьи заявление подписывается их законным представителем.

В течение 10 рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Минобороны России по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах лиц, претендующих на субсидию, на жилые помещения на всей территории России.

Не позднее чем через 10 рабочих дней со дня получения вышеуказанных сведений и при отсутствии оснований для снятия военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) принимается решение о предоставлении жилищной субсидии. Названное решение оформляется в соответствии с образцом, приложенным к Порядку.

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении жилищной субсидии уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) этот орган направляет поименованное решение с приложением документов, перечисленных в пункте 4 Порядка, в закрепленное за ним управление (отдел) финансового обеспечения Минобороны по субъектам Российской Федерации. Кроме того, данная копия решения о предоставлении жилищной субсидии в течение трех рабочих дней с даты его принятия выдается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) под роспись военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей либо направляется способом, позволяющим установить факт получения данными лицами обозначенного уведомления, а также направляется в кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации.

На основании вышеназванного решения и документов, предоставленных в соответствии с пунктом 4 Порядка, жилищная субсидия перечисляется

на банковский счет гражданина, претендующего на указанную субсидию, который он указал в своем заявлении.

После поступления информации из Федерального казначейства о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей финансовый орган в течение трех рабочих дней должен уведомить об этом уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа).

Уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа), в свою очередь, в течение трех рабочих дней после получения такого уведомления принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях. Копию данного решения уполномоченный орган обязан выдать лицу, получившему субсидию, под роспись либо направить иным способом, позволяющим установить факт получения названным лицом копии обозначенного решения.

Особо отметим, что жилищная субсидия может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения на условиях, при которых заявители утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Старший военный прокурор1 отдела организационного управления

Главной военной прокуратуры старший советник юстиции А.В. Чиранов

В ДPУГИХ CMИ

Экспертное мнение и аналитика

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201605121139-3vs6.htm

Апелляционное определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 02 июля 2013 г. по делу N 33-2704/2013 (ключевые темы: военнослужащие

Получение жилой площади после увольнения в запас по ОШМ

Апелляционное определение СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 02 июля 2013 г. по делу N 33-2704/2013

Судебная коллегия по гражданским делам (апелляционная инстанция) Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего: судьи Шитиковой Т.М.,

судей Бобриковой Л.В., Федоришина А.С.,

при секретаре Семеновой О.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шверова П.И. на решение Починковского районного суда Смоленской области от 10 апреля 2013 года.

Заслушав доклад судьи Бобриковой Л.В., объяснения Шверова П.И., его представителя Седлецкого С.В. в поддержание жалобы, возражения прокурора Амировой П.Н. относительно жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Военный прокурор Смоленского гарнизона обратился в суд с иском к Шверову П.И. о выселении из служебного помещения, указав, что на период службы военнослужащему Шверову П.И. и членам его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения предоставлена в пользование трехкомнатная квартира.

(дата) ответчик зачислен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, 12.08.2012г. ему предоставлено жилое помещение по договору социального найма, однако до настоящего времени ответчик и члены его семьи продолжают незаконно занимать и удерживать служебное жилое помещение. Просил выселить Шверова П.И.

и членов его семьи из служебной квартиры N, расположенной по адресу: …

Шверов П.И.

обратился со встречными требованиями к Министерству обороны РФ (далее – МО РФ) о признании за ним и членами его семьи права пользования жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения на время действия трудовых отношений, сославшись на продолжение трудовых отношений с ответчиком в связи с заключением бессрочного трудового договора и нахождением спорной квартиры в месте его работы.

В судебном заседании помощник военного прокурора Смоленского гарнизона Амирова Н.Н. первоначальные требования поддержала.

Шверов П.И.

, его представитель Седлецкий С.В. иск прокурора не признали, просив удовлетворить встречные требования.

Ответчики Шверова Г.А., Шверова М.П. возражали против удовлетворения иска прокурора.

Представители РЭУ N 12, филиала “Калужский” ОАО “Славянка”, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени слушания дела.

Решением Починковского районного суда Смоленской области от 10.04.2013г. первоначальные требования удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного иска отказано, с Шверова П.И. в доход государства взыскана госпошлина в размере “данные изъяты”.

В апелляционной жалобе Шверов П.И. просит решение суда отменить, указывая на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, нарушение норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, с учетом доводов жалобы, возражений военного прокурора Смоленского гарнизона относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с абз.12 п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.

51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие – граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.14 ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Из указанных норм закона следует, что при обеспечении военнослужащего, уволенного с военной службы, и членов его семьи жилым помещением по избранному ими месту жительства, ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено.

В судебном заседании установлено, что 22.11.2007г. между военнослужащим Шверовым П.И.

и Смоленской КЭЧ МВО был заключен договор найма служебного жилого помещения, по условиям которого нанимателю и членам его семьи (супруге – Шверовой Г.А., дочери – Шверовой М.П.

, сыну – ФИО1) предоставлена квартира, закрепленная за МО РФ и расположенная по адресу: … Договор заключен на срок военной службы в в/ч N.

Указанная квартира является государственной собственностью, включена в специализированный жилищный фонд, отнесена к служебным жилым помещениям, находится в оперативном управлении ФГУ Центральное территориальное управление Имущественных отношений МО РФ и обслуживается РЭУ N 12 ОАО “Славянка” Филиал “Калужский”.

Военный городок, в котором находится спорная квартира, входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ и органов ФСБ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000г. N 752-р.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/110136419/

Правовой раздел

Получение жилой площади после увольнения в запас по ОШМ

Частые переезды, связанные с переводами из одной воинской части в другую, являются длявоеннослужащих обыденными ситуациями. В большинстве случаев новое место службы располагается в другом регионе области или республики, а часто и государства

Вполне понятно, что в таких постоянно меняющихся обстоятельствах главным вопросом для военнослужащего и его семьи становится проблема обеспечения жильем.

Всем военнослужащим, не имеющим постоянного жилья в месте прохождения воинской службы, государство обязуется предоставить жилплощадь в течение трех месяцев с момента определения на новом месте работы.

В вопросах получения военнослужащим в собственность постоянного жилья важную консультационную помощь может оказать военный юрист.

Этот вопрос имеет ряд своих нюансов:

– Военнослужащий может быть признан нуждающимся в получении жилого помещения в постоянную собственность, если общая продолжительность его военной службы достигает 20 и более лет.

– Постоянное жилье может быть также предоставлено военнослужащему при достижении ним предельного возраста, и/или с учетом состояния здоровья, если непрерывная продолжительность его военной службы достигает 10 и более лет.

Несмотря на ясно прописанные в законе возможности, предоставление жилья военнослужащим на практике часто осложняется ситуациями не допуска к постановке в очередь на получение жилой площади по какой-либо чисто формальной причине.

Избежать такой проблемы или разобраться с обстоятельствами при ее появлении поможет военный юрист.

Если будут превышены нормы стоимости площади, полагающиеся в данном случае военнослужащему и его семье, встанет вопрос доплаты разницы за собственный счет. Военный юрист также призван помочь разобраться с вопросами утвержденного государства норматива стоимости квадратного метра жилья для военнослужащих.

В современных реалиях реструктуризации и реформирования вооруженных сил вопрос о том, могут ли уволить по сокращению (оргштатные мероприятия) военнослужащего после 10 лет службы без предоставления жилья – для многих военных представляется весьма животрепещущим. И это объясняется вполне понятными с чисто человеческой точки зрения причинами.

Отдать многие годы служению Отечеству, быть уволенным по сути вне своего желания и остаться без крыши над головой — ситуация более чем неприятная.

Оставшись один на один с представителями командования, которые в силу разных обстоятельств заинтересованы в отрицательном решении по данному вопросу — военнослужащий как никогда нуждается в квалифицированной юридической поддержке. И здесь ему на помощь готов прийти военный юрист.

Статья 23-яя Федерального Закона «О статусе военнослужащих» устанавливает, что военнослужащие, чей срок непрерывной службы составляет не менее 10 полных календарных лет, и чье жилищное положение требует улучшения, не могут быть уволены по ОШМ без их согласия без предоставления им жилого помещения.

Однако даже в случае указания в рапорте требования уволить себя по ОШМ после того как будет предоставлено жилье, военнослужащие все равно рискуют остаться без этого самого жилья.

Такая ситуация возможна, поскольку основной закон имеет ряд хитроумных дополнений, в которых увольняющиеся военнослужащие обычно не считают нужным вовремя разобраться, и которыми успешно пользуются военные чиновники для отказа в предоставлении жилья увольняющимся по ОШМ. Получить представление обо всех нюансах военного законодательства на этот счет дадут возможность знания, которыми обладает военный юрист. Его советы и поддержка помогут правильно составить документы и вести собственное дело о получении жилья.

 

Статус военнослужащих относит эту категорию граждан к контингенту, которому предоставление жилых помещений гарантировано государством. Это положение закреплено в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», которое дополняется рядом правовых нормативных актов, регулирующих конкретный порядок предоставления жилья военнослужащим.

Предоставление жилья военнослужащим основывается на порядке очередности, учитывает льготы и нормы, установленные жилищным законодательством в отношении граждан, которые нуждаются в улучшении условий проживания.

Несмотря на то, что по закону военнослужащие могут претендовать на получение жилья, на практике многие просто не знают, с чего начать, как правильно спланировать свои действия для того чтобы обеспечить положительное решение своей жилищной проблемы. На все эти вопросы поможет ответить квалифицированный военный юрист.

Часто военнослужащих в первую очередь интересует информация о том, кому же из служащих в рядах вооруженных сил, на каком основании и условиях положена квартира. С этого вопроса начинается процесс получения жилья для военнослужащего и его семьи.

Увидеть все нюансы и правильно оценить свои возможности с точки зрения правового обеспечения получения жилого помещения поможет военный юрист.

Законодательство предусматривает разный порядок предоставления жилья военнослужащим.

В первую очередь нужно учитывать тот факт, что военные, не обеспеченные жильем в месте службы, имеют право на его предоставление в течение первых трех месяцев службы. Получить жилое помещение в собственность или арендовать на условиях социального договора имеют право военнослужащие, чей срок службы составляет не менее 20 лет. Существует и целый ряд других законодательных положений о получении жилья военнослужащими. Полную информацию в этом вопросе предоставит военный юрист.

РООИ “РУСИЧИ-ЦЕНТР” – Правовой раздел

Источник: http://www.rusichi-center.ru/e/3008513-predostavlenie-zhilya-voennosluzhaschim-po-oshm

Изменение судебной практики при неизменности законодательства (на примере права на дополнительную жилую площадь некоторых категорий граждан) (Глухов Е.)

Получение жилой площади после увольнения в запас по ОШМ

Дата размещения статьи: 09.09.2016

Глухов Евгений, старший преподаватель Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

 В статье описывается изменение судебной практики относительно права определенной категории военнослужащих на жилище с учетом дополнительной жилой площади. Автор иллюстрирует кардинальное изменение позиции Верховного Суда РФ при неизменности смысла законодательства в упомянутой сфере правоотношений и делает вывод о декларативности нормы закона.

 Настоящая статья является продолжением размышлений автора о праве некоторых категорий военнослужащих и бывших военнослужащих на своевременно не полученную от военного ведомства льготу.

Речь идет о праве на дополнительную жилую площадь, которая установлена законодательством о статусе военнослужащих для некоторых категорий офицеров: в воинском звании полковник, ему равное и выше, командиров воинских частей, военнослужащих, имеющих почетное звание Российской Федерации, для преподавателей военных вузов или военных кафедр при государственных вузах, военнослужащих – научных работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание (п. 2 ст. 15.1 Федерального закона “О статусе военнослужащих” , а ранее – п. 8 ст. 15 того же Закона). Причем если у полковников и высших офицеров это право сохраняется и после увольнения с военной службы по льготным основаниям , то у военнослужащих в воинских званиях подполковник и ниже увольнение с военной службы или даже освобождение от занимаемой должности на практике означает утрату ими права на дополнительную жилую площадь, причем безо всяких их виновных действий и даже желания оставить занимаемую должность.

——————————–

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (в ред. от 14.12.2015) “О статусе военнослужащих” // Рос. газ. 1998. 2 июня.

К ним относятся увольнение по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

 Фактически государство в Законе установило дополнительную гарантию указанным командирам воинских частей, военным ученым и педагогам , тем самым государство признает особую значимость их военного труда, стимулирует офицеров занимать именно указанные воинские должности. Однако положенную при этом льготу – жилье с учетом дополнительной жилой площади – государство предоставляет далеко не всем из них, причем как в период исполнения ими обязанностей по занимаемой должности, так и после освобождения от нее.

——————————–

Далее в настоящей статье так для краткости будут именоваться военнослужащие в звании подполковник и ниже из числа командиров воинских частей, военнослужащих, имеющих почетное звание РФ, военнослужащих – преподавателей военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащих – научных работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание.

 В предыдущей своей статье автор обосновывал мнение о противоречии Конституции Российской Федерации действий по отмене положений пункта 7 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г.

N 4338-1 “О статусе военнослужащих” , где говорилось о сохранении права на дополнительную жилую площадь за уволенными по льготным основаниям бывшими командирами воинских частей, военными учеными и педагогами . В новой версии Закона “О статусе военнослужащих” с 1998 года право на дополнительную жилую площадь было изложено уже по-другому, – в п. 8 ст.

15 упомянутого Федерального закона указывалось о сохранении данного права после увольнения лишь за уволенными полковниками и высшими офицерами .

Тем самым новым Законом “О статусе военнослужащих” срок действия права на дополнительную жилую площадь у некоторых защитников Отечества (бывших командиров воинских частей, военных ученых и педагогов в звании подполковник и ниже) был уменьшен, хотя в соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции России в нашем государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

——————————–

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 6. Ст. 188. Утратил силу с 1 января 1998 г. в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.

Глухов Е.А. Отмена (умаление) права на дополнительную жилую площадь у некоторых категорий военнослужащих (бывших военнослужащих) // Право в Вооруженных Силах – военно-правовое обозрение. 2016. N 3.

Для упрощения восприятия текста и краткости автор здесь оперирует только войсковыми воинскими званиями и не приводит им равные корабельные. Их соотношение указано в статье 46 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”.

 Вполне возможно, что законодатель и не планировал ухудшить права уволенных и освобожденных от воинских должностей военнослужащих, имея в виду, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по льготным основаниям и наличии 10 лет выслуги, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жильем и нуждающиеся в его получении, обеспечиваются жилищем в порядке, предусмотренном для военнослужащих (п. 13 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”). Читая приведенную норму закона, обычные граждане понимали ее таким образом, что, не получив положенное ему жилье с дополнительной жилой площадью в период военной службы, офицер получит жилье с дополнительной жилой площадью после увольнения со службы. И первое время командование и судебные органы так и поступали – предоставляли жилье с дополнительной жилой площадью уволенным офицерам, имеющим такое право в период, когда они занимали соответствующие должности. Однако впоследствии правоприменительная практика кардинально изменилась.

Ниже на конкретных примерах судебной и прокурорской практики проиллюстрируем логику Верховного Суда Российской Федерации и Главной военной прокуратуры по данному вопросу.

Обращаю внимание читателей на то, что все нижеприведенные судебные постановления вынесены уже после 1998 года, в период действия нового Федерального закона “О статусе военнослужащих”, т.е.

при неизменности смысла законодательства в части права на дополнительную жилую площадь льготных категорий военнослужащих.

1. Определение военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.1999 N 4Н-516/98:

Сныткин был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья и исключен из списков личного состава военного училища, будучи необеспеченным жильем.

В связи с этим он обратился в военный суд с жалобой, в которой просил о восстановлении его на военной службе до обеспечения жильем.

Военный суд жалобу Сныткина удовлетворил, возложив обязанность на военное училище по обеспечению заявителя и членов его семьи (жены, двоих детей и отца) жилым помещением с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Военным судом II инстанции это решение оставлено без изменения.

Военная коллегия изменила судебные решения, изложив решение об удовлетворении требования по обеспечению жилым помещением заявителя без указания конкретных членов его семьи, на которых необходимо выделить жилье, но опять-таки с учетом права заявителя на дополнительную жилую площадь.

Как видно в данном примере, спор ведется относительно количества членов семьи, на которых необходимо предоставить жилое помещение, при этом право на дополнительную жилую площадь бывшего офицера даже не оспаривается .

——————————–

Текст Определения официально опубликован не был // http://docs.procspb.ru/content/base/50119.

 2. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2002 г. (дело N 5-В02-112):

Ермолаев обратился с иском к районной управе, префектуре ЗАО г. Москвы, Департаменту муниципального жилья о предоставлении жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь, ссылаясь на то, что является уволенным в запас офицером, имеет право на предоставление жилой площади в течение трех месяцев со дня подачи заявления, однако в этом ему было отказано.

Судебными актами первой и второй судебных инстанций исковые требования Ермолаева удовлетворены, на префектуру ЗАО г. Москвы возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Постановлением президиума Московского городского суда решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В протесте заместителя Председателя Верховного Суда РФ был поставлен вопрос об отмене постановления президиума Московского городского суда. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации протест удовлетворила, постановление президиума Московского городского суда отменила, оставила в силе решение суда первой инстанции, указав следующее:

Согласно п. 14 ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по льготным основаниям при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам.

Установлено, что истец проходил военную службу в должности командира войсковой части, 23 декабря 1994 г. уволен в запас в звании капитана 2 ранга в связи с организационно-штатными мероприятиями. Распоряжением главы управы от 22 мая 1995 г.

он с семьей был принят на учет на получение жилой площади. Поскольку в установленный законом срок жилая площадь ему не была предоставлена, суд пришел к выводу о том, что Ермолаев вправе требовать ее предоставления в принудительном порядке .

——————————–

Текст Определения официально опубликован не был // http://www.lawrussia.ru/texts/legal_655/doc655a672x642.htm.

 Как видно в данном примере, спор ведется относительно срока получения жилья: либо во внеочередном порядке, либо в порядке очереди. Ни ответчики, ни судебные органы не ставят под сомнение право уволенного капитана второго ранга на дополнительную жилую площадь.

3. Обзорная справка о рассмотрении военными судами гражданских дел, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Подготовлена Военной Коллегией Верховного Суда РФ в 2011 году.

При зачислении военнослужащего – преподавателя военного вуза в распоряжение командира (начальника) по причине освобождения от воинской должности в связи с проведением организационно-штатных мероприятий за ним сохраняется право, установленное п. 8 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

Подполковник П. проходил военную службу по контракту в воинской должности преподавателя кафедры организации связи Кемеровского высшего военного командного училища связи. С ноября 1999 г. П. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решением жилищной комиссии от 1 июля 2010 г. П. была выделена квартира, при этом учтено наличие у заявителя права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного п. 8 ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” для военнослужащих – преподавателей военных вузов.

Начальник Квартирно-эксплуатационного управления (КЭУ) отказал в согласовании списка распределения указанного жилого помещения, аргументировав свой отказ сокращением в 2009 г. и неисполнением заявителем на август 2010 г. воинской должности преподавателя.

Кемеровский гарнизонный военный суд оставил без удовлетворения заявление П. об оспаривании указанного решения. В кассационном порядке окружной военный суд отменил обжалованное заявителем судебное постановление и обязал начальника КЭУ согласовать список распределения П. упомянутого жилого помещения по следующим основаниям.

В силу п. 8 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащие – преподаватели военных вузов имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м.

Следовательно, военнослужащий-преподаватель вправе претендовать на получение от государства постоянного жилья на состав семьи из трех человек размером от 69 (18 x 3 + 15) до 88 (18 x 3 + 25 + 9) кв. м.

На момент замещения воинской должности преподавателя вуза заявитель отвечал перечисленным требованиям, а поэтому до зачисления в распоряжение начальника связи мог рассчитывать на обеспечение вышеупомянутой квартирой, что не ставится под сомнение.

Согласно ст. 42 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” , а также ст.

13 Положения о порядке прохождения военной службы в их взаимосвязи прохождение военной службы не на воинской должности в порядке зачисления в распоряжение командира (начальника) является исключением из общего правила и обусловливается обстоятельствами, не зависящими от военнослужащего.

Такое изменение служебно-должностного положения предопределяется необходимостью разрешения вопросов дальнейшего прохождения военнослужащим военной службы и ограничивается конкретными сроками.

——————————–

Источник: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/20087

СтражЗакона
Добавить комментарий