Порядок действий следователя после возбуждения уголовного дела?

Какие следственные действия проводятся до возбуждения уголовного дела?

Порядок действий следователя после возбуждения уголовного дела?

По общему правилу все следственные действия, производимые сотрудниками следствия и дознания, должны начинаться лишь с момента возбуждения уголовного дела. Так гласит буква закона, но в реальности это не всегда уместно.

На практике нередко процесс возбуждения уголовного дела существенно осложняется бюрократическими трудностями, вследствие чего теряется драгоценное для раскрытия преступления время.

Для решения этой проблемы законодательством предусмотрены исключения, позволяющие производить следственные действия до возбуждения уголовного дела.

О том, какие следственные действия проводятся до возбуждения уголовного дела, расскажем в данном материале статьи.

Что такое следственные действия?

Следственные действия – это производимые в рамках уголовного дела уполномоченными сотрудниками мероприятия и действия, необходимые для установления обстоятельств произошедшего и сбора доказательств по делу.

Следственные действия всегда обеспечены силой государственного принуждения.

Разрешение на производство следственного действия выносит либо суд, либо сам следователь. Судебное одобрение требуется лишь для незначительного перечня следственных мероприятий.

Иногда к их осуществлению могут быть привлечены сотрудники оперативного розыска или эксперты, призванные к процедуре самим следователем.

Следственные действия должны отвечать следующим признакам:

  • Не должны угрожать жизни и здоровью участников следственных действий;
  • Не могут проводиться в ночное время, если нет на это веских оснований;
  • Могут производиться при помощи технических средств фиксации информации.

На основании постановления следователя проводятся такие следственные действия, как выемка, обыск, эксгумация и освидетельствование.

Проведение всех следственных мероприятий должно фиксироваться документальным оформлением протокола следственного действия за подписью всех его участников.

Виды следственных действий по УПК РФ

В УПК РФ представлен не однозначный перечень следственных действий. К ним могут быть причислены и иные действия сотрудников следствия, которые отсутствуют в этом списке, но имеют важность для уголовного дела.

Итак, к самым часто используемым следственным действиям относятся:

  • Очная ставка и допросы участников уголовного дела;
  • Выемка и обыск;
  • Осмотр места происшествия;
  • Проверка показаний на месте;
  • Следственные эксперименты;
  • Опознание и освидетельствование;
  • Экспертиза.

Помимо прочего в качестве следственного действия могут применяться: наложение ареста на почту подозреваемого, запись его переговоров, получение данных его связей от оператора и т.д.

Задержание преступника и арест его имущества не признаются следственными действиями.

Все протоколы следственных действий позже включаются в материалы уголовного дела. Некоторые из них даже сопровождаются фотографиями.

Обязательного судебного разрешению требует ряд следственных мероприятий:

  • Эксгумация трупа при несогласии на это его родных;
  • Обыск;
  • Осмотр жилища при условии, что другие жильцы против этого;
  • Выемка документации, содержащей конфиденциальную информацию;
  • Получение данных с банковских счетов;
  • Запись телефонных разговоров;
  • Запрос на распечатку звонков клиента оператора связи.

Весь выше обозначенный перечень действий, проводимых следователем, должен быть осуществим после возбуждения дела.

О том, какие следственные действия следователь может проводить до возбуждения уголовного дела, поговорим далее.

Случаи, не терпящие отлагательств

Все досудебные разбирательства по делу зафиксированы во 2 части УПК РФ. Состоит она из двух разделов.

Раздел № 7 рассматривает все, что касается возбуждения уголовного дела. Раздел № 8 закрепляет порядок предварительного расследования, который, казалось бы, тоже относится к факту возбуждения уголовного дела.

Однако, сам Кодекс указывает, что в ряде случаев некоторые из следственных действий могут предшествовать возбуждению дела. Ряд случаев в этом контексте носит название – «не терпящие отлагательств».

В принципе, в ст. 144 УПК РФ дается расшифровка тех действий, которые могут осуществлять сотрудники следствия или дознания в тот момент, когда они получили сообщение о преступлении.

К ним, в частности, относятся:

  • Получение объяснений;
  • Получение образцов для сравнительного исследования;
  • Истребование документов и предметов;
  • Назначение судебной экспертизы;
  • Производство осмотра места происшествия и документов;
  • Осмотр трупа;
  • Освидетельствование;
  • Производство документальных проверок и ревизий.

Все это может иметь место до возбуждения дела тогда, когда ситуация не терпит отлагательств. Самой расшифровки такого понятия как «не терпящее отлагательств» в законодательстве нет.

А при этом очевидно, что, если возникнет вопрос об обоснованности совершенного следственного мероприятия, оно может быть признано незаконно осуществленным и вовсе отменено.

Остановимся на рассмотрении некоторых их тех действий, что допустимы для проведения до возбуждения уголовного дела.

Осмотр места происшествия

Осмотру места происшествия в УПК РФ посвящена ст. 176. Производится он для обнаружения обстоятельств дела и доказательств по нему.

Данное следственное мероприятие позволяет решить следующие задачи:

  • Изъятие следов преступления;
  • Выяснение обстоятельств совершенного преступления;
  • Сбор первичной информации;
  • Проверка вещей и предметов на месте происшествия на предмет значимости по делу в качестве вещественного доказательства.

Осмотр жилища в 2020 году может проводиться только на основании судебного решения или с согласия проживающих в нем лиц.

Все существенные записи по осмотру места происшествия отражаются в протоколе, в том числе, и отсутствие на следственном действии важных участников.

Протокол должен быть подписан всеми, кто был на осмотре. При нежелании оставлять в нем свою подпись, они обязаны написать разъяснение отказа.

Оперативность осмотра места происшествия обусловлена тем, что через время многие улики могут исчезнуть и выявить их потом уже будет невозможно.

Осмотр трупа

Осмотр трупа может быть, как самостоятельным следственным мероприятием, так и проводиться в рамках осмотра места происшествия. В первом случае его результаты заносятся в отдельный протокол, во втором случае – протокол для двух следственных действий является единым.

Осмотр трупа должен производиться в присутствии медицинского эксперта или врача.

Участие понятых в данном мероприятии обязательно. Труп тоже является той важной деталью расследования обстоятельств дел, оперативный анализ которой позволяет разрешить множество противоречий.

Труп человека быстро разлагается, начинает внешне и внутренне меняться. Обнаружить какие-то важные детали может быть трудно, спустя некоторое время после смерти человека.

Освидетельствование участников преступления

Освидетельствование представляет собой следственное действие, которое помогает определить без проведения судебно-медицинской экспертизы телесные повреждения, характер особых примет на человеке, установление или опровержение факта опьянения.

Освидетельствование может проводиться в отношении подозреваемого, потерпевшего или свидетеля с его согласия.

Проведение освидетельствования имеет свои ключевые особенности:

  • Осуществляется на основании постановления следователя.
  • Проводится самим следователем при участии врача или другого специалиста.
  • Когда требуется в рамках освидетельствования раздевание лица противоположного пола следственное действие проводит врач самостоятельно, без участия следователя.
  • Фото- и видеозапись освидетельствования возможна с согласия того, кого освидетельствуют.

Все, что было обнаружено в ходе осмотра, должно быть записано в протоколе освидетельствования. Обычно первичный осмотр уже дает точное представление о характере повреждений и особенностях совершенного деяния.

Судебная экспертиза, при этом, лишь описывает те процессы, которые происходят внутри организма и не видны обычному глазу.

В том случае, если проведение этих следственных действий будет признано не основательным, в отношении сотрудников следствия или дознания могут быть применены санкции в виде дисциплинарного взыскания.

Когда же будет доказана невиновность лица, в отношении которого производились следственные действия до возбуждения уголовного дела, могут возникнуть более серьезные последствия для следователя.

С огромным числом уголовных дел органы дознания, следствия и полиции нередко не справляются. Возбуждение уголовных дел у них откладывается при этом без законных оснований на неопределенные сроки.

Виновные при этом лица продолжают ходить по улицам и представлять опасность для общества.

Нередко именно проведение немедленных следственных действий, сразу после получения информации о возможном преступлении, может спасти чью-то жизнь или сохранить большую часть похищаемого имущества.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/sledstvennye-dejstviya-do-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela/

Информационно-справочное пособие

Порядок действий следователя после возбуждения уголовного дела?

ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) И РЕШЕНИЙ ПРИ ПРИНЯТИИ, РЕГИСТРАЦИИ И РАССМОТРЕНИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ ДОЗНАВАТЕЛЯ, ОРГАНА ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЯ.

В органы прокуратуры могут быть обжалованы следующие действия (бездействие) и решения при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении дознавателя, органа дознания, следователя:

отказ в возбуждении уголовного дела;

• несогласие с решением о передаче сообщения о преступлении по подследственности в другой орган или по подсудности мировому судье;

• отказ в приеме и регистрации сообщения о преступлении;

• неуведомление о результатах проверки сообщения о преступлении;

• отказ ознакомить заявителя с материалом проверки после принятия по нему процессуального решения.

Жалобы по этим вопросам принимаются в период ДО ВОЗБУЖДЕНИЯ уголовного дела.

Обжалование действий (бездействия) и решений следователя или дознавателя по расследуемому уголовному делу:

• применение незаконных методов расследования;

• необоснованное возбуждение, прекращение или приостановление уголовного дела;

• неуведомление о результатах расследования уголовного дела;

• необоснованное привлечение к уголовной ответственности;

• непринятие мер к раскрытию преступления, волокита;

• фальсификация доказательств и заинтересованность в исходе дела;

• отказ в удовлетворении заявленного ходатайства о сборе доказательств;

• неуведомление о результатах рассмотрения ходатайства по уголовному делу.

Жалобы по этим вопросам принимаются в период ПОСЛЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ уголовного дела.

Заявления и сообщения о преступлениях (совершенных или готовящихся) рассматриваются в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 10 суток (в исключительных случаях – 1 месяца) со дня поступления сообщения. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. О принятом по заявлению решении сообщается заявителю, при этом разъясняется право на обжалование данного решения и порядок обжалования. Так, отказ в приеме сообщения о преступлении, другие действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя обжалуются прокурору соответствующего района или в суд. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление, о чем информирует заявителя, который в случае несогласия с принятым прокурором района или его заместителем решением, вправе его обжаловать вышестоящему прокурору либо в суд. В соответствии со ст. 124 УПК РФ данные жалобы рассматриваются прокурором в срок до 10 суток.

В связи с изменениями, внесенными законодателем в ст. 144 УПК РФ, с 01.09.2007 прокурор не вправе принимать и проверять сообщения о преступлениях.

В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, прокурор обязан разъяснять заявителю порядок подачи заявления, сообщать наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.

Поступающие в органы прокуратуры сообщения о преступлениях по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксируются в Книге учета сообщений о преступлениях и безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. ст. 144, 151 УПК РФ.

В соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.11.

2011 № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» в прокуратурах субъектов Российской Федерации должностными лицами в порядке УПК РФ разрешаются жалобы при непосредственном осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрен территориальный принцип осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования.

Прямой надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении и расследованием уголовных дел правоохранительными органами, расположенными на территории конкретного района, осуществляет прокуратура данного района.

В прокуратуре района жалобы на действия (бездействие) должностных лиц на досудебной стадии уголовного судопроизводства разрешаются в порядке и в сроки, установленные ст. 124 УПК РФ.

Поскольку аппарат прокуратуры области не осуществляет прямой надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования на территории конкретного района области, то в соответствии с п. 5.

1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.

2013 № 45, обращения граждан на действия (бездействие) должностных лиц на досудебной стадии уголовного судопроизводства, в аппарате прокуратуры области разрешаются не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней.

В соответствии с п. 2.

4 вышеназванной Инструкции обращения, в которых заявители выражают несогласие с принятыми решениями и в связи с этим ставят вопрос о привлечении судей, прокуроров, следователей и дознавателей к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении ими должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления, не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст. ст. 144 и 145 УПК РФ.

Если по жалобе или заявлению принесен протест, внесено требование или представление об устранении нарушений федерального законодательства или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах их рассмотрения. В случае отклонения обращения ответ прокурора района обжалуется в прокуратуру области. Ответ прокурора области обжалуется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Кроме того, в случае несогласия с принятым органами прокуратуры решением, оно может быть обжаловано в суд.

ОБРАЗЕЦ жалобы на действия (бездействие) и решение при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении дознавателя,  органа дознания, следователя

Прокурору Пензенской области

государственному советнику

юстиции 2 класса

Канцеровой Н.Е.

(от кого)указывается фамилия, имя и отчество заявителя, адрес для направления ответа и, при желании, контактные телефоны заявителя

                                                  ЖАЛОБА

Я обратился (указать дату) в отдел полиции (указать название территориального органа полиции) с заявлением (устным, письменным) о совершении в отношении меня преступления (кража, грабеж, угроза убийством, мошенничество, причинены телесные повреждения и т.д.).

По результатам проверки (когда и кем) принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела (или меня не уведомили о результатах проверки).

С данным решением об отказе в возбуждении уголовного дела я не согласен (или с бездействием органа полиции о неуведомлении меня с результатом проверки), так как (указываются причины, по которым не согласен с принятым решением).

 По данному факту с жалобой на действия органа полиции я обращался к прокурору (указать название территориального органа прокуратуры), который отказал мне в ее удовлетворении.

Прошу проверить законность решения органа полиции (или принять меры реагирования в связи с бездействием органа полиции).

Приложение: документы на ____ листах.

«___»__________20__ года (подпись заявителя)

Примечание: Жалоба обязательно должна содержать дату и подпись заявителя. Приложенные к жалобе документы в последующем возвращаются заявителю вместе с ответом на нее.                                                                                                              

                                                                                                                               ОБРАЗЕЦ жалобы на действия (бездействие) и решения следователя или дознавателя по расследуемому уголовному делу

Прокурору Пензенской области

государственному советнику

юстиции 2 класса

Канцеровой Н.Е.

(от кого) указывается фамилия, имя и отчество заявителя,
адрес для направления ответа
и, при желании, контактные
телефоны заявителя

ЖАЛОБА

Следователем (или дознавателем) (указать название территориального органа полиции) возбуждено уголовное дело (указать дату возбуждения) о совершении преступления (кража, грабеж, угроза убийством, мошенничество, причинены телесные повреждения и т.д.).

По результатам расследования (когда и кем) принято решение о прекращении (или приостановлении, направлении в суд) уголовного дела (или меня не уведомили о результатах расследования).

С данным решением следователя (или дознавателя) я не согласен (или с их бездействием, выразившемся: в волоките, непринятии мер к объективному расследованию или раскрытию преступления, неуведомлении меня о результатах расследования), так как (указываются причины, по которым не согласен с принятым решением или в чем выразилось бездействие).

По данному факту с жалобой на действия следователя (или дознавателя) я обращался к прокурору (указать название территориального органа прокуратуры), который отказал мне в ее удовлетворении.

Прошу проверить законность данного решения по уголовному делу (или принять меры реагирования в связи с бездействием органа полиции).

Приложение: документы на ____ листах.

«___»__________20__ года                                                        (подпись заявителя)

Примечание: Жалоба обязательно должна содержать дату и подпись заявителя. Приложенные к жалобе документы в последующем возвращаются заявителю вместе с ответом на нее.

Источник: http://www.procpenza.ru/answer/246

Порядок и сроки возбуждения уголовного дела

Порядок действий следователя после возбуждения уголовного дела?

При наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК). В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

  • • дата, время и место его вынесения;
  • • кем оно вынесено;
  • • повод и основание для возбуждения уголовного дела;
  • • пункт, часть, статья УК, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Структурно постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Во вводной части постановления указываются время и место его составления, кем оно вынесено (фамилия, инициалы, должность, звание или классный чин).

В описательной и резолютивной частях приводится повод и кратко описывается фабула совершенного или подготавливаемого преступления, статья уголовного закона, но признакам которой возбуждается уголовное дело, дальнейшее его направление.

Если производство предварительного следствия по уголовному делу поручено следственной группе, то об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. Данное решение может быть также отражено в отдельном постановлении (ч. 1 ст. 163 УПК).

Дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа обязаны проверить сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня его поступления.

Данный срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа или начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-разыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления[1].

По сообщению о преступлении, распространенному в СМИ, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или по поручению руководителя следственного органа следователь.

Должностным лицам и уполномоченным государственным органам, осуществляющим проверочные действия на стадии возбуждения уголовного дела, Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-Ф3[2] предоставлены значительно более широкие полномочия, чем ранее.

В частности, при проверке сообщения о преступлении они вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-разыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК).

В связи с тем, что проведение перечисленных выше процессуальных действий, включающих в том числе и некоторые следственные действия, в частности экспертизу, теперь допускаются до возбуждения уголовного дела, что может существенно затрагивать права и интересы участников уголовного процесса, законодатель дополнил ст.

144 УПК нормой, предусматривающей защитные механизмы и усиливающей их гарантии.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, обеспечивается возможность осуществления этих прав, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК, пользоваться услугами адвоката, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа. Одновременно участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК, в том числе при приеме сообщения о преступлении (ч. 11 ст. 144 УПК).

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В этих случаях постановление о возбуждении уголовного дела и соответствующие материалы при появлении реальной возможности незамедлительно передаются прокурору.

Уголовное дело возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица.

В последнем случае уголовное дело возбуждается, когда фактические данные преступления органически связаны с конкретным лицом (неуплата алиментов, взятка, злоупотребление служебным положением и т.д.).

Лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, с момента его возбуждения приобретает статус подозреваемого и должно быть допрошено не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено.

В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. О принятом решении следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело[3].

В отношении депутатов, членов Совета Федерации, судей и других категорий лиц, предусмотренных ст. 447 УПК, уголовное дело возбуждается руководителем Следственного комитета РФ или следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:

  • • руководитель следственного органа вправе изъять уголовное дело у следователя своего следственного органа и принять данное дело к своему производству; создать следственную группу, поручить производство следствия следователю или нескольким следователям, передать другому следователю;
  • • следователь принимает уголовное дело к своему производству или передает его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
  • • орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, производит дознание (ст. 149 УПК);
  • • дознаватель принимает уголовное дело по делам, предусмотренным ч. 3 ст. 150 УПК, к своему производству или передает его по подследственности;
  • • начальник подразделения дознания вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

Порядок возбуждения уголовного дела частного обвинения регулируется также ст. 318 УПК.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются:

  • • отсутствие события преступления;
  • • отсутствие в деянии состава преступления;
  • • истечение сроков давности уголовного преследования;
  • • смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;
  • • отсутствие заявления потерпевшего в том случае, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК;
  • • отсутствие согласия на возбуждение дела в отношении депутата, члена Совета Федерации, судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, других судей федеральных судов соответственно Государственной Думы, Совета Федерации, Конституционного Суда РФ, Высшей квалификационной коллегии судей РФ, квалификационной коллегии судей (п. 1 и 3–5 ч. 1 ст. 448 УПК).

Отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК) допускается лишь в отношении конкретного лица (ч. 1 ст. 148 УПК).

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с обвинением в его совершении конкретного лица или лиц, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное постановление, копия которого направляется заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения.

Мотивированность постановления означает, что вывод о наличии основания для отказа в возбуждении уголовного дела должен вытекать из анализа установленных обстоятельств, подтвержденных конкретными данными и аргументами.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции, как установлено Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П[1], лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки, проведенной по заявлению или сообщению о преступлении, на основании которых было вынесено это решение.

Источник: https://studme.org/69749/pravo/poryadok_sroki_vozbuzhdeniya_ugolovnogo_dela

Заведомо не возбужденное… дело — PRAVO.UA

Порядок действий следователя после возбуждения уголовного дела?

Основанием для написания данной статьи являются многочисленные жалобы граждан на факт вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, связанного с дорожно-транспортным происшествием.

Большая часть таких жалоб не имеет под собой оснований, а связаны они лишь с моральными страданиями родственников погибшего или пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).

Проявляется в таких случаях и правовая неграмотность граждан, а также непонимание того, каким образом в течение нескольких дней (как правило, 10—15) при наличии тяжких телес­ных повреждений или наступлении смерти пострадавшего возможно установить, кто виновен в совершении дорожно-транспортного происшествия, и вынести по делу правовое решение.

Казалось бы, все верно, но.. На протяжении многих лет мне неоднократно приходилось работать по данной категории дел в судах г.

Севастополя, и не было ни одного случая, чтобы суд не отменил постановление отдела дознания об отказе в возбуждении уголовного дела, не направив материал для дополнительной проверки и принятия решения о возбуждении уголовного дела.

И в этом случае, естественно, начинают возникать вопросы о правомерности принятия данных решений и их соответствия действующему законодательству. Но сразу хочу оговориться, исходя из действующего законодательства, разрешение данного вопроса в пользу лица, подавшего жалобу, практически невозможно, даже если суд отменил решение отдела дознания.

Обращения граждан по данному вопросу — как правило, это не просто несогласие с выводами о невиновности одного из участников движения.

Потерпевшая сторона просто не может делать подобных выводов, поскольку на стадии дознания не допущена к материалам, на основании которых делается подобный вывод. Ее допущение не преду­смотрено Уголовно-процессуальным кодексом (УПК).

Возмущение вызывает скорость, с какой принимаются подобные решения. Однако сотрудник дознания, по УПК, связан десятидневным сроком.

Давайте попробуем беспристрастно разобраться в данной ситуации…

Выехав на место дорожно-транспортного происшествия с тяжкими последствиями, следователь или дознаватель отдела ГАИ (инспекторы ГАИ в данном случае отстранены от оформления происшествия, они оказывают лишь необходимую помощь) фиксирует всю необходимую информацию в следующих документах: схема ДТП, пояснения сторон, протокол осмотра места происшествия, протокол осмотра транспортного средства, справка о ДТП с тяжкими последствиями. Пояснения должны быть взяты у всех очевидцев происшествия, участников. Они отбираются и у пострадавших на месте ДТП, если их не успела увезти скорая помощь, или в лечебном учреждении. Законом это не запрещено, но… Подумайте, что может наговорить пострадавший в состоянии болевого шока или в полубессознательном состоянии, а ведь затем его показания будут использованы в качестве доказательства по делу. Лучше всего в данном случае использовать права, указанные в статье 63 Конституции Украины. Так что допрашивать или нет, давать показания или отказаться — самостоятельное решение каждой из сторон.

Теперь обратимся к нормам УПК. Орган дознания обязан в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления.

С этой статьей напрямую связана статья 94 УПК, в соответствии с которой поводами и основаниями для возбуждения уголовного дела являются непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления.

Совершено преступление — и тяжкое преступление (в случае наступления смерти или нанесения тяжких телес­ных повреждений), каковым оно является согласно Уголовному кодексу Украины 2001 года. Казалось бы, возбуждение уголовного дела неизбежно.

Однако, согласно статье 99 УПК, при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела орган дознания своим постановлением отказывает в возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет заинтересованных лиц. Такие основания перечислены в статьей 6 УПК. Среди них — отсутствие события преступления и отсутствие в действиях лица состава преступления.

Что такое отсутствие события преступления, ясно — например, на первый взгляд, имело место ДТП, а в действительности смерть пострадавшего наступила по иной причине. Отсутствие состава — совсем иное, именно это вводит в заблуждение многих граждан. Преступление имело мес­то, есть и водитель, и пострадавший, и это ДТП, но водитель в аварии не виноват. Таким образом, в течение определенного времени орган дознания должен предпринять ряд мер для установления причин аварии.

Обратимся вновь к УПК, к статье 104. При наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит следственные действия до установления лица, его совершившего. Но в наличии тяжкие последствия — смерть человека.

В соответствии со статьей 108 по делу о тяжком преступлении дознание проводится в срок не более 10 дней с момента возбуждения уголовного дела. Таким образом, отдел дознания самостоятельно возбуждает уголовное дело и по истечении 10 дней передает его следователю.

Но тогда возникает вопрос — а на основании каких нормативных актов отдел дознания, не возбуждая уголовного дела по тяжким преступлениям, в течение 10 дней устанавливает лицо, виновное в совершении преступления? Оставим пока этот вопрос открытым, посмот­рим, что происходит после совершения ДТП в течение первых 10 дней.

Порядок действий органа дознания четко регламентирован нормами УПК, таким образом, отступление от этих норм является либо правонарушением, либо преступлением, иного не дано.

Сложившаяся в регионах Украины на протяжении многих лет практика ведения дознания по делам о ДТП является грубейшим нарушением действующего законодательства и имеет место по причине повсеместной правовой неграмотности, да и потому, что до сих пор сильны в наших гражданах стереотипы прошлого — сама мысль обжалования неправомерных действий должностных лиц милиции вводила советского человека в ступор.

Итак, первые десять дней. Дорожно-транспортное происшествие относится к разряду очень сложных преступлений, поскольку тяжело сразу, без проведения необходимых следственных действий установить виновное лицо.

Первым и одним из важнейших действий является воспроизведение обстоятельств ДТП. Но возможно ли оно, ведь уголовное дело еще не возбуждено? Обратимся вновь к УПК.

Статья 194 определяет: в целях проверки и уточнения результатов допроса свидетеля, подозреваемого и обвиняемого, полученных при проведении осмотра и иных следственных действий, следователь может выехать на место преступления в присутствии понятых, участников, специалиста, эксперта.

Таким образом, нами установлено, что данное действие происходит только после возбуждения уголовного дела, после допроса свидетелей и предупреждения их за дачу ложных показаний и т.д.

А каким образом это действие закрепляется? Статья 82 УПК гласит: протоколы следственных и судебных действий, составленные и оформленные в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом… являются источниками доказательств, поскольку в них подтверждаются обстоятельства и факты, имеющие значение для разрешения дела.

Что же происходит в действительнос­ти? В кратчайшее после ДТП время сотрудник отдела дознания совместно с участниками (а если один из них в больнице или погиб, естественно, в том составе, в каком есть), очевидцами выезжает на место аварии и проводит проверку показаний, изложенных ими в своих пояснениях, данных в день ДТП. Обращают на себя внимание следующие обстоятельства: проверяются не показания, данные на допросах, а пояснения; ни один из участников не предупреждается об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, отказ от дачи показаний. Затем все это оформляется «Протоколом дополнительного осмотра места происшествия», дополнением к которому является схема ДТП. Ни одной из норм УПК проведение дополнительного осмотра места происшествия не предусмотрено. Только статья 109 указывает: с целью выявления следов преступления следователь проводит осмотр места преступления. В неотложных случаях осмотр может быть проведен до возбуждения уголовного дела, однако в этом случае дело возбуждается немедленно после проведения осмотра. Таким образом, указанные выше документы, в соответствии со статьей 82 УПК, доказательствами по делу не являются, поскольку составлены в нарушение УПК.

Исследуя механизм ДТП, мы вторгаемся в область специальных познаний и, естественно, в этом случае прибегаем к услугам специалистов — экспертов-автотехников.

После дополнительного осмотра места происшествия дознаватель назначает по делу автотехническое исследование, поручая его специалисту соответствующего экспертного учреждения.

Оформляется это таким документом, как «Направление на автотехническое исследование».

В течение двух-трех дней эксперт делает выводы о том, кто из участников нарушил ДТП и возвращает акт исследования дознавателю для принятия решения по существу. Обратимся вновь к УПК.

Статья 193 преду­сматривает при необходимости проведение судебно-медицинского освидетельствования по указанию следователя, но лишь в рамках возбужденного уголовного дела.

Но, может, это действо регламентировано какими-либо иными нормативными актами? Как гласит пункт 3 утвержденной Министерством юстиции Инструкции о порядке проведения, назначения судебных экспертиз, «в соответствии со статьей 48 УПК по заявлению адвоката, защитника в экспертных учреждениях могут проводиться исследования, результаты которых излагаются в письменных заключениях специалистов». В этом случае эксперт не предупреждается об уголовной ответственности за дачу ложного заключения и за отказ от дачи заключения. Участники происшествия в данном случае не знакомятся с документом о назначении автотехнического исследования, не имеют права задать специалисту свои вопросы, они также не имеют права ознакомиться с заключением специалиста после его проведения (тем самым, кстати, нарушается целый ряд статей УПК). Такие исследования могут проводиться по поручениям органов нотариата, таможни, а также по заявлению предприятий, учреждений, организаций.

Вывод однозначен — заключение специалиста и направление на автотехническое исследование, оформленное дознавателем, также не могут являться доказательствами по уголовному делу, поскольку составление таких документов не регламентировано нормами УПК.

В соответствии со статьей 196 УПК по уголовному делу назначается судебная автотехническая экспертиза с соблюдением всех предусмотренных законодательством условий, таким же образом проводится и воспроизведение обстоятельств дорожно-транс­портного происшествия.

Но в течение этих десяти дней проводится еще одно действие, назвать которое процессуальным также нельзя. Для определения тяжести телесных повреждений назначается судебно-медицинское исследование, результатом которого является Акт медицинского исследования.

В соответствии со статьей 193 УПК данное действие проводится только по поручению следователя в рамках возбужденного уголовного дела, при обязательном составлении протокола, подписываемого следователем и освидетельствованным.

А если заболевание тяжкое, длящееся, прогрессирующее? Ведь в акте будут содержаться выводы на день проведения.

Законно ли это? А если человек погиб — ведь в данном случае судебно-медицинским экспертам для ответа на некоторые вопросы необходимо не менее месяца, с проведением целого ряда специальных исследований. Постановление будет вынесено без заключения специалиста, не говоря уже об экспертном заключении.

Обратимся к статье 76 УПК: «Экспертиза в обязательном порядке назначается для установления причин смерти». Нужно ли задавать риторический вопрос о законности принятия решения — постановления об отказе в возбуждении уголовного дела при наступлении смерти потерпевшего?

Возможно ли для стороны, не довольной данным решением, его обжалование? Да, статья 2361 УПК предусматривает такое право в течение 7 дней с момента получения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Я принимал участие в нескольких десятках подобных дел, представляя в судах интересы потерпевших, родственников погибших. Не было ни одного случая, чтобы суд отказал в удовлетворении жалобы — и это понятно, поскольку суд руководствуется законом, он не может иначе, в обратном случае его решение будет отменено.

Как правило, основания, изложенные судом в своих решениях, одни и те же: односторонность, необъективность при рассмотрении материала, отсутствие автотехнической и судебно-медицинской экспертиз, что исключает возможность правильного разрешения дела, а также непредупреждение экспертов об уголовной ответственности.

Но судья не может возбудить уголовное дело, отменяя постановление, он направляет дело на новое рассмотрение для устранения недостатков и принятия решения о возбуждении уголовного дела. Результат — новое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В моей практике бывали случаи, когда одно и то же постановление суд отменял своим решением несколько раз. Круг замкнулся.

Ни по одному из нескольких десятков дел, с которыми я работал, после отмены постановления об отказе в возбуждении не было возбуждено уголовное дело. Но в городе десятки юристов, работающих по такой категории дел. Вывод можно сделать самостоятельно.

Источник: https://pravo.ua/articles/zavedomo-ne-vozbuzhdennoe-delo/

Статья 149 УПК РФ. Направление уголовного дела

Порядок действий следователя после возбуждения уголовного дела?

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса:

1) утратил силу. – Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ;

2) следователь приступает к производству предварительного следствия;

3) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, производит дознание.

См. все связанные документы >>>

1. В коммент. ст. приведен перечень действий, осуществляемых следователем (дознавателем и др.) после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК.

2. Между тем уголовные дела указанными должностными лицами и органами могут быть возбуждены не только в порядке ст. 146 УПК. В ст. 146 УПК закреплен порядок возбуждения уголовных дел публичного обвинения. Помимо возбуждения уголовных дел публичного обвинения УПК известен порядок возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения и частного обвинения.

3. Порядок возбуждения следователем (дознавателем и др.) с согласия прокурора и без такового уголовных дел частного и частно-публичного обвинения закреплен в ч. 4 ст. 20, ст. 147, ч. 3 ст. 318 УПК.

4. Так как изложенные в коммент. ст. действия следователь (дознаватель и др.) может осуществлять после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не только в порядке, установленном ст. 146 УПК, но и в порядке, установленном ч. 4 ст. 20, ст. 147, ч. 3 ст. 318 УПК, следует заключить, что рассматриваемая часть коммент. ст. подлежит расширительному толкованию.

5. Буквально же в коммент. ст. говорится только о действиях, осуществляемых после вынесения постановления в порядке, закрепленном в ст. 146 УПК. Этот порядок состоит из следующих основных правил:

– для возбуждения уголовного дела необходимо наличие предусмотренных ст. 140 УПК повода и основания;

– единолично возбуждать уголовное дело может следователь (дознаватель и др.);

– обязательно соблюдение предусмотренной ч. ч. 2 и 3 ст. 146 УПК процессуальной формы постановления о возбуждении уголовного дела;

– прокурор вправе отменить незаконное или необоснованное постановление о возбуждении уголовного дела.

6. Порядок возбуждения следователем (дознавателем и др.) уголовных дел частно-публичного и частного обвинения менее регламентирован уголовно-процессуальным законом. Тем не менее представляется, что все вышеуказанные основные правила возбуждения уголовных дел публичного обвинения распространимы и на порядок возбуждения следователем (дознавателем и др.

) уголовных дел частно-публичного и частного обвинения. Единственное отличие этих процедур заключается в том, что дела частно-публичного и частного обвинения возбуждаются не иначе, как по заявлению потерпевшего (законного представителя потерпевшего, а в случае смерти потерпевшего – по заявлению его близкого родственника).

Без такой жалобы руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело частно-публичного или частного обвинения, только если преступление, о котором им стало известно, совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

7. В коммент. ст. говорится о действиях, осуществляемых следователем (дознавателем и др.) после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Однако закрепленный здесь и исследуемый в большинстве комментариев перечень этих действий далеко не является исчерпывающим. Во-первых, в коммент. ст.

названы не все участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, уполномоченные на возбуждение уголовного дела, а значит, и принимающие после этого процессуальные решения. Во-вторых, не учтена ситуация направления прокурору уголовного дела в порядке ч. 3 ст. 146 УПК, производства неотложных следственных действий следователем (дознавателем и др.

), а равно предусмотренное ч. 2 ст. 39 (ч. 2 ст. 40.1) УПК право руководителя следственного органа (начальника подразделения дознания) принимать уголовное дело к своему производству. Совершенствование редакции приведенного в коммент. ст. перечня должно осуществляться также с учетом закрепленного в ч. 2 ст.

163 УПК права руководителя следственного органа принимать решение о производстве предварительного следствия следственной группой.

——————————–

Источник: https://rulaws.ru/upk-rf/CHAST-VTORAYA/Razdel-VII/Glava-20/Statya-149/

СтражЗакона
Добавить комментарий