/ Прокуратура разъясняет / Вопрос-ответ
Марина Алексеевна
Ответ: В силу ст.
65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в том числе, справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:
– лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
– имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части.
Согласно ст. 351.
1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
ТК РФ и УПК РФ предусматривают механизм отстранения педагога от занимаемой должности при возбуждении в отношении него уголовного дела по соответствующим статьям УК РФ.
Форма справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования утверждена Приложением № 6 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. Приказом МВД РФ от 07.11.2011 № 1121.
В форме справки отсутствуют сведения о сроке ее действия. Законодательством также не установлен срок, в течение которого справка педагогического работника об отсутствии судимости действительна.
Государственная услуга по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы.
В целях контроля соблюдения ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних образовательными учреждениями на регулярной основе осуществляется мониторинг в отношении педагогических работников. При этом сведения о судимости могут предоставляться непосредственно работниками (добровольно), а также запрашиваться образовательным учреждением (при наличии соответствующих согласий работников).
В случае возложения работодателем на работников не предусмотренных законом обязанностей, а равно взимания должностными лицами платы за оказание бесплатной государственной услуги, граждане, чьи права были нарушены, а также иные граждане, которым стало известно о фактах данных нарушений, вправе обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченные органы – Государственную инспекцию труда в Нижегородской области (г.Н.Новгород, ул. Пискунова, д.3/3, 411-89-51, 433-38-08), СУ СК России по Нижегородской области (и территориальные подразделения), либо в органы прокуратуры по месту совершения нарушений.
Кроме того, граждане вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Источник: http://proc-nn.ru/ru/10/52/1694/
Содержание
Правомерность запроса справки об отсутствии судимости для участия в тендере
Особенности законодательства и предусмотренные законодательством единые требования к участникам закупки. Декларация об отсутствии у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики.
Вопрос: Правомерно ли заказчики запрашивают справку на имя директора об отсутствии судимости для тендера?
Ответ:
Нет, заказчики не имеют право устанавливать требование о предоставлении справки об отсутствии судимости директора для тендера.
Участник в составе заявки декларирует отсутствие судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята) у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки.
Комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие требованию п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Как указывает Минэкономразвития РФ в Письме от 28.01.15г. № Д28и-166: “…
при осуществлении закупки участник декларирует отсутствие судимости у физического лица – у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица”.
Таким образом, для участия в закупках участнику достаточно предоставить организатору тендера декларацию с необходимой информацией. Декларация составляется участником закупки, подписывается его руководителем.
Организатор закупки должен будет самостоятельно проверить представленные участником сведения – декларацию об отсутствии у участника закупки (или его руководителя и гл. бухгалтера) судимости за преступления в сфере экономики, или дисквалификации (ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Если заказчик примет решение о проверке декларации, то аукционная (тендерная) комиссия может обратиться в соответствующий отдел МВД России по месту нахождения участника закупки с запросом о наличии или отсутствии у руководителя или главного бухгалтера судимости за преступления в сфере экономики.
Обоснование
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
Статья 31. Требования к участникам закупки
1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8. Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.
1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.
Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3-5, 7-9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи.
Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Отвечает Александр Сорокин,
заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России
«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг.
Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг.
Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».
Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа
Задайте свой вопрос экспертам «Системы Главбух»
Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/276294-pravomernost-zaprosa-spravki-ob-otsutstvii-sudimosti-dlya-uchastiya-v-tendere
Сотрудник представил поддельную справку о зарплате | Аюдар Инфо
В Постановлении АС ВСО от 29.10.2018 по делу № А19-22983/2017 рассматривался следующий спор.
ФСС провел выездную проверку с целью контроля правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (выплаты по больничному листу, пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком).
В отдельных случаях было выявлено необоснованное завышение размера выплаченных пособий в связи с тем, что в справках, предоставленных сотрудниками с места работы у предыдущего работодателя, содержались недостоверные сведения.
В частности, по информации, имеющейся в распоряжении инспекторов ФСС, средняя заработная плата (с которой уплачивались страховые взносы) сотрудников составляла от 3 333 до 5 458 руб. в месяц, в то время как в представленных справках значились суммы среднего заработка от 16 800 до 21 166 руб. На основании изложенного проверяющие пришли к выводу, что представленные справки не могут служить основанием для начисления пособий по обязательному социальному страхованию.
Напомним
Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности определен Законом об обязательном социальном страховании и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности.
В соответствии с названными документами в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности. Не входят в расчет выплаты, не облагаемые страховыми взносами, перечисленные в ст. 422 НК РФ.
В случае если работник проработал в учреждении менее двух лет (менее расчетного периода), для назначения пособия он вправе предоставить работодателю справку (справки) о сумме заработка с места (мест) работы (службы) у другого работодателя (у других работодателей).
Справку можно проверить
Бухгалтер должен знать, что при возникновении сомнений в подлинности справки и (или) достоверности содержащихся в ней сведений работодатель может направить соответствующий запрос в территориальный орган ФСС (п.
2 Порядка направления запроса страхователя в территориальный орган страховщика для осуществления проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.01.2011 № 20н). Запрос направляется любым удобным способом: по почте, в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, либо представляется непосредственно в территориальный орган страховщика (форма запроса утверждена названным выше приказом).
Позиция судей
Суд, рассмотрев спор, поддержал работодателя.
В частности, он указал, что осуществление проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений является правом работодателя, а не его обязанностью.
Для обращения в ФСС с запросом необходимо наличие оснований, прямо или косвенно указывающих на недостоверность или неточность сведений в справке о сумме заработной платы (завышенный или заниженный размер оплаты труда, подчистки, исправления в тексте и т. д.).
При этом в ходе рассмотрения дела судом были исследованы подлинники справок, представленных работниками. Все они были оформлены по утвержденной форме, содержали необходимые реквизиты, были подписаны генеральным директором и главным бухгалтером.
То есть суд установил, что у работодателя не имелось оснований для обращения в ФСС, в связи с чем при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком он правомерно исходил из сведений, изложенных в справках.
Можно ли удержать с работника излишне выплаченную сумму пособия?
Комментируемый спор решился в пользу работодателя. В принципе, если бухгалтеры столкнутся с подобной ситуацией, им нужно знать, что в соответствии с п. 4 ст.
15 Закона об обязательном социальном страховании суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев:
- счетной ошибки;
- недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Иными словами, если будет доказано, что работник представил поддельную справку, с него можно произвести удержание в размере не более 20 % суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Ответственность за предоставление недостоверных сведений
В соответствии со ст. 15.1 Закона об обязательном социальном страховании физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера, №12, 2018 год
Источник: https://www.audar-press.ru/poddelnaya-spravka-o-zarplate